Программа дополнительного образования "Декоративно-прикладное творчество"
Оценка 4.9

Программа дополнительного образования "Декоративно-прикладное творчество"

Оценка 4.9
Документация
docx
доп. образование детей
5 кл—9 кл
21.12.2019
Программа дополнительного образования "Декоративно-прикладное творчество"
Дополнительная образовательная программа «Декоративно-прикладного творчества » предназначена для обучающихся 2 -8 классов в возрасте с 7 до 15 лет. На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени способности и возраста воспитанников: практическая работа, творческое задание, экскурсия, лекционное занятие, дискуссия, выставка творческих работ, конкурс творческих работ на уровне города, республики.
Прогр. круж. Декор-прикл твор,обновл.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШАХТЕРСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 15»

  РЕКОМЕНДОВАНО

Е               решением педагогического со   с         совета

П           Протокол от ____2019 г.№__

 

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

____________ Е.В.Семенова

«______» _________ 2019 г.

УТВЕРЖДЕНО

И.о. директора

____________ Е.А.Иванова

«______» _________ 2019 г.

Приказ от _____ № ____

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 

«Декоративно-прикладное творчество»

 

Возраст обучающихся: 2 – 8 классы (7 – 15 лет)

 

Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

                                                                                          Составитель программы

                                                                                          руководитель кружка

                                                                                          Лапенко Галина Михайловна

 

 

 

                                                      

                                                   

 

                                                     Шахтерск

                                                         2019 г.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Современная система дополнительного образования активно участвует в подготовке новой формации людей, имеет непосредственное отношение к развитию личности и общества. Поэтому одной из задач, доминирующей в создании более человечного и справедливого мира, является возможность дать проявить всем, без исключения, обучающимся свои таланты и творческий потенциал. Решение такой задачи посильно  дополнительному образованию, которое имеет свободный, широкий выбор деятельности и использование всех имеющихся на сегодняшний день возможностей и ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Рабочая программа дополнительного образования составлена в соответствии с:

-         Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании» (статья 72);

-         Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной  приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04.04.2016 г. № 310;

-         Типовым  положением об учреждении дополнительного образования детей Донецкой Народной Республики (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19.01.2015 г. № 8);

-         Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26.07.2016г. № 793);

-         Концепцией патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.2015 г. № 322 и Министерства молодежи, спорта и туризма от 22.06.2015 г. № 94);

-         Концепцией развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16.08.2017 г. № 832;

-         Стандартом Государственной услуги «Предоставление дополнительного образования для детей (приказ МОН ДНР от 04.08. 2015 г.№ 370);

-         Требованиями к программам дополнительного образования детей (приказ Минобрнауки от 11 08. 2015 г. № 392);

-         Уставом ГОУ «Шахтерская СШИ № 15».

Данная программа модифицированная, в качестве основы взяты  авторская программа кружка «Народные промыслы»/ сост. Лапенко Г.М., Шахтерск, 2016.-40 стр., программа кружка по художественно-эстетическому направлению/сост. Колисниченко Г.И.; Программа кружка «Палитра» по художественно-эстетическому направлению для детей 7-9 лет (35 часов).Шахтерск, 2016. - 30 с..

Программа отличается от других программ способом структурирования элементов содержания материала внутри дополнительной образовательной программы;

 

Программа имеет художественную  направленность, так как  ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации. Но, не менее важной в ней является социально-педагогическая направленность, так как реализация ее задач направлена на развитие коммуникативных способностей, повышению самооценки обучающихся.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах, жанрах декоративно-прикладного искусства, знакомит с  различными техниками, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Программа    предусматривает  непосредственное  знакомство  учащихся  с  народным  творчеством,  обогащает  их   творческую   фантазию,  способствует  воспитанию  национального  самосознания  и  патриотических  чувств,  любви  к  родной  земле,  уважения  к  людям, создающим  материальные и  духовные ценности.

Актуальность учебной программы связана с тем, что организация досуга детей и подростков  особенно в условиях санаторной школы-интерната остается одной из приоритетных задач воспитания. Интересно и содержательно организованная досуговая деятельность учит детей быть творческими личностями. Охватывая широкий круг учебных и воспитательных моментов, занятия по данному   курсу   пробуждают   эстетические   чувства   учащихся,  позитивное отношение  к  окружающей   действительности,  к  произведениям искусства, к  народному   творчеству. Они  стимулируют развитие творческих способностей   учащихся,  активизируют  их любознательность, способствуют  развитию  навыков  творчества  и  умения  оценить   художественные  изделия.

Актуальность данной программы обусловлена также её практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной, бытовой и игровой  комнат школы-интерната, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, игрушек.  Предлагаемые занятия основной упор делают на работу с различными материалами, в том числе и с природными, а также на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ.

Цель программыформирование культуры творческой личности, на приобщение ценностям через собственное творчество и освоение опыта учащихся к общечеловеческим прошлого, создание условий для реализации собственных творческих способностей, содействие эмоциональному раскрепощению, уверенности в себе, формирование коммуникативных способностей, художественного воображения у обучающихся средствами декоративно-прикладного творчества.

Цель будет достигнута при решении следующих задач.

Задачи программы.

