Программа дополнительного образования духовно- нравственной направленности "Юнармия"
Оценка 5

Программа дополнительного образования духовно- нравственной направленности "Юнармия"

Оценка 5
Образовательные программы
docx
классное руководство
17.09.2024
Программа дополнительного образования духовно- нравственной направленности "Юнармия"
Программа Юнармии 2024-25.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №172»

 

 

 


«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ  №172»

________________О. А. Аладко

__________________2024г.

 

 

 

«Согласовано»

Заместитель директора школы

по ВР МБОУ «СОШ №172»

_____________   Л.В Цыпленкова

«____» __________ 2024г.


 

 

 

 

 

Дополнительная образовательная программа «Юнармия»

 

 

 

 

Возраст детей- 13-14 лет

Срок реализации программы: 1 год

 Автор программы: И. А. Королева, учитель

 

 

 

 

 

г. Зеленогорск , 2024

 

 

Пояснительная записка

Направленность дополнительной образовательной программы

Дополнительная общеразвивающая программа обучения «Юнармия» имеет социально-педагогическую направленность и способствует формированию у молодежи готовности и практической способности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества.

Программа направлена на:

1) участие в реализации основных задач государственной молодежной политики Российской Федерации;

2) всестороннее развитие и совершенствование личности детей и подростков, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;

3) повышение в обществе авторитета и престижа военной службы;

4) сохранение и приумножение патриотических традиций.

Программа обучения воспитанников юнармейских отрядов может реализоваться на базе любого общеобразовательного учреждения, домовых клубов и учреждений дополнительного образования.

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Юнармия» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

1.     Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273-фзот29.12.2012)

2.     Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября2014г.№1726-р)

3.     Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014г. №41 «Об утверждении СанПиН2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»

4.     Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)

5.     Приказ от 9 ноября 2018 г. № 196 Министерства Просвещения Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

6.       Письмо   МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ   от 18 августа 2017 г. № 09-1672 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УТОЧНЕНИЮ ПОНЯТИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, В ТОМ ЧИСЛЕ В ЧАСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

7.       Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2015 № 1040).

8.       О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).

9.       Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844).

10.   Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).

11.   Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

12.   Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493).

Актуальность программы

Актуальность программы обусловлена рядом факторов:

- нацеленностью на развитие патриотизма;

- целевой ориентацией на подготовку обучающихся к службе в ВС РФ;

- формированием здорового образа жизни;

- необходимостью развития духовно-нравственных ценностей учащихся.

Содержание программы направлено также на формирование физической культуры обучающихся как части общей культуры, базирующейся на системе нравственных ценностей, определенных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа ориентирована на социальный заказ обучающихся и родителей к подготовке будущих защитников Отечества, у детей формируются личностные качества, знания, умения и навыки необходимые на службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, способствует личностному развитию подростка, укреплению его физического здоровья, профессиональному самоопределению детей, их адаптации к жизни в обществе.

Программа разработана с учетом аналитических данных, полученных в ходе проведения маркетинговых исследований потребительских групп (учащиеся и родители) Центра внешкольной работы «Подросток».

Особенности программы

В настоящее время, в связи с первоначальным этапом становления юнармейского движения, подобных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ фактически не существует, поэтому данная программа в этом аспекте является уникальной.

Программа также обладает отличительными чертами по форме организации учебного процесса:

1) Особенность, которая касается участников:

Участниками юнармейских отрядов могут быть:

-  обучающиеся от 8 до 18 лет;

-   юридические лица – общественные объединения, выразившие поддержку целям Движения и (или) его конкретным акциям, признающие Устав Движения и выполняющие программные документы, акты руководящих органов Движения, участвующие в деятельности Движения;

-  иностранные граждане и лица без гражданства законно находящиеся в Российской Федерации.

Участие в юнармейских отрядов и выход из него является добровольным.

Участие в юнармейском отряде физических лиц осуществляется на основании письменного заявления гражданина с согласием его законных представителей (для несовершеннолетних членов) и оформляется решением Местного, Регионального отделения или Главного штаба Движения на ближайших заседаниях простым большинством голосов от количества присутствующих на заседании, с постановкой на учет в Региональном, Местном отделении Движения.

