Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20»
РАССМОТРЕНО на заседании Педагогического совета протокол от «__» ________2021 г. № _____
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ № 20» _______________ Г.А. Фуртова 01.09. 2021 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности детей «Основы химии»
Уровень обучения: 9 класс
Количество часов: 34 часа
Срок реализации программы: 1 год
Составитель: Полянина Ж.Л., учитель химии и биологии первой квалификационной категории
Новомосковск, 2021
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по предмету «Подготовка к ОГЭ по химии» разработана на основе ФГОС среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 декабря 2014 г. N 1608). Настоящая программа отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, учитывает основные требования, предъявляемые к современным УМК по химии, соотносится с действующей Примерной программой обучения химии в основной общеобразовательной школе (2009). Программа элективного курса сочетается с любым УМК, рекомендованным к использованию в образовательном процессе.
Цель курса: подготовка и поддержка выпускников 9 класса школы, помощь в преодолении когнитивных, личностных и процессуальных трудностей в период подготовки к экзамену.
Отличительной чертой курса является использование интерактивных технологий в сочетании с традиционными методами обучения.
Результатом совместной деятельности учащихся 9 класса и учителя будут являться результаты пробного тестирования, а конечном итоге - итоговая аттестация учащихся по предмету химия.
· Цель курса в целом поддерживается промежуточными целями (на каждом занятии).
· Возможность проследить промежуточные результаты (например, умение правильно заполнять бланки, владеть приемами саморегуляции, качество выполненных заданий разных уровней).
· Есть возможность путем конструирования, добавлять элементы, сочетать тематику занятий.
· Учителя химии могут успешно использовать данную работу при подготовке учащихся к ГИА по химии.
· Средства, используемые при работе с данным курсом общедоступны: бумажные и электронные носители, возможности Internet, образовательные ресурсы кабинета химии
При работе с заданиями, вызывающих трудности, особое внимание уделяется заданиям, связанным с особенностями переработки информации в ходе ГИА (ОГЭ) в новой форме, со спецификой работы с тестовыми заданиями, работа с бланками ответов.
Задачи курса:
- изучение основных тематических разделов, необходимых для успешной сдачи Основного Государственного Экзамена по химии.
-закрепление, систематизация и углубление знаний учащихся по неорганической и общей химии соответствующих требованиям общего государственного экзамена;
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
- ознакомление учащихся с типовыми вариантами ОГЭ по химии.
Формы организации учебной деятельности:
индивидуальная, групповая, коллективная.
Планируемые результаты освоения курса кружковой деятельности
Предметные результаты
Перечень требований к уровню подготовки, проверяемых на основном государственном экзамене по химии, составлен на основе требований Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Знать/понимать:
1. химическую символику: знаки химических элементов,
2. формулы химических веществ, уравнения химических реакций
3. важнейшие химические понятия:
вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, катион, анион, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, основные типы реакций в неорганической химии; характерные признаки важнейших химических понятий; о существовании взаимосвязи между важнейшими химическими понятиями.
4. смысл основных законов и теорий химии:
атомно-молекулярная теория; законы сохранения массы веществ, постоянства состава; Периодический закон Д.И. Менделеева; первоначальные сведения о строении органических веществ химические элементы; соединения изученных классов неорганических веществ.
Объяснять:
1. физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в Периодической системе Д.И. Менделеева, к которым элемент
принадлежит; закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, а также свойства образуемых ими высших оксидов; сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена.
Характеризовать:
1. химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; взаимосвязь между составом, строением и свойствами неорганических веществ;
2. химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований и солей); взаимосвязь между составом, строением и свойствами отдельных представителей органических веществ.
Определять/классифицировать:
1. состав веществ по их формулам; валентность и степень окисления элемента в соединении; вид химической связи в соединениях; принадлежность веществ к определенному классу соединений; типы химических реакций; возможность протекания реакций ионного обмена; возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ: с кислородом, водородом, металлами, водой, основаниями, кислотами, солями.
Составлять:
1. схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева; формулы неорганических соединений изученных классов; уравнения химических реакций.
Обращаться:
1. с химической посудой и лабораторным оборудованием.
