Планируемые результаты
Результаты освоения курса
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
• сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;
• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы
Физика
1) формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
2) формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
3) приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;
4) понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;
5) осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
6) овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;
7) развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
8) формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов.
Выпускник научится:
-соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
-понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
-распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
-ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.
Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется.
-понимать роль эксперимента в получении научной информации;
-проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.
Примечание. Любая учебная программа должна обеспечивать овладение прямыми измерениями всех перечисленных физических величин.
-проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
-проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;
-анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
-понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
-использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
-осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
-использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
-сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
-самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
-воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
-создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Механические явления
Выпускник научится:
-распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения, колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук);
-описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
-анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
-различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета;
-решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
-использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств;
-различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);
-находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Тепловые явления
Выпускник научится:
-распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления;
-описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
-анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии;
-различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;
-приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
-решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
-использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;
-различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
-находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Электрические и магнитные явления
Выпускник научится:
-распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.
-составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).
-использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе.
-описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.
-анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.
-приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях
-решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы расчета электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
-использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
-различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);
-использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
-находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Квантовые явления
Выпускник научится:
-распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома;
-описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
-анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
-различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;
-приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
-использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
-соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
-приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра и различать условия его использования;
-понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.
Элементы астрономии
Выпускник научится:
-указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;
-понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира;
Выпускник получит возможность научиться:
-указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;
-различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой;
-различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.
Содержание программы
Тема, кол-во часов |
Содержание темы |
Введение (4 ч)
|
Физика - наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника. Фронтальная лабораторная работа: 1. Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности. |
Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)
|
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений. Фронтальная лабораторная работа: 2. Определение размеров малых тел. |
Взаимодействия тел (23 ч)
|
Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы. Фронтальные лабораторные работы: 3. Измерение массы тела на рычажных весах. 4. Измерение объема тела. 5. Определение плотности твердого тела. 6. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Определение коэффициента жёсткости пружины. 7. Измерение силы трения с помощью динамометра. |
Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)
|
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Фронтальные лабораторные работы: 8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. 9. Выяснение условий плавания тела в жидкости. |
Работа и мощность. Энергия (16 ч)
|
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии. Фронтальные лабораторные работы: 10. Выяснение условия равновесия рычага. 11. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости. |
Тематическое планирование.
Учебник: Перышкин А. В. «Физика. 7 кл.(ФГОС))»
(2ч в неделю, всего 70 ч.)
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Введение (4часа) |
||
1 |
Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты |
1 |
2 |
Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений |
1 |
3 |
Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления прибора». Инструктаж по технике ТБ |
1 |
4 |
Физика и техника |
1 |
Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов) |
||
5 |
Строение вещества. Молекулы |
1 |
6 |
Движение молекул. Диффузия |
1 |
7 |
Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел» |
1 |
8 |
Взаимодействие молекул |
1 |
9 |
Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел |
1 |
10 |
Контрольная работа №1 |
1 |
Взаимодействие тел (22 часа) |
||
11 |
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение |
1 |
12 |
Скорость. Единицы скорости. |
