Программ для подготовки команд дружин юных пожарных
Оценка 4.7

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
10.10.2019
Программ для подготовки команд дружин юных пожарных
Програма Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Тропа" туристско-краеведческой направленности. Модифицированная. В программе использовано содержание отдельных фрагментов образовательных учебных программ по различным видам туризма: М.И. Крайман «Юные спасатели», (2000); В.М.Куликов, Л.М.Ротштейн «Пешеходный туризм», (2005); Ю.С.Константинов «Туристы-проводники», (2004) . В настоящее время одной из острых проблем является проблема физического и нравственного здоровья подрастающего поколения. Большинство детей и подростков ведут малоподвижный образ жизни, много времени проводят ,данная программа позволит поготовить команду
программа.docx
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА УЧРЕЖДЕНИЕ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ  ДЕТСКОГО   ТВОРЧЕСТВА»  Рассмотрено на методическом совете        Утверждаю  ____________                       ___________________ 2017                                Директор УДО ДДТ_______                                                                                  ________      И.В.Горемыкина Протокол  № ____                                            пр. №___ от «__»________                                                                                     Дополнительная общеразвивающая программа   туристcко – краеведческой направленности «» Возраст детей  9­ 17лет. Срок реализации: 3 года                                          Автор­составитель                                                                  Гадлевский Вячеслав Сергеевич                                                       педагог дополнительного                                   образования                                     пгт. Промышленная 2019г 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1 Пояснительная записка     В   программе     (2000);   В.М.Куликов,   и   нравственного   здоровья                  Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа "Тропа" туристско­краеведческой направленности. Модифицированная.   использовано   содержание   отдельных   фрагментов   образовательных   учебных   программ   по   различным   видам   туризма:   М.И. Крайман   «Юные   спасатели»,   Л.М.Ротштейн «Пешеходный   туризм»,   (2005);   Ю.С.Константинов   «Туристы­проводники», (2004) .               В настоящее время   одной из острых проблем   является проблема физического     подрастающего   поколения. Большинство    детей и подростков ведут малоподвижный образ  жизни, много времени  проводят за компьютером,  что становится причиной  ухудшения их здоровья,   снижения   физических   показателей.   Освоение   информационных технологий помимо плюсов    становится причиной  того, что  дети все чаще ограничиваются       виртуальным   общением.   Не   менее   важной   проблемой является то, что   дети, проявляя интерес к туризму и краеведению,           не имеют           определенных знаний и навыков туристической и краеведческой деятельности,         выживания   в   экстремальных   условиях,   оказания   первой медицинской помощи.        Новизна программы заключается   в том, что   в процессе   ее успешного освоения   учащиеся получат возможность  участвовать в    походах высокой категории   сложности,   соревнованиях   по   спортивному   ориентированию, пожарному   делу.     Успешное   освоение   программы   предполагает   получение учащимися спортивных разрядов.             Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Тропа» заключается   в том, что она   призвана способствовать решению   обозначенной   проблемы:       удовлетворить   потребности     детей     в данном   виде     дополнительного   образования.         Дать   юным   туристам   и краеведам  основы знаний  походной    деятельности,   первой медицинской помощи,  развить их  физические показатели,    сформировать  мотивацию к изучению  родного  края, участию   в  туристических  мероприятиях,   привить навыки выживания в экстремальных ситуациях. В условиях   туристической деятельности   учащиеся   получат   навыки   взаимопомощи,   сотрудничества   и взаимодействия,   у   них   сформируются   чувства   гражданственности   и патриотизма,     такие качества характера, как толерантность, желание прийти на помощь. 2 Педагогическая  целесообразность программы  определяется ее социальной значимостью.  Она ориентирована на решение педагогических задач,  связанных с укреплением физического и нравственного здоровья учащихся;  проявлением   их личностных  возможностей, духовным развитием.                 Отличительные особенности данной программы     в том, что   в неё включен раздел   пожарного дела.     Необходимость его   изучения   связана с безопасностью учащихся в  условиях туристической деятельности.           1.2   Цель программы: Формирование физически здоровой и нравственно устойчивой   личности    посредством   вовлечения   ее   в   активную туристическую  и социальную деятельность.            Задачи программы: Воспитательные:       Воспитывать   чувства гражданственности, патриотизма,     любовь к настойчивость, родному дисциплинированность, упорство в достижении цели.   смелость, волю,     краю,     Обучающие:  Ознакомить с   основами   туристических, краеведческих, пожарных и доврачебных медицинских   знаний;   научить  применять на практике  полученные знания;  научить выживать в экстремальных условиях.      Развивающие   развивать мотивацию к изучению истории родного края;  развивать   практические   навыки   спелео   туризма   и   скалолазания, умение   решать   жизненно   важные   проблемы   в   экстремальных ситуациях;  формировать потребность в здоровом образе жизни.   Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Тропа» разработана   для учащихся 12­17 лет,  рассчитана на четыре года обучения.     Первый год и четвертый обучения занятия проходят 2 раза в неделю по   2 часа,   на втором и третьим году обучения 3 раза в неделю по 2 часа, (учебный час составляет 45 минут, перерыв между занятиями ­   10 минут). Первый год обучения рассчитан на 144 часа, второй год обучения ­     216ч, третий год обучении ­ 216 ч. Четвертый год ­144ч  Большую часть программы составляют практические занятия.  В   коллектив   принимаются   дети   с   основной   группой   здоровья, независимо от их способностей и уровня физической подготовки. 3 Реализация       программы   предполагается     в   разнообразных   формах учебных   занятий,   большая   часть   которых   представлена   практикой по   общей   и   специальной   физической   подготовке   учащихся,   однодневными учебно­тренировочными   походами,     экскурсиями.   Коллективные   формы работы   предполагается   сочетать   с   групповыми,   коллективными   и индивидуальными, комбинированными, занятия применения ЗУНОВ, занятия повторения зуновю В   период   осенних,   зимних,   весенних   каникул   практические   навыки предполагается отрабатывать в многодневных походах, в которых учащиеся продемонстрируют уровень ЗУНов. В результате изучения программного материала первого года обучения учащиеся: Знают:  Основы  туристических знаний и краеведческих знаний;  Основы   знаний   оказания     первой   доврачебной   помощи   пи кровотечении;  Основы противопожарной безопасности;  Правила безопасности при разведении костра,            Умеют:     готовить пищу на костре;     ориентироваться по карте;     устанавливать палатку, организовывать бивуак;     оказывать первую доврачебную помощь различных травмах;     работать с компасом.         