Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №23» Калининского района г. Новосибирска Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества «Содружество»
ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МЫ - МАЛЕНЬКИЕ ВОЛШЕБНИКИ»
Составитель: Гуляшова Светлана Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №23
Пояснительная записка
Программа ориентирована на работу с детьми младшего школьного возраста в системе дополнительного школьного образования в области экологического воспитания. Основная концептуальная идея программы – формирование у ребенка представлений о себе, как о неотъемлемой части природы на основе развития эмоционально-чувственного отношения к ней.
Особенностью настоящей программы является то, что она позволяет сформировать у ребенка представления о себе, как неотъемлемой части природы, раскрыть при этом его потенциальные творческие способности. Открывая для себя мир природы каждый ребенок учится передавать свои впечатления и представления, отражая их в играх, сказках, рисунках, учебно-исследовательских работах. Основная задача программы – выявить потенциальные способности детей и создать условия для их развития.
Для достижения поставленной цели в работе педагога важна опора на имеющееся в задатках у каждого ребенка «эмоциональное неравнодушие» к природе. Этому способствует использование а процессе обучения различных средств активизации познавательное деятельности: прослушивание музыки, погружение в звуки природы, творческая деятельность детей (рисование, сочинение сказок, разгадывание загадок), непосредственное общение с природой.
Работа с детьми по данной программе, учитывая возрастные особенности развития личности ребенка, позволяет последовательно подойти к реализации поставленной цели:
Сформировать представление о себе как о неотъемлемой части природы на основе развития эмоционально-чувственного отношения к ней, посредством организации различной экологической творческой деятельности.
Задачи:
Развивающие
Воспитательные
Образовательные
Планируемый результат
Предполагается, что полноценная реализация программы позволит развить интерес ребенка к познанию природы, сформировать потребность общения с неё, кроме того, ребенок будет иметь потребность в выражении себя в какой-либо творческой деятельности.
Личностные
Метапредметные
Предметные
Содержание программы направлено, в первую очередь, на формирование эмоционально – чувственной сферы ребенка для последующего получения им систематизированных знаний, умений и навыков в области экологии.
Для более полного представление о процессах, происходящих в природе, и для формирования у ребенка осознанной позиции»Я – исследователь» в программу включены элементы поисковой деятельности, учебно-исследовательской деятельности.
Знания биологии и экологии, полученные в процессе обучения, и сформировавшаяся позиция «Я – исследователь» необходимы для дальнейшего поиска путей взаимодействия с природой без нарушения её законов, что поможет решить внутреннее противоречие между природно-биологической сущностью человека и его технократизированым сознанием.
Программой предусмотрено три занятия в неделю продолжительностью 1 час, 108 часов в год. Программа рассчитана на 4 года обучения.
Отбор содержания и видов деятельности опирается на дидактические принципы, определяющие содержательную и процессуальную стороны программы.
Наиболее важные из них:
Деятельность в рамках программы тесно связана с психологическим развитием всех сфер личности ребёнка и направлена на развитие врожденного, генетически заложенного чувства единства с природой, а также развитие познавательного интереса к изучению природы и человека, как её части.
Так С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин отмечают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте отношение к природе, в первую очередь, проявляются в познавательной сфере. Так все большее значение начинает приобретать практический компонент. Растет и значение поступочного компонента. Причисление природных объектов в результате субъектификации к сфере равного в своей самоценности приводит к тому, что природоохранная деятельность, к которой начинают проявлять внимание младший школьник, становится действительно продиктованной его отношением к природе. Данное положение находит свое отражение в содержании и выборе деятельности в рамках программы.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации дополнительно образовательной программы имеются кабинеты блока «начальная школа» МБОУ СОШ №23 с необходимым оборудованием.
Для полноценной реализации программы необходимо наличие компьютера, аудио – видео магнитофона, телевизора.
Организационные условия, необходимые для реализации программы:
Обоснованность выбора форм и методов обучения.
1. Организационные формы, игры на взаимодействие.
