Коррекционно-развивающая программа для подростков "Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений у подростков". 10 занятий. Подростки учатся анализировать и контролировать своё эмоциональное состояние через различные методы: арт-терапия, телесно-ориентированная терапия, когнитивная психотерапия. Также в программе прописаны различные методы диагностики эмоциональных нарушений у подростков.
Программа Анищенко О.В..docx
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания
Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями
«Сосновая горка»
Рассмотрена на заседании Утверждаю:
методического совета Директор ОГБУСО
Протокол № _________ РЦ «Сосновая горка»
от ______________2018 г. ___________Г.П. Самсонова
Зам.директора по реабилитации «____» ____________ 2018г.
_________Т.Н.Тычинская
Коррекционноразвивающая программа
«Диагностика и коррекция эмоциональных
нарушений у подростков»
Подготовила:
Педагогпсихолог ОГБУСО
РЦ «Сосновая горка»
Анищенко Ольга Владимировна
Зиминский район
село Самара 2018 год
2 Пояснительная записка
и
Все
педагоги
чаще
используют
термины«эмоциональнаянеадекватность», «эмоциональныенарушения». За
этим стоят страхи, тревога, чрезмерная плаксивость, агрессивность,
обидчивость, чувство подавленности и одиночества. Не только детям, но и
взрослым не просто разобраться в своих чувствах. Нередко чувства руководят
поступками, и сожаление об этом приходит лишь «задним числом».
психологи
В последние годы в системе воспитания и обучения стала
прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка, при этом
эмоциональной сфере уделяется недостаточное внимание. Умственное
развитие ребенка тесным образом связанно с особенностями мира его чувств и
переживаний, ведь дети часто находятся в «плену» своих чувств, поскольку
еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к излишней
импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и
взрослыми, повышенному уровню тревожности, неустойчивости настроения,
вспыльчивости, замкнутости. Поэтому, так важно научить ребенка
распознавать и выражать свои эмоции.Психологопедагогическая коррекция
эмоциональноличностной сферы подростка– актуальная проблема
коррекционноразвивающей работы.
Анализ информации, полученной в ходе первичной диагностики в РЦ
«Сосновая горка» показал, что у подростков преобладает эмоциональная
нестабильность и желание лучше понять и осознать то, что с ними происходит.
Ежегодно эмоциональные нарушения различных видов наблюдались у около
50% подростков, еще у примерно 20% были выявлены трудности в общении
со взрослыми и сверстниками, неумение отстоять свое мнение и выразить свои
желания и потребности, а также свое мнение и мысли в понятной и
развернутой форме. При диагностике были использованы опросники,
проективные методики, а также наблюдение и беседа.
В связи с вышеперечисленными фактами возникает необходимость
вцеленаправленной систематической работе с эмоциональными нарушениями,
так как эта категория детей нуждается в специально организованных
условиях психологопедагогического воздействия,
направленных на
оптимизацию и нормализацию процесса межличностных отношений с
окружающими.
3 Цель программы:коррекция нарушений в эмоциональноволевой сфере
на основе внутренних и поведенческих изменений.
Исходя из цели, можно предположить следующие задачи:
1. Обучениевыражению и принятию собственных негативных и
позитивных чувств.
2. Развитие волевого поведения подростка.
3. Коррекция неконструктивных форм поведения.
Программа направлена на диагностику и обеспечение
коррекции
нарушений в развитии эмоциональноличностной сферы подростков и
оказание помощи детям этой категории; на формирование способности к
произвольной регуляции поведения, на основе подчинения системе правил,
регулирующих эмоциональные проявления в межличностных отношениях,
потребности в общении, развития эмпатии и адекватных навыков
сотрудничества с окружающими.
В основу программы легли материалы, изложенные в книге
В.В. Лебединского "Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их
коррекция".
Программа структурирована по принципу соответствия основным
методам познания: анализу и синтезу информации с учётом групповой
динамики и построена на самопознании, самосознании, саморазвитии
личности.
Данная программа предназначена для работы с подростками с
эмоциональными нарушениями от 11 до 18 лет. Включает в себя 10 занятий.
Соотношение часов каждого блока может быть изменено в соответствии с
индивидуальными потребностями участников коррекционноразвивающего
процесса. Занятия проходят 2 раза в неделю, продолжительностью 30 минут.