2) Особенность, которая касается принципов реализации программы:

Содержание и материал программы спланированы по принципу дифференциации в соответствии с уровнями сложности, а также требованиями СанПина и могут быть усложнены или упрощены.

Основной формой организации образовательного процесса являются теоретические и практические занятия, комплексные тренировки, стрельбы и тактические учения.  Основными методами здесь выступают показ и упражнение (тренировка).

Адресат программы 

Данная программа предназначена для детей и подростков 8-18 лет.    В этом возрасте учащийся ощущает свою принадлежность и причастность к определенной социальной группе. Он уже не просто подражает в поведении старшим, а анализирует и оценивает историю, традиции, существующую систему ценностей и мораль того общества, которое его воспитывает. Эта сложная работа вызывает у ребенка яркий эмоциональный отклик. В этот период ярко проявляются нравственные, интеллектуальные и патриотические чувства.

В этот период следует учитывать, что именно в подростковом возрасте возникают глубокие, действенные, устойчивые интересы, развивается самостоятельность, исполнительность и дисциплинированность. Также в этом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности: увеличивается объем внимания, памяти, происходит развитие наблюдательности. Они отличаются неустойчивостью в психоэмоциональном состоянии, неуравновешенностью характера, поэтому предметом заботы педагога является воспитание волевых качеств личности. Индивидуальный подход предполагает учет особенностей возраста, типа нервной деятельности, темперамента, характера.

В работе с каждым участником программы педагогу следует найти ту психологическую установку в их обучении, которая дает им возможность преодолевать им противоречия своего характера, различные трудности на их жизненном пути.

Формы обучения и виды занятий

Форма обучения – очная.

Основной формой организации процесса являются теоретические и практические занятия, комплексные тренировки, стрельбы и тактические учения.

Основными методами здесь выступают показ и упражнение (тренировка).

Цель и задачи программы

ЦЕЛЬ – совершенствование системы военно-патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения и молодёжи, объединение подростков и молодёжи в единую неполитическую обще­ственную организацию, пропагандирующую патриотизм и здоровый образ жизни, воспитание патриотов своего Отечества.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

Ø  реализация государственной молодежной политики Российской Федерации;

Ø  воспитание у молодежи чувства патриотизма, приверженности идеям интернационализма, дружбы и войскового товарищества, противодействия идеологии экстремизма;

Ø  воспитание у юных граждан уважения к Вооруженным Силам России, формирование положительной мотивации к прохождению военной службы и всесторонняя подготовка юношей к исполнению воинского долга;

Ø  изучение истории страны и военно-исторического наследия Отечества, развитие краеведения, расширение знаний об истории и выдающихся людях «малой» Родины;

Ø  пропаганда здорового образа жизни, укрепление физической закалки и выносливости, организация здорового досуга учащихся;

Ø  активное приобщение подростков и молодежи к военно-техническим знаниям и техническому творчеству;

Ø  развитие в подростковой и молодежной среде ответственности, принципов коллективизма, системы нравственных установок личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей;

Содержание программы (70 часов)

Содержание данной программы состоит в основном из практических занятий по предмету ОБЖ, тем самым, что она окажет огромную помощь в его изучении и подготовке школьной команды к ежегодным районным соревнованиям «Школа безопасности - Зарница».

Специфика данной дисциплины обусловлена системностью, которая обеспечивается:

  • связью теории с практикой;
  • доступностью;
  • наглядностью;
  • целенаправленностью и последовательностью деятельности;
  • включением обучающихся в активную учебную деятельность.

Вводное занятие. (1ч) Знакомство с основными разделами программы. Правила безопасного поведения на занятиях.

Раздел 1. "Никто не забыт, ничто не забыто" (22 ч)

История военно-спортивной игры «Зарница» и правила участия в ней.  

Виды вооруженных сил. Воинская слава России. Армия и флот России XX века. Армия России на современном этапе. Виды и рода войск ВС РФ. Вооружение Российской армии на современном этапе. Ракетные войска. Сухопутные войска. Военно-воздушные силы. Военно-морской флот. Пограничные войска. Внутренние войска. Символы воинской чести. Сила воинских традиций. Роль и место традиций и ритуалов в жизнедеятельности воинских коллективов. Система воинских традиций и ритуалов. Боевое знамя воинской части. История военной присяги и порядок ее принятия. Флаг. Герб. Гимн. Геральдика. Знаки  отличия.

