Программа "Академия мастерства"

  • doc
  • 07.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Прил 8 Академия мастерства.doc

Рассмотрено и принято

на педагогическом совете

Протокол № 6 от 28.08.2020

Приложение № 8

Утверждено приказом

МОУ «Изварская СОШ»

от 30. 08. 2020 г. № 76 о/д

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

 

 

 

«Академия мастерства»

(художественно-эстетическая направленность)       

                                   

 

Возраст детей:  10-13 лет

 

Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Ботина Людмила Геннадьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д. Извара

2020-2021 учебный год

 

                                                     Пояснительная    записка

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности разработана на основе:

Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации  от 04 сентября 2014 года № 1726-р),

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008  «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Актуальность и педагогическая целесообразность программы  в том, что занятия в объединении способствуют трудовому, эстетическому воспитанию обучающихся,  развивают личностные качества,  способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, развитию мускулатуры и мелкой моторики рук.

Новизна программы: параллельно с обучением кройки и шитью воспитанники осваивают различные виды рукоделия - в курс обучения входит декор изделий  аппликацией, инкрустацией бисером  и  отделкой.

Цель: формирование у обучающихся специальных знаний, умений и практических навыков при изготовлении различных швейных изделий. 

Задачи, обеспечивающие реализацию поставленной цели:

-          формировать навыки кройки и шитья простых изделий;

-          обучать работе на швейной машине;

-          развивать индивидуальные способности обучающихся: фантазию, наблюдательность, творчество.

Программа включает в свое содержание основные виды обработки швейных изделий, швов и конструирование одежды. На занятиях объединения ребята овладевают технологией и практическими навыками выполнения швейных изделий, знакомятся с направлениями современной моды, получают знания о хлопчатобумажных, льняных, шерстяных и шелковых тканях, приобретают умения в подборе ткани для изделий. На основе изучения законов композиций и цветосочетания обучающиеся учатся выполнять эскизы моделей.

Занятия проводятся в мастерской, оборудованной швейными машинами, оверлоком, раскройными столами, инструментами и приспособлениями: линейками, лекалами, выкройками, журналами, ножницами, электрическим утюгом и гладильной доской, компьютером.

Занятия в объединении построены так, чтобы теоретические вопросы по каждой теме предшествовали практическим работам. При изложении теоретических вопросов учитывается возраст и запросы обучающихся.

Программа «Академия мастерства» предназначена для обучения детей в разновозрастных группах 10-13 лет. Курс обучения рассчитан на 1 год, 34 учебных часа. Режим работы регламентируется расписанием: 1 раз в неделю по 1 часу.

 

Учебно – тематическое планирование

 

Т Е М А

Кол-во

часов

В том числе

теория

Практика

Модуль 1

Основы шитья

Этап I

Основы материаловедения  и цветоведения

1.1.

Введение в образовательную программу

Материаловедение

Основы цветоведения (колористика)

1

1

-

Этап 2

Основы шитья

2.1

Оборудование. Техника безопасности

Виды ручных работ

Виды машинных швов

Влажно-тепловая обработка

Технология обработки деталей и узлов

2

1

1

2.2

Аппликация. Изготовление футляра для мобильного телефона

2

0,5

1,5

2.3

Виды декоративной отделки одежды. Изготовление цветка

2

0,5

1,5

Этап 3.

Основы конструирования и моделирования.

3.1

Обозначение измерений и снятия мерок

Основные силуэтные линии фигуры

4

1

3

Модуль 2

Технологическая последовательность изготовления изделий с элементами декора

Этап 1

Последовательность и приемы пошива швейных изделий

1.1

Сумка с декоративной отделкой

Пошив декоративной подушки

2

0,5

1,5

1.2

Юбка солнце-клеш, брюки

6

1

5

1.3

Майка-топ

6

1

5

1.4

Свит-шот, бомбер

7

1

6

Этап 2

Итоговые мероприятия

2.1

Подготовка и проведение демонстраций одежды и выставки

Итоговое занятие

2

1

1

Содержание изучаемого курса:

Модуль 1. Основы шитья

Образовательная задача  модуля: способствовать приобщению обучающихся к рукоделию, практической деятельностии выполнению поставленной задачи.

