Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
Рассмотрено на заседании МС Протокол от ___»_______2016 г. № ____
|
Согласовано Зам. директора ____________________ «_____»___________2016 г.
|
Утверждено Приказ от «____»_______2016 г. № ____
|
|
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Живой мир»
Естественно – научной направленности
Возраст обучающихся: 12-13 лет
Срок реализации программы: 3 года
Количество часов в год: 76 часов
Педагог, реализующий программу:
Петренко Елена Николаевна педагог
дополнительного образования
г. Сургут, 2016
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«ЖИВОЙ МИР»
Название программы |
Живой мир |
Направленность программы |
Естественно - научная |
Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу |
Петренко Елена Николаевна |
Год разработки |
2016 г. |
Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа |
Директором школы |
Уровень программы |
стартовый |
Информация о наличии рецензии |
внутренняя |
Цель |
Знакомство учащихся с многообразием мира живой природы, развитие навыков проектно-исследовательской деятельности.
|
Задачи |
Образовательные: - углубить и расширить знания учащихся; - способствовать популяризации биологических знаний среди учащихся; - осуществить знакомство с биологическими специальностями. Развивающие: - развивать навыки работы, с биологическими объектами используя микроскоп; - способствовать формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов. Воспитательные: - воспитывать интерес к миру живых существ; - воспитывать ответственное отношение ко всему живому на Земле.
|
Ожидаемые результаты освоения программы |
Учащиеся расширят, систематизируют и углубят исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир. |
Срок реализации программы |
3 года |
Количество часов в неделю/год |
228 часов (2 часа в неделю) |
Возраст учащихся |
12-13 лет |
Формы занятий |
Групповые, индивидуальные |
Методическое обеспечение |
1. Учебник Былова А.М., Шорина Н.И.. «Экология растений», 6 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2015. – 192 с. 2. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов «Экология животных», 7 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2015. – 237 с. 3. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. М.З. Федорова, В.С. Кучменко «Экология человека», 8 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2014. – 142 с. |
Условие реализации программы |
наглядные пособия, цифровые лаборатории, лабораторное оборудование, наличие пришкольной территории, коллекции, гербарии
|
I. Пояснительная записка
В настоящее время перед образованием стоит задача формирование экологически грамотной личности, способной к самопознанию, познанию окружающего мира, бережному отношению ко всему живому на Земле и своему здоровью.
Цель программы: знакомство учащихся с многообразием мира живой природы, познание человека как неотъемлемой ее части, развитие навыков проектно-исследовательской деятельности.
Задачи программы:
Образовательные:
- углубить и расширить знания учащихся;
- способствовать популяризации биологических знаний среди учащихся;
- осуществить знакомство с биологическими специальностями.
Развивающие:
- развивать навыки работы, с биологическими объектами используя микроскоп;
- способствовать формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к миру живых существ;
- воспитывать ответственное отношение ко всему живому на Земле, к собственному здоровью.
II. Особенности программы
Программа «Живой мир» имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.
Представленная целостная программа разработана для учащихся среднего звена школы, состоит из трех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 228 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:
1-й год обучения - «Экология растений» (76 часов):
2-й год обучен и я – «Экология животных» (76 часов)
3-й год обучения – «Экология человека» (76часов)
Занятия проводятся 2 раз в неделю по одному академическому часу.
Актуальность программы обусловлена тем, что знания, которые получат учащиеся в ходе реализации программы, позволят им приобрести навыки необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.
Новизна программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Программа рассчитана на учащихся 12-14 лет. Продолжительность образовательного процесса - 3 год. Количество часов – 228 (2 учебных час в неделю).
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
Групповая
Индивидуальная
Формы и методы, используемые в работе по программе:
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.
Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).
Исследовательские методы (при работе с микроскопом).
Наглядность: просмотр видео-, кино-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Основные принципы содержания программы:
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип системности и целостности;
- принцип экологического гуманизма;
- принцип краеведческий;
- принцип практической направленности.
