Программа дополнительного образования туристско-краеведческой направленности "Истоки"

  • docx
  • 17.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПРОГРАММА ИСТОКИ.docx

Министерство образования Оренбургской области

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Подколкинская средняя общеобразовательная школа»

Оренбургской области Бузулукского района

 

 

   Рассмотрено

нна ШМО

_______  Т.И. Самурник

  Протокол № «1» от «31»08.2021

   Согласовано

  зам.директора по ВР

______ Ю.Н.Смоленцева

«31»08.2021

  Утверждаю

  Директор ОУ

__________ Т.А.Мамкина

«31»08.2021

 

 

 

 

 

 

Программа дополнительного образования

Туристско-краеведческой направленности «Истоки»

 

 

 

  Срок реализации: 1 год

Возраст обучающихся: 12-14 лет

Составитель рабочей программы:

учитель истории

Попова Анастасия Алексеевна

 

 

 

с. Подколки

2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Краеведение — область знаний, гуманитарная наука, занимающаяся комплексным научно-исследовательским и популяризаторским изучением определенной территории и накоплением знаний о ней, объединяя знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, филологии, искусствознания. Как дополнительный школьный предмет, посвящено комплексному изучению конкретной территории на основе географической компоненты.

 

Цель учебного курса «Истоки» – не просто познакомить с предметом, источниками, методами исторического краеведения и составлением туристических маршрутов, а вооружить их одним из надежнейших и вернейших способов освоения исторического опыта. Историческое краеведение предполагает знакомство с подлинными памятниками истории и культуры в экспозициях и фондах местных музеев, с недвижимыми памятниками Бузулукского района и Оренбургской области.

 

1.1.                    Направленность программы

Направленность программы «Истоки» туристическо-краеведческое. Познавательная модульная программа краеведческой, гражданско-патриотической и естественно – научной направленности предусматривает повышение уровня краеведческих знаний среди учащихся, формирование и развитие личностных гуманистических качеств ребенка, воспитание гражданственности и патриотизма, открывает новые горизонты туристического моделирования.

     Программа имеет ярко выраженную краеведческую направленность. Разработана, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на годы», Государственной программой «Гражданское образование населения Российской Федерации на гг.»

 

 Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:

·                               Конституция РФ. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г.

·                               Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.09.2013 г.)

·                               Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (п. 3.3. «Развитие образования»);

·                               Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. Утв. Расп. Правит. РФ от 07 февр. 2011 г. № 163-р.;

·                               Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. от 01.02.2012 г.);

·                               «Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы образовательных учреждений Оренбургской области, реализующие программы общего образования», утверждённый приказом департамента образования Оренбургской области от 31.03.2005 № 574 (с последующими изменениями);

·                               Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2020-2021 учебный год», утвержденный приказом Минобрнауки  РФ от 30 января 2019 г. № 26755;

·                               Учебный план МБОУ «Подколкинская СОШ» Бузулукского района Оренбургской области на 2020 – 2021 учебный год;

·                               Футорянский Л.И. «История Оренбуржья» учебное пособие.2000 г.

·                               Зобов Ю.С. « История Оренбуржья» Оренбург 1996 г.

·                               Злобин Ю.П., Поляков А.Н. История Оренбургская. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ в двух частях. Ч.1 С древнейших времен до 1920 г. Оренбург «Орлит-А». 2008

·                               Футорянский Л.И., Лабузов В.А. История Оренбургская. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ в двух частях. Ч.2 Попытка построения социализма. Переход к рыночной экономике. 1920-е – конец 20 века. Оренбург «Орлит-А». 2008

·     - Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990г.);

·     - Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014 г. № 11-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации»;

·     - Закон Оренбургской области от 6 сентября 2013 г. № 1698/506-V-O3 «Об образовании в Оренбургской области» (с изменениями на 29/10/2015);

·     - Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»;

·     - Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013г. № 792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы»;

·     - Государственная программа «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014-2020гг. (Постановление правительства Оренбургской области от 28.06.2013г. № 553-п.п.);

·     - Приказ Минобрнауки России от 9.11.18 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

·     - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"»; - Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);

1.2 Уровень освоения программы

Программа «Истоки» направленна на стартовый уровень. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность для освоения содержания программы.

1.3 Актуальность программы

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время особенно остро стоит вопрос патриотического и исторического воспитания, любви к своей малой и большой Родине. К числу наиболее актуальных проблем современного исторического образования относится минимизация учебной нагрузки выделяемой на региональный компонент, этот дефицит можно сполна возместить по средствам вне учебной деятельности.  Среди обучающихся и их родителей так же имеется спрос на региональный компонент курса исторического краеведения по материалам Оренбургской области. 

