ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МИЧУРИНСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОНИКОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Рассмотрена на заседании методического совета от «14» мая 2021 г. Протокол № 8 |
Утверждаю: Директор МБОУ Новоникольской СОШ Чернышова Л.Б. Приказ № 97/2 от «15» мая 2021г |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Занимательная ботаника»
Возраст учащихся: 11-13 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень освоения: (базовый)
Автор-составитель:
Уварова Наталия Евгеньевна,
педагог дополнительного образования
Мичуринский район, 2021 г
Информационная карта программы
1. Учреждение
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новоникольская средняя общеобразовательная школа |
2. Полное название программы |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная ботаника» |
3. Сведения об авторах: |
|
3.1. Ф.И.О., должность |
Уварова Наталия Евгеньевна, педагог дополнительного образования |
4. Сведения о программе:
|
|
4.1. Нормативная база:
|
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. N 196) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»». |
4.2. Область применения |
дополнительное образование |
4.3. Направленность |
Естественнонаучная |
4.4. Вид программы |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая |
4.5. Уровень освоения |
базовый |
4.6. Возраст учащихся по программе |
11-13 лет |
4.7.Продолжительность обучения |
1 год |
Изучение данной дополнительной образовательной программы способствует развитию личности ребенка посредством знакомства с природой родного края.
Адресат программы
Программа предназначена для детей 11-13 лет.
Условия набора учащихся
На программу принимаются все желающие.
Количество учащихся
Норма наполнения группы- 12 человек.
Сроки реализации и режим занятий
Продолжительность обучения-1 год. Объём – 36 часов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Форма обучения: (очная, электронное обучение, с применением дистанционных технологий).
Формы занятий:
Основной формой занятия является комбинированное занятие (сочетание практического и теоретического занятий), а также выполнение индивидуальных и групповых творческих заданий и проектов.
1.2 Цель и задачи программы
Цель: формирование знаний по ботанике, приобретение практических навыков и умения в процессе опытнической и исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
обучить навыкам работы с лабораторным оборудованием и основам исследования;
познакомить с видовым разнообразием флоры Тамбовской области.
Развивающие:
развивать логическое мышление, память, воображение, мышление в процессе наблюдения, умение рассуждать и делать выводы;
развивать творческую активность у обучающихся, навыки коллективной работы.
Воспитательные:
воспитать ответственность, бережное отношение к живым объектам природы, уважительное отношение к природе;
формировать экологическую культуру и развивать навыки научно- исследовательской работы.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№ п/п |
Раздел программы Наименование темы |
Количество часов |
Формы контроля |
||
Всего
|
Теория |
Практика |
|||
1 |
Раздел 1. Введение. |
2 |
1 |
1 |
Начальная диагностика |
1.1 |
Ознакомление с правилами по ТБ при работе в кабинете биологии и на экскурсиях» |
1 |
1 |
- |
Опрос, беседа |
1.2 |
Экскурсия «Многообразие растений» |
1 |
- |
1 |
Отчет |
2
|
Раздел 2. Строение растительной клетки и тканей
|
6 |
1 |
5
|
Изучение нового материала. Отчет
|
2.1 |
П.раб. «Строение растительной клетки» |
1 |
- |
1 |
Практическая работа , отчет |
2.2 |
П.раб. «Приготовление препарата чешуи лука и традесканции» |
1 |
- |
1 |
Практическая работа , отчет |
2.3 |
П.раб. « Обнаружение хлоропластов в клетках растений» |
1 |
- |
1 |
Практическая работа , отчет |
2.4 |
П. раб. «Измерение тургорного состояния клеток разных растений» |
1 |
- |
1 |
Практическая работа , отчет |
2.5 |
П. раб. «Изучение плазмолиза и деплазмолиза в клетках растений» |
1 |
- |
1 |
Практическая работа |
2.6 |
Изучение растительных тканей |
1 |
1 |
- |
Изучение нового материала |
3
|
Раздел 3. Строение покрытосеменных растений.