Программа включает и раскрывает основные содержательные линии:
«Экология растений»
«Экология животных»
«Экология человека»
Результативность.
Результативность и целесообразность работы по программе «Живой мир» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные: «Декада биологии», «День птиц», «День Земли».
III. Планируемые результаты:
В результате изучения курса «Живой мир» учащиеся на ступени основного общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
- получат возможность осознать своё место в мире;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
- получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные универсальные учебные действия:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Подведение итогов реализации программы
Предусматриваются следующие формы:
- выставки;
- научно - практические конференции;
- конкурсы, соревнования, праздники, викторины;
Тематическое планирование
1 – й год обучения
«ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ»
Наименование темы |
Количество часов |
Форма проведения занятия |
Образовательный продукт |
|
Теория |
Практика |
|||
Введение
|
1 |
|
Беседа |
конспект |
Что изучает экология растений |
1 |
|
Беседа |
Конспект |
Особенности взаимодействий растений и животных со средой |
1 |
|
Рассказ с элементами беседы. |
Презентация |
Для чего нужен свет растениям |
1 |
1 |
Рассказ. П/Р |
Результаты п/р |
Разнообразие условий освещения на Земле |
1 |
|
Рассказ с элементами беседы |
Конспект |
Экологические группы растений по отношению к свету. Светолюбивые растения |
1 |
|
Лекция с элементами беседы
|
Буклет |
Теневыносливые и тенелюбивые растения |
1 |
|
Рассказ с элементами беседы. Л/р.
|
Опорная схема |
Приспособление растений к меняющимся условиям освещения |
1 |
1 |
Рассказ с элементами беседы. П/р. |
Конспект. Оформление результатов п/р. |
Как можно регулировать условия освещения растений |
1 |
1 |
Рассказ с элементами беседы. П/р. |
Конспект. Оформление результатов п/р. |
Для чего нужно тепло растениям |
1 |
1 |
Рассказ с элементами беседы. П/р. |
Конспект. Оформление результатов п/р. |
Источники тепла и разнообразие температурных условий на Земле |
1 |
|
Беседа |
Схема |
Температура тела растений. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды |
1 |
|
Рассказ |
Конспект |
Приспособление растений к высоким и низким температурам |
1 |
|
Лекция с элементами беседы
|
Схема |
Улучшение температурных условий для растений |
1 |
|
Лекция с элементами беседы
|
Схема |
Для чего нужна вода растениям |
1 |
1 |
Рассказ с элементами беседы. П/р. |
Конспект. Оформление результатов п/р. |
Как поступает и удерживается вода в растениях, на что расходуется |
1 |
|
Рассказ |
Таблица |
Экологические группы растений по отношению к воде. Водные растения |
1 |
|
Лекция с элементами беседы
|
Презентация |
Влаголюбивые растения |
1 |
|
Просмотр презентации |
Схема |
Растения, требующие умеренного увлажнения |
1 |
|
Просмотр презентации |
Схема |
Засухоустойчивые растения |
1 |
|
Лекция с элементами беседы
|
Конспект |
Обеспечение растений водой |
1 |
|
Просмотр учебного фильма |
Схема |
Газовый состав воздуха в жизни растений |
1 |
|
Рассказ |
Таблица |
Ветер в жизни растений |
1 |
|
Просмотр учебного фильма |
Конспект |
Приспособления растений к опылению ветром |
1 |
|
Лекция с элементами беседы
|
Презентация |
Приспособления растений к распространению ветром |
1 |
|
Рассказ |
Презентация |
Регулирование человеком воздушных потоков и газового состава воздуха |
1 |
|
Рассказ |
Схема |