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование направлено на формир ование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Введение Национально-регионального компонента в содержание учебного плана дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Истоки» позволяет организовать занятия, с учетом изучения национальных традиций, особенностей истории, жизни и деятельности коренных народов Оренбуржья. Региональный компонент в дополнительном образовании способствует формированию личности обучающегося как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя социокультурных ценностей и традиций народов Оренбуржья.

1.4. Новизна программы

Новизна данной программы заключается в том, что в процессе обучения включены нестандартные проектные решения. Такие как «Тик-ток» обзорки, коротко срочные и долгосрочные мини проекты в медиа формате. Введены инновационные методиуи образования: «Трикс» технологии, метод «Пила» и «Пила 2», использованием «Веб-квестов» и инновационных методов подачи и обработки материалов.

1.5. Педагогическая целесообразность программы

Дополнительная образовательная программа «Истоки» органично аккумулировала научные разработки классиков педагогики и современные методики формирования учебных навыков в процессе внеурочной работы и закрепления опыта решения сложных задач при коллективной работе в команде. Сочетание методических подходов, опирающихся на разработки классиков педагогики, с современными методиками формирование историко-краеведческих навыков является педагогически целесообразной.

1.6 Отличительные особенности программы

Нами были проанализированы программы историко–краеведческой, естественно-научной и патриотической направленности, структурированные на модульном построении материалов истории Оренбургской области. Выбранные для анализа программы представляют собой систему логично выстроенных модулей. Данное построение позволяет педагогу планировать занятия для разного контингента учащихся, в зависимости от организационных, педагогических, материально-технических и других условий.

1.7 Адресат программы

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы 12-14 лет. Этот возраст оптимален для подобранных методов и технологий обучения.

1.8 Объем и сроки программы

Программа рассчитана на 1 год обучения.

1 год – 34 часа (1 час в неделю);

2 год – 34 часа (1 час в неделю).

Режим занятий.

Занятия проводятся один раз в неделю по одному академическому часу. Продолжительность занятий – 45 минут.

1.9 Формы организации образовательной программы

Содержанием программы «Истоки» предусматриваются такие формы организации учебного процесса, как: лекции, практические и семинарские занятия, круглые столы и дебаты, Исторические копилки, «Трикс» технологии, работа в команде по технологии «Пила» и «пила 2», выступления экспертов, работа с архивными материалами и их анализ, мастер-классы по созданию обучающего медиа, деловые и ролевые игры, исторические тренинги, виртуальные экскурсии, самостоятельный поиск и анализ краеведческой информации, творческие отчеты, исторические-соревнования, «Мозговой штурм» и другие формы учебных занятий и учебных работ.

Занятия по типу могут быть комбинированными, теоретическими, практическими, диагностическими, аналитическими, дискуссионными и др. По форме занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

 

2.   Цель и задачи программы

Цель программы. Формирование у обучающихся интереса к истории Оренбургской области. Главная цель изучения исторического краеведения в современной школе - образование, развитие и воспитание личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей малой Родины, страны и человечества в целом, активно и творчески применять исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Цели обучения с учетом специфики предмета:

·                               формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

·                               освоение систематизированных знаний об истории родного края, формирование целостного представления о месте и роли Оренбуржья в историческом процессе

·                                приоритетное развитие у учащихся исторического мышления при опоре на их знания о прошлом своей Родины и всего мира

·                               стремление к взвешенному подходу к раскрытию достижений и негативных явлений и процессов в развитии Отечества в исторической ретроспективе

·                               проведение связи истории Родины и истории семьи учащихся, которая отражает один из важнейших каналов социализации школьников, развития личностного восприятия общественно-политических событий, в том числе исторических.

·                                освоение историко-краеведческих знаний как база для осознания взаимосвязей социальных общностей

·                                накопление опыта необходимого для дальнейшего самостоятельного изучения истории края, поселка и района (рассматривать привычные сельские объекты, повседневные предметы, музейные  экспонаты, семейные архивы как источники знаний о прошлом и современной  истории, культуре поселка и извлекать из них нужную информацию; пользоваться справочной и краеведческой литературой, добывать информацию в общении с родственниками, односельчанами; ориентироваться в сельской среде, по карте, в адресной системе).

 

Задачи обучения предмету «Историческое краеведение»:

Задачи изучения исторического краеведения в основной школе:

ü Обучающие задачи:

·     освоение знаний о важнейших событиях, процессах оренбургской истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

·     применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран

·     способствовать осмыслению и систематизации имеющихся у школьников знаний о поселке, освоению новых;

 

ü Развивающие задачи:

·     овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

·     формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями Оренбургской области;

·     стремиться пробудить у учащихся познавательный процесс к поселку и району, и к его изучению;

·     формирование новых, необходимых для его самостоятельного познания, а также оценочных суждений;

·     привлечь учащихся к познавательной, поисково-исследовательской деятельности.

