Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 81»
г. Нижнего Новгорода
Принята Утверждена
Решением педагогического совета Директор
Протокол № от « » августа 2017 года МАОУ «Школа № 81»
_______________
Приказ от . 2017 №
Дополнительное образование
(Социально-педагогическая направленность)
Программа работы кружка
«Религии России»
(Срок реализации – 1 год, для детей с 11 лет)
Разработал:
Руководитель кружка
Шестакова С.В.
г. Нижний Новгород
2017 год
Пояснительная записка
Назначение программы
Данная программа разработана для реализации внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению.
Программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Актуальность и перспективность программы
В современной ситуации общественного развития России важнейшей задачей осознается необходимость возрождения нации, обретения утраченных духовных корней и нравственных начал. Поэтому особую актуальность обретает проблема духовно-нравственного воспитания детей и подростков. В обществе возрастает социальный запрос на высоконравственную, ориентированную на добротворческие поступки, духовно развивающуюся личность.
Современная ориентация российского образования на ценности традиционной духовной культуры в обучении и воспитании, восстановление в системе образования исторической и культурной преемственности определяют актуальность изучения в общеобразовательных учреждениях дисциплин религиоведческой направленности. Без знаний в этой области, базирующихся на научной основе, невозможно воспитание этической культуры, веротерпимости, уважения к традициям и обычаям народов России. Находясь на стыке общегуманитарных дисциплин (всеобщей истории, истории России, обществознания и т.д.), этот курс имеет ряд отличий. Его специфика заключается в комплексном освещении исторических, мировоззренческих, культурологических, нравственных, обрядовых аспектов различных религий, распространенных в России, особенностей их вероучения и организации.
Данный курс имеет культурологическую направленность, раскрывает общечеловеческие общероссийские ценности, в отборе которых в процессе общественного развития участвовали различные религии.
Возрастная группа обучающихся,
на которых ориентированы занятия
Программа разработана для детей 11-12 лет (5 класс). Современность выбранной проблемы продиктована включением ее в число приоритетных направлений модернизации образования общеобразовательной школы.
Цель изучения курса «Религии России» – приобщение школьников к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию.
Задачи курса:
• расширение и систематизация знаний и представлений учащихся о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях;
• формирование представлений о традиционных религиях народов России, их роли в культуре, истории российского общества;
• формирование основ морали, семейных ценностей, ориентированное на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьёй, страной;
• воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего и других народов России, толерантное отношение к людям другой культуры;
• развитие информационной культуры учащихся (об источниках информации, её отборе и применении), возможностей для их активной самостоятельной познавательной деятельности.
Требования к уровню подготовки обучающегося
В результате реализации программы внеурочной деятельности ученик должен:
знать/понимать:
- основные понятия религиозных культур;
- историю возникновения религиозных культур;
- особенности и традиции религий;
- описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников, святынь;
уметь:
- описывать различные явления религиозных традиций и культур;
- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры в жизни людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
- осуществлять поиск необходимой инфрмации для выполнения заданий;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
владеть навыками:
- определения собственного отношения к окружающим явлениям современной жизни;
- организации и проведения индивидуальной и коллективной деятельности;
- преобразования информации.
Общая характеристика учебного предмета
Основной особенностью учебного предмета «Религии России» является его интегративный характер. Его содержание взаимосвязано с другими предметами (в первую очередь «История», «Литература», «Изобразительное искусство», «Музыка»), с внеклассной работой, проводимой в школе, с воспитанием детей в семье.
Отбор содержания курса осуществляется в соответствии с ФГОС, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. При этом учитываются возрастные возможности школьников и их собственный социальный опыт. Направленность материала на выработку у учеников эмоционально-ценностного отношения к изучаемому (людям, их поступкам, религиозным, нравственным заповедям и т. д.). Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности и воспитание патриотических чувств к своей Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), исторической памяти.
Культурологическая направленность курса предполагает приобщение учащихся к культурному наследию народов нашей страны путём обращения к:
– географии России (сведения о природе и населении);
– истории России и народов её населяющих;
– нравственным заповедям традиционных российских религий;
– произведениям литературы, искусства, историческим источникам, фольклору народов России, СМИ.
В формировании духовно-нравственных основ народов России большое значение имеет диалог друг с другом, учителем, родителями и другими родственниками. Диалог в данном случае:
– является источником новых знаний, актуализации, обобщения и систематизации изученного материала;
– способствует формированию эмоционально-личностного отношения к обсуждаемому материалу, выработке собственной системы ценностей, активизации процессов мышления учащихся;
– развивает культуру общения, повышает интерес к учебе.
При изучении курса у учеников развиваются познавательные способности: извлекать и анализировать (с учётом возраста) различного вида информацию, представленную в учебнике, справочной и дополнительной литературе, интернете и др. для ответа на вопросы, подготовки небольших сообщений; анализировать и описывать памятники культуры (жилища, культовые объекты, произведения искусства и т.д.);
Сравнивать бытовые объекты (жилища, одежду и т.д.), авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям; приводить мотивированные оценочные суждения о поступках людей, их поведении, положительных качествах личности и т.д.
