Раздел «Пояснительная записка»
Рабочая программа по курсу «Технология» образовательной области Технология для 5 класса составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, на основе программы по учебному предмету «Технология» 5-8 классы, А.Т. Тищенко, Н.В. Синица, 2014 год; программы 5 – 8 (9) классы, Н.В. Синица, П.С. Самородский, 2014 год; рабочей программы «Технология» 5-8 классы по учебникам под редакцией Симоненко В.Д., 2014 год.
Цели программы:
- формирование политехнических знаний и экологической грамотности;
- подготовка к семейной жизни, к выполнению необходимых и доступных видов труда;
- раскрытие творческих способностей, усиление эстетической направленности уроков технологии;
- воспитание трудолюбия, потребности в труде, уважение к людям труда, бережного отношения к природе;
- развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
- развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей в процессе различных видов технологической деятельности;
- освоение технологических знаний, технологической культуры на базе сведений, полученных при изучении других образовательных областей и предметов, а также на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации, развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.
Задачи программы:
совершенствование практических умений и навыков учащихся в экономном ведении домашнего хозяйства, уходе за жилищем, способах декорированияМы дети природы
Мы дети природы. Экологическое краеведение.doc
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАВЕТИНСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЗАВЕТИНСКИЙ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ
ДЕТЕЙ
Номинация: «Экологическое краеведение»
«Мы дети природы»
Подготовила:
Степаненко Анна Александровна
ученица 7 класса
МБОУ Савдянская СОШ им И.Т. Таранова
347442 Ростовская область Заветинский район, х.
Савдя, пер.Школьный 1
347442 Ростовская область Заветинский район, х.
Савдя, ул.Молодежная 41
Руководитель:
Дыбова Лидия Александровна
педагог дополнительного образования
МБОУ Савдянская СОШ им И.Т. Таранова
347442 Ростовская область Заветинский район, х.
Савдя, пер.Школьный 1
Сот.89281589769
Дом.88637826375
Консультант:
Тыщенко Юлия Викторовна
учитель биологии
МБОУ Савдянская СОШ им И.Т. Таранова
347442 Ростовская область Заветинский район, х.
Савдя, пер.Школьный 1
Дом. 88637826417
х. Савдя, 2012
СОДЕРЖАНИЕ: 2
ВВЕДЕНИЕ
1. Мы дети природы.
1.1 Описание природы и климата.
1.2 Памятники природы их значение для села и его жителей
1.3 Охрана, сохранение и воспроизведение экологического наследия
2. Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ
В эпоху индустриального и постиндустриального развития, в период
царствования машин, заводов, асфальта и многоэтажных домов все острее
становится вопрос о природе, хотя скорее о том, что от нее осталось. Сохранение
и воспроизведение природноисторических памятников, участков нетронутой
природы должно стать во главе не только общегосударственных проблем, но и
каждого человека в отдельности. 3
Целью нашего исследования является изучение природных памятников х.
Савдя, их нынешнего состояния и пути их воссоздания.
Из цели исследования вытекают следующие задачи:
изучить природные условия нашей территории;
рассмотреть природные памятники, находящиеся на территории
Савдянского сельского поселения и их состояние и значение.
проанализировать пути восстановления, укрепления и воссоздания
утраченных памятников природы.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что объективная оценка состояния
природного наследия нашего села и распространение информации среди жителей
х. Савдя позволит сократить уничтожение природы и будет способствовать ее
сохранению и воссозданию.
Исследование проводилось на базе Савдянского сельского поселения в 2012
году. Хутор находится на территории Заветинского района, занимает 264км2,
ближайшее поселение – Тюльпаны (расстояние16 км), до районного центра 62 км.
Климат засушливый, почвы светлокаштановые, рельеф равнинный, вся территория
находится в зоне холмистых степей.
При подборе теоретической части были рассмотрены источники
библиографии, включающие в себя природу Ростовской области, проблемы
экологии и сохранения природного наследия, историю Савдянского поселения от
истоков до нынешних дней.
Исследование велось по двум направлениям: изучение литературных
источников и оценка современного состояния памятников природного
наследования.
1. Мы дети природы.
1.1 Описание природы и климата.
Хутор Савдя расположен в юговосточной части Заветинского района.
Климатические особенности Заветинского района и Савдянского поселения в
частности достаточно сложны для природной биоты и культурных растений.
Метеорологические параметры в высокой степени способствуют возникновению
засух в любой из сезонов периода вегетации. Характерны суховеи в сочетании с 4
засухами. С точки зрения влагообеспеченности период конец июня конец
сентября является наиболее критическими для растительного покрова и
природных экосистем в целом.
Почвенный покров представлен подзональным типом светлокаштановых в
разной степени солонцеватых почв и их комплексами с солонцами [4].
Растительный мир представлен эпифитами весеннего и начало летнего
периода (тюльпаны, ирисы, степные пионы и др.), а так же суккулентами (ковыль,
верблюжья колючка и др.). Древесная растительность носит антропогенный
характер и формируется на территории поселения только за счет деятельности
человека. Неблагоприятные природноклиматические условия препятствуют
повсеместному распространению растительного покрова на территории села. Для
сохранения насаждений приходится прикладывать большие усилия [1].