 

ü Воспитывающие задачи:

·     воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

·     способствовать развитию интереса к истории края и воспитывать уважительное отношение к историческому наследию, которое оставили нам предыдущие поколения;

·     поддерживать ценностные ориентиры и сложившиеся традиции Оренбургской области.

 

3.   Содержание программы

3.1 Учебный план

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Форма

аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

0,5

0,5

Опрос

2.

Оренбургский край с древнейших времен до середины16 в.

2

1

1

Открытые дебаты

3.

Оренбургский край во второй половине 16в. – первая половина18 в.

4

2

2

         Медиа проект

4.

Оренбургская губерния  в первой половине 19 века

5

3

2

Мозговой

штурм

5.

Оренбургская губерния во второй половине 19 века

5

3

2

           Контекстное

             общение

6.

Оренбургская губерния в период войн и социальных потрясений начала ΧΧ в.

8

4

4

Дерево решений,

панельная дискуссия

7.

Подготовка и защита исследований

6

3

3

        Сократический

             диалог

8.

Контрольный урок

1

0,5

0,5

          Самоанализ

         деятельности

Содержание учебного плана

Введение (1ч.)

    Знакомство с новым предметом, в котором показывается, что наш край имеет свою отличительную историю освоения его человеком и живущие в нем в настоящее время люди различны по своему национальному составу, начиная с глубокой древности,  у всех был свой путь развития, хотя в настоящее время они представляют одну семью. Показать место края в истории политического и экономического развития России. Работа с терминами. Основным учебным пособием является учебник  История Оренбургская  Злобина  Ю.П., Поляков А.Н., Л.И. Футорянского.

Тема 1.  Оренбургский край с древнейших времен до середины16 в. (2 часа)

 Эпохи: палеолит, неолит, бронзовый век, железный век – и их влияние на развитие населения края. Древнейшие города: Аркаим, Аландский город. Сарматы. Тюркский период.

Тема 2. Оренбургский край во второй половине 16в. – первая половина18 в. (4 часа)

    Причины и характер движения русских на Урал. Казаки. Основание Оренбурга. Крестьянская, промысловая и правительственная колонизация, присоединение Оренбургской области к России. Первоначальное освоение края русскими. Социальные отношения, культура и быт населения. Первые крепости пограничной линии: Переволоцкая, Новосергиевская, Татищевская                        

             

Тема 3. Оренбургский край во второй половине 18 в. (4 часа).

     Оренбургская губерния в 50-е – начале 70-х гг. 19 века. Пугачевский бунт. Оренбургский этап. Численность и этнический состав населения, экономическое развитие поселка и района. Оренбуржье во второй половине 70-х-90-х гг. 18 века.

Тема 4.   Оренбургская губерния  в первой половине 19 века (5 часов).

Территория, население, экономическое развитие. Развитие капитализма в промышленности и положении рабочих, развитие капитализма в сельском хозяйстве. Оренбургский край в войне 1812 года. Оренбургское тайное общество. Политические ссыльные губернии. В.А. Перовский на посту губернатора. Просвещение, наука и культура.

Тема 5. Оренбургская губерния во второй половине 19 века (5 часов).

Административные преобразования в Оренбургской губернии в 50-начале 80-х гг 19 вв. Губерния в период великих либеральных реформ Александра 2. Административное устройство, экономика и население в пореформенный период. Образование и культура во второй половине 19 века. Бузулук во второй половине 19 века. Заселение северных территорий Оренбуржья немцами.

Тема 6. Оренбургская губерния в период войн и социальных потрясений начала ΧΧ в. (8 часов).

Экономика и социальные отношения. Рост населения, состояние промышленности и сельского хозяйства. Губерния в период русско-японской войны. Ссылка социал – демократов, революция 1905-1907гг., годы реакции. Столыпинская реформа. Оренбуржье и Первая мировая война. События 1917 г. в Оренбуржье. Гражданская война на территории Оренбуржья. Революционное движение, деятельность РСДРП, образование Оренбургского Совета рабочих и солдатских депутатов и уездных советов в крае. Результаты крестьянского движения, расстановка политических сил, установление советской власти в Оренбургской губернии. Партийные и комсомольские ячейки в Переволоцком районе. Социалистические преобразования в крае. Белое движение и контрреволюционный переворот ноября 1918г. Диктатура Дутова. Казачье движение. Борьба с Дутовщиной. Восстановление советской власти.

Тема 7. Подготовка и защита исследований (6 часа). Этап курирования исследовательской деятельности и подготовки к защите.

Контрольный урок (1 час).   Заключительный урок – самоанализ деятельности и постановка краткосрочных и долгосрочных целей.

Перечень практических работ:

Работа с картами, исследовательские работы, анкетирование, интервьюирование, работа в музее

Перечень демонстраций:

Демонстрационный материал включает в себя исторические карты и презентации. Данный вид наглядности сопровождает все ключевые темы курса.