Что представляет собой почва |
1 |
1 |
Рассказ с элементами беседы. П/р. |
Конспект. Оформление результатов п/р. |
Для чего растениям нужна почва |
1 |
1 |
Рассказ с элементами беседы. П/р. |
Конспект. Оформление результатов п/р. |
Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв |
1 |
|
Просмотр учебного фильма |
Таблица |
Улучшение почв человеком |
1 |
1 |
Рассказ с элементами беседы. П/р. |
Конспект. Оформление результатов п/р. |
Как надо оберегать почву |
1 |
|
|
Конспект |
Животные - опылители |
1 |
|
Лекция с элементами беседы
|
Конспект |
Как распространяют плоды и семена люди и животные |
1 |
|
Рассказ |
Презентация |
Растения и растительноядные животные |
1 |
|
Просмотр презентации |
Конспект |
Растения - хищники |
1 |
|
Рассказ |
Конспект |
Прямое влияние растений друг на друга |
1 |
|
Лекция с элементами беседы
|
Таблица |
Влияние растений друг на друга через изменения среды |
1 |
|
Рассказ |
Таблица |
Круговорот веществ |
1 |
|
Лекция с элементами беседы
|
Схема |
Сожительство растений с грибами и бактериями |
1 |
|
Рассказ |
Таблица |
Бактериальные и грибные болезни растений |
1 |
|
Рассказ |
Конспект |
Осень и зима в жизни растений |
1 |
1 |
Рассказ с элементами беседы. П/р. |
Конспект. Оформление результатов п/р. |
Весна и лето в жизни растений |
1 |
1 |
Рассказ с элементами беседы. П/р. |
Конспект. Оформление результатов п/р. |
Фенологические фазы. Фенология |
1 |
|
Просмотр учебного фильма |
Схема |
Как долго живут растения и как определяют их возраст |
1 |
1 |
Рассказ с элементами беседы. П/р. |
Конспект. Оформление результатов п/р. |
Периоды жизни и возрастные состояния растений |
1 |
|
Просмотр презентации |
Таблица |
Значение для растений разных периодов жизни и возрастных состояний |
1 |
|
Лекция с элементами беседы
|
Таблица |
Где и как обитают растения |
1 |
|
Рассказ |
Схема |
Как могут меняться размеры растений (жизненное состояние растений) |
1 |
|
Просмотр учебного фильма |
Таблица |
Разнообразие жизненных форм растений |
1 |
|
Рассказ |
Схема |
Разнообразие деревьев |
1 |
|
Просмотр учебного фильма |
Схема |
Что называют растительным сообществом |
1 |
|
Лекция с элементами беседы
|
Презентация |
Состав растительных сообществ |
1 |
|
Рассказ |
Таблица |
Количественные соотношения видов в растительном сообществе |
1 |
|
Просмотр презентации |
Таблица |
Разнообразие растений одного вида в растительном сообществе |
1 |
|
Рассказ |
Схема |
Строение растительных сообществ |
1 |
|
Рассказ |
Конспект |
Изменения растительных сообществ |
1 |
|
Просмотр презентации |
Презентация |
Воздействие человека на растительность |
1 |
|
Рассказ |
Презентация |
Редкие и охраняемые растения. Красные книги |
1 |
|
Лекция с элементами беседы
|
Буклет |
Редкие и охраняемые растения ХМАО |
1 |
1 |
Рассказ с элементами беседы. П/р. |
Конспект. Оформление результатов п/р. |
Охраняемые территории и их значение |
1 |
|
Рассказ |
Буклет |
Заповедники и заказники ХМАО |
1 |
1 |
Рассказ с элементами беседы. П/р. |
Конспект. Оформление результатов п/р. |
Защита проектов |
1 |
|
Мини-конференция |
Презентация |
Защита проектов |
1 |
|
Мини-конференция |
Презентация |
Содержание курса 1-й год обучения
«ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ» - 76 часов
Содержание программы
Введение (1 ч)
Цели и задачи программы. Предмет экологии растений.
Особенности взаимодействий растений и животных со средой (2 ч)
Взаимосвязи живых организмов с окружающей средой. Отличие способов питания растений от способов питания животных, реакция на внешнее воздействие.