Создавая новый детский коллектив, необходимо определить правила и нормы поведения в нем. Выработанные самими детьми под руководством педагога эти нормы и правила становятся и нормами жизни, если они отслеживаются, подчеркиваются в течение всего периода обучения. Педагог является образцом этих правил. Выработанные и закрепленные в детском коллективе нормы ответственности и взаимоуважения становятся нормой поведения по отношению к природе.
2. Формы приобретения позитивного эмоционального опыта восприятия жизни природы.
На каждом занятии теоретический материал служит базой для развития позитивного эмоционального опыта восприятия природы. Это происходит через вовлечение детей в игру, где они становятся участниками действия; через импровизированные постановки; просмотр видеофрагментов, погружение в звуки природы, прослушивание музыкальных произведений, а так же сказок, легенд, стихов. Развивая воображение, дети приобщаются к миру природы, находят способы для творческого самовыражения.
3.Формы изучения теоретического материала.
На этом этапе дается определенный объем экологических знаний, которые необходимы для представления места человека в природе и единства всего живого. Результатом этого этапа является получение ребенком теоретических знаний в области экологии.
4. Практическая деятельность
Любая теория непроверенная и неподтвержденная на практике, в конце концов, забывается. Поэтому так необходим детям практический курс. Практика подразумевает под собой и чисто практический уход за растениями, и наблюдения на природе, а так же участие в научно-практических семинарах и конференциях. Кроме этого необходимо привлекать детей к провидимым экологическим акциям. Это может быть посадка клумбы на территории школы и первомайский субботник, или высадка леса со школами города и области.
5. Формой обучения направленные на развитие способности анализировать события и делать выводы, опираясь на знание экологического закона всеобщей связи. Развитие способности высказывать свое мнение и отстаивать свое суждение.
Эти блоки идут неразрывно друг с другом, формируются в течение всего процесса обучения. Результат достигается через объединение в сознании ребенка пониманием законов природы и внутреннего стремления к гармонии с ней. Этому способствует: проведение полугодовых и годовых итоговых мероприятий, участие в экологических играх, где каждый ребенок показывает, как он освоил материал. Так же это могут быть сочиненные детьми сказки или стихи, придуманные ими рисунки. Каждая детская итоговая работа является самобытной и неповторимой, так как строится на творческом восприятии ребенка. Детская поисковая работа включает в себя обязательные момент, где необходимо, проанализировать найденный материал, сравнить полученные данные и сделать выводы. Особенность итоговых мероприятий состоит в том, что они проходят в виде презентаций с обязательным выступлением каждого ребенка. Ребенок учится высказывать и защищать свои мысли, а педагог подчеркивает уважительное отношение к каждому ребенку. В результате дети обучаются, открыто высказывать свои суждения, учатся слушать других и вникать в суть обсуждаемой проблемы.
Тематическое планирование курса.
Первый год обучения.
№п/п |
тема |
Кол-во часов |
содержание |
1 |
Что такое экология? |
2 ч |
Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология.Экология- наука ,изучающая собственный дом человека,дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома- планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связей между неживой и живой природой; связи внутри живой природы. Разъяснение значений экологии на основе анализа примеров. |
2. |
Мой дом. |
2 ч |
Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность .Дома в деревне и в городе. |
3. |
Дом, где мы живём. |
2 ч |
Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своём доме. |
4. |
.Практическое занятие «Уборка школьного двора» |
1 ч |
Техника безопасности, распределение обязанностей, отчет о выполнении задания. Наблюдение. |
5. |
Откуда берётся и куда девается мусор? |
2 ч |
Выясняем, откуда берётся мусор. |
6. |
Деревья твоего двора |
2 ч |
Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Беседа, загадки, Игра «Узнай листок». |
7. |
.Экскурсия по территории школы. |
2 ч |
Наблюдение за деревьями. Чем отличаются? |
8. |
.Экскурсия в парк « По лесным дорожкам». |
2 ч |
Наблюдения за обитателями парка, Изменение в жизни растений и животных с приходом осени. |
9.. |
.Птицы нашего двора |
2 ч |
Знакомство детей с многообразием птиц, выделение их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц.Перелётные птицы. Зимующие птицы.Значение птиц в жизни человека. |
10. |
Замечательные птицы. |
2 ч |
Самые маленькие(колибри), самые крупные (страус, пингвин, индюк), самые быстрые…и.т.д |
11 |
Практическое занятие « Изготовление кормушек для птиц». |
2 ч |
Помощь птицам в трудные времена .Какие кормушки можно соорудить для подкормки птиц зимой. |
12.. |
Дорога из дома в школу |
3 ч |
Что вокруг нас может быть опасным? Сигналы светофора. Как обходить троллейбус, автобус, трамвай. Дорожные знаки. Правила поведения на дороге, в транспорте. Маршрутные листы. |
13. |
Я и моё окружение. Моя квартира. |
2 ч |
Светлая(солнечная, затемнённая, тёплая, холодная) квартира, цвет обоев, жилая площадь, температура воздуха, покрытия полов, природные материалы в квартире, внутреннее убранство, его назначение. |
14. |
Моя семья |
2 ч |
Происхождение слова « семья» ( от слова «семя»).Маленькое семя, с любовью посаженное в землю даёт росток. Со временем на нём появляются нежные цветы и добрые плоды.Занятия членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. |
15. |
Соседи – жильцы. |
2 ч |
Доброжелательны отношения с соседями. Все мы – соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба 7ародов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа. |
16. |
Мой класс. |
2 ч |
Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной комнате? Дежурство по классу. |
17. |
Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате». |
1 ч |
Распределение обязанностей. Отчёт каждой группы о проделанной работе. |
18. |
Дом моей мечты. |
3 ч |
Из чего сделан дом? Что в нём будет? Чего в нём не будет? Рисунки. |
19. |
Рассказы и стихи о семье. |
2 ч |
Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде. |
20. |
Экскурсия -прогулка «Краски и звуки зимы». |
2 ч |
Наблюдения в природе. Зимние изменения в неживой природе. Из чего состоит снег? Наблюдения за снежинками. Рассказы детей о снежинках. Музыка природы в зимнее время года. |
21. |
Гигиена моего дома. Уход за квартирой. |
2 ч |
Влажная уборка ,ремонт, проветривание. Гигиена жилища. |
22. |
.Гигиена класса. |
2 ч |
Режим проветривания. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями. |
23. |
Бытовые приборы в квартире. |
2 ч |
Знакомство с бытовыми приборами. Влияние на температуру и влажность воздуха в квартире ,на жизнедеятельность человека. Правила обращения с газовой и электрической плитой. Составление списка бытовых приборов в квартире. Кто ими пользуется, правила безопасности при эксплуатации. |
24. |
Экскурсия в школьную кухню. |
1 ч |
Знакомство с кухней, бытовыми приборами. |
25. |
Наша одежда и обувь.. |
2 ч |
Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические и гигиенические требования, условия содержания, уход. |
26. |
Русская народная одежда. |
2 ч |
История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой. |
27. |
Практическое занятие «Русская национальная одежда». |
2 ч |
Придумывание одежды. Изготовление из природного материала |
28. |
Моделирование и демонстрация одежды. |
3 ч |
Придумать одежду самим для учёбы, праздников, прогулок… |
29. |
Животные в доме. |
2 ч |
Знакомство с домашними животными. Цель содержания животных. Кошка и собака – друзья человека. Как ухаживать за собакой и кошкой? Соблюдение требований гигиены и правил безопасности при содержании животных. Клопы, тараканы, моль- меры предупреждения их появления. |
30. |
Забавные истории о домашних животных.. |
2 ч |
Рассказы. Стихи, поговорки, пословицы о домашних животных. |
31. |
Комнатные растения в квартире, в классе. |
2 ч |
Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение комнатных растений. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещённость, частота полива. Уход за комнатными растениями. |