перечень примерных тем проектов и исследовательских работ:

1.                           История моей семьи. Боевой путь моего героя.

2.                           Топонимические названия Бузулукского района. Тик-ток Флеш-моб: 60 секунд истории.

3.                           История учреждений села Подколки Бузулукского района

4.                           Выдающиеся односельчане

5.                           Живая легенда

6.                           Ветераны войн на территории Подколкинского сельского совета: истории и судьбы.

7.                           Труженики тыла.

8.                           Быт немецкого населения в 19 в. Виртуальное путешествие.

9.                           Жизнь села в 20-начале 21 вв.

10.                      Оренбуржье глазами иностранцев.

11.                      Традиции и обычаи народов Оренбуржья

12.                      Жемчужина Оренбуржья – Бузулукский бор. Туристический маршрут.

13.                      Культурные традиции татар, башкир. Культурно-туристическая медиа экскурсия.

14.                      Русская и украинская культура на территории Оренбуржья

15.                      Интерьер, домашняя утварь. Музей моей семьи.

16.                      Национальный костюм (возможны более специализированные темы: Головные уборы, украшения… Праздничная одежда…Ритуальная (лучше свадебная) одежда…Обрядовые и этикетные нормы, связанные с одеждой…Городской костюм и одежда сельского населения) с географической ориентировкой.

17.                      Традиции воспитания детей у народов, населяющих Оренбуржье

18.                      Школьный музей.

19.                      Почему так называется…(Происхождение и название нас. пункта, названия улиц, площадей, урочищ, водных источников)

20.                      Виртуальная экскурсия по селу

21.                      История школы – страница истории моего села

22.                      Боевые верблюды на войне. Бузулукский район в начале XX века.

23.                      Гражданская война и Бузулукский район.

24.                      Долгожители нашего села.

25.                      Мой туристический маршрут. «Места которые стоит пометить»

 

3.2 Планируемые результаты

Предполагается, что результатом изучения краеведения в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

К важнейшим личностным результатам изучения краеведения в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

·                               осознание своей идентичности как гражданина субъекта РФ, страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

·                               освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

·                               осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

·                               понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения краеведения в основной школе выражаются в следующих качествах:

·                               способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

·                               владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

·                               способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

·                               готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения краеведения учащимися 8 класса включают:

·                               овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

·                               способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

·                               умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

·                               расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

·                               готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

 

Календарный учебный график

 

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятий

Форма     занятий

К-во              часов

Тема занятий

Место проведения

Форма контроля

1

09

3

16:00

очная

1

Вводное занятие

Каб. истории

опрос

2

09

10

16:00

очная

1

Эпохи: палеолит, неолит, бронзовый век, железный век – и их влияние на развитие населения края.

Каб. истории

дебаты

3

09

17

16:00

очная

1

Древнейшие города: Аркаим, Аландский город. Сарматы. Тюркский период.

Каб. истории

дебаты

4

09

24

16:00

очная

1

Причины и характер движения русских на Урал. Казаки. Основание Оренбурга.

Каб. истории

Контекстное общение

5

10

1

16:00

очная

1

Крестьянская, промысловая и правительственная колонизация, присоединение Оренбургской области к России.

Каб. истории

пила

6

10

8

16:00

очная

1

Первоначальное освоение края русскими. Социальные отношения, культура и быт населения.

Каб. истории

дебаты

7

10

15

16:00

очная

1

Первые крепости пограничной линии: Переволоцкая, Новосергиевская, Татищевская.

Каб. истории

пила

8

10

22

16:00

очная

1

Оренбургская губерния в 50-е – начале 70-х гг. 19 века.

Каб. истории

дебаты

9

11

12

16:00

очная

1

Пугачевский бунт. Оренбургский этап.

Каб. истории

Медиа проект

10

11

19

16:00

очная

1

Численность и этнический состав населения, экономическое развитие поселка и района.

Каб. истории

Мозговой штурм

11

11

26

16:00

очная

1

Оренбуржье во второй половине 70-х-90-х гг. 18 века.

Каб. истории

Контекстное общение

12

12

3

16:00

очная

1

Территория, население, экономическое развитие.

Каб. истории

дебаты

13

12

10

16:00

очная

1

Развитие капитализма в промышленности и положении рабочих, развитие капитализма в сельском хозяйстве.

Каб. истории

Контекстное общение

14

12

17

16:00

очная

1

Оренбургский край в войне 1812 года. Оренбургское тайное общество.

Каб. истории

Контекстное общение

15

12

24

16:00

очная

1

Политические ссыльные губернии. В.А. Перовский на посту губернатора.

Каб. истории

Контекстное общение

16

12

31

16:00

очная

1

Просвещение, наука и культура.