|
9 |
3
|
6 |
Изучение нового материала |
3.1 |
Семя, как орган размножения растений. |
1 |
1 |
- |
Изучение нового материала |
3.2 |
П.раб. «Условия прорастания семян» |
1 |
- |
1 |
Практическая работа , отчет |
3.3 |
Строение и разнообразие листьев растений. |
1 |
1 |
- |
Самостоятельная работа |
3.4 |
П.раб. «Зависимость транспирации от температуры и площади поверхности листьев» |
1 |
- |
1 |
Практическая работа , отчет |
3.5 |
Строение стебля растений |
1 |
1 |
- |
Индивидуальная работа |
3.6 |
П.раб. « Значение кутикулы и пробки в защите растений от испарения» |
1 |
- |
1 |
Практическая работа , отчет |
3.7 |
Строение корня. П.раб.»Влияние окружающей среды на видоизменения корней» |
1 |
- |
1 |
Практическая работа , отчет |
3.8 |
Цветок. П.раб.»Влияние внешних факторов среды на цветение и плодоношение растений» |
1 |
- |
1 |
Практическая работа , отчет |
3.9 |
Плоды. П.раб. « Измерение РН среды водородного показателя плодов растений» |
1 |
- |
1 |
Практическая работа , отчет |
4 |
Раздел 4. Жизнь растений |
8 |
2 |
6 |
Изучение нового материала |
4.1 |
Фотосинтез. П.раб. « Влияние факторов среды на скорость прохождения фотосинтеза» |
1 |
- |
1 |
Практическая работа , отчет |
4.2 |
П.раб. «Изучение минерального питания растений и электропроводности растворов» |
1 |
- |
1 |
Практическая работа , отчет |
4.3 |
Фитотропизм растений |
1 |
1 |
- |
Индивидуальная работа |
4.4 |
П. раб. «Испарение воды растениями до и после полива» |
1 |
- |
1 |
Практическая работа , отчет |
4.5 |
П.раб. «Зависимость транспирации от температуры воды» |
1 |
- |
1 |
Практическая работа , отчет |
4.6 |
П.раб. « Определение условий произрастания растений и их возраст по спилу дерева» |
1 |
- |
1 |
Практическая работа , отчет |
4.7 |
Способы размножения растений. |
1 |
1 |
- |
Беседа, опрос |
4.8 |
П.раб.2 Выращивание рассады» |
1 |
- |
1 |
Практическая работа , отчет |
5 |
Раздел 5.Многобразие растений |
3 |
3 |
- |
Изучение нового материала |
5.1 |
История цветоводства. Комнатные растения |
1 |
1 |
- |
Самостоятельная работа |
5.2 |
Лекарственные и ядовитые растения» |
1 |
1 |
- |
Самостоятельная работа |
5.3 |
Культурные и дикорастущие растения |
1 |
1 |
- |
Самостоятельная работа |
6
|
Раздел. 6. Экологические факторы среды
|
6 |
1 |
5 |
Изучение нового материала |
6.1 |
П. раб. «Определение рн воды» |
1 |
- |
1 |
Практическая работа , отчет |
6.2 |
П.раб.» Измерение освещенности в разных частях кабинета» |
1 |
- |
1 |
Практическая работа , отчет |
6.3 |
П. раб. «Измерение влажности воздуха и температуры окружающей среды» |
1 |
- |
1 |
Практическая работа , отчет |
6.4 |
Экскурсия «Весенние явления в жизни растений» |
1 |
- |
1 |
Практическая работа , отчет |
6.5 |
Конференция «Что мы узнали о растениях?» |
2 |
1 |
1 |
Отчет |
|
Итоговое занятие |
2 |
2 |
- |
Тестирование. Беседа. Опрос |
|
Итого : |
36 |
13 |
23 |
|
Содержание учебного плана
Раздел 1. «Ввведение»
Тема 1.1. «Введение. Ознакомление с правилами по технике безопасности при работе в кабинете биологии и на экскурсии»
Теория: изучение целей и задач курса «Занимательная ботаника».
Учащиеся знакомятся с правилами по технике безопасности при работе в кабинете и на экскурсиях.
Результат: Учащиеся знакомятся с основным содержанием программы курса «Познавательная ботаника» и изучают основные правила по ТБ.
Формы Контроля: беседа, отчет
Тема 1.2. Экскурсия «Многообразие растений»
Практика: Рассмотреть и изучить растения пришкольной территории, оформить записи в тетради.
Результат: знакомство с многообразием растений
Формы контроля: отчет
Раздел 2. «Строение растительных клеток и тканей»
Тема 2.1. П.раб. «Строение растительных клеток»
Практика: приготовить микропрепараты растительных клеток, рассмотреть строение органоидов клетки
Результат: изучение строения растительной клетки
Формы контроля: практическая работа, отчет
Тема 2.2. П.раб. «Приготовление препарата клеток кожицы лука и традесканции»
Практика: приготовление микропрепаратов исследуемых клеток растений, выявить их общие черты строения. Оформить практическую работу в тетради.
Результат: учащиеся самостоятельно учатся готовить микропрепараты клеток растений и изучают их строение
Формы контроля: отчет
Тема 2.3. «Обнаружение хлоропластов в клетках растений»
Практика: Приготовить микропрепараты клеток зеленых растений, оформить в тетради практическую работу.
Результат: учащиеся самостоятельно учатся готовить микропрепараты клеток растений и изучают их строение
Формы контроля: отчет
Тема 2.4. П.раб. « Измерение тургорного состояния клеток разных растений»
Практика: изучить от чего зависит тургорное состояние клеток разных растений; настроить цифровую лабораторию, датчик влажности, провести измерение и оформить работу в тетради
Результат: учащиеся самостоятельно учатся проводить опыты, пользоваться современной цифровой лабораторией, датчиками
Формы контроля: отчет
Тема 2.5. П.раб. «Изучение плазмолиза и деплазмолиза в клетках растений»
Практика: приготовить микропрепарат кожицы лука и рассмотреть процессы плазмолиза и деплазмолиза в клетке.
