Программа дополнительного образования "Основы химии"
Оценка 4.8

Программа дополнительного образования "Основы химии"

Оценка 4.8
docx
19.12.2021
Программа дополнительного образования "Основы химии"
основы химии.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20»

 

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании

Педагогического совета

протокол

от «__» ________2021 г. № _____

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ № 20»

_______________ Г.А. Фуртова

01.09. 2021 г.

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 

 

По внеурочной деятельности детей «Основы химии»

 

Уровень обучения: 9 класс

 

Количество часов: 34 часа

      Срок реализации программы: 1 год

Составитель: Полянина Ж.Л., учитель химии и биологии первой квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новомосковск, 2021

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса по предмету «Подготовка к ОГЭ по химии» разработана на основе ФГОС среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 декабря 2014 г. N 1608). Настоящая программа отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, учитывает основные требования, предъявляемые к современным УМК по химии, соотносится с действующей Примерной программой обучения химии в основной общеобразовательной школе (2009). Программа элективного курса сочетается с любым УМК, рекомендованным к использованию в образовательном процессе.

Цель курса: подготовка и поддержка выпускников 9 класса школы, помощь в преодолении когнитивных, личностных и процессуальных трудностей в период подготовки к экзамену.

Отличительной чертой курса является использование интерактивных технологий в сочетании с традиционными методами обучения.

Результатом совместной деятельности учащихся 9 класса и учителя будут являться результаты пробного тестирования, а конечном итоге - итоговая аттестация учащихся по предмету химия.

· Цель курса в целом поддерживается промежуточными целями (на каждом занятии).

· Возможность проследить промежуточные результаты (например, умение правильно заполнять бланки, владеть приемами саморегуляции, качество выполненных заданий разных уровней).

· Есть возможность путем конструирования, добавлять элементы, сочетать тематику занятий.

· Учителя химии могут успешно использовать данную работу при подготовке учащихся к ГИА по химии.

· Средства, используемые при работе с данным курсом общедоступны: бумажные и электронные носители, возможности Internet, образовательные ресурсы кабинета химии

При работе с заданиями, вызывающих трудности, особое внимание уделяется заданиям, связанным с особенностями переработки информации в ходе ГИА (ОГЭ) в новой форме, со спецификой работы с тестовыми заданиями, работа с бланками ответов.

 

Задачи курса:

- изучение основных тематических разделов, необходимых для успешной сдачи Основного Государственного Экзамена по химии.

-закрепление, систематизация и углубление знаний учащихся по неорганической и общей химии соответствующих требованиям общего государственного экзамена;

- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ;

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

- ознакомление учащихся с типовыми вариантами ОГЭ по химии.

Формы организации учебной деятельности:

индивидуальная, групповая, коллективная.

 

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения курса кружковой деятельности

Предметные результаты

Перечень требований к уровню подготовки, проверяемых на основном государственном экзамене по химии, составлен на основе требований Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Знать/понимать:

1.      химическую символику: знаки химических элементов,

2.      формулы химических веществ, уравнения химических реакций

3.      важнейшие химические понятия:

вещество, химический  элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, катион, анион, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем,  растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая  диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, основные типы реакций в неорганической химии; характерные признаки важнейших химических понятий; о существовании взаимосвязи между важнейшими химическими понятиями.

4.      смысл основных законов и теорий химии:  

атомно-молекулярная теория; законы сохранения массы веществ, постоянства состава; Периодический закон Д.И. Менделеева; первоначальные сведения о строении органических веществ химические элементы; соединения изученных классов неорганических веществ.

 Объяснять:

1.      физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в Периодической системе Д.И. Менделеева, к которым элемент

принадлежит; закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, а также свойства образуемых ими высших оксидов; сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена.

 Характеризовать:

1.      химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; взаимосвязь между составом, строением и свойствами неорганических веществ;

2.      химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований и солей); взаимосвязь между составом, строением и свойствами отдельных представителей органических веществ.

 Определять/классифицировать:

1.      состав веществ по их формулам; валентность и степень окисления элемента в соединении; вид химической связи в соединениях; принадлежность веществ к определенному классу соединений; типы химических реакций; возможность протекания реакций ионного обмена; возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ: с кислородом, водородом, металлами, водой, основаниями, кислотами, солями.

 Составлять:

1.      схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева; формулы неорганических соединений изученных классов; уравнения химических реакций.

 Обращаться:

1.      с химической посудой и лабораторным оборудованием.

2.      Проводить опыты / распознавать опытным путем:

подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;

по получению, собиранию и изучению химических свойств неорганических веществ;

газообразные вещества: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора; кислоты, щелочи и соли по наличию в их растворах хлорид-сульфат-, карбонат-ионов и иона аммония.

 

 

 

Вычислять:

1.      массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами; объяснения отдельных фактов и природных явлений; критической оценки информации о веществах, используемых в быту.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(34 часа, 1 час в неделю)

 Тема 1. Вещество.

       Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева.

       Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды. Периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

       Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.

      Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов.

      Чистые вещества и смеси.

      Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений.

Тема 2.  Химическая реакция.

      Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

     Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии.