Практическое занятие: викторина «Государственная символика».

Полководцы и герои. Полководцы XX века: Брусилов, Жуков, Рокоссовский, Антонов, Конев. Создание новых видов и родов вооруженных сил. Герои Советского Союза. Военачальники. Героизм женщин.

Практическое занятие: викторина «Защитники отечества».

Викторина по истории Отечества. Знакомство с перечнем вопросов викторины. Выявление вопросов, требующих дополнительного поиска информации и проработки. Поиск и изучение информации по данным вопросам. Воинские подвиги земляков.

 Практическое занятие. Подготовить устное выступление по выбору «Воины моей семьи», «Горжусь своими предками».

Раздел 2. Строевая подготовка (7 ч)

Строй и его элементы. Основные команды командира отделения при его построении и техника их выполнения.

Элементы. Виды. Управление строем. Обязанности перед построением и в строю. Движение походным и строевым шагом. Команды: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Заправиться!» Повороты на месте и в движении.

Повороты «Налево!», «Направо!», «Кругом!». Строевой шаг. Походный шаг. Построение в шеренгу, колонну. Перестроения. Движение в колонне в обход, по кругу. Движение в колонну по одному, по два, по три. Воинская честь. Строевые приемы.

Строевая стойка. Выход из строя и возвращение в строй, ответ на приветствие. Отдание воинской чести в движении. Порядок выполнения строевых приемов в ходе соревнований по строевой подготовке. Отработка последовательности подаваемых команд при проведении строевого смотра на соревнованиях «Зарница»

Раздел 3. Юный спасатель (9 ч)

Принципы оказания первой медицинской помощи в неотложных ситуациях. Алгоритм оказания первой помощи при травмах верхних и нижних конечностей (ссадина, ушиб, ожог). Обработка ран, наложение повязок. Ранения и кровотечения Виды ранений. Обработка ран. Виды и правила наложения повязок на раны. Виды кровотечений. Способы остановки кровотечений. Правила наложения жгута.

Практические занятия: наложение повязок на различные части тела, наложение жгута.

Травмы опорно-двигательного аппарата. Вывихи, растяжения, разрывы связок. Переломы конечностей. Оказание первой помощи. Правила наложения шин.

Практические занятия: наложение шин при различных переломах.

Способы транспортировки пострадавших.

Практические занятия: простейшие способы транспортировки пострадавших с различными травмами.

Раздел 4. Дорожная грамота (10 ч)

Правила дорожного движения для основных участников дорожного движения. Изучение правил дорожного движения, работа с тестами, разбор ситуаций на дороге. Знаки дорожного движения. Изучение знаков дорожного движения, работа с тестами,

разбор ситуаций на дороге. Велосипедист на дороге. Изучение правил дорожного движения для велосипедистов, тренировка навыков безопасного поведения на дороге, фигурное вождение велосипеда.

Практическое занятие: отработка фигурного вождения на велосипеде.

Раздел 5. Виды вооружений (6 ч)

История оружия от древних времен до современности. Примитивное оружие. Средневековое оружие. Оружие современности. Оружие массового поражения.

Практические занятия: Кроссворд «Виды оружия».

Виды вооружения Российской армии. Холодное, огнестрельное, метательное.

Практические занятия: работа по карточке «Классификация оружия Российской армии».

Автомат Калашникова. АКМ-74. Устройство, назначение, тактико-технические характеристики. Пневматическая винтовка. 

Раздел 6. Основы выживания в сложных условиях (8ч)

Основы ориентирования на местности. Карты и схемы. Правила работы с картой. Сопоставление карты с местностью. Ориентирование с использованием крупных форм рельефа. Ориентирование с помощью компаса и карты. Ориентирование с картой без компаса. Погрешности в ориентировании. Определение азимута и отработка навыков по азимуту. Сопоставление способов ориентирования.

Практическое занятие: чтение карты и определение своего местонахождения на карте.

Поиск контрольных пунктов на местности.

Привалы и ночлеги.

Назначение привалов, их периодичность и продолжительность. Личное и групповое снаряжение. Ночлег в полевых условиях: выбор места, распределение обязанностей при устройстве бивака. Меры безопасности при ночлегах в полевых условиях. Охрана природы в месте ночлегов.