1 |
13 |
Расчет пути и времени движения |
1 |
14 |
Решение задач на расчет пути и времени движения |
1 |
15 |
Инерция |
1 |
16 |
Взаимодействие тел |
1 |
17 |
Масса. Единицы массы |
1 |
18 |
Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах» |
1 |
19 |
Плотность вещества |
1 |
20 |
Расчет массы и объема тела по его плотности |
1 |
21 |
Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела» |
1 |
22 |
Лабораторная работа №5 «Определение плотности твердого тела» |
1 |
23 |
Решение задач по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества» |
1 |
24 |
Контрольная работа №2 «Механическое движение, масса, плотность вещества» |
1 |
25 |
Сила. Явление тяготения. Сила тяжести |
1 |
26 |
Сила упругости. Закон Гука. Вес тела |
1 |
27 |
Единицы силы. Динамометр. Лабораторная работа №6 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины» |
1 |
28 |
Графическое изображение силы. Сложение сил |
1 |
29 |
Сила трения. Трение покоя |
1 |
30 |
Трение в природе и технике. Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения с помощью динамометра» |
1 |
31 |
Обобщающее занятие по теме «Взаимодействие тел» |
1 |
32 |
Контрольная работа № 3 «Взаимодействие тел» |
1 |
Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 час)
|
||
33 |
Давление. Единицы давления |
1 |
34 |
Способы увеличения и уменьшения давления |
1 |
35 |
Давление газа |
1 |
36 |
Передача давления жидкостями. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе |
1 |
37 |
Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда |
1 |
38 |
Решение задач по теме «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля» |
1 |
39 |
Сообщающиеся сосуды. Применение сообщающихся сосудов |
1 |
40 |
Вес воздуха. Атмосферное давление |
1 |
41 |
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли |
1 |
42 |
Барометр – анероид. Атмосферное давление на различных высотах |
1 |
43 |
Манометры |
1 |
44 |
Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс |
1 |
45 |
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело |
1 |
46 |
Закон Архимеда |
1 |
47 |
Лабораторная работа №8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» |
1 |
48 |
Плавание тел |
1 |
49 |
Решение задач по теме «Архимедова сила. Условия плавания тел» |
1 |
50 |
Лабораторная работа №9 «Выяснение условий плавания тел в жидкости» |
1 |
51 |
Плавание судов. Воздухоплавание |
1 |
52 |
Решение задач по темам «Архимедова сила», «Плавание тел», «Плавание судов. Воздухоплавание» |
1 |
53 |
Контрольная работа №4 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» |
1 |
Работа и мощность (13 часов)
|
||
54 |
Механическая работа. Единицы работы |
1 |
55 |
Мощность. Единицы мощности. Решение задач |
1 |
56 |
Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге |
1 |
57 |
Момент силы |
1 |
58 |
Решение задач по теме «Момент силы. Правило моментов» |
1 |
59 |
Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа №10 «Выяснение условия равновесия рычага» |
1 |
60 |
Блоки. «Золотое правило» механики |
1 |
61 |
Решение задач по теме «Условия равновесия рычага. Блоки» |
1 |
62 |
Коэффициент полезного действия механизма. Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» |
1 |
63 |
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия |
1 |
64 |
Превращение одного вида механической энергии в другой |
1 |
65 |
Решение задач «Работа. Мощность. Энергия» |
1 |
66 |
Контрольная работа №5 по теме «Работа, мощность, энергия» |
1 |
Итоговое повторение (4 часа) |
||
67 |
Повторение темы «Первоначальные сведения о строении вещества». |
1 |
68 |
Повторение темы «Взаимодействие тел». |
1 |
69 |
Повторение темы «Давление твёрдых тел, газов и жидкостей». |
1 |
70 |
Итоговый контрольный тест по курсу физики 7 класса. |
1 |
71 |
От великого заблуждения к великому открытию. |
1 |
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по физике
7 класс
Паспорт фонда оценочных средств по физике, 7 класс
Контрольные работы.
№ п/п |
Контролируемые разделы учебного предмета |
Наименование оценочного средства |
1. |
Первоначальные сведения о строении вещества |
Контрольная работа №1 |
2. |
Взаимодействие тел |
Контрольная работа №2 |
3. |
Давление твердых тел, жидкостей и газов |
Контрольная работа №3, №4 |
4. |
Работа, мощность, энергия |
Контрольная работа №5 |
5. |
Итоговая контрольная работа |
Контрольная работа №6 |
Паспорт фонда оценочных средств по физике, 7 класс
Тесты.
№ п/п |
Контролируемые темы учебного предмета |
Наименование оценочного средства |
6. |
Первоначальные сведения о строении вещества |
Тест(учебник А.В. Перышкин стр. 38,39), |
7. |
Взаимодействие тел |
Тест(учебник А.В. Перышкин стр. 97-99 |
8. |
Давление твердых тел, жидкостей и газов |
Тест(учебник А.В. Перышкин стр. 161,162 |
9. |
Работа, мощность, энергия |
Тест(учебник А.В. Перышкин стр. 200,201), |
Паспорт фонда оценочных средств по физике, 7 класс
Лабораторные работы.
№ п/п |
Контролируемые темы учебного предмета |
Наименование оценочного средства |
1. |
Первоначальные сведения о строении вещества |
Лабораторная работа№1-5 стр.202-208учебник А.В. Перышкин |
2. |
Взаимодействие тел |
Лабораторная работа№6,7 стр. 208-210 учебник А.В. Перышкин |
3. |
Давление твердых тел, жидкостей и газов |
Лабораторная работа№8,9стр. 210-212 учебник А.В. Перышкин |
4. |
Работа, мощность, энергия |
Лабораторная работа№10,11 стр.213-215 учебник А.В. Перышкин |
Настоящая рабочая программа составлена на основе Примерной программы по физике основного общего образования, авторской программы курса физики для 7-9 классов общеобразовательных учреждений (Москва «Просвещение» 2004г., авторыЕ. М. Гутник, А. В. Перышкина. При составлении программы руководствовались:
· Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;
· Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 №1089;
· письмом Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
· «Положением о порядке утверждения и структуре рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) педагогических работников МБОУ «Синекинчерская ООШ.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения физики 8 класса ученик должен
знать/понимать:
· смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
· смысл физических величин: работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы; закона сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь:
· описывать и объяснять физические явления: диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление света;
· использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, температуры, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
· представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
· выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
· приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
· решать задачи на применение изученных физических законов;
· осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
· контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
Содержание программы
Физика (8 класс)
I.Тепловые явления (26 часов)
Внутренняя энергия. Тепловое движение. Температура. Теплопередача. Необратимость процесса теплопередачи.