Каб. истории

дебаты

17

01

14

16:00

очная

1

Административные преобразования в Оренбургской губернии в 50-начале 80-х гг 19 вв.

Каб. истории

Контекстное общение

18

01

21

16:00

очная

1

Губерния в период великих либеральных реформ Александра 2. Административное устройство, экономика и население в пореформенный период.

Каб. истории

Контекстное общение

19

01

28

16:00

очная

1

Образование и культура во второй половине 19 века.

Каб. истории

Мозговой штурм

20

02

4

16:00

очная

1

Бузулук во второй половине 19 века.

Каб. истории

Контекстное общение

21

02

11

16:00

очная

1

Заселение северных территорий Оренбуржья немцами.

Каб. истории

пила

22

02

18

16:00

очная

1

Экономика и социальные отношения. Рост населения, состояние промышленности и сельского хозяйства.

Каб. истории

Контекстное общение

23

02

28

16:00

очная

1

Губерния в период русско-японской войны.

Каб. истории

дебаты

24

03

4,11,18

16:00

очная

1

Ссылка социал – демократов, революция 1905-1907гг., годы реакции. Столыпинская реформа.

Каб. истории

Контекстное общение

25

03

11

16:00

очная

1

Оренбуржье и Первая мировая война. События 1917 г. в Оренбуржье.

Каб. истории

Контекстное общение

26

03

18

16:00

очная

1

Гражданская война на территории Оренбуржья. Революционное движение, деятельность РСДРП, образование Оренбургского Совета рабочих и солдатских депутатов и уездных советов в крае. Результаты крестьянского движения, расстановка политических сил, установление советской власти в Оренбургской губернии.

Каб. истории

Дерево решений

27

03

25

16:00

очная

1

Партийные и комсомольские ячейки в Переволоцком районе. Социалистические преобразования в крае.

Каб. истории

Контекстное общение

28

04

8

16:00

очная

1

Белое движение и 29контрреволюционный переворот ноября 1918г.

Каб. истории

Контекстное общение

30

04

15

16:00

очная

1

Диктатура Дутова. Казачье движение. Борьба с Дутовщиной. Восстановление советской власти.

Каб. истории

Панельная дискуссия

31

04

22,29,6,13

Не нормировано

дистант

6

Подготовка и защита исследований

Не нормировано

Zoom, консультация, защита

32

05

20

16:00

очная

1

Контрольный урок

Каб. истории

самоанализ

 

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение.

перечень технических средств обучения:

Мультимедиа проектор, ноутбук, экран, флешка.

перечень цифровых информационных ресурсов

http://kraeved.opck.org

http://oren-icn.ru/index.php/enzoren/history/643-historyoren

http://orenclub.info/cmspage/154/n-a

Кадровое обеспечение

Программа реализуется педагогом основного общего образования, по специальности учителем истории. На базе МОБУ «Подколкинской СОШ» функционирует краеведческий музей.

 Формы аттестации/контроля.

По окончанию обучения учащиеся выполняют творческую исследовательскую работу по выбранной тематике. Результативность усвоения программы определяется по средствам текущего контроля, включенного в структуру занятия.

Виды контроля

Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Входной контроль

В начале учебного года

Определение уровня развития детей, их творческих способностей

Беседа, опрос, тестирование, анкетирование

Текущий контроль

В течение всего учебного года

Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.

Педагогическое наблюдение, опрос, контрольное занятие, самостоятельная работа

Промежуточный контроль

По окончании изучения темы или раздела. В конце месяца, полугодия.

Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение результатов обучения.

Выставка, конкурс, концерт, фестиваль, праздник, соревнование, творческая работа, опрос, контрольное занятие, зачёт, открытое занятие, олимпиада, самостоятельная работа, защита рефератов, презентация творческих работ, демонстрация моделей, тестирование, анкетирование

Итоговый контроль

В конце учебного года или курса обучения

Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование обучающихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.

Выставка, конкурс, фестиваль, праздник, концерт, соревнование, творческая работа, презентация творческих работ, демонстрация моделей, опрос, контрольное занятие, зачет, открытое занятие, экзамен, защита рефератов, взаимозачет, игра-испытание, переводные и итоговые занятия, эссе, коллективная рефлексия, отзыв, коллективный анализ работ, самоанализ, тестирование, анкетирование и др.

 

Планируемы результаты изучения предмета «Историческое краеведение»:

К концу года обучения учащиеся должны знать:

·                               основные краеведческие термины,

·                               историю края,

·                               природные  памятники,

·                               экономику и население края,

·                               стороны социальной жизни людей, их взаимосвязь,

·                               культуру и быт.

К концу года обучения учащиеся должны уметь:

·                               работать с источниками,

·                               подбирать литературу, использовать её на занятиях и во внеурочной работе,

·                               проводить исследовательскую работу,

·                               собирать, обрабатывать, оформлять поисковый материал,

·                               выступить с докладом,

·                               провести экскурсию.