Практическое занятие: установка палатки, оборудование бивака.

Виды узлов. Способы переправы.

 Виды узлов. Узлы для связывания верёвок одинакового и разного диаметров. Узлы для закрепления концов верёвок. Специальные узлы.

Практические занятия: отработка приёмов вязания различных узлов.

Ориентирование на местности

Определение азимута.

Практические занятия: отработка навыков движения по азимуту.

Техника преодоления различных элементов личной и командной полосы препятствий

Раздел 7. Опасная зона (2 ч)

Правила надевания противогазов ГП-5, ГП-7. Преодоление зоны заражения. Устройство противогаза, правила его надевания, отработка нормативов по времени надевания, техника преодоления зон заражения.

Правила надевания ОЗК. Преодоление в нем зоны заражения. Устройство ОЗК, правила его надевания, отработка нормативов по времени надевания, техника преодоления зон заражения.

Раздел 8. Личный и командный зачет по курсу (5 ч)

Практические занятия Спортивные игры, упражнения для развития ловкости, силы, выносливости.

Итоговое занятие. Подведение итогов года, итоговое тестирование.


Календарно-тематический планирование, 2 ч. в неделю, 70 ч

№     занятия

Содержание

Кол-во       часов

Сроки (дата)

планируемые

скорректированные

1

 

Вводное занятие. Знакомство с основными разделами программы. Правила безопасного поведения на занятиях.

 

1

 

 

Раздел 1. "Никто не забыт, ничто не забыто" (22 ч)

 

2

История военно-спортивной игры «Зарница» и правила участия в ней.  

 

1

 

 

3

Виды вооруженных сил. Воинская слава России. Армия и флот России XX века.

 

 

1

 

 

4

Армия России на современном этапе. Виды и рода войск ВС РФ.

1

 

 

5

Вооружение Российской армии на современном этапе. Ракетные войска.

1

 

 

6

Сухопутные войска. Военно-воздушные силы.

1

 

 

7

Военно-морской флот.

1

 

 

8

Пограничные войска.

1

 

 

9

Внутренние войска..

1

 

 

10

Символы воинской чести. Сила воинских традиций. Роль и место традиций и ритуалов в жизнедеятельности воинских коллективов. Система воинских традиций и ритуалов.

1

 

 

11

Боевое знамя воинской части. История военной присяги и порядок ее принятия.

1

 

 

12

Флаг. Герб. Гимн. Геральдика. Знаки  отличия.

1

 

 

13

14

Викторина «Государственная символика».

2

 

 

15

16

Полководцы и герои. Полководцы XX века: Брусилов, Жуков, Рокоссовский, Антонов, Конев.

2

 

 

17

18

Создание новых видов и родов вооруженных сил. Герои Советского Союза. Военачальники. Героизм женщин.

2

 

 

19

20

Викторина по истории Отечества. Знакомство с перечнем вопросов

викторины. Выявление вопросов, требующих дополнительного поиска информации и проработки. Поиск и изучение информации по данным вопросам.

2

 

 

21

Воинские подвиги земляков.

1

 

 

22

23

Выступление по выбору «Воины моей семьи», «Горжусь своими предками».

2

 

 

Раздел 2. Строевая подготовка (7 ч)

24

25

26

27

Строй и его элементы. Основные команды командира отделения при его построении и техника их выполнения. Элементы. Виды. Управление строем. Обязанности перед построением и в строю. Движение походным и строевым шагом. Команды: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Заправиться!» Повороты на месте и в движении. Повороты «Налево!», «Направо!», «Кругом!». Строевой шаг. Походный шаг. Построение в шеренгу, колонну. Перестроения. Движение в колонне в обход, по кругу. Движение в колонну по одному, по два, по три.

Воинская честь. Строевые приемы. Строевая стойка. Выход из строя и возвращение в строй, ответ на приветствие. Отдание воинской чести в движении.

4

 

 

28

29

30

Порядок выполнения строевых приемов в ходе соревнований по строевой подготовке. Отработка последовательности подаваемых команд при проведении строевого смотра на соревнованиях «Зарница»

3

 

 

Раздел 3. Юный спасатель (9 ч)

31

Принципы оказания первой медицинской помощи в неотложных ситуациях.

