Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №172»
«Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ №172»
________________О. А. Аладко
__________________2024г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы
по ВР МБОУ «СОШ №172»
_____________ Л.В Цыпленкова
«____» __________ 2024г.
Дополнительная образовательная программа «Юнармия»
Возраст детей- 13-14 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор программы: И. А. Королева, учитель
г. Зеленогорск , 2024
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы
Дополнительная общеразвивающая программа обучения «Юнармия» имеет социально-педагогическую направленность и способствует формированию у молодежи готовности и практической способности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества.
Программа направлена на:
1) участие в реализации основных задач государственной молодежной политики Российской Федерации;
2) всестороннее развитие и совершенствование личности детей и подростков, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;
3) повышение в обществе авторитета и престижа военной службы;
4) сохранение и приумножение патриотических традиций.
Программа обучения воспитанников юнармейских отрядов может реализоваться на базе любого общеобразовательного учреждения, домовых клубов и учреждений дополнительного образования.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Юнармия» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273-фзот29.12.2012)
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября2014г.№1726-р)
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014г. №41 «Об утверждении СанПиН2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»
4. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)
5. Приказ от 9 ноября 2018 г. № 196 Министерства Просвещения Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
6. Письмо МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ от 18 августа 2017 г. № 09-1672 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УТОЧНЕНИЮ ПОНЯТИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, В ТОМ ЧИСЛЕ В ЧАСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
7. Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2015 № 1040).
8. О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).
9. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844).
10. Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).
11. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
12. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493).
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена рядом факторов:
- нацеленностью на развитие патриотизма;
- целевой ориентацией на подготовку обучающихся к службе в ВС РФ;
- формированием здорового образа жизни;
- необходимостью развития духовно-нравственных ценностей учащихся.
Содержание программы направлено также на формирование физической культуры обучающихся как части общей культуры, базирующейся на системе нравственных ценностей, определенных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа ориентирована на социальный заказ обучающихся и родителей к подготовке будущих защитников Отечества, у детей формируются личностные качества, знания, умения и навыки необходимые на службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, способствует личностному развитию подростка, укреплению его физического здоровья, профессиональному самоопределению детей, их адаптации к жизни в обществе.
Программа разработана с учетом аналитических данных, полученных в ходе проведения маркетинговых исследований потребительских групп (учащиеся и родители) Центра внешкольной работы «Подросток».
Особенности программы
В настоящее время, в связи с первоначальным этапом становления юнармейского движения, подобных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ фактически не существует, поэтому данная программа в этом аспекте является уникальной.
Программа также обладает отличительными чертами по форме организации учебного процесса:
1) Особенность, которая касается участников:
Участниками юнармейских отрядов могут быть:
- обучающиеся от 8 до 18 лет;
- юридические лица – общественные объединения, выразившие поддержку целям Движения и (или) его конкретным акциям, признающие Устав Движения и выполняющие программные документы, акты руководящих органов Движения, участвующие в деятельности Движения;
- иностранные граждане и лица без гражданства законно находящиеся в Российской Федерации.
Участие в юнармейских отрядов и выход из него является добровольным.
Участие в юнармейском отряде физических лиц осуществляется на основании письменного заявления гражданина с согласием его законных представителей (для несовершеннолетних членов) и оформляется решением Местного, Регионального отделения или Главного штаба Движения на ближайших заседаниях простым большинством голосов от количества присутствующих на заседании, с постановкой на учет в Региональном, Местном отделении Движения.
2) Особенность, которая касается принципов реализации программы:
Содержание и материал программы спланированы по принципу дифференциации в соответствии с уровнями сложности, а также требованиями СанПина и могут быть усложнены или упрощены.
Основной формой организации образовательного процесса являются теоретические и практические занятия, комплексные тренировки, стрельбы и тактические учения. Основными методами здесь выступают показ и упражнение (тренировка).