Основные принципы реализации программы:
1. Принцип взаимодействия заключается:
в целенаправленном постоянном сотрудничестве педагогапсихолога с
другими работниками реабилитационного центра. Для успешной реализации
программы необходимо сотрудничество с воспитателями, инструкторами,
социальными педагогами, врачами и постовыми медсестрами.
2. Принцип позитивного восприятия и принятия личности:
4 принятие подростка, таким, какой он есть;
поиск в каждой личности положительных качеств, опираясь на которые
можно сформировать другие, более значимые свойства личности;
оптимизм и веру в возможности, способности личности;
формирование готовности подростков к правильному оцениванию
негативных проявлений действительности.
3. Принцип личностноориентированного подхода, основывающийся:
на гуманном отношении к личности;
уважении прав и свобод ребёнка;
оказании содействия в саморазвитии и социализации личности;
поощрении ее творческой самореализации.
Методы, которые используются на занятиях:
1. Методы обучения:
словесные (рассказ, объяснение, беседа);
практические (упражнения, практические работы, творческие
задания и проблемные ситуации).
2. Методы коррекции:
упражнение;
тренинг;
игра;
тестирование;
медитация;
визуализация;
арттерапия (сказкотерапия, танцевальная терапия, изотерапия);
психогимнастика;
телесноориентированная терапия;
рефлексия;
когнитивная психотерапия;
самоанализ.
3. Методы воздействия:
методы, воздействующие на чувства;
методы, воздействующие на поведение;
методы, воздействующие на мысли.
Формы работы:
5 групповые и индивидуальные занятия;
тренинги;
дискуссии;
дискуссии;
психологическое консультирование;
ролевые игры.
Итоги реализации программы проводятся в видеповторной диагностики в
рамках оценочного блока.
Формы взаимодействия с семьей:
индивидуальное консультирование;
тренинги;
школы для родителей.
Программа состоит из трех блоков:
1. Диагностический блок
2. Коррекционный блок
3. Оценочный блок
Каждое занятие состоит из трех частей:
1. Вводная часть (разминка). Проводятся упражнения на приветствие, для
создания благоприятной атмосферы, например, «Я люблю апельсины»,
разминки для активизации работы группы, например «Поменяемся местами»,
«Изобрази».
2. Основная часть (рабочая) выполнение упражнений по теме занятия,
например, «Метафорический образ моего настроения», «Можно злиться
на…», «Сочинение рассказа» для обучения конструктивному выражению и
проявлению своих негативных эмоций и чувств.
3. Завершение. Выполнение релаксационных и медитативных упражнений.
Рефлексия занятия, упражнение «Новое и важное для меня».
6 Тематический план
№ Тема занятия Методы и формы
1.
Знакомство беседа
работа в парах
игра
тестирование
медитация
дискуссия
2.
3.
4.
Мои эмоции беседа
арттерапия
психогимнастика
телесно
ориентированная
терапия
рефлексия
Мои эмоции беседа
арттерапия
психогимнастика
телесно
ориентированная
терапия
рефлексия
Самопознание беседа
медитация
телесно
5.
Уверенность в
себе
ориентированная
терапия
рефлексия
когнитивная
психотерапия
беседа
медитация
телесно
ориентированная
терапия
рефлексия
когнитивная
психотерапия
самоанализ
7.
Чувство гнева беседа
работа в парах
Содержание занятий
Формирование благоприятного
психологического климата в группе;
нахождение сходств у участников
группы для улучшения
взаимодействия между ними;
первоначальная диагностика
психологической атмосферы в
группе; осознание каждым
участником своей роли, функций в
группе; сплочение.
Развитие умения выражать и
распознавать различные
эмоциональные состояния, помочь
детям узнавать и принимать свои
чувства, замечать, как они
выражают их, как это относится к
телу ребенка, научить детей более
осознанно относиться к себе и
окружающей действительности.
Развитие умения выражать и
распознавать различные
эмоциональные состояния, помочь
детям узнавать и принимать свои
чувства, замечать, как они
выражают их, как это относится к
телу ребенка, научить детей более
осознанно относиться к себе и
окружающей действительности.
Развитие рефлексии, получение
опыта понимания своего
внутреннего мира, повышение
уровня самопринятия подростков,
формирование позитивного
самоотношения, развитие навыков
взаимодействия с окружающими.
Развитие умения вести позитивный
внутренний разговор о самом себе,
осознавание желаемых качеств и
способностей, выработка привычки
фиксировать новые успехи в своей
жизни.