Владеют:  набором   стандартных   навыков   по   ориентированию, краеведению,    приобретают   умение   самостоятельно   решать   вопросы самообслуживания, участия в туристских походах,   соблюдения   правилами   безопасной   жизнедеятельности   и туризма. Учащиеся второго года обучения:        Знают:       переломах  отравлении историю родного края; формы и виды туризма животный и растительный мир кузбасса правила оказания первой доврачебной помощи при   правила оказания первой доврачебной помощи при   Умеют: 4    организовывать бивуак на многодневные походы;  выживать в не стандартных ситуациях в походе;   читать и анализировать походные карты. готовить карты схемы для похода;           Владеют: практическими туристическими навыками          тактикой движения в походе;          опытом совершения однодневных и многодневных туристических  походов; Опытом участия в областных и районных соревнованиях по спортивному и  пешеходному туризму Учащиеся третьего года обучения. Знают  историю развития краеведения в России,Кузбассе;  туристские должности и их значение  формы и методы организации категорийных походов;  лекарственные травы их применение; Умеют:  разбивать бивуак в аварийных ситуациях;  самостоятельно  готовить трассу для  тренировок;   самостоятельно оказывать первую доврачебную помощь;  организовать  походы первой и второй степени сложности; Владеют:  владеют опытом участия в областных соревнованиях по  спортивному туризму;  опытом участия в категорийном сложном  походе;   Приемы спасательных работ в природной среде                            Проверка результатов обучения проводится     в доступных и интересных         формах, в которых учащиеся демонстрируют    полученные знания, умения и навыки:     в походах:  туристическом,  выходного  дня,  зачетном, некатегорийном   или категорийном;   в соревнованиях:  внутри объединения, районных, межрайонных,   областных. Проводимый       течение   учебного   года   мониторинг       дает   возможность проследить   динамику   роста   знаний     и     технико­тактического   мастерства учащихся. 5 Программа предусматривает  исследовательскую деятельность по профилю.          Конечным результатом успешного освоения программы будет являться участие   в   категорийном   походе   и     областных   соревнованиях   повышенной сложности. 1.3 Учебный  план образовательной программы 1 года обучения № п/п Наименование  разделов  и  тем Всего Основы туристской подготовки 1. 1.1. Туристские   путешествия,   история 58 1 Количество часов Теор ии 14 1 Прак т 43 1 развития туризма 1.2. Личное   и   групповое   туристское снаряжение 1.3. Организация   туристского   быта. Привалы и ночлеги. 4 6 2 4 2 2 6 Форма  контрол я Полосы  препятс твий,  нормати вы Тестиро 1.4.  Подготовка к походу, путешествию 1.5. Питание в туристском походе 1.6. Туристские должности в группе 1.7. Организация   передвижения   в походе, преодоление препятствий 1.8. Техника   безопасности при проведении   туристских   походов, занятий   Подведение итогов похода 1.9. Организация и проведение походов 1.10 .    2. 2.1. Понятие   о   топографической   и Топография и ориентирование спортивной картах 2.2. Условные знаки и  обозначения 2.3. Ориентирование   по   горизонту, азимут 2.4. Компас. Работа с компасом. 2.5. Измерение расстояний  2.6.   Виды   и   способы   спортивного ориентирования Краеведение 3. 3.1. Родной   край,   его   природные особенности. 3.2. Туристские   возможности   родного края 3.3. Изучение маршрутов  путешествия 4. Основы   гигиены   и   первая доврачебная помощь гигиена   туриста, различных 4.1. Личная     профилактика заболеваний 4.2. Походная   медицинская   аптечка, назначение медикаментов 4.3. Основные   приемы   оказания   первой доврачебной помощи 4.4. Приемы   пострадавшего транспортировки 7 4 4 2 3 2 2 30 12 2 2 2 2 2 2 6 2 2 2 8 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 4 1 1 1 1 вание,  анкетир ование. опросы 2 3 1 2 1 1 30 0 Полосы  препятс твий,  нормати вы Тестиро вание,  анкетир ование. опросы Тестиро вание,  анкетир ование. опросы Ролевые  игры 6 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 4 1 1 1 1 5. Общая и специальная физическая подготовка 28 5.1. Краткие   сведения   о   строении   и функциях   организма   человека   и влиянии физических упражнений  5.2. Техника   безопасности, предупреждение   спортивных   травм на тренировках 2 2 16 5.3. Общая физическая подготовка 5.4. Специальная физическая подготовка 8 32 6.  6.1. Соревнования   туристов: 2 Туристское многоборье   виды, формы организации.  6.2. Классификация дистанций  6.3. Скалолазание  6.4. Техника   пешего   туристского многоборья 6.5. Соревнования 4 6 10 10 Полосы  препятс твий,  нормати вы Полосы  препятс твий,  нормати вы 4 1 1 1 1 6 1 2 1 2 0 24 1 1 15 7 26 1 2 5 8 10 Итого за период обучения 144 36 108        8 1.4. Содержание учебного плана 1 года обучения 1 Основы туристской подготовки 1.1. Туристские путешествия, история развития туризма Туризм – средство физического и духовного развития, оздоровления, привития   самостоятельности,   трудовых   и   прикладных   навыков,   познания родного края.  Знаменитые   русские   путешественники,   их   роль   в   развитии   нашей страны.  История развития туризма в России.  Организация туризма в России.  Роль государства и органов образования в развитии детско­юношеского туризма. Виды  туризма:  пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, спелеотуризм.  Характеристика каждого вида.  Понятие о спортивном туризме. Экскурсионный и зарубежный туризм. Туристские   нормативы   и   значки   "Юный   турист   России",   "Турист России".  Разрядные   нормативы   по   спортивному   туризму,   туристскому многоборью.   учащихся   основные   направления   детско­юношеского   туристско­ "Отечество", краеведческого движения школьников Кузбасса "Живи, Кузнецкая земля!". туристско­краеведческое Краеведение,     движение Практические занятия: Походы в краеведческий музей. Преодоление простейших препятствий без страховочного снаряжения: Бабочка, параллельные веревки, кочки, спуск подъем. Тренировочный поход для проверки знаний. 1.2. Личное и групповое туристское снаряжение Понятие о личном и групповом снаряжении.  Перечень   личного   снаряжения   для   одно­трехдневного   похода, требования к нему.  Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки.  Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних походов.  9 Снаряжение   для   зимних   походов,   типы   лыж.   Как   готовить   личное снаряжение к походу. Групповое снаряжение, требования к нему.  Типы палаток, их назначение, преимущества и недостатки.  Походная посуда для приготовления пищи. Топоры и пилы.  Состав и назначение ремонтного набора.  Хозяйственный   набор:   оборудование   для   костра,   рукавицы,   ножи, половник и др.  Особенности снаряжения для зимнего похода.  Практические занятия: Укладка рюкзаков, подгонка снаряжения.  Работа со снаряжением, уход за снаряжением, его ремонт. 1.3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. Привалы и ночлег в походе.  Выбор места для привала и ночлега (бивака).  Основные требования к месту привала  и бивака. Организация   работы   по   развертыванию   и   свертыванию   лагеря: планирование лагеря (выбор места для палаток, костра, определение мест для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы), заготовка дров. Уборка места лагеря перед уходом группы. Типы костров. Правила разведения костра, работы с топором, пилой при заготовке дров.  Правила хранения и переноски колющих и режущих предметов. Уход за одеждой и обувью в походе (сушка и ремонт). Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком. Правила купания. Практические занятия: Определение по карте  мест для организации привалов и ночлегов.  Установка палаток. Раскладывание костров по типам и назначению.  1.4. Подготовка к походу, путешествию. Определение   цели   и   района   похода.   Распределение   обязанностей   в группе.  Изучение района похода: изучение литературы, карт, отчетов о походах, видео и фотоматериалов. Разработка маршрута, составление плана­графика движения. Подготовка личного и общественного снаряжения. Практические занятия:  Составление   плана   подготовки   1­3­дневного   похода.   Изучение маршрутов походов.  10 Подготовка личного и общественного снаряжения. 1.5. Питание в туристском походе Значение правильного питания в походе.  Два   варианта   организации   питания   в   однодневном   походе:   на бутербродах и с приготовлением горячих блюд.  Организация питания в 2­3­дневном походе.  Фасовка, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках. Приготовление пищи на костре.  