Адресат программы
Данная программа предназначена для детей и подростков 8-18 лет. В этом возрасте учащийся ощущает свою принадлежность и причастность к определенной социальной группе. Он уже не просто подражает в поведении старшим, а анализирует и оценивает историю, традиции, существующую систему ценностей и мораль того общества, которое его воспитывает. Эта сложная работа вызывает у ребенка яркий эмоциональный отклик. В этот период ярко проявляются нравственные, интеллектуальные и патриотические чувства.
В этот период следует учитывать, что именно в подростковом возрасте возникают глубокие, действенные, устойчивые интересы, развивается самостоятельность, исполнительность и дисциплинированность. Также в этом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности: увеличивается объем внимания, памяти, происходит развитие наблюдательности. Они отличаются неустойчивостью в психоэмоциональном состоянии, неуравновешенностью характера, поэтому предметом заботы педагога является воспитание волевых качеств личности. Индивидуальный подход предполагает учет особенностей возраста, типа нервной деятельности, темперамента, характера.
В работе с каждым участником программы педагогу следует найти ту психологическую установку в их обучении, которая дает им возможность преодолевать им противоречия своего характера, различные трудности на их жизненном пути.
Формы обучения и виды занятий
Форма обучения – очная.
Основной формой организации процесса являются теоретические и практические занятия, комплексные тренировки, стрельбы и тактические учения.
Основными методами здесь выступают показ и упражнение (тренировка).
Цель и задачи программы
ЦЕЛЬ – совершенствование системы военно-патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения и молодёжи, объединение подростков и молодёжи в единую неполитическую общественную организацию, пропагандирующую патриотизм и здоровый образ жизни, воспитание патриотов своего Отечества.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
Ø реализация государственной молодежной политики Российской Федерации;
Ø воспитание у молодежи чувства патриотизма, приверженности идеям интернационализма, дружбы и войскового товарищества, противодействия идеологии экстремизма;
Ø воспитание у юных граждан уважения к Вооруженным Силам России, формирование положительной мотивации к прохождению военной службы и всесторонняя подготовка юношей к исполнению воинского долга;
Ø изучение истории страны и военно-исторического наследия Отечества, развитие краеведения, расширение знаний об истории и выдающихся людях «малой» Родины;
Ø пропаганда здорового образа жизни, укрепление физической закалки и выносливости, организация здорового досуга учащихся;
Ø активное приобщение подростков и молодежи к военно-техническим знаниям и техническому творчеству;
Ø развитие в подростковой и молодежной среде ответственности, принципов коллективизма, системы нравственных установок личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей;
Содержание программы (70 часов)
Содержание данной программы состоит в основном из практических занятий по предмету ОБЖ, тем самым, что она окажет огромную помощь в его изучении и подготовке школьной команды к ежегодным районным соревнованиям «Школа безопасности - Зарница».
Специфика данной дисциплины обусловлена системностью, которая обеспечивается:
Вводное занятие. (1ч) Знакомство с основными разделами программы. Правила безопасного поведения на занятиях.
Раздел 1. "Никто не забыт, ничто не забыто" (22 ч)
История военно-спортивной игры «Зарница» и правила участия в ней.
Виды вооруженных сил. Воинская слава России. Армия и флот России XX века. Армия России на современном этапе. Виды и рода войск ВС РФ. Вооружение Российской армии на современном этапе. Ракетные войска. Сухопутные войска. Военно-воздушные силы. Военно-морской флот. Пограничные войска. Внутренние войска. Символы воинской чести. Сила воинских традиций. Роль и место традиций и ритуалов в жизнедеятельности воинских коллективов. Система воинских традиций и ритуалов. Боевое знамя воинской части. История военной присяги и порядок ее принятия. Флаг. Герб. Гимн. Геральдика. Знаки отличия.
Практическое занятие: викторина «Государственная символика».
Полководцы и герои. Полководцы XX века: Брусилов, Жуков, Рокоссовский, Антонов, Конев. Создание новых видов и родов вооруженных сил. Герои Советского Союза. Военачальники. Героизм женщин.