1

 

 

32

Алгоритм оказания первой помощи при травмах верхних и нижних конечностей (ссадина, ушиб, ожог). Обработка ран, наложение повязок.

Ранения и кровотечения. Виды ранений. Обработка ран. Виды и правила наложения повязок на раны. Виды кровотечений. Способы остановки кровотечений. Правила наложения жгута.

1

 

 

33

34

Практические занятия: наложение повязок на различные части тела, наложение жгута.

2

 

 

35

36

Травмы опорно-двигательного аппарата Вывихи, растяжения, разрывы связок. Переломы конечностей. Оказание первой помощи. Правила наложения шин.

2

 

 

37

38

Практические занятия: наложение шин при различных переломах.

2

 

 

39

Способы транспортировки пострадавших.

Практические занятия: простейшие способы транспортировки пострадавших с различными травмами.

1

 

 

Раздел 4. Дорожная грамота (10 ч)

40

41

42

43

Правила дорожного движения для основных участников дорожного движения. Изучение правил дорожного движения, работа с тестами, разбор ситуаций на дороге.

4

 

 

44

45

46

Знаки дорожного движения. Изучение знаков дорожного движения, работа с тестами, разбор ситуаций на дороге.

3

 

 

47

Велосипедист на дороге. Изучение правил дорожного движения для велосипедистов, тренировка навыков безопасного поведения на дороге.

1

 

 

48

49

Практическое занятие: отработка фигурного вождения на велосипеде.

2

 

 

Раздел 5. Виды вооружений (6 ч)

50

История оружия от древних времен до современности. Примитивное оружие.

1

 

 

51

Средневековое оружие.

1

 

 

52

Оружие современности. Оружие массового поражения.

1

 

 

53

54

Кроссворд «Виды оружия».

2

 

 

55

Виды вооружения Российской армии. Холодное, огнестрельное, метательное. Автомат Калашникова. АКМ-74. Устройство, назначение, тактико-технические характеристики. Пневматическая винтовка. 

1

 

 

Раздел 6. Основы выживания в сложных условиях (8 ч)

56

57

Основы ориентирования на местности. Карты и схемы. Правила работы с картой. Сопоставление карты с местностью. Ориентирование с использованием крупных форм рельефа. Ориентирование с помощью компаса и карты. Ориентирование с картой без компаса. Погрешности в ориентировании. Определение азимута и отработка навыков по азимуту. Сопоставление способов ориентирования.

2

 

 

58

 

Практическое занятие: чтение карты и определение своего местонахождения на карте. Поиск контрольных пунктов на местности.

1

 

 

59

Привалы и ночлеги. Назначение привалов, их периодичность и продолжительность. Личное и групповое снаряжение. Ночлег в полевых условиях: выбор места, распределение обязанностей при устройстве бивака. Меры безопасности при ночлегах в полевых условиях. Охрана природы в месте ночлегов

1

 

 

60

Практическое занятие: установка палатки, оборудование бивака.

1

 

 

61

Виды узлов. Способы переправы. Виды узлов. Узлы для связывания верёвок одинакового и разного диаметров. Узлы для закрепления концов верёвок. Специальные узлы.

1

 

 

62

Практические занятия: отработка приёмов вязания различных узлов.

1

 

 

63

Ориентирование на местности. Определение азимута.

Практические занятия: отработка навыков движения по азимуту. Техника преодоления различных элементов личной и командной полосы препятствий

1

 

 

Раздел 7. Опасная зона (2 ч)

64

Правила надевания противогазов ГП-5, ГП-7. Преодоление зоны заражения. Устройство противогаза, правила его надевания, отработка нормативов по времени надевания, техника преодоления зон заражения.

1

 

 

65

Правила надевания ОЗК. Преодоление в нем зоны заражения. Устройство ОЗК, правила его надевания, отработка нормативов по времени надевания, техника преодоления зон заражения.

1

 

 

Раздел 8. Личный и командный зачет по курсу (5 ч)

66

67

68

Практические занятия Спортивные игры, упражнения для развития ловкости, силы, выносливости

3

 

 

69

Промежуточная аттестация (тестирование)

 

1

 

 

70

Итоговое занятие

1

 

 

 

Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы

Формы, методы и средства обучения

Практические занятия проводятся в подразделениях с целью закрепления и совершенствования юнармейцами ранее приобретенных навыков и умений, отработки коллективных действий, а также для сплочения коллектива. В практике обучения применяется известный принцип: «Делай, как я». Следовать образцовому примеру, проявляя творческий подход, - самый короткий путь овладения воинским мастерством.