Практические занятия:  Составление меню и списка продуктов для 1 – 3 дневного похода.  1.6. Туристские должности в группе. Должности в группе постоянные и переменные.  Командир группы. Требования к командиру группы. Его обязанности. Другие постоянные должности в группе. Временные должности. Дежурные по кухне, их обязанности.  Дежурные (дублеры) по постоянным должностям: дежурный командир, дежурный штурман и т.д Практические занятия:  Составление списка группы. Выбор должностей.  Выполнение заданий согласно выбранным должностям.  1.7. Организация передвижения в походе, преодоления препятствий. Порядок   движения   группы   на   маршруте.   Туристский   строй.   Режим движения, темп. Обязанности направляющего и замыкающего в группе. Режим ходового дня. Общая   характеристика   естественных   препятствий.   Движение   по дорогам, тропам, по ровной и пересеченной местности, по лесу, кустарнику, через завалы, по заболоченной местности, по травянистым склонам. Практические занятия на местности:  Отработка движения группы колонной. Соблюдение режима движения. Отработка   техники   движения   по   дорогам,   тропам,   по   пересеченной местности. 11 1.8.   Техника   безопасности   при   проведении   туристских   походов, Дисциплина в походе и на занятиях – основа безопасности. Меры безопасности при проведении занятий в помещении, на улице. Правила поведения при переездах группы на транспорте. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий.  Правила поведения в незнакомом населенном пункте. Взаимоотношения занятий с местным населением.  Практические занятия на местности:  Отработка   техники   преодоления   естественных   препятствий. Использование альпенштока на склонах. Организация переправы по бревну с самостраховкой 1.9.  Подведение итогов похода. Обсуждение итогов похода в группе, отчеты ответственных по участкам работы.  Обработка   собранных   материалов.   Составление   отчета   о   походе, составление   иллюстрированной   схемы,   маршрутной   ленты,   подготовка фотографий,   видеофильма,   коллекций   и   пособий.   Выполнение   творческих работ   участниками   похода.   Составление   отчета   для   организации,   давшей задание.  Ремонт и сдача инвентаря, взятого напрокат. Практические занятия:  Ремонт и сдача инвентаря.  2. Топография и ориентирование 2.1. Понятие о топографической и спортивной карте. Определение роли топографии и топографических карт Масштаб. Виды масштабов. Масштабы топографических карт.  Три   отличительных   свойства   карт:   возраст,   масштаб,   нагрузка (специализация).   Старение   карт.   Какие   карты   пригодны   для   разработки маршрутов и ориентирования в пути.  Назначение спортивной карты, её отличие от топографической карты. Масштаб спортивной карты. Способы и правила копирования карт. Защита карты от непогоды в походе, на соревнованиях. 12 Практические занятия:  Работа с картами различного масштаба. Упражнения по определению масштаба, измерению расстояния на карте.  2.2. Условные знаки Понятие   о   местных   предметах   и   топографических   знаках.   Изучение топознаков   по   группам.   Масштабные   и   немасштабные   знаки,   площадные (заполняющие)   и   контурные   знаки.   Сочетание   знаков.   Пояснительные цифровые и буквенные характеристики. Типичные формы рельефа и их изображение на топографической карте. Характеристика местности по рельефу. Практические занятия:  Изучение на местности изображения местных предметов, знакомство с различными  формами  рельефа.  Топографические  диктанты,  упражнения  на запоминание знаков, игры, мини­соревнования. 2.3. Ориентирование по горизонту, азимут. Основные   направления   на   стороны   горизонта:   С,   Ю,   В,   З. Дополнительные и вспомогательные направления по сторонам горизонта. Градусное   значение   основных   и   дополнительных   направлений   по сторонам горизонта.  Определение   азимута.   Измерение   и   построение   углов.   Азимутальный тренировочный треугольник. Практические занятия:  Упражнения   на   глазомерную   оценку   азимутов.   Упражнения   на инструментальное (транспортиром) измерение азимутов на карте.  2.4. Компас, работа с компасом Компас. Типы компасов. Устройство компаса Адрианова. Спортивный жидкостный компас. Правила обращения с компасом. Ориентир,   что   может   служить   ориентиром.   Визирование   и   визирный луч. Движение  по азимуту, его применение. Четыре   действия   с   компасом:   определение   сторон   горизонта, ориентирование   карты,   прямая   и   обратная   засечки.   Техника   выполнения засечек компасом Адрианова и жидкостным. Практические занятия:  13 Ориентирование   карты   по   компасу.   Упражнения   на   засечки: определение  азимута на заданный предмет (обратная засечка) и нахождение ориентиров по заданному азимуту (прямая засечка). Движение по азимуту, прохождение азимутальных отрезков.  2.5. Измерение расстояний Способы   измерения   расстояний   на   местности   и   карте.   Курвиметр, использование нитки. Средний шаг, от чего зависит  его величина.  Глазомерный способ измерения расстояния. Определение расстояния по времени движения. Практические занятия:  Измерение кривых линий на картах разного масштаба курвиметром или ниткой.   Тренировочные   упражнения   на   микроглазомер   на   картах   разного масштаба. 2.6. Способы ориентирования Ориентирование   на   местности   с   помощью   карты   в   походе.   Виды ориентиров:   линейный,   точечный,   звуковой,   ориентир­цель,   ориентир­маяк. Необходимость   непрерывного   чтения   карты.   Способы   определения   точек стояния на карте (привязки). Сходные (параллельные) ситуации. Движение по азимуту   в   походе,   обход   препятствий,   сохранение   общего   заданного направления. Виды и организация разведки в походе, опрос местных жителей. Движение   по   легенде   (с   помощью   подробного   текстового   описания пути). Практические занятия:  Упражнения по отбору основных контрольных ориентиров на карте по заданному маршруту, отысканию на карте сходных (параллельных) ситуаций, определению способов привязки.  3. Краеведение 3.1. Родной край, его природные особенности. Климат, растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки, озера, полезные ископаемые. Административное деление края.  Практические занятия:  Знакомство с картой своего края.  «Путешествие» по карте.  3.2. Туристские возможности родного края. Наиболее   интересные   места   для   проведения   походов   и   экскурсий.   Сбор сведений об истории края. 14 Практические занятия на местности:  Прогулки и экскурсии по ближайшим окрестностям своего населенного пункта, экскурсионных объектов. 3.3. Изучение района путешествия. Сбор   краеведческого   материала   о   районе   похода:   изучение   литературы, карт. Изучение о природных условиях района похода: климат, рельеф, флора, фауна и т.д. Практические занятия:  Подготовка материала по району предстоящего похода. 4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь 4.1. Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний               Понятие   о   гигиене.   Соблюдение   гигиенических   норм   при   занятиях физическими упражнениями, спортом и туризмом.              Личная   гигиена   занимающихся   спортом   и   туризмом:   гигиена   тела, гигиеническое значение водных процедур. Гигиена обуви и одежды. Сущность закаливания организма        Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье. Здоровый образ жизни. Практическое занятие: Подбор   одежды   и   обуви   для   тренировок   и   походов,   уход   за   ними. Усвоение   гигиенических   навыков.   Применение   средств   личной   гигиены   в походах и во время тренировочного процесса. 4.2. Походная медицинская аптечка.              Комплектование медицинской аптечки. Хранение и транспортировка аптечки.   Назначение   и   дозировка   препаратов:   ампульные,   таблеточные, порошковый, смазки. Различие в принципе действия.      Состав походной аптечки для походов выходного дня и многодневных.       Лечебные травы и растения.          