Расширение представлений об
эмоции «гнев»; обучение пониманию
Часы
1
1
1
2
1
1
7 игра
арттерапия
медитация
телесно
ориентированная
терапия
дискуссия
беседа
работа в парах
арттерапия
медитация
дискуссия
телесно
ориентированная
терапия
беседа
работа в парах
арттерапия
медитация
дискуссия
телесно
ориентированная
терапия
когнитивная
психотерапия
беседа
работа в парах
игра
арттерапия
дискуссия
телесно
ориентированная
терапия
и правильной оценке своих чувств и
чувств других людей; обучение
принятию и контролю гнева, как
нормальной реакции; развитие
умения передавать эмоциональное
состояние, используя различные
выразительные средства;
обсуждение особенностей реакции
на гнев; обсуждение адекватных
способов преодоления гнева;
создание условий для осознания
причин своего гнева.
Выявление и осознание
потребностей, осознание
подростками того, что они делают,
когда довольны или наоборот
сердиты.
Обогащение форм общения
подростков со сверстниками;
обучение подростков отстаивать и
защищать свою точку зрения;
развитие у подростков чувства
ответственности и уверенности в
себе.
Психологическое просвещение,
закрепление в понимании
оптимального эмоционального
тонуса; развитие навыков
саморегуляции эмоциональных
состояний; развитие
любознательности, воспитание
адекватного отношения к
собственным переживаниям,
сплочение детей, воспитание
уважения и способности
сопереживать другому человеку.
1
1
1
10
8.
Мои
потребности
9.
Новые формы
поведения
10. Самопринятие
и забота о себе
Всего
Ожидаемые результаты
При реализации программы предполагается получить следующие
результаты:
8 умение анализировать свое эмоциональное состояние, понимать его
и осознанно его изменять;
умение определять и формулировать свои желания и потребности,
более развернуто говорить о своих чувствах и эмоциях;
умение контролировать свои мысли, эмоции и поведение.
Материальное обеспечение программы
Для эффективной реализации программы необходимы следующие
материалы и оборудование:
1. Помещение, с освещением, температурным режимом соответствующими
СанПиН, с круглым столом, посадочные места на 10 участников.
2. Тёмная сенсорная комната с мягкими формами.
3. Музыкальный центр.
4. Подборка дисков с релаксационной музыкой, классической музыкой и
звуками природы.
5. Канцелярские товары (цветные карандаши, клей, ножницы, листы А4,
ручки и т.д.).
6. Мяч.
7. «Спектрокарты».
9 Содержание программы
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК
Данный блок направлен наоценку особенностей эмоциональной сферы
подростков.
Используемые методики (см. приложения):
1. Тест на самооценку и уровень притязаний А.М.Прихожан
2. Тесты школьной тревожности А.М. Прихожан
3. «Незаконченное предложение»
4. Фрустрационный рисуночный тест С. Розенцвейга
5. Проективные методы: «Человек под дождем», «Рисунок семьи»,
Рисунок «Я в школе»,«Рисунок
«Рисунок человека»,
несуществующего животного», «Дом, дерево, человек»
6. Опросник БассаДарки
7. «Шкала явной тревожности» А.М. Прихожан
8. Методика М.А. Панфиловой «Страхи в домиках»
9. Наблюдение за поведением подростка в различных ситуациях
10.
11.
Изучение истории развития
Беседа с ребенком.
КОРРЕКЦИОННЫЙ БЛОК.
Данный блок включает: снятие агрессивности и тревожности,
нормализацию мышечного тонуса, преодоление лабильности (изменчивости)
настроения, развитие коммуникативных навыков, умение общаться со
сверстниками и взрослыми, умение работать в коллективе, тренировка
выдержки, упорства, усидчивости, формирование адекватной реакции на
одобрение и замечание, на свои успех и неудачу, а также на поражения и
победы сверстников.
1 занятие. Знакомство
Цель: знакомство, сплочение группы и построение эффективного
командного взаимодействия.
Задачи тренинга: формирование благоприятного психологического
климата в группе; нахождение сходств у участников группы для улучшения
взаимодействия между ними; первоначальная диагностика психологической
атмосферы в группе; осознание каждым участником своей роли, функций в
группе; сплочение.
10 Практическая значимость: данное занятие направлено на знакомство
подростков друг с другом, установление контакта, снятие напряжения,
позволяет детям лучше узнать друг друга. В основной части проводится
проективная методика, направленная на самопознание и расширение
представлений о поведении людей в стрессовых ситуациях. Обучение
расслабляющему дыханию.
