Профориентационная деятельность с детьми "группы риска"
Оценка 4.6

Профориентационная деятельность с детьми "группы риска"

Оценка 4.6
Разработки курсов
doc
воспитательная работа
Взрослым
22.12.2018
Профориентационная деятельность с детьми "группы риска"
Опыт организации профессиональных проб воспитанников детского дома из числа детей "группы риска" в форме "погружения" в студенческую среду, образовательный процесс профессиональной организации с целью формирования представлений о содержании программы обучения, будущей профессии, условиях обучения и самостоятельного проживания в общежитии. Методической основой деятельности учреждения в рамках проекта "Два дня из жизни студента", являются методические рекомендации по организации профессиональных проб профессора Н.С. Пряжникова и команды педагогов под руководством профессора С.Н. Чистяковой. В работе показан механизм организации проб, технология их проведения в условиях взаимодействия с организациями профессионального обучения, показаны конкретные способы формирования адекватных представлений о будущей профессии, самостоятельной жизни, что служит профилактикой дезадаптации выпускников в постинтернатный период.
Профориентационная деятельность с детьми группы риска. Статья Муриной М.А.doc
Автор статьи: Мурина М.А., социальный педагог                                                          КГКУ «Сосновоборский детский дом»                  Профориентационная деятельность с детьми «группы риска».                      По   результатам   социологического   исследования   «Траектории социальной   и профессиональной   адаптации   выпускников   детских   домов в России», опубликованного в 2017 году, основными проблемами социальной адаптации   воспитанников   названы:   «несамостоятельность   и   иждивенческая позиция, привычка к гиперопеке,  минимальная зона индивидуального выбора и   ответственности».   Всё   это   затрудняет   процесс   личностного   и профессионального   самоопределения   воспитанников,   увеличивает     риски дезадаптации в постинтернатный период при обучении в профессиональной организации.                     После  выпуска   из  детского  дома представления  выпускников   о «свободной»   студенческой   жизни   сталкиваются   с   требованиями   реальной образовательной   среды   ПОУ,   с   необходимостью   самостоятельно   решать проблемы     обучения,   взаимодействия   с   социумом,   а   представления   о профессии   не   соответствуют   реальному   содержанию   программы профессионального   обучения,     характеру   будущей   профессиональной деятельности. В результате – снижение мотивации к обучению, проблемы с посещением и успеваемостью, конфликты, угроза отчисления из ПОУ. При этом, в категорию «группы риска» чаще всего попадают выпускники с ОВЗ, имеющие интеллектуальные нарушения.  Учитывая то, что данная категория обучающихся   не   имеет   возможности   получить   второе   бесплатное профессиональное   образование,   имеет   ограниченный   выбор   профессий   и ПОУ,   где   бы   они   могли   учиться   и   проживать   в   общежитии,   вопрос адекватности выбора стоит очень остро.          Какие средства будут способствовать действительно самостоятельному выбору профессии, без использования нами манипулятивных стратегий из­за необходимости  срочно «пристроить» выпускника в ПОУ? Посредством чего можно   пробудить   у   детей   «группы   риска»   интерес   к     поиску   «своей профессии»,   как   активизировать   их   личностный   ресурс,   актуализировать процесс формирования готовности к самостоятельной жизни?              Как показывает опыт, наиболее эффективно эти задачи можно решать средствами социальных практик и профессиональных проб. Попробовать себя в профессии наши воспитанники могут  разными способами: пройти пробу в летнем трудовом отряде старшеклассников,  в программах  профпогружения, на учебно­опытных участках и миниферме,   в процессе участия в краевых профильных сменах, реализации профориентационных проектов.                  Понятие «профессиональная проба» используется   в педагогической практике   для   определения   широкого   спектра   форм   профориентационной деятельности.  Как отмечает Н.В. Свиридова, «одни педагоги включают в этот термин   все   виды   игровой   имитационной   деятельности   дошкольников   или младших   школьников,   связанные   с   самообслуживанием,   ручным   трудом, ухаживанием за домашними растениями и животными,   другие объединяют под этим понятием  различные диагностические профориентационные  игры, проводимые педагогами­психологами».                