Свет в жизни растений (9 ч)
Фотосинтез. Прямой и рассеянный свет, солнечный спектр. Разнообразие условий освещения. Листовая мозаика
Тепло в жизни растений (6 ч)
Температурные условия и прорастания семян. Значение тепла для цветения растений. Какое тепло используют растения. Разнообразие температурных условий на Земле. Особенности строения растений, уменьшающие нагревание. Классификация растений по отношению к теплу и холоду.
Вода в жизни растений (8 ч)
Внутренний запас воды. Завядание растений. Движение воды по растению. Общие приспособления влаголюбивых растений. Эфемеры и эфемероиды. Запасание воды. Сохранение воды в почве.
Воздух в жизни растений (5 ч)
Состав воздуха. Значение азота, кислорода, углекислого газа. Общее значение ветра для растений. Распространение семян при помощи ветра.
Почва в жизни растений (8 ч)
Состав почвы. Почва – субстрат для закрепления растений. Приспособления растений к жизни в почвах разного состава. Внесение удобрений. Эрозия почв.
Животные и растения (4 ч)
Приспособление растений к опылению насекомыми. Приспособление растений к распространению семян и плодов животными. Губительное воздействие на растения выпаса скота.
Влияние растений друг на друга (2 ч)
Разные формы влияния растений друг на друга. Фитоклимат.
Грибы и бактерии в жизни растений (3 ч).
Способы питания грибов и растений. Микориза. Грибные болезни сельскохозяйственных растений. Распространение грибных болезней.
Сезонные изменения растений (5 ч)
Листопад и его роль в жизни растений. Подготовка к зиме вечнозеленых хвойных растений. Влияние этапов весны на растения. Фенологические фазы. Фенология.
Изменение растений в течение жизни (4 ч)
Длительность жизни деревьев и кустарников. Годичные кольца. Определение возраста деревьев и кустарников. Периоды жизни.
Разнообразие условий существования и их влияние на растения (2 ч)
Влияние условий существования на растения. Уровни жизненного состояния.
Жизненные формы растений (2 ч)
Деревья, кустарники, кустарнички, травы.
Растительные сообщества (7 ч)
Естественные растительные сообщества. Искусственные растительные сообщества. Влияние растений друг на друга в различных растительных сообществах. Видовой состав растительных сообществ. Количественные соотношения видов в растительных сообществах. Ярусность. Изменения в растительных сообществах. Антропогенное воздействие на растительные сообщества.
Охрана растительного мира (6 ч)
Красные книги. Редкие и охраняемые растения. Краснокнижные растения ХМАО. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.
Защита проектов (2 ч)
Предоставление отчетов по результатам исследований
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2-й год обучения
«ЭКОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ» - 76 часов
№ занятия |
Тема занятия |
Количество часов |
|
теория |
практика |
||
1 |
Введение (1час) |
1 |
|
Условия существования животных (6 часа) |
|
||
2-3 |
Среда обитания животных и условия существования П.Р. №1 «Создание аквариума» |
1 |
1 |
4-5 |
Пища и ее роль в жизни животных. П.Р. №2 «Сооружение кормушек для зимующих птиц» |
1 |
1 |
6-7 |
Убежища, укрытия и жилище. П.Р. №3 «Сооружение искусственных гнездовий». |
1 |
1 |
Среды обитания животных (19 часов) |
|
|
|
8 |
Наземно – воздушная среда жизни - тундра |
1 |
|
9 |
Животные тундры |
1 |
|
10 |
Наземно – воздушная среда жизни - леса умеренной зоны |
1 |
|
11 |
Животные лесов умеренной зоны |
1 |
|
12 |
