Профсоюзное движение. История возникновения

  • Разработки уроков
  • doc
  • 08.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: сформировать у учащихся понимание необходимости существования и важности деятельности профсоюзного движения для общества на историческом примере. План урока: 1. Введение в эпоху появления рабочего движения. 2. Игра «Рабочие против промышленников». 3. Закрепление и анализ полученных знаний. Сегодня мы с вами разберёмся в сложном и очень актуальном для современного мира вопросе – появлении организованного рабочего движения и профсоюзов. В обществе, где каждый сам за себя очень сложно выжить, это понимали даже древнейшие люди, которые первыми стали объединяться в группы для защиты от диких животных. В XVIII – начале XIX века тоже самое произошло и с рабочими, которые стали объединяться для защиты своих интересов от злоупотреблений промышленников. Какова же история появления рабочего движения и профсоюзных организаций и от чего они защищали и защищают общество? Решением этой проблемы мы с вами сегодня займемся.
Иконка файла материала Профсоюзное движение России 2.doc
Профсоюзное движение. История возникновения Цель урока: сформировать у учащихся понимание необходимости существования и важности деятельности профсоюзного движения для общества на историческом примере. План урока: 1. Введение в эпоху появления рабочего движения. 2. Игра «Рабочие против промышленников». 3. Закрепление и анализ полученных знаний. Сегодня мы с вами разберёмся в сложном и очень актуальном для современного мира вопросе – появлении  организованного рабочего движения и профсоюзов. В обществе, где каждый сам за себя очень сложно выжить, это  понимали даже древнейшие люди, которые первыми стали объединяться в группы для защиты от диких животных. В XVIII – начале XIX века тоже самое произошло и с рабочими, которые стали объединяться для защиты своих интересов от  злоупотреблений промышленников. Какова же история появления рабочего движения и профсоюзных организаций и от  чего они защищали и защищают общество? Решением этой проблемы мы с вами сегодня займемся. [Класс поделён на группы по 4 человека в каждой. Один стол отделен от остальных и остается свободным.] 1. Введение в эпоху появления рабочего движения. Ход урока Давайте на короткий промежуток времени представим, что мы с вами  оказались в начале XIX века в Англии – именно там зародилось рабочее  движение, вокруг нас очень много мануфактур, где люди занимаются  производством товаров на основе разделения труда. Рядом с нами проходят люди, по реке проплывает корабль движущийся не за  счет паруса или весел, а за счет парового двигателя, по рельсам недалеко от  центральной площади проезжает шумно пыхтя паровоз. По улицам ездят  большое количество повозок запряженных лошадьми, а между ними уныло  пробираются к месту работы рабочие... На протяжении XIX – начала XX века жилищные условия большинства  наемных рабочих не отвечали элементарным санитарно­гигиеническим  требованиям. В большинстве случаев их жилища были перенаселены. Если под перенаселением понимать проживание в каждой комнате, включая кухню, более двух человек, то в перенаселенных  квартирах обитали: в Познани – 53%, в Дортмунде – 41%, в Дюссельдорфе – 38%, в Ахене и Эссене – 37%, в Бреслау –  33%, в Мюнхене – 29%, в Кельне – 27%, в Берлине – 22% рабочих. Были перенаселены 55% квартир в Париже, 60% в  Лионе, 75% в Сент­Этьене. Была также распространена «сдача коек постояльцам», практиковавшаяся семьями,  снимавшими квартиры. В Лондоне встречались объявления о сдаче части комнаты, причем мужчина, работавший днем, и  девушка, работавшая прислугой в гостинице ночью, должны были пользоваться одной постелью. Современники в середине  XIX века писали, что в Ливерпуле «от 35 до 40 тысяч населения живет ниже уровня почвы – в погребах, не имеющих вовсе стока…». До изобретения газового освещения продолжительность рабочего дня на предприятиях зависела от естественного освещения, но с  появлением газовых горелок фабрики получили возможность  работать в ночное время. Во Франции многие бумагопрядильные  фабрики в 1840­х годах установили рабочий день в пределах 13,5­15  часов, из которых на отдых выделялось по получасу три раза за  смену. На английских фабриках в 1820­1840­х годах рабочий день за  вычетом трех перерывов для приема пищи (1 час на обед и по 20­30  минут на завтрак и ужин) длился 12­13 часов. Распространенной  становилась работа по воскресным дням. В промышленности начал массово использоваться женский труд и  впервые в истории множество женщин начало трудиться вне дома.  