Личная аптечка первой медицинской помощи туриста, индивидуальные лекарства, необходимые в зависимости от хронических заболеваний. Практическое занятие: Формирование   походной   медицинской   аптечки.   Приготовление напитков из лечебных (тонизирующих) трав и растений. 15 4.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи        Походный травматизм. Заболевание в походе. Профилактика заболеваний и травматизма.   обмороженному.                Искусственное   дыхание.  Укусы   насекомых.  Пищевые   отравления   и желудочные заболевания.             Помощь   при   различных   травмах.   Первая   помощь   утопающему, Практическое занятие: Оказание первой помощи условно пострадавшему (определение травмы, диагноза, практическое оказание помощи). Наложение простейших повязок, обработка   ранок   и   ссадин.   Способы   обеззараживание   питьевой   воды   в походах. 4.4. Приемы транспортировки пострадавшего.              Зависимость способа транспортировке и переноски пострадавшего от характера   травмы   и   места   повреждения,   его   состояния,   от   количества транспортирующих.         Транспортировка в рюкзаке, на веревке, вдвоем на поперечных палках.        Изготовление носилок из шестов, волокуши из лыж. Практическое занятие: Изготовление   носилок,   волокуш,   разучивание   различных   видов транспортировки пострадавшего. 5. Общая и специальная физическая подготовка 5.1. Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влияние физических упражнений Краткие   сведения   о   строении   человеческого   организма   (органы   и системы).               Костно­связочный аппарат.               Мышцы, их строение и взаимодействие.               Основные сведения о строении внутренних органов. Кровеносная система.               Сердце и сосуды.               Дыхание и газообмен. Органы пищеварения и обмен веществ.               Нервная система – центральная и периферическая. Влияние   различных   физических   упражнений   на   укрепление   здоровья, работоспособности. 16 Совершенствование функций органов дыхания и кровообращения под воздействием занятиями спортом. 5.2.   Врачебный   контроль,   самоконтроль,   предупреждение   спортивных травм на тренировках. Врачебный контроль и самоконтроль.             Значение и содержание врачебного контроля при занятиях спортом Субъективные   данные   самоконтроля:   самочувствие,   сон,   аппетит, работоспособность, настроение. Понятие о "спортивной форме", утомлении, перетренировке. Дневник самоконтроля.            5.3. Общая физическая подготовка Основная   задача   ОФП   –   развитие   и   совершенствование   физических, моральных и волевых качеств туристов. Всесторонняя   физическая   подготовка   –   основа   для   достижения безаварийного и стабильного прохождения маршрутов туристских походов. Требования к физической подготовке, её место и значение в повышении функциональных   возможностей   организма,   в   разностороннем   физическом развитии спортсменов, в успешном овладении техникой и тактикой.                    Характеристика средств физической подготовки, применяемых на различных этапах обучения.               Ежедневные индивидуальные занятия членов группы. Практические занятия:  Упражнения для рук и плечевого пояса.             Упражнения для мышц шеи.             Упражнения для туловища, для ног.            Упражнения с сопротивлением.             Упражнения со скакалкой, гантелями.             Элементы акробатики. Подвижные и эстафеты.             Легкая атлетика. Лыжный спорт.             Гимнастические упражнения.             Спортивные игры: баскетбол, футбол, волейбол.               Плавание – освоение одного из способов. 5.4. Специальная физическая подготовка Роль и значение специальной физической подготовки для роста мастерства туристов.   Основная цель тренировочных походов – приспособление организма к походным условиям. Привыкание к нагрузке (выносливость): постепенность, систематичность,   использование   разнообразных   средств   для   этого. Зависимость вида тренировок от характера предстоящего похода. 17 Практические занятия:  Упражнения на развитие выносливости.               Упражнения на развитие быстроты.               Упражнения на развитие силы.               Упражнения для развития гибкости, на растягивание и расслабление мышц. 6. Туристское многоборье 6.1. Единая всероссийская спортивная классификация Задачи ЕВСК.              Туристское многоборье как вид спортивного туризма. Спортивные   звания   и   разряды   по   спортивному   туризму:   возрастные требования, статус соревнований, условия и порядок присвоения. 6.2.   Классификация   дистанций   соревнований   по   туристскому многоборью Правила   соревнований   по   туристскому   многоборью   пешеходного   и лыжного видов туризма.  Перечень   этапов   дистанций   1   класса     по   пешеходному   и   лыжному туристскому многоборью, их сходство и отличие. 6.3.Основы скалолазания. Индивидуальное и парное лазанье по скальным стенкам  Ориентирование во время лазанья по стенкам (поиск полок, зацепов, трещин, опор и т. д.).  Зацепы и их использование   Прижимы.   Карнизы и их преодоление.    Щели. Подъем в распор. Практические занятия в помещении.  Упражнения   на   стенках   по   развитию   координации   движений, увеличению   подвижности   суставов   (приседание   на   широко   расставленных ногах) растягиванию шага, формированию выносливости.  Акробатические и гимнастические упражнения на стенках, полках.  Передвижение по предметам с ограниченной площадью ­ по бревну и буму,   перилам,   параллельным   брусьям,   залезание   на   шест;   ходьба   по наклонным лестницам без рук.  Сжимание теннисного мяча или резинового кольца.  Отжимание на полу из упора лежа на пальцах.  Подтягивание на перекладине и переход в упор.  18 Лазанье по вертикальному и горизонтальному канату. 6.4.Техника пешего туристского многоборья.   Понятия   «дистанция»,   «технический   этап»,   «прохождение   этапа», «время работы на этапе», «контрольное время работы на этапе», «рабочая зона этапа» и др.   Технические этапы дистанций.   Оборудование дистанции.  Разметка дистанции, этапов.   Границы этапов, контрольные линии. Практические занятия в помещении.  Личное прохождение этапов, прохождение в связке и в команде.   Отработка умений и навыков работы (преодоления, прохождения) эта­ пов, дистанций.    Учебно­тренировочные соревнования, старты, сборы, тренировки для отработки отдельных умений и навыков. 1.5 учебный план образовательной программы 2 года обучения Учебно­тематический план. второй год обучения Наименование Количество часов всего теория практика Форма  котнроля Полосы  препятстви й,  нормативы Тестирован ие,  3 18 3 3 3 39 6 6 19 ­ 21 3 3 № п\п 1 2 Введение Наш край (край, где мы живем) 2.1 Местоположение на карте России 2.2 Ландшафт, рельеф. 2.3 Животный и растительный мир. Климат. Полезные ископаемые. 2.4 Места памятных событий в нашей области, районе, поселке.  2.5 Современная жизнь области, района. 2.6 3 3.1 Памятники культуры и истории, достопримечательности района Подготовка, проведение и подведение итогов походов и экскурсий Формирование туристической группы, распределение туристических и краеведческих должностей среди участников туристической группы.  3.2 Подготовка туристического группового и личного снаряжения. Составление меню на поход и расчет необходимых продуктов.  Подготовка карт, схем, компаса и т.д. Подведение итогов: обработка и оформление собранных краеведческих материалов, обработка фотоматериалов. Изготовление экспозиции, отчета о проделанной работе. Туристический вечер с рассказом о проведенных походах, экскурсиях Топография и ориентирование 3.3 3.4 3.5 3.6 4 6 6 6 9 39 6 6 6 9 6 6 3 3 3 3 3 3 ­ ­ ­ ­ ­ 15 9 20 анкетирова ние. опросы походы эксурсии проекты Полосы  препятстви й,  нормативы Тестирован ие,  анкетирова ние. опросы 3 3 3 6 36 3 6 6 9 6 6 6 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 5 5.1 5.2 6 Для чего топография и ориентирование Определение понятия «ориентирование на местности» Карта и схема, их виды. Определение понятия «азимут». Компас, его предназначение. Нанесение на карту пути маршрута Краеведческая и другая общественно полезная работа. Выполнение экспедиционных заданий. Содержание и методика выполнения заданий. Охрана и помощь в содержании памятников культуры и истории. Особенности сбор и обработки материалов походов и экскурсий.  