Предметом внеклассной работы может быть региональный и местный материал, который формирует чувство причастности, к тому, что рассматривается на уроках, способствует эмоционально окрашенному восприятию природных, исторических и культурных объектов. Возможны экскурсии в краеведческий или художественный музей, к местам этнографических, культурных и других памятников, на предприятия художественных промыслов и т. д.; беседы с очевидцами событий (исторических, культурных), с родными и близкими национальных героев.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
• Патриотизм и гражданственность: любовь к России, родному краю, своему народу, уважение обычаев и традиций, культуры своего и других народов России, дружба и согласие между народами, верность Родине, служение Отечеству, уважение государственных законов и символов, защитников Отечества, охрана природы, исторических и культурных памятников.
• Духовно-нравственные ценности: ценность человеческой жизни, бережное отношение ко всему живому, справедливость, милосердие, верность, отзывчивость, сострадание, честность, ответственность, гостеприимство, доброта, дружелюбие, умение прощать, уважение мнения других.
• Семейные ценности: забота о чести семьи, уважение родителей, забота о старших и младших членах семьи, взаимопонимание и доверие, трудолюбие.
• Религии народов России: свобода вероисповедания, веротерпимость, представления о традиционных религиях народов России, их духовно-нравственном значении в жизни людей.
Объем часов, отпущенных на занятия
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, за год 35 часов.
Продолжительность одного занятия
Продолжительность занятий устанавливается 45 минут с обязательным 10-минутным перерывом для отдыха детей и проветривания помещений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения освоения учебного предмета
Личностные
· формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
· осознание своей этнической и национальной принадлежности;
· формирование ценностей многонационального российского общества;
· формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
· формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Регулятивные УУД:
· самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
· совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
· составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
· работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
· в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
· ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
· отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
· добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
· перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
· перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
· преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
· преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
· доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
· доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
· слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
· вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
· договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
· учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса является формирование
следующих умений.
· понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
· знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;
· формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий в России;
· формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;
· формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
· знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;
· укрепление веры в Россию.
Виды и формы контроля.
Содержание программы
Раздел «Народы России»
Введение. Россия – многонациональная страна. Коренные народы России: русские, народы Поволжья и Урала, Северного Кавказа, Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока – их историческая Родина, язык, традиции и обычаи, народные праздники, художественные промыслы, вхождение в состав России.
Народы Поволжья и Урала.
Народы Северного Кавказа.
Народы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Национально-территориальные образования Российской Федерации на карте страны. Уважительное отношение к своему народу, традициям и обычаям других народов многонациональной России.
Раздел «Традиционные религии народов России»
Православие.
Православные таинства, обряды и богослужение. Праздники.
Ислам.
Буддизм.
Иудаизм.
Многообразие религий – обогащение духовно-нравственной культуры народов нашей страны. Знакомство с традиционными для народов России религиями: православием, исламом, буддизмом, иудаизмом: когда появились, какие народы исповедуют, основатели религий, священные книги, символы веры и святыни, культовые сооружения и искусство,
нравственные заповеди и др. Уважение религиозных чувств россиян, терпимость к иным верованиям.
Раздел «В мире культуры»
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных
народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Левитан, К. Станиславский, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Д. Лихачев и др.).
Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства.
Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки
Раздел «Нравственные ценности российского народа»
Береги землю родимую, как мать любимую. Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Илья Муромец, Боотур, Урал-батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.
В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Бережное отношение к природе. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России и Кемеровской области.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Вклад наших земляков в отечественную науку. Знакомство с деятельностью известных учёных нашего края. Кузбасс – родина и место жительства многих известных учёных, внесших свой вклад в развитии отечественной науки.
Художники, поэты, музыканты Кемеровской области.
Раздел «Мир добрых соседей»
Культурные и религиозные традиции православных жителей Кузбасса. Вклад православия в развитие материальной и духовной культуры общества. Православные и католические храмы (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон.
Православные и католические праздники.
Культурные и религиозные традиции мусульман Кузбасса. Вклад мусульман в развитие культуры Кемеровоской области. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры.
Исламский календарь.
Раздел «Наш дом – Россия»
Наша Родина – Российская Федерация (Россия). Любовь к Родине. Понятие «россиянин». Русский язык – государственный язык нашей страны, средство межнационального общения.
Великая русская культура – один из источников объединения народов России.
Общероссийские законы и символы. Обязательное исполнение законов, уважение символов страны (гимна, герба, флага).