Результат: учащиеся самостоятельно учатся проводить опыты, пользоваться современной цифровой лабораторией, датчиками
Формы контроля: отчет
Тема 2.6. «Изучение растительных тканей»
Теория: изучить литературу по теме: «Растительные ткани»
Оформить схемы и таблицы в тетради.
Результат: учащиеся знакомятся с особенностями строения и функционирования тканей растений
Формы контроля: самостоятельная работа
Раздел 3. «Строение покрытосеменных растений»
Тема 3.1. « Семя, как орган размножения»
Теория: изучить особенности строения семян покрытосеменных растений
Рассмотреть коллекции семян растений, выявить черты сходства и отличия.
Результат: изучение особенностей строения семян покрытосеменных растений.
Формы контроля: самостоятельная работа
Тема 3.2 .П. раб. «Условия прорастания семян»
Практика: Настроить цифровые лаборатории , датчик света, тепла, освещенности, РН для проведения практической работы. Изучить условия, которые необходимы для прорастания семян. Оформить выполненную работу в тетрадь
Результат: учащиеся самостоятельно учатся проводить опыты, пользоваться современной цифровой лабораторией, датчиками
Формы контроля: отчет
Тема 3.3. «Строение и разнообразие листьев растений»
Теория: Изучить строение листовых пластин разных покрытосеменных растений .
Результат: изучение многообразия листьев, их особенностей строения
Формы контроля: отчет
Тема 3.4. П.раб. «Зависимость транспирации от температуры и площади поверхности листьев»
Практика: Измерить цифровым датчиком температуру среды и воды, провести экперимент. Оформить работу в тетради
Результат: учащиеся самостоятельно учатся проводить опыты, пользоваться современной цифровой лабораторией, датчиками
Формы контроля: отчет
Тема 3.5. «Строение стебля растений»
Теория: изучить литературу, рассмотреть спилы деревьев, изучить особенности строения стеблей покрытосеменных растений
Результат: изучение особенностей строения стебля покрытосеменных растений
Формы контроля: отчет
Тема 3.6. . «Значение кутикулы и пробки в защите растений от испарения»
Практика: измерить датчиком относительную влажность воздуха и провести практическую работу , выяснить роль кутикулы и пробки в защите растений от испарения на примере яблок и клубней картофеля
Результат: учащиеся самостоятельно учатся проводить опыты, пользоваться современной цифровой лабораторией, датчиками
Формы контроля: отчет
Тема 3.7. Строение корня. П. раб. «Влияние окружающей среды на видоизменения корней»
Практика: Изучить факторы окружающей среды, которые влияют на рост, развитие и видоизменения корней, используя датчики света, тепла, РН среды
Результат: учащиеся самостоятельно учатся проводить опыты, пользоваться современной цифровой лабораторией, датчиками
Формы контроля: отчет
Тема 3.8. Цветок. П. раб. «Влияние внешних факторов среды на цветение и плодоношение растений»
Практика: Оформить и провести практическую работу, используя датчики света, тепла, РН среды; изучить факторы среды, которые влияют на цветение и плодоношение растений.
Результат: учащиеся самостоятельно учатся проводить опыты, пользоваться современной цифровой лабораторией, датчиками
Формы контроля: отчет
Тема 3.9 Плоды. П.раб. «Измерение РН среды водородного показателя плодов растений»
Практика: Провести измерение датчиком РН плоды разных растений и изучить их свойства и качества для организма человека. Оформить работу.
Результат: учащиеся самостоятельно учатся проводить опыты, пользоваться современной цифровой лабораторией, датчиками
Формы контроля: отчет
Раздел 4. « Жизнь растений»
Тема 4.1. Фотосинтез. П.раб. « Влияние факторов среды на скорость прохождения фотосинтеза»
Практика: Измерить датчиком температуры, света, какие факторы влияют на скорость фотосинтеза. Оформить работу.
Результат: учащиеся самостоятельно учатся проводить опыты, пользоваться современной цифровой лабораторией, датчиками
Формы контроля: отчет
Тема 4.2. П.раб. «Изучение минерального питания растений и электропроводности растворов»
Практика: Измерить датчиком электропроводимости наличие солей в растворах для минерального питания растений. Оформить работу.
Результат: учащиеся самостоятельно учатся проводить опыты, пользоваться современной цифровой лабораторией, датчиками
Формы контроля: отчет
Тема 4.3. «Фототропизм растений»
Теория : изучить литературу
Результат: изучение фототропизма растений
Формы контроля: самостоятельная работа
Тема 4.4. П. раб. «Испарение воды растениями до и после полива»
Практика: Измерить датчиком влажности как изменяется испарение воды растениями до и после полива. Оформить работу.