32. |
Природа в квартире и в классе. |
2 ч |
Наблюдение за развитием ростков, листочков на срезанных веточках. Взаимосвязь неживой и живой природы. |
33. |
Вода – источник жизни. Вода в моём доме и природе. |
2 ч |
Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется, куда удаляется? Вода, которую мы пьём. Вода сырая, кипячёная, загрязненная. Сколько стоит вода, почему её надо экономить? Как можно экономить воду? |
34. |
Стихи, рассказы о воде в природе. |
2 ч |
Чтение рассказов, стихов о воде. |
35. |
Вода в жизни растений. |
2 ч |
Как вода влияет на жизнь растений? |
36. |
Вода в жизни животного мира. |
2 ч |
Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте? |
37. |
Вода и здоровье человека. |
2 ч |
Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется из организма? |
38. |
Личная гигиена. |
2 ч |
Водные процедуры, закаливание водой. Градусник для измерения температуры воды. Почему нужно мыть руки и чистить зубы? |
39. |
Экскурсия в парк. |
2 ч |
Наблюдения за изменениями в природе. Признаки весны. Краски и звуки весны. |
40. |
Весна в нашем городе. |
2 ч |
Впечатления об экскурсии в парк. Описание весны. |
41. |
Экскурсия в парк. |
2 ч |
Наблюдение за почками на деревьях. |
42.. |
Солнце и свет в нашей жизни. Солнце. Луна, звёзды – источники света. |
2 ч |
Солнце – естественный дневной источник света и тепла. Свет луны и звёзд в ночное время суток. |
43. |
Отношение к свету и теплу различных растений и животных. |
2 ч |
Выяснить, как растения и животные относятся к свету и теплу. Роль солнечного и лунного света в жизни животных. |
44. |
Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря, лампы, свечи». |
2 ч |
Сравнение света Солнца, Луны, фонаря, лампы, свечи. Роль света в жизни человека. |
45. |
Электрический свет и тепло в моём доме. |
2 ч |
Электрические приборы. Правила обращения с электроприборами. Освещённость рабочего места. Глаз – орган зрения. Что мы различаем при помощи зрения? Гигиена зрения. Зарядка для глаз. |
46. |
Откуда приходит свет и тепло в мой дом. |
2 ч |
С ТЭЦ, газопроводами, их влияние на экологическое состояние планеты. |
47. |
Телевизор в моём доме. |
2 ч |
Телевизор, его влияние на окружающих, режим работы, правила просмотра. |
48. |
Сколько стоят свет и тепло. |
2 ч |
Экономия света и тепла в школе и дома. |
49. |
Экскурсия в музей (заочная). |
2 ч |
Источник тепла и света в русской избе ( печь, лучина). |
50. |
Воздух и здоровье человека. |
2 ч |
Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух, которым мы дышим. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Дыхательная гимнастика. |
51. |
Практическое занятие «Уборка в классе». |
1 ч |
Влажная уборка класса. Проветривание. |
52. |
Мой край. Растительный мир родного края. |
2 ч |
Многообразие растений в области. Красная книга области. |
53. |
Животный мир родного края. |
2 ч |
Многообразие животных области. Особенности жизни . |
54. |
Экскурсия в музей. |
3 ч |
Растения и животные области. |
|
Всего: |
108 ч |
|
Тематическое планирование курса.
Второй год обучения.
№ |
Тема |
Содержание |
1 2ч. |
Беседа «Дом, в котором я живу» Интересное слово «экология». |
Беседа о природе, её роли в жизни человека, отношения к ней детей. |
2 3ч. |
«На пороге осень…» (Наблюдения в природе.) |
Наблюдение за изменениями в неживой и живой природе, уточнение знаний детей об особенностях поведения животных осенью, о труде людей. |
3 3ч. |
Правила сборки и засушки листьев и плодов, конкурс поделок из природного материала. |
Игра «С какого дерева листок», «От какого растения плоды». Сбор природного материала. |
4 3ч. |
Осенние изменения в жизни листа. Выставка творческих работ «Осенний букет». |
Наблюдение за изменениями растений осенью: наблюдение за деревьями и кустарниками, наблюдение за хвойными деревьями, наблюдение за травянистыми растениями. |
5
3ч. |
«Путешествие растений» (Распространение семян.) Выставка творческих работ «Волшебное семечко». |
Демонстрация коллекции «Многообразие семян». Рассматривание проросшего семени фасоли. Моделирование условий, необходимых для прорастания семян. Чтение рассказа Ю.Дмитриевой «Необычные путешественники». |