Обучающие:

-углубленное изучение конкретных видов народных ремесел,   формирование  умений  по  изготовлению  художественных  изделий;

-знакомство учащихся  с  основными  видами народных промыслов  края;

-привлечение учащихся к разным видам деятельности, связанных  с  народным  творчеством;

-формирование  у  детей  трудовых  умений , основ культуры труда, умений         подбирать материалы  и  инструменты  для  изготовления  творческих изделий;

-знакомство с новыми техниками  и технологиями изготовления  художественных  изделий;

-  возрождение национальных  традиций   в  народном   творчестве,  воспитание  духовности, культуры

- использование нетрадиционных техник изображения в самостоятельной деятельности учащихся;

- овладение учащимися элементарными основами реалистического искусства, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного творчества.

Развивающие:

- развитие у детей творческих  способностей, эстетического восприятия,     художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического вкуса и понимание прекрасного;

- пробуждение любознательности в области народного, декоративно-прикладного искусства;

--формирование творческих способностей, духовной культуры;

- развитие умения ориентироваться в проблемных ситуациях.

Воспитывающие:

- воспитание интереса и любви к искусству;

- воспитание усидчивости, аккуратности и терпения;

- обучение ребёнка творческому подходу к любой работе;

- осуществление трудового, политехнического и эстетического воспитания школьников;

-воспитание в детях любви к своей родине, к традиционному народному искусству;

-достижения максимальной самостоятельности детского творчества.

Дополнительная образовательная программа «Декоративно-прикладного творчества » предназначена для обучающихся 2 -8 классов в возрасте с 7 до 15 лет.

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени способности и возраста воспитанников: практическая работа, творческое задание, экскурсия, лекционное занятие, дискуссия, выставка творческих работ, конкурс творческих работ на уровне города, республики. Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий), иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала), проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения), эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения). Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество.

К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением. В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике,  мастер — классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет творческую работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

 

 

Ожидаемые результаты:

Дети должны:

·        познакомиться с разными материалами и техниками декоративно-прикладного творчества;

·        овладеть необходимыми терминами;

·        научиться осуществлять поиск необходимой для занятий информации в различных источниках;

·        проводить анализ, сравнение, классификацию по заданным критериям;

·        высказывать простые суждения об объекте, его строении, свойствах и связях;

·        уметь обобщать на основе существенных признаков;

·        научиться работать в парах, в группах, адекватно реагировать на существование другой точки зрения у партнёра;

·        формулировать собственное мнение во время коллективной работы, задавать нужные вопросы;

·        принимать и удерживать учебную задачу;

·        планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

·        адекватно оценивать правильность выполнения задания;

·        научиться находить ошибки в своих и чужих работах, уметь их исправить;

·        развить свои творческие способности;

·        иметь положительную мотивацию к учебной деятельности.

К способам определения результативности можно отнести такие, как конкурсы, самостоятельная работа, эксперименты.

Документальными формами определения результативности данной дополнительной общеобразовательной программы являются журнал кружковой работы, дневник педагогических наблюдений и портфолио учащихся.

Формами подведения итогов реализации данной дополнительной общеобразовательной программы являются школьные выставки, участие в городских и республиканских выставках, оформление эстетической развивающей среды в школе-интернате, участие  в  благотворительных  акциях;   организация   школьных  выставок  декоративно-прикладного  творчества   к  различным  праздникам  и  мероприятиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план

дополнительной общеобразовательной программы

«Декоративно-прикладное творчество»

 

раздела

 

 

Название  разделов  и  тем

Кол-во

часов

1

Раздел  1. Изготовление изделий в технике папье-маше

11

2

Раздел  2. Роспись по дереву

7

3

Раздел  3. Выжигание по дереву

6,5

4

Раздел  4. Ковроткачество, аппликация из лоскутов  и   волокнистых материалов

7

5

Раздел  5. Изготовление декоративных изделий из кожи

9

6

Раздел  6. Работа с  природными материалами

11

7

Раздел  7. Народная вышивка

11,5

8

Раздел  8. Вязание крючком и спицами

11

9

Раздел  9. Изготовление цветов из ткани, гофрированной бумаги

11,5

10

Раздел10. Изготовление народной куклы

9

11

Раздел 11.Изготовление  сувениров-оберегов

6,5

12

Раздел 12.Оригами.Квиллинг.Киригами.

11,5

13

Раздел 13.Артишок

6,5

14

Раздел14. Канзаши

9

15

Раздел15. Фелтинг

7

16

Раздел16. Скрапбукинг

6,5

17

Раздел17. Игрушки и сувениры из текстильных  и подручных материалов

11,5

 

Всего

153 часа

 

Учебно-тематический план

Название раздела, темы

Кол-во часов

Раздел №1.

Изготовление изделий  в технике  папье-маше

 

11

 

1

Творческое собеседование по данной теме.

2

2

Изготовление изделий в технологической последовательности (практические занятия).

Выбор формы. Виды форм для изготовления изделий.

 

2,5

3

 

Лепка изделия (формирование из бумаги выбранной формы)

2,5

4

Грунтовка изделий.

Роспись изделий.