6.1 Форма, содержание и способ ведения походного дневника. 6.2 Сбор образцов для коллекций растений, горных пород, 6.3 6.4 7 находок и т.д. Зарисовка, фотографирование, записи рассказов ветеранов и т.д. Изготовление экспонатов, экспозиций. Первая доврачебная медицинская помощь. Обеспечение безопасности в походе и на экскурсии.   7.1 Предупреждение несчастных случаев Полосы  препятстви й,  нормативы Тестирован ие,  анкетирова ние. опросы походы полосы препятсв. 3 3 3 3 3 18 6 12 18 3 3 6 6 18 3 3 3 3 ­ ­ 6 6 ­ 3 3 ­ ­ ­ 6 3 ­ ­ ­ 3 3 12 ­ 12 15 ­ 3 6 6 12 ­ Ролевые игры 21 7.2 Первая доврачебная помощь. 7.3 Простейшие приемы  страховки и самостраховки. 8 Особенности туристических походов 8.1 Формы и виды туристических походов. 8.2 8.3 9 10 11 Велосипедный поход. Пеший поход. Экскурсии (2 экскурсии) Двухдневный туристический поход  (2 похода). Многодневный туристический поход. Ситуацио нные задачи 6 9 18 6 3 9 6 12 30 3 ­ 18 6 ­ 9 ­ ­ ­ 3 9 ­ ­ ­ ­ 6 12 30 итого 216 66 150 1.6. Содержание учебного плана 2 года обучения 1. Введение. Что такое туризм. План работы объединения. Значение туризма и    краеведения для всестороннего развития обучающихся: образование,  воспитание, оздоровление. Туристические и краеведческие навыки, которые  может получить юный турист на занятиях объединения и в походных  22 условиях. План работы объединения: экскурсии, походы (показ слайдов,  фотографий, отчетов предыдущих групп.)   2. Наш край (край, где мы живем). 2.1 Местоположение на карте России. Положение Кемеровской области на карте России. Положение  Промышленновского района на карте Кемеровской области. Геополитическое  значение Кузбасса. Практические занятия:  работа с контурными картами, политической и физической картами,  викторина. 2.2 Ландшафт, рельеф. Ландшафт и рельеф Кемеровской области и Промышленновского района. Практические занятия:  : Работа с картой, интеллектуальная викторина. 2.3 Животный и растительный мир. Климат. Полезные ископаемые. Растения  и животные обитающие на территории родного края. Растения и животные  занесенные в красную книгу. Климатические условия на территории  Кемеровской области. Наличие полезных ископаемых. Практические занятия:  : Работа с картой Кемеровской области, тесты . 2.4 Места памятных событий в нашей области, районе, поселке.  Места памяти. Мемориалы и памятники в области, районе, поселке. Практические занятия : Работа с картой, тесты, конкурсы. 2.5 Современная жизнь области, района. Современная обстановка в области, районе поселке. Социально­ экономическое и культурное положение. Развитие области и поселка. Практические занятия:  Проведении тестов  по истории поселка.  2.6 Памятники культуры и истории, достопримечательности района. Изучение достопримечательностей памятников культуры и истории нашего  района. Практические занятия  тесты, работа с фотографиями  23 3. Подготовка, проведение и подведение итогов походов и экскурсий.   3.1 Формирование туристической группы, распределение туристических и  краеведческих должностей среди участников туристической группы. Туристско­краеведческий цикл (подготовка, проведение и подведение итогов  туристско­краеведческих мероприятий) – основы работы объединения.  Формирование туристической группы, распределение туристических и  краеведческих должностей среди участников туристических групп. Практические занятия  Выбор должностей. 3.2 Подготовка туристического группового и личного снаряжения.  Составление меню на поход и расчет необходимых продуктов.  Практические занятия  Разработка маршрутов. Подготовка личного и группового снаряжения.  составления меню на поход и расчет необходимых продуктов, их хранение,  получение и подготовка продуктов питания к походу, приготовление пищи в  походных условиях. Подготовка карт, схем, компаса, карандашей и т.д.  3.3 Подготовка карт, схем, компаса и т.д.  Практические занятия:  Подготовка карт, схем, компаса, карандашей и т.д. 3.4 Подведение итогов: обработка и оформление собранных краеведческих  материалов, обработка фотоматериалов.  Практические занятия:  Запись участников объединения своих впечатлений, фотографирование,  зарисовка, сбор образцов для коллекций. Подведение итогов: обработка и  оформление собранных краеведческих материалов: обработка  фотоматериалов похода; создание паспорта или полного отчета о походе;  изготовление экспозиции о походе на краеведческую выставку.  Туристический вечер с рассказом о проведенных походах и экскурсиях. 3.5  Изготовление экспозиции, отчета о проделанной работе. Практические занятия :  Подведение итогов: обработка и оформление собранных краеведческих  материалов: обработка фотоматериалов похода; создание паспорта или  полного отчета о походе; изготовление экспозиции о походе на краеведческую выставку. Туристический вечер с рассказом о проведенных походах и  экскурсиях.  24 3.6 Туристический вечер с рассказом о проведенных походах, экскурсиях  (6ч.) Практические занятия  Подведение итогов: обработка и оформление собранных краеведческих  материалов: обработка фотоматериалов похода; создание паспорта или  полного отчета о походе; изготовление экспозиции о походе на краеведческую выставку. Туристический вечер с рассказом о проведенных походах и  экскурсиях.   4. Топография и ориентирование.  4.1 Для чего топография и ориентирование.  Виды топогрфических карт и основные сведения оних. Определение понятия «ориентирование на местности». Копирование карт и схем. Прокладка и описание маршрута. Спортивная карта, её масштаб, условные знаки. Карты с различными формами рельефа. 4.2 Определение понятия «ориентирование на местности»    Определение  понятия «ориентирование на местности». Необходимое снаряжение для  ориентирования на местности.  4.3 Карта и схема, их виды.  Карта и схема, их виды. Масштаб: как он изображается и как по нему  измерить расстояние. Наиболее распространенные топографические знаки.  4.4 Определение понятия «азимут». Компас, его предназначение.  Практические занятия:  Компас: его основные части, работа с ним. Определение понятия «азимут».  Движение по азимуту на открытой и закрытой местности. Определение сторон горизонта по компасу, по местным предметам. Определение длины  собственного шага, измерение расстояний. Копирование карты.  4.5 Нанесение на карту нитки маршрута. Практические занятия  Нанесение на карту пути маршрута.    5. Краеведческая и другая общественно полезная работа. Выполнение  экспедиционных заданий . 5.1 Содержание и методика выполнения заданий. Содержание и методика выполнения заданий. 25 5.2 Охрана и помощь в содержании памятников культуры и истории. Практические занятия  Содержание и методика выполнения заданий на реке, на предприятиях и т.д.  6.Особенности сбора и обработки материалов походов и экскурсий.  6.1 Форма, содержание и способ ведения походного дневника. Форма и содержание записей в походном дневнике, сбор сведений для  паспорта маршрута, внесение дополнений и изменений в схему маршрута.  6.2 Сбор образцов для коллекций растений, горных пород, находок и т.д.   Практические занятия:  Сбор образцов для коллекций: растений, горных пород и т.д. 6.3 Зарисовка, фотографирование, записи рассказов ветеранов и т.д. Практические занятия: Зимние наблюдения. Работа с приборами для  ведения наблюдений и исследований. Зарисовка, фотографирование.  Хранение собранных материалов. Изготовление экспозиций для лагерной  краеведческой выставки.  6.4 Изготовление экспонатов, экспозиций. Практические занятия:  изготовление экспозиций для краеведческой выставки. 7. Первая доврачебная медицинская помощь. Обеспечение безопасности в походах и на экскурсиях. 7.1 Предупреждение несчастных случаев. Предупреждение (профилактика) ожогов, ушибов, потертостей, вывихов,  растяжений, переломов, простудных заболеваний, тепловых и солнечных  ударов, отравлений и желудочно­кишечных заболеваний, укусов насекомых.  Предупреждение несчастных случаев на воде.  7.2 Первая доврачебная помощь. Практические занятия: Первая медицинская доврачебная помощь. при  травмах, несчастных случаях и заболеваниях.  