Пояснительная записка
Эмоциональная сфера является важной для полноценного развития школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны управлять собственными эмоциями, чувствовать эмоциональное состояние другого. Творчество и искусство может стать тем самым проводником, который поможет в становлении личности растущего человека.
Язык слов и язык музыки…
На первый взгляд, они очень далеки друг от друга. Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой.
Слова, прежде всего, воздействуют на ум, а потом уже на чувства. Речь человека – универсальный язык нашего общения между собой. Но не всё можно передать словами. Бывают в жизни такие моменты, когда обычный человеческий язык не в силах раскрыть чувства, которые владеют нами. И тогда мы обращаемся к музыке.
Музыка, не упоминая ни о чем, может рассказать все. Происходит общение чувств – разговор сердец.
Как важно сегодня воспитывать молодежь на хороших образцах вокальной музыки, в которой мелодия и текст обогащают, углубляют друг друга, и песенный образ благодаря этому приобретает исключительное воздействие на нас. Не случайно песню называют вечным спутником человека.
Приходится сознавать, что зачастую ребята, не понимая истинно прекрасного, что дает нам музыка, увлекаются бессмысленными песнями, весьма далекими от хорошего вкуса, забывают об отечественных традициях вокала и возможностях голосового аппарата петь, а не кричать или шептать, песнями, превращающимися в хаос звуков, режущих слух, разрушающих нервную систему. Пользы от такой музыки никакой – один вред.
Как помочь ребенку разобраться в огромном количестве вокальной музыки, как лучше познакомить с замечательными гражданскими, лирическими, комедийными песнями, которые приятно и легко слушать и радостно и желанно исполнять? В современных условиях развития общества и модернизации образования особую актуальность приобретает совершенствование воспитательно-образовательной работы. Появляются новые программы, разрабатываются современные методические технологии, формируется педагогическая среда, внедряющая инновационные технологии.
Наблюдая за детьми, можно увидеть, что первым источником незаинтересованной радости детей является музыка. Восприятие музыки – это процесс целостного, образного, эмоционально осознанного, личностно окрашенного постижения содержания музыкального произведения.
Вокально-хоровая работа на уроках музыки в школе в большинстве случаев сводится к разучиванию песен, т.к. специальной методики постановки певческого голоса в программе по музыке нет. При подготовке внеклассных мероприятий основной акцент ставится на постановку ярких, зрелищных номеров и разучивании эффектных, современных песен, соответствующих сценарию, но никак не возможностям ребёнка.
При этом решается целый ряд проблем:
1. Психологическая: «музыка – часть меня, я – часть музыки». Новые ощущения себя активизируют восприятие, мышление, память, способствует увлечённости и творчеству и возникновению непроизвольного внимания.
2. Образовательная: помогает зрительно показать сложные музыкальные понятия, не разрушив процесса слушания:
секвенции, фразировку, динамические градации, смену лада, штрихов, среагировать на малейшее изменение эмоционального плана, наглядно показать построение музыки, превратив «сухую» беседу в увлекательную игру, где все эти понятия связываются в сюжет, участником которого становится каждый ребёнок. Как показать школьнику, что хорошая музыка возвышает человека, делает чище и благороднее?
Эти проблемы стоят перед преподавателем музыки и заложены в данной программе.
По всей целевой направленности программа нацелена на формирование практических умений и навыков в области хорового искусства.
1. Общее положение.
Кружок «Музыкальная гостиная» действует на базе МБОУСОШ №3 города Георгиевска. Объединяет детей от 11 до 17 лет. Относится к образовательной области – музыка. Имеет общекультурный уровень освоения.
Форма организации образовательного процесса
коллективная, групповая, индивидуальная.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Всего в году 35 занятий. Программа рассчитана на 4 года.
2. Цели и задачи.
Развивающая цель:
Стремиться к самостоятельному творчеству, к саморазвитию.
Образовательные цели:
1. Дать верное направление музыкально-эстетическим запросам детей.
2. Непосредственно общаться с музыкальным искусством, постигая закономерности его развития.
Конечная цель:
Индивидуально-личностное развитие детей, их интересов, мотивов через развитие творческих способностей и освоение практических способов деятельности.
Задачи:
1. Удовлетворение ребенка в пении.
2. Формирование коллектива единомышленников, объединение вокруг общей идеи.