2

 

5

Покрытие изделий лаком

2

Раздел №2. Роспись по дереву

 

7

 

6

Теоретические сведения  о росписи  по дереву

Роспись  по  дереву. Виды росписи

2,5

7

Работа над эскизом (практическая работа).

 

2

8

 

Роспись изделий (практическая работа по росписи кухонных дощечек, декоративных панно).

Покрытие изделий лаком

2,5

 

Раздел №3. Выжигание  по  дереву

6,5

 

 

 

9

 

Теоретические  сведения   о технике  выжигания  по дереву    (инструкционные карты). Работа над эскизом.

Перенос рисунка на поверхность изделия

 

2

 

 

10

 

Выжигание по дереву, основные приемы

 

2,5

 

 

1

 

Покрытие изделий  лаком (практическая работа).

 

2

Раздел №4. Ковроткачество, аппликация  из  лоскутов и волокнистых  материалов,

 

7

 

 

12

 

Из истории  развития ковроткачества (теоретические сведения). Демонстрация образцов изделий.

Знакомство с материалами, инструментами, приспособлениями

 

2,5

 

 

13

 

 

Разработка эскиза (практическая работа).

Освоение приемов по технике аппликации из лоскутков (практическая работа).

 

 

2

 

 

14

 

 

Изготовление ковриков в технике лоскутной аппликации.

Изготовление набивных  ковриков из  волокнистых материалов (практические работы).

 

2,5

 

Раздел №5Изготовление  декоративных изделий из кожи

 

9

 

 

 

15

 

 

 

Теоретические сведения  о технике  « пластика из кожи». Разработка эскиза изделия.

Подготовка материалов.

Изготовление выкроек - шаблонов (практическая работа).

Вырезание деталей, элементов (практическая работа)

 

2

 

 

 

 

16

Опаливание краев деталей, элементов (практическая работа)

 

2,5

 

17

Сборка цветка (практическая работа).

 

 

2

 

18

 

Изготовление брошей, заколок, кулонов,   (практическая работа).

Изготовление декоративных панно. Оформление основ для декоративных панно.

 

2,5

Раздел № 6.Работа с природными материалами

11

 

 

19

 

 

 

 

 

Теоретические сведения  о декоративных  изделиях  из  природных  материалов. Демонстрация образцов изделий.

Аппликации из соломки. Основы технологии аппликации  из соломки.

Изготовление заготовок из соломки. Холодный и горячий способ обработки соломки. Утюжка заготовок

 

2

 

 

 

 

 

 

 

20

 

Вырезание деталей, утюжка деталей. Нанесение оттенков на деталях утюгом.

 

2,5

 

21

 

 

Компоновка (сборка элементов панно). Оформление основы панно. Наклеивание всех элементов композиции на основу.

2

 

 

22

 

 

 

 

Основы техники  флористика.

Заготовка материалов  для изделий в технике флористики.

Изготовление несложных изделий в технике флористики

2,5

 

 

 

 

 

 

23

 

 

Основы техники  лозоплетения  (теоретические сведения )  Демонстрация образцов изделий

Изготовление изделий в технике лозоплетения (подставка под горячее)

2,5

Раздел №7. Народная вышивка

 

11,5

 

24

Исторические сведения о народной вышивке. Демонстрация образцов вышитых изделий.

Основные виды швов в  народной вышивке.Освоение приемов по выполнению различных вышивальных швов.

2,5

 

 

 

 

 

 

25

Вышивание швом «крестик». Освоение приемов.

Основы вышивки бисером. Отработка приемов.

 

2

 

26

 

 

Основы техники объемной  вышивки. Отработка приемов, вышивание изделий.

2,5

 

 

27

 

Основы техники вышивания лентами. Отработка приемов, вышивание изделий. Вышивание изделий (салфетки, декоративные панно, рушники и др.

2

 

 

28

 

Вышивание изделий в различных техниках.

2,5

 

Раздел № 8 Вязание крючком и  спицами.

 

11

 

29

 

 

 

Теоретические сведения.

Демонстрация  образцов вязаных изделий, просмотр слайдов. Подбор  крючков, пряжи для вязания.

Отработка  основных  приемов  вязания  крючком (практическое  занятие).

2

 

 

 

 

 

30

Вязание  изделий крючком (вязание изделий  по

2,5

31

схемам - салфетки, шарфы, шали, сумки и т.д.)

2

32

 

Отработка  основных приемов вязания  спицами (практическое занятие)

2,5

 

33

 

Вязание изделий  спицами  (вязание по  схемам  - шарфы, шапки, свитеры  и т.д.

 

2

 

 

Раздел № 9

Изготовление цветов из ткани  и  гофрированной бумаги.

 

11.5

 

34

Теоретические сведения. Демонстрация образцов изделий.

 

2,5

 

 

35

 

Инструменты, материалы, приспособления  для изготовления цветов из ткани; подготовка  ткани , инструментов, приспособлений  к  работе.

Изготовление выкроек-шаблонов.

 

 

2

 

36

 

Нанесение контуров деталей и элементов на ткань.

Вырезание деталей и элементов.

2,5

 

37

Булирование  лепестков, гофрирование листьев. Сборка цветка.

 

2

 

38

Основы  технологии изготовления розы их гофрированной бумаги.

