Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20»
РАССМОТРЕНО на заседании Педагогического совета протокол от «__» ________2021 г. № _____
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ № 20» _______________ Г.А. Фуртова 01.09. 2021 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности детей «Школьный театр миниатюр»
Уровень обучения: 10-11классы
Количество часов: 35 часов
Срок реализации программы: 1 год
Составитель: Полянина Ж.Л., учитель химии и биологии первой квалификационной категории
Новомосковск, 2021
Пояснительная записка
Рабочая программа по дополнительному образованию детей «Школьный театр миниатюр» составлена с учётом Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ ред. от 23.07.2013), в соответствии с Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (утверждены на заседании Научно - методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования РФ 03.06.03.) и на основе авторской программы «Школьный театр».
Рабочая программа дополнительного образования детей введена в учебный план дополнительного образования детей, формируемого образовательной организацией в рамках Рабочая программа рассчитана на детей старшего школьного возраста (6-11 кл.). Занятия проводятся один раза в неделю, общее количество – 37, включая теоретическую и практическую части.
Цель: приобщение детей к искусству театра через развитие выразительности речи, сценического движения, образного мышления.
Задачи:
обучить основам театрального искусства;
Ø обучить практическому применению специальных знаний,
сформированных умений и навыков, в процессе коллективной творческой деятельности;
Ø обучить культуре общения;
Ø обучить духовно-нравственным традициям.
Ø воспитать работоспособность, решительность, бережливость,
ответственность, выносливость, сопереживание;
Ø воспитать уважение к культурному наследию своего народа;
Ø воспитать стремление к гармоничному развитию личности и
совершенствованию духовно-нравственных качеств;
Ø сформировать правовую культуру и нормы поведения в коллективе;
Ø воспитать толерантное отношение к другим национальностям и
религиям;
Ø сформировать патриотизм и культуру межнационального общения.
Ø сформировать нравственное отношение к окружающему миру, развить
способность к сопереживанию, состраданию, участию в судьбе и жизни другого человека, творческого коллектива и т.д.;
Ø развить духовно-нравственную устойчивость и эмоционально-волевые
качества личности ребенка;
Ø сформировать основы театральной культуры как составляющей общей
культуры личности: культуры речи, дикции, пластичности, чувства партнерства, умения убеждать, актерской грамотности (или основ актерского мастерства);
Ø развить внимание, память, музыкальность, коммуникабельность,
мышечную свободу, эмоциональную отзывчивость;
Ø развить способность действовать в коллективе
Учебно-тематический план
дополнительного образования детей «Школьный театр миниатюр»
№ п/п |
Название тем |
Общее количество учебных часов |
В том числе |
|
теоретических |
практических |
|||
|
||||
1 |
Вводное занятие. Представление о занятиях в объединении. Инструктаж по технике безопасности. |
1 |
1 |
0 |
2 |
«Тренинг». Развитие творческой активности, индивидуальности. Снятие зажимов. Раскрепощение. |
4 |
1 |
3 |
3 |
«Учимся играть в театре». Этюды, зачины, миниатюры, «капустники». |
4 |
1 |
3 |
4 |
Знакомство с техникой сцены, ее назначение. |
2 |
2 |
0 |
5 |
«Приобщение к театру». Пластика. Пантомима. |
4 |
1 |
3 |
6 |
Самостоятельные этюды. Просмотры и анализ. |
4 |
0 |
4 |
7 |
Показ самостоятельных работ для зрителя. |
3 |
0 |
3 |
8 |
Участие в праздниках, обрядах, программах, общественной жизни. |
2 |
0 |
2 |
9 |
«Ролевая игра» (упражнение). Предлагаемые обстоятельства, события, конфликт, отношение. |
3 |
0 |
1 |
10 |
Сценическая речь. |
3 |
2 |
1 |
11 |
Сценическое движение. |
3 |
2 |
1 |
12 |
Миниатюры из школьной жизни. |
2 |
0 |
2 |
|
Всего в году |
35 |
10 |
25 |
Содержание программы
дополнительного образования детей «Школьный театр миниатюр»
Кол-во занятий |
Теорети- ческая часть занятий |
Цели и задачи |
Практическая часть занятий |
Тема 1. Вводное занятие. |
|||
1 |
Вводное занятие. Представление о занятиях в объединении. Инструктаж по технике безопасности. |
Собеседование. Рассказ о театре миниатюр, его целях и задачах. Рассказ о нормах поведении и технике безопасности при выполнении различных трюков. |
Просмотр видеоролика (по технике безопасности) |
Тема 2. Развитие творческой активности, индивидуальности. |
|||
1 |
Беседа об основах актерского тренинга. Понятие «Тренинг». |
Дать представление об актерском тренинге, с помощью различных упражнений добиваться снятия зажимов как речевых, так и физических. |
Развитие координации, внимания, эмоциональности и органов чувств, энергетическое раскрепощение. |
1 |
Развитие творческой активности, индивидуальности. |
Развить творческую активность, индивидуальность через специальные упражнения. |
Развитие творческой активности и воображения. |
1 |
Снятие зажимов. |
Снятие зажимов через специальные упражнения. |
Тренировка через специальные упражнения всех органов ребенка. |
1 |