Результат: учащиеся самостоятельно учатся проводить опыты, пользоваться современной цифровой лабораторией, датчиками
Формы контроля: самостоятельная работа
Тема 4.5. П.раб. «Зависимость транспирации от температуры воды в растении »
Практика; Измерить датчиком , как влияет температура воды на скорость транспирации в растении
Результат: учащиеся самостоятельно учатся проводить опыты, пользоваться современной цифровой лабораторией, датчиками
Формы контроля: самостоятельная работа
Тема 4.6. П.раб. «Определение условий произрастания растений и их возраст по спилу дерева»
Практика: Определить по спилу дерева и датчиков освещенности, влажности, температуры условия произрастания растений и их возраст. Оформить работу.
Результат: Определение условий произрастания растений и их возраст по спилу дерева
Формы контроля: отчет
Тема 4.7 «Способы размножения растений».
Теория: изучить литературу
Результат: изучены способы размножений растений
Форма контроля: беседа, самостоятельная работа
Тема 4.8. П.раб. « Выращивание рассады»
Практика: Изучить правила выращивания рассады и применить знания на практическом занятии. Оформить работу.
Результат: посеяна рассада овощей и декоративных растений, изучены способы ее выращивания
Формы контроля: отчет
Раздел 5. «Многообразие растений».
Тема 5.1 «История цветоводства. Комнатные растения».
Теория: изучить историю цветоводства, интересные факты события. Познакомиться с многообразием комнатных растений. Изучить их особенности роста и развития.
Результат: изучение комнатных растений и истории цветоводства
Формы контроля: самостоятельная работа
Тема 5.2. «Лекарственные и ядовитые растения»
Теория: изучить лекарственные и ядовитые растения Тамбовской области
Результат; Оформлен доклад по теме «Лекарственные и ядовитые растения Тамбовской области»
Формы контроля: самостоятельная работа
Тема 5.3. «Культурные и дикорастущие растения»
Теория: изучить культурные и дикорастущие растения Тамбовской области
Результат: Оформлен доклад по теме «Культурные и дикорастущие растения Тамбовской области»
Формы контроля: самостоятельная работа
Раздел 6. «Экологические факторы среды».
Тема 6.1. П.раб. «Определение РН воды»
Практика: Измерить датчиком рн воды. Оформить работу
Результат: определен РН воды , изучены причины загрязнения воды
Формы контроля: отчет
Тема 6.2. П.раб. « Измерение освещенности в разных частях кабинета»
Практика: Измерить датчиком освещенности количество света в разных частях кабинета . Изучить воздействие солнечного света на рост и развитие и воздушное питание растений.
Результат: учащиеся самостоятельно учатся проводить опыты, пользоваться современной цифровой лабораторией, датчиками
Формы контроля: отчет
Тема 6.3 П. раб. «Измерение влажности воздуха и температуры окружающей среды»
Практика: измерить влажность воздуха и температуру окружающей среды с помощью цифровой лаборатории, датчиков температуры, влажности окружающей среды
Результат: учащиеся самостоятельно учатся проводить опыты, пользоваться современной цифровой лабораторией, датчиками
Формы контроля: отчет
Тема 6.4. Экскурсия «Весенние явления в жизни растений»
Практика: оформить работу и подготовить доклад
Результат: рассмотрены какие изменения происходят с растениями весной
Формы контроля: отчет
Тема 6.5 Конференция «Что мы узнали о растениях?»
Теория: Обобщить и систематизировать знания, пройденные за курс «Познавательная ботаника»
Практика: Подготовить доклады, сообщения, презентации.
Результат: за курс программы «Познавательная ботаника» изучено строение растений и процессы их жизнедеятельности. Проведены опыты, эксперименты с помощью современной цифровой лаборатории по биологии.
Формы контроля: беседа, отчет.
Итоговое занятие
1.4. Планируемые результаты
Учащиеся должны уметь:
· Проводить экологический мониторинг.
· Описывать экологические системы.
· Сажать лес, подбирать породы деревьев.
· Проводить учет редких исчезающих видов растений .
· Ставить эксперименты строить графики простейших экологических зависимостей.
· Вести длительные наблюдения за биоразнообразием флоры природного комплекса «Хоботово».
· Охранять растительный мир.
Личностные результаты:
· знание и использование правил поведения в природе;
· понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
· умение реализовывать теоретические познания на практике;
· понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией;
· Привить любовь к природе;
· проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
· критичное отношение к своим поступкам. Воспитание экологически грамотного человека.
Метапредметные результаты:
· умение сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
· умение находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую;
· умение работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
· умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
· определять понятие «ботаника», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
· пользоваться современной цифровой лабораторией, биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
· характеризовать среды обитания организмов; экологические факторы;
проводить фенологические наблюдения;
· соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и экспериментов.