7.3 Простейшие приемы страховки и самостраховки. Практические занятия: Простейшие приемы для страховки и  самостраховки на спусках и подъемах, при переправах через ручьи и  небольшие речки, овраги, рытвины  и т.д., при прохождении плотного  26 кустарника, заболоченных участков. Планирование движения и режима дня  при сильной жаре и низких температурах, дождливой погоде. Эвакуация  пострадавшего.      8.Особенности туристических походов. 8.1 Формы и виды туристических походов. Типы и виды походов. Велосипедный, водный, горный, лыжный, пеший  туристические походы. 8.2 Велосипедный поход. Возможности и потенциал велосипедного похода. Его преимущества и  недостатки. 8.3 Пеший поход.  Возможности и потенциал пешего похода. Его преимущества и недостатки. 9. 10. 11. Экскурсии. Двухдневные и многодневные походы. Практические занятия:  Развитие творческого потенциала детей через участие в экскурсиях и  походах. Повышение мотивации к дальнейшей работе над собой. Умение  выживать вдали от дома, приобретение навыков туристов, действие в  нестандартной обстановке.          Закрепление туристических навыков, умение проживания в походных  условиях, приготовление пищи, основ длительного базирования вдали от  цивилизации и суметь описать сделанное и увиденное. 27 1.7 Учебный план образовательной программы 3 года обучения Формы  контроля Полосы  препятств ий,  нормативы Тестирова ние,  анкетирова ние. опросы многодне вные  походы ситуацио ные  задачи № п\п 1 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 3 Наименование Количество часов всего теория практик а Итоги летнего зачетного похода Туризм в СССР, РФ Краеведческая подготовка Топографическая подготовка и  ориентирование в походе Медицинская подготовка Туристское хозяйство Тактика и техника пешеходного  туризма Подготовка походов(горные,) Проведение походов и походы  повышенной сложности 10 6 12 10 5 10 15 36 96 28 1 б 6 5 3 10 12 ­ ­ 9 ­ 6 5 2 ­ 3 36 96­ 3.1 Подведение итогов  походов,ориентировании,медици ны 16 ­ 16 Итого 216 43 173 1.8. Содержание учебного плана 3 года обучения 1.Итоги летнего зачетного похода. Беседа об итогах летнего похода—обмен  мнениями и впечатлениями. Обсуждение плана подведения итогов, распределение работ. Практические занятия. Подготовка отчета: приведение в порядок походной  документации и записей, составление отчетов по должностям, отчета о маршруте, отчета  по экспедиционному заданию и другим краеведческим наблюдениям; подготовка  фотографий, коллекций, топографических карт, рисунков, текстов, фильма (диафильма),  репетирование песен, устных рассказов, оформление выставки (альбома), оформление  значков и разрядов участникам похода.  Итоговый вечер участников похода и их родителей, выступление на общешкольном  туристском празднике, участие в районном (городском, областном) слете туристского  актива по итогам летнего сезона.  29 2.Туризм в СССР,РФ. История развития туризма в СССР. Современная организация  туризма в стране. Понятие о плановом и самодеятельном туризме, транспортном и  спортивном туризме. Что такое краеведение.  Значение туризма в организации отдыха и коммунистического воспитания советских  людей, образовательное значение туризма, роль туризма в подготовке к защите Родины, в  выборе профессии и подготовке человека к предстоящей трудовой деятельности.  Постановления партии и правительства о развитии туризма в стране. Достижения  советских туристов. Что читать о туризме и путешествиях, о знаменитых ученых­ путешественниках.  Виды туризма, формы туристских мероприятий. Всесоюзная туристская  краеведческая экспедиция пионеров и школьников «Моя Родина — СССР». Туристские  слеты, соревнования и конкурсы.  Туризм в комплексе ГТО. Значок «Турист СССР», разрядные нормативы по туризму.  Понятие о категориях сложности спортивных путешествий.  Правила организации туристских походов: состав туристской группы, права и  обязанности членов туристской группы, порядок оформления путевых документов в  маршрутно­квалификационных комиссиях.  Правила поведения туристов в походе: культура взаимоотношений с местными  жителями, оказание помощи терпящим бедствие; понятие о системе КСС, обеспечение  безопасности в походе, соблюдение режима движения группы через контрольные пункты;  охрана природы, памятников истории и культуры, общественно полезная деятельность  туристов на маршрутах походов.  2.1Краеведческая подготовка. Дальнейшее углубление знаний о своем крае:  географическое положение и туристские возможности края; реки, озера, рельеф, почвы,  полезные ископаемые, климат, растительный и животный мир области; промышленность,  сельское хозяйство, транспорт, новостройки области. Население и культура, знатные люди  края; история края, места революционной, боевой и трудовой славы. Исторические и  культурные памятники, музеи, интересные природные уголки края. Обзор наиболее  интересных объектов сопредельных областей и района планируемого зачетного  путешествия.  Методика выполнения взятого группой экспедиционного краеведческого задания.  Типовое содержание отчета о туристском походе. Всесоюзный заочный конкурс на лучшее  путешествие.  Практические занятия. Работа с картой области: изготовление контурной карты и  нанесение на нее интересных объектов; «путешествия» по карте. Заслушивание докладов  по краеведческим темам, просмотр фотографий, диафильмов, подбор газетных вырезок.  Решение задач типа: как проехать из нашего города (села) в такой­то пункт области  (составь маршрут); в каком направлении и на каком расстоянии от областного центра  находится такой­то пункт. Проведение краеведческих викторин. Отработка приемов  выполнения взятого группой экспедиционного краеведческого задания.  30 2.2Топографическая подготовка и ориентирование в походе. Обзор материала,  пройденного в первый год занятий.  Тактические свойства и виды местности. Что такое рельеф. Способы изображения  рельефа на картах. Что такое горизонталь, сечение, заложение, отметка, бергштрих.  Основные формы рельефа и их изображение на топографической карте. Определение  крутизны склонов.  План и карта. Виды и свойства карт. Километровая сетка, копирование карт. Что  такое топографическая схема, кроки, маршрутная лента, обзорная карта. Обязанности  топографа тургруппы. Работа с картой на маршруте по ее дополнению и уточнению.  Определение термина «ориентирование». Условия ориентирования в походе на  открытой и закрытой местности (при потере обзора), при наличии и отсутствии карт, на  местности бедной и богатой ориентирами. Способы и приемы ориентирования в различных  условиях летом и зимой. Виды и правила разведки на маршруте. Обязанности проводников  и разведчиков.  Магнитные свойства Земли. Истинный и магнитный полюса, магнитные меридианы,  магнитное склонение, магнитные аномалии. От чего зависит точность движения по  азимутам. Виды ориентирования на туристских соревнованиях: открытый, маркированный,  обозначенный и азимутальный маршруты, ориентирование по легенде, определение точки  стояния (привязка).  Практические занятия. Повторительные упражнения по программе 1­го года  занятий.  Зарисовка новых топографических знаков и характеристик местных предметов.  Отыскание на карте типичных форм рельефа, определение крутизны склонов по шкале  заложений, составление характеристик участков местности по картам. Сравнение и оценка  результатов. Вычисление магнитных азимутов ­линий по исходным данным. Определение  магнитных азимутов заданных линий (маршрута по данным карты). Составление легенд,  заданных на картах маршрутов. Сравнение и оценка результатов. Задачи на вычисление  пройденного пути по времени и скорости движения на разных участках местности (по \  карте). Перевод полученного результата в масштаб карты. Обратная задача. Сравнение и  оценка результатов. Разбор случаев удачного и неудачного действия проводников на  маршрутах (из практики походов кружковцев). 2.3Медицинская подготовка. Повторение гигиенических правил туриста, изученных  на первом году занятий.  