Наземно – воздушная среда жизни: степи, саванны и прерии |
1 |
|
13 |
Животные степей |
1 |
|
14 |
Животные саванны и прерии |
1 |
|
15 |
Наземно – воздушная среда жизни: пустыни, тропические леса и горные области |
1 |
|
16 |
Животные пустынь |
1 |
|
17 |
Животные тропических лесов |
1 |
|
18 |
Животные горной местности |
1 |
|
19 |
Водная среда жизни |
1 |
|
20 |
Животные пресных водоемов |
1 |
|
21 |
Животные соленых водоемов |
1 |
|
22-23 |
Животный мир почвы. Л.Р. №1 «Реакция дождевых червей на различную реакцию почвы» |
1 |
1 |
24 |
Приспособление животных к наземно – воздушной среде |
1 |
|
25 |
Живой организм как среда обитания |
1 |
|
26 |
Паразитические организмы |
1 |
|
|
Биотические отношения в жизни животных (13 часов) |
|
|
27 |
Отношения животных с представителями других царств живой природы |
1 |
|
28 |
Животные в жизни растений |
1 |
|
29 |
Животные опылители |
1 |
|
30 |
Животные распространители плодов и семян |
1 |
|
31 |
Пищевые отношения между животными различных видов |
1 |
|
32 |
Хищные и травоядные животные |
1 |
|
33 |
Животные сапротрофы |
1 |
|
34 |
Непищевые отношения между животными различных видов |
1 |
|
35 |
Отношения между животными одного вида: образование пар, размножение |
1 |
|
36 |
Отношения между животными одного вида: семья, родственники, соседи |
1 |
|
37 |
Внутривидовая конкуренция |
1 |
|
38 |
Отношения между животными разных видов |
1 |
|
39 |
Межвидовая конкуренция |
1 |
|
|
Неживая природа в жизни животных (11 часов) |
|
|
40 |
Свет в жизни животных |
1 |
|
41 |
Сезонные изменения в поведении животных |
1 |
|
42 |
Фотопериодизм |
1 |
|
43 |
Биологические часы |
1 |
|
44 |
Вода в жизни животных |
1 |
|
45 |
Как животные экономят воду |
1 |
|
46 |
Температура в жизни животных |
1 |
|
47 |
Холоднокровные животные |
1 |
|
48 |
Теплокровные животные |
1 |
|
49 |
Кислород в жизни животных |
1 |
|
50 |
Аэробные и анаэробные организмы |
1 |
|
|
Сезонные изменения в жизни животных (7 часов) |
|
|
51-52 |
Спячка и оцепенение. Л.Р. №2 «Сезонные изменения в жизни насекомых» |
1 |
1 |
53 |
Миграции и кочёвки млекопитающих |
1 |
|
54 |
Перелеты птиц |
1 |
|
55 |
Перелетные Птицы ХМАО |
1 |
|
56-57 |
Кочевые и зимующие птицы ХМАО. П.Р. №4 «Ведение фенологических наблюдений за животными» |
1 |
1 |
|
Численность животных (4 часа) |
|
|
58 |
Популяции животных |
1 |
|
59-60 |
Как и почему меняется численность животных. Л.Р. №3 «Определение численности и плотности популяций животных» |
1 |
1 |
61 |
Влияние деятельности человека на численность животных |
1 |
|
|
Изменения в животном мире Земли (15 часов) |
|
|
62-63 |
Эволюция царства животных. П.Р. №5 «Составление эволюционного древа царства Животные». |
1 |
1 |
64 |
Реликтовые виды животных |
1 |
|
65 |
Исчезнувшие и исчезающие виды животных |
1 |
|
66 |
Редкие и охраняемые животные России |
1 |
|
67 |
Заповедники, заказники, национальные парки |
1 |
|
68 |
Красная книга ХМАО |
1 |
|
69 |
Заповедники и заказники Югры |
1 |
|
70 |
Животные и человек |
1 |
|
71 |
Антропогенное влияние на среду обитания животных в Югре |
1 |
|
72 |
Домашние животные |
1 |
|
73 |
Биозащита |
1 |
|
74 |
Животные городских улиц |
1 |
|
75 |
Животные парковых и лесопарковых зон города |
1 |
|
76 |
Жилье человека как среда обитания животных |
1 |
|
Содержание курса 2-й год обучения
«ЭКОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ» - 76 часов
Введение (1 час)
Цели и задачи программы. Общие признаки. Характерные для царства Животные.