· Участие в районных и областных конкурсах
· Активизировать природоохранную работу среди учащихся и населения
· Обучающийся получит возможность научиться:
· устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природой, между живыми организмами; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
Блок №2 «Комплекс организационно – педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
№ п/п |
Месяц |
Число |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Количество часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
1 |
|
|
|
Беседа |
1 |
Раздел 1. Введение. Ознакомление с правилами по ТБ при работе в кабинете биологии и на экскурсиях» |
Кабинет №10 |
Начальная диагностика |
2 |
|
|
|
Экскурсия |
1 |
Экскурсия «Многообразие растений» |
Пришкольная территория |
Отчет |
3 |
|
|
|
Практическая работа |
1 |
Раздел 2. Строение растительной клетки и тканей П.раб. «Строение растительной клетки» |
Кабинет №10 |
Отчет. Опрос |
4 |
|
|
|
Практическая работа |
1 |
П.раб. «Приготовление препарата чешуи лука и традесканции» |
Кабинет №10 |
Отчет |
5 |
|
|
|
Практическая работа |
1 |
П.раб. « Обнаружение хлоропластов в клетках растений» |
Кабинет №10 |
Отчет. Самостоятельная работа |
6 |
|
|
|
Практическая работа |
1 |
П. раб. «Измерение тургорного состояния клеток разных растений» |
Кабинет №10 |
Отчет |
7 |
|
|
|
Практическая работа |
1 |
П. раб. «Изучение плазмолиза и деплазмолиза в клетках растений» |
Кабинет №10 |
Отчет. Самостоятельная работа |
8 |
|
|
|
Изучение нового материала |
1 |
Изучение растительных тканей |
Кабинет №10 |
Изучение нового материала |
9 |
|
|
|
Изучение нового материала |
1 |
Раздел 3. Строение покрытосеменных растений Семя, как орган размножения растений. |
Кабинет №10 |
Опрос. |
10 |
|
|
|
Практическая работа |
1 |
П.раб. «Условия прорастания семян» |
Кабинет №10 |
Отчет. Самостоятельная работа |
11 |
|
|
|
Изучение нового материала |
1 |
Строение и разнообразие листьев растений. |
Кабинет №10 |
Опрос |
12 |
|
|
|
Практическая работа |
1 |
П.раб. «Зависимость транспирации от температуры и площади поверхности листьев» |
Кабинет №10 |
Отчет. Самостоятельная работа |
13 |
|
|
|
Изучение нового материала |
1 |
Строение стебля растений |
Кабинет №10 |
Работа по карточкам |
14 |
|
|
|
Практическая работа |
1 |
П.раб. « Значение кутикулы и пробки в защите растений от испарения» |
Кабинет №10 |
Отчет. Самостоятельная работа |
15 |
|
|
|
Практическая работа |
1 |
Строение корня. П.раб.»Влияние окружающей среды на видоизменения корней» |
Кабинет №10 |
Отчет. Самостоятельная работа |
16 |
|
|
|
Практическая работа |
1 |
Цветок. П.раб.»Влияние внешних факторов среды на цветение и плодоношение растений» |
Кабинет №10 |
Отчет. Самостоятельная работа |
17 |
|
|
|
Практическая работа |
1 |
Плоды. П.раб. « Измерение РН среды водородного показателя плодов растений» |
Кабинет №10 |
Отчет. Самостоятельная работа |
18 |
|
|
|
Практическая работа |
1 |
Раздел 4. Жизнь растений Фотосинтез. П.раб. « Влияние факторов среды на скорость прохождения фотосинтеза» |
Кабинет №10 |
Опрос |
19 |
|
|
|
Практическая работа |
1 |
П.раб. «Изучение минерального питания растений и электропроводности растворов» |
Кабинет №10 |
Отчет. Самостоятельная работа |
20 |
|
|
|
Изучение нового материала |
1 |
Фитотропизм растений |
Кабинет №10 |
Индивидуальная работа |
21
|
|
|
|
Практическая работа |
1 |
П. раб.»Испарение воды растениями до и после полива» |
Кабинет №10 |
Отчет. Самостоятельная работа |
22 |
|
|
|
Практическая работа |
1 |
П.раб. «Зависимость транспирации от температуры воды» |
Кабинет №10 |
Отчет. Самостоятельная работа |
23 |
|
|
|
Практическая работа |
1 |
П.раб. « Определение условий произрастания растений и их возраст по спилу дерева» |
Кабинет №10 |
Отчет. Самостоятельная работа |
24 |
|
|
|
Изучение нового материала |
1 |
Способы размножения растений. |
Кабинет №10 |
Опрос |
25 |
|
|
|
Изучение нового материала |
1 |
П.раб. «Выращивание рассады» |
Кабинет №10 |
Отчет. Самостоятельная работа |
26 |
|
|
|
Изучение нового материала |
1 |
Раздел 5.Многобразие растений История цветоводства. Комнатные растения |
Кабинет №10 |
Опрос |
27 |
|
|
|
Изучение нового материала |
1 |
Лекарственные и ядовитые растения» |
Кабинет №10 |
Индивидуальная работа |
28 |
|
|
|
Изучение нового материала |
1 |
Культурные и дикорастущие растения |
Кабинет №10 |
Сообщения |
29 |
|
|
|
Практическая работа |
1 |
Раздел. 6. Экологические факторы среды П. раб. «Определение рн воды» |
Кабинет №10 |
Отчет. Самостоятельная работа |
30
|
|
|
|
Практическая работа |
1 |
П.раб. «Измерение освещенности в разных частях кабинета» |
Кабинет №10 |
Отчет. Самостоятельная работа |
31 |
|
|
|
Практическая работа |
1 |
П. раб. «Измерение влажности воздуха и температуры окружающей среды» |
Кабинет №10 |
Отчет. Самостоятельная работа |
32
|
|
|
|
Экскурсия |
1 |
Экскурсия «Весенние явления в жизни растений» |
Пришкольная территория |
Отчет |
33 |
|
|
|
Конференция |
1 |
Конференция «Что мы узнали о растениях?» |
Кабинет №10 |
Сообщения |
34
|
|
|
|
Диагностика |
1 |
Итоговая диагностика |
Кабинет №10 |
Итоговая диагностика |
35-36 |
|
|
|
Диагностика |
2 |
Анализ итоговой диагностики |
Кабинет №10 |
Опрос |
2.2.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Учебный кабинет, соответствующий требованиям СанПиН; кафедра; аудиоустановка; современная цифровая лаборатория по биологии; мультидатчик, ноутбук для просмотра и анализа материалов выступлений учащихся, МФУ.