1.2 Памятники природы
Первые поселенцы нашей территории начали обживать эти места еще в 1890г.
Но после Октябрьской Социалистической революции в этой местности с 1924
года стали формироваться крестьянскофермерские хозяйства (усадьбы). Жизнь
первых тружеников совхозов была тяжелая, природа не баловала поселенцев,
уничтожая урожаи, выжигая на солнцепеке растительность пастбищ, от чего
сильно страдало животноводство [7].
Для улучшения условий для жизни в 1940 году поселенцы заложили рощу
или, как называли ее в то время, лес, а ктото говорил и сад. Весной и осенью
комсомольцы и молодежь вместе со взрослыми высаживали деревья на общей
площади до 20 гектар. Руководили посадкой директор Гордиенко А.Е., старший
агроном Соловьев В.В. и агроном мелиоратор И.С. Бессарабов. С того времени у
жителей села появилась своя маленькая гордость, роща, высаженная собственными
руками была как собственный ребенок, о котором все заботились и беззаветно
любили. Великая отечественная война отложила конечно заботы о собственном
благоустройстве на не определенный срок, но в 1960 году, в период подъема и
развития совхоза Заветинский № 19, роща была обновлена и приведена в порядок, 5
в дальнейшие годы за рощей постоянно следили: вели спил сухих веток и деревьев,
шла посадка новых насаждений, взамен старых и больных деревьев, так
продолжалось до 1991 года [7].
В период довоенного времени в центре села был высажен парк, который до
нашего времени, к великому сожалению, дошел только виде одиночных деревьев и
аллеи вдоль центральной улицы.
Еще одним памятником нашего природного наследия является река Савдя,
которая и была первопричиной названия нашего поселения и его расположения.
Строительство домов первых поселенцев велось по берегам небольшой, но
полноводной реки. Речка была источником воды для орошения огородов, местом
отдыха в периоды праздников, местом получения дополнительных продуктов
питания – рыбы и речных раков.
Говоря о степях окружающих наше поселение, мы слышим мало хорошего о
них. Но так может говорить только тот, кто не был в степи весной. Море,
бескрайнее разноцветное море, окружает вас, не давая вздохнуть от восхищения.
Цветы переливаются всеми красками радуги. В этот момент забываешь и о
суховеях и об отсутствии желанной тени. Но даже эта бескрайняя и такая хрупкая
красота уничтожается с каждым годом все больше. Распашка целинных земель
сокращает с ужасающей скоростью территории, на которых произрастают
тюльпаны. А ведь этот цветок занесен в красную книгу!
1.3 Охрана, сохранение и воспроизведение экологического наследия
Говоря о природном наследии наших предков, мы осознаем тот огромный
вклад, который внесли наши бабушки и дедушки для того чтобы наше село
выглядело как маленький зеленый оазис в степных просторах. Мы понимаем, что
если бы не предки, то не существовало бы место для отдыха. Но, к сожалению,
осознание этого не мешает жителям нашего села безжалостно уничтожать деревья
и кустарники, с такой любовью высаженные старшим поколением. Современное
состояние рощи вызывает ужас и боль за людскую бездушность и безжалостность.
Территория занятая деревьями, находится в ужасном состоянии: сухие ветви,
колючие травы не позволяют войти в рощу дальше пяти десяти метров. Старые 6
больные деревья не омолаживаются, сухие ветви и деревья не выпиливаются, не
ведется посадка новых насаждений взамен утраченных. Но эта проблема не
является самой опасной, самое страшное, что в отопительный период жителями
поселения самовольно и противозаконно выпиливаются не только сухие деревья,
но и здоровые живые насаждения, которые спасают поселение от суховеев,
сохраняют растительный травяной покров и просто дают необходимую тень и
прохладу в летний зной. Рассмотрев пути решения этой проблемы мы выяснили,
что решение существует. В настоящее время учащиеся нашей школы проводят
реконструкцию древесных насаждений рощи и села в целом, в посильных объемах.
Начало было положено на территории школы, за несколько лет были высажены
декоративные кустарники, в период весенних и осенних работ активно ведется
омоложение деревьев для увеличения их продолжительности жизни. Школьные
турпоходы все больше стали походить на субботники, дети не только отдыхают в
роще, но и постепенно расчищают ее территорию.
В тяжелом экологическом состоянии находится река Савдя. Русло реки
пересохло несколько лет тому назад, этому способствовали как природные
катаклизмы, так и деятельность человека, который бездумно сваливал отходы в
русло реки, способствуя этим заиливанию дна, а, следовательно, прекращению
действия подземных источников воды. 57 лет назад река Савдя прекратила свое
существование. Русло реки пересохло полностью, была уничтожена флора и фауна
этого водоема. С течением времени, некогда глубокое и обрывистое, русло реки
стало зарастать степными многолетними травами и сливаться с окружающим
Изменение этой тяжелой
пейзажем из полыни, ковыля и чертополоха.