По   мнению   В.И.   Блинова   и   И.С.  Сергеева,   «…такой   подход,    не предполагающий   погружения   обучающегося   в   реальный   профессиональный (профессионально­образовательный)   процесс,   превращает   профпробу   в процесс   имитационный».   «Положение   об   организации   и   проведении профессиональных проб в сетевом взаимодействии», разработанном на основе методических   рекомендаций         «Профессиональные   пробы:   технология   и методика проведения» (авторы: Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф, Лернер П.С., Рабинович А.В.)    определяет, что профессиональной пробой  можно считать «завершенный вид учебно­трудовой деятельности, моделирующий элементы определенного   вида   технологического   (производственного)   процесса, способствующий   формированию   целостного   представления   о     содержании конкретной профессии или группы родственных профессий».                Являясь   сторонником   организации   сетевого   взаимодействия,   Н.В. Свиридова   утверждает,   что   «…наиболее   эффективной   профессиональная проба становится тогда, когда субъектами процесса профессиональных проб являются,   с   одной   стороны,   сами     подростки   и   юношество,     с   другой     – носители   профессиональных   компетенций   (специалисты   и   рабочие предприятия,   мастера   производственного   обучения   и   преподаватели профессиональных образовательных организаций)».                   Именно такой подход в 2016 году был взят нами за основу при разработке,   совместно   с   КГБПОУ   «Дивногорский     гидроэнергетический техникум имени А.Е. Бочкина», проекта «Два дня из жизни студента», одним из   существенных   достоинств   которого   стало   использование   механизмов сетевого взаимодействия  между детскими домами центральной территории, с одной   стороны,     и   социального   партнёрства   с   ПОУ   –   с   другой. Профпогружение  воспитанников 7­9­х классов планировалось осуществлять два раза в год (на весенних и осенних  каникулах) по программе мини­сессии, рассчитанной на 2­3 дня. В задачи  проекта входило  не только углублённое знакомство   воспитанников   с   профессиями,     но   и   формирование   их представлений о студенческой жизни в целом.   Основными   документами,   регламентирующими   организацию профессиональной   пробы   в   сетевой   форме,   являются   «Программа профессиональных   проб»,   «План   проведения   профессиональных   проб», расписание занятий.  Программа разрабатывается в соответствии с основными требованиями   ФГОС   к   профессиональным   компетенциям   специалистов определенного профиля.  ПОУ предоставляет различные ресурсы: кадровые, учебно­методические,   информационные,   материально­технические.     С обучающую   и  диагностическую, момента начала профессиональных проб, на воспитанников распространяются правила охраны труда, нормы дисциплины труда, предусмотренные правилами внутреннего распорядка ПОУ.          Методической основой для организации профессиональных проб служат работы профессора  Н.С. Пряжникова, который предложил типологию форм, структуру   содержания   и   этапы   профессиональных   проб,   а  так   же,  работы группы   исследователей   под   руководством   профессора   С.Н.   Чистяковой, которые сосредоточили внимание на компонентах, педагогических условиях осуществления   профессиональных   проб,   факторах,   влияющих   на   их результативность.   Их   методические   рекомендации   и   имеющийся   у   нас практический опыт, позволяют нам успешно использовать данную технологию организации профессиональных проб.       Организация проб проводится нами в три этапа: ­подготовительный  (в детском доме); ­исполнительский (в ПОУ); ­заключительный (в детском доме). Подготовительный   этап  имеет мотивирующую цели.            Диагностическая цель направлена на выявление через диагностические методики представлений воспитанников о профессиях, своих  способностях, склонностях   в   отношении   данных   профессий,   готовности   к   выполнению профессиональной пробы.  