Бюджетное учреждение Омской области
"Комплексный центр социального обслуживания населения
Большеуковского района"
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель БУ «КЦСОН
Большеуковского района»
____________А.Р. Хачатрян
___________________ 2018 г
Программа
Для девочек 6-9 классов
«Между нами, девочками...»
Составитель:
К. В. Пудова,
психолог
Большие Уки
2018 год
Содержание
1. Пояснительная записка 3
2. Содержание программы 4-6
3. Список использованной литературы 7
4. Приложение 8-16
Пояснительная записка
В современном обществе вопросы нравственного воспитания и развития личности вытесняются на второй план, подавляются стремлением к материальным ценностям. На мой взгляд, необходимо обратить особое внимание на системное развитие нравственности, духовности, женственности у современных девочек и девушек. Особенно это становится актуальным в подростковом возрасте, когда будущая женщина учится строить отношения с окружающими и миром в целом, осваивает те роли, которые в дальнейшем будет исполнять. Очень важно поддержать девочек на данном этапе.
Программа «Между нами, девочками…» направлена на то, чтобы раскрыть творческий потенциал личности, научить находить положительные стороны в происходящих событиях, а также находить ресурсы в самой себе для преодоления кризисных ситуаций в жизни и перехода на новый уровень саморазвития.
Предлагаемая программа предназначена для работы с учащимися 6-9-х классов, направлена на развитие коммуникативной культуры девочек-подростков.
Цель программы: помощь в осознании себя, своего предназначения, саморазвитии девочек и девушек.
Задачи программы:
1. Повышение уровня психологической компетентности.
2. Формирование представлений о своих личностных качествах.
3. Осознание своей роли в формировании собственной Судьбы.
Основные направления:
1. Повышение уровня информированности семейного права;
2. Развитие культуры взаимоотношений, в том числе повышение уровня коммуникативной толерантности;
3. Формирование навыков эффективного ведения домашнего хозяйства;
4. Пропаганда здорового образа жизни.
Содержание программы
Программа разработана для девочек и девушек в возрасте 13-17 лет. На занятиях по программе освещаются такие темы, как дружба и любовь, поиск своего призвания, история Рода, жизненные силы, сила надежды и добра. Данная программа призвана дать девушкам информацию о том, как красиво и гармонично строить отношения с миром.
Программа рассчитана на 7 занятий (с периодичностью 2 раза в неделю). Программа состоит из одного блока: внутриличностный - в нем пять тем. Тема содержит в себе две части: основная часть и закрепление.
В основной части с позиции сказкотерапии освещается проблема, проводится обсуждение и выполнение упражнений, а также выполнение практического задания, связанного с темой занятия.
Методы и формы работы:
1. Ролевые игры.
2. Терапевтические метафоры.
3. Упражнения, формирующие эмоциональный интеллект.
4. Арт-терапевтические методы (лепка, рисование и др.).
5. Сказкотерапевтические упражнения (сказки, притчи, медитативные сказки).
6. Наблюдение, проводится с целью изучения внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем.
Структура программы:
Программа состоит из 5 тем: 1 блок - внутриличностный
Программа реализуется психологом в течение месяца, занятия проходят два раза в неделю для достижения оптимальной результативности.
Место проведения:
БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Большеуковского района».
МБОУ «Большеуковская СОШ»
МБОУ «Аевская СОШ"
Ожидаемые результаты реализации программы:
1. повышение уровня самооценки;
2. развитие коммуникативных навыков;
3. улучшение личностного самоотношения;
4. развитие чувства взаимопомощи и сопереживания;
Для контроля результативности работы по программе используется следующий психодиагностический инструментарий:
1. Диагностика самооценки (методика Дембо-Рубинштейн);
2. Опросник САН (Доскин В.А., Лаврентьева Н.А., Мирошников М.П., Шарай В.Б.).
Кадровое обеспечение:
1. руководитель программы – психолог;
2. заведующая отделения профилактики безнадзорности и семейного неблагополучия.