Тактико-строевые занятия, как правило, предшествуют тактическим занятиям и проводятся с целью отработки воспитанниками техники выполнения приемов и способов действий личного состава (подразделений) в определенных условиях обстановки. Приемы и способы действий могут отрабатываться путем их повторения. Переход к выполнению очередного вопроса осуществляется только после того, как отрабатываемые приемы и способы действий поняты и выполняются четко и правильно. Для каждого учебного вопроса создается тактическая обстановка.

Тактические занятия – имеют целью отработать приёмы и способы боевых действий в составе отделения, а также научить командиров уверенно командовать подразделениями. В ходе занятий учебные вопросы отрабатываются в единой тактической обстановке, строгой последовательности во времени и темпе, присущем характеру изучаемого вида боевых действий.

При организации образовательного процесса программа предусматривает рациональное сочетание традиционных форм и методов проведения занятий и инновационных технологий.

          При формировании теоретических знаний используются следующие виды занятий: устное изложение учебного материала, обсуждение изучаемого материала, беседы, показ (демонстрация), упражнение (тренировка), практическая и самостоятельная работа, встречи, с использованием видеоматериалов.

Устное изложение учебного материала применяется при ознакомлении юнармейцев с основными положениями уставов и других документов, тактико-техническими данными, устройством вооружения и военной техники, организацией, вооружением и тактикой действий подразделений вероятного противника. Устное изложение бывает в виде объяснения, рассказа или лекции.

Обсуждение изучаемого материала применяется для углубления, закрепления и систематизации военных и военно-технических знаний на занятиях по специальной подготовке. Оно осуществляется в ходе бесед, классно-групповых занятий.

Беседа представляет собой способ усвоения знаний юнармейцами путём ответов на вопросы. Она является для обучаемых процессом решения логически связанных между собой теоретических и практических задач.

Классно-групповое занятие во многом напоминает развёрнутую беседу. Однако теоретические и практические вопросы обсуждаются на нём более основательно, чем в ходе беседы. Обучаемые не просто отвечают на вопросы, а глубоко анализируют факты и явления, сами делают обобщение и выводы, углубляют и расширяют свои знания.

 Кроме этого, используются активные игровые формы деятельности    состязательного характера: турнир, КВН, викторина, дискуссия, игра на развитие внимания, памяти, наблюдательности, глазомера, которые активизируют познавательную деятельность учащихся, а также создают на занятиях обстановку соревнования и состязательности.

Показ (демонстрация) – наиболее эффективный путь обучения юнармейцев разучиваемым действиям. Метод показа представляет собой совокупность приёмов и действий, с помощью которых у обучаемых создаётся наглядный образ изучаемого предмета, формируются конкретные представления об устройстве вооружения и военной техники. Показ применяется при изучении строевых приёмов, физических упражнений, действий с оружием.

Упражнение (тренировка). Под методом упражнений понимается многократное, сознательное и усложняющееся повторение определённых приёмов и действий в целях выработки и совершенствования у юнармейцев навыков и умений. В ходе упражнений юнармейцы овладевают практическими приёмами использования и обслуживания вооружения и военной техники, способами решения тактических, огневых задач, выполнения строевых приёмов и действий в пеших строях.

Практическая работа выполняется, как правило, после того, как будет усвоен определённый объём знаний, навыков и умений. В ходе работы усвоенное ранее закрепляется, компенсируется, совершенствуется. Практическая работа проводится в составе отделения и взвода и поэтому играет решающую роль в слаживании подразделений.

Самостоятельное изучение учебного материала является важнейшим методом учёбы юнармейцев. Метод самостоятельного изучения материала – это совокупность приёмов и способов, с помощью которых обучаемые без непосредственного участия педагога закрепляют ранее приобретённые знания, навыки и умения, а также овладевают новыми. Основными видами самостоятельной работы являются работа с печатными источниками, самостоятельные тренировки, коллективный просмотр учебных видеофильмов.