6 3ч. |
«Природа нашего края» (Организм и окружающая среда) Экскурсия в краеведческий музей. |
Ознакомление детей с представителями флоры и фауны НСО. |
7 2ч. |
«Тайны соснового бора» (Викторина.) |
Закрепление и расширение знаний об обитателях соснового бора. Викторина. |
8
3ч. |
«Как растения дружат с почвой». |
Знакомство с почвой как со средой обитания множества живых существ. Дискуссия «Для чего нужна почва?» «Плодородная почва на Земле». |
9 3ч. |
«В гости к старику лесовику». (Эколого-природоведческая игра.) |
Рассказы детей о роли леса в природе и в жизни человека. Повторение правил поведения в лесу. |
10
3ч. |
Лес и его обитатели. Тайны лесных тропинок. |
Знакомство с понятием «природное сообщество», особенности живых организмов леса, их связями между собой, их видовым многообразием, составление цепей питания которые сложились в лесу. |
11
3ч. |
«Где у растения дом? Этажи в лесу». (Исследовательская работа.) |
Знакомство с ярусами леса, представителями ярусов, их приспособлениями к совместному проживанию в лесу, знакомство с представителями животного мира каждого яруса. |
12 3ч. |
Конкурс газет «Наш друг лес». |
Изготовление газет на тему «Наш друг лес», развитие творческих способностей детей. |
13
3ч. |
Прогулка – исследование «Природа жалуется». |
Исследование территории, прилегающей к школе, территории ближайшего сквера, территории соснового бора, выявление следов жизнедеятельности человека. Беседа на тему «Природа в опасности», меры по охране природы и роль в этой проблеме детей. |
14
2ч. |
«Мои питомцы». (О домашних животных.) |
Признаки и отличительные особенности домашних животных, разнообразие пород, роль кошек и собак в жизни человека, просмотр видеофильмов. |
15 3ч. |
«Сказочный мир подводного царства в твоём доме». (Экскурсия на выставку аквариумных рыбок.) |
Аквариум и его обитатели. Разнообразие и среда обитания. |
16
3ч. |
«Мир моих увлечений». (Об обитателях школьного живого уголка.) |
Наблюдение за животными школьного живого уголка (черепахи, попугай, рыбки, улитки). Практическая работа по уходу за животными. |
17 2ч. |
«Юные исследователи природы». (Викторина.) |
Закрепление и расширение знаний детей о природе родного края. |
18
3ч. |
«Ёлочка и её друзья». (Экологическая игра.) |
Ель. Внешний вид, продолжительность жизни. Животные, связанные с елью. Игра «В лес за ёлкой» |
19 3ч. |
«Зимняя красавица из всего что под руку попадается». (Выставка поделок.) |
Изготовление поделок на тему «Зелёная ёлочка – живая иголочка» |
20
3ч. |
«Путешествие в зимний лес. Деревья зимой». (Экскурсия.) |
Изменение живой и неживой природы с приходом зимы. Жизнь растений и диких животных зимой, определение деревьев и кустарников в безлистном состоянии. |
21
3ч. |
«Какой бывает снег? Следы на снегу». (Исследовательская работа.) |
Практическая работа по изучению свойств снега и льда. О чём могут рассказать следы на снегу, распознавание следов птиц, зверей и т.д. |
22
3ч. |
«Где обедал воробей?» (Наблюдения, беседа-игра о птицах зимующих вместе с нами.) Выставка рисунков «Птицы – наши друзья». |
Рассказ о трудностях, которые переживают птицы зимой, сообщение о птицах живущих рядом с нами, викторина «Знаешь ли ты птиц?» |
23 2ч. |
Влияние воды и света на рост растений. |
Знакомство с процессом фотосинтеза и его ролью на жизнь растений. |
24 3ч. |
Размножение растений черенками, посев семян на рассаду. (Практическая работа.) |
Черенкование растений, подготовка почвы, посадка, полив, создание условий для прорастания семян и укоренение черенков. |
25 2ч. |
«Чудесный мир цветов». (Викторина.) |
Расширение знаний детей о многообразии цветов, местах их обитания, легендах о цветах. |
26
3ч. |
«Путешествие со знакомыми и незнакомцами». (Экскурсия в школьный цветочный уголок, выпуск занимательной газеты.) |
Знакомство с комнатными растениями, расширение знаний о некоторых комнатных растениях, их происхождении, многообразии, условиях, необходимых для роста. Практическая работа по уходу за комнатными растениями. |
27 3ч. |
«Цветочные фантазии». (Выставка поделок.) |
Изготовление поделок, развитие творческих способностей. |
28 3ч. |