Питьевой режим в походе. Способы обеззараживания воды. Правила использования  химических средств защиты от кровососущих. Индивидуальный медицинский пакет  туриста. Первая медицинская помощь при ожогах, обморожениях, головных болях,  желудочных, простудных заболеваниях, порезах, ссадинах, укусах насекомых и  пресмыкающихся, при растяжении связок Меры предупреждения перечисленных травм и  заболеваний. Как остановить кровотечение. Что такое снежная слепота, ее  предупреждение. Способы транспортировки пострадавшего, заболевшего. Обязанности  санитаров походной туристской группы при подготовке и во время похода. Ведение  санитарного походного журнала, ежедневный санитарный контроль за соблюдением правил  31 личной гигиены, за чистотой посуды. Опасности бесконтрольного употребления грибов,  ягод, трав. Почему турист не имеет права скрывать свое недомогание.  Практические занятия    . Освоение приемов самоконтроля. Обработка и  перевязка ран, наложение жгута. Конкурс на лучшего санитара группы.  2.4 Туристское хозяйство. Смета путешествия. Виды расходов и источники их  покрытия. Государственная дотация на туристское путешествие Кому предоставляется  право на бесплатное участие в турпоходе. Обязанности казначея группы. Отчет туристской группы за произведенные в походе расходы.  Личное снаряжение, одежда и обувь туриста в дальнем походе; типы рюкзаков,  оборудование рюкзака (подгонка лямок, войлочные подушечки на лямках, изготовление  непромокаемого вкладыша). Одежда и обувь для зимних походов (меховая куртка,  капюшон, маска, брюки, бахилы, рукавицы, свитер. сменная обувь, белье, носки); типы  лыж, какие лыжи и крепления пригодны для похода, установка и подгонка креплений,  смоление и смазывание лыж; предметы походной постели (спальный мешок, коврик или  надувной матрас, вкладыш, «подушка», чехол для спального мешка).  Альпеншток, его конструкция, изготовление, правила использования. Прочие  предметы личного снаряжения: блокнот, карандаши, ручка, конверты, репшнур, туалетные  принадлежности, посуда, очки, часы, мешочки для упаковки снаряжения, планшет для  карты, накомарник, запасные стельки, куски тесьмы, шнура и т. д. Как готовить личное  снаряжение к походу.  Групповое снаряжение. Особенности снаряжения для многодневных походов по  малонаселенной местности. Типы палаток; как подготовить палатку к походу  (конструкция стоек, колышки, веревки, амортизаторы, тенты, полог, подстилка,  проклеивание швов). Упаковка и переноска палаток. Сушка и проветривание палаток в  пути. Обязанности старосты по палатке. Хозяйственное оборудование для дежурных по  кухне (хознабор): таганок, крючки, цепочки, рукавицы, сухое горючее, растопка,  неприкосновенный запас спичек, ножи разные, клеенка столовая, фанерка, половник,  мочалки, мыло и горчица сухая, веревка, палка для развешивания, соль. Походная посуда  для варки пищи, чехлы для посуды, хранение и переноска посуды. Топоры, пилы. Как  заточить и развести пилу. Состав и назначение ремаптечки, обязанности реммастера до и во время похода. Особенности снаряжения для зимнего похода. Специальное снаряжение  группы для производства краеведческих работ. Документы, инструменты, основная и  вспомогательная веревки, фотоаппараты, рыболовные принадлежности, фонари.  Обязанности завхоза группы по снаряжению.  Значение, режим и особенности организации питания туристов в сложном спортивном походе. Денежные нормы питания туристов. Весовые и калорийные нормы дневного  рациона. Перечень наиболее часто применяемых в туристских походах продуктов и блюд,  их калорийность, стоимость, вес. Составление расписания приема пищи в полевых  условиях, в столовых населенных пунктов и во время длительных переездов. Замена обедов перекусами. Составление меню и расчет потребного количества продуктов на каждый  прием пищи. Использование консервов, концентратов, сухарей, сублиматов, сухофруктов,  приправ. Закупка, расфасовка и затаривание продуктов питания. Правила раскладки  продуктов по рюкзакам. Хранение, экономия и учет расхода продуктов в пути. Пополнение 32 продовольствия в пути, использование ягод, грибов, свежей рыбы, различных трав и  растений для приготовления пищи. Технология приготовления походных блюд. ПОбязанности завхоза по питанию. Обязанности дежурных по кухне. Меры  безопасности и гигиенические требования при приготовлении пищи на костре. Привалы и биваки. Требования к месту бивака: наличие питьевой воды, дров,  изолированность от посторонних, безопасность при ухудшении погодных условий (подъем  воды в реке, падение деревьев при ветре, туман в низинах и т. п.). Эстетические требования к месту бивака. Гигиенические требования к месту бивака. Планирование и разведка места бивака, вынужденная остановка на ночлег.  Туристский бивак в холодное время года, при непогоде, при отсутствии  доброкачественной воды, бивак в горах (на снегу), в тайге, в тундре. Организация бивачных работ. Панорама бивачных работ: виды, последовательность, исполнители, материальное обеспечение, роль командира  группы (ответственного дежурного по биваку) в производстве работ в нормальных и  критических условиях. Типовая планировка территории бивака, элементы комфорта на  туристском биваке. Учет ветра, солнечной экспозиции, наличия вредной растительности,  насекомых, сырости грунта. Как надо обращаться с рюкзаком на биваке. Место для установки палаток. Приемы установки палатки в различных условиях.  Использование полиэтиленовых пленок, поролона. Как ликвидировать комаров в палатке.  Оборудование походной постели. Правила поведения туристов в палатке. Место для вещей и обуви. Выбор места для костра. Где запрещается разводить костер. Типы костров и их  назначение. Оборудование, инвентарь для костра и приготовления пищи. Конструкции для  подвески посуды над пламенем. Обложной костер. Топливо для костра, способы заготовки  растопки и топлива. Использование походного примуса. Складирование дров, укрытие  дров от дождя, подсушивание; место для разделки дров. Как работать пилой и топором;  меры безопасности для костровых. Разведение костра при ветре, дожде, тумане;  «кислородное голодание» костра, способы регулирования пламени костра. Поведение  туристов у костра, сушка одежды и обуви, оборудование специального костра для сушки  вещей и оборудования. Физический смысл процесса сушки, правила сушки. Место для  топора, рукавиц и другого инвентаря, место для ведер с горячей пищей. Раздача пищи.  Прием пищи. Яма для отбросов. Организация и способы мытья посуды в походе (в полевых  условиях и в помещениях). Умывание и купание. Правила безопасности при купании.  Уборка мусора, гашение костра, свертывание бивака. Особенности организации ночлега в населенных пунктах. Как пользоваться русской  печью, дровяной плитой. Основные правила соревнований по навыкам походного  туристского быта. 33 2.5Тактика и техника пешеходного туризма. Понятие о тактике и технике в  пешеходном туризме. Причины аварийности в пешеходных походах и их профилактика:  роль объективных и субъективных факторов в возникновении аварийных ситуаций. Виды и нормы нагрузок в летних пешеходных и зимних лыжных походах на равнине и  в горах: весовые, скоростные, временные нагрузки и их изменения в процессе прохождения  маршрута. Значение дисциплины в походе. Значение уровня подготовленности и  снаряженности тургруппы. Повторение основных правил организации и проведения  походов на территории СССР, пройденных по программе первого года занятий. Почему  необходимо соблюдать правила организации и проведения туристских походов. Понятие о  плановом и самодеятельном туризме. Основные параметры маршрутов 2­й (3­й) категории сложности. Виды и  характеристика естественных препятствий таежных, тундровых и горных маршрутов.  