Практическое занятие: викторина «Защитники отечества».
Викторина по истории Отечества. Знакомство с перечнем вопросов викторины. Выявление вопросов, требующих дополнительного поиска информации и проработки. Поиск и изучение информации по данным вопросам. Воинские подвиги земляков.
Практическое занятие. Подготовить устное выступление по выбору «Воины моей семьи», «Горжусь своими предками».
Раздел 2. Строевая подготовка (7 ч)
Строй и его элементы. Основные команды командира отделения при его построении и техника их выполнения.
Элементы. Виды. Управление строем. Обязанности перед построением и в строю. Движение походным и строевым шагом. Команды: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Заправиться!» Повороты на месте и в движении.
Повороты «Налево!», «Направо!», «Кругом!». Строевой шаг. Походный шаг. Построение в шеренгу, колонну. Перестроения. Движение в колонне в обход, по кругу. Движение в колонну по одному, по два, по три. Воинская честь. Строевые приемы.
Строевая стойка. Выход из строя и возвращение в строй, ответ на приветствие. Отдание воинской чести в движении. Порядок выполнения строевых приемов в ходе соревнований по строевой подготовке. Отработка последовательности подаваемых команд при проведении строевого смотра на соревнованиях «Зарница»
Раздел 3. Юный спасатель (9 ч)
Принципы оказания первой медицинской помощи в неотложных ситуациях. Алгоритм оказания первой помощи при травмах верхних и нижних конечностей (ссадина, ушиб, ожог). Обработка ран, наложение повязок. Ранения и кровотечения Виды ранений. Обработка ран. Виды и правила наложения повязок на раны. Виды кровотечений. Способы остановки кровотечений. Правила наложения жгута.
Практические занятия: наложение повязок на различные части тела, наложение жгута.
Травмы опорно-двигательного аппарата. Вывихи, растяжения, разрывы связок. Переломы конечностей. Оказание первой помощи. Правила наложения шин.
Практические занятия: наложение шин при различных переломах.
Способы транспортировки пострадавших.
Практические занятия: простейшие способы транспортировки пострадавших с различными травмами.
Раздел 4. Дорожная грамота (10 ч)
Правила дорожного движения для основных участников дорожного движения. Изучение правил дорожного движения, работа с тестами, разбор ситуаций на дороге. Знаки дорожного движения. Изучение знаков дорожного движения, работа с тестами,
разбор ситуаций на дороге. Велосипедист на дороге. Изучение правил дорожного движения для велосипедистов, тренировка навыков безопасного поведения на дороге, фигурное вождение велосипеда.
Практическое занятие: отработка фигурного вождения на велосипеде.
Раздел 5. Виды вооружений (6 ч)
История оружия от древних времен до современности. Примитивное оружие. Средневековое оружие. Оружие современности. Оружие массового поражения.
Практические занятия: Кроссворд «Виды оружия».
Виды вооружения Российской армии. Холодное, огнестрельное, метательное.
Практические занятия: работа по карточке «Классификация оружия Российской армии».
Автомат Калашникова. АКМ-74. Устройство, назначение, тактико-технические характеристики. Пневматическая винтовка.
Раздел 6. Основы выживания в сложных условиях (8ч)
Основы ориентирования на местности. Карты и схемы. Правила работы с картой. Сопоставление карты с местностью. Ориентирование с использованием крупных форм рельефа. Ориентирование с помощью компаса и карты. Ориентирование с картой без компаса. Погрешности в ориентировании. Определение азимута и отработка навыков по азимуту. Сопоставление способов ориентирования.
Практическое занятие: чтение карты и определение своего местонахождения на карте.
Поиск контрольных пунктов на местности.
Привалы и ночлеги.
Назначение привалов, их периодичность и продолжительность. Личное и групповое снаряжение. Ночлег в полевых условиях: выбор места, распределение обязанностей при устройстве бивака. Меры безопасности при ночлегах в полевых условиях. Охрана природы в месте ночлегов.