     Электролиты и неэлектролиты.

     Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).

     Реакции ионного обмена и условия их осуществления.

     Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

Тема 3. Элементарные основы неорганической химии.

                 Представления об органических веществах.

    Химические свойства простых веществ. Химические свойства простых веществ-металлов: щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа

   Химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.

   Химические свойства сложных веществ.

   Химические свойства оксидов: оснόвных, амфотерных, кислотных.

   Химические свойства оснований.

   Химические свойства кислот.

   Химические свойства солей (средних)

Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.

Первоначальные сведения об органических веществах.

Углеводороды предельные и непредельные: метан, этан, этилен, ацетилен.

Кислородсодержащие вещества: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная и стеариновая).

 Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы.

Тема 4.   Методы познания веществ и химических явлений.

Экспериментальные основы химии.

     Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование.

   Разделение смесей и очистка веществ.

   Приготовление растворов.

   Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов.        Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-,сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония).

   Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).

  Получение и изучение свойств изученных классов неорганических веществ.

  Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций.

  Вычисления массовой доли химического элемента в веществе.

  Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе.

  Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.

Тема 5. Химия и жизнь.

   Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни.

  Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

  Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.

 

 

 

 

Учебно-тематический план

дополнительного образования детей «Подготовка к ОГЭ по химии»

 

 

 

№ п/п

Название тем

Общее количество учебных часов

В том числе

Т   теоретических

       практических

      1

Вещество.

4

3

1

      2

Химическая реакция.

 

6

6

 

      3

Элементарные основы     неорганической

 химии. Представления об органических веществах.

10

10

 

      4

Методы познания веществ и химических

 явлений. Экспериментальные основы химии.

12

6

6

      5

Химия и жизнь.

 

2

2

 

 

Итого за год:

34

27

7


Содержание программы

дополнительного образования детей «Подготовка к ОГЭ по химии»

 

Кол-во занятий

Теоретическая часть занятий

Цели и задачи

Практическая часть занятий

Тема 1.  Вещество. 4 часа

1

Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева.

Уметь объяснять:

физический смысл

атомного (порядкового)

номера химического

элемента, номеров

группы и периода

в Периодической системе

Д.И. Менделеева,

к которым элемент

принадлежит;

закономерности изменения строения атомов, свойств

элементов в пределах

малых периодов и главных подгрупп, а также свойства образуемых ими высших

оксидов.

Составление

схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева.

1

 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды. Периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

Уметь объяснять:

физический смысл

атомного (порядкового)

номера химического

элемента, номеров

группы и периода

в Периодической системе

Д.И. Менделеева,

к которым элемент

принадлежит;

закономерности изменения строения атомов, свойств

элементов в пределах

малых периодов и главных подгрупп, а также свойства образуемых ими высших

оксидов.

 

1

 Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов.

Уметь определять:

состав веществ по их формулам; валентность и степень окисления элемента в соединении.

 

1

Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений.

Знать/понимать:

химическую

символику: знаки

химических элементов,

формулы химических

веществ, уравнения

химических реакций

важнейшие химические понятия: вещество, химический  элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы.

 

Тема 2.  Химическая реакция. 6 часов

1

Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

Уметь определять:

типы химических реакций;

Знать/понимать:

смысл основных

законов и теорий химии:

атомно-молекулярная теория; законы сохранения массы веществ, постоянства состава.

Составление

уравнений химических реакций.

1

  Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии.

Уметь определять:

типы химических реакций

 

1

  Электролиты и неэлектролиты.

Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).

Уметь определять:

возможность протекания реакций ионного обмена.

Составление

уравнений реакций ионного обмена.

1

  Реакции ионного обмена и условия их осуществления.

Уметь определять:

возможность протекания реакций ионного обмена.

Составление

уравнений реакций ионного обмена.

2

  Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

Знать/понимать:

важнейшие

химические

понятия: окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Составление

Уравнений ОВР.

Тема 3.  Элементарные основы неорганической

 химии. Представления об органических веществах. 10 часов

1

Химические свойства простых веществ-металлов: щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа.

Уметь характеризовать:

химические

свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований и солей); взаимосвязь между составом, строением и свойствами отдельных представителей органических веществ.

Составление

уравнений химических реакций.

1

Химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.

Уметь характеризовать:

химические

свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований и солей); взаимосвязь между составом, строением и свойствами отдельных представителей органических веществ.

Составление

уравнений химических реакций.

1

Химические свойства оксидов: оснόвных, амфотерных, кислотных.

Уметь характеризовать:

химические

свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований и солей); взаимосвязь между составом, строением и свойствами отдельных представителей органических веществ.

Составление

уравнений химических реакций.

1

Химические свойства оснований. Химические свойства кислот.

Уметь характеризовать:

химические

свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований и солей); взаимосвязь между составом, строением и свойствами отдельных представителей органических веществ.

Составление

уравнений химических реакций.

1

Химические свойства солей (средних).

Уметь характеризовать:

химические

свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований и солей); взаимосвязь между составом, строением и свойствами отдельных представителей органических веществ.

Составление

уравнений химических реакций.

2

Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.