Основные формы горного рельефа. Горный словарик туриста. Планирование «нитки» маршрута и разработка плана­графика похода 2­й (3­й)  категории сложности: три основных периода разработки маршрута и плана­графика  похода, их содержание. Линейная, кольцевая и радиальная схема построения нитки»  маршрута. Учет непредвиденных обстоятельств. Ходовые дни, запасные дни,  экскурсионные дни, дни переездов, полудневки, контрольные сроки, запасные варианты  маршрута, варианты схода с серединной части маршрута, связь с КСС. Утверждение  похода. Требования к участникам походов высоких категорий сложности: морально­волевая,  физическая, техническая и краеведческая подготовленность участника. Взаимопомощь  туристов, понятие о само­ и взаимостраховке. Законы туристской дружбы. Волевые  качества туриста, контрольные физические нормативы, психологическая совместимость. Строй туристской группы. Почему на маршруте группа должна двигаться колонной, построение колонны, обязанности направляющего (проводника), замыкающего и остальных  участников в летнем, зимнем походах. Опасность отставания отдельных участников от  группы. Темп движения: нормальный темп движения и его изменения в течение дня, с  течением дней в походе, в зависимости от грунта, почвы, рельефа, погоды и других  условий. Весовые нагрузки: допустимые и оптимальные нормы весовых нагрузок для  мальчиков, девочек; форма рюкзака и положение его центра тяжести; соблюдение  равномерности в раз­ грузке участников с течением дней, разгрузка заболевшего участника, как дать отдых плечам во время движения с рюкзаком; типичные ошибки туристов при  укладке рюкзака, его деформация при переноске. Режим дня и режим движения в пешеходном и лыжном походе; что такое ходовой  час, количество и распределение ходовых часов в течение дня в начале, в середине, в конце похода, в жаркую и холодную погоду, в зависимости от других условий на маршруте.  Режим движения группы на подъемах в зависимости от их крутизны. Режим дня на  дневках. Значение хронометрирования (протокола движения) для ориентирования на  местности; как определить среднюю скорость движения группы в различных условиях. 34 Движение по дорогам и тропам. Основные правила поведения туриста в строю,  обеспечение безопасности при движении по автомагистралям. Шаг, темп, интервал,  положение корпуса и рук. То же при движении по дорогам и тропам, при подъемах и  спусках с невысоких гор. Движение без дорог и троп на равнине. Характеристика типичных естественных  препятствий при движении по травянистой поверхности, по песку, мокрому грунту,  кустарникам, по каменистой поверхности, по болотам; положение корпуса, шаг, темп,  интервал, использование альпенштока, разведка и маркировка пути. Особенности движения в тундровой зоне. Характеристика типичных препятствий,  встречаемых в тундре. Движение в зарослях карликовой растительности, по стланику,  высокотравью, в густых кустарниках; по мохово­каменистой поверхности, по болотам.  Изменения в режиме движения в высокоширотных районах при различных погодных  условиях. Шаг, темп, интервал, использование альпенштока, резиновых сапог,  накомарника. Разведка и маркировка пути. Движение в таежной зоне. Характеристика типичных естественных препятствий на  лесных и горно­таежных участках маршрутов. Особенности ориентирования в тайге. Шаг,  темп, интервал, изменения в режиме движения, разведка и маркировка пути, техника  преодоления завалов, густых зарослей, заболоченных участков тайги. Движение в горах. Подъемы и спуски по крутым травянистым склонам в различных  условиях. Разведка, маркировка, выбор пути движения «в лоб» и «серпантином». Шаг,  темп, интервал, режим движения, способы страховки. Движение по осыпям и каменным «морям». Виды осыпей, их характеристика.  Разведка, маркировка, выбор пути. Движение вверх и вниз «в лоб» и «серпантином».  Подъемы и спуски по скальному гребню, по желобу. Шаг, темп, интервал, режим движения, способы страховки (использование альпенштока, веревочных перил). Правила безопасности и поведение туристов при падении камней. Движение по снежникам и фирну. Оценка доступности снежного склона для  прохождения его группой, положение и состояние снежника. Признаки лавинной  опасности. Выбор наиболее безопасного пути прохождения по снежному склону. Подъем  «в лоб», траверсирование, глиссирование. Шаг, выбивание ступенек, положение корпуса,  темп, интервалы, страховка альпенштоком, использование веревочных перил. Прохождение горных перевалов. Контрольные записки. Переправы через реки. Характеристика равнинных и горных рек. Опасности,  связанные с переправами через реки. Виды и способы переправ. Разведка места и оценка  доступности переправы избранным способом. Переправы по кладям, бревнам: наведение  переправы, проверка, порядок, страховка. Переправа через спокойную воду вплавь, с  грузовым плотиком — саликом. Переправа через бурную горную реку по камням: выбор  места, проверка, порядок движения, страховка. Общее представление о навесной переправе. Применение веревки и альпенштока в  туристских походах. Основные узлы и грудная обвязка. 35 Броды через равнинные и горные реки: разведка места брода, проверка, порядок и  способ прохождения, виды и способы страховки и самостраховки на броде. Виды, содержание и правила соревнований юных туристов по туристской технике. Практические занятия. Общефизическая подготовка, вязка узлов, отработка  приемов страховки альпенштоком. 2.6.Подготовка походов. При подготовке к предусмотренные учебным планом  работы кружка учебно­тренировочным походам (практическим занятиям на местности) со  всем составом кружка, а также по отдельным группам кружковцев и индивидуально  руководитель организует закрепление на практике пройденного материала по всем  разделам программы. Выбор маршрутов учебно­тренировочных походов. Утверждение маршрута.  Проработка деталей каждого маршрута. Подробный расчет времени переездов, переходов,  привалов и краеведческой работы в пути, составление плана­графика похода; с дежурными проводниками индивидуально «проиграть» пути движения на их участках маршрута,  продумать способы ориентирования и преодоления препятствий, проверить их расчеты  контрольного времени движения на участках и качество сделанных ими выкопирок  топокарты. Хозяйственная и техническая подготовка походов. Маршруты учебно­краеведческих  походов по их краеведческому и спортивному содержанию должны быть как можно ближе  к характеру маршрута предстоящего летнего зачетного похода. Часть учебного времени,  отведенного на данный раздел, должна быть использована для работы кружка по  подготовке этого летнего зачетного похода. 3.Проведение походов. Указанные в примерном тематическом плане занятий кружка 96 часов на учебно­тренировочные походы можно распределить следующим образом: Три однодневных похода (по 8 учебных часов) = 24 ч. Два двухдневных похода (по 14 уч. часов) = 28 ч, Два трехдневных похода (по 22 уч. часа) = 44 ч, При такой разбивке часов кружковцы за время учебного года проведут 13 дней в 7  походах с 6­ю ночлегами. Однако данная разбивка учебно­тренировочных часов не является строго  обязательной. Возможна, например, замена похода участием в школьном или районном  слете и соревнованиях, возможно проведение практических занятий на местности без  прохождения маршрута, проведение экскурсий без похода в случае неблагоприятных  погодных условий. Задача заключается в том, чтобы кружковцы на практике закрепили знания,  полученные во время теоретических занятий. Особенно это касается того материала  программы, который требует не простого его осмысления и запоминания, а отработки  прочных навыков практических действий. 36 3.1 Подведение итогов похода. Разбор похода в группе. Чистка, ремонт и сдача  снаряжения, отчеты ответственных по выполнению своих обязанностей и результатам  работы, оформление краткого отчета об учебно­тренировочном походе или паспорта  маршрута, издание фотогазеты, оформление уголка группы, заполнение новых страничек в  альбоме «Летопись кружка», написание заметок в общую стенгазету школы (Дома  пионеров), выступление по школьному радио, оформление документов на значки и  разряды, проведение кружкового вечера по итогам цикла походов и занятий —  «Туристского огонька» с приглашением родителей или выступление с рассказами и  песнями о походах на общешкольном вечере и, наконец, подготовка и сдача отчетных  материалов по проведенной в походе краеведческой работе (текстов, экспонатов,  чертежей, рисунков, фотографий, слайдов и т. д.). 37

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных

Программ для подготовки команд дружин юных пожарных
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2019