Изготовление декоративных композиций из искусственных цветов с использованием основ из природных материалов.

2,5

 

Раздел №10. Изготовление народной  куклы

9

 

39

Теоретические сведения о народной кукле. Демонстрация образцов изделий.

2

 

40

Основы технологии изготовления народной куклы.

Виды традиционных народных кукол, их магические функции.

Материалы, приспособления  для  изготовления кукол, демонстрация  образцов изделий.

 

 

2,5

 

 

41

Технология изготовления куклы-мотанки.                     

2

 

42

 

Технология изготовления куклы-зернушки. Изготовление  основы  куклы -зернушки.

Оформление куклы зернушки, отделочные  работы.

 

 

2,5

Раздел  №11. Изготовление  сувениров - оберегов

6,5

 

43

 

 

Теоретические сведения о  сувенирах-оберегах. Демонстрация образцов  изделий ( сувениров -оберегов).Виды современных сувениров-оберегов, их назначение.

2

 

44

 

Материалы, инструменты, приспособления  для изготовления  сувениров - оберегов.

2,5

 

 

 

45

 

 

Технологии   изготовления сувениров-оберегов (венички).Магические функции сувениров - оберегов.

Изготовление сувениров-оберегов ( домовички), их назначение.

 

2

 

 

Раздел №12 Оригами. Квиллинг.  Киригами.

 

11,5

 

46

 

 

Теоретические сведения о технике оригами. Демонстрация образцов изделий.

Основы техники  оригами. Материалы, инструменты  для работы.

2,5

 

 

 

 

47

 

Основные приемы техники оригами. Изготовление изделий в технике оригами (птицы, животные, цветы)

2

 

48

 

Основы техники квиллинг. Материалы, инструменты для работы.

2,5

 

49

Основные приемы  техники  квиллинг. Изготовление изделий в технике квиллинг (декоративные композиции,  панно).

2

 

 

50

 

Основные приемы  киригами. Освоение приемов.

Изготовление  изделий  в технике киригами (новогодние игрушки, елочки и т.д.)

 

2,5

 

 

Раздел №13  Артишок

 

6,5

 

51

 

 

 

Теоретические сведения о технике  артишок. Демонстрация образцов изделий в технике артишок.                             

Основы техники артишок. Материалы, инструменты, приспособления для изготовления изделий в технике артишок.

2

 

 

 

 

 

52

Техника складывания треугольничков  для изготовления изделий в технике артишок

2,5

 

 

 

53

 

Подготовка  треугольничков  (бумажные, тканевые)  для оформления изделий ( для наклеивания или прикрепления булавками  к  модулям-основам).

Изготовление  новогодних шариков в технике артишок. Украшение, отделка изделий.

 

 

2

 

Раздел №14 Канзаши

 

9

 

 

54

 

 

 

Теоретические  сведения о технике  канзаши. Демонстрация  слайдов, образцов изделий в технике канзаши. Основы техники канзаши. Материалы, инструменты, приспособления для изготовления изделий в технике канзаши.

2,5

 

 

 

 

 

55

 

Нарезание квадратов из ленты, обжигание осыпающихся краев, формирование лепестков разной  формы.

 

2

 

 

56

 

 

Сборка  изделия  (склеивание, соединение деталей  изделия).

2,5

 

 

 

57

 

Изготовление  изделий  в  технике  канзаши  (броши, аколки для волос, новогодние игрушки  и т.д.)

2

 

Раздел №15  Фелтинг

 

7

 

58

 

 

Теоретические сведения о технике фелтинг. Демонстрация слайдов, образцов изделий в технике  фелтинг.

Основы техники  фелтинг. Материалы, инструменты,   приспособления для изготовления изделий в технике фелтинг.

2,5

 

 

    

59

 

 

Способы  валяния  изделий из натуральной шерсти

( сухое и мокрое валяние), демонстрация приемов валяния.

 

2

 

60

 

 

Изготовление  изделий  по  способу  сухого валяния                   (игрушки, цветы).

Изготовление изделий  по способу  мокрого валяния (игрушки, аксессуары, украшения).

2,5

Раздел №16  Скрапбукинг

 

6,5

 

61

Теоретические  сведения. Демонстрация образцов изделий, слайдов  в технике скрапбукинг.  Основы техники скрапбукинг.

2

 

62

 

 

 

Материалы, инструменты, приспособления для изготовления изделий в технике скрапбукинг.

Скрапбукинг - своеобразный способ хранения  историй      (оформление фотоальбома).

2,5

 

 

 

63

 

 

Изготовление оригинальной фоторамки в технике  скрапбукинг).                                                    Изготовление праздничных открыток (скрапбукинг).

2

 

 

Раздел № 17.  Игрушки и сувениры   из текстильных  и      подручных материалов

 

11,5

 

 

 

64

 

 

 

Теоретические  сведения.  Демонстрация  слайдов, образцов изделий. Разнообразие  техник  изготовления    игрушек  и сувениров; текстильные и подручные материалы для изготовления  игрушек и сувениров. Инструменты , приспособления для работы.

 

 

2,5

 

 

 

65

Изготовление  мягкой игрушки (разработка выкроек-лекал, обмеловка лекал, выкраивание деталей, пошив деталей игрушки,  наполнение деталей ватой,  соединение деталей).

