Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«ЭнергоПолис» г.Перми
«УТВЕРЖАЮ»:
Директор МАОУ «ЭнергоПолис»
______________хххххххххххх
«_____»______________2022г.
ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
воскресная школа «ВсЁзнайка»
для детей 6-7 лет
на 2022-2023 учебный год
Программа составлена:
педагогом-психологом
Козловой О.А.
Пермь, 2022
Пояснительная записка
к учебному плану дошкольного образования в воскресной
школе «ВсЕзнайка».
Основная образовательная программа разработана в соответствии с «Законом образовании РФ» в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г., рег. номер 19993).
Организация дошкольной подготовки в МАОУ «ЭнергоПолис»», является одной из форм работы с детьми в рамках преемственности на этапе «детский сад- начальная школа». Её появление и функционирование - результат социального заказа общества. Он определяется, с одной стороны, потребностями родителей, желающих подготовить детей к обучению в школе, поднять общий уровень их развития и уровень коммуникативных способностей, с другой стороны — необходимостью обеспечения школы контингентом учащихся, которые смогут успешно обучаться в ней и получать среднее (полное) общее образование.
Цель программы - развитие личности ребенка, формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации в школе, подготовке его к систематическому обучению.
Данная программа состоит в том, что она синхронизирует процессы обучения и воспитания, делает их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, обогащающими развитие детей. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.
Задачи программы:
- Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов;
- формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования;
- развитие познавательной сферы (мышления, воображения, памяти, речи);
- формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных вид деятельности;
- развитие умений говорения, слушания и чтения, развитие интереса и внимания слову, к собственной речи и речи окружающих, развитие грамматического строя речи, звуковой культуры речи;
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
- развитие инициативы, любознательности, способности к творческому самовыражению;
- развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, к себе, включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми);
- развитие мелкой моторики как одного из средств, непосредственно влияющих на интеллектуальные способности ребенка;
- облегчение процесса адаптации ребенка в школе, оказание помощи родителям в подготовке его к обучению в первом классе.
В основу программы положены следующие принципы:
- учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
- учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность — ведущую для этого периода развития;
- сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;
- обеспечение необходимого уровня формирования психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;
- развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка.
- обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе;
В понятие «готовность к школьному обучению» входят следующие составные части:
- развитие речи;
- развитие интеллектуальных способностей;
- развитие произвольности;
- развитие познавательной активности;
- формирование внутренней позиции школьника,
Готовность ребёнка к школьному обучению заключается не только количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов, умении обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. Готовность к обучению определяется пониманием ребёнком смысла учебных задач, их отличия от практических, осознанием способов выполнения действий, навыками самоконтроля и самооценки, развитием волевых качеств, умением наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.
В связи с этим в МАОУ «ЭнергоПолис» для детей дошкольного возраста предлагается программа дошкольной подготовки для детей 6-7 лет. Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.2013г. за № 273-ФЗ, Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», постановлением правительства РФ от 15.08.2013г №706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг», Уставом МАОУ «ЭнергоПолис», Положением об оказании платных дополнительных образовательных услуг.
Организованные формы обучения проводятся с сентября 2023 г. по апрель 2024г. включительно. Программа рассчитана на 28 недель, на 5 часов в неделю у детей 6-7 лет (академический час - 20-25 минут), общее количество часов - 140. Для организации занятий комплектуются группы по 12-15 человек в группах.
Содержание программы не дублирует программы ДОУ микрорайона и 1-ого класса, а способствует их усвоению, расширяет и углубляет изученное в детском саду и готовит к усвоению программы начальной школы.
При обучении используются учебно-методические пособия, соответствующие Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) и общеобразовательным программам для дошкольных организаций.
Существенной особенностью программы является то, что в ней заложены межпредметные связи всех учебных курсов.
Результатом всего хода развития является такая подготовка к школе, которая позволит дошкольнику не только подготовиться к изучению школьных предметов, но и осознать себя («я есть»), свои возможности и индивидуальные особенности («я такой»), уметь общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Для обучения детей 6 лет используются следующие программы:
·«По дороге к Азбуке»,
·«В мире чисел»,
·«Здравствуй мир!»,
·«Хочу учиться!»,
·«Умелые пальчики».
Целью курса «По дороге к Азбуке» является усвоение детьми коммуникативной функции языка, т.е. использование и восприятие речи в устной форме.
Курс призван обеспечить взаимосвязь изучения родного языка с развитием речевых и творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей.
Задачи обучения:
- воспитывать звуковую культуру речи. Уметь проводить звуко - буквенный анализ, необходимый для обучения ребёнка чтению:
- формировать грамматические навыки речи и обогащать словарь ребёнка;
- развивать речевую деятельность: говорение, слушание, свободное
пользование языком в различных ситуациях общения и чтения;
-развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;
-обучать печатанию (написание печатными буквами слогов, несложных слов
слов, предложений);
-формировать первоначальные навыки чтения.