Раскрепощение. Этюды. |
Получить умение раскрепощаться через специальные упражнения. |
Тренировка через специальные упражнения всех органов ребенка. |
Тема 3.Этюды, зачины, миниатюры, «капустники». |
|||
1 |
«Учимся играть в театре». |
Развивать индивидуальные актерские способности через комплекс упражнений и этюдов на беспредметное действие. |
Учимся играть в театр. Все начинается с этюдов на память физических действий (ПФД), игры в кругу и по очереди: этюды «Коробок», «Пуговица». |
1 |
Знакомство с этюдами. |
Познакомиться с основными театральными этюдами. |
Беседа. |
1 |
Знакомство с зачинами. |
Познакомиться с основными зачинами. |
Просмотр видео. Обсуждение. |
1 |
Знакомство с миниатюрами. |
Познакомиться с миниатюрами и их видами. |
Просмотр видео. Обсуждение. |
Тема 4. Знакомство с техникой сцены, ее назначение. |
|||
1 |
Общее знакомство с техникой сцены, ее назначение. |
Дать представление об устройстве сцены. |
Беседа. |
1 |
Типы сценических площадок. Сценическое оборудование. |
Дать представление об устройстве сценической площадки. |
Беседа. |
Тема 5. Приобщение к театру. |
|||
1 |
«Приобщение к театру». Беседа после просмотра. |
Дать представление о разных театрах. |
Просмотр видеофильмов о театре. |
1 |
Театры народов мира. Виды театров. |
Познакомиться с театральной деятельностью разных стран. |
Просмотр видеофильмов о театре. |
1 |
Знакомство с пластикой и пантомимой. |
Познакомиться с видами пластики и пантомимы. |
Беседа. |
1 |
Знакомство с пластикой и пантомимой. |
Познакомиться с видами пластики и пантомимы. |
Беседа. |
Тема 6. Самостоятельные этюды. |
|||
1 |
Самостоятельные этюды. |
Развивать воображение, фантазию для постановки собственных этюдов. |
Просмотр видео по теме. |
1 |
Разминка. Артикуляционная гимнастика.
|
Развивать речевой аппарат через специальные упражнения. |
Упражнения. |
1 |
Упражнение «Лопаточка». Упражнение «Трубочка».
|
Развивать речевой аппарат через специальные упражнения. |
Упражнения. |
1 |
Тренировочные этюды. |
Дать возможность проявления творческой инициативы и самостоятельности. |
Самостоятельные этюды. Просмотры и анализ. |
Тема 7. Показ самостоятельных работ. |
|||
3 |
Показ самостоятельных работ для зрителя. |
Развивать сценическую культуру, не бояться публичного выступления. |
Показ самостоятельных работ на зрителя, родителей, ученикам. |
Тема 8. Участие в праздниках. |
|||
2 |
Участие в праздниках, обрядах, программах, общественной жизни. |
Способствовать концертной деятельности воспитанников, активизировать концертную деятельность. |
Участие в праздниках, обрядах, программах, общественной жизни. |
Тема 9. Ролевая игра. |
|||
3 |
«Ролевая игра» (упражнение). |
Развивать способности к актерскому перевоплощению. |
Упражнения, развивающие навыки перевоплощения. |
Тема 10. Сценическая речь. |
|||
1 |
Знакомство с основами сценической речи. Упражнение №1. Разминка языка.
|
Развивать артикуляционный аппарат. |
Упражнения на дыхание, артикуляцию, голос. Контроль за голосом. Проводится перед каждым занятием. |
1 |
Упражнение №2. Разминка лица.
|
Развивать артикуляционный аппарат. |
Контроль за голосом. Проводится перед каждым занятием. |
1 |
Упражнение №4. Правильное дыхание
|
Развивать артикуляционный аппарат. |
Контроль за голосом. Проводится перед каждым занятием. |
Тема 11. Сценическое движение. |
|||
1 |
Знакомство с основами сценического движения. Техника безопасности. |
Ознакомить с основами сценического движения, техникой безопасности при исполнении различных трюков, фехтовании и т.д. |
Сценические уроки, жонглирование, фехтование, трюки. |
1 |
Упражнения на развитие баланса. Упражнения на развитие координации.
|
Овладение основными приемами сценического движения. |
Упражнения. |
1 |
Упражнения на развитие напряжения.
|
Овладение основными приемами сценического движения. |
Упражнения. |
Тема 12. Миниатюры из школьной жизни. |
|||
2 |
Миниатюры из школьной жизни. |
Развивать актерские способности через общественные показы на публику. |
Показ спектакля родителям, школьникам. Участие в мероприятиях. |
Всего: 35 |
|
|
|
Методическое обеспечение программы
дополнительного образования детей «Школьный театр миниатюр»
1. Диски с фонограммами, музыкальным сопровождением
2. Сценические костюмы
3. Декорации
4. Музыкальные инструменты
5. Набор грима
Список литературы
дополнительного образования детей «Школьный театр миниатюр»
1. Авров Д.Н. Спектакль и зритель. М.: Просвещение, 1985.
2.Михайлова А.П. Театр в эстетическом воспитании школьников. М.: Просвещение, 1975.
3.ННИ художественного воспитания Академии педагогических наук. Уроки театра на уроках в школе. Программа, методические рекомендации, сборник упражнений. – Москва 1990.
4. Основы актерского мастерства: Выпуски 1-2, -М.: Советская Россия,1970-1971 г.г.
5. Покровский Б.А. Ступени профессии. М.: ВТО, 1984.
6. Сац Н.И. На путях к прекрасному. М.: Знание, 1986.
7. Станиславский К.С. Собрание сочинений в 8-ми томах. – М.: Искусство, 1954-1961
8. Шильгави В.П. . Начнем с игры. М.: Просвещение, 1980.
9. Шихматов Л.М. От студии к театру. – М.: Просвещение 1970.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.