Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Можарская средняя школа
Сараевского муниципального района Рязанской области
«Согласовано» Руководитель ШМО _______/________________/ Протокол №____ от «___» ______ 2022г. |
«Согласовано» Заместитель директора по ВР_______/___________ / «___» ______ 2022г. |
«Утверждено» Директор _______/Уланова В.В./ Приказ №______ от «___» ______2022г. 2019г. |
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа
«Правополушарное рисование»
художественно-эстетического направления
Возраст обучающихся 8-13 лет
Срок реализации – 1 год (34 ч.)
Автор составитель
Вековищева Татьяна Васильевна
учитель 1 категории
с Можары. 2022г.
Комплекс основных характеристик
адаптированной дополнительной общеобразовательной программы
для учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов.
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказом Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Адаптированная образовательная программа дополнительного образования учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов — это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории учащихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Адаптированная образовательная программа дополнительного образования учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Адаптированная образовательная программа дополнительного образования учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов определяет содержание дополнительного образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
Актуальность программы
Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в кружковую деятельность эффективно позволяет решать проблемы укрепления их физического и психического здоровья, преодоление комплекса неполноценности, улучшения психоэмоционального состояния и развития. Для решения проблемы адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в социуме, их личностного развития данная программа создаёт условия, в которых каждый ребенок, независимо от уровня интеллекта и физического состояния, мог бы развивать способности, данные ему от природы.
Актуальность данной дополнительной образовательной программы состоит в том, что:
-программа социально ориентирована на детей, требующих особого внимания государства и общества;
-способна обеспечивать включение детей с ОВЗ в новые формы организации социальной жизни тем самым обеспечивая социализацию и адаптацию воспитанников к жизни в существующей социальной среде;
-обеспечивает дополнительные возможности для удовлетворения интересов детей с ОВЗ, развития его индивидуальности на основе самовыражения и раскрытия творческого потенциала, ориентации на личный успех.
Отличительные особенности программы.
Программа рассчитана на детей с ОВЗ. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению программ дополнительного образования вне специальных условий обучения и воспитания. Группа учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее могут входить дети с разными нарушениями развития: нарушение речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития, дети с расстройствами аутистического спектра. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования.
Адресат программы.
Программа разработана для учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов 8-13 лет
Объем программы. Срок освоения.
Программа реализуется 1 год (34 часа)
Численный состав групп –не более 10 человек
Режим занятий.
в неделю – 1 раз;
в день – 1 занятие по 40 минут.
Цель программы - создание в МБОУ Можарская средняя школа гуманной адаптированной среды для детей с ОВЗ, детей-инвалидов для раскрытия творческого потенциала ребёнка с ограниченными возможностями через предметно-практическую деятельность в рамках занятий в детских объединениях, кружках.
Поставленная цель программы определяет решение ряда задач:
• Обеспечить условиями для реализации прав обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов на получение бесплатного образования;
• обеспечить гарантии прав детей на образование, в том числе дополнительное;
• организовать качественной коррекционно – реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
• создать благоприятный психолого-педагогический климат для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов;
• стимулировать творческое самовыражение педагога, раскрытие его профессионального и творческого потенциала, обеспечивающего развитие каждого обучающегося в соответствии с его особенностями психофизического развития, склонностями, интересами и возможностями;
• совершенствовать программно-методическое обеспечение учебного процесса в различных формах организации учебной деятельности;
• обеспечить сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов на основе совершенствования образовательного процесса;
• формировать у учащихся навыки эффективного социального взаимодействия, способствующих успешной социализации детей с ОВЗ, через вовлечение их в активную творческую деятельность дополнительного образования.
Планируемые результаты.