Связь температуры вещества с хаотическим движением его частиц. Способы изменения внутренней энергии.
Теплопроводность.
Количество теплоты. Удельная теплоемкость.
Конвекция.
Излучение. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления. График плавления и отвердевания.
Преобразование энергии при изменениях агрегатного состояния
вещества.
Испарение и конденсация. Удельная теплота парообразования и конденсации.
Работа пара и газа при расширении.
Кипение жидкости. Влажность воздуха.
Тепловые двигатели.
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.
Агрегатные состояния. Преобразование энергии в тепловых двигателях.
КПД теплового двигателя.
Лабораторная работа.
1.Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
2.Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
II. Электрические явления. (27 часов)
Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Два вида электрического заряда. Дискретность электрического заряда. Электрон.
Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электроскоп. Строение атомов.
Объяснение электрических явлений.
Проводники и непроводники электричества.
Действие электрического поля на электрические заряды.
Постоянный электрический ток. Источники электрического тока.
Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах. Электрическая цепь и ее составные части. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока.
Напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения.
Сопротивление. Единицы сопротивления.
Закон Ома для участка электрической цепи.
Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.
Примеры на расчет сопротивления проводников, силы тока и напряжения.
Реостаты.
Последовательное и параллельное соединение проводников. Действия электрического тока
Закон Джоуля-Ленца. Работа электрического тока.
Мощность электрического тока.
Единицы работы электрического тока, применяемые на практике.
Счетчик электрической энергии. Электронагревательные приборы.
Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами.
Нагревание проводников электрическим током.
Количество теплоты, выделяемое проводником с током.
Лампа накаливания. Короткое замыкание.
Предохранители.
Лабораторная работа.
3.Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
4.Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
5.Регулирование силы тока реостатом.
6.Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра.
7.Измерение работы и мощности электрического тока.
III. Электромагнитные явления (7 часов)
Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.
Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Применение электромагнитов.
Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.
Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Устройство электроизмерительных приборов.
Лабораторная работа.
8.Сборка электромагнита и испытание его действия.
9. Изучение электрического двигателя постоянного тока.
IV. Световые явления. (8 часов)
Источники света.
Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Луч. Закон отражения света.
Плоское зеркало. Линза. Оптическая сила линзы. Изображение, даваемое линзой.
Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
Оптические приборы.
Глаз и зрение. Очки.
Лабораторная работа.
10.Получение изображения с помощью линзы.
Тематическое планирование.
Учебник: Перышкин А. В. «Физика. 8 кл.»
(2ч в неделю, всего 70 ч.)
№/№ |
Тема 1 |
Кол-во час-ов |
примечание |
Тепловые явления (26 ч) |
|||
1/1 |
Тепловое движение. Температура. |
1 |
§ 1 |
2/2 |
Внутренняя энергия. |
1 |
§ 2 |
3/3 |
Способы изменения внутренней энергии тела. |
1 |
§ 3 |
4/4 |
Теплопроводность. |
1 |
§ 4 |
5/5 |
Конвекция. |
1 |
§ 5 |
6/6 |
Излучение. |
1 |
§ 6 |
7/7 |
Количество теплоты |
1 |
§ 7 |
8/8 |
Удельная теплоемкость. |
1 |
§ 8 |
9/9 |
Расчет количества теплоты |
1 |
§ 9 |
10/10 |
Решение задач |
1 |
§ 9,8 |
11//11 |
Л.Р. №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды». |
1 |
§ 9 |
12/12 |
Л.Р. 2 . «Измерение удельной теплоемкости твердого тела». |
1 |
§ 9 |
13/13 |
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. |
1 |
§ 10 |
14/14 |
Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах. Решение задач |
1 |
§ 11 |
15/15 |
Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления». |
1 |
|
16/16 |
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание. График плавления и отвердевания. |
1 |
§ 12-14 |
17/17 |
Удельная теплота плавления. |
1 |
§ 15 |
18/18 |
Решение задач. |
1 |
§19 |
19/19 |
Испарение. Поглощение энергии при испарении. |
1 |
§16, 17 |
20/20 |
Кипение |
1 |
§18. |
21/21 |
Удельная теплота парообразования и конденсации. |
1 |
§18,20 |
22/22 |
Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. |
1 |
|
23/23 |
Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.
|
1 |
§21, 22 |
24/24 |
Паровая турбина. КПД теплового двигателя.