Учебные задачи  модуля:

- способствовать овладению обучающимися общими сведениями основ шитья и практическими навыками в выполнении швейных изделий;

- знакомить с направлениями современной моды, основными законами моделирования, с цветовой гаммой и фактурами тканей для изделия.

Этап I. Основы материало - и цветоведения

Тема 1.1.  Вводное занятие. Материаловедение. Основы цветоведения (колористика)

Теория. Знакомство с детьми. Оборудование мастерской, организация рабочего места. Инструменты и приспособления, необходимые для работы. Правила безопасности и личной гигиены. Правила поведения на занятиях.

Теория. Краткие сведения о производстве тканей.  Основы производства текстильных изделий. Строение и состав тканей, используемых для изготовления швейных изделий. Виды хлопчатобумажных и синтетических тканей. Краткие сведения о рабочих профессиях ткацкого и швейного производства. Правила безопасности труда при работе с инструментами и приспособлениями для ручных работ.

Определение натуральных и синтетических тканей, виды переплетения лицевой и изнаночной сторон. Способы определения натуральных и синтетических тканей. Уход за тканями.  Окраска и рисунок тканей. 

Теория: Колористка. Основные характеристики цвета. Основы цветоведения. Цветовой круг, сочетание цветовой гаммы.

Изучение цветового круга основных и дополнительных цветов, подбор сочетающихся цветов.

Методическое обеспечение: инструменты и приспособления, необходимые для работы.

Форма занятия: традиционное

Форма подведения итогов: собеседование

Этап II. Основы шитья

Тема: 2.1. Оборудование. Техника безопасности

Теория: Швейная машина: назначение основных специальных деталей машины (иглы, челнока, двигателя ткани, шпульки и т.д.). Правила начала и окончания работы на швейной машине. Правила безопасности труда при работе на швейной машине.

Практика. Наматывание нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, установка иглы в иглодержатель, регулировка натяжения верхней и нижней ниток, регулировка величины стежка Упражнения на швейной машине, поставленной на холостой ход (правильное вращение махового колеса). Упражнение в выполнении стачного шва по бумаге на машинке с незаправленной ниткой. Наматывание нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней ниток. Регулировка величины стежка.

Виды ручных работ

Теория. Инструменты и приспособления для ручных работ. Правила выполнения стежков и строчек: прямых стежков (смёточных, намёточных, замёточных, вымёточных), косых стежков (подшивочных), крестообразных стежков (подшивочных, отделочных строчек). Способы пришивания пуговиц, крючков, петель, кнопок. Правила безопасности труда при работе с инструментами и приспособлениями для ручных работ.

Практика. Работа с напёрстком. Выполнение образцов ручных работ (смёточных, копировальных, обмёточных, подшивочных, прямых и фигурных закрепок,). Пришивание пуговиц, крючков, петель, кнопок.

Виды машинных швов

Теория. Приёмы выполнения машинных строчек и швов: прямой, зигзагообразный, соединительных швов (стачной, надстрочной, накладной, запошивочный), краевых швов (шов в подгибку). Правила выполнения машинных работ.

Практика. Упражнения на швейной машин.  Регулировка величины стежка. Выполнение образцов машинных работ на ткани (прямой и зигзагообразной строчек с разной величиной стежков; стачного, накладного, запошивочного, краевых швов, проездной петли).

Влажно-тепловая обработка

Теория. Правила организации рабочего места. Оборудование, приспособления для влажно-тепловой обработки. Правила применения. Требования безопасности труда при влажно-тепловой обработке. Технические требования к выполнению операций влажно-тепловой обработке, технические режимы влажно-тепловой обработки.

Практика. Влажно-тепловая обработка натуральных и синтетических тканей.