Уметь характеризовать:

химические

свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований и солей); взаимосвязь между составом, строением и свойствами отдельных представителей органических веществ.

Решение цепочек превращений.

1

  Углеводороды предельные и непредельные: метан, этан, этилен, ацетилен.

Знать/понимать:

первоначальные сведения о строении органических веществ химические элементы; органические  вещества по их формуле: метан, этан, этилен, ацетилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, глюкоза, сахароза.

 

1

 Кислородсодержащие вещества: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная и стеариновая).

Знать/понимать:

первоначальные сведения о строении органических веществ химические элементы; органические  вещества по их формуле: метан, этан, этилен, ацетилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, глюкоза, сахароза.

 

1

Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы.

Знать/понимать:

первоначальные сведения о строении органических веществ химические элементы; органические  вещества по их формуле: метан, этан, этилен, ацетилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, глюкоза, сахароза.

 

Тема 4. Методы познания веществ и химических

 явлений. Экспериментальные основы химии. 12 часов

1

 Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ.

Уметь обращаться:

с химической посудой и лабораторным оборудованием.

 

2

Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов.  Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония).  Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).

Проводить

опыты / распознавать

опытным путем:

подтверждающие

химические

свойства изученных классов неорганических веществ;

по получению, собиранию и изучению химических свойств неорганических веществ; газообразные

 вещества: кислород,

водород, углекислый газ,

аммиак; растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора; кислоты, щелочи и соли по наличию в их растворах хлорид-сульфат-, карбонат-ионов и иона аммония.

 

Проведение качественных реакций.

1

Получение и изучение свойств изученных классов неорганических веществ.

Проводить

опыты / распознавать

опытным путем:

подтверждающие

химические

свойства изученных классов неорганических веществ;

по получению, собиранию и изучению химических свойств неорганических веществ; газообразные

 вещества: кислород,

водород, углекислый газ,

аммиак; растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора; кислоты, щелочи и соли по наличию в их растворах хлорид-сульфат-, карбонат-ионов и иона аммония.

 

Проведение качественных реакций.

2

Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций.

Вычислять:

массовую долю химического элемента

по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.

Решение задач.

2

Вычисления массовой доли химического элемента в веществе.

Вычислять:

массовую долю химического элемента

по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.

Решение задач.

2

Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе.

Вычислять:

массовую долю химического элемента

по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.

Решение задач.

2

Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.

Вычислять:

массовую долю химического элемента

по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.

Решение задач.

Тема 5.  Химия и жизнь. 2 часа

1

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. .Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Использовать

приобретенные знания

 и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами; объяснения отдельных фактов и природных явлений; критической оценки информации о веществах, используемых в быту.

 

1

Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.

Использовать

приобретенные знания

 и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами; объяснения отдельных фактов и природных явлений; критической оценки информации о веществах, используемых в быту.

 

 

Итого:

34 часа

 

 

 

 

Список литературы дополнительного образования детей

  «Основы химии»:

1.      Учебное пособие "ОГЭ 2020. Химия. 9 класс. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания" Корощенко А.С.  Москва. Издательство «Экзамен», 2020.

2.      Подготовка к ОГЭ по химии 2022, ГИА 9 класс.  «ОГЭ. ФИПИ – школе», 2021.

3.      Подготовка к ОГЭ-2022: учебно-методическое пособие по химии, 9 класс. В.Н.Доронькин, Издательство «Легион», 2021.

4.      ОГЭ. Химия. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов, Д.Ю.Добротина,2021.

5.      Химия. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ. 9 класс,                       Ю.Н. Медведев, Издательство: АСТ, 2021 .

6.      «Химия, ОГЭ. Типовые задания.» Д.Ю. Добротин, Г. Н. Молчанова Москва. «Просвещение», 2021.  

7.      «Химия. 25 лучших вариантов. Т. В. Суркова, Москва. «Просвещение», 2021.  

8.      Справочник с комментариями ведущих экспертов. Химия. ОГЭ. Москва. «Просвещение», 2020.  

9.      «Химия в уравнениях реакций.», учебное пособие. Ж.Ф.Кочкаров, Ростов-на-Дону «Феникс», 2020.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20»

Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса по предмету «

Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса по предмету «

Планируемые результаты освоения курса кружковой деятельности

Планируемые результаты освоения курса кружковой деятельности

Вычислять: 1. массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или…

Вычислять: 1. массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или…

Правила безопасной работы в школьной лаборатории

Правила безопасной работы в школьной лаборатории

Содержание программы дополнительного образования детей «

Содержание программы дополнительного образования детей «

Валентность химических элементов

Валентность химических элементов

Уметь характеризовать: химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований и солей); взаимосвязь между составом, строением и свойствами отдельных представителей органических веществ

Уметь характеризовать: химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований и солей); взаимосвязь между составом, строением и свойствами отдельных представителей органических веществ

Составление уравнений химических реакций

Составление уравнений химических реакций

Получение газообразных веществ

Получение газообразных веществ

Вычисления массовой доли химического элемента в веществе

Вычисления массовой доли химического элемента в веществе

Человек в мире веществ, материалов и химических реакций

Человек в мире веществ, материалов и химических реакций
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2021