Практическое занятие: установка палатки, оборудование бивака.
Виды узлов. Способы переправы.
Виды узлов. Узлы для связывания верёвок одинакового и разного диаметров. Узлы для закрепления концов верёвок. Специальные узлы.
Практические занятия: отработка приёмов вязания различных узлов.
Ориентирование на местности
Определение азимута.
Практические занятия: отработка навыков движения по азимуту.
Техника преодоления различных элементов личной и командной полосы препятствий
Раздел 7. Опасная зона (2 ч)
Правила надевания противогазов ГП-5, ГП-7. Преодоление зоны заражения. Устройство противогаза, правила его надевания, отработка нормативов по времени надевания, техника преодоления зон заражения.
Правила надевания ОЗК. Преодоление в нем зоны заражения. Устройство ОЗК, правила его надевания, отработка нормативов по времени надевания, техника преодоления зон заражения.
Раздел 8. Личный и командный зачет по курсу (5 ч)
Практические занятия Спортивные игры, упражнения для развития ловкости, силы, выносливости.
Итоговое занятие. Подведение итогов года, итоговое тестирование.
Календарно-тематический планирование, 2 ч. в неделю, 70 ч
№ занятия |
Содержание |
Кол-во часов |
Сроки (дата) |
|
планируемые |
скорректированные |
|||
1
|
Вводное занятие. Знакомство с основными разделами программы. Правила безопасного поведения на занятиях.
|
1 |
|
|
Раздел 1. "Никто не забыт, ничто не забыто" (22 ч)
|
||||
2 |
История военно-спортивной игры «Зарница» и правила участия в ней.
|
1 |
|
|
3 |
Виды вооруженных сил. Воинская слава России. Армия и флот России XX века.
|
1 |
|
|
4 |
Армия России на современном этапе. Виды и рода войск ВС РФ. |
1 |
|
|
5 |
Вооружение Российской армии на современном этапе. Ракетные войска. |
1 |
|
|
6 |
Сухопутные войска. Военно-воздушные силы. |
1 |
|
|
7 |
Военно-морской флот. |
1 |
|
|
8 |
Пограничные войска. |
1 |
|
|
9 |
Внутренние войска.. |
1 |
|
|
10 |
Символы воинской чести. Сила воинских традиций. Роль и место традиций и ритуалов в жизнедеятельности воинских коллективов. Система воинских традиций и ритуалов. |
1 |
|
|
11 |
Боевое знамя воинской части. История военной присяги и порядок ее принятия. |
1 |
|
|
12 |
Флаг. Герб. Гимн. Геральдика. Знаки отличия. |
1 |
|
|
13 14 |
Викторина «Государственная символика». |
2 |
|
|
15 16 |
Полководцы и герои. Полководцы XX века: Брусилов, Жуков, Рокоссовский, Антонов, Конев. |
2 |
|
|
17 18 |
Создание новых видов и родов вооруженных сил. Герои Советского Союза. Военачальники. Героизм женщин. |
2 |
|
|
19 20 |
Викторина по истории Отечества. Знакомство с перечнем вопросов викторины. Выявление вопросов, требующих дополнительного поиска информации и проработки. Поиск и изучение информации по данным вопросам. |
2 |
|
|
21 |
Воинские подвиги земляков. |
1 |
|
|
22 23 |
Выступление по выбору «Воины моей семьи», «Горжусь своими предками». |
2 |
|
|
Раздел 2. Строевая подготовка (7 ч) |
||||
24 25 26 27 |
Строй и его элементы. Основные команды командира отделения при его построении и техника их выполнения. Элементы. Виды. Управление строем. Обязанности перед построением и в строю. Движение походным и строевым шагом. Команды: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Заправиться!» Повороты на месте и в движении. Повороты «Налево!», «Направо!», «Кругом!». Строевой шаг. Походный шаг. Построение в шеренгу, колонну. Перестроения. Движение в колонне в обход, по кругу. Движение в колонну по одному, по два, по три. Воинская честь. Строевые приемы. Строевая стойка. Выход из строя и возвращение в строй, ответ на приветствие. Отдание воинской чести в движении. |
4 |
|
|
28 29 30 |