 

2

66

 

Оформление, отделка игрушки. Отделочные материалы.

2,5

 

 

67

 

 

Технология  вязания  игрушек, сувениров  крючком.   Демонстрация  приемов.  Вязание    изделий  крючком. Оформление, отделка изделий.

Технология  вязания игрушек, сувениров  спицами.

 

2

 

 

68

 

Демонстрация приемов. Вязание изделий  спицами.

Оформление, отделка  изделий.

Изготовление игрушек, сувениров  из  различных  подручных  материалов (из бумаги, картона, природных материалов, нитей,  лоскутов и т.д.)

2,5

Всего:

153 часа

 

НОРМИРОВАНИЕ  ЗНАНИЙ  И УМЕНИЙ  УЧАЩИХСЯ

 

1.Изготовление  изделий  в  технике папье-маше (11 часов)

Учащиеся знакомятся теоретически  с  данной техникой.  Затем  в  технологической последовательности изготавливают несложные работы.  В  процессе практических  занятий  у  учащихся формируются навыки  и  умения   по  изготовлению определенных несложных  форм из бумаги  (ваза, блюдо и   т.д.), по  грунтовке  форм, росписи изделий  и  т.д. Учащиеся знакомятся   с  некоторыми   видами  лаковых покрытий  и  используют их   на  практике .  Практическим занятиям   по  росписи отводится больше времени.  Учащиеся самостоятельно подбирают или разрабатывают эскизы  для  росписи.

2.Роспись  по  дереву  (7 часов)

Учащиеся занимаются  оформлением    декоративных   панно,  кухонных дощечек. Используются карандаши , фломастеры,  акварельные   краски,  гуашь , масляные  краски,   лак. В  процессе   занятий   у  учащихся формируются творческие способности , общительность. Занятия оказывают влияние  на  формирование положительных черт характера  у  детей,  формируют творческое отношение  к  труду,  красоте.

 3.Выжигание  по  дереву (6,5часа)

Учащиеся  изготавливают  декоративные  панно ,  кухонные  дощечки  и  т.д.   Самостоятельно   подбирают   рисунки   или   сами   делают  эскизы. Для  росписи    используют   акварельные   краски,  гуашь , карандаши , фломастеры. Учащимся     предлагается   выполнить  комбинированные  работы -  выжигание  с  аппликацией  соломкой,  выжигание  с  росписью.

4.   Ковроткачество.  Аппликация   из  лоскутов  и  волокнистых  материалов (7часов)

Учащиеся  знакомятся  с  основными  традициями  ковроткачества ,   изготавливают    несложные    коврики,   декоративные    панно,  используя  технику  набивного  коврика. На  занятиях по  данному   разделу   формируется   эстетический   вкус,   усидчивость,   трудолюбие,   любовь   к  рукоделию. При выполнении   аппликаций, работ  из  лоскутков,    формируется изобретательность, находчивость,  способность   экономно    расходовать  материалы, культура труда. Учащиеся  изготавливают   панно  и  коврики  из                                    мелко нарезанных  нитей (или  лоскутков) в технике  аппликации. Здесь уместны  и  комбинированные   работы: лоскутная   аппликация   с  аппликацией   из  волокнистых  материалов.

5.  Изготовление  декоративных  изделий  из  кожи (9 часов)

Учащиеся    знакомятся пооперационно   с техникой изготовления  изделий из кожи  (натуральной, искусственной). В   процессе   занятий   изучают теоретический  материал, приобретают  навыки по изготовлению  декоративных  панно, кулонов , брошей ,заколок .Здесь   возможно  объединение двух   техник:  аппликации   из  ткани  и  кожи. Особое   внимание   уделяется вопросу  выбора  и  оформления основ для  декоративных  панно  из  кожи.

 

 

6. Работа  с  природными  материалами (11часов)

 Учащиеся    знакомятся   с   различными    природными  материалами  :  соломкой, засушенными  растениями,  тополиным  пухом,  перьями, яичной   скорлупой,   семенами, лимонными и апельсиновыми  корочками и т. д. Больше  внимания   уделяется    теме     «аппликация соломкой».Дети изучают технологию заготовки   соломки,  ее  хранения,  сбор,  виды    соломки,  их   характеристики. Уделяется     внимание вопросам  безопасности  труда  при  работе  с соломкой.    Учащиеся  учатся  подбирать основы для декоративных панно, разрабатывать  композиции.  В технологической последовательности   изготавливают   декоративные  панно с соблюдением всех требований  к  технологии,  к  качеству  изделия.

 

Осваивают  следующие  операции:

а) деталировка  на  бумаге- кальке;

б) выполнение  заготовок (наклеивание соломки на кальку);

в) утюжка  заготовок;

г) вырезание  деталей  и  элементов  по  заданному  контуру;

д) наложение  оттенков  на  деталях  горячим  утюгом;

е) компоновка  изделий;

ж) оформление  основы  (способы  оформления  основ);

з)  размещение    деталей, элементов  на  основе  согласно   композиции;

и) наклеивание деталей и  элементов  на  основу  согласно  композиции;

й )оформление оборотной стороны изделия;

к) контроль  качества  изделия                

 

Учащиеся   также   выполняют  работы  в  технике    флористики.

