Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пинежская средняя школа №117»
муниципального образования «Пинежский муниципальный район» Архангельской области
Рассмотрена на заседании МО учителей математики, физики, информатики Протокол № __ от ______2021г. Руководитель МО
|
Согласована ответственным за ВР
____________ / /
|
Утверждена Директор МБОУ «Пинежская СШ № 117» ___________ / О.В.Лукина/ Приказ № __ от __________ 2021 г.
|
/Потяркина С.Г./
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«За пределами школьного учебника математики»
Направление: естественнонаучное
Класс: 10
|
Составитель: Балинова Елена Васильевна, учитель математики МБОУ «Пинежская СШ № 117»
|
ПИНЕГА
2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «За пределами школьного учебника математики» естественнонаучной направленности. Данная программа создает условия творческой самореализации личности обучающегося, интеграции содержания разных предметных областей, удовлетворения индивидуальных потребностей в интеллектуальном развитии. Программа способствует формированию и развитию творческих способностей обучающихся, развитию и поддержке талантливых школьников, проявивших выдающиеся способности в области математической деятельности раскрытию, развитию у детей интереса к познанию.
Программа для десятиклассников рассчитана на 26 часов. Предусматриваются различные формы работы: лекции, практикумы, семинары.
Цель программы: создание благоприятных условий для углублённого изучения математики, математических приемов и методов решения задач.
Задачи:
Образовательные:
· формировать знаний и умений по применению нестандартных методов решения, как к стандартным задачам, так и к нестандартным;
· развивать грамотной математической речи;
· осваивать межпредметные понятия, связанных с математикой;
· развивать умения устанавливать связи между понятиями, систематизировать их на уровне представлений;
· развивать умения самостоятельно выделять свойства, существенные для геометрических объектов и мысленно оперировать геометрическими фигурами.
Развивающие:
· развивать умения создавать образы математических объектов;
· развивать вариативность мышления и критического мышления;
· развивать интерес к решению неоднозначных задач;
· развивать наблюдательность, стремление к точности выражения своих мыслей, внимательного отношения к тексту задачи.
· развивать творческие способности, учебно-исследовательские и проектные умений
Воспитательные:
· формировать общую культуру личности человека, способствующей адаптироваться в современном обществе.
Условия реализации программы:
Авторская программа предназначена для обучающихся 10 класса, рассчитана на 26 часов обучения и предполагает работу в аудитории и домашнюю самостоятельную работу.
Для реализации программы используются различные формы организации занятий: лекция, семинар, групповая, индивидуальная работа и работа в мини группах, практикум, консультации.
Формами подведения итогов реализации программы являются: практические и самостоятельные работы, решение тестов, КИМов.
Результативность
В результате освоения данной программы обучающиеся овладевают нестандартными методами решения задач. Диагностика осуществляется через решение соответствующих заданий и включает также задачи на проверку развития рефлексивных способностей и определение эмоционального отношения к обучению.
Обучающиеся приобретают знания и умения, позволяющие решать задачи из различных областей знаний, например, из области физики, химии, моделируя описываемые в данных областях процессы и явления, и оценивая их средствами математики.
Ожидаемые результаты изучения программы
Личностные результаты: |
|
Обучающиеся научатся |
Обучающиеся получат возможность |
Осознавать значимость геометрических знаний для познания окружающего мира и ориентации в нем |
Осознать ценность логических знаний для развития мышления и изучения математики |
Осознавать свои умственные и практические действия, связанные с восприятием пространственных фигур |
Научиться оперировать пространственными образами на 3 уровне развития пространственного мышления |
Осознавать свои умственные и практические действия, связанные с оперированием абстракциями высокого уровня. |
Научиться осознавать свои умственные и практические действия, связанные с восприятием пространства, и действия других |
Осознавать значимость математики для дальнейшего обучения и развития своих умственных действий. |
Развить творческие способности, вариативность мышления, критическое мышление |
Метапредметные результаты: |
|
Распознавать геометрические фигуры и отношения в окружающем мире |
Научиться ориентироваться в окружающем пространстве |
распознавать межпредметные понятия (термины которых используются в геометрии), видеть разные смыслы и значения |
Научиться выделять общее и специфическое в предметных понятиях, межпредметных понятиях |
Выделять существенные свойства понятий, находить ошибки в выполненных логических универсальных учебных действий |
Научиться выполнять классификацию и другие логические универсальные учебные действия , а также моделировать |
Ставить цели и планировать свою деятельность |
Развить коммуникативные умения |
Овладеть общими приемами решения задач |
Научиться решать задачи нестандартными методами |
Система контроля и оценки достижения планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы
По изученным темам обучающиеся выполняют контрольные работы, построенные по принципу возрастания сложности. Задания контрольных работ представляют собой стандартные и нестандартные задачи и упражнения, олимпиадного уровня.