Условия существования животных (6 часов)
Среды жизни. Пределы существования жизни. Изменения существования жизни. Растительноядные и плотоядные животные. Активное и пассивное питание. Жизненное пространство животного.
Среды обитания животных (19 часов)
Приспособления животных для жизни в: тундре, лесах умеренной зоны, степи, саванне, прериях, пустыни, тропических лесах, горной местности. Вода – дом для живых существ. Морское дно. Толща воды. Граница сред. Пресные воды. Почва как среда обитания. Животные обитающие в почве. Паразитические организмы. Плюсы и минусы паразитического образа жизни. Внутренние паразиты. Внешние паразиты. Как животные – хозяева борются с паразитами.
Биотические отношения в жизни животных (13 часов)
Животные – вегетарианцы. Распространение плодов и семян животными. Зеленые части растений – пища для животных. Животные и микроорганизмы. Животные – листоеды и паразиты. Опыление растений. Насекомоядные растения. Типы отношений между животными разных видов. Хищники и жертвы. Паразиты и хозяева. Животные – нахлебники и животные квартиранты. Взаимовыгодные отношения между животными. Конкуренция между видами. Поиск брачного партнера. Выбор брачного партнера. Родители и потомства. Лидеры и партнеры. Своя территория.
Неживая природа в жизни животных (11 часов)
Видимый свет. Как животные воспринимают свет. Смена дня и ночи. Смена времен года. Вода в теле животного. Как вода поступает в тело животного? Как животные экономят воду? Выведение воды из организма. В какой воде лучше жить – пресной или соленой? Температурные пределы жизни. Температурные адаптации холоднокровных животных. Температурные адаптации теплокровных животных. Для чего животному кислород? Кислород в разных средах жизни. Как животные дышат?
Сезонные изменения в жизни животных (7 часов)
Подготовка к зиме. Спячка и оцепенение. Летняя спячка и оцепенение. Миграции и кочевки.
Численность животных (4 часа)
Как формируются популяции. Связь между популяциями. Рождаемость и смертность. Колебания численности популяций.
Изменения в животном мире Земли (15 часов)
Почему животные вымирают? Вымершие животные. Редкие и охраняемые животные. Красная книга. Охраняемые природные территории. Заповедники. Охота и промысел. Биозащита. Одомашнивание. Пернатые и четвероногие соседи человека. Неприятные соседи.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3-й год обучения
«ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА» - 76 часов
№ занятия |
Тема занятия |
Количество часов |
|
теория |
практика |
||
1 |
Введение (1час) |
1 |
|
Окружающая среда и здоровье человека (14 часов) |
|
||
2 |
Что изучает экология человека |
1 |
|
3 |
Факторы окружающей среды, оказывающие влияние на человека |
1 |
|
4-5 |
Здоровье и образ жизни. Л.Р. №1 «оценка состояния физического здоровья» |
1 |
1 |
6 |
История развития представлений о здоровом образе жизни |
1 |
|
7 |
Из истории развития взаимоотношений человека с природой |
1 |
|
8 |
Этапы развития природы и человека |
1 |
|
9 |
Человек биосоциальное существо |
1 |
|
10 |
Различия между людьми, проживающими в разных природных условиях |
1 |
|
11 |
Антропология. Этнография |
1 |
|
12 |
Влияние климатических факторов на здоровье |
1 |
|
13 |
Биометеорология |
1 |
|
14 |
Экстремальные факторы окружающей среды |
1 |
|
15 |
Влияние ионизирующей радиации на организм человека |
1 |
|
|
Влияние факторов среды на системы органов (51 часов) |
|
|
16 |
Вредные привычки |
1 |
|
17 |
Электронные сигареты, курительные смеси, их влияние на организм человека |
1 |
|
18 |
Условия правильного формирования опорно – двигательной системы |
1 |
|
19-20 |
Воздействие двигательной активности на организм человека. Л.Р. № 2 «Оценка подготовленности организма к занятиям физической культурой» |
1 |
1 |
21 |
Гиподинамия у детей и взрослых , ее последствия |
1 |
|
22 |
Режим двигательной активности для разных возрастных групп |
