ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дети должны жить в мире красоты
и фантазии, сказки, музыки, творчества.
В.А. Сухомлинский
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.
Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной среды развития ребенка. Внеурочная художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные виды творчества. Одним из таких синтетических видов является театр.
Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы.
В то же время театральное искусство (театрализация)
Работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы, «когда ты интересен всем, все интересны тебе». Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в своё время и на своём месте. Необходима и тренировка, раскрытие, активизация самобытности, самостоятельности каждого ребёнка. Этим и объясняется разработка программы театрального кружка.
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с нормами СанПИНа. Составлена с учётом запросов родителей и интересов ребёнка, ориентирована на обучающихся начальных классов и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся из разных классов.
Программа кружка «Театр «Сказка»» составлена на основе:
- программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова (Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008);
- образовательной программы «Основы театрального искусства» Похмельных А.А. (Муниципальное образовательное учреждение
Предлагаемая программа имеет общий объём 135 часов (1 - 4 класс)
Программа кружка рассчитана на детей 6-11 лет в объеме на 4 года 135 часов:
1 класс - 33 ч (1 занятие в неделю)
2 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)
3 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)
4 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)
Продолжительность занятия – 40 минут.
Количество учащихся в группе – 21 человек.
Цели и задачи
Цель: Обучить каждого ребёнка осмысленной интонационной выразительной речи и чтению и превратить эти навыки в норму общения; развить познавательные и творческие способности учащихся через искусство художественного слова, театрализацию, концертную деятельность, практические занятия по сценическому мастерству. Воспитать понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением, помочь ребенку в самореализации и самопроявлении в общении и в творчестве.
Основные задачи:
5. Через театр прививать интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;
6. Формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;
Программные задачи:
Основные направления работы с детьми
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем базируется на авторских текстах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, стихотворением.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературы и музыки, литература и изобразительное искусство);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.
именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.
Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.
Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.
Методологические принципы
В основу программы кружка «Театр «Сказка»» вложены следующие принципы:
Принцип развития индивидуальности каждого учащегося.
Занятия в кружке должны активировать имеющиеся у каждого ребёнка творческие способности, его жизненные познания, речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти личностные параметры. Поэтому в ходе занятий в кружке ребёнок будет иметь возможность реализовать собственные намерения т.е. действовать от своего имени.
Принцип личностно ориентированной направленности на развитие ребёнка как творческой личности.
Это значит способствовать усвоению учащимися социального опыта,
т.е. знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в
конкретном социуме, а также развивать умение самостоятельно
учиться. кроме вышесказанного этот принцип позволяет развивать в
ребёнке систему личностных свойств и качеств, способствующих его
саморазвитию.
Принцип деятельностной основы занятий в кружке.
Этот принцип выражается во внешней и внутренней (умственной)
активности детей. В работе с детьми делается упор на самостоя-
тельные и групповые формы работы. Ребёнок ставится в ситуации,
когда ему приходиться действовать. Он осуществляет перевоплощение
в действующее в этих обстоятельствах лицо. В данном случае речь идёт
о приёмах, «стимулирующих» ситуации реального общения.
Принцип реальности и практического применения.
Все полученные знания, умения и навыки жизненно необходимы ребёнку
как в его сегодняшней жизни, так и для будущего его развития. Умение
правильно говорить, двигаться, выражать свои чувства и эмоции,
работать в коллективе, выполнять творческие задания и многое другое
найдут применение в жизни каждого ребёнка.
Программное содержание
Содержание всей программы кружка подчинено единому принципу расширения и углубления знаний, действию от простого к сложному и представлено в 4 общих разделах, которые повторяются на каждом году обучения, только на более высоком уровне.
В программу кружка «Театр «Сказка»» включено инсценирование произведений, изучаемых в программе «Литературное чтение» авторов: Климанова Л. Ф., Виноградская Л. А., Горецкий В. Г.
Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.
Итогом курса «Театр в начальной школе» является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.
Выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
Разделы программы:
Кроме этих разделов курс начинается введением и заканчивается завершающим занятием, которое носит характер практической реализации полученных в течение года знаний и умений.