Порядок выполнения строевых приемов в ходе соревнований по строевой подготовке. Отработка последовательности подаваемых команд при проведении строевого смотра на соревнованиях «Зарница» |
3 |
|
|
Раздел 3. Юный спасатель (9 ч) |
||||
31 |
Принципы оказания первой медицинской помощи в неотложных ситуациях. |
1 |
|
|
32 |
Алгоритм оказания первой помощи при травмах верхних и нижних конечностей (ссадина, ушиб, ожог). Обработка ран, наложение повязок. Ранения и кровотечения. Виды ранений. Обработка ран. Виды и правила наложения повязок на раны. Виды кровотечений. Способы остановки кровотечений. Правила наложения жгута. |
1 |
|
|
33 34 |
Практические занятия: наложение повязок на различные части тела, наложение жгута. |
2 |
|
|
35 36 |
Травмы опорно-двигательного аппарата Вывихи, растяжения, разрывы связок. Переломы конечностей. Оказание первой помощи. Правила наложения шин. |
2 |
|
|
37 38 |
Практические занятия: наложение шин при различных переломах. |
2 |
|
|
39 |
Способы транспортировки пострадавших. Практические занятия: простейшие способы транспортировки пострадавших с различными травмами. |
1 |
|
|
Раздел 4. Дорожная грамота (10 ч) |
||||
40 41 42 43 |
Правила дорожного движения для основных участников дорожного движения. Изучение правил дорожного движения, работа с тестами, разбор ситуаций на дороге. |
4 |
|
|
44 45 46 |
Знаки дорожного движения. Изучение знаков дорожного движения, работа с тестами, разбор ситуаций на дороге. |
3 |
|
|
47 |
Велосипедист на дороге. Изучение правил дорожного движения для велосипедистов, тренировка навыков безопасного поведения на дороге. |
1 |
|
|
48 49 |
Практическое занятие: отработка фигурного вождения на велосипеде. |
2 |
|
|
Раздел 5. Виды вооружений (6 ч) |
||||
50 |
История оружия от древних времен до современности. Примитивное оружие. |
1 |
|
|
51 |
Средневековое оружие. |
1 |
|
|
52 |
Оружие современности. Оружие массового поражения. |
1 |
|
|
53 54 |
Кроссворд «Виды оружия». |
2 |
|
|
55 |
Виды вооружения Российской армии. Холодное, огнестрельное, метательное. Автомат Калашникова. АКМ-74. Устройство, назначение, тактико-технические характеристики. Пневматическая винтовка. |
1 |
|
|
Раздел 6. Основы выживания в сложных условиях (8 ч) |
||||
56 57 |
Основы ориентирования на местности. Карты и схемы. Правила работы с картой. Сопоставление карты с местностью. Ориентирование с использованием крупных форм рельефа. Ориентирование с помощью компаса и карты. Ориентирование с картой без компаса. Погрешности в ориентировании. Определение азимута и отработка навыков по азимуту. Сопоставление способов ориентирования. |
2 |
|
|
58
|
Практическое занятие: чтение карты и определение своего местонахождения на карте. Поиск контрольных пунктов на местности. |
1 |
|
|
59 |
Привалы и ночлеги. Назначение привалов, их периодичность и продолжительность. Личное и групповое снаряжение. Ночлег в полевых условиях: выбор места, распределение обязанностей при устройстве бивака. Меры безопасности при ночлегах в полевых условиях. Охрана природы в месте ночлегов |
1 |
|
|
60 |
Практическое занятие: установка палатки, оборудование бивака. |
1 |
|
|
61 |
Виды узлов. Способы переправы. Виды узлов. Узлы для связывания верёвок одинакового и разного диаметров. Узлы для закрепления концов верёвок. Специальные узлы. |
1 |
|
|
62 |
Практические занятия: отработка приёмов вязания различных узлов. |
1 |
|
|
63 |
Ориентирование на местности. Определение азимута. Практические занятия: отработка навыков движения по азимуту. Техника преодоления различных элементов личной и командной полосы препятствий |
1 |
|
|
Раздел 7. Опасная зона (2 ч) |
||||
64 |
Правила надевания противогазов ГП-5, ГП-7. Преодоление зоны заражения. Устройство противогаза, правила его надевания, отработка нормативов по времени надевания, техника преодоления зон заражения. |