 

Система оценивания по курсу «Историческое краеведение»:

Для того чтобы оценка соответствовала поставленным принципам, используется несколько вариантов оценивания:

·                               рейтинговая оценка (учащиеся  набирают рейтинговые баллы за ответы, ведение тетради, активность на уроке, которые суммируются и дают определенное место, среди всех учащихся);

·                               словесные оценки, которые особо выделяю тех учащихся, которые отвечающих на нестандартные вопросы, требующие сообразительности или эрудиции;

·                               зачетная система (текущее оценивание не проводится,  а окончание темы, раздела заканчивается всесторонним опросом);  

При оценивании учащихся, следует обращать  внимание на следующие моменты:

·                               умение находить нужную информацию, различать виды информации, связывать информацию с целью поиска, суммировать информацию;

·                               умение подбирать факты, полученные в процессе изучения (поставить цель, задать вопрос);

·                               умение оценивать информацию (различать факты и вымысел, факты и мнения, сравнивать информацию, поступившую из нескольких источников);

·                               умение делать выводы (обобщение фактов, оценивание последовательности), умение сделать приблизительное заключение на основе фактов.

·                               умение передать информацию (точная творческая передача информации, с помощью устной и письменной речи);

·                               умение интерпретировать источники информации (ориентироваться по карте, находить нужное место, сравнивать карты и делать выводы);

·                               умение выстраивать хронологический порядок вещей, связывать прошлое и будущее, находить различия в периодах времени;

·                               умение решать проблемы (распознавать, определять проблемы, собирать факты, относящиеся к проблеме).

 

Критерии оценки устного ответа

Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.

Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка «1» ставится в том случае, если ответ полностью отсутствует.

 

Критерии оценивания письменного ответа

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

1.                Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

2.                Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

3.                Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

Оценка «1» ставится, если проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной жизни или личного опытане в контексте задания.

1.Обществоведческий, исторический   диктант. Самый простой способ проверки домашнего задания всего класса (одного или нескольких параграфов). Для быстрой проверки взять десять терминов  (легко оценить по пятибалльной системе).
Диктовать по 1 термину за 1 минуты – займет 10 минут. Если диктант в начале урока – то можно тут же устно дать правильные определения, если в конце урока – проверить потом и закрепить на следующем уроке.

 

Оценивание тестовых заданий.

1.  Задания с выбором ответа (закрытый тест), задания « дополните  предложение» (открытый тест) оценивается в один и два балла соответственно. Как правило, на одно задание с выбором ответа приходится около минуты, а на составление свободного ответа – около 2-3 минут. Пример открытого теста: прочитайте текст, заполните пропуски.  Оптимально на одной контрольной работе дать 25 заданий: 
(20 с выбором ответа и 5 со свободным ответом).
Критерии оценок: «5»: 16 + 4 (80 – 100  % от общего числа баллов)
«4»: 14 + 3 (70 - 75 %)
«3»: 12 + 0 или 10+2 (50 - 65 %). 
Здесь возможны варианты, поэтому лучше ориентироваться по процентам.   


2.   Дифференцированный тест

составлен из вопросов на уровне «ученик должен» (обязательная часть) и «ученик может» (дополнительная часть). Например, обязательная часть состоит из 20 вопросов по 1 баллу, а дополнительная часть из 5 вопросов повышенного уровня сложности по 2 балла. Итого максимум 30 баллов.
Критерии оценок: «2»: ученик набрал менее 10 баллов
«3»: выполнил 10 любых заданий обязательной части
«4»: 13 + 4 = 17 баллов и более
«5»: 15+ 6 = 21 баллов и более. 
Можно внести коррективы в критерии, но нужно заранее сообщить школьникам критерии оценки их работы. Используя в своей работе эти рекомендации несколько лет, могу с уверенностью сказать, что дети быстро привыкают к такому оцениванию. И если учитель в начале проверочной работы забывает указать критерии, они сами его об этом спрашивают и контролируют свою работу.

 

Оценивание самостоятельной работы

 в тетради с использованием учебника.

Ваша оценка: «5»— полностью выполнил все  задание
«4» – выполнил задание с погрешностями (1-2 неточности или ошибки)
«3» – правильно выполнил только половину   заданий 
«2» – в  задании много ошибок

«1» - не выполнил задание

 

Составление опорно-схематичного конспекта (ОСК)
Перед учащимися ставится задача научиться «сворачивать»  тексты до отдельных слов (словосочетаний), делать схемы с максимальным числом логических связей между понятиями. Работа эта крайне сложная, индивидуальная. Помощь в создании ОСК окажут критерии оценивания ОСК.
Критерии оценивания ОСК по составлению:

·                               Полнота  использования учебного материала.