Тайны птичьего царства. |
Расширение знаний о птицах, многообразии, особенностях поведения, местах обитания. |
29 2ч. |
«Путешествие в Птицеград». (Интеллектуальная игра.) |
Закрепление знаний о птицах, многообразии, особенностях поведения, местах обитания. |
30
3ч. |
«Здравствуй, птичья страна!» (Выпуск занимательных газет.) |
Изготовление газет о птицах, развитие творческих способностей детей. |
31
3ч. |
«Весна пришла. Ищем весенние приметы». (Экскурсия.) |
Составление рассказов о признаках весны в неживой и живой природе. Выявление признаков весеннего пробуждения деревьев и кустарников, рассматривание раннецветущих травянистых растений, упражнение в распозновании первоцветов, весенние изменения в жизни животных. . |
32 3ч. |
Акция «Чистая полянка». |
. Формулировка правил друзей природы. Уборка территории школы, участка соснового бора. |
33 4ч. |
«Животный мир родного края». |
. Посещение зоопарка, наблюдение за животными, выпуск газет, альбомов, книжек-малышек. |
34 2ч.
Итого:108ч. |
«Мы – маленькие волшебники». (Экологический турнир.) |
Обобщающее занятие. Диагностика знаний, умений, навыков, приобретённых за год. |
Тематическое планирование курса.
Третий год обучения.
№ |
Тема |
Содержание |
1
3ч |
«Что изучает наука Экология?» |
Знакомство с проблемой экономического кризиса на Земле ,понятиями «окружающая среда», «экология» |
2
3ч |
«Экологические связи в природе» |
1.Определение экологических связей между живой и неживой природой , растениями и животными, человеком и природой. 2. Рассказы детей об окружающей среде для зайцев, лисы, человека. |
3
3ч |
«Земля – наш космический до» |
Формирование представлений о солнце как звезде нашей системы, о его роли для всего живого на Земле; движении планет и других небесных тел вокруг Солнца. |
4
3ч |
«Путешествие по глобусу» |
3. Нахождение на глобусе географических объектов, обозначенных цветом ( материки, океаны, горы, равнины и др.) |
5
3ч
|
«Карта рассказывает о Земле» |
2.практическая работа по нахождению материков и океанов, вспомогательных линий и полушарий. |
6
3ч |
«Карта рассказывает о Земле» (продолжение) |
2.обозначение на контурной карте материков и океанов, вспомогательных линий и др. |
7
3ч |
Заочное путешествие по карте НСО
|
.Географическое положение области, история города, природа, особенности климата. |
8
3ч |
Поход . |
1.Ознакомление с туристическими правилами. 2.Основные законы леса. 3. Игра «Краеведческий бумеранг». |
9
3ч |
«Тела, вещества и частицы» |
|
10
3ч |
«Температура» |
|
11
3ч |
«Смена дня и ночи. Смена времён года.» |
Объяснение причин смены дня и ночи на Земле с помощью иллюстраций, глобуса и настольной лампы. |
12
3ч
|
«Распределение солнечного тепла на Земле» |
|
13
3ч |
«Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Свойства воздуха» |
|
14
3ч |
«Состав воздуха» |
|
15
3ч |
«Воздух и жизнь» |
|
16
3ч |
«Защитим атмосферу» |
|
17
3ч
|
Урок повторения по теме: «Воздух» |
Выявление и обобщение знаний детей через: - программированный опрос -письменно задание у доски - устные фронтальные вопросы |
18
3ч |
«Вода, свойства воды» |
|
19
3ч |
«Превращения воды» |
|
20
3ч |
«Вода на Земле» |
|
21
3ч |
«Круговорот воды в природе» |
|
22
3ч |
«Вода и жизнь» |
|
23
3ч |
«Защитим гидросферу» |
|
24
3ч |
«Почва» |
|
25
3ч |
«Живое в почве» |
Знакомство с почвой как средой обитания для множества живых организмов, её главным свойством – плодородием, зависимость плодородия от наличия перегноя и минеральных солей. Рассматривание под лупой останков растений и животных в почве. |
26
3ч |
«Защитим почву» |
|
27
3ч |
«Разнообразие растений» |
|
28
3ч |
«Солнце, растения и мы с вами» |
|
29
3ч |
«Защитим растения» |
|
30
3ч |
«Разнообразие животных» |
|
31
3ч |
«Кто что ест?» |
|
32
3ч |
«Сеть питания и экологическая пирамида» |
|
33
3ч |
«Защитим животных» |
|
34
3ч |
Многообразие животных |
Экскурсия в зоопарк. Дневник исследователя. |
35
3ч |
Организмы и окружающая среда. |
Знакомство с защитными приспособлениями у растений и животных, как проявлением тесной связи организмов с окружающей средой. |
36
3ч
Итого:108ч. |
Экологические катастрофы. |
|
Тематическое планирование курса.