ЛИЧНОСТНЫЕ
- творчески подходить к выполнению работы
- грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки;
- работать самостоятельно и в коллективе;
- организовывать и содержать в порядке свое рабочее место;
- радоваться своим успехам и успехам товарищей;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- быть дисциплинированными, трудолюбивыми, проявлять упорство в достижении поставленной цели
- активно принимать участие в выставках, экскурсиях, конкурсах, мероприятиях и т.д. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
- смешивать краски на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
- соблюдать последовательность в работе;
- владеть основами перспективы основами цветоведения;
- правильно расположить предмет на листе;
- самостоятельно разбираться в этапах своей работы;
- работать в технике правополушарного рисования Регулятивные УУД
- выполнять действия в качестве слушателя;
- выполнять действия в качестве правильного исполнения этапов рисования;
- ставить новые учебные задачи вместе с педагогом. Познавательные УУД
- интерес к изобразительному искусству, к художественным традициям своего народа, к различным видам изобразительно-творческой деятельности, понимание значения изобразительного искусства в жизни человека;
- знание основных закономерностей изобразительного искусства, умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
- понимать роль изобразительного искусства в жизни человека;
- различать лирические , эпические, драматические образы в изображениях
- эмоционально воспринимать и оценивать картины;
-понимать специфику изобразительного языка, получать представление о средствах выразительности;
Коммуникативные УУД
- умение работать в паре, в группе;
- умение воспринимать критику;
- умение высказывать своё мнение, аргументировать качество исполнения работ однокласс- ников;
- высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
- ПРЕДМЕТНЫЕ
- использовать элементарные теоретические и практические знания по правополушарному рисованию;
- основы цветоведения;
- основные и дополнительные цвета;
- цветовую гамму красок (теплые, холодные цвета);
- контрасты форм;
- азы воздушной перспективы (дальше, ближе);
- гармонию цвета;
Содержание программы.
1. Введение в мир правополушарного рисования.
Включает в себя использование разнообразных материалов и техники, что будит в ребёнке творческую инициативу, развивает фантазию и воображение. Не обладая достаточными навыками, дети, рисуя на нечастых и непродолжительных занятиях в образовательной организации, обычно не удовлетворяются своими слабыми рисунками и постепенно утрачивают интерес к изобразительному искусству. При выполнении же нестандартных работ, сочетая традиционные и нетрадиционные техники изобразительной деятельности, обучающиеся начинают с увлечением заниматься рисованием, стремятся выполнять свои работы на высоком уровне, творчески подходить к выполнению задачи. В результате повышается мотивация, качество знаний, развивается познавательный интерес к искусству, обучающиеся становятся более активными и стремятся к самостоятельным творческим работам и достижениям.
Изобразительное творчество. Введение. Знакомство с программой. Правила ТБ в изостудии. Живопись как язык цвета, цветное изображение мира;
Выразительные средства графических материалов. Формы организации занятия:
- словесный – подача нового материала;
- наглядный – обращение к образам, помогает ребенку почувствовать, понять окружающий мир;
- практический – позволяет применить полученные знания при выполнении заданий;
- демонстрационный – показ моделей, предметов;
- метод стимулирования познавательного интереса; наблюдение и анализ;
- иллюстративный – используется в сочетании с вербальным (словесным) методом, показ плакатов, схем, картин, зарисовок и т.д.
Виды деятельности: познавательная, ценностное общение.
Беседы, практические занятия, мастер-классы, викторины, мини-выставки, выставки, экс- курсии (в том числе виртуальные) в выставочные залы, музеи. Участие в конкурсах, в соци- ально-значимых мероприятиях, выставках.
2. Создание горизонтального фона картины
Изучение и отработка техники горизонтального фона картины, путем смешивания различых цветов, получая плавный переход из цвета в цвет.
Ромашки.
Дерево.
Пушистый кот.
Котенок.
Подводный мир.
Забавные зверушки «Собачка». Забавные зверушки «Страусята». Забавные зверушки «Лама».
Формы организации занятия:
- словесный – подача нового материала;
- наглядный – обращение к образам, помогает ребенку почувствовать, понять окружающий мир;
- практический – позволяет применить полученные знания при выполнении заданий;
- демонстрационный – показ моделей, предметов;
- метод стимулирования познавательного интереса; наблюдение и анализ;
- иллюстративный – используется в сочетании с вербальным (словесным) методом, показ плакатов, схем, картин, зарисовок и т.д.
Виды деятельности: познавательная, ценностное общение.
Беседы, практические занятия, мастер-классы, викторины, мини-выставки, выставки, экскур- сии (в том числе виртуальные) в выставочные залы, музеи. Участие в конкурсах, в социально- значимых мероприятиях, выставках.
3. Создание вертикального фона картины.