|
1 |
§23, 24 |
25/25 |
Решение задач. |
1 |
|
26/26 |
К.Р.№2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» |
1 |
|
Электрические явления (27 ч)
|
|||
27/1 |
Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. |
1 |
§25, 26 |
28/2 |
Электроскоп Проводники и непроводники электричества. |
1 |
§ 27 |
29/3 |
Делимость электрического заряда. Электрическое поле |
1 |
§ 28, 29 |
30/4 |
Строение атомов. |
1 |
§30 |
31/5 |
Объяснение электрических явлений. |
1 |
§ 31 |
32/6 |
Электрический ток. Источники электрического тока. |
1 |
§ 32 |
33/7 |
Электрическая цепь и ее составные части. |
1 |
§ 33 |
34/8 |
Электрический ток в металлах. Действия электрического кока. Направление тока. |
1 |
§ 34-36 |
35/9 |
Сила тока. Единицы силы тока. |
1 |
§ 37 |
36/10 |
Амперметр. Л.Р.№3 «Измерение силы тока в различных участках цепи» |
1 |
§ 38 |
37/11 |
Электрическое напряжение. Вольтметр. Измерение напряжения. |
1 |
§ 39-41 |
38/12 |
Л.Р. №4 «Измерения напряжения на различных участках электрической цепи» |
1 |
§ 43 |
39/13 |
Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. |
1 |
§ 42-44 |
40/14 |
Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление. |
1 |
§45, 46 |
41/15 |
Реостаты. Л.Р. №5. «Регулирование силы тока реостатом». |
1 |
§47 |
42/16 |
Л.Р.№6 «Определение сопротивления проводника». |
1 |
§47 |
43/17 |
Последовательное соединение проводников. |
1 |
§48 |
44/18 |
Параллельное соединение проводников. |
1 |
§49 |
45/19 |
Решение задач. |
1 |
|
46/20 |
Работа электрического тока. К.Р.№ 3 по теме «Электрический ток. Соединения проводников» |
1 |
§50 |
47/21 |
Мощность электрического тока. |
1 |
§51, §52 |
48/22 |
Л.Р. № 7 «Измерение мощности и работы тока в электрической цепи». |
1 |
§51, §52 |
49/23 |
Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца. |
1 |
§53 |
50/24 |
Конденсатор |
1 |
§54 |
51/25 |
Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители |
1 |
§55, §56 |
52/26 |
Повторение темы «Работа и мощность тока». |
1 |
§35-56 |
53/27 |
К.Р.№ 4 по теме «Работа и мощность тока». |
1 |
|
Электромагнитные явления (7 ч)
|
|||
54/1 |
Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. |
1 |
§57, §58 |
55/2 |
Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Применение электромагнитов. |
1 |
§59 |
56/3 |
Л.Р.№8 «Сборка электромагнита и испытание его действия |
1 |
§59 |
57/4 |
Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. |
1 |
§60, §61 |
58/5 |
Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. |
1 |
§62 |
59/6 |
Л.Р. № 9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока». Повторение темы «Электромагнитные явления». |
1 |
|
60/7 |
Устройство электроизмерительных приборов. К.Р. № 5 по теме «Электромагнитные явления». |
1 |
§57-62 |
Световые явления (8 ч)
|
|||
61/1 |
Источники света. Распространение света. Видимое движение планет. |
1 |
§63, §64 |
62/2 |
Отражение света. Законы отражения света. |
1 |
§65 |
63/3 |
Плоское зеркало. |
1 |
§66 |
64/4 |
Преломление света. |
1 |
§67 |
65/5 |
Линзы. Оптическая сила линзы. |
1 |
§68 |
66/6 |
Изображения, даваемые линзой. Глаз и зрение |
1 |
§69, §70 |
67/7 |
Л.Р. № 10 «Получение изображения при помощи линзы». |
1 |
|
68/8 |
К.Р. № 6 по теме «Световые явления» |
1 |
|
69/1 |
Итоговая контрольная работа |
1 |
|
70/2 |
Повторение |
1 |
|
Фонд оценочных средств для 8 классов по физике .
№ урока |
№ К.Р. |
Тема К.Р. |
Материалы для К.Р. |
15 |
К.Р.№1 |
Тепловые явления |
Е.М.Гутник, Е.В. Рыбакова Е.В.Шаронина (стр.14) Тематическое и поурочное планирование. 8 кл. (готовые карточки) |
26 |
К.Р.№2 |
Изменение агрегатных состояний вещества |
Е.М.Гутник, Е.В. Рыбакова Е.В.Шаронина (стр.25) Тематическое и поурочное планирование. 8 кл. (готовые карточки) |
46 |
К.Р.№3 (25 мин.) |
Электрический ток. Соединение проводников |
А.Е.Марон, Е.А.Марон «Дидактические материалы. 8 класс (готовые карточки) |
53 |
К.Р.№4 |
Работа и мощность тока |
А.Е.Марон, Е.А.Марон «Дидактические материалы. 8 класс (готовые карточки) |
60 |
К.Р.№5 (15-20 мин) |
Электромагнитные явления |
Е.М.Гутник, Е.В. Рыбакова Е.В.Шаронина (стр.77) Тематическое и поурочное планирование. 8 кл. |
68 |
К.Р.№6 |
Световые явления |
Е.М.Гутник, Е.В. Рыбакова Е.В.Шаронина (стр.93) Тематическое и поурочное планирование. 8 кл.