Срок реализации: 2021-2022 учебный год.
Содержание
10 класс
1. Квадратичная функция.
Свойства квадратичной функции, формула корней квадратного уравнения, теорема Виета, разложение трехчлена на множители. Наибольшее и наименьшее значение, расположение корней, решение неравенств. Задачи с параметрами.
2. Уравнения и неравенства.
Уравнения, сводящиеся к квадратным, замена переменной, разложение на множители. Многочлены. Корни многочленов. Теорема Безу. Схема Горнера. Решение неравенств, метод интервалов, системы неравенств, решение неравенств с ограничениями. Равносильные и неравносильные переходы. Уравнение – следствие.
Равносильные системы уравнений и неравенств.
3. Иррациональные уравнения и неравенства.
Степень с рациональным показателем. Свойства иррациональных функций. Иррациональные уравнения. Иррациональные неравенства. Иррациональные задачи с параметрами.
4 . Стереометрия.
Задачи на построение сечений многогранников и вычисление их компонентов многогранников. Позиционные и метрически определенные задачи.
1. Тригонометрия.
Тригонометрия. Определения тригонометрических функций. Радианная мера. Формулы приведения. Двойной угол. Половинный угол. Тройной угол. Теоремы сложения. Преобразование суммы в произведение и обратно. Универсальная тригонометрическая подстановка. Обратные тригонометрические функции. Решение простейших уравнений. Различные методы решения уравнений. Преобразования обратных тригонометрических функций. Отбор корней уравнений. Иррациональные тригонометрические уравнения. Решение неравенств. Тригонометрические задачи с параметрами. Решение систем. Область определения, область значений, промежутки знакопостоянства, монотонность, четность-нечетность, преобразования графиков. Периодичность. Разрешимость уравнений и построение обратной функции.
Тематическое планирование
№ |
Наименование разделов, тема |
Количество часов, 26 |
1. |
Квадратичная функция. Свойства квадратичной функции, формула корней квадратного уравнения, теорема Виета, разложение трехчлена на множители. Наибольшее и наименьшее значение, расположение корней, решение неравенств, графики, решение задач с параметрами |
5 |
2 |
Уравнения и неравенства. Методы решения уравнений и неравенств: замена переменной, разложение на множители, функциональный подход. Многочлены. Корни многочленов. Теорема Безу. Схема Горнера. Преобразования многочленов. Решение неравенств, метод интервалов, системы неравенств, решение неравенств с ограничениями. |
4 |
3 |
Иррациональные уравнения и неравенства Степень с рациональным показателем. Свойства иррациональных функций. Иррациональные уравнения. Иррациональные неравенства. |
4 |
4 |
Стереометрия Методы построения сечений многогранников, вычисление площади сечений. |
5 |
5 |
Различные методы решения тригонометрических уравнений. Универсальная тригонометрическая подстановка. Нахождение корней уравнения на заданном промежутке различными способами. |
8 |
Учебно-тематический план
Рекомендации по использованию информационных технологий.
Обучающимся рекомендуется при самоподготовке использовать многочисленные ресурсы Интернет, в том числе такие как:
http://www.mccme.ru/ - Портал Московского центра непрерывного математического образования содержит информацию о математических кружках, олимпиадах для школьников, свободно распространяемые издания и, конечно, архив номеров научно-популярного физико-математического журнала «Квант».
http://www.etudes.ru/ - На сайте представлены этюды, выполненные с использованием современной компьютерной 3D-графики, увлекательно и интересно рассказывающие о математике и ее приложениях.
http://mathege.ru - Открытый сегмент федерального банка тестовых материалов по математике, который содержит материалы для подготовки к экзамену: с его помощью можно сориентироваться в типах заданий, повторить материал или ликвидировать пробелы в школьных знаниях.
Список литературы
Рекомендуемая литература (для учителя).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.