Методические материалы 

Список литературы  для педагогов

1. Брюнин А.И. Учебно-наглядное пособие (сборник учебно-тренировочных и контрольно-проверочных карт) по огневой подготовке МУДОд «Центр внешкольной работы «Подросток». 2004г.

2. Брюнин А.И. Методическое пособие по военной топографии. 2009г.

3. Брюнин А.И. Методическое пособие по воздушно-десантной подготовке. 2009г.

4. Луйк В.Э. Практическое пособие по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец» (военно-патриотическое воспитание).

5. Ненахов Ю.Ю. Воздушно-десантные войска во второй мировой войне (Энциклопедия военного искусства). - М.: Литература, 1998. – 480 с.

6. Организация вооружения и тактика действия иностранных армий. учебное пособие. – М.: Воениздат, 1997.

7. Основы рукопашного боя. – М.: Воениздат,1992.- 226

8. Португальский. Первые и впервые. Военная история Отечества. – М.:ООО «Издательский дом «Проспект-АП»,2005.-288.

9. Условные знаки топографических карт (справочник). – М.: Военно-топо­гра­фическое управление генерального штаба, 1966.

10. Учебник сержанта ВДВ. – М.: МО РФ, ВДВ, 2007. – 592с.

11. Шубина Т.Г. Маршалы и адмиралы (Энциклопедия военного искусства). - Мн.: Литература, 1997. – 608 с.

12. Воинские уставы.

Список литературы для обучающихся и родителей

1.     Брюнин А.И. Учебно-наглядное пособие (сборник учебно-тренировочных и контрольно-проверочных карт) по огневой подготовке МУДОд «Центр внешкольной работы «Подросток». 2004г

2.     Гордиенко А.Н. Войны второй половины XX века  (Энциклопедия военного искусства). - Мн .: Литература, 1998. – 544 с.

3.     Гордиенко А.Н. Командиры второй мировой войны (Энциклопедия военного искусства). - Мн .: Литература, 1998. – 544 с

4.     Наставление по физической подготовке в ВС и ВМФ (НФП – 2001).- М.: Воениздат, 2001.

5.     Соколов Н. Военная символика (Энциклопедия военного искусства). В.- Мн .: Литература, 1997. – 544 с.

6.     Условные знаки топографических карт (справочник). – М.: Военно-топо­гра­фическое управление генерального штаба, 1966.


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №172» «Утверждаю»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №172» «Утверждаю»

Пояснительная записка Направленность дополнительной образовательной программы

Пояснительная записка Направленность дополнительной образовательной программы

О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму

О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму

Движения и (или) его конкретным акциям, признающие

Движения и (или) его конкретным акциям, признающие

ЦЕЛЬ – совершенствование системы военно-патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения и молодёжи, объединение подростков и молодёжи в единую неполитическую обще­ственную организацию, пропагандирующую патриотизм и здоровый…

ЦЕЛЬ – совершенствование системы военно-патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения и молодёжи, объединение подростков и молодёжи в единую неполитическую обще­ственную организацию, пропагандирующую патриотизм и здоровый…

Полководцы и герои. Полководцы

Полководцы и герои. Полководцы

История оружия от древних времен до современности

История оружия от древних времен до современности

Календарно-тематический планирование, 2 ч

Календарно-тематический планирование, 2 ч

Викторина по истории Отечества

Викторина по истории Отечества

Практические занятия: простейшие способы транспортировки пострадавших с различными травмами

Практические занятия: простейшие способы транспортировки пострадавших с различными травмами

Привалы и ночлеги. Назначение привалов, их периодичность и продолжительность

Привалы и ночлеги. Назначение привалов, их периодичность и продолжительность

Тактико-строевые занятия , как правило, предшествуют тактическим занятиям и проводятся с целью отработки воспитанниками техники выполнения приемов и способов действий личного состава (подразделений) в определенных…

Тактико-строевые занятия , как правило, предшествуют тактическим занятиям и проводятся с целью отработки воспитанниками техники выполнения приемов и способов действий личного состава (подразделений) в определенных…

Практическая работа выполняется, как правило, после того, как будет усвоен определённый объём знаний, навыков и умений

Практическая работа выполняется, как правило, после того, как будет усвоен определённый объём знаний, навыков и умений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.09.2024