Объём материала соответствует возрастным особенностям младших школьников. Занятия проводятся в группах наполняемостью 10-15 детей один раз в неделю по 35-40 минут, во второй половине дня, в рамках кружковой работы. Программа рассчитана на 4 года для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы.
Курс программы имеет объём 132 часа, включая теоретические и практические занятия. Каждый раздел программы (по годам) включает в себя 8 занятий и образно делиться на три творческих периода:
В работу кружка могут быть включены посещения театров, встречи с актёрами, выезды с выступлениями в другие школы, творческие вечера.
Содержание программы
1 час в неделю, 33-34 часа в год
1 Раздел «В начале было Слово…». Культура и техника речи.(8 часов)
Произведения для занятий:
2 Раздел Сценические действия и театральные игры. (8 часов)
3 Раздел Основы театральной культуры.(8часов)
4 Раздел «Мы –актёры» - постановка спектаклей. (8 часов)
Спектакли для постановки:
Тематическое планирование
2 класс - 34 часа
№ Зан |
Колич. часов |
Тема занятия |
Содержание занятия |
1 |
1 |
Великая сила Слова |
Слушание, чтение по ролям сказки «Колобок». Первичная инсценировка сказки. |
2 |
1 |
Мимика и жесты. Ритмопластика. |
Инсценировка сказки «Колобок» без слов, используя мимику и жесты. |
3 |
1 |
Культура и техника речи |
Виды говорения: диалог и монолог. Как разучить роль своего героя. |
4 |
1 |
Основы театральной культуры |
Рассказ о театре и видах театрального искусства. Работа над эпизодами спектакля «Колобок». |
5 |
1 |
Великая сила Слова |
Работа над техникой речи. Проговаривание русских народных потешек и дразнилок по ролям. Интонационная отработка. |
6 |
1 |
Театральная игра |
Знакомство с русскими народными играми со словами. Разучивание сказки-игры «Репка». Учить правильно двигаться и говорить текст. |
7 |
1 |
Мы актёры. Работа над спектаклем «Коза-дереза» |
Прослушивание и прочтение сказки «Коза-дереза», работа над дикцией. |
8 |
2 |
Мы актёры. Работа над спектаклем «Коза-дереза» |
Распределение и разучивание ролей. Проигрывание отдельных эпизодов. Проигрывание всего спектакля. Умение пользоваться интонацией. |
9 |
2 |
Мы актёры. |
Создание декораций и костюмов. Генеральная репетиция спектакля. |
10 |
1 |
Мы актеры. Работа над спектаклем «Коза-дереза» |
Премьера спектакля «Коза-дереза» для учащихся начальной школы на празднике Осени |
11 |
1 |
Основы театральной культуры. |
Правила поведения в театре. Места в театре. Просмотр презентации про Кукольный театр Образцова. |
12 |
1 |
Культура и техника речи |
Общение. Говорить и слушать. Дети рассказывают любимые стихи и сказки. Формировать чёткую и грамотную речь. |
13 |
1 |
Культура и техника речи. |
Речевой этикет в различных ситуациях. Проигрывание мини-сценок. |
14 |
1 |
Театральная игра. |
Импровизация игры-драматизации по сказке «Морозко». Создание образов героев сказки. |
15 |
1 |
Мы актёры. Работа над спектаклем «Морозко» |
Просмотр сказки «Морозко». Обсуждение содержания и игры героев. |
16 |
1 |
Мы актеры. Работа над спектаклем «Морозко» |
Распределение ролей и первое прочтение спектакля по ролям. |
17 |
1 |
Мы актеры. Работа над спектаклем «Морозко» |
Заучивание ролей. Отработка движений, жестов и мимики. Выразительность и подлинность поведения в сценических условиях. |
18 |
2 |
Мы актеры. Работа над спектаклем «Морозко» |
Создание декораций и костюмов. Проигрывание всего спектакля. |
19 |
2 |
Мы актеры. Работа над спектаклем «Морозко» |
Генеральная репетиция с декорациями, реквизитом и музыкальным сопровождением. |
20 |
1 |
Мы актёры. |
Премьера спектакля «Морозко» на новогоднем празднике для родителей. |
21 |
1 |
Театральная культура. |