3. Реализация творческих достижений детей через коллективное и индивидуальное участие в концертных программах, конкурсах, праздниках, спектаклях и т.п.
4. Уважение ребенка как личности.
5. Встречи с музыкантами, исполнителями, поэтами и композиторами города и края.
6. Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
7. Развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса;
8. Приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
9. Освоение образцов национальной и зарубежной классической и современной музыки,
10. Усвоение знаний о искусстве вокала, хорового пения, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов;
11. Выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;
12. Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
13. Воспитание устойчивого интереса к музыке; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой; эмоционально-ценностного отношения к музыке.
I. Вокальная музыкальная техника:
· Дикция
· Динамика
· Специальный набор упражнений
· Забота о голосовых связках. Упражнения на постановку дыхания.
II. Музыкальная «Мастерская»:
· Открытие своих способностей
· Потребность петь
· Творческая радость
· Репетиция:
а) детальная (с обработкой всех деталей)
б) прогонная (улучшения качества исполнения).
III. Вокальный ансамбль:
1. пение вокальных упражнений
2. унисон
3. чувство меры
4. создание единого целого
5. культура общения
6. ответственность.
IVКраеведческий компонент:
1. Этнографические экспедиции в каникулярное время в села и станицы Георгиевского района; сбор музыкального фольклорного материала;
2. Встречи с местными композиторами, разучивание и исполнение авторских песен о Родине, Великой Отечественной войне, природе, детстве и т.д.
3. Встречи с поэтами и писателями Ставропольского края. Проведение литературно – музыкальных конкурсов.
4. Работа с юными композиторами и поэтами.
5. Совместная концертная деятельность с лучшими исполнительскими коллективами города и района
6. Культура общения и исполнения.
Методы обучения:
1. Музыкальное сопровождение как методический приём. Педагог своими пояснениями, примером может помочь детям приобрести умения начинать и заканчивать исполнять песню вместе с музыкой. Правильно подобранный репертуар несёт в себе эмоции, которые маленькие исполнители проявляют в пении.
2. Наглядно-зительный метод применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. (Практическое исполнение песен педагогом, видеозаписи исполнителей, наглядность в обучении певческому дыханию).
3. Словесный метод- с помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его болееобразным, осмысленным. Особенностью словесного метода в воспитании детей является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения содержания песен.
4. Социо - игровой метод - у младших школьников игра-ведущий вид деятельности. Следовательно, занятия должны быть так составлены, чтобы они напоминали игру, но отвечали задачам, которые необходимо решить на данном этапе.
Реализацию целевого назначения программы обеспечивают следующие принципы обучения:
1. Занятия строятся согласно логике творчества - от творческой до достижения творческого результата.
2. Занятия строятся таким образом, чтобы в активной работе могли участвовать все обучающиеся.
3. Занятия строятся так, чтобы дети имели возможность сменить типы и ритмы работы.
Занятия не только повышают общую музыкальную культуру, способствуют проявлению индивидуального творческого начала, но и в значительной степени способствуют всестороннему развитию обучающихся и формируют мировоззрение.
Желаемый результат:
Дети должны иметь устойчивый интерес к песне, уметь эмоционально исполнить её. Расширять певческий диапазон детей, учить правильно передавать мелодию, петь индивидуально, подгруппами, коллективно. Дети должны использовать песню в самостоятельной деятельности, изъявлять желание участвовать в концертах, на фестивалях, в театрализациях. Знать и любить отечественную музыку, исполнять произведения местных композиторов. Бережно сохранять преемственность исполнения фольклорной музыки, учиться собирать песенный материал и обрабатывать его.
Построение работы определяется в несколько этапов:
1. Развитие выразительности речи и координации между восприятием и выражением игрового образа, мысли, звука.
2. Развитие общей моторики, артикуляции, дикции, пластики
3. Развитие музыкальных способностей, фантазии, кругозора.
4. Приобщение детей к концертной деятельности.
5. Формирование основ певческой и музыкальной культуры, эстетических эмоций, интересов, вокально-хоровых умений и навыков.
6. Использование элементов ритмики, как одного из способов
7. Развитие творческих способностей обучающихся.