|
69 |
К.Р. № 7 |
Итоговая контрольная работа |
|
Программа по физике для 9-класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по физике ,утвержденного приказом №1089 Минобразования РФ от 05.03.2004 года, на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 (Издательство «Просвещение» Москва. 2007 г.) (базовый уровень) и авторской программы Е.М.Гутника, А. В.Перышкина.
Реализация программы используется учебники:
· Перышкин А.В. Физика-7 – М.: Дрофа, 2011;
· Перышкин А.В. Физика-8 – М.: Дрофа, 2013;
· Перышкин А.В, Гутник Е.М. Физика-9 – М.: Дрофа, 2013.
ü сборниками тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений:
· Лукашик В.И. Сборник задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2008.
Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
· освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики,оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
· овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
· воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
· использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В результате изучения физики ученик 9 класса должен
знать/понимать:
· смысл понятий: физическое явление. физический закон. взаимодействие. электрическое поле. магнитное поле. волна. атом. атомное ядро.
· смысл величин: путь. скорость. ускорение. импульс. кинетическая энергия, потенциальная энергия.
· смысл физических законов: Ньютона. всемирного тяготения, сохранения импульса, и механической энергии..
уметь:
· описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение. равноускоренное прямолинейное движение., механические колебания и волны.. действие магнитного поля на проводник с током. электромагнитную индукцию,
· использовать физические приборы для измерения для измерения физических величин: расстояния. промежутка времени.
· представлять результаты измерений с помощью таблиц. графиков и выявлять на это основе эмпирические зависимости: пути от времени. периода колебаний от длины нити маятника.
· выражать результаты измерений и расчетов в системе СИ
· приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых представлений
· решать задачи на применение изученных законов
использовать знаниями умения в практической и повседневной жизни.
Содержание программы
Физика (9 класс)
I. Законы взаимодействия и движения тел. (27 часов)
Материальная точка. Траектория. Скорость. Перемещение. Система отсчета.
Определение координаты движущего тела.
Графики зависимости кинематических величин от времени.
Прямолинейное равноускоренное движение.
Скорость равноускоренного движения.
Перемещение при равноускоренном движении.
Определение координаты движущего тела.
Графики зависимости кинематических величин от времени.
Ускорение. Относительность механического движения. Инерциальная система отсчета.
Первый закон Ньютона.
Второй закон Ньютона.
Третий закон Ньютона. Свободное падение
Закон Всемирного тяготения.
Криволинейное движение
Движение по окружности.
Искусственные спутники Земли. Ракеты.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Движение тела брошенного вертикально вверх, вниз.
Ускорение свободного падения на Земле и других планетах.
Лабораторная работа.
1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
2.Измерение ускорения свободного падения.
II. Механические колебания и волны. Звук. (11часов)
Механические колебания. Амплитуда. Период, частота. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.
Зависимость периода и частоты нитяного маятника от длины нити.
Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.
Механические волны. Длина волны. Продольные и поперечные волны. Скорость распространения волны.
Звук. Высота и тембр звука. Громкость звука.
Распространение звука.
Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Резонанс.
Лабораторная работа.
3.Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины.
III. Электромагнитное поле. (12 часов)
Взаимодействие магнитов.
Магнитное поле.
Взаимодействие проводников с током.
Действие магнитного поля на электрические заряды. Графическое изображение магнитного поля.
Направление тока и направление его магнитного поля.
Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.
Магнитный поток. Электромагнитная индукция.
Явление электромагнитной индукции. Получение переменного электрического тока.
Электромагнитное поле. Неоднородное и неоднородное поле. Взаимосвязь электрического и магнитного полей.
Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн.
Электродвигатель.
Электрогенератор
Свет – электромагнитная волна.
Фронтальная лабораторная работа.
4.Изучение явления электромагнитной индукции.
IV. Строение атома и атомного ядра.
Использование энергии атомных ядер (14 часов)
Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучение. Опыты по рассеиванию альфа-частиц.
Планетарная модель атома. Атомное ядро. Протонно-нейтронная модель ядра.
Методы наблюдения и регистрации частиц. Радиоактивные превращения. Экспериментальные методы.
Заряд ядра. Массовое число ядра.
Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение заряда и массового числа при ядерных реакциях.