Изготавливают  поделки с использованием разных природных материалов  Конечный

результат – декоративные настенные  панно,  подносы, вазы, шкатулки   и

т.д. Учащиеся  приобретают  начальные  навыки,  умения  по  лозоплетению ( подставка  под  горячее,  основа   для  настенно  композиции  из засушенных  растений, цветов  из  ткани).

7.Народная вышивка (11,5часа)

Знакомство  учащихся  с   историей народной вышивки,                                                                  с  ее художественными особенностями , видами  основных швов  в                          

народной вышивке.  Вышивание изделий   с  использованием различных

техник   (  рушники,  салфетки , декоративные   панно).   Освоение техники

вышивания лентами,  техники объемной вышивки. Организация творческих

выставок.

 

8. Вязание  крючком  и  спицами (11часов)

Закрепляются знания и  умения учащихся, приобретенные на  уроках  труда.

Уделяется внимание ажурным переплетениям ( салфетки , шарфы,  шали).

Учащиеся вяжут более сложные изделия, пользуясь схемами. Организация

школьных выставок,  участие в  городских выставках.

9.Изготовлениецветовизткани , гофрированной бумаги(11,5часа)

Учащиеся изучают теоретический материал  по  технологии изготовления

цветов: 

-подготовка ткани ;                                                                                                                                     -разработка выкроек-шаблонов;                                                                                                                                         -обмеловка выкроек  на  ткани;                                                                                                                   -вырезание элементов, деталей;                                                                                                                   -булирование лепестков,  гофрирование листьев ;                                                                                       -сборка цветка;                                                                                                                                                -соединение цветка,  бутона,  листьев.

Учащиеся   в  данной технологической последовательности изготавливают цветы                      (розы,  маки, ромашки,  колокольчики   и т. д.) Из цветов учащиеся изготавливают композиции,  используя  для  основ  различные природные  материалы (кора  дерева,  лоза,  камыш  и  др.)   Дети  создают  оригинальные  изделия, проявляют  творчество  и  фантазию         ( при этом  внимание  учащихся  направлено  на  эстетические  свойства  изделия).

10.  Изготовление народной  куклы (9часов)

 Учащиеся   знакомятся   с  историческими   сведениями   о народной   кукле, с  традиционными  типами  народных  кукол,  материалами,  технологиями  для  их    изготовления.   На  практических   занятиях  изготавливают  куклу-мотанку, куклу-зернушку.  Самостоятельно  подбирают отделочные  материалы,  разрабатывают  эскизы  кукол,  создают  различные образы  традиционных  народных   кукол.

11.   Изготовление  сувениров- оберегов  (6,5часа)

Дети  изучают  теоретический  материал  о  значении  украинских  сувениров-оберегов, об  их  магических  свойствах. Учатся  подбирать  материалы  для изготовления  сувениров-оберегов. Изготавливают   различные   сувениры-обереги (венички, домовички),принимают участие  в  организации творческих  выставок-презентаций.

12. Оригами,  квиллинг,  киригами (11,5 часа)

В  процессе  изготовления  изделий  из бумаги  у  детей  развиваются  память, моторика  рук, творческие  способности . Учащиеся  изготавливают  различные  изделия (птицы,  животные, цветы , декоративные  композиции,  сюжетные  картинки  и т.д.).

13 .   Артишок (6,5часа)

 Осваиваются  приемы  изготовления  изделий  в  технике  артишок, изучаются  теоретические  сведения  о данной  технике.  На  практических  занятиях  изготавливаются  различные  изделия: игрушки,  новогодние украшения  и т.д .)  В  процессе  занятий  по данной  технике  у  детей  формируется   эстетический  вкус, аккуратность , усидчивость.

14.   Канзаши (9часов)

   Дается  достаточный  объем  теоретических  знаний  о  данной технике. На практических занятиях  по данной  теме  дети, развивая свои творческие  способности, изготавливают  самые  разнообразные  изделия:  броши, заколки, обручи  для волос, сумки, косметички, декоративные  панно, декоративные  композиции.

 15.   Фелтинг( 7часов)

Закрепляются знания  учащихся, полученные на уроках трудового обучения ( раздел                                     « материаловедение»), знания о натуральной шерсти, о ее свойствах.  Дети осваивают  две  методики  валяния  шерсти:  метод  валяния  по сухому способу, метод  валяния  по мокрому способу. Конечный  результат  труда  по данной технике – красивые, современные  изделия: игрушки, сумки,  косметички, декоративные панно  и т. д.

16.  Скрапбукинг (6,5часа)

Учащиеся получают теоретические знания  о данной  технике, а также  изготавливают на практических  занятиях  интересные  креативные  изделия:  открытки, альбомы, праздничные листовки. В процессе занятий  раскрывается творческий  потенциал  детей, развивается  их наблюдательность, изобретательность, формируется  эстетический  вкус. Импровизированная   выставка  - итог  по данному  разделу.