Условия и необходимые для работы средства:
· помещение для занятий ;
· ТСО (музыкальный центр , мультимедийная аппаратура);
· фортепиано;
· фонотека (необходимые для занятий музыкальные произведения и фонограммы в записи);
· видеомагнитофон с видеофильмами;
Тематическое планирование
№ |
Название раздела |
Количество часов |
1 |
Вокально-хоровая работа |
6 |
2 |
Музыкально-теоретическая подготовка |
5 |
3 |
Теоретико-аналитическая работа |
5 |
4 |
Концертно-исполнительская деятельность |
10 |
5 |
Встречи с интересными людьми, коллективами |
9 |
|
Всего |
35 |
Календарно - тематический план. 1-й год обучения.
№ |
Тема занятий |
Общее кол-во часов |
Дата проведения |
|
1 |
Вводное занятие |
1 |
|
|
|
Вокально-хоровая работа |
|
|
|
2 |
Прослушивание голосов |
2 |
|
|
3 |
Певческая установка. Дыхание |
2 |
|
|
4 |
Распевание |
1 |
|
|
5 |
Дирижерские жесты |
1 |
|
|
6 |
Унисон |
1 |
|
|
7 |
Вокальная позиция |
1 |
|
|
8 |
Звуковедение |
1 |
|
|
9 |
Дикция |
1 |
|
|
10 |
Двухголосие |
2 |
|
|
11 |
Работа с солистами |
1 |
|
|
12 |
Сводные репетиции |
3 |
|
|
|
Музыкально-теоретическая подготовка |
|
|
|
13 |
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти |
1 |
|
|
14 |
Развитие чувства ритма
|
1 |
|
|
|
Теоретико-аналитическая работа |
|
|
|
15 |
Беседа о гигиене певческого голоса
|
1 |
|
|
15 |
Народное творчество терских казаков, фольклор Ставрополья
|
1 |
|
|
17 |
Беседа о творчестве георгиевских композиторов
|
2 |
|
|
|
Концертно-исполнительская деятельность |
|
|
|
18 |
Открытое занятие для родителей
|
1 |
|
|
19 |
Праздники, выступления |
6 |
|
|
20 |
Экскурсии, концерты
|
2 |
|
|
|
Встречи с интересными людьми |
|
|
|
21 |
Поэты и писатели Георгиевска
|
1 |
|
|
22 |
Композиторы родного города
|
1 |
|
|
23 |
Музыкальные коллективы
|
1 |
|
|
|
Итого: |
35 |
|
Календарно - тематический план. 2-й год обучения.
№ |
Тема занятий |
Общее кол-во часов |
Дата проведения |
1 |
Вводное занятие |
1 |
|
|
Вокально-хоровая работа |
|
|
2 |
Упражнение на развитие певческого дыхания |
2 |
|
3 |
Певческая установка. |
1 |
|
4 |
Распевание |
1 |
|
5 |
Дирижерские жесты |
1 |
|
6 |
Унисон |
1 |
|
7 |
Вокальная позиция |
1 |
|
8 |
Звуковедение |
1 |
|
9 |
Дикция |
1 |
|
10 |
Двухголосие |
1 |
|
11 |
Работа с солистами |
1 |
|
12 |
Сводные репетиции |
2 |
|
|
Музыкально-теоретическая подготовка |
|
|
13 |
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти |
1 |
|
14 |
Развитие чувства ритма
|
1 |
|
|
Теоретико-аналитическая работа |
|
|
15 |
Беседа о гигиене певческого голоса |
1 |
|
16 |
Народное творчество терских казаков, фольклор Ставрополья |
3 |
|
17 |
Беседа о творчестве георгиевских композиторов
|
2 |
|
|
Концертно-исполнительская деятельность |
|
|
18 |
Открытое занятие для родителей
|
1 |
|
19 |
Праздники, выступления
|
5 |
|
20 |
Экскурсии, концерты
|
2 |
|
|
Участие в краевом фестивале искусств «Музыкальная осень Ставрополья» |
1 |
|
|
Встречи с интересными людьми |
|
|
21 |
Поэты и писатели Георгиевска
|
1 |
|
22 |
Композиторы родного города
|
2 |
|
23 |
Музыкальные коллективы города и района. Совместные концертные выступления |
2 |
|
|
Итого: |
35 |
|
Календарно - тематический план. 3-й год обучения.