1 |
|
|
65 |
Правила надевания ОЗК. Преодоление в нем зоны заражения. Устройство ОЗК, правила его надевания, отработка нормативов по времени надевания, техника преодоления зон заражения. |
1 |
|
|
Раздел 8. Личный и командный зачет по курсу (5 ч) |
||||
66 67 68 |
Практические занятия Спортивные игры, упражнения для развития ловкости, силы, выносливости |
3 |
|
|
69 |
Промежуточная аттестация (тестирование)
|
1 |
|
|
70 |
Итоговое занятие |
1 |
|
|
Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы
Практические занятия проводятся в подразделениях с целью закрепления и совершенствования юнармейцами ранее приобретенных навыков и умений, отработки коллективных действий, а также для сплочения коллектива. В практике обучения применяется известный принцип: «Делай, как я». Следовать образцовому примеру, проявляя творческий подход, - самый короткий путь овладения воинским мастерством.
Тактико-строевые занятия, как правило, предшествуют тактическим занятиям и проводятся с целью отработки воспитанниками техники выполнения приемов и способов действий личного состава (подразделений) в определенных условиях обстановки. Приемы и способы действий могут отрабатываться путем их повторения. Переход к выполнению очередного вопроса осуществляется только после того, как отрабатываемые приемы и способы действий поняты и выполняются четко и правильно. Для каждого учебного вопроса создается тактическая обстановка.
Тактические занятия – имеют целью отработать приёмы и способы боевых действий в составе отделения, а также научить командиров уверенно командовать подразделениями. В ходе занятий учебные вопросы отрабатываются в единой тактической обстановке, строгой последовательности во времени и темпе, присущем характеру изучаемого вида боевых действий.
При организации образовательного процесса программа предусматривает рациональное сочетание традиционных форм и методов проведения занятий и инновационных технологий.
При формировании теоретических знаний используются следующие виды занятий: устное изложение учебного материала, обсуждение изучаемого материала, беседы, показ (демонстрация), упражнение (тренировка), практическая и самостоятельная работа, встречи, с использованием видеоматериалов.
Устное изложение учебного материала применяется при ознакомлении юнармейцев с основными положениями уставов и других документов, тактико-техническими данными, устройством вооружения и военной техники, организацией, вооружением и тактикой действий подразделений вероятного противника. Устное изложение бывает в виде объяснения, рассказа или лекции.
Обсуждение изучаемого материала применяется для углубления, закрепления и систематизации военных и военно-технических знаний на занятиях по специальной подготовке. Оно осуществляется в ходе бесед, классно-групповых занятий.
Беседа представляет собой способ усвоения знаний юнармейцами путём ответов на вопросы. Она является для обучаемых процессом решения логически связанных между собой теоретических и практических задач.
Классно-групповое занятие во многом напоминает развёрнутую беседу. Однако теоретические и практические вопросы обсуждаются на нём более основательно, чем в ходе беседы. Обучаемые не просто отвечают на вопросы, а глубоко анализируют факты и явления, сами делают обобщение и выводы, углубляют и расширяют свои знания.
Кроме этого, используются активные игровые формы деятельности состязательного характера: турнир, КВН, викторина, дискуссия, игра на развитие внимания, памяти, наблюдательности, глазомера, которые активизируют познавательную деятельность учащихся, а также создают на занятиях обстановку соревнования и состязательности.