Четвертый год обучения.
Месяц |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Содержание |
IX |
«План местности» (теоретическое занятее) |
3 ч |
1.Беседа об отличии плана местности от схемы различных помещений или карты земной поверхности: - Чем они отличаются от друг друга? (Специальными условными значками.) 2.Значение плана местности для строителей, агрономов, геологов, путешественников и туристов. 3.Рассматривание и зарисовка условных знаков к плану местности |
IX |
«Чтение плана местности» (практические занятия по топографической карте) |
3 ч |
1.Дид. игра «Отгадай знак». Один ребенок показывает нарисованные условные знаки к плану местности, а другие – отгадывают, что он обозначает. 2.Задачи на чтение топографического плана по условным знакам. Например: - Сколько населенных пунктов указано на плане? - Найдите на плане городской поселок. Как он называется? - Найдите на плане овраг, холм, обрывистые берега реки. - Предположим, вы идете просекой из конца в конец, начиная от реки. Расскажите, как по дороге меняется вид леса и т.д. 3.Топографический диктант. Используя условные знаки к плану местности, зашифровать географические объекты в тексте рассказа. |
IX |
«Определение направлений и расстояний по плану местности» (практическое занятие по карте) |
3 ч |
1.Обьяснение правил определения расстояний между объектами по плану местности. 2.Выполнение упражнений по определению расстояний по топографической карте (масштаб: в 1см – 100 м) 3.Задания по определению направления относительно сторон горизонта. |
IX |
«Разведка на местности. Рисование плана местности ближайшего природного окружения» (практикум на местности) |
4 ч |
1.Дети делятся на две команды. Первая команда получает задание: определить, какие объекты природного окружения они будут зашифровывать условными топографическими значками, вспомнить, как они рисуются. Вторая команда измеряет расстояние между объектами в шагах. 2.Рисование плана местности в масштабе (в 1 см – 10 шагов) |
X |
Поход в пригородный лес (с родителями) |
4 ч |
Предварительная работа: 1) беседа о цели похода, правилах для отправляющегося в поход; 2) правила укладки рюкзака. В походе: 1) выбор места, правила разбивки; 2) показ разных способов розжига костра; 3) чаепитие у костра |
X |
«Ориентирование – что это такое?» (теоретическое занятие) |
3 ч |
1.Беседа по вопросам: - Что означает слово «ориентироваться»? - Относительно чего можно определить свое местоположение? - Назовите основные и промежуточные стороны горизонта. 2.Упражнения по определению сторон горизонта в зависимости от времени суток: - Как нужно встать к солнцу в 12 часов дня, чтобы определить направление основных сторон горизонта? - Как определить стороны горизонта при виде заходящего солнца? |
X |
«Определение сторон горизонта разными способами: по компасу; по местным природным признакам; по часам; с помощью магнита и иголки» (практикум на местности) |
3 ч |
1.Практическая работа по определению направлений сторон горизонта на территории школы с помощью компаса (по карточкам – заданиям). 2. Определение сторон горизонта по часам: 3. Беседа об определении сторон горизонта по местным природным признакам.