Курс «В мире чисел» предназначен для развития математического представления детей дошкольного возраста и накопления детьми практического опыта действий с реальными предметами, что даёт возможность усвоить ряд математических понятий и отношений.
Задачи обучения:
- дать дошкольникам элементарную числовую грамотность, начальные геометрические представления;
- целенаправленно развивать познавательные процессы, включающие в себя умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий, строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами, проводить классификацию объектов (группы объектов);
- развивать мыслительные операции: умение решать задачи на поиск закономерностей, сравнение и классификацию (продолжить последовательность цифр или геометрических фигур, найти нарушенную закономерность, выявить общий признак группы предметов и т.д.);
- научить устанавливать равночисленность совокупностей предметов с помощью составления пар;
- развивать речь: уметь описать свойства предмета, объяснить сходство и различие предметов, обосновать свой ответ, уметь чётко излагать свои мысли;
-развивать творческие — способности: уметь самостоятельно придумывать последовательность, содержащую некоторую закономерность, группу фигур, обладающую общим признаком;
-развивать наглядно-образную, словесно-логическую и эмоциональную память.
Курс «Здравствуй мир!» простроен с позиций узнающего мир дошкольника, с учётом присущих детям эмоциональной отзывчивости любознательности и вместе с тем способности овладевать определёнными знаниям. Он позволяет показать всеобщую взаимосвязь ребёнка со всей окружающей его действительностью, помогает детям понять единство природы и человека.
Целью курса является расширение и детализация представление детей о предметах, явлениях природы, человеке, общественной жизни и формирование навыков правильного поведения в социальной среде, бережного отношения к богатствам природы и общества.
Целью курса «Умелые пальчики» является целенаправленное формирование и развитие элементарного графического навыка, зрительно-двигательной координации.
Задачи обучения;
- выработать у детей правильную осанку, наклонное расположение тетради на парте, умение держать карандаш и ручку при письме и рисовании;
- готовить детей к овладению навыком письма, развивать мелкую моторику пальцев и координацию движения руки;
- развивать зрительное восприятие, произвольное внимание;
- познакомить с правилами гигиены письма.
Курс «Хочу учиться!» нацелен на раскрытие творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей, развитие у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Задачи курса;
- развивать чувство сопереживания, лучшего понимания себя и других;
- вырабатывать у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию при общении;
- развивать творческий потенциал детей;
- обучать приёмам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения.
Ведущими методическими приёмами на уроках выступают сюжетно-ролевые и дидактические игры и игровые упражнения, беседы, анализ и моделирование заданных ситуаций, свободное и тематическое рисование, рассказ взрослого рассказы детей.
Учителя прививают детям элементарные учебные умения: слушать объяснения взрослого, выполнять задание, не мешая друг другу, проявлять активность и интерес к предлагаемой деятельности.
Учителя поддерживают усилия детей качественно выполнять задание помощью похвалы, положительной оценки, поощряют высказывания и суждения детей, способствуют становлению у них положительной самооценки.
Для составления объективного представления о каждом ребёнке шестилетнего возраста два раза в течение учебного года психологами проводится мониторинг учебных достижений по всем предметам. Учителя дают открытые уроки для родителей, знакомят родителей в индивидуальной беседе с результатами мониторинга, дают рекомендации по устранению выявленных пробелов, организуют консультацию психолога.
Подготовка детей 6-7 лет к школе предоставляется на основе рабочих тетрадей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) и общеобразовательным программам для дошкольных организаций.
Современные технологии сочетаются в них с классическими традициями российского образования. Это позволяет максимально развить возможности ребёнка.
Учебно-методический комплекс:
1. Игнатьева Л.В. От рисунка к письму. Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму у детей 5-7 лет. /Л.В.Игнатьева. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. - 48с.: ил.
2. Куцына Е., Созонова Н., Хрушкова Н. Учимся пересказывать (5-7 лет). - Екатеринбург: ООО «Издательский дом «Литур», 2019. – 80 с.- («Готовимся к школе»).
3. Чистякова О.В. Обучение чтению.- СПб.: Издательский «Литера», 2021.- 64с.:ил.- (серия «Подготовительный класс»).
4. Чистякова О.В. Знакомимся с окружающим миром. – СПб.: Издательский «Литера», 2022.- 96с.: ил.- (серия «Подготовительный класс»).
5. Шевелев.К.В. Прописи по математике. Часть 1. Рабочая тетрадь для дошкольников 6-7 лет/ К.В.Шевелев. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. – 32 с.: ил.
6. Шевелев.К.В. Развивающие задания. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет/ К.В.Шевелев. –М.: Ювента, 2017, - 32с.: ил.
7. Я учу звуки и буквы. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет/Сост.Н.А.Гоголева, Л.В.Цыбирева; под ред.М.Д.Маханёвой.-Мю:ТЦ Сфера, 2021.- 64с.: цв.ил. (Подготовка к школе).
8. Мальцева И.М. Готов ли я к школе? Диагностика для детей 6-7 лег: в 2ч, - М.: Эксмо, 2010. (Ломоносовская школа).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.