17.  Игрушки и сувениры из текстильных и подручных материалов    (11,5 часа)

Занятия по данной  теме  очень  интересны  и  увлекательны  для  детей.   Теоретические  занятия  в  единстве   с  практикой дают  прекрасные  результатызнания  и  умения в  области  различных  технологий. Дети изготавливают  самые  разнообразные  игрушки, сувениры, куклы, декоративные  композиции, панно, применяя   различные  текстильные  и  подручные  материалы .

ИТОГО:  153ч.

 

Большая  выставка - отчет  творческих  детских  работ  –  итог  работы  кружка   за   учебный  год.

Методическое обеспечение программы

Занятия     кружка  проводятся  в  кабинете трудового   обучения,  где соблюдаются  все   санитарно-гигиенические нормы,  имеются уголок  по охране  труда,  аптечка.

Оформление кабинета способствует развитию творческого потенциала обучающихся,  является действующим  стимулом  в  их разноплановой деятельности. Ведь хорошая наглядность  -  это своеобразный толчок  к достижению конкретных результатов,  к  красоте,  к  постижению   и   освоению чего-то  нового, интересного, неизведанного, и, даже, загадочного.

Для  такого  творческого развития детей  организованы рабочие.  Оформлены различные тематические композиции  по  разным  видам     творчества

Много  в  кабинете работ,  выполненных  руками  учащихся:  Очень много  в  кабинете интересных изделий,   изделий из готовленных  по  новым современным техникам   и   технологиям:  оригами,  квиллинг,  киригами,  фелтинг,  скрапбукинг и др.

Работа  в  кабинете, ее атмосфера  и  аура, располагают  к  творческому,  познавательному  труду. Вот почему ведущее направление  в  работе  кружка – это декоративно-прикладное творчество. Для  работы  в  этом направлении  в  кабинете есть  все  необходимое: различные дидактические материалы ( технологические карты,  инструкционные карты,  всевозможные алгоритмы, необходимая      для  работы учебная   и  популярная литература,  плакаты. Организация выставок-отчетов  по декоративно-прикладному  творчеству  в  школе,  участие во всевозможных выставках-конкурсах городского   и  областного уровня учат детей многому:  трудолюбию,  старательности, ответственности, порядочности,  умению ценить народное искусство,  любой человеческий  труд, доброту  и, главное, - красоту! Благотворительная акция «Твори добро»  воспитывает  у  детей  доброту, щедрость  души,  коллективизм.

Праздники, организованные кружковцами (День учителя, 8 Марта, Новый год,  Рождество и др.), на которые приглашаются родители, бабушки, дедушки, братики, сестрички  воспитывают  у  детей любовь  к  своей семье,  малой родине, уважение  к  родителям,  старшему поколению,  чувства благодарности  и  патриотизма

 

Список литературы

1.      Основы художественного ремесла, часть 1. В.А. Барадулина  и  О.В. Танкус,

Москва, «Просвещение»,1986.

2.      Основы художественного ремесла, часть 2. В.А. Барадулина и О.В. Танкус,

 Москва, «Просвещение»,1987.

3.  Вторая жизнь вещей  Н.П. Коноплева, Киев, «Техника»,2004.

4.  Руками сельского умельца.  В.И. Микитчук, Киев, «Урожай»,1989.

5.  Плетение  из лозы  Т.М. Фисанович,  «Феникс», Москва,2007

6.  Журнал «Учись вышивать». А.М.Сорокина,Киев, «Радянська школа»,1986.

7.  Рукоделие в начальных классах. А.М. Гукасова, Москва, «Просвещение»,1984.

8.  Альбом «Вяжем сами». З.Ф.Андреева, Киев «Радянська школа»,1982.

9.  Альбом «Вязание.  А.С. Огурцова, Москва, Легпромбытиздат,1987.

10. Искусство делать цветы. Е.П.Сухорукова, Киев,1992.

11. Оригами. М.В. Бедина, «Клуб семейного досуга»,Харьков,2011.

12. Обереги своими руками. В.Хоменко,«Клуб семейного досуга», Харьков,2011.

13. Фантазии из бумажных лент.  Д.Б. Крейн, «Контент», Москва,2010.

14. Инкрустация соломкой.  Н.В. Починова, Минск, «Полымя»,1998.

15. Плетение.  Б. Мейнард, Москва «Просвещение»,1991.

16. Народное искусство.  А.С. Канцедикас,  «Знание», Москва,1995.

17. Объемная вышивка.  Х.Пирс, «Ниола 21-й век»,2004.

18. Вышивка лентами. Техника, приемы, модели.  Э.Кокс ,  «Клуб семейного

досуга», Харьков,2010.

19.  Журнал «Учись  рисовать» В.М. Вильчинский , « Радянська школа», 1988.

20. Декоративные  детали, Е. Карпова, « Внешсигма», 2000.

21. Цветы из ткани. Канзаши. Украшения для волос,  модные аксессуары  и  декор, Сильви  Блондо, « Контент», 2014.

22. Фелтинг. Экзотические поделки из шерсти.  Серия  Город мастеров,                            О. Соколова, « Феникс», 2014.

23. Уютное  хобби. Скрапбукинг. Оригинальное оформление  книг  и  фотоальбомов, Е.В. Шпульникова, « Вече», 2014.