1 |
|
23 |
Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови |
1 |
|
24 |
Заболевания крови |
1 |
|
25-26 |
Иммунитет и здоровье. Л.Р. №3 «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета» |
1 |
1 |
27 |
Аллергия. Аллергент |
1 |
|
28 |
Измененные клетки. Онкологические заболевания |
1 |
|
29-30 |
Условия полноценного развития системы кровообращения. Л.Р. №4 «Реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку» |
1 |
1 |
31 |
Артериальное давление и пульс – показатели состояния сердечно – сосудистой системы |
1 |
|
32-33 |
Профилактика нарушений деятельности сердечно -сосудистой системы. Л.Р. №5 «Определение стрессоустойчивой сердечно – сосудистой системы» |
1 |
1 |
34 |
Юношеская гипертония |
1 |
|
35-36 |
Правильное дыхание. Л.Р. №6 «Влияние холода на частоту дыхательных движений» |
1 |
1 |
37 |
Пища |
1 |
|
38 |
Питательные вещества и природные пищевые компоненты - важный экологический фактор |
|
|
39 |
Чужеродные примеси пищи |
1 |
|
40 |
Профилактика заболеваний, вызываемых консервантами, стабилизаторами, эмульгаторами и другими опасными примесями |
1 |
|
41 |
Практическая работа №1 «О чем может рассказать упаковка» |
1 |
|
42 |
Рациональное питание и культура здоровья |
1 |
|
43 |
Диета и здоровье |
1 |
|
44 |
Воздействие солнечных лучей на кожу |
1 |
|
45 |
Опасность искусственного загара |
1 |
|
46 |
Температура окружающей среды и участие кожи в терморегуляции |
1 |
|
47-48 |
Закаливание. Л.Р. №7 «Реакция организма на изменения температуры окружающей среды» |
1 |
1 |
49 |
Средства и способы закаливания |
1 |
|
50-51 |
Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. Л.Р. №8 «Развитие утомления» |
1 |
1 |
52 |
Условия нормального функционирования зрительного анализатора |
1 |
|
53 |
Фотоэпилепсия. Работа на компьютере |
1 |
|
54-55 |
Внешнее воздействие на органы слуха и равновесия. Л.Р. №9 «Воздействие шума на остроту слуха» |
1 |
1 |
56 |
Заболевания органа слуха и их профилактика |
1 |
|
57-58 |
Стресс как негативный биосоциальный фактор. Л.Р.№10 «Оценка температурного режима учебных помещений» |
1 |
1 |
59-60 |
Чувствительность к внешним воздействиям и тип высшей нервной деятельности. Л.Р. № 11 «Определение некоторых свойств нервных процессов, лежащих в основе деления на типы высшей нервной деятельности |
1 |
1 |
61-62 |
Биоритмы и причины их нарушения. Л.Р. № 12 «Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей» |
1 |
1 |
63 |
Сон. Значение и фазы сна. |
1 |
|
64 |
Гигиенический режим сна – составляющая здорового образа жизни |
|
|
65 |
Влияние окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции |
1 |
|
66 |
Гипофиз. Щитовидная железа |
1 |
|
|
Репродуктивное здоровье (10 часов) |
1 |
|
67 |
Особенности развития юноши и девушки под действием биосоциальных факторов |
1 |
|
68 |
Половые железы. Половые гормоны. Период полового созревания |
|
|
69 |
Проблемы взросления и культура здоровья |
1 |
|
70 |
Факторы риска внутриутробного развития |
1 |
|
71 |
Гендерные роли |
1 |
|
72 |
Биологические и социальные причины заболеваний, передающихся половым путем |
1 |
|
73 |
СПИД – чума 21 века |
1 |
|
74 |
Ответственное поведение как социальный фактор |
1 |
|
75 |
Хламидиоз |
1 |
|
76 |
«Твое здоровье в твоих руках» |
1 |
|
Содержание курса 3-й год обучения
«ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА» - 76 часов
Введение (1час)
Предмет и задачи курса «Экология человека»
Окружающая среда и здоровье человека (14 часов)
Биологическая, социальная, прикладная экология. Антропогенные факторы. Социальная среда. Физическое и психическое здоровье. Образ жизни. Режим дня. Этнические группы, проживающие в ХМАО, их общность и особенности. Профилактика заболеваний. Экологические катастрофы. Этапы развития природы. Климат. Погода. Здоровье. Электрические и магнитные поля и их влияние на организм человека.