·                               Объём ОСК (для 8-9 классов – 1 тетрадная страница на один раздел: для 10 –11 классов один лист формата А 4).

·                               Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями).

·                               Наглядность (наличие  символов, .; аккуратность выполнения, читаемость ОСК).

·                               Грамотность (терминологическая и орфографическая).

·                               Отсутствие  сложных  предложений, только опорные  слова, словосочетания, символы.

·                               Самостоятельность при составлении.

 

Критерии оценки работы учащихся в  группе,  команде и др.

·                               умение распределить работу в команде;

·                               умение выслушать друг друга;

·                               согласованность действий;

·                               правильность и полнота выступлений.

·                               активность

·                               умение спорить и отстаивать свою точку зрения

 

Отчет после экскурсии, реферат по заданной теме

предусматривает самостоятельную работу с дополнительной литературой. Кроме умения выбрать главное и конкретное по теме, необходимо оценить следующее:

·                               полноту раскрытия темы;

·                               наличие рисунков и схем (при необходимости);

·                               аккуратность исполнения.

·                               Адаптированноть выступления (не просто чтение)

 

 Самостоятельная работа – проект (доклад) по заданной теме
Форма контроля по аналогии с предыдущей работой.

При оценивании проекта можно выделить следующие критерии оценки:

- значимость и актуальность выдвинутых проблем;

- корректность используемых методов исследования;

- активность каждого участника проекта;

- доказательность принимаемых решений;

- умение аргументировать свои заключения, выводы;

- эстетика оформления;

-умение отвечать на вопросы оппонентов.

 

Работа с историческим источником

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или  экзаменующийся

- установил тип источника и время (дату) его появления; - извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему;

 - сопоставил факты нескольких  исторических источников;  

 - применил контекстные знания и базовые знания смежных предметных областей (география, искусство и т.д.) для объяснения содержания         исторического источника;

- дал  теоретическое  обоснование  информации  источника  и  прокомментировал  ее  с  использованием  научной терминологии;

- привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;

- аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт.

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или  экзаменующийся  

- определил тип источника и историческую эпоху его появления;

- извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему;

- сопоставил факты нескольких  исторических источников;  

- прокомментировал информацию источника с использованием научной терминологии;

- привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился  с аргументацией свою позиции.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или  экзаменующийся  

 - не узнал тип источника, но указал примерное время его появления;

 - на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;

 - попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на информацию источника;

 - не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к тексту источника.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или  экзаменующийся  

 - не указал тип источника, но сделал попытку ответить на поставленные вопросы;

 - не увидел проблему и  не смог ее сформулировать;

 - пересказал текст источника без его комментирования или дал ответ не в контексте задания.

                       

Работа с исторической картой

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или  экзаменующийся

 - читает легенду карты;  

 - правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию;

 - раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком карты;

 - правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте.  

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или  экзаменующийся  

 - допускает неточности при чтении легенды карты;

 - описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические термины;

 - затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;

 - не в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

Отметка «3»  выставляется в том случае, если учащийся или  экзаменующийся  

 - допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации;

 - не соотносит историческую информацию с картой;

 - не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или  экзаменующийся  

 - не умеет читать легенду карты;

 - не распознает историческую информацию, представленную на карте;

 - отказался работать с контурной картой.

 

Описание учебно-методического комплекта:

1.                           Л.И. Футорянский Учебное пособие « История Оренбуржья» Оренбургское книжное издательство. 1996.

2.                           П.И.Сучков  Учебное пособие «История родного края».  Челябинское Южно – уральское книжное издательство.1988.

3.                           Н.П.Семыкин. Учебное пособие « История родного края». 1976.

4.                           М.Н.Мохова. Учебное пособие «Наш край». Южно – Уральское книжное издательство.1972.

5.                           Н.А.Надеждина. Пособие для учащихся «Экскурсия по родному краю». Государственное учебно – педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР Москва 1963.

6.                           Агапова И.Ю., Агеева Г.А. Родной край. Дидактическое пособие.

7.                           Злобин Ю.П., Поляков А.Н. История Оренбургская. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ в двух частях. Ч.1 С древнейших времен до 1920 г. Оренбург «Орлит-А». 2008.

8.                           Футорянский Л.И., Лабузов В.А. История Оренбургская. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ в двух частях. Ч.2 Попытка построения социализма. Переход к рыночной экономике. 1920-е – конец 20 века. Оренбург «Орлит-А». 2008.

9.                           Л.И. Футорянский, В.А. Лабузов. Учебное пособие «История Оренбуржья» Оренбургское  книжное издательство. 2008.

10.                      Н.Л. Моргунова. Археология Южного Урала. Оренбургское литературное издательство 2007.