24. Искусство  детям. Подарки и  игрушки своими  руками, Т. Носова,                             « Мозаика- Синтез»,20008.

 

РЕЦЕНЗИЯ

на  авторскую программу курса по выбору «Народные промыслы»

учителя трудового обучения Шахтерского учебно-воспитательного

комплекса №1   Шахтерского городского совета Донецкой области

Лапенко Галины Михайловны.

 

Программа курса по выбору «Народные промыслы» учитывает разнообразие народных промыслов Украины, направлена на творческую деятельность детей. Главная цель  разработанной программы – возрождение  традиционных видов народного творчества,  воспитание  любви  к родине, чувства   патриотизма, национального самосознания.

    Занятия по данной программе  совершенствуют знания и умения учащихся,

полученные   на уроках труда. Программа предусматривает формирование у учащихся  творческих способностей,  основ  культуры  труда,   эстетический

вкус.

     Программа предусматривает формирование  у  учащихся  способности 

ценить  прекрасное, оценивать свою работу, бережно относиться  к   творческому наследию  своего народа.

    Программа формирует  коммуникативные способности  у детей, доброту,

взаимоподдержку ,   активность  и  результативность  творческого труда.

 Программа содержательна , для  детей  интересна своей  многогранностью,

разнообразием предложенных  техник, направлена на результат.

 

Зам.директора УВК №1:                                                          С.В. Миняйлова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕЦЕНЗИЯ

на   авторскую программу курса по выбору «Народные промыслы»

учителя трудового  обучения Шахтерского учебно-воспитательного

комплекса №1  Шахтерского городского совета Донецкой области

Лапенко Галины Михайловны.

 

Данная программа способствует углубленному изучению традиционных видов народного творчества, учитывает разнообразие народных промыслов Украины. Программа составлена с учетом материальной базы школы и интересов учащихся, способствует развитию творческих способностей  учащихся, расширению их кругозора, совершенствованию  навыков и знаний, полученных  на занятиях  трудового обучения.

Занятия по данной программе формируют общую культуру  учащихся, прививают любовь к народному творчеству, воспитывают чувство национального самосознания, патриотизма ,любви  к родине.

Актуальность  программы в  необходимости возрождения  традиций в  народном творчестве. Программа многогранна, содержательна. Удачно   сочетаются теоретический материал и практические занятия.

Программой предусмотрены организации  творческих выставок-отчетов, выставок-презентаций. Занятия  по  данной  программе  готовят  детей  к  успешной, творческой,  активной жизни.

Реализация  содержания данной программы  обеспечит привлечение   детей к разным видам народного творчества, воспитание  у них активной  жизненной  позиции, формирование жизненных компетентностей.

           Руководитель ГЦМК учителей  труда: Л.М. Шабалина

Программа дополнительного образования "Декоративно-прикладное творчество"

Программа дополнительного образования "Декоративно-прикладное творчество"

Программа дополнительного образования "Декоративно-прикладное творчество"

Программа дополнительного образования "Декоративно-прикладное творчество"

Программа дополнительного образования "Декоративно-прикладное творчество"

Программа дополнительного образования "Декоративно-прикладное творчество"

Программа дополнительного образования "Декоративно-прикладное творчество"

Программа дополнительного образования "Декоративно-прикладное творчество"

Программа дополнительного образования "Декоративно-прикладное творчество"

Программа дополнительного образования "Декоративно-прикладное творчество"

Программа дополнительного образования "Декоративно-прикладное творчество"

Программа дополнительного образования "Декоративно-прикладное творчество"

Программа дополнительного образования "Декоративно-прикладное творчество"

Программа дополнительного образования "Декоративно-прикладное творчество"

Программа дополнительного образования "Декоративно-прикладное творчество"

Программа дополнительного образования "Декоративно-прикладное творчество"

Программа дополнительного образования "Декоративно-прикладное творчество"

Программа дополнительного образования "Декоративно-прикладное творчество"

Программа дополнительного образования "Декоративно-прикладное творчество"

Программа дополнительного образования "Декоративно-прикладное творчество"

Программа дополнительного образования "Декоративно-прикладное творчество"

Программа дополнительного образования "Декоративно-прикладное творчество"

Программа дополнительного образования "Декоративно-прикладное творчество"

Программа дополнительного образования "Декоративно-прикладное творчество"

Программа дополнительного образования "Декоративно-прикладное творчество"

Программа дополнительного образования "Декоративно-прикладное творчество"

Программа дополнительного образования "Декоративно-прикладное творчество"

Программа дополнительного образования "Декоративно-прикладное творчество"

Программа дополнительного образования "Декоративно-прикладное творчество"

Программа дополнительного образования "Декоративно-прикладное творчество"

Программа дополнительного образования "Декоративно-прикладное творчество"

Программа дополнительного образования "Декоративно-прикладное творчество"

Программа дополнительного образования "Декоративно-прикладное творчество"

Программа дополнительного образования "Декоративно-прикладное творчество"

Программа дополнительного образования "Декоративно-прикладное творчество"

Программа дополнительного образования "Декоративно-прикладное творчество"

Программа дополнительного образования "Декоративно-прикладное творчество"

Программа дополнительного образования "Декоративно-прикладное творчество"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.12.2019