|
X |
«Ориентирование на местности» (поход в пригородный лес с родителями) |
4 ч |
1.Игра «Определи стороны горизонта». Во время похода дети разделяются на группы. Первой группе дается задание – определить стороны горизонта по деревьям, второй – по часам, третьей – по солнцу. Затем (на новом месте) первая группа определяет стороны горизонта по муравейнику, вторая – по пням, третья – по компасу. 2. Игра «Кто быстрее?». Каждой группе детей дается карточка с заданием (например, по компасу пройти последовательно: 20 шагов на север, 10 шагов на запад, 40 шагов на юг) |
XI |
«Наши путешествия» (рассказы –путешествия по карте и фотографиям) |
3 ч |
1.Рассказы детей о летних поездках. 2.Нахождение на картах мест, где дети были летом. 3.Составление по картам маршрутов путешествий. 4.Оформление стенда «Наши путешествия» (по фотографиям) |
XI |
«Путешествие по области» (рассказы воспоминания по карте) |
3 ч |
1.Расскзы детей, побывавших в живописных местах своего края. 2.Дополнителтные сообщения учителя об этих объектах. 3.Нахождениие этих объектов на карте области |
XI |
«Наш город и его достопримечательности» (экскурсия) |
4 ч |
1.Обзорная экскурсия по городу с посещением его достопримечательностей: памятников, зданий и т.п. 2.Рассматривание плана схемы города. 3.Обозначение маршрута путешествия на плане-схеме |
XII |
«Широка моя страна родная…» (игра в форме капитал-шоу «Поле чудес») |
3 ч |
Продолжать знакомить детей с названиями географических объектов и их местонахождением на карте России |
XII |
Заочное путешествие по городу Санкт-Петербургу и его окрестностям (занятие с родителями) |
3 ч |
1.Нахождение г. Санкт-Петербурга на карте России. 2. Рассказ детей и родителей, побывавших в Санкт-Петербурге, о достопримечательностях этого города (Эрмитаж, Казанский собор, Исаакиевский собор, Невский проспект и т.д.). 3.Рассматривание плана-схемы Санкт-Петербурга и его окрестностей. 4.Просмотр видеофильма «Петергоф», фотографий, открыток, буклетов г.Пушкина и Павловска |
XII |
«Путешествие по великой русской реке Оби» |
3 ч |
Расширить знания детей о великой русской реке Оби, одной из самых главных водных транспортных артерий нашей страны |
I |
«Зарубежные путешествия – это так здорово!» (семейные отчеты о путешествиях) |
4 ч |
1.Подготовленые сообщения детей и родителей о зарубежной поездке по плану: а) географическое расположение объекта на карте мира; б) климатические условия; в) достопримечательности; г) люди и их обычаи; д) запомнившиеся случаи в путешествии. 2.Рассматривание фотографий, буклетов, наборов открыток с видами зарубежья |
I |
«Ночное небо» (теоретическое занятие) |
3 ч |
1.Беседа о ночном небе. Вопросы: - Что можно увидеть на небе ночью? (Звезды, планеты, спутники.) - Что такое Луна? (Спутник Земли) - Что обозначают слова новолуние, полнолуние? (Фазы Луны.) 2.Рассматривание схемы «Движение Луны. Фазы Луны» 3.Рассказ учителя о зодиакальном круге. 4.Рассматривание карты «Звездное небо» (Северного и Южного полушарий) 5.Определение сторон горизонта по звездному небу. (В северном полушарии Полярная звезда, находящаяся в созвездии Малой медведицы, является Северным полюсом мира, а в Южном, в созвездии Октан, - Южный полюс мира) |
I |
«Затмения» (теоретическое занятие) |
3 ч |
1.Рассказ учителя о суеверных предрассудках прошлого в связи с солнечными и лунными затмениями. 2.Обьяснение причин этих явлений. 3.Рассматривание схем солнечного и лунного затмений (положение Земли, Луны и Солнца в это время). 4.Просмотр диафильма «Солнечные и лунные затмения» |
I |
Экскурсия в «планетарий» |
4 ч |
1.Знакомство с прибором планетарием. 2.Рассказ о мифах звездного неба. 3.Рассматривание созвездий Северного полушария. |
II |
«Система координат» (беседа практикум) |