В кабинете парты (столы) следует расставить таким образом, чтобы дети видели друг друга и педагога. Если есть возможность, заменить стулья креслами для создания более комфортной обстановки.
Кадровое обеспечение программы: педагоги, организующие образовательный процесс по данной программе должны иметь высшее образование
Важным условием, необходимым для реализации программы является умение педагога осуществлять личностно-деятельностный подход к организации обучения, проектировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося, разрабатывать и эффективно применять инновационные образовательные технологии
Санитарно-гигиеническая требования. Занятия должны проводиться в кабинете, соответствующем требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться. Необходимо также наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи
Методы и формы преподавания определяются целями и задачами курса, направленного на формирование способностей учащихся и основных компетентностей в предмете.
Реализация программы предусматривает использование педагогических технологий:
Приемы организации деятельности:
Во время занятий могут использоваться различные виды индивидуальной, парной и групповой работы.
2.3.Формы аттестации
1. Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся.
2. Текущий:
- прогностический, т.е. проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, т.е. контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения заданий;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентровочную основу, "план" действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
3. Итоговый контроль в формах:
- публичные выступления ребенка на научно-практических конференциях и конкурсах;
- решение естественно- научных задач;
- знание норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя во внеурочное время).
Самооценка и самоконтроль, определение учеником границ своего "знания - незнания", своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления работы.
2.4.Оценочные материалы
Основными критериями оценки эффективности реализации дополнительной образовательной программы являются:
• мотивационно-ценностный критерий (отношение к природе и осуществление научно-исследовательских работ);
• информационный критерий (степень сформированности знаний о природе);
• инструментальный критерий (степень сформированности умений и навыков проектной деятельности);
• деятельностный критерий (участие в конкурсах, научно-практических конференциях, фестивалях и т.д.
В программе используется гибкая рейтинговая система оценки достижений обучающегося по определенным критериям:
1. выполнение определённого количества практических работ, когда каждая практическая работа оценивается определенным количеством баллов;
2. выполнение нескольких тестов и, следовательно, подсчет промежуточных рейтингов (количество баллов за тест и практические работы);
3. подведение итогов в конце каждого полугодия (январь, май);
4. система награждения и поощрения обучающихся. Лучшие обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов, награждаются грамотами и призами.
5. Организация контроля знаний происходит на основе саморефлексии обучающегося. Рефлексия помогает определить степень достижения поставленной цели, причины их достижения или наоборот, действенность тех или иных способов и методов, а также провести самооценку.
Диагностика знаний умений и навыков проводится в начале, середине и конце года
Контроль
Время проведения |
Цель проведения |
Формы проведения |
Начальный или входной контроль |
||
В начале учебного года |
Определение уровня развития детей, их творческих способностей |
Беседа, опрос, тестирование, анкетирование, |
Текущий контроль |
||
В течение всего учебного года |
Определение степени усвоения учебного материала. Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. |
Педагогическое наблюдение, опрос, контрольное занятие, самостоятельная работа |
В конце учебного года или курса обучения |
||
В конце учебного года или курса обучения |
Определение результатов обучения. Ориентирование обучающихся на дальнейшее обучение. |
Зачет, опрос, презентации творческих работ, тестирование, анкетирование, эссе; защита проектов
|
2.5. Методическое обеспечение программы
Формы и методы.