Технология обработки деталей и узлов. Подготовка ткани к раскрою

Теория. Краткие сведения о раскрое деталей одежды, Свойства ткани. Виды хлопчатобумажных и синтетических тканей. Окраска и рисунок тканей. Способы определения натуральных и синтетических тканей. Направление нити утка.        

Практика. Определение натуральных и синтетических тканей, виды переплетения лицевой и изнаночной сторон. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани, подготовка хлопчатобумажных тканей к раскрою, обработка.  Определение ткани по волокнистому составу. Раскладка выкройки на ткани.         

Тема 2.2. Аппликация. Изготовление футляра для мобильного телефона

Теория. Виды аппликаций.  Рекомендации по выполнению аппликации (использование тканей, выполнение эскиза и трафаретов, по технике перевода рисунка и). Модель футляра. Приемы и способы обработки накладных аппликаций из ткани.

Практика. Работа с журналами, книгами (рекомендации по выбору рисунка, фактуры ткани, кожи, фурнитуры и отделки аппликации). Отработка последовательности и приемов технологической обработки. Крепление аппликации. Изготовление футляра с аппликацией для телефона.

Тема 2.3. Виды декоративной отделки. Изготовление цветка

Теория. Декоративная отделка – как украшение в одежде. Виды декоративных отделок в современной моде и в интерьере. Классификация декоративных отделок. Используемые материалы для отделок. Технический ассортимент орнамента на одежде.

Практика. Работа с журналами и книгами, просмотр презентаций. Выбор материала. Изготовления цветка для одежды. Декорирование цветка фурнитурой. Составление композиции отделки в интерьере.

Форма занятий: Традиционное, творческое, занятие-викторина

Форма подведения итогов: Беседа. Просмотр готового изделия, оценка качества. Мини-выставки.

Методическое обеспечение: Журналы, книги, иллюстрации с аппликациями. Шаблоны для аппликаций, ткани, ножницы, иголка, нитка, бисер, пойедки, ленты и различная бижутерия.

Этап III. Основы конструирования и моделирования.

Тема 3.1. Обозначение измерений и снятия мерок. Основные силуэтные линии фигуры

 

Теория. Задачи конструирования, системы и методы. Правила снятия мерок. Обозначение измерений. Последовательность снятия мерок. Основные горизонтальные линии сетки.     

Практика. Снятие мерок самостоятельно. Выполнение чертежа по заданным меркам, моделирование линии горловины и талии. Построение базисной сетки выкроек. Нанесение фасонных линий на чертеж с учетом пропорции фигуры. Моделирование горловины и линии талии изделия. Конструкция изделия и силуэтные формы.

Теория. Правила нанесения линий фасона на выкройку. Технология моделирования силуэтных линий соответственно эскизу. Понятия «Конструкция изделия и силуэтные формы».

Практика. Нанесение линий фасона на выкройку. Моделирование силуэтных линий соответственно эскизу. Конструкция изделия и силуэтные формы.

Методическое обеспечение: таблицы снятия мерок, манекен, сантиметровая лента, линейка закройщика, альбом с образцами выкроек, миллиметровая бумага.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный.

Форма занятия: традиционное, комбинированное, творческое.

Форма подведения итогов: собеседование, просмотр с обсуждением, тестирование.

Модуль 2. Технологическая последовательность изготовления изделий

с элементами декора

Образовательная задача  модуля: способствовать формированию у обучающихся умений выполнять изделия с элементами декора.

Учебная задача  модуля: познакомить обучающихся с технологической последовательностью изготовления одежды с элементами декора

Тема 2.1. Подготовка и проведение демонстраций одежды. Итоговое занятие

Теория.  Подготовка моделей одежды, сумок, кухонных наборов для выставки и демонстрации.

Практика. Оформление выставки моделей одежды, сумок, кухонных наборов.

Практика.  Подведение итогов работы в объединении работы за год. Выставка лучших работ учащихся. Поощрение, награждение лучших учащихся.