Изучение и отработка техники вертикального фона картины, путем смешивания различных цветов, получая плавный переход из цвета в цвет.
Еловый лес.
Звездное небо.
Морской пейзаж.
Утро в лесу.
Натюрморт.
Зимний пейзаж «В лесу». Зимний пейзаж «Елочки». Пейзаж «Зимняя ночь» Горы.
Водопад.
Формы организации занятия:
- словесный – подача нового материала;
- наглядный – обращение к образам, помогает ребенку почувствовать, понять окружающий мир;
- практический – позволяет применить полученные знания при выполнении заданий;
- демонстрационный – показ моделей, предметов;
- метод стимулирования познавательного интереса; наблюдение и анализ;
- иллюстративный – используется в сочетании с вербальным (словесным) методом, показ плакатов, схем, картин, зарисовок и т.д.
Виды деятельности: познавательная, ценностное общение.
Беседы, практические занятия, мастер-классы, викторины, мини-выставки, выставки, экс- курсии (в том числе виртуальные) в выставочные залы, музеи. Участие в конкурсах, в соци- ально-значимых мероприятиях, выставках.
4. Рисование вверх ногами
Фантастическое животное. Рисуем на свободную тему. Мое любимое животное.
Мир животных.
Закат.
Птицы.
Формы организации занятия:
- словесный – подача нового материала;
- наглядный – обращение к образам, помогает ребенку почувствовать, понять окружающий мир;
- практический – позволяет применить полученные знания при выполнении заданий;
- демонстрационный – показ моделей, предметов;
- метод стимулирования познавательного интереса; наблюдение и анализ;
- иллюстративный – используется в сочетании с вербальным (словесным) методом, показ плакатов, схем, картин, зарисовок и т.д.
Виды деятельности: познавательная, ценностное общение.
Беседы, практические занятия, мастер-классы, викторины, мини-выставки, выставки, экс- курсии (в том числе виртуальные) в выставочные залы, музеи. Участие в конкурсах, в соци- ально-значимых мероприятиях, выставках.
5. Рисование ватными палочками.
Птица.
Пальмы.
Яркое солнце.
Весенний пейзаж.
Пейзаж «Поля и луга».
Пейзаж «Скоро лето».
Организация выставки рисунков. Цветы. Формы организации занятия:
- словесный – подача нового материала;
- наглядный – обращение к образам, помогает ребенку почувствовать, понять окружающий мир;
- практический – позволяет применить полученные знания при выполнении заданий;
- демонстрационный – показ моделей, предметов;
- метод стимулирования познавательного интереса; наблюдение и анализ;
- иллюстративный – используется в сочетании с вербальным (словесным) методом, показ плакатов, схем, картин, зарисовок и т.д.
Виды деятельности: познавательная, ценностное общение.
Беседы, практические занятия, мастер-классы, викторины, мини-выставки, выставки, экскурсии (в том числе виртуальные) в выставочные залы, музеи. Участие в конкурсах, в социально- значимых мероприятиях, выставках.
Учебный план
№ урока |
Наименование раздела, темы |
Всего часов |
В том числе: |
|
Теория |
Практика |
|||
1. Введение в мир правополушарного рисования. |
||||
1. |
Изобразительное творчество. Введение. Знакомство с программой. Правила ТБ в изостудии. Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2. |
Выразительные средства графических материалов. Свободный рисунок . |
1 |
0,5 |