Посещение Театра кукол. г. Курск. Просмотр спектакля. Знакомство с обустройством здания. |
22 |
1 |
Культура и техника речи. |
Логика речи. Составление коротких рассказов или сказок по заданным глаголам. |
23 |
1 |
Культура и техника речи |
Чтение докучных сказок. Нахождение ключевых слов и выделение их голосом. |
24 |
1 |
Основы театральной культуры |
Из истории русского театра. Игра скоморохов. |
25 |
1 |
Мы актеры. |
Чтение сказки «Под грибом», обсуждение и выбор ролей. |
26 |
1 |
Мы актеры. Работа над инсценировкой сказки «Под грибом» |
Заучивание ролей. Проигрывание отдельных эпизодов. |
27 |
1 |
Мы актеры. Работа над инсценировкой сказки «Под грибом» |
Создание декораций (изготовление большого гриба и подбор костюмов). Репетиция всей сказки. подбор музыкального оформления. |
28 |
2 |
Мы актеры. Работа над инсценировкой сказки «Под грибом» |
Прогонная репетиция всего спектакля с декорациями, костюмами и музыкой. |
29 |
1 |
Мы актёры. |
Премьера спектакля по мотивам сказки «Под грибом» для учащихся начальной школы. |
30 |
1 |
Основы театральной культуры. |
Виды театрального искусства. Просмотр эпизодов оперы, балета и мюзикла. |
31 |
1 |
Культура и техника речи. |
Выразительное чтение стихотворений С. Маршака. Импровизированное прочтение по ролям с элементами инсценировки стихотворения «Усатый – полосатый» |
32-33 |
2 |
Театральная игра |
Сценическое воображение. Импровизации детей на сцене по услышанному впервые тексту. |
34 |
1 |
Итоговое занятие |
В гостях у сказки. |
Тематическое планирование
3 класс - 34 часа
№ Зан |
Колич. часов |
Тема занятия |
Содержание занятия |
1 |
1 |
Великая сила Слова |
Слушание, чтение по ролям сказки Н. Сутеева «Осень». Первичная инсценировка сказки. |
2 |
1 |
Мимика и жесты. Ритмопластика. |
Инсценировка сказки «Осень» без слов, используя мимику и жесты. |
3 |
1 |
Культура и техника речи |
Виды говорения: диалог и монолог. Как разучить роль своего героя. |
4 |
1 |
Основы театральной культуры |
Рассказ о театре и видах театрального искусства. Работа над эпизодами спектакля «Осень». |
5 |
1 |
Великая сила Слова |
Работа над техникой речи. Проговаривание русских народных потешек и дразнилок по ролям. Интонационная отработка. |
6 |
1 |
Театральная игра |
Знакомство с русскими народными играми со словами. Разучивание сказки-игры «Горелки». Учить правильно двигаться и говорить текст. |
7 |
1 |
Мы актёры. Работа над спектаклем «Лиса и журавль». |
Прослушивание и прочтение сказки «Лиса и журавль», работа над дикцией. |
8 |
2 |
Мы актёры. Работа над спектаклем «Лиса и журавль». |
Распределение и разучивание ролей. Проигрывание отдельных эпизодов. Проигрывание всего спектакля. Умение пользоваться интонацией. |
9 |
2 |
Мы актёры. |
Создание декораций и костюмов. Генеральная репетиция спектакля. |
10 |
1 |
Мы актеры. Работа над спектаклем «Лиса и журавль» |
Премьера спектакля «Лиса и журавль». для учащихся начальной школы на празднике Осени |
11 |
1 |
Основы театральной культуры. |
Правила поведения в театре. Места в театре. Просмотр презентации про Кукольный театр Образцова. |
12 |
1 |
Культура и техника речи |
Общение. Говорить и слушать. Дети рассказывают любимые стихи и сказки. Формировать чёткую и грамотную речь. |
13 |
1 |
Культура и техника речи. |
Речевой этикет в различных ситуациях. Проигрывание мини-сценок. |
14 |
1 |
Театральная игра. |
Импровизация игры-драматизации по басне И. Крылова «Стрекоза и муравей». Создание образов героев сказки. |
15 |
1 |
Мы актёры. Работа над спектаклем «Стрекоза и муравей» |
Просмотр мультфильма «Стрекоза и муравей». Обсуждение содержания и игры героев. |
16 |
1 |
Мы актеры. Работа над спектаклем «Стрекоза и муравей» |
Распределение ролей и первое прочтение спектакля по ролям. |
17 |
1 |
