Программа дополнительного образования "Школьный театр эстрадных миниатюр"

  • docx
  • 19.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ШТЭМ.docx

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20»

 

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании

Педагогического совета

протокол

от «__» ________2021 г. № _____

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Директор МБОУ «СОШ № 20»

_______________ Г.А. Фуртова

01.09. 2021 г.

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 

 

По внеурочной деятельности  детей «Школьный театр миниатюр»

 

Уровень обучения: 10-11классы

 

Количество часов: 35 часов

      Срок реализации программы: 1 год

Составитель: Полянина Ж.Л., учитель химии и биологии первой квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новомосковск, 2021

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по дополнительному образованию детей «Школьный театр миниатюр» составлена с учётом Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»  (от 29.12.2012 № 273-ФЗ ред. от 23.07.2013), в соответствии с Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (утверждены на заседании Научно - методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования РФ 03.06.03.) и на основе авторской программы «Школьный театр».

Рабочая программа дополнительного образования детей  введена в учебный план дополнительного образования детей, формируемого образовательной организацией в рамках Рабочая программа рассчитана на детей старшего школьного возраста (6-11 кл.). Занятия проводятся один раза в неделю, общее количество – 37, включая теоретическую и практическую части. 

 

Цель: приобщение детей к искусству театра через развитие выразительности речи, сценического движения, образного мышления.

Задачи:

      обучить основам театрального искусства;

Ø  обучить практическому применению специальных знаний,

сформированных умений и навыков, в процессе коллективной творческой деятельности;

Ø  обучить культуре общения;

Ø  обучить духовно-нравственным традициям.

Ø  воспитать работоспособность, решительность, бережливость,

ответственность, выносливость, сопереживание;

Ø  воспитать уважение к культурному наследию своего народа;

Ø  воспитать стремление к гармоничному развитию личности и

совершенствованию духовно-нравственных качеств;

Ø  сформировать правовую культуру и нормы поведения в коллективе;

Ø  воспитать толерантное отношение к другим национальностям и

религиям;

Ø  сформировать патриотизм и культуру межнационального общения.

Ø  сформировать нравственное отношение к окружающему миру, развить

способность к сопереживанию, состраданию, участию в судьбе и жизни другого человека, творческого коллектива и т.д.;

Ø  развить духовно-нравственную устойчивость и эмоционально-волевые

 качества личности ребенка;

Ø  сформировать основы театральной культуры как составляющей общей

культуры личности: культуры речи, дикции, пластичности, чувства партнерства, умения убеждать, актерской грамотности (или основ актерского мастерства);

Ø  развить внимание, память, музыкальность, коммуникабельность,

 мышечную свободу, эмоциональную отзывчивость;

Ø  развить способность действовать в коллективе

 

 

Учебно-тематический план

 дополнительного образования детей «Школьный театр миниатюр»

 

 

№ п/п

Название тем

Общее количество учебных часов

В том числе

теоретических

практических

 

1

Вводное занятие. Представление о занятиях в объединении. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

0

2

«Тренинг». Развитие творческой активности, индивидуальности. Снятие зажимов. Раскрепощение.

4

1

3

3

«Учимся играть в театре». Этюды, зачины, миниатюры, «капустники».

4

1

3

4

Знакомство с техникой сцены, ее назначение.

2

2

0

5

«Приобщение к театру». Пластика. Пантомима.

4

1

3

6

Самостоятельные этюды. Просмотры и анализ.

4

0

4

7

Показ самостоятельных работ для зрителя.

3

0

3

8

Участие в праздниках, обрядах, программах, общественной жизни.

2

0

2

9

«Ролевая игра» (упражнение). Предлагаемые обстоятельства, события, конфликт, отношение.

3

0

1

10

Сценическая речь.

3

2

1

11

Сценическое движение.

3

2

1

12

Миниатюры из школьной жизни.

2

0

2

 

Всего в году

35

10

25

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

дополнительного образования детей «Школьный театр миниатюр»

Кол-во занятий

Теорети-

ческая часть занятий

Цели и задачи

Практическая часть занятий

Тема 1. Вводное занятие.

1

Вводное занятие. Представление о занятиях в объединении. Инструктаж по технике безопасности.

Собеседование.  Рассказ о театре миниатюр, его целях и задачах. Рассказ о нормах поведении и технике безопасности при выполнении различных трюков.

Просмотр видеоролика (по технике безопасности)

Тема 2. Развитие творческой активности, индивидуальности.

1

Беседа об основах актерского тренинга.

Понятие «Тренинг».

Дать представление об актерском тренинге, с помощью различных упражнений добиваться снятия зажимов  как речевых, так и физических.

Развитие координации, внимания, эмоциональности и органов чувств, энергетическое раскрепощение.

1

Развитие творческой активности, индивидуальности.

Развить творческую активность, индивидуальность через специальные упражнения.

Развитие творческой активности и воображения.

1

Снятие зажимов.

Снятие зажимов через специальные упражнения.

Тренировка через специальные упражнения всех органов ребенка.

1

Раскрепощение. Этюды.

Получить умение раскрепощаться через специальные упражнения.

Тренировка через специальные упражнения всех органов ребенка.

Тема 3.Этюды, зачины, миниатюры, «капустники».

1

«Учимся играть в театре».