11.                      Л.И. Футорянский. Оренбуржье – Великой Победе. «Южный Урал». 2004.

12.                      Сафонов Д.А. Великая крестьянская война 1920-1921 гг. и южный Урал. Оренбургская губерния», Оренбург, 1998.

13.                      Сафонов Д.А. Начало оренбургской истории (Создание Оренбургской губернии в середине XVIII в.). «Оренбургская губерния». Оренбург. 2003.

14.                      Лапаева М.Г. Развитие хозяйства Оренбургской области (1875-1996 гг.)

15.                      Федорова А.В. Край Оренбургский: люди, события, факты. Оренбург. 1999.

16.                      А. Прусс. Пройди по старому городу... Этюды о декоративно-прикладном народном архитектурном творчестве Оренбуржья. ООО Оренбургская губерния. 2001.

17.                      А. Прусс. Рассказы по истории Оренбуржья. Оренбург, 2003.

18.                      Путеводитель Оренбургская область. Издание первое. Отпечатано в ОАО ИПО «Лев Толстой», г. Тула. 2006.

19.                      В.Н. Витевский. И.И. Неплюев и Оренбургский край в прежнем его состав до 1758 г. Том первый. Типо-Литография В.М. Ключникова, Большая Проломная, соб. д. 1897 г.

20.                      В.Н. Витевский. И.И. Неплюев и Оренбургский край в прежнем его состав до 1758 г. Том третий. Типо-Литография В.М. Ключникова, Большая Проломная, соб. д. 1897 г.

21.                      Жуковский И. Краткое обозрение достопамятных событий Оренбургского края, расположенных хронологически с 1246 по 1832 год.  Санктпетербург. В типографии Н. Греча. 1832 г.

22.                      Е.К. Мейендорф. Путешествие из Оренбурга в Бухару. Москва. Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1975 г.

23.                      П.Ф. Чесский. 215-й пехотный Бузулукский полк в войне с Японией 1904-1905 гг. С.-Петербург. Типография А.С. Суворина. Эртелев пер.,

24.                      А.Ф. Рязанов. Оренбургский край. Исторический очерк. Оренбург. Гос. типо-литография ГСНХ. 1928 г.

25.                      Из истории Оренбургских немцев: Сборник документов. (1817-1974 гг.). Оренбург; Москва: Готика. - 2000.

26.                      История немцев Оренбуржья в документах. Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2006.

27.                      Немцы России на рубеже веков: история, современное положение, перспективы. Материалы международной научно-практической конференции. Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2000.

28.                      Под общей редакцией С.М. Муромцевой. Место эвакуации - Чкаловская область. Оренбург: Печатный дом "Димур", 2010.

 

Список литературы для учащихся (помимо УМК):

1. В.Г. Синельников. «Знакомьтесь, Оренбуржье». Южно-уральское книжное издательство 1970 г.

2. А.Е. Акиньшина. Документы и материалы  «Культурное строительство в Оренбуржье».  Южно-уральское книжное издательство.1989 г.

3. Н.Ф. Корсунов. Сборник лучших детских сочинений «По тебе, Яик, слава добрая». Оренбургское книжное издательство 1999 г.

4. А.В. Коваленко Записки секретаря обкома партии «Гвардии земледельцы». М.: Издательство политической литературы.1980.

5. А. Лазукин. Документы воспоминания «Гагарин в Оренбурге». Южно-уральское книжное издательство 1975 г.

6. И. Уханов. «Оренбургский платок». М.: Советская Россия. 1976.

7. Книга-альбом Планета целина. Оренбург ООО «Оренбургский край» 2004.

8.  И. Смольников. «Путешествие А.С.Пушкина в Оренбургский край». М.: «Мысль». 1991.

9. В.П. Россовский. «Солдатская слава». Оренбург. 1994 .

10. Н.И. Мячин. «Орденоносное Оренбуржье». Южно-уральское книжное издательство 1968 .

11. Б.Н. Чистяков. Воспоминания участников гражданской войны в Оренбуржье. «За счастье народное». Южно-уральское книжное издательство 1969.

12. Г.М. Десятков. «Герои секретных архивов». Оренбург, «Южный Урал».

13. А.А.Чибилев. «Геологические памятники природы Оренбургской области». Оренбургское книжное издательство 2000.

14. Б.Т.Уткин. Краткий библиографический словарь «Урал литературный». Южно-уральское книжное издательство 1988.

15. В. Пистоленко. Из прошлого Оренбургского края. Типография«Чкаловская коммуна». 1939.

16. По родному краю (краеведческие очерки). Чкаловское книжное издательство. 1954.  

 

Периодика.

17. Подборка газет «Оренбуржье».

18. Подборка газет «Степной маяк».

19 Подборка журналов «Уральский следопыт».

20. Подборка журналов  «Гостиный двор».

 


 

Скачано с www.znanio.ru