Показ (демонстрация) – наиболее эффективный путь обучения юнармейцев разучиваемым действиям. Метод показа представляет собой совокупность приёмов и действий, с помощью которых у обучаемых создаётся наглядный образ изучаемого предмета, формируются конкретные представления об устройстве вооружения и военной техники. Показ применяется при изучении строевых приёмов, физических упражнений, действий с оружием.
Упражнение (тренировка). Под методом упражнений понимается многократное, сознательное и усложняющееся повторение определённых приёмов и действий в целях выработки и совершенствования у юнармейцев навыков и умений. В ходе упражнений юнармейцы овладевают практическими приёмами использования и обслуживания вооружения и военной техники, способами решения тактических, огневых задач, выполнения строевых приёмов и действий в пеших строях.
Практическая работа выполняется, как правило, после того, как будет усвоен определённый объём знаний, навыков и умений. В ходе работы усвоенное ранее закрепляется, компенсируется, совершенствуется. Практическая работа проводится в составе отделения и взвода и поэтому играет решающую роль в слаживании подразделений.
Самостоятельное изучение учебного материала является важнейшим методом учёбы юнармейцев. Метод самостоятельного изучения материала – это совокупность приёмов и способов, с помощью которых обучаемые без непосредственного участия педагога закрепляют ранее приобретённые знания, навыки и умения, а также овладевают новыми. Основными видами самостоятельной работы являются работа с печатными источниками, самостоятельные тренировки, коллективный просмотр учебных видеофильмов.
Методические материалы
Список литературы для педагогов
1. Брюнин А.И. Учебно-наглядное пособие (сборник учебно-тренировочных и контрольно-проверочных карт) по огневой подготовке МУДОд «Центр внешкольной работы «Подросток». 2004г.
2. Брюнин А.И. Методическое пособие по военной топографии. 2009г.
3. Брюнин А.И. Методическое пособие по воздушно-десантной подготовке. 2009г.
4. Луйк В.Э. Практическое пособие по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец» (военно-патриотическое воспитание).
5. Ненахов Ю.Ю. Воздушно-десантные войска во второй мировой войне (Энциклопедия военного искусства). - М.: Литература, 1998. – 480 с.
6. Организация вооружения и тактика действия иностранных армий. учебное пособие. – М.: Воениздат, 1997.
7. Основы рукопашного боя. – М.: Воениздат,1992.- 226
8. Португальский. Первые и впервые. Военная история Отечества. – М.:ООО «Издательский дом «Проспект-АП»,2005.-288.
9. Условные знаки топографических карт (справочник). – М.: Военно-топографическое управление генерального штаба, 1966.
10. Учебник сержанта ВДВ. – М.: МО РФ, ВДВ, 2007. – 592с.
11. Шубина Т.Г. Маршалы и адмиралы (Энциклопедия военного искусства). - Мн.: Литература, 1997. – 608 с.
12. Воинские уставы.
Список литературы для обучающихся и родителей
1. Брюнин А.И. Учебно-наглядное пособие (сборник учебно-тренировочных и контрольно-проверочных карт) по огневой подготовке МУДОд «Центр внешкольной работы «Подросток». 2004г
2. Гордиенко А.Н. Войны второй половины XX века (Энциклопедия военного искусства). - Мн .: Литература, 1998. – 544 с.
3. Гордиенко А.Н. Командиры второй мировой войны (Энциклопедия военного искусства). - Мн .: Литература, 1998. – 544 с
4. Наставление по физической подготовке в ВС и ВМФ (НФП – 2001).- М.: Воениздат, 2001.
5. Соколов Н. Военная символика (Энциклопедия военного искусства). В.- Мн .: Литература, 1997. – 544 с.
6. Условные знаки топографических карт (справочник). – М.: Военно-топографическое управление генерального штаба, 1966.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.