Открытие протона и нейтрона. Ядерные силы.
Энергия связи частиц в ядре.
Энергия связи. Дефект масс. Выделение энергии при делении и синтезе ядер.
Использование ядерной энергии. Дозиметрия.
Ядерный реактор. Преобразование Внутренней энергии ядер в электрическую энергию.
Атомная энергетика. Термоядерные реакции.
Биологическое действие радиации.
Лабораторная работа.
5.Изучение деления ядра урана по фотографии треков.
Тематическое планирование.
Учебник: Перышкин А. В., Е.М. Гутник «Физика.9кл.»
(2ч в неделю, всего 70 ч.)
№/№ |
Тема 1 |
Кол-во час-ов |
Приме чание |
Законы взаимодействия и движения тел. (27 часов)
|
|||
1/1 |
Материальная точка. Система отсчета. |
1 |
§1 |
2/2 |
Перемещение. |
1 |
§2 |
3/3 |
Определение координаты движущегося тела. |
1 |
§3 |
4/4 |
Перемещение при прямолинейном равномерном движении. |
1 |
§4 |
5/5 |
Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. |
1 |
§5 |
6/6 |
Скорость прямолинейного равноускоренного движения. Графики скоростей. |
1 |
§6 |
7/7 |
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. |
1 |
§7 |
8/8 |
Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. |
1 |
§8 |
9/9 |
Л.Р.№ 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости». |
1 |
§8 |
10/10 |
Решение задач. |
1 |
|
11/11 |
Контрольная работа № 1 по §1-8 (на «Механическое движение») |
1 |
|
12/12 |
Относительность движения. |
1 |
§9 |
13/13 |
Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. |
1 |
§10 |
14/14 |
Второй закон Ньютона. |
1 |
§11 |
15/15 |
Третий закон Ньютона. |
1 |
§12 |
16/16 |
Свободное падение тел. |
1 |
§13 |
17/17 |
Движение тела, брошенного вертикально верх. |
1 |
§14 |
18/18 |
Л.Р. № 2 «Измерение ускорения свободного падения». |
1 |
|
19/19 |
Закон всемирного тяготения. |
1 |
§15 |
20/20 |
Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. |
|
§16 |
21/21 |
Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. |
1 |
§18 §19 |
22/22 |
Решение задач. |
1 |
|
23/23 |
Искусственные спутники Земли. |
1 |
§20 |
24/24 |
Импульс тела. Закон сохранения импульса. |
1 |
§21 |
25/25 |
Реактивное движение. Ракеты.
|
1 |
§22 |
26/26 |
Вывод закона сохранения полной механической энергии. Решение задач. |
1 |
§23 |
27/27 |
Контрольная работа № 2 по §9-23 (« Законы движения и взаимодействия тел»)
|
1 |
|
Механические колебания и волны. Звук (11 ч) |
|||
28/1 |
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. |
1 |
§24,25 |
29/2 |
Величины, характеризующие колебательное движение. |
1 |
§26 |
30/3 |
Л.Р.№ 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины». |
1 |
§26 |
31/4 |
Затухающие колебания. Вынужденные колебания. |
1 |
§28,29 |
32/5 |
Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны. |
1 |
§31,32 |
33/6 |
Длина волны. Скорость распространения волн. |
1 |
§33 |
34/7 |
Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука. |
1 |
§34-36 |
35/8 |
Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. |
1 |
§37,38 |
36/9 |
Отражение звука. Эхо. Решение задач. |
1 |
§39,40 |
37/10 |
Решение задач |
1 |
|
38/11 |
Контрольная работа № 3 по теме «Механические колебания» |
1 |
|
Электромагнитное поле (12 ч) |
|||
39/1 |
Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле. |
1 |
§42,43 |
40/2 |
Направление тока и направление линий его магнитного поля. |
1 |
§44 |
41/3 |
Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. |
1 |
§45 |
42/4 |
Индукция магнитного поля. |
1 |
§46 |
43/5 |
Магнитный поток. |
1 |
§47 |
44/6 |
Явление электромагнитной индукции. |
1 |
§48, (§49) |
45/7 |
Получение переменного электрического тока. Трансформатор |
1 |
§51 |
46/8 |
Л.Р. № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции». |
1 |
§51 |
47/9 |
Электромагнитное поле. |
1 |
§52, |
48/10 |
Электромагнитные волны. |
|
§53,56 |
49/11 |
Электромагнитная природа света. Подготовка к контрольной работе. |
1 |
§58 |
50/12 |
Контрольная работа № 4 по теме «Электромагнитное поле» |
1 |
|
Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (14 часов) |
|||
51/1 |
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. |
1 |
§65 |
52/2 |
Модели атомов. Опыты Резерфорда. |
1 |
§66 |
53/3 |
Радиоактивные превращения атомных ядер. |
1 |
§67 |
54/4 |
Экспериментальные методы исследования частиц. |
1 |
§68 |
55/5 |
Открытие протона. Открытие нейтрона. |
1 |
§69,70 |
56/6 |
Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Ядерные силы. |
1 |
§71.72 |
57/7 |
Энергия связи. Дефект масс. |
1 |
§73 |
58/8 |
Деление ядер урана. Цепная реакция. |
1 |
§74,75 |
59/9 |
Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию. Л.Р.№5 « Изучение деления ядра урана по фотографии» |
1 |
§76 |
60/10 |
Атомная энергетика. |
1 |
§77 |
61/11 |
Биологические действие радиации. |
1 |
§78 |
62/12 |
Термоядерная реакция. |
1 |
§79 |
63/13 |
Обобщение материала темы. Подготовка к контрольной работе. |
1 |
§71-79 |
64/14 |
Контрольная работа №5 по теме «Строение атома и атомного ядра» |
1 |
|
65,66 |
Повторение |
2 |
|
67 |
Итоговая контрольная работа |
1 |
|
68,69,70 |
Повторение |
3 |
|
Фонд оценочных средств для 9 классов по физике .