Этапы реализации программы:
1. Подготовительный этап. На этом этапе определяется количественный состав участников программы.
2. Проводится диагностика и обработка полученных материалов.
3. Основной этап. Реализация программы.
4. Заключительный этап. Подведение итогов, контрольная диагностика, рефлексия.
Критерии эффективности программы:
1. Переориентация ценностных ориентаций в сторону семейных ценностей.
2. Степень самоуважения себя как девушки.
3. Уровень представления о себе, как о матери, необходимый для формирования эффективного родительства.
4. Принятия детско-материнских отношений на себя.
Тематический план
Цель программы: помощь в осознании себя, своего предназначения, саморазвитии.
Категория обучающихся: подростки 13 – 17 лет (девушки).
Режим занятий: 2 раза в неделю.
№ |
наименование тем |
форма контроля |
|
1.1 |
Диагностическое обследование |
Диагностика, опросник, наблюдение. |
|
1 |
Вводное занятие |
творческая работа, рефлексия |
|
2 |
Предназначение |
творческая работа, рефлексия |
|
3 |
Призвание |
творческая работа, рефлексия |
|
4 |
Сила Труда |
творческая работа, рефлексия |
|
5 |
Сила Добра |
творческая работа, рефлексия |
|
6 |
Сила Надежды |
творческая работа, рефлексия |
Список использованных источников
1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось – 89, 2001.
2. Грабенко Т. М. Сказка – основа спасения. Спб.: Речь, 2000.
3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Спб.: Речь, 2006.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. Спб.: Речь, 2000.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. Спб.: Речь, 2002.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д, Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. Спб.: Речь, 2002.
7. Сакович Н. В поисках силы: настольный сказкнавигатор для работы с подростками. Спб.: Речь, 2012.
8. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. М., 1996.
9. Стишенок И.В. Сказкотерапия для решения личных проблем. Спб.: Речь, 2013.
10. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. Спб.: Речь, 2002.
Приложение 1
Внутриличностный блок
1 Вводное занятие
Цель занятия: знакомство участников с понятием сказкотерапии, «вхождение в сказку».
Задачи:
· Знакомство с методом комплексной сказкотерапии.
· Составление карты внутреннего мира.
· Определение индивидуальных целей и задач работы по программе.
Кто из вас в детстве любил сказки? Какие были самыми любимыми?
Как вы думаете, что же такое сказкотерапия? (Выслушиваются и записываются ответы).
Дословно сказкотерапия – это «лечение сказкой». Сказка – один из древнейших способов познания мира. В сказке заложен опыт многих поколений. Героини сказок проходят многие испытания, прежде чем обрести свое счастье. В сказках показывается, КАК это происходит. С помощью сказочной метафоры можно взглянуть на ситуацию с другой стороны.
Итак, готовы ли вы отправиться в сказочное путешествие? Тогда в путь!
Вводное упражнение «Волшебная палочка».
У каждого участника в руках волшебная палочка, ее они выбирают самостоятельно. Все вместе произносят слова: «Пусть откроются волшебные врата в Сказку!» и делают взмах палочкой. Позвольте рассказать вам одну историю…
Тысячи лет назад люди жили не так, как сейчас. Они жили в лесу, охотились на диких животных, собирали ягоды, травы и коренья и … не умели разговаривать. Они оставляли свои рассказы и впечатления в виде наскальных рисунков: это были сюжеты охоты, собирательства, ритуалов. Но рассказать друг другу по-другому о своих обычаях и нравах они не могли.
Однажды Бог, увидев эти рисунки, восхитился их красотой и подумал: «Вот если бы они могли не только рисовать, но и рассказывать своим детям об охоте, о жизни и традициях…» И Господь решил даровать людям Речь. С помощью языка они теперь могли рассказывать обо всем, что с ними происходит.
Собираясь у костра, мужчины складывали сказы об охоте, сражениях, схватках с дикими животными.