Методическое обеспечение: Манекены, готовые изделия, выполненные учащимися.

Форма занятий: Творческое занятие

Форма подведения итогов: Выставки, демонстрации моделей одежды.

 

              Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы

 

Форма обучения: очная.

Форма организации образовательной деятельности обучающихся: всем составом объединения, в группах или индивидуально.

Формы аудиторных, внеаудиторных (самостоятельных) заданий: традиционные, практикумы, комбинированные, творческие, круглый стол, коллективное выступление и обсуждение, экскурсии, выставки.

Наполняемость объединения: до 20 человек.

Продолжительность одного занятия: 40 минут

Возрастной диапазон –  10-13 лет

Объем нагрузки в неделю: 1 раз в неделю.

Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания  условий для самореализации детей используется:

-          демонстрация изделий;

-          занятия с элементами лекций;

-          практические занятия;

-          самостоятельная работа с литературой;

-          работа над изделием;

-          включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;

-          создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;

-          моральное поощрение инициативы и творчества;

-          продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;

-          регулирование активности и отдыха (расслабления).

На занятиях широко применяются:

-          словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);

-          наглядные методы обучения (рисунки, картины, таблицы: орнаменты, раздаточный материал: образцы, технологические карты; изделия, изготовленные учителем и т.д..);

-          работа с книгой (получение нужной информации на определённую тему).

Средства обучения:

1.        Компьютер

2.        Экран

3.        Доска маркерная

4.        Швейные машинки

5.        Мастерская;

6.        раскройные столы;

7.        инструменты и приспособления: линейки, лекала, выкройки, ножницы, электрический утюг, гладильная доска; 

8.        А.В. Вязанкина. ШЬЮ САМА. Смоленск,1996 г.

9.        Культура быта. ПРОГРАММЫ, (кружки по прикладному искусству и обслуживанию труда). Москва «Просвещение» 1982 г.

10.    А.Ю. Андреева, П.И.Богомолова. ИСТОРИЯ КЮСТЮМА. С-П., Паритет.2000г.

11.    А. Януш. ПОЛНЫЙ КУРС ШИТЬЯ. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000 г.

12.    «Курсы кройки и шитья на дому». Автор: Л.В. Мартопляс, Г.В. Скачкова С- П 1992г.

13.    Полный курс кройки и шитья. Стасенко-Закаревкая М.Н.

14.    Полный курс кройки и шитья. Автор: Корфиати

15.    Технология изготовления машинных швов. Кожина О.А.

16.    Иллюстрированное пособие по изготовлению легкой летней одежды. Труханова А.Т. год изд. 2000 Москва «Высшая школа».

17.    Техника аппликации. Тепляева Л.Н.

18.    К. Мититело "Чудо - Аппликация".  Эксмо: 2008 г.

19.    Просова Н. А.  Оригами для малышей от 2 до 5. Складываем фигурки из бумаги, « Эксмо»:Москва.  2008 г.

20.    Тойбнер А. Аппликация: Цветы для любимой мамочки: Из цветного картона; «Астрель Академия развития»: 2008.

21.    Шахова Н.В. Художественная аппликация и узоры из бумаги. «БАО-Пресс»: 2006.

22.    Оригами и аппликация. Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. "Издательство Кристалл": Санкт-Петербург, 1998.

23.    К. Мититело "Чудо - Аппликация".  Эксмо: 2008 г.

24.     Диски «Леко» школа В.Зайцева.

25.     Декор в интерьере. Журнал № 1,2. Изд., Москва 2010г.

 

Планируемые результаты освоения образовательной программы

 

К концу освоения первого модуля обучающиеся овладевают знаниями:

- о ТБ и правилах поведения в швейной мастерской;

- о способах определения натуральных и синтетических тканей, о видах переплетения этих тканей;

- о правилах выполнения ручных сметочных стежков;

- о назначении основных и специальных деталей швейных машин;

- о правилах применения и технических режимах влажно-тепловой обработки;

- о приемах обработки накладных карманов;

- о приемах обработки срезов, вытачек;

- о приемах обработки застежкой тесьмой «молния»;

- о приемах обработки и раскроя рюшей и воланов;

- о правилах снятия мерок;

- о приемах конструирования;

- о последовательности и приемах пошива швейных изделий.