Влияние факторов среды на системы органов (51 часов)
Болезненные, пагубные привычки. Пристрастие к курению. Употребление алкоголя и последствия. Наследственность, факторы, влияющие на опорно - двигательный аппарат. Физическая активность. Активный образ жизни. Режим занятий на спортивных тренировках. Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови детей и взрослых. Гипоксия. Анемия. измененные клетки. Онкологические заболевания. Аллергенты. Ударный объем сердца. Частота сердечных сокращений. Гипертония. Связь гиподеномии и деятельности сердечно – сосудистой системы. Стресс как фактор риска. Здоровье – одна из главных ценностей. Горная болезнь. концерогены. Правильное дыхание. Роль органических и неорганических веществ , содержащихся в пище. Болезнетворные организмы. Сальмонеллез, бутулизм. Рациональное питание. Навыки правильного питания. Режим питания. Значение и строение кожи. Факторы, оказывающие вредное воздействие на кожу. Солнечное голодание. Правила пребывания на солнце. Теплоотдача: теплопроведение, теплоизлучение, потоиспарение. Закаливание. Воздушные ванны. Факторы, отрицательно влияющие на развитие нервной системы. Вибрационная болезнь. Стресс. Стадии стресса. Темперамент человека. Проявление стрессоустойчивости в зависимости от типов высшей нервной деятельности. Биологические часы. Биоритмы. Профессия – врач. Микроисследования по биоритмам или утомлеию. Фазы сна. Гигиена сна.
Репродуктивное здоровье (10 часов)
Половые железы. Половые гормоны. Вторичные половые признаки. Период полового созревания. Внутриутробное развитие. Факторы, влияющие на развитие плода. Ответственное поведение как социальный фактор.
Список литературы
1. А. М. Былова, Н.И. Шорина. Экология растений: 6 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. М.: Вентана-Граф, 2015. – 192 с.
2.
Учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В.Г. Бабенко,
Д.В. Богомолов «Экология животных», 7 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2015. – 237
с.
3. Бен Денн. / Моря и океаны. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков, Белгород 2009.
4. Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных. Москва 2010.
5. Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н. ,Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для любознательных. / Москва 2009.
6. Петелин, А.Л. Естествознание: учебник/ А.Л. Петелин Т.Н. Гаева, А.Л.Бреннер, Т.Н. Гаева.-М.: ФОРУМ, 2012.-256с.: ил. - (Профессиональное образование).
7. Роберт Коуп. / Мир насекомых. / Москва «Махаон» 2009.
8. Сэм Тэплин. / Динозавры и доисторические животные. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков, Белгород 2009.
9. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. М.З. Федорова, В.С. Кучменко «Экология человека», 8 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2014. – 142 с.
10. Чернявский А.В., Ковальчук Д. А. Универсальный энциклопедический справочник./ Харьков, Белгород – 2010.
11. Экология : учеб. пособие / под ред. А. В. Тотая. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮРАЙТ, 2012. - 408с.: ил.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.