Реализация задач экологического образования требует определенных форм и методов обучения. В своей программе предпочтение таким формам, методам и методическим приемам обучения, которые:
1. стимулируют учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (деловые или сюжетно-ролевые игры, конференции, семинары, беседы, рефераты, диспуты, дебаты, викторины, компьютерные технологии);
2. способствуют развитию творческого мышления, умению предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека; методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, а также традиционные методы – беседа, наблюдения, опыт, лабораторные и практические работы;
3. обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений; основ проектного мышления обучающихся (проектные работы, проблемный подход к изучению отдельных явлений;
4. вовлекают обучающихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, изучение и подсчет видового разнообразия, пропаганда экологических знаний - листовки, газеты, лекции и пр.);
Используемые группы методов обучения, наиболее полно решают задачи развивающего обучения:
1. Контрольно-диагностические методы (самоконтроль, контроль качества усвоения программы) через тестирование динамики роста знаний, умений, навыков;
2. Интерактивные методы, т.е. обучение во взаимодействии (тренинги, ролевые игры);
3. Объяснительно-иллюстративные
4. Репродуктивные
5. Методы проектного обучения
6. Методы проблемного обучения:
7. Проблемное изложение
8. Частично-поисковые, или эвристические
9. исследовательские
10. Практические: самостоятельная трудовая деятельность, самостоятельная работа с литературой, опыты, тренинги, эксперименты, исследования.
Ожидаемый результат и способы определения его результативности. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием обучающегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
Название раздела |
Формы подведения итогов |
Дидактический материал, техническое оснащение |
Формы занятий |
Методы и приемы |
Раздел 1. Введение |
Опрос, отчет |
Растения Тамбовской области. Сборник научных трудов. Мичуринск, 2019 |
Рассказ, объяснение, беседа, практическая работа |
Словесный, наглядный, практический, устный |
Раздел 2. Строение растительных клеток и тканей |
Опрос, отчет, самостоятельная работа. |
1.Кушнер Х.Ф. Занимательная биология. М., Наука, 2018 2.Смирнов А. Мир растений. 3т.М., 2016 3.Современная цифровая лаборатория по биологии |
Рассказ, объяснение, беседа, практическая работа; наблюдения |
Словесный, наглядный, практический, устный |
Раздел3. Строение покрытосеменных растений. |
Опрос, отчет, самостоятельная работа |
1.Sbio. Info Проект «Вся биология» 2.Батурицкая, Н.В., Фенчук Т.Д. Удивительные опыты с растениями.- Минск, 2017 3.Современная цифровая лаборатория по биологии |
Рассказ, объяснение, беседа, практическая работа; наблюдения |
Словесный, наглядный, практический, устный |
Раздел 4 Жизнь растений |
Опрос, отчет, самостоятельная работа |
1. Потапов С.П., Чувикова Т.Г. Методика постановки опытов с плодовыми, ягодными растениями.- М., 2016 2.. Горелов Б.Б., Рубцов И.Д. Растительный покров Тамбовской области и его охрана, 1999; 3.Современная цифровая лаборатория по биологии |
Рассказ, объяснение, беседа, практическая работа; наблюдения экскурсия |
Словесный, наглядный, практический, устный |
Раздел 5. Многообразие растений |
Опрос, отчет, самостоятельная работа |
1.Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособие для вузов. – М.: Агенство "ФАИР", 2018. |
Рассказ, объяснение, беседа, практическая работа; наблюдения экскурсия |
Словесный, наглядный, практический, устный |
Раздел 6. Экологические факторы среды |
Опрос, отчет, самостоятельная работа |
Современная цифровая лаборатория по биологии |
Рассказ, объяснение, беседа, практическая работа; наблюдения экскурсия |
Словесный, наглядный, практический, устный |
2.6.Список литературы
Список литературы для педагога
Основная литература
1. Алтымышев, А. А. Природные целебные средства.- Москва: 1992.
2. Батурицкая, Н.В., Фенчук Т.Д. Удивительные опыты с растениями.- Минск, 1991.
3. Гаммерман, А. Ф. Лекарственные растения (растения-целители).- М., 1990.
4. Емельянов А.Г., Основы природопользования. – М.: Академия, 2012. – 256 с.
5. Заупе, Юрген Природа - наш доктор.- М., 1994.
6. Ипполитова, Н.Я. Декоративное оформление участка.- М.,1992.
7. Киреева, М.Ф. Цветоводство.- М., 1989.
8. Коваль, А.А. Плодоводство.- М., 1982.
9. Корчагин, В.Н. Защита растений от вредителей и болезней на садово-огородном участке.- М., 1987.
10. Кудрявец, Д.Б., Петренко, Н.А. Как вырастить цветы.- М., 1993.
11. Кузнецов В.И. Уроки биологии.- М., 1990.
12. Новоселов А.Л., Экономика природопользования. – М.: Академия, 2012. – 240 с.
13. Потапов С.П., Чувикова Т.Г. Методика постановки опытов с плодовыми, ягодными растениями.- М., 1982.
14. Яковенко Т. Я. Лекарственное растительное сырьё. СПб., 2004.