Женщины, собираясь вместе, пели о красоте природы, гармонии. Так рождалась Сказка.
Затем люди смогли с помощью значков записывать свои истории, сложилась письменность.
Так постепенно накапливалось огромное сказочное богатство, кладезь человеческого опыта, складывающегося веками и тысячелетиями.
Сейчас, в век информационных технологий, многие из нас позабыли о Сказке. Детские книжки пылятся на полке, а жизнь, казалось бы, так далека от сказочных сюжетов… Но стоит замереть, осмотреться вокруг и Вы поймете, что сказка рядом… В отношениях людей, их судьбе, работе и отдыхе, в Счастье и Любви, в Добре и Зле. Сказка – это тот опыт, который проживали наши предки и который предстоит прожить нам. Собирая крупицы Мудрости, мы учимся избегать ошибок и накапливаем те знания, которые сможем передать другим поколениям. Такова сила сказки.
Методика «Карта сказочной страны».
После того, как участники нарисовали свою карту, проходит обсуждение, определяются цели. Подведение итогов занятия, рефлексия.
Ритуал выхода.
Участники снова берут в руки волшебные палочки и произносят: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!». Делается взмах палочкой.
Приложение 2
2 Предназначение
Занятие 1. Основная часть
Цель занятия: составление представления о предназначении.
Задачи:
· Раскрыть понятие предназначение.
· Самоактуализация.
· Самопознание.
Вводное упражнение «Волшебная палочка».
Арт - упражнение «Мой портрет в виде предмета»
Участники рисуют свой портрет в виде какого-то предмета, объясняют его предназначение, чем он может послужить людям.
Сказка о Шерстинке
Шерстинка была беспокойной. Она постоянно размышляла о смысле своей жизни, строила планы, мечтала о далеких путешествиях. Не хотелось ей спокойно сидеть на овечке, вся ее сущность была устремлена вперед, в будущее. «Как же будет хорошо, когда я наконец стану свободной и свершится мое предназначение – я превращусь в какую-нибудь красивую, нужную вещь, буду согревать кого-то, дарить свою нежность и преображать окружающий мир!» - думала наша Шерстинка.
И вот наконец настал тот момент, о котором она много с волнением думала – пришел человек с большими ножницами и остриг овечку! Так Шерстинка отправилась в путешествие по свету.
Ей предстоял сложный путь! Сначала ее долго мыли, сушили, чесали. Не сказать, чтобы эти процедуры доставляли Шерстинке удовольствие, но она стойко их перенесла. Потом ее куда-то долго везли, и наконец она попала на фабрику. «Какая хорошая шерсть!» - сказал рабочий. Шерстинка очень обрадовалась этим словам и наполнилась гордостью: «Вот, не зря я так долго ждала этого момента и терпела все эти процедуры, меня оценили по достоинству!» Но дальше ее ждало кое-что по-интересней – волшебное преображение! Шерсть покрасили, и она приобрела красивый золотой оттенок. Как же нравился Шерстинке ее блеск. Она была гладкой и шелковистой – хоть сейчас в самый лучший наряд.
Шерсть расфасовали, упаковали в тюки и повезли в магазин. Тесно и душно было Шерстинке в пакете, но дорога оказалась недолгой. В магазине ее положили на полку, и она стала ждать.
День проходил за днем, но никто не забирал Шерстинку. Она стала грустить. Многие ее соседи уже отправились к своим хозяевам, а она все ждала и ждала.
А в это время Мастерица вынашивала свою идею. Она хотела сделать самый красивый, неповторимый палантин с золотым узором. Эта идея пришла к ней, когда она любовалась осенним лесом, который раскинулся за окном. Мастерица нарисовала эскиз и стала подбирать материалы. Она выбрала красивый шелк, кудри и волокна, но ей недоставало шерсти для воплощения ее идеи. Мастерица еще не знала точно, какого цвета должна быть шерсть. Она стала собираться в город, надеясь, что в магазине сможет подобрать то, что ей нужно.
