ФГКОУ «Московское суворовское военное
училище Министерства обороны РФ»
педагог дополнительного образования
Гурьянов А. Н.
Программа дополнительного образования
«Техника будущего» - первая ступень формирования
военного инженера.
Программа дополнительного образования «Техника будущего» разработана для суворовцев научной роты Московского суворовского военного училища. Программа является обзорным общетехническим курсом и рассчитана на реализацию в 7 классе.
Содержание учебного материала программы соответствует целям военного довузовского образования и обладает определенной новизной для обучающихся. Современные вооруженные силы невозможно представить без применения высокотехнологичного оружия, вооружения и техники. С учетом тенденций развития современных систем вооружения и имеющегося научно-технического задела отечественного оборонно-промышленного комплекса, перспективной является профильная подготовка наиболее способных к прикладным исследованиям суворовцев. Программа дополнительного образования «Техника будущего» выступает в качестве подготовительного общетехнического курса, направленного на формирование предпосылок к дальнейшему профилированию образовательного пространства «научного класса»
Актуальность программы состоит в том, что приобретение прикладных знаний и углубленное изучение физических основ действия машин и механизмов, промышленных технологических процессов, микропроцессорной техники, а также исследование новых физических принципов сформирует интерес суворовцев к передовым технологиям проектирования изделий, систем и производств.
Целью программы выступает ознакомление с закономерностями влияния техногенных факторов на эволюцию цивилизации. В ходе достижения поставленной перед программой цели, на педагога возлагается решение следующих задач, а именно:
- освоение воспитанниками исторических предпосылок к созданию современного наукоемкого технологического общества;
- формирование у суворовцев профессионального интереса к тенденциям и направлениям научно-технического прогресса;
- формирование личности военного инженера, как совокупности профессионально-творческих, индивидуально-психологических, духовно-нравственных и гражданских качеств;
- развитие инженерно-технических навыков работы с оборудованием;
- воспитание гордости за принадлежность к суворовскому братству и к Московскому суворовскому военному училищу; воспитание патриотизма и любви к своей Родине, готовности отстаивать её безопасность и национальные интересы, стремления продолжать обучение в высших военных учебных заведениях.
В ходе реализации программы рассматриваются такие учебные вопросы как:
1. Роль техники в эволюции цивилизации. Техника в разные исторические периоды. Научно-техническая революция.
2. Энергетика и будущее. От огня к электричеству. Энергия атома. Перспективные пути развития энергетики.
3. Связь как признак развития цивилизации. Связь на ранних этапах развития цивилизации. Электросвязь. Связь будущего.
4. Транспорт вчера, сегодня, завтра. Наземный транспорт: этапы становления и перспективы развития. Водный транспорт: от ладьи до авианосца. Воздушный транспорт: «аппарат тяжелее воздуха…», Можайский А.Ф., Братья Райт и другие, самолет как ракета. Проблемы космоплавания: первые шаги, освоение космоса сегодня, перспективы, освоения солнечной системы и выхода в дальний космос. Двигатели будущего.
Программа дополнительного образования «Техника будущего» по целевой направленности является профессионально-прикладной, развивающей, личностно ориентированной. Это специальный курс, который целиком направлен на получение новых знаний. Программа имеет связь с базовыми предметами (обществознание, история, информатика, физика, химия, математика), в ней четко прослеживаются межпредметные связи.
Итогом реализации программы является достижение следующих результатов:
- предметные: изучение этапов развития техногенной цивилизации; выявление роли техники в эволюции цивилизации; ознакомление с проблематикой развития основных направлений техники; формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами;
- личностные: включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно- смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
- метапредметные: освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
Реализация подобной программы дополнительного образования подразумевает использование таких форм проведения занятий как: урок-лекция, урок-дискуссия, урок-конференция, круглый стол, практическое занятие, с применением фронтально-коллективной и индивидуально-групповой формы работы с обучающимися. При этом основополагающим методом получения суворовцами новых знаний является метод проблемного обучения от проблемного вопроса до работы над учебным проектом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.