№ урока |
№ К.Р. |
Тема К.Р. |
Материалы для К.Р. |
11 |
К.Р.№1 |
Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение |
Е.М.Гутник, Э. И. Доронина Е.В.Шаронина (стр.19) Тематическое и поурочное планирование. 9 кл. (готовые карточки) |
27 |
К.Р.№2 |
Законы движения тел |
Е.М.Гутник, Э. И. Доронина Е.В.Шаронина (стр.39) Тематическое и поурочное планирование. 9 кл. (готовые карточки) |
38 |
К.Р.№3 |
Механические колебания и волны |
Е.М.Гутник, Э. И. Доронина Е.В.Шаронина (стр.46) Тематическое и поурочное планирование. 9 кл. (готовые карточки) |
50 |
К.Р.№4 |
Электромагнитное поле |
Е.М.Гутник, Э. И. Доронина Е.В.Шаронина (стр.67) Тематическое и поурочное планирование. 9 кл. (готовые карточки) |
64 |
К.Р.№5 |
Строение атома и атомного ядра |
Е.М.Гутник, Э. И. Доронина Е.В.Шаронина (стр.83) Тематическое и поурочное планирование. 9 кл. (готовые карточки) |
67 |
К.Р.№6 |
Итоговая контрольная работа |
|
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ КУРСА ФИЗИКИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Контроль и оценка результатов является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент, наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, формы организации), должен соответствовать современным требованиям развития общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования.
Такая система позволяет установить персональную ответственность учителя и школы за качество процесса обучения. Система контроля ставит не только цель проверки знаний и выработку умений и навыков по конкретной теме, а определяет более важную социальную задачу: развить у обучающихся умений проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.
Формы и методы контроля: устный опрос, письменная контрольная работа и практическая работа.
Оценка устных ответов обучающихся.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
«5» ставится: |
· если обучающийся полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником; · изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию и символику; · показал умение обучающегося иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их при выполнения практических заданий; · продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов. |
«4» ставится: |
· если ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков; · в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа, исправленные после замечания учителя; · допущены 1-2 недочета при освещении основного содержания ответа. |
«3» ставится: |
· если обучающийся неполно и непоследовательно раскрыл содержание материала, но показал общее понимание вопроса и продемонстрировал умении достаточны для дальнейшего усвоения программного материала; · если у обучающегося имелись затруднения или им были допущены ошибки в определении понятия, использовании информационной терминологии, выкладках, исправленные после нескольких вопросов учителя; · если обучающийся не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня. |
«2» ставится: |
· если обучающийся не раскрыл основное содержание учебного материала; · обнаружил не знание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; · допустил и не исправил даже после наводящих вопросов учителя ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, выкладках; · обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить на один из поставленных вопросов. |
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях. Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися:
Ø грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
Ø погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
Ø недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
Ø мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
«5» ставится: |
Ø работа выполнена полностью, нет пробелов и ошибок (возможна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала). |
«4» ставится: |
Ø работа выполнена полностью, но допущена ошибка или есть два недочета в решении задачи. |
«3» ставится: |
Ø в работе допущено более одной ошибки или двух-трех недочетов, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме. |
«2» ставится: |
Ø в работе допущены существенные ошибки, выявившие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по проверяемой теме в полной мере или, если работа показала полное их отсутствие и значительная часть работы выполнена не самостоятельно. |
Оценка практических (лабораторных) работ, опытов.
