ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«Функции. Графики функций»
для обучающихся 8-х классов
Срок реализации 1 год
Составитель: Балинова Елена Васильевна, учитель математики МБОУ «Пинежская СШ № 117»
|
Пояснительная записка
Даннаяпрограмма предназначена для учащихся 8 классов, рассчитана на 26 часов (1 час в неделю, с октября по апрель включительно). Занятие проводится длительностью 40 минут и обязательно для посещения всех обучающихся класса.
Тема «Функции. Графики Функций» является одной из наиболее важных тем математики. Изучаемые в школьном курсе математики функции и их свойства, производные и интегралы находят широкие приложения в геометрии (касательная, вычисление площадей и объемов), физике (теплоемкость, работа переменной силы, электрический ток и др.), механике (скорость, ускорение, движение по кривой и др.).
Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание программы «Функции. Графики функций» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию исследования, наблюдательности, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
Программа составлена с целью систематизации и углублении знаний по теме «Функции. Графики функций», позволяет проверить качество усвоения материала, учебные навыки по теме, позволяет достичь дифференцированного подхода к обучению учащихся с разным уровнем знаний, подготовиться к успешной итоговой аттестации в 9 классе.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,
замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Цели и задачи курса:
– углубленное изучение общих
свойств функций;
– совершенствование умений распознавать, строить графики элементарных функций
(линейной, квадратичной, обратной пропорциональности, функций с модулем);
– повторение и систематизация графических способов решения уравнений и
неравенств;
Основные задачи курса:
- Формирование у учащихся интереса к предмету;
- Развитие практических навыков пользования чертежным треугольником, линейкой циркулем;
- Организация интеллектуально - практической и исследовательской деятельности учащихся;
Содержание курса способствует развитию самостоятельной деятельности учащихся, связанной с самопознанием, самосознанием, овладением приёмами мыслительной деятельности, создаёт мотивационную ситуацию, обеспечивающую возможность их положительного самоопределения к дальнейшему изучению систематического курса геометрии.
Ожидаемые результаты:
1) Повышение качества обучения у учащихся по данной теме;
2) Развитие интереса у учащихся по математике.
Основные виды учебной деятельности при изучении курса:
- наблюдение;
- изображение, построение;
- исследование относительно параметра.
Обоснование содержания:
Содержание данной программы позволяет сформировать у учащихся представление различных графиков функций, построение их, исследование графиков относительно параметра.
Требования к уровню подготовки учащихся.
- определять значение
функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
– строить графики изученных функций, распознавать графики элементарных функций;
– описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций;
– решать уравнения, неравенства, простейшие системы уравнений, используя
свойства функций и их графиков;
– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для описания с помощью функций различных реальных
зависимостей и интерпретировать их графики;
– исследовать функции и строить их графики с помощью производной;
- уметь изображать фигуры на нелинованной бумаге.
Умения, навыки и способы деятельности.
В ходе изучения курса в 8 классе школы учащиеся продолжают овладение разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
- в умении изображать основные графики функций;
- в приобретении навыков работы с различными чертежными инструментами;
- во владении на достаточном уровне вычислительными навыками;
- в умении анализировать чертёж;
Универсальные компетенции:
Приобретают опыт:
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Уровень обязательной подготовки определяется следующим образом:
- уметь изображать графики функций согласно условию задачи;
- уметь преобразовывать различные функции;
- владеть алгоритмами простейших задач на построение;
- овладеть основными приемами решения задач: наблюдение, преобразование, исследование.
Методы обучения:
ü Приобретение знаний
ü Формирование умений и навыков
ü Применение знаний
ü Закрепление
ü Словесные (беседа, дискуссия)
ü Исследовательские
Формы обучения:
ü Классно-урочная
ü Групповая
ü Индивидуальная
ü Консультации.
Содержание курса.
I. Общие свойства функций – 1 час.
Функция, график функции, способы задания функции. Область определения, множество значений функции. Обратная функция.
II. Исследование функций – 2 часа.
Монотонность функции. Промежутки возрастания и убывания. Четность и нечетность функции. Наибольшее и наименьшее значение функции. Построение графиков функций с предварительным исследованием ее свойств.
III. Преобразование графиков – 3 часа.
Параллельный перенос вдоль оси ординат. Параллельный перенос вдоль оси абсцисс. Растяжение вдоль оси ординат. Растяжение вдоль оси абсцисс.