0,5 |
2. Создание горизонтального фона картины |
||||
3. |
Ромашки. |
1 |
0,5 |
0,5 |
4. |
Дерево. |
1 |
0,5 |
0,5 |
5. |
Пушистый кот. |
1 |
0,5 |
0,5 |
6. |
Котенок. |
1 |
0,5 |
0,5 |
7. |
Подводный мир. |
1 |
0,5 |
0,5 |
8. |
Забавные зверушки «Собачка». |
1 |
0,5 |
0,5 |
9. |
Забавные зверушки «Страусята». |
1 |
0,5 |
0,5 |
10. |
Забавные зверушки «Лама». |
1 |
0,5 |
0,5 |
3. Создание вертикального фона картины. |
||||
11. |
Еловый лес. |
1 |
0,5 |
0,5 |
12. |
Звездное небо. |
1 |
0,5 |
0,5 |
13. |
Морской пейзаж. |
1 |
0,5 |
0,5 |
14. |
Утро в лесу. |
1 |
0,5 |
0,5 |
15. |
Натюрморт. |
1 |
0,5 |
0,5 |
16. |
Зимний пейзаж «В лесу». |
1 |
0,5 |
0,5 |
17. |
Зимний пейзаж «Елочки». |
1 |
0,5 |
0,5 |
18. |
Пейзаж «Зимняя ночь». |
1 |
0,5 |
0,5 |
Тема 4. Рисование вверх ногами. (6ч) |
||||
19. |
Горы. |
1 |
0,5 |
0,5 |
20. |
Водопад. |
1 |
0,5 |
0,5 |
21. |
Фантастическое животное. |
1 |
0,5 |
0,5 |
22. |
Рисуем. |
1 |
0,5 |
0,5 |
23. |
Мое любимое животное. |
1 |
0,5 |
0,5 |
24. |
Мире животных. |
1 |
0,5 |
0,5 |
5. Рисование ватными палочками |
||||
25. |
Птицы. |
1 |
0,5 |
0,5 |
26. |
Пальмы. |
1 |
0,5 |
0,5 |
27. |
Яркое солнце. |
1 |
0,5 |
0,5 |
28. |
Весенний пейзаж. |
1 |
0,5 |
0,5 |
29. |
Пейзаж «Поля и луга». |
1 |
0,5 |
0,5 |
30. |
Пейзаж «Скоро лето». |
1 |
0,5 |
0,5 |
31-32 |
Цветы. |
2 |
0,5 |
1,5 |
33-34 |
Выставка рисунков |
2 |
1 |
1 |
|
Итого |
34 |
48,5% |
51,4% |
Учебно-методическое и материально-технического обеспечение курса
- классная доска;
- проектор;
- экран проекционный
- оборудование места учителя: персональный компьютер с принтером;
- бумага для рисовании;
- гуашь;
- кисточки для рисовании № 1,3,12;
- салфетки.
Календарно- тематическое планирование
№ урока |
Наименование раздела, темы |
Кол-во уроков |
Примечание |
1. Введение в мир правополушарного рисования. |
|
|
|
1. |
Изобразительное творчество. Введение. Знакомство с программой. Правила ТБ в изостудии. Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. |
1 |
|
2. |
Выразительные средства графических материалов. Свободный рисунок . |
1 |
|
2. Создание горизонтального фона картины |
|
|
|
3. |
Ромашки. |
1 |
|
4. |
Дерево. |
1 |
|
5. |
Пушистый кот. |
1 |
|
6. |
Котенок. |
1 |
|
7. |
Подводный мир. |
1 |
|
8. |
Забавные зверушки «Собачка». |
1 |
|
9. |
Забавные зверушки «Страусята». |
1 |
|
10. |
Забавные зверушки «Лама». |
1 |
|
3. Создание вертикального фона картины. |
|
|
|
11. |
Еловый лес. |
1 |
|
12. |
Звездное небо. |
1 |
|
13. |
Морской пейзаж. |
1 |
|
14. |
Утро в лесу. |
1 |
|
15. |
Натюрморт. |
1 |
|
16. |
Зимний пейзаж «В лесу». |
1 |
|
17. |
Зимний пейзаж «Елочки». |
1 |
|
18. |
Пейзаж «Зимняя ночь». |
1 |
|
Тема 4. Рисование вверх ногами. (6ч) |
|
|
|
19. |
Горы. |
1 |
|
20. |
Водопад. |
1 |
|
21. |
Фантастическое животное. |
1 |
|
22. |
Рисуем. |
1 |
|
23. |
Мое любимое животное. |
1 |
|
24. |
Мире животных. |
1 |
|
5. Рисование ватными палочками |
|
|
|
25. |
Птицы. |
1 |
|
26. |
Пальмы. |
1 |
|
27. |
Яркое солнце. |
1 |
|
28. |
Весенний пейзаж. |
1 |
|
29. |
Пейзаж «Поля и луга». |
1 |
|
30. |
Пейзаж «Скоро лето». |
1 |
|
31-32 |
Цветы. |
1 |
|
33-34 |
Выставка рисунков |
1 |
|
|
Итого |
1 |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.