По результатам последнего анкетирования наших воспитанников,   74%   из   них   имеют   слабые   представления   о   профессиях, сферах деятельности, недостаточно знают свои способности,   затрудняются соотнести   их   с   требованиями     к   профессии;   13%   ­   имеют   достаточные представления   о   профессиях,   но   слабо   представляют   практическое содержание   конкретной   деятельности,   затрудняются   в   оценке   своих способностей;     13%   ­   знают   свои   способности,   определились   со   сферой будущей деятельности, но затрудняются в выборе конкретной профессии.          Обучающая цель решается через приобретение воспитанниками основных сведений о профессиях, по которым планируются пробы, через: ­ экскурсии на предприятия; ­ встречи с профессионалами; ­ имитационные профориентационные игры; ­ участие в проектах; ­просмотр учебных фильмов и другое.          Воспитанники с помощью педагога формулируют свои образовательные задачи, вносят записи в свой  личный профессиональный план. Этот план является   основным   инструментом     по   профессиональному самоопределению воспитанника. Исполнительский   этап  (проходит  в   ПОУ   во   время   сессии   погружения) осуществляется по трём направлениям:      в   работе   каждого ­погружение в учебный процесс (учебная проба);  ­погружение    в студенческую    жизнь (социальная проба);   ­участие в мастер­классах (профессиональная проба).                         Формирование представлений воспитанников об  учебном процессе происходит через следующие мероприятия: ­экскурсии   по учебному заведению   (знакомство с Правилами внутреннего распорядка,  материально­техническим ресурсом, ресурсом дополнительного образования техникума); ­занятия   в   аудиториях   с   группой   студентов   по   общеобразовательным   и специальным дисциплинам; ­групповые занятия с психологом; ­участие в студенческой конференции и другое.        Погружение в студенческую жизнь проходит через: ­участие   в   спортивных   состязаниях   и   досуговых   мероприятиях; ­проживание в студенческом общежитии (приготовление обедов, выполнение обязанностей  дежурных по этажу); ­вечерняя   встреча   со   студентами   (обсуждение   вопросов,     опыта     решения проблем, связанных с самоорганизацией, распределением  денежных средств, выстраиванием взаимоотношений  с соседями).             Мастер­класс    (практическое   выполнение заданий) проводится     по схеме:  задание — условие — результат.  Задача мастера – подобрать такие способы   работы   с   детьми,   чтобы   у   каждого   была   возможность   получить удовольствие от процесса работы и от «себя­в­работе».   Мастер действует по следующему алгоритму: ­озвучивает задания с различным уровнем сложности; ­оговаривает   условия,   которые   необходимо   соблюдать   при   выполнении заданий; ­определяет продукты  деятельности.         Воспитанникам предлагаются задания трёх уровней сложности: ­исполнительский   (формирование     практических   умений,   представлений воспитанников о своих  склонностях  и возможностях); ­исполнительско­творческий   (самостоятельный  выбор материала, деталей, действий, модернизация какой­либо конструкции); ­ творческий (самостоятельный поиск выхода из проблемной ситуации, поиск новых творческих способов решения).    Оценка   деятельности  воспитанника   в   процессе   выполнения профессиональной пробы происходит  через событийный мониторинг. После окончания   пробы,   мастером   и   педагогом­сопроводителем   (или   тьютором) заполняются     о   профессиональной   пробе,   даются рекомендации.               Показателями   качества  выполнения  практических   заданий   пробы являются:   самостоятельность,   активность   и   целеустремленность   в   листы   оценки (после   возвращения   в   детский   дом)   с достижении   качественного   результата,   соответствие   конечного   результата целям задания, стремление выполнить условия и требования практического задания, рефлексия результатов собственной деятельности, проявление общих и специальных профессионально­важных качеств. На   заключительном   этапе  воспитанниками проводится групповая и индивидуальная работа. Групповая: ­фотоотчёт,  слайдовая презентация; ­презентация продуктов собственной деятельности.  Индивидуальная: ­анализ   личностных результатов, изучение мнения мастера и педагога о его действиях во время осуществления проб; ­определение     степени   решения   своих   образовательных   задач,   внесение дополнений и изменений в свой личный профессиональный план.        Одним из возможных вариантов прохождения воспитанником проб может быть   «отрицательный»   результат.  Причиной  этому   могут   стать   не   только отсутствие интереса, но и  неготовность воспитанника к профессиональному выбору в целом. Важно использовать оценку достижений, прежде всего, как инструмент положительной мотивации воспитанников.      Положительным   результатом  профессиональных   проб   являются следующие показатели готовности воспитанников к выбору  профессии:          ­динамика   изменения   самооценки   до   выполнения   пробы   и   после   нее, адекватность   самооценки,   совпадение   с   оценкой   внешних   респондентов (мастера, педагога, других воспитанников); ­изменение   мотивации   по   отношению   к   ситуации   выбора   профессии,   к деятельности, в рамках которой выполнялась проба; ­ принятие решения о дальнейших планах, связанных с выбором профессии.        Результаты реализации проекта:    1.   В   2018   году   проект   осуществляли:   КГБПОУ   «Дивногорский гидроэнергетический   техникум  имени   А.Е.   Бочкина»,  КГБПОУ «Красноярский   техникум   промышленного   сервиса».   С   2019   года планируется   участие   в   проекте   КГБПОУ   «Красноярский   техникум социальных технологий».                       2. В течение трёх лет в проекте приняли участие  28 воспитанников   7­9­х классов.       3. Из 15 выпускников  2017 и 2018 годов,  80% (12 чел.) составляют те, на выбор профессии или ПОУ которых, так или иначе, повлияло участие в сессиях погружения.             4. По результатам мониторинга, 83% (10 чел) из числа поступивших в ПОУ после участия в сессиях погружения, успешно адаптированы.            5.   Планируют   пройти   пробы   в   течение   2019   года   100%   (30   чел.) воспитанников 7­9­х классов учреждений, участвующих в проекте. По   отзывам   воспитанников,   проходивших   пробы   через   сессии погружения,     это   был   «интересный»   и   «очень   полезный   опыт»,   который позволил им испытать себя в реальном деле,  «примерить» профессию, пожить «на   равных»   со   студентами,   почувствовать   себя   более   взрослым   и самостоятельным.        Таким образом, профессиональная проба в формате сессии погружения является   становления   личностного, профессионального и социального самоопределения воспитанников. Данная практика не только   позволяет   сделать     профессиональный   выбор более осознанным,  но и делает переход  выпускников  в студенческую  жизнь менее болезненным. эффективным   средством   Литература: 1.Траектории   социальной   и профессиональной   адаптации   выпускников детских   домов   в России.   Обзор   исследовательского   отчета/   Абрамов Р. Н., Антонова К.А.,  Грач Е.А.,  Ильин А.В., Любарский Г.Ю.,  Чернова Ж.В.  2016. Электронный ресурс: https://docplayer.ru/31392142­Adaptacii­traektorii­socialnoy­vypusknikov­ detskih­domov­i­professionalnoy­v­rossii.html 2.Свиридова Н.В. Организация системы профессиональных проб как фактор успешного   профессионального   самоопределения   школьников.  Электронный ресурс: https://posidpo.ru/sviridova­n­v­organizatsiya­sistemyi­pro/ 3.Блинов   В.И.,   Сергеев   И.С. Профессиональные   пробы   в   школьной профориентации: путь поисков. Электронный ресурс: https://cposo.ru/rs/cppk/profmaterial/Blinov_Sergeev_Prof.proby.pdf 4.  Профессиональные пробы и выбор профессии. Книга для учителей. Под редакцией   С. Н. Чистяковой.  Электронный   ресурс: http://psihdocs.ru/kniga­ dlya­uchitelya­pod­redakciej­s­n­chistyakovoj.html   5.Положение об организации и проведении профессиональных проб в сетевом взаимодействии. ресурс: http://viro.edu.ru/attachments/article/4114/Pologenije_o_profprob ax.pdf 6. Пряжников  Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. Электронный ресурс:http://pksuvu.ru/sites/default/files/course_materials/Pryazhnikov.pdf  Электронный

Профориентационная деятельность с детьми "группы риска"

Профориентационная деятельность с детьми "группы риска"

Профориентационная деятельность с детьми "группы риска"

Профориентационная деятельность с детьми "группы риска"

Профориентационная деятельность с детьми "группы риска"

Профориентационная деятельность с детьми "группы риска"

Профориентационная деятельность с детьми "группы риска"

Профориентационная деятельность с детьми "группы риска"

Профориентационная деятельность с детьми "группы риска"

Профориентационная деятельность с детьми "группы риска"

Профориентационная деятельность с детьми "группы риска"

Профориентационная деятельность с детьми "группы риска"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.12.2018