№ |
Тема занятий |
Общее кол-во часов |
Дата проведения |
|
1 |
Вводное занятие |
1 |
|
|
|
Вокально-хоровая работа |
|
|
|
2 |
Упражнение на развитие певческого дыхания |
2 |
|
|
3 |
Звуковедение |
1 |
|
|
4 |
Дикция |
1 |
|
|
5 |
Двухголосие |
3 |
|
|
6 |
Работа с солистами |
2 |
|
|
7 |
Сводные репетиции |
2 |
|
|
|
Музыкально-теоретическая подготовка |
|
|
|
8 |
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти |
1 |
|
|
9 |
Развитие чувства ритма
|
1 |
|
|
|
Теоретико-аналитическая работа |
|
|
|
10 |
Народное творчество терских казаков, фольклор Ставрополья
|
3 |
|
|
11 |
Беседа о творчестве георгиевских композиторов и поэтов
|
2 |
|
|
|
Концертно-исполнительская деятельность |
|
|
|
12 |
Открытое занятие для родителей
|
1 |
|
|
13 |
Праздники, выступления
|
6 |
|
|
14 |
Экскурсии по селам и станицам Георгиевского района, встречи с народными исполнителями песни
|
2 |
|
|
15 |
Участие в краевом фестивале искусств «Музыкальная осень Ставрополья»
|
1 |
|
|
16 |
Встречи с интересными людьми |
|
|
|
17 |
Поэты и писатели Георгиевска
|
2 |
|
|
18 |
Композиторы родного города. Творческие мастерские. |
2 |
|
|
19 |
Музыкальные коллективы города и района. Совместные концертные выступления
|
2 |
|
|
|
Итого: |
35 |
|
Календарно - тематический план. 4-й год обучения.
№ |
Тема занятий |
Общее кол-во часов |
Дата проведения |
1 |
Вводное занятие |
1 |
|
|
Вокально-хоровая работа |
|
|
2 |
Упражнение на развитие певческого дыхания |
2 |
|
3 |
Звуковедение |
1 |
|
4 |
Дикция |
1 |
|
5 |
Двухголосие |
3 |
|
6 |
Работа с солистами |
2 |
|
|
Музыкально-теоретическая подготовка |
|
|
7 |
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти
|
2 |
|
8 |
Развитие чувства ритма
|
1 |
|
|
Теоретико-аналитическая работа |
|
|
9 |
Беседа о гигиене певческого голоса
|
1 |
|
10 |
Народное творчество терских казаков, фольклор Ставрополья
|
3 |
|
11 |
Беседа о творчестве георгиевских композиторов и поэтов
|
2 |
|
|
Концертно-исполнительская деятельность |
|
|
12 |
Открытое занятие для родителей
|
1 |
|
13 |
Праздники, выступления
|
4 |
|
14 |
Экскурсии, концерты
|
2 |
|
15 |
Участие в краевом фестивале искусств «Музыкальная осень Ставрополья»
|
1 |
|
16 |
Этнографические экспедиции, сбор музыкального материала, записи старинных казачьих песен
|
3 |
|
21 |
Встречи с интересными людьми |
|
|
22 |
Поэты и писатели Георгиевска
|
2 |
|
23 |
Композиторы родного города
|
1 |
|
|
Музыкальные коллективы
|
2 |
|
|
Итого: |
35 |
|
Литература.
1. Артоболевская А.А. Первые встречи с искусством. – М.: Просвещение, 1995.
2. Горбина Е.В. Лучшие попевки и песенки для музыкального развития малышей. – Ярославль: Академия развития, 2007.
3. Курушина Т.А. Творческое развитие учащихся. Волгоград: Учитель, 2009.
4. Кудряшов А.В. Песни для детей: Настольная книга музыкального руководителя.- Ростов н/Д: Феникс, 2011.
5. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1997.
6. Орлова Т.А., Бекина С.Е. Учите детей петь. М.: Просвещение, 1994.
7. Поплянова Е.М. Игровые каноны на уроках музыки. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
8. Смешной человечек на крыше живет – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. – (Лучшие песни для детей).
9. Чустова Л.И. Гимнастика музыкального слуха: Учеб. пособие по сольфеджио для детских муз. школ и детских школ искусств. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. (Б-ка детской музыкальной школы).
10.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.