2. Проводить опыты / распознавать опытным путем:
подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
по получению, собиранию и изучению химических свойств неорганических веществ;
газообразные вещества: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора; кислоты, щелочи и соли по наличию в их растворах хлорид-сульфат-, карбонат-ионов и иона аммония.
Вычислять:
1. массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами; объяснения отдельных фактов и природных явлений; критической оценки информации о веществах, используемых в быту.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(34 часа, 1 час в неделю)
Тема 1. Вещество.
Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды. Периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.
Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.
Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов.
Чистые вещества и смеси.
Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений.
Тема 2. Химическая реакция.
Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях.
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии.
Электролиты и неэлектролиты.
Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).
Реакции ионного обмена и условия их осуществления.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
Тема 3. Элементарные основы неорганической химии.
Представления об органических веществах.
Химические свойства простых веществ. Химические свойства простых веществ-металлов: щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа
Химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.
Химические свойства сложных веществ.
Химические свойства оксидов: оснόвных, амфотерных, кислотных.
Химические свойства оснований.
Химические свойства кислот.
Химические свойства солей (средних)
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.
Первоначальные сведения об органических веществах.
Углеводороды предельные и непредельные: метан, этан, этилен, ацетилен.
Кислородсодержащие вещества: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная и стеариновая).
Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы.
Тема 4. Методы познания веществ и химических явлений.
Экспериментальные основы химии.
Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование.
Разделение смесей и очистка веществ.
Приготовление растворов.
Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-,сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония).
Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).
Получение и изучение свойств изученных классов неорганических веществ.
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций.
Вычисления массовой доли химического элемента в веществе.
Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе.
Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
Тема 5. Химия и жизнь.
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.
Учебно-тематический план
дополнительного образования детей «Подготовка к ОГЭ по химии»
№ п/п |
Название тем |
Общее количество учебных часов |
В том числе |
|
Т теоретических |
практических |
|||
1 |
Вещество. |
4 |
3 |
1 |
2 |
Химическая реакция.
|
6 |
6 |
|
3 |
Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах. |
10 |
10 |
|
4 |
Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии. |
12 |
6 |
6 |
5 |
Химия и жизнь.
|
2 |
2 |
|
|
Итого за год: |
34 |
27 |
7 |
Содержание программы
дополнительного образования детей «Подготовка к ОГЭ по химии»
Кол-во занятий |
Теоретическая часть занятий |
Цели и задачи |
Практическая часть занятий |
Тема 1. Вещество. 4 часа |
|||
1 |
Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева. |
Уметь объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в Периодической системе Д.И. Менделеева, к которым элемент принадлежит; закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, а также свойства образуемых ими высших оксидов. |
Составление схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева. |
1 |
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды. Периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. |
Уметь объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в Периодической системе Д.И. Менделеева, к которым элемент принадлежит; закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, а также свойства образуемых ими высших оксидов. |
|
1 |
Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов. |
Уметь определять: состав веществ по их формулам; валентность и степень окисления элемента в соединении. |
|
1 |
Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений. |
Знать/понимать: химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ, уравнения химических реакций важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы. |
|
Тема 2. Химическая реакция. 6 часов |
|||
1 |
Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях. |
Уметь определять: типы химических реакций; Знать/понимать: смысл основных законов и теорий химии: атомно-молекулярная теория; законы сохранения массы веществ, постоянства состава. |
Составление уравнений химических реакций. |
1 |
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии. |
Уметь определять: типы химических реакций |
|
1 |
Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних). |
Уметь определять: возможность протекания реакций ионного обмена. |
Составление уравнений реакций ионного обмена. |
1 |
Реакции ионного обмена и условия их осуществления. |
Уметь определять: возможность протекания реакций ионного обмена. |
Составление уравнений реакций ионного обмена. |
2 |
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. |
Знать/понимать: важнейшие химические понятия: окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. |
Составление Уравнений ОВР. |
Тема 3. Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах. 10 часов |
|||
1 |