К концу освоения первого модуля дети погружаются в практики и:

- определяют практическим путем натуральные и синтетические ткани;

- выполняют сметочные и ручные работы;

- заправляют швейную машинку, регулируют натяжение нити;

- работают на швейной машине;

- производят влажно-тепловую обработку швейных изделий;

- обрабатывают срезы, обрабатывают вытачки;

- раскраивают и обрабатывают рюши и воланы;

- обрабатывают застежку тесьмой «молния»;

- пользуются выкройками изделий, строят основные чертежи выкроек;

- изготавливают швейные изделия.

К концу освоения второго модуля дети овладевают знаниями:

- о ТБ и правилах поведения в швейной мастерской;

- о правилах измерения фигуры;

- о нормах расхода ткани на изделие;

- о приемах конструирования и моделирования основ чертежа;

- о правилах обработки воротников, манжет, поясов и карманов;

- о приёмах декоративной отделки мелких деталей.

К концу освоения второго модуля дети погружаются в практики и:

-  определяют практическим путём шелковые и шерстяные ткани и направление нити утка;

- работают на швейной машинке;

- производят влажно-тепловую обработку;

- подготавливают изделие к раскрою;

- кроят изделие на себя и готовят к первой примерке;

- обрабатывают низ брюк, юбок различными способами;

- изготавливают швейные изделия.

 

Система оценки результатов освоения образовательной программы

 

Контроль:

-         диагностика развития мелкой моторики;

-         степень творческой активности;

-         последовательность деятельности по технологической карте;

-         анализ качества выполнения работы;

-         конкурс лучших швейных изделий и их демонстрация;

Промежуточная аттестация проводится в конце полугодия.

Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце обучения по программе.

Формы проведения итоговой и промежуточной аттестации: конкурс лучших швейных изделий и их демонстрация.

Оценочные материалы: творческие работы, презентации, участие в общешкольных мероприятиях, акциях, творческих выставках и  конкурсах, учебно-­исследовательской и поисковой работе, проектах.

Оценка результативности: зачетная система.

Уровень обученности и воспитанности отслеживается в процессе педагогического наблюдения на занятиях, в выставках детских работ, конкурсах, викторинах.

Критерии оценки уровня обученности:

Высокий уровень – обучающийся выполняет задание самостоятельно, умеет работать на швейном оборудовании, вносит в работу элементы творчества.

Средний уровень – обучающийся выполняет задание на достаточном уровне. Владеет технологическими  приемами при изготовлении изделия.

Низкий уровень – обучающийся не может выполнить задание самостоятельно, выполняет задание под руководством педагога, с помощью педагога.

Ожидаемый конечный результат состоит в положительной динамике развития воображения, памяти, мышления, умения планировать собственную деятельность, в способности к изобразительному творчеству, в сохранении интереса к занятиям.

 

Приложение

 

Продолжительность учебного года

Начало учебного года

1 сентября

Продолжительность учебного года: количество учебных недель

34

Продолжительность учебной недели

5 дней

Окончание учебного года

27 мая

 

Регламентирование образовательного процесса

Триместры

Периоды

Продолжительность

Количество рабочих дней (учебных недель)

1 триместр

01.09.2020-30.11.2020

58 (11)

2 триместр

01.12.2020-28.02.2021

57 (11)

3 триместр

01.03.2021-27.05.2021

55 (12)

 

Продолжительность каникул

Осенние

28.10.2020-03.11.2020

Зимние

30.12.2020-10.01.2021

Весенние

22.03.2021-28.03.2021

 

 

Расписание занятий кружка  «Академия мастерства»

 

Вторник: 15.05-15.45


Скачано с www.znanio.ru