Развивать индивидуальные актерские способности через комплекс упражнений и этюдов на беспредметное действие.

Учимся играть в театр. Все начинается с этюдов на память  физических действий (ПФД), игры в кругу и по очереди: этюды «Коробок», «Пуговица».    

1

Знакомство с этюдами.

Познакомиться с основными театральными этюдами.

Беседа.

1

Знакомство с зачинами.

Познакомиться с основными зачинами.

Просмотр видео. Обсуждение.

1

Знакомство с миниатюрами.

Познакомиться с миниатюрами и их видами.

Просмотр видео. Обсуждение.

Тема 4. Знакомство с техникой сцены, ее назначение.

1

Общее знакомство с техникой сцены, ее назначение.

Дать представление об устройстве сцены.

Беседа.

1

Типы сценических площадок. Сценическое оборудование.

Дать представление об устройстве сценической площадки.

Беседа.

Тема 5. Приобщение к театру.

1

«Приобщение к театру». Беседа после просмотра.

Дать представление о разных театрах.

Просмотр видеофильмов о театре.

1

Театры народов мира. Виды театров.

Познакомиться с театральной деятельностью разных стран.

Просмотр видеофильмов о театре.

1

Знакомство с пластикой и пантомимой.

Познакомиться с видами пластики и пантомимы.

Беседа.

1

Знакомство с пластикой и пантомимой.

Познакомиться с видами пластики и пантомимы.

Беседа.

Тема 6. Самостоятельные этюды.

1

Самостоятельные этюды.

Развивать воображение, фантазию для постановки собственных этюдов.

Просмотр видео по теме.

1

Разминка.  Артикуляционная гимнастика.

 

Развивать речевой аппарат через специальные упражнения.

Упражнения.

1

Упражнение «Лопаточка». Упражнение «Трубочка». 

 

Развивать речевой аппарат через специальные упражнения.

Упражнения.

1

Тренировочные этюды.

Дать возможность проявления творческой инициативы и самостоятельности.

Самостоятельные этюды. Просмотры и анализ.

Тема 7. Показ самостоятельных работ.

3

Показ самостоятельных работ для зрителя.

Развивать сценическую культуру, не бояться публичного выступления.

Показ самостоятельных работ на зрителя, родителей, ученикам.

Тема 8. Участие в праздниках.

2

Участие в праздниках, обрядах, программах, общественной жизни.

Способствовать концертной деятельности воспитанников, активизировать концертную деятельность.

Участие в праздниках, обрядах, программах, общественной жизни.

Тема 9. Ролевая игра.

3

«Ролевая игра» (упражнение).

Развивать способности к актерскому перевоплощению.

Упражнения, развивающие навыки перевоплощения.

Тема 10. Сценическая речь.

1

Знакомство с основами сценической речи. Упражнение №1. Разминка языка.

 

Развивать артикуляционный аппарат.

Упражнения на дыхание, артикуляцию, голос. Контроль за голосом. Проводится перед каждым занятием.

1

Упражнение №2. Разминка лица.

 

Развивать артикуляционный аппарат.

Контроль за голосом. Проводится перед каждым занятием.

1

Упражнение №4. Правильное дыхание

 

Развивать артикуляционный аппарат.

Контроль за голосом. Проводится перед каждым занятием.

 

 

 

 

Тема 11. Сценическое движение.

1

Знакомство с основами сценического движения.

Техника безопасности.

Ознакомить с основами сценического движения, техникой безопасности при  исполнении различных трюков, фехтовании и т.д.

Сценические уроки, жонглирование, фехтование, трюки.

1

Упражнения на развитие баланса. Упражнения на развитие координации.

 

 

Овладение основными приемами сценического движения.

Упражнения.

1

Упражнения на развитие напряжения.

 

Овладение основными приемами сценического движения.

Упражнения.

Тема 12.  Миниатюры из школьной жизни.

2

Миниатюры из школьной жизни.

Развивать актерские способности через общественные показы на публику.

Показ спектакля родителям, школьникам. Участие в мероприятиях.

Всего: 35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение программы

дополнительного образования детей «Школьный театр миниатюр»

 

 

      1. Диски с фонограммами, музыкальным сопровождением

      2. Сценические костюмы

      3.  Декорации

      4. Музыкальные инструменты

      5. Набор грима

Список литературы

дополнительного образования детей  «Школьный театр миниатюр»

 

 

1. Авров Д.Н.  Спектакль и зритель. М.: Просвещение, 1985.

2.Михайлова А.П. Театр в эстетическом воспитании школьников. М.: Просвещение,  1975.

3.ННИ художественного воспитания Академии педагогических наук. Уроки театра на        уроках в школе. Программа, методические рекомендации, сборник упражнений. – Москва 1990.

 4. Основы актерского мастерства: Выпуски 1-2, -М.: Советская Россия,1970-1971 г.г.

 5. Покровский  Б.А. Ступени профессии. М.: ВТО, 1984.

 6.  Сац Н.И. На путях к прекрасному. М.: Знание, 1986.

 7. Станиславский  К.С. Собрание сочинений в 8-ми томах. – М.: Искусство, 1954-1961  

 8. Шильгави  В.П. . Начнем с игры. М.: Просвещение, 1980.

 9. Шихматов Л.М. От студии к театру. – М.: Просвещение 1970.