Планируемые результаты
Личностные результаты:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Метапредметные результаты:
Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых, как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
Предметные результаты:
-Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
-Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
-Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
-Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
- Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
- Осознание ценности человеческой жизни.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу:
В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен:
знать/понимать:
основные понятия религиозных культур;
историю возникновения религиозных культур;
историю развития различных религиозных культур в истории России;
особенности и традиции религий;
описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь
уметь:
описывать различные явления религиозных традиций и культур;
устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать
свое мнение;
готовить сообщения по выбранным темам.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Компьютерная техника (компьютер, принтер).
2.Мультимедийное оборудование.
3. Экран.
Литература
1. Ворожейкина Н.И., Заяц Д. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Часть 2. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – 2012.
2. В.К. Романовский, В.А. Сомов, Г.Б. Гречухин, Л.Н. Шамсутдинова Религии России: хрестоматия по учебному курсу для общеобразовательных учреждений / Мин-во образования Нижегор. Обл., Нижегор. ин-т развития образовании – Н.Новгород: Нижегородский институт развития, 2010 г.
Методические пособия
3. Леонтьева, Чернова - Религии мира. Исследовательское интерактивное пособие - Санкт-Петербург, Антология, 2012 г
Календарно - тематическое планирование
№ п/п |
Темы занятий |
Дата |
Описание содержания занятий |
1. |
Народы России (4 ч) |
|
|
1. |
Введение. Россия – многонациональная страна. |
|
Россия – многонациональная страна. Коренные народы России. |
2. |
Народы Поволжья и Урала. |
|
Историческая Родина, язык, традиции и обычаи, народные праздники, художественные промыслы, вхождение в состав России. Национально-территориальные образования Российской Федерации на карте страны. Уважительное отношение к своему народу, традициям и обычаям других народов многонациональной России. |
3. |
Народы Северного Кавказа. |
|
|
4. |
Народы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. |
|
|
|
Традиционные религии народов России (6 ч) |
|
|
5. |
Православие. |
|
Жития святых. Милосердие, Доброта. |
6. |
Православные таинства, обряды и богослужение. Праздники. |
|
Православные таинства (крещение, миропомазание, исповедь, венчание, соборование). Православная молитва. Рождество, Крещение. Пасха. Спас. |
7. |
Ислам. |
|
Этнические мусульмане. История ислама в России. Исламская культура в России. |
8. |
Ислам. |
|
Мечети России. Течения в исламе. Известные мусульмане. |
9. |
Буддизм. |
|
История буддизма в России. Буддийские храмы и монастыри России. Тибетский буддизм. Традиционные праздники. |
10. |
Иудаизм. |
|
История иудаизма в России. Обряды жизненного цикла. Иудейские праздники (Песах, Ханука, Пурим, Суббота, Посты). |
|
В мире культуры |
5 ч |
|
11. |
Величие российской культуры. |
|
Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Левитан, К. Станиславский, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Д. Лихачев и др.).
|
12. |
Величие российской культуры. |
|
|
13. |
Человек – творец и носитель культуры. |
|
Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. |
14. |
Законы нравственности – часть культуры общества. |
|
Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки |
15. |
Защита проектов. |
|
|
|
Нравственные ценности российского народа |
8 ч |
|
16. |
Береги землю родимую, как мать любимую. |
|
Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Илья Муромец, Боотур, Урал-батыр и др.). Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. |
17. |
Жизнь ратными подвигами полна. |
|
|
18. |
В труде – красота человека. |
|
Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). |
19. |
Заповедники на карте России и Кемеровской области. |
|
Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России и Кемеровской области. |
20. |
Семья – хранитель духовных ценностей. |
|
Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив. |
21. |
Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. |
|
|
22. |
Вклад наших земляков в отечественную науку. |
|
Знакомство с деятельностью известных учёных нашего края. Кузбасс – родина и место жительства многих известных учёных, внесших свой вклад в развитии отечественной науки |
23. |
Художники, поэты, музыканты Кемеровской области. |
|
|
|
Мир добрых соседей |
5 ч |
|
24. |
Культурные и религиозные традиции православных жителей Кузбасса. |
|
Вклад православия в развитие материальной и духовной культуры общества. Православные и католические храмы (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон.
|
25. |
Православные и католические праздники. |
|
Православные и католические праздники. |
26. |
Вклад мусульман в развитие культуры Кемеровоской области. |
|
Вклад мусульман в развитие культуры Кемеровоской области. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культур |
27. |
Исламский календарь. |
|
|
28. |
Защита проектов. |
|
|
|
Наш дом – Россия |
7 ч |
|
29. |
Наша Родина – Российская Федерация (Россия). Любовь к Родине. |
|
Понятие «россиянин». Русский язык – государственный язык нашей страны, средство межнационального общения. |
30. |
Великая русская культура – один из источников объединения народов России. |
|
Обязательное исполнение законов, уважение символов страны (гимна, герба, флага). |
31. |
Общероссийские законы и символы. |
|
|
32. |
Общероссийские законы и символы. |
|
|
33- 35 |
Проект. Защита проектов. |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.