Химические свойства простых веществ-металлов: щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа. |
Уметь характеризовать: химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований и солей); взаимосвязь между составом, строением и свойствами отдельных представителей органических веществ. |
Составление уравнений химических реакций. |
1 |
Химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. |
Уметь характеризовать: химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований и солей); взаимосвязь между составом, строением и свойствами отдельных представителей органических веществ. |
Составление уравнений химических реакций. |
1 |
Химические свойства оксидов: оснόвных, амфотерных, кислотных. |
Уметь характеризовать: химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований и солей); взаимосвязь между составом, строением и свойствами отдельных представителей органических веществ. |
Составление уравнений химических реакций. |
1 |
Химические свойства оснований. Химические свойства кислот. |
Уметь характеризовать: химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований и солей); взаимосвязь между составом, строением и свойствами отдельных представителей органических веществ. |
Составление уравнений химических реакций. |
1 |
Химические свойства солей (средних). |
Уметь характеризовать: химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований и солей); взаимосвязь между составом, строением и свойствами отдельных представителей органических веществ. |
Составление уравнений химических реакций. |
2 |
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. |
Уметь характеризовать: химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований и солей); взаимосвязь между составом, строением и свойствами отдельных представителей органических веществ. |
Решение цепочек превращений. |
1 |
Углеводороды предельные и непредельные: метан, этан, этилен, ацетилен. |
Знать/понимать: первоначальные сведения о строении органических веществ химические элементы; органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, ацетилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, глюкоза, сахароза. |
|
1 |
Кислородсодержащие вещества: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная и стеариновая). |
Знать/понимать: первоначальные сведения о строении органических веществ химические элементы; органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, ацетилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, глюкоза, сахароза. |
|
1 |
Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы. |
Знать/понимать: первоначальные сведения о строении органических веществ химические элементы; органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, ацетилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, глюкоза, сахароза. |
|
Тема 4. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии. 12 часов |
|||
1 |
Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. |
Уметь обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием. |
|
2 |
Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония). Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак). |
Проводить опыты / распознавать опытным путем: подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ; по получению, собиранию и изучению химических свойств неорганических веществ; газообразные вещества: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора; кислоты, щелочи и соли по наличию в их растворах хлорид-сульфат-, карбонат-ионов и иона аммония.
|
Проведение качественных реакций. |
1 |
Получение и изучение свойств изученных классов неорганических веществ. |
Проводить опыты / распознавать опытным путем: подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ; по получению, собиранию и изучению химических свойств неорганических веществ; газообразные вещества: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора; кислоты, щелочи и соли по наличию в их растворах хлорид-сульфат-, карбонат-ионов и иона аммония.
|
Проведение качественных реакций. |
2 |
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций. |
Вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции. |
Решение задач. |
2 |
Вычисления массовой доли химического элемента в веществе. |
Вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции. |
Решение задач. |
2 |
Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе. |
Вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции. |
Решение задач. |
2 |
Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции. |
Вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции. |
Решение задач. |
Тема 5. Химия и жизнь. 2 часа |
|||
1 |
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. .Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами; объяснения отдельных фактов и природных явлений; критической оценки информации о веществах, используемых в быту. |
|
1 |
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами; объяснения отдельных фактов и природных явлений; критической оценки информации о веществах, используемых в быту. |
|
|
Итого: |
34 часа |
|
Список литературы дополнительного образования детей
«Основы химии»:
3. Подготовка к ОГЭ-2022: учебно-методическое пособие по химии, 9 класс. В.Н.Доронькин, Издательство «Легион», 2021.
4. ОГЭ. Химия. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов, Д.Ю.Добротина,2021.
5. Химия. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ. 9 класс, Ю.Н. Медведев, Издательство: АСТ, 2021 .
6. «Химия, ОГЭ. Типовые задания.» Д.Ю. Добротин, Г. Н. Молчанова Москва. «Просвещение», 2021.
7. «Химия. 25 лучших вариантов. Т. В. Суркова, Москва. «Просвещение», 2021.
8. Справочник с комментариями ведущих экспертов. Химия. ОГЭ. Москва. «Просвещение», 2020.
9. «Химия в уравнениях реакций.», учебное пособие. Ж.Ф.Кочкаров, Ростов-на-Дону «Феникс», 2020.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.