Шерстинка была на грани отчаяния. Вот уже несколько недель она лежала на полке и не могла больше этого выносить – она рвалась вперед, ей не хотелось лежать вот так без дела.
И тут в магазин зашла Мастерица. Она огляделась по сторонам и ахнула от окружавшего ее изобилия. Около часа она перебирала материалы, разглядывала шерсть, и вот наконец ее взгляд упал на пакет в котором лежала наша Шерстинка. «Это то, что нужно!» - подумала она, взяла пакет и прошла с ним на кассу. Еще несколько часов в пути и они оказались дома.
В доме Мастерицы Шерстинка расположилась на просторном столе. Рядом располагались ее новые соседи – другие материалы для проекта Мастерицы, с которыми она быстро подружилась. Когда Шерстинка увидела эскиз палантина, она поняла, что сбылась ее Мечта. Теперь исполнится ее предназначение, она станет частью чего-то большого и красивого и будет согревать и украшать свою хозяйку.
Мастерица работала несколько дней. Шерстинка не знала, что будет так тяжело – ее мочили, мяли и комкали, раскатывали и отжимали. Наконец работа была завершена – на свет появился воздушный золотой палантин, будто сотканный из света. Шерстинка уже и не была Шерстинкой – она стала частью чего-то большего. Объединившись с другими окружающими ее материалами, она превратилась в прекрасную работу своей Мастерицы.
Все, кто видел этот палантин, восхищались его легкостью и сиянием. Многие люди предлагали купить его, но Мастерица вежливо отказывала. Эта работа, сделанная с такой Любовью, была слишком дорога ее сердцу.
Еще долгие годы палантин согревал свою хозяйку холодными вечерами. А наша Шерстинка стала счастливой – она обрела себя и свое предназначение.
Обсуждение сказки.
Творческое задание.
Изготовление игрушки из ниток. Подведение итогов занятия, рефлексия.
Ритуал выхода.
Занятие 2. Закрепление(1 час)
Цель занятия: закрепить результаты, полученные на прошлом занятии.
Задачи: Раскрытие собственного потенциала.
Упражнение «Песочная страна»
Участники строят на песке страну, населяют ее жителями, рассказывают, в чем предназначение каждого из них.
Написание эссе «Что такое предназначение».
Подведение итогов занятия, рефлексия.
Ритуал выхода.
Приложение 3
Календарно – тематический план
на 2020 год
№ п/п |
Содержание работы |
Цели и задачи |
Личностное развитие |
||
1 |
«Поможет ли нам обман»
|
Овладение навыками позитивного мышления. |
2 |
«Как воспитать в себе сдержанность» |
Развитие толерантного отношения друг к другу. |
3 |
«Я и мои соседи»
|
Развитие навыка налаживания дружеских отношений. |
4 |
«Береги свое время и время других»
|
Овладение навыками позитивного поведения. |
5 |
«Что такое самовоспитание?»