Используются следующие методы и формы: беседа, работа в парах, игра,
тестирование, медитация, дискуссия.
2 занятие. Мои эмоции
Цель: актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной
сфере. Тренировка умения выражать свое эмоциональное состояние.
Задачи: развитие умения выражать и распознавать различные
эмоциональные состояния, помочь детям узнавать и принимать свои чувства,
замечать, как они выражают их, как это относится к телу ребенка, научить
детей более осознанно относиться к себе и окружающей действительности.
Практическая значимость: на занятии подростки учатся выражать и
распознавать различные эмоциональные состояния, принимать свои чувства,
осознанно относиться к себе и окружающей действительности, становятся
более расслабленными и уверенными в себе.
Используются следующие методы и формы:беседа,арттерапия,
психогимнастика, телесноориентированная терапия, рефлексия.
3 занятие. Мои эмоции
Цель: актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной
сфере. Тренировка умения выражать свое эмоциональное состояние.
Задачи: развитие умения выражать и распознавать различные
эмоциональные состояния, помочь детям узнавать и принимать свои чувства,
замечать, как они выражают их, как это относится к телу ребенка, научить
детей более осознанно относиться к себе и окружающей действительности.
Практическая значимость: занятие направлено на обучение подростков
выражению своих чувств через арттерапию, танец, движение, расслаблению
мышц тела и овладению своими эмоциями и физическим состоянием.
11 Используются следующие методы: беседа, арттерапия, психогимнастика,
телесноориентированная терапия, рефлексия.
4 занятие. Самопознание
Цель:усиление позитивных тенденций в личности подростков,
формирование адекватной самооценки; самораскрытие и осознание сильных
сторон своей личности;
Задачи: развитие рефлексии, получение опыта понимания своего
повышение уровня самопринятия подростков,
развитие навыков
внутреннего мира,
формирование позитивного самоотношения,
взаимодействия с окружающими.
Практическая значимость: направлено на осознание подростками своей жизни
и понимание насколько она их устраивает и что бы они хотели изменить в ней,
а также на стабилизацию эмоционального состояния.
Используются следующие методы:
ориентированная терапия, рефлексия.
беседа,
медитация,
телесно
5 занятие. Самопознание
Цель:усиление позитивных тенденций в личности подростков,
формирование адекватной самооценки; самораскрытие и осознание сильных
сторон своей личности;
Задачи: развитие рефлексии, получение опыта понимания своего
повышение уровня самопринятия подростков,
развитие навыков
внутреннего мира,
формирование позитивного самоотношения,
взаимодействия с окружающими.
Практическая значимость: занятие направлено на развитие интуиции,
обучение их отслеживанию своих негативных интроектов, анализу своих
проблем.
Используются следующие методы:
медитация,
ориентированная терапия, рефлексия, когнитивная психотерапия.
беседа,
телесно
6 занятие. Уверенность в себе
12 Цель: активизировать внутренние ресурсы личности подростка для
повышения его самооценки; развитие уверенности в себе; осознание
самоценности.
Задачи: Развитие умения вести позитивный внутренний разговор о самом
себе, осознавание желаемых качеств и способностей, выработка привычки
фиксировать новые успехи в своей жизни.
Оборудование: Большойлист бумаги (размера A3 или больше) и восковые
мелки.
Занятие направлено на обучение умению вести внутренний позитивный
разговор о самом себе, осознание желаемых качеств и способностей,
выработать у подростков привычку фиксировать новые успехи в своей жизни,
использовать накопившуюся агрессивную энергию в игре.
Используются следующие методы:
телесно
ориентированная терапия, рефлексия, когнитивная психотерапия, самоанализ.
медитация,
беседа,
7 занятие. Чувство гнева
Цель:Формирование черт зрелой личности, умеющей справляться с
жизненными трудностями, способной к социализации.
Задачи: расширение представления об эмоции «гнев»; обучение
пониманию и правильнойоценке своих чувств и чувств других людей;
обучение принятию и контролю гнева, как нормальной реакции; развитие
умения передавать эмоциональное состояние, используя различные
выразительные средства; обсуждение особенностей реакции на гнев;
обсуждение адекватных способов преодоления гнева; создание условий для
осознания причин своего гнева.
Оборудование: листы А4, цветные карандаши; диск с записью спокойной
музыки, запись агрессивной музыки.
Практическая значимость: данное занятие способствует свободному
выражению и пониманию чувств, осознанию индивидуальных способов
выражения гнева, а также помогает подросткам научиться контролировать
свою агрессию и энергичность через игру.