«5» ставится: |
если обучающийся: · правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; · самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; · научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из · опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы; · проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы); · эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием. |
«4» ставится: |
если ученик выполнил требования к оценке «5», но: · опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений; · было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета; · эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные. |
«3» ставится: |
если обучающийся: · правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы; · подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов; · опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; · допускает грубую ошибку, которая исправляется по требованию учителя. |
«2» ставится: |
если обучающийся: · не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; · опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно; · в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»; · допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя. |
Оценка тестов.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания |
Отметка |
85% и более |
Отлично |
69-84%% |
Хорошо |
50-68%% |
Удовлетворительно |
менее 50 % |
Неудовлетворительно |
Оценка умений проводить наблюдения.
«5» ставится: |
если обучающийся: · правильно по заданию учителя провел наблюдение; · выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса); · логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы. |
«4» ставится: |
если обучающийся: · правильно по заданию учителя провел наблюдение; · при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенное; · допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов. |
«3» ставится: |
если обучающийся: · допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию · учителя; · при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые; · 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов. |
«2» ставится: |
если обучающийся: · допустил 3-4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя; · неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса); · допустил 3-4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов. |
Интернет-поддержка курса физики
№ |
Название сайта
|
Электронный адрес |
1. |
Коллекция ЦОР |
http://school-collection.edu.ru |
2. |
Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: физика |
http://experiment.edu.ru – |
3. |
Мир физики: физический эксперимент |
http://demo.home.nov.ru |
4. |
Сервер кафедры общей физики физфака МГУ: физический практикум и демонстрации |
http://genphys.phys.msu.ru |
5. |
Уроки по молекулярной физике |
http://marklv.narod.ru/mkt |
6. |
Физика в анимациях. |
http://physics.nad.ru |
7. |
Интернет уроки. |
http://www.interneturok.ru/distancionno |
8. |
Физика в открытом колледже |
http://www.physics.ru |
9. |
Газета «Физика» Издательского дома «Первое сентября» |
http://fiz.1september.ru |
10. |
Коллекция «Естественно-научные эксперименты»: физика |
http://experiment.edu.ru |
11. |
Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии |
http://www.gomulina.orc.ru |
12. |
Задачи по физике с решениями |
http://fizzzika.narod.ru |
13. |
Занимательная физика в вопросах и ответах: сайт заслуженного учителя РФ В. Елькина |
http://elkin52.narod.ru |
14. |
Заочная физико-техническая школа при МФТИ |
http://www.school.mipt.ru |
15. |
Кабинет физики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования |
http://www.edu.delfa.net |
16. |
Кафедра и лаборатория физики МИОО |
http://fizkaf.narod.ru |
17. |
Квант: научно-популярный физико-математический журнал |
http://kvant.mccme.ru |
18. |
Информационные технологии в преподавании физики: сайт И. Я. Филипповой |
http://ifilip.narod.ru |
19. |
Классная физика: сайт учителя физики Е. А. Балдиной |
http://class-fizika.narod.ru |
20. |
Краткий справочник по физике |
http://www. physics.vir.ru |
21. |
Мир физики: физический эксперимент |
http://demo.home.nov.ru |
22. |
Образовательный сервер «Оптика» |
http://optics.ifmo.ru |
23. |
Обучающие трёхуровневые тесты по физике: сайт В. И. Регельмана |
http://www. physics-regelman.com |
24. |
Онлайн-преобразователь единиц измерения |
http://www.decoder.ru |
25. |
Региональный центр открытого физического образования физического факультета СПбГУ |
http://www. phys.spb.ru |
26. |
Сервер кафедры общей физики физфака МГУ: физпрактикум и демонстрации |
http://genphys. phys.msu.ru
|
27. |
Теория относительности: Интернет-учебник по физике |
http://www.relativity.ru |
28. |
Термодинамика: электронный учебник по физике для 7-го и 8-го классов |
http:// fn.bmstu.ru/phys/bib/I-NET/ |
29. |
Уроки по молекулярной физике |
http://marklv.narod.ru/mkt/ |
30. |
Физика в анимациях |
http://physics.nad.ru |
31. |
Физика в Интернете: журнал «Дайджест» |
http://fim.samara.ws |
32. |
Физика вокруг нас |
http://physics03.narod.ru |
33. |
Физика для учителей: сайт В. Н. Егоровой |
http://fisika.home.nov.ru |
34. |
Физика.ру: сайт для учащихся и преподавателей физики |
http://www.fizika.ru |
35. |
Физика студентам и школьникам: сайт А. Н. Варгина |
http://www.physica.ru |
36. |
Физикомп: в помощь начинающему физику |
http://physicomp.lipetsk.ru |
37. |
Электродинамика: учение с увлечением |
http://physics.5ballov.ru |
38. |
Элементы: популярный сайт о фундаментальной науке |
http://www.elementy.ru |
39. |
Эрудит: биографии учёных и изобретателей |
http://erudit.nm.ru |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.