Зачетное занятие по теме “ Общие свойства функций. Исследование функций. Преобразование графиков”.
IV. Основные элементарные функции, их графики – 5 часов.
Линейная функция. Обратная пропорциональность. Квадратичная функция. Функции содержащие переменную под знаком модуля.
V. Решение уравнений и неравенств с помощью графиков – 5 часов.
Графический способ решения уравнений. Использование свойств и графиков функций при решении уравнений. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений с двумя переменными и систем уравнений. Изображение на координатной плоскости множества решений неравенств с двумя переменными и их систем.
VI. Элементарные функции, содержащие аргумент под знаком модуля. 4 часа.
Линейная функция, содержащая аргумент под знаком модуля, ее свойства и график. Решение линейных уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля, с помощью графиков. Квадратичная функция, содержащая аргумент под знаком модуля, ее свойства и график. Решение квадратных уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля, с помощью графиков. Зачетная работа по теме “Решение уравнений и неравенств графическим способом”.
VII. Исследование функций относительно параметра – 5 часов.
Построение графиков функций и исследование их относительно параметра.
Итоговое занятие – 1 час
Календарно-тематическое планирование
№ |
Название глав и темы занятий |
Количество часов |
Дата |
|
План |
Факт |
|||
Глава I. Общие свойства функций – 1 час |
||||
1 |
Функция, график функции, способы задания функции. Область определения, множество значений функции. |
1 |
||
Глава II. Исследование функций – 2 часа |
||||
1 |
Монотонность функции. Промежутки возрастания и убывания. Четность и нечетность функции. Наибольшее и наименьшее значение функции. |
1 |
||
2 |
Построение графиков функций с предварительным исследованием ее свойств. |
1 |
||
Глава III. Преобразование графиков – 3 часа |
||||
1 |
Параллельный перенос вдоль оси абсцисс. |
1 |
||
2 |
Параллельный перенос вдоль оси ординат. |
1 |
||
3 |
Растяжение вдоль оси ординат. Растяжение вдоль оси абсцисс. |
1 |
||
Глава IV. Основные элементарные функции, их графики – 5 часов |
||||
1 |
Линейная функция. |
1 |
||
2 |
Обратная пропорциональность. |
1 |
||
3 |
Квадратичная функция. |
1 |
||
4 - 5 |
Функции содержащие переменную под знаком модуля. |
2 |
||
Глава V. Решение уравнений и неравенств с помощью графиков – 5 часов. |
||||
1-2 |
Графический способ решения уравнений. Использование свойств и графиков функций при решении уравнений. |
2 |
||
3-5 |
Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений с двумя переменными и систем уравнений. |
3 |
||
Глава VI. Элементарные функции, содержащие аргумент под знаком модуля. 4 часа |
||||
1 |
Линейная функция, содержащая аргумент под знаком модуля, ее свойства и график. Решение линейных уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля, с помощью графиков. |
1 |
||
2 |
Квадратичная функция, содержащая аргумент под знаком модуля, ее свойства и график. |
1 |
||
3 |
Решение квадратных уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля, с помощью графиков. |
1 |
||
4 |
Зачетная работа по теме “Решение уравнений и неравенств графическим способом” |
1 |
|
|
Глава VII. Исследование функций относительно параметра – 5 часов. |
||||
1 |
Построение графиков функций и исследование их относительно параметра.
|
5 |
||
2 |
Итоговое занятие. |
1 |
||
Всего |
26 |
Литература для учителя
1. Башмаков М.И. “Глядя на график”, “Математика для школьников”, 2005, №2, с.46.
2. Башмаков М. И. Алгебра и начала анализа: Учебник для 10 – 11 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1991;
3. Варшавский И.К. и др. “Функция, ее производная и первообразная на ЕГЭ”, “Математика школьников”,2005,№2,с.3.
4. Канин Е.С. “Тождества, уравнения, неравенства и свойства функций”, “Математика для школьников”.2006, №4, с.22.
5. Колмогоров А.Н. “Алгебра и начала анализа”.Учеб. для 10-11 кл. общеобразовательныхучреждений.М., “Просвещение”,2006г.
6. Мордкович А. Г. и др. Алгебра 8 класс: В двух частях. Ч. 2: Задачник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2005;
7. Мордкович А. Г. и др. Алгебра 9 класс: В двух частях. Ч. 1: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2005;
8. Мордкович А. Г. и др. Алгебра 9 класс: В двух частях. Ч. 2: Задачник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2005;
9.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.