Дополнительная литература
1. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста [Текст]: учебное пособие /Т.П. Авдулова. – М.: Academia, 2014. – 240 с.
2. Автух, В. Развитие гипотетичности в исследовательской деятельности школьников [Текст]: /В. Автух. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 136 с.
3. Акулова, О.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся [Текст]: / О.В. Акулова, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова. – М.: КАРО, 2008. – 96 с.
4. Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности [Текст]: учебное пособие /Е.В.Бережнова, В.В. Краевский. – М.: Academia, 2013. – 128 с.
5. Гелясина, Е. Методика формирования исследовательской культуры школьников [Текст]: / Е. Гелясина. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 124 с.
6. Гусейнов, В.А. Технология организации учебно-исследовательской деятельности [Текст]: / В.А. Гусейнов. – М.: Academia, 2012. – 68 с.
7. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога [Текст]: / В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2010. – 176 с.
8. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст]: М.: Национальное образование, 2016. – 304 с.
9. Козодаева, И. Научное общество учащихся [Текст]: / И. Козодаева. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 120 с.
10. Кольева, Н. Формирование информационной компетентности у учащихся [Текст]: / Н. Кольева. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 200 с.
11. Осипова, Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников [Текст]: Малая Академия наук /Г.И.Осипова. – М.: Учитель, 2007. – 160 с.
Список литературы для учащихся
Основная литература
1. Вехов, Н.К. Отводковое размножение древесных и кустарниковых пород.‒ М., 1995.
2. Головкин, Б.Н. О чём говорят названия растений.- М.,1986.
3. Дмитриев, Ю.В. Соседи по планете.- М., 1977.
4. Календарь юного натуралиста.- М., 1982.
5. Макарова, И.А. Школьный цветник.- М., 1952.
6. Макарова, И.А. Юным мичуринцам.- М., 1959.
7. Новиков, В.С. Школьный атлас-определитель высших растений.- М.,1985.
8. Ольгин, О.Л. Опыты без взрывов.- М., 1991.
9.Растения для нас. Справочное издание /Под ред. Г.П. Яковлева.- М., 1996.
10. Розенштейн, А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии. Растения.- М., 1995.
Дополнительная литература
1.
Биология для поступающих в вузы: интенсивный курс / Г. Л. Билич, В. А.
Крыжановский. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2013. – 509 с.
2. Биология: методические рекомендации / В. Э. Бутвиловский, В. В.
Давыдов, Т. Г. Романова. – Минск: БГМУ, 2012. – 143 с.
3. Биология: тестовые задания / И. М. Прищепа и др. – Минск: Новое
знание, 2014. – 747 с.
4. Биология: практикум / В. Э. Бутвиловский, В. В. Давыдов, Е. В.
Чаплинская. – Минск: БГМУ, 2016. – 39 с.
5. Биология: терминологический словарь / Р. Г. Заяц, В. Э. Бутвиловский,
В. В. Давыдов. – Минск: Вышэйшая школа, 2013 – 238 с.
6. Биология: учебник и практикум / В. Н. Ярыгин и др. – Москва:
Юрайт, 2014. – 452 с.
Список литературы для родителей
Основная литература
1. Лыскова, В. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся [Текст]: / В. Лыскова. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 192 с.
2. Осипенко, Л. Формирование у детей системы знаний о методах научного исследования [Текст]: / Л. Осипенко. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 204 с.
Дополнительная литература
1. Бозаджиев, В. Как вырастить эйнштейнов в школе [Текст]: / В.Бозаджиев, Н.Рудь, Т, Ярмова. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 368 с.
2. Журнал «Детское творчество» [Текст]: .‒ М.: Народное образование.
3. Хайнс, Д. Ваши взрослые дети [Текст]: Руководство для родителей / Д. Хайнс, Э. Бейверсток. – М.: Альпина нон-фикшн, 2016. – 320 с.
Информационные источники
1. Единая национальная коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
2. Естественнонаучный образовательный портал http://www.en.edu.ru/
3. Каталог детских ресурсов интернет http://www.kinder.ru/
4. Летописи. рф. http://www.letopisi.ru
5. Педагогические порталы и сайты http://www.links-guide.ru/pedagogicheskie-portaly
6. Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании http://www.ict.edu.ru/
7. Права и дети в Интернете http://school-sector.relarn.ru/
8. Президент России - гражданам школьного возраста http://www.uznay-prezidenta.ru/
9. Российские общеобразовательные порталы и сайты. http://www.alleng.ru/edu/educ.htm
10. Российский портал открытого образования http://www.openet.ru/
11. Тамбовский региональный ресурсный центр РЕОИС http://trrc.tambov.ru/centr.htm
12. Управление образования и науки Тамбовской области http://obraz.tambov.gov.ru/
13. Управление народного образования г. Мичуринска http://unomich.68edu.ru/
14. Эйдос" - центр дистанционного образования http://www.eidos.ru/index.htm
15. Юность, Наука, Культура http://www.future4you.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.