Мы актеры. Работа над спектаклем « Стрекоза и муравей» |
Заучивание ролей. Отработка движений, жестов и мимики. Выразительность и подлинность поведения в сценических условиях. |
18 |
2 |
Мы актеры. Работа над спектаклем « Стрекоза и муравей» |
Создание декораций и костюмов. Проигрывание всего спектакля. |
19 |
2 |
Мы актеры. Работа над спектаклем «Стрекоза и муравей» |
Генеральная репетиция с декорациями, реквизитом и музыкальным сопровождением. |
20 |
1 |
Мы актёры. |
Премьера спектакля «Стрекоза и муравей» на новогоднем празднике для родителей. |
21 |
1 |
Театральная культура. |
Посещение Театра кукол. г. Курск. Просмотр спектакля. Знакомство с обустройством здания. |
22 |
1 |
Культура и техника речи. |
Логика речи. Составление коротких рассказов или сказок по заданным глаголам. |
23 |
1 |
Культура и техника речи |
Чтение докучных сказок. Нахождение ключевых слов и выделение их голосом. |
24 |
1 |
Основы театральной культуры |
Из истории русского театра. Игра скоморохов. |
25 |
1 |
Мы актеры. |
Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев», обсуждение и выбор ролей. |
26 |
1 |
Мы актеры. Работа над инсценировкой сказки «Двенадцать месяцев» |
Заучивание ролей. Проигрывание отдельных эпизодов. |
27 |
1 |
Мы актеры. Работа над инсценировкой сказки «Двенадцать месяцев» |
Создание декораций (изготовление большого гриба и подбор костюмов). Репетиция всей сказки. подбор музыкального оформления. |
28 |
2 |
Мы актеры. Работа над инсценировкой сказки «Двенадцать месяцев» |
Прогонная репетиция всего спектакля с декорациями, костюмами и музыкой. |
29 |
1 |
Мы актёры. |
Премьера спектакля по мотивам сказки «Двенадцать месяцев» для учащихся начальной школы. |
30 |
1 |
Основы театральной культуры. |
Виды театрального искусства. Просмотр эпизодов оперы, балета и мюзикла. |
31 |
1 |
Культура и техника речи. |
Выразительное чтение сказки С. Михалкова. «Не стоит благодарности» Импровизированное прочтение по ролям с элементами инсценировки сказки . |
32 |
1 |
Театральная игра |
Сценическое воображение. Импровизации детей на сцене по услышанному впервые тексту. |
33-34 |
1 |
Итоговое занятие |
В гостях у сказки. |
Предполагаемые умения и навыки детей
Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса.
№ п/п |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)* |
||
Список литературы, рекомендуемой для детей |
||
1. |
Сборник детских скороговорок. Русские народные сказки. |
2 |
2. |
Анатолий Гин «Сказки изобреталки от кота Потряскина».- М., ВИТА-ПРЕСС, 2010 |
1 |
3. |
|
1 |
Список литературы, рекомендуемой для педагога |
||
1. |
Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр». |
1 |
2. |
Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008. |
1 |
3. |
Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии.- Волгоград: Учитель, 2009. |
1 |
4. |
Анатолий Гин Сценарии мини-спектаклей для начальной школы.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012 |
1 |
5. |
Детско-юношеский театр мюзикла: программа, разработки занятий, рекомендации/ авт.-сост. Е.А. Гальцова. – Волгоград, 2009. |
1 |
6. |
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981. |
|
2. Печатные пособия |
||
1. |
Карточки с изображением животных. |
20 |
2. |
Карточки с изображением неживых предметов. |
20 |
3. Технические средства обучения |
||
1. |
Компьютер |
1 |
2. |
Видеокамера для анализа выступлений. |
1 |
3. |
Фотоаппарат |
1 |
4. Экранно-звуковые пособия |
||
1. |
Мультимедийный проектор |
1 |
2. |
Экран для проектора |
1 |
5. Игры и игрушки |
||
1. |
Мягкие игрушки |
10 |
2. |
Мяч |
1 |
3. |
Кукольный театр из картона «Теремок» |
1 |
6. Оборудование класса |
||
Список литературы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.