Используются следующие методы: беседа, работа в парах, игра, арттерапия,
медитация, телесноориентированная терапия, дискуссия.
8 занятие. Мои потребности
13 Цель:расширение знаний учеников о себе, формирование адекватной
самооценки.
Задачи: выявление и осознание потребностей, осознание подростками
того, что они делают, когда довольны или наоборот сердиты.
Оборудование: цветные карандаши, клей, страницы из старых журналов,
ножницы, листы бумаги.
Практическая значимость: Занятие помогает подросткам осознать, что они
выбирают свое поведение в зависимости от настроения и понять, что они в
состоянии контролировать свои чувства. Направлено на выявление и
осознание подростками своих потребностей.
Используются следующие методы: беседа, работа в парах, арттерапия,
медитация, дискуссия, телеснооринтированная терапия.
9 занятие. Новые формы поведения
Цель: повышение ответственности подростков за собственное поведение,
развитие самосознания, саморегуляции и способности к планированию
поступков.
Задачи: обогащение форм общения подростков со сверстниками;
обучение подростков отстаивать и защищать свою точку зрения; развитие у
подростков чувства ответственности и уверенности в себе.
Оборудование: мяч, листы бумаги, ручки.
Практическая значимость: занятие направлено на обучение подростков
самостоятельно решать насколько им изменять своё поведение в соответствии
с недовольством окружающих, умению выражать свои жалобы и
отрицательные эмоции в конструктивной форме, распознавать свои чувства.
На занятии расширяются представления подростков о диапазоне чувств и
эмоций, об их нюансах.
Используются следующие методы: беседа, работа в парах, арттерапия,
медитация, дискуссия, телесноориентированная терапия, когнитивная
психотерапия.
10 занятие. Самопринятие и забота о себе
14 Цель: выработка умения переводить негативное эмоциональное
состояние в позитивное состояние.
Задачи: психологическое просвещение, закрепление в понимании
оптимального эмоционального тонуса;развитие навыков саморегуляции
эмоциональных состояний;развитие любознательности,
воспитание
адекватного отношения к собственным переживаниям, сплочение детей,
воспитание уважения и способности сопереживать другому человеку.
Оборудование: листы А4, ручки по количеству участников.
Занятие направлено на обучение подростков отстаивать свои интересы,
сохраняя при этом хорошие отношения с партнером, повышение самооценки,
помощь в осознании своих успехов, помочь частично преодолеть свою
застенчивость и получить признание окружающих. Важно научить подростков
управлять своим эмоциональным состоянием при помощи изменения мыслей.
Используются следующие методы: беседа, работа в парах, игра, арттерапия,
дискуссия, телесноориентированная терапия.
ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК.
Цель: оценка эффективности проведённой коррекционной работы.
Использование методик диагностического блока. Проследить изменения
в поведении подростка.
15 Список литературы
1. Гринбергер Д., Падески К. Управление настроением: методы и
упражнения. – СПб.: Питер, 2008. – с.28, 44, 64, 88.
2. Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация
новых возможностей. – СПб.: Речь, 2008. – с.120122.
3. В.В. Лебединский, "Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их
коррекция".
4. Улла Халкола, Александр Копытин Спектрокарты. – СПб.: Речь, 2014.
5. Баярд Р., Баярд Дж. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.
6. Кривобокова Е. Наполни смыслом каждое мгновенье / Школьный
психолог. 2009. №9
7. Психодиагностика в тренинге / Под.ред. Н.Ю.Хрящевой. СПб.: Речь,
2004.
8. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы:
теория и практика. М.: Прогресс, 1990.
9. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М.: Генезис, 2000.
10.
Тренинг развития жизненных целей (программа психологического
содействия успешной адаптации)/ Под ред. Е.Г. Трошихиной. Спб.:
Речь, 2002.
Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков.
11.
12.
13.
14.
М., Рига, 1995.
АТОН, 2000.
Киев, 1986.
Юнацкевич П.И., Кулганов В.А. Как выйти из невроза? СПб.:
В.М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика.
Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии
и опыт применения их в клинике (практическое руководство). – М.,
1970.
15.Энциклопедия психодиагностики. Диагностика детей под редакцией
Д.Я. Райгородского, БахрахМ, Самара, 2007.
16
Программа
Программа
Программа
Программа
Программа
Программа
Программа
Программа
Программа
Программа
Программа
Программа
Программа
Программа
Программа
Программа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.