|
Развитие способности принимать иную, отличную от собственной, точку зрения.. |
6 |
Хороший друг. |
Развитие навыка налаживания дружеских отношений. Повышение объективных ожиданий от значимых сверстников. |
7 |
Значимый человек. |
Развитие способности принимать иную, отличную от собственной, точку зрения.. |
8 |
Разговор со взрослым. |
Развитие навыка конструктивного взаимодействия со взрослыми. |
9 |
Что, когда и кому я должен? |
Овладение навыками позитивного поведения. |
10 |
Без рук. |
Развитие конструктивных навыков общения. Развитие толерантного отношения друг к другу. |
11 |
Банк переживаний. |
Отработка навыков коммуникативного поведения: коррекция эмоциональной сферы на основе отработки навыка адекватного эмоционального реагирования. |
12 |
Словарь чувств. |
Отработка навыков коммуникативного поведения: коррекция эмоциональной сферы на основе отработки навыка адекватного эмоционального реагирования. |
13 |
На ошибках учатся. |
Формирование основ толерантной коммуникативной культуры: Раскрытие содержания понятий «позитивное и негативное мышление»; Преодоление у воспитанников негативных мыслей о себе и окружающих людях; |
14 |
Была бы проблема! |
Отработка навыков преодоления трудностей. |
Основы социализации и общения |
||
15 |
«Стыд и совесть» |
Преодоление у воспитанников негативных мыслей о себе и окружающих людях; |
16 |
«Моя любимая профессия» |
Отработка правильных навыков в выборе будущей профессии, (мечта-рассуждения) |
17 |
«Что такое счастье?» |
Отработка навыков коммуникативного поведения: коррекция эмоциональной сферы на основе отработки навыка адекватного эмоционального реагирования. |
18 |
«Хорошие манеры» |
Отработка правильных навыков поведения в коллективе |
19 |
Поговорим об ответственности |
(беседа - рассуждение) Отработка навыков преодоления трудностей. |
20 |
«Красота человека в его поступках» |
(решение ситуационных задач) |
21 |
«Зеркало настроения» |
(игра), Отработка навыков коммуникативного поведения: коррекция эмоциональной сферы на основе отработки навыка адекватного эмоционального реагирования. |
22 |
«Аутотренинг» |
(разучивание упражнений, снимающих напряжение, агрессию) |
Правовое воспитание |
||
23 |
«Всегда ли я правильно поступаю по отношению к другим людям» |
Отработка навыков коммуникативного поведения |
24 |
«Умей давать и сдерживать свои обещания» |
Отработка навыков коммуникативного общения |
25 |
«Наказание» |
Отработка навыков признания своих ошибок. |
26 |
«Воровство и его последствия» |
Отработка навыков признания своих ошибок, и несение наказания. |
Охрана жизни и здоровья |
||
27 |
«Сигарета не конфета». |
Отработка навыков о вреде курения |
28 |
«Что такое токсикомания?» |
Отработка навыков о вреде легких наркотиков |
29 |
«Почему вредные привычки называют вредными?» |
Отработка навыков о вредных привычках, и как не попасть в их сети. |
30 |
«Сможешь ли ты устоять?» |
Отработка навыков как не попасть в их сети. |
31 |
«Я отвечаю за свое решение» |
Отработка навыков как не попасть в плохие компании. |
32 |
«Употребление алкоголя – опасная болезнь» |
Отработка навыков о вредных привычках, |
33 |
Что такое здоровый образ жизни? |
Отработка навыков на привлечение к здоровому образу жизни |
34 |
«Почему вредные привычки называют вредными» |
Отработка навыков на привлечение к здоровому образу жизни |
35 |
«Скажи «нет» вредным привычкам» (анализ конкретных ситуаций) |
Привлечение к здоровому образу жизни |
36 |
«Вот и стали мы на год взрослее. Как ты оцениваешь свои поступки?» |
Итоговое занятие (занятие-воспоминание) |
Приложение 4
Диагностика личности подростка на 2020 год
Название, автор |
Цель |
Рисунок человека (К.Маховер) |
Особенности личности |
Тест Филлипса |
Диагностика свойств личности |
Опросник Леонгарда |
Акцентуации характера |
ТестАйзенка«Самооценка психических состояний» |
Тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность |
Шкала тревожности Кондаша |
Уровень межличностной, самооценочной, школьной тревожности |
Опросник С.Шварца |
Ценностные ориентации |
Шкала самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю,Л, Ханина. |
Диагностика свойств личности и психических состояний |
Методика «Пословицы» С.М.Петровой |
Сформированность нравственных представлений, особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе |
Опросник Басса-Дарки |
Агрессивность, враждебность |
Тест Айзенка «Тип темперамента» |
Особенности темперамента человека |
Проективные методики «Прогулка по лесу». Дверь в душу», «Коллективный рисунок» |
Изучение эмоциональных, мотивационных и межличностных характеристик личности подростка. |
Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей |
Диагностика профессиональной ориентации. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.