экологической ситуации требовало больших денежных вливаний, для расчистки
русла реки, которые найдены нашей администрацией не были. Но в последние годы
(20102012гг) ситуация начала изменятся в лучшую сторону, благодаря
изменениям климатических условий, а именно, выпадению высокой нормы осадков
в зимний и весенний периоды. Русло реки снова стало наполняться водой.
Конечно, это не тот объем воды, который определялся 1520 лет назад, но все же 7
река стала просыпаться. Администрацией Савдянского сельского поселения были
выделены средства для восстановления популяции рыб в данном водоеме,
закуплены мальки и выпущены в реку.
Количество древесных растений в центре поселения хоть и медленно, но
неуклончиво растет, рядом с новым административным комплексом высажен
новый парк, ведется работа по сохранению и воссозданию первого центрального
парка села.
Выводы
1. Изучение литературных источников показало, что природноклиматические
условия в который расположено Савдянское сельское поселения являются крайне
не благоприятными для растительного мира.
2. Природное наследие, оставленное нам предками не очень богато, но ценимо
жителями села, наиболее важными из них являются: роща, расположенная в
западной части хутора, река Савдя – основатель нашего поселения и Центральный
парк, являющийся живым свидетелем расцвета экономической жизни сельчан. Их
состояние нельзя назвать удовлетворительным, но пока они не утрачены полностью
их можно восстановить и сохранить для наших потомков.
3. Для сохранения, восстановления, укрепления и передачи потомкам
природного наследия нашего поселения необходимо непрерывное комплексное
взаимодействие администрации, жителей села и молодежи. Только при осознании
собственных ошибок и искреннем желании их исправить существует возможность
для восстановления истинного величия нашей природы, источника гордости за
предков и радости потомков.
4. Степные просторы, занятые растительностью, занесенной в красную книгу и
являющиеся отличительной особенностью этой части Ростовской области,
безжалостно распахиваются, что не только уничтожает природные особенности и
красоты нашего края, но и способствуют ухудшению общей экологической
обстановки в районе. 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В истории нашего села есть свои как светлые, так и темные моменты. Но к
сожалению эта частичка малой родины уходит в историю. Наша работа была
призвана показать как необходимо быть ответственнее, культурнее. Думать не
только о себе и сейчас, но и о том что будет в будущем. Мы постарались показать,
как изменилось наше село за какието 20 лет, которые человек потратил на то
чтобы разрушить, уничтожить, разбить все что делалось в течение практически
всего 20 века. Мало кто осознает сейчас, что своими поступками они разрушают
будущее своих детей. Но даже те, кто есть позволяют надеяться, что все изменится
и человек станет бережнее относиться к природе, уважительнее к чужому труду,
заботливее к окружающим людям.
За помощь в написании нашей работы хочется поблагодарить старожил нашего
села Степаненко Валентину Васильевну – бывшую учительницу биологии,
Дмитриенко Лидию Дмитриевну и многих других. Их воспоминания помогли
понять и оценить тот огромный вклад, который внесли жители 20 века в наше село,
в тот вид который оно имеет сейчас. Понять и сказать огромное спасибо. 9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балаш А.П., Горбачев Б.Н., Зозулин Г.М. Наиболее ценные для охраны объекты
растительности Ростовской области // Интродукция растений. – Ростовна
Дону, Издво Рост. унта, 1970. С. 41 – 50.
2. Балаш А.П., Зозулин Г.М. Об охране степных участков в Ростовской области //
Вопросы охраны ботанических объектов. – Л., Наука, 1971. С. 227 – 229.
3. Горбачев Б.Н., Луценко А.И. Луга Ростовской области // Ботанические
исследования. – РостовнаДону, Издво Рост. унта, 1968. С. 82 – 91.
4. Деев Ю.Ф. Стратиграфия // Природные условия и естественные ресурсы
Ростовской области. – РостовнаДону, Батайское кн. издво, 2002. С. 38 – 52.
5.Демина О.Н., Майоров С.Р. Iris scariosa Willd. (Iridaceae) в Ростовской
области. // Бюллетень МОИП. Отд. биологич. – 2002. Т. 107, вып. 6. С. 86.
6.И лишь ковыль о прошлом все шумит…. Книга к 160 летию с. Заветного и 80
летию Заветинского района.
7.История образования совхоза «Заветинский № 19» 19291991гг. Материалы
личного архива Кульченко И.Г. 10
Приложение 1
1. Степные просторы, окружающие х. Савдя
2. Становление и развитие совхоза Заветинский № 19 11
3. Роща, высаженная в 1939г.
4. Центральный парк х. Савдя, 2011г. 12
5. Степь весной, природное наследие края, 2011г
Р. Савдя, весеннее половодье,2012г 13
Роща, 2012г.
Р. Савдя, загрязнение и обмеление
Программа
Программа
Программа
Программа
Программа
Программа
Программа
Программа
Программа
Программа
Программа
Программа
Программа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.