При этом на текстильных фабриках мужчины работали надзирателями и квалифицированными механиками, а женщины  обслуживали прядильные и ткацкие станки и получали меньшую зарплату, чем мужчины. Внедрение машин позволялоиспользовать элементарно обученных, малоквалифицированных работников и поэтому повсеместным явлением также стал дешевый детский труд. В 1839 году 46% фабричных рабочих Великобритании не достигли 18­летнего возраста.  Официально признавалось: «Бывают случаи, что дети начинают работать с 4­х лет, иногда с 5, 6, 7 и 8 лет в рудниках». Итак, давайте определим каковы же условия жизни и работы английских рабочих? (Крайне тяжелые: нет средств гигиены,  большой рабочий день, отсутствие света, жизнь в погребах более чем по 2 человека в комнате.) Вы хотели бы жить и работать в таких условиях? (Нет.) А что надо сделать, чтобы изменить данное положение? На этот  вопрос сейчас мы с вами ответим. 2. Игра «Рабочие против промышленников». Я сейчас предложу каждому из вас вытянуть из этого мешочка [учитель демонстрирует мешочек] по одной бумажке на  некоторых написано слово (промышленник), а на остальных (рабочий) это – ваши роли. [Учитель проходит по классу и  предлагает каждому вытянуть по бумажке (промышленников должно быть не больше 4­5 человек).] Теперь прошу  господ промышленников занять свободный стол. Уважаемые рабочие, ваша задача сейчас, сообща с вашей группой, составить требования к промышленникам которые  должны включать не менее 8 разных пунктов. [Учитель оставляет рабочих составлять свои требования, и отходит к столу промышленников, где проводит  инструктаж так, чтобы рабочие не услышали ни слова.] Господа промышленники, вы очень богаты и ваша главная цель – выгода. Чтобы не требовали рабочие, вас это мало интересует, ведь вы всегда можете привезти рабочих из Индии или  других колоний Англии, они там очень голодны и готовы работать за любые деньги и на любых условиях. Рабочие готовы? Что ж просим представителя от первой рабочей группы с их требованиями на прием к  промышленникам. [Рабочий­представитель подходит к столу промышленников и излагает им требования рабочих, те отказывают. Такая ситуация должна повторится 3­4 раза. Учащиеся (рабочие и промышленники) вольны сами  вести беседу, учитель лишь наблюдает и следит за корректностью выражений.] Дааа... что­то не очень получается у рабочих добиться справедливости у промышленников. Как на ваш взгляд, уважаемые  рабочие, почему? (Потому что они не действуют вместе.) Действительно, надо действовать объединенно, однако кто  пойдет к промышленникам? (Все вместе.) И вся огромная масса людей (В Англии в конце XIX века около 115 тыс.  рабочих.) ворвутся в кабинет промышленников и чего­то добьются? (Нет.) Совершенно верно. Давайте выберем  представителя который пойдет к промышленникам и будет от вашего имени говорить с ними. [Рабочие выбирают своего  представителя. Разговор между промышленниками и рабочим­представителем может быть различен, но главная  идея должна быть: если вы не улучшите условия труда мы, все рабочие Англии, откажемся работать это не  выгодно нам и не выгодно вам, но если изменений не будет – будет новая революция. Промышленники вынуждены  идти на уступки.] 3. Закрепление и анализ полученных знаний. Итак прошу уважаемых промышленников на листах, которые я вам раздам отразить цель и 4 задачи представителя  рабочих перед промышленниками. [Учащиеся выполняют задание.] Вот то что вы отметили и есть цель и задачи профсоюзного движения, как в XIX так и в XXI веке. Многое ли изменилось в деятельности профсоюзного движения сейчас по сравнению с XVIII – началом XIX века? (Нет, так как сейчас так же как и в XVIII – начале XIX века господствуют промышленники и предприниматели стремящиеся лишь к личному обогащению.)  Важна ли роль профсоюзного движения для современного общества? Почему? (Да, важна. Важность объясняется  угнетением и эксплуатацией многих рабочих работодателями, люди боятся увольнения, понижения в должности,  снижения зарплаты и готовы на все ради работы, этим и пользуются недобросовестные работодатели. Профсоюз должен  их защитить.) На основании написанных вами целей и задач, а так же активности в процессе урока вам будут выставлены оценки. Спасибо за урок.