Проект
«Профориентационная работа в начальной школе»
1. Профориентационная работа в начальной школе подготавливает «почву» для более осмысленного и осознанного профессионального выбора в среднем и старшем звене.
2. Цель
проекта :
формирование опыта различных видов деятельности, интереса и положительного
отношения к труду, изучение задатков, расширение знаний о мире профессий.
3. Задачи:
- расширение первоначальных представлений о различных профессиях;
- предоставление возможности учащимся погрузиться в различные профессии через
игровые ситуации;
- развитие интереса к различным профессиям;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к чужому и своему труду;
- выявление сферы интересов детей и обогащение этой сферы;
- развитие способностей младших школьников на основе различных впечатлений о
мире профессий;
- изучение отношения к учению и к учебным предметам.
4. Одной из задач обучения и воспитания младших школьников в соответствии с реализацией ФГОС НОО является подготовка к обоснованному выбору профессии.
Ранняя профориентационная работа должна проводиться уже в начальной школе, т.к. именно на этой ступени образования у учащихся закладываются основы выбора будущей профессии. Знакомство младших школьников с многообразием профессий позволит сделать им правильный и осознанный выбор в будущем.
5. Профессиональная
ориентация – это не выбор школьником профессии, одной
на всю жизнь, а формирование у него готовности к профессиональному
самоопределению, активизация внутренних ресурсов его личности с тем, что бы,
включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере
реализовать себя в ней.
Профориентация – это система мероприятий, направленная на выявление личностных
особенностей, интересов и способностей у обучающихся для оказания помощи в
разумном выборе профессий, наиболее соответствующих их индивидуальным
возможностям.
6. Возрастные особенности
Ведущая деятельность – учебная; В учебе руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых. Недостаточно развита волевая сфера,
мышление носит наглядно-действенный характер; Уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых;
7. Профессиональная ориентация в школе– это система педагогического воздействия на учащихся как на уроках, так и во внеурочное время для подготовки их сознательному выбору профессии.
8. Основными
направлениями профориентационной работы в начальной школе являются:
- помощь младшему школьнику в выборе
направления деятельности, в которой хотел бы он себя реализовать;
- расширение круга современных профессий и их важность в жизни.
9. Целью профориентации в 1 классе является формирование первых умений и навыков общего труда на пользу человеку, культуры труда, расширение знаний о производственной деятельности общества, о технике, воспитание уважения к людям, которые трудятся, понимание значения труда в жизни человека.
10. Во 2 классе младшие школьники также продолжают знакомство с трудом окружающих, имеют более глубокие представления о некоторых профессиях. Учащиеся второго класса пытаются устанавливать отношения в трудовых группах.
11. В третьем классе продолжают углублять общетрудовые знания, умения и навыки. В этом возрасте происходит знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями, начинается отработка первых навыков организации своей работы и работы одноклассников. Третьеклассники проявляют активность и инициативу в поисках и воплощении полезных дел. В этот период происходит воспитание чувства ответственности за качество выполненной работы.
12. У учащихся 4 класса обобщаются и расширяются представления о труде, полученные в предыдущих классах. В этом возрасте продолжается воспитание любви к труду, уважения к людям труда. У них углубляются представления о многообразии профессий.
13. Профориентационная работа позволяет учащимся лучше понять, что больше ему нравится, к чему предрасположенность.
14.
В начальной школе выделяют различные формы
профориентационной работы:
1)
работы на уроках;
2) работы во внеурочное время:
- экскурсии;
- тематические классные часы;
- беседы с детьми;
- проекты;
- конкурсы;
- игры;
- внеклассные занятия.
15. На внеурочных мероприятиях необходимо использовать ролевые и комплексные игры, сочетающие в себе элементы театрализации, инсценировки, назначение которых – способствовать расширению и углублению знаний младших школьников о профессиях. Дети с удовольствием участвуют в них, обыгрывая действия
16. С учащимися 4 классов целесообразно использовать такую форму профориентационной работы, как психологическая диагностика, целью которой является изучение интересов, склонностей и способностей обучающихся. Результаты этой психодиагностики могут быть использованы при комплектовании профильных 5 классов. По новым стандартам ФГОС в сборниках по подготовке к ВПР есть задания на проверку знаний по профориентации учащихся начальных классов.
17. В настоящее время профориентационный диагностический инструментарий для младшего школьного возраста практически отсутствует. Вот лишь те, которые нам удалось найти:
18. . Методика «Кем быть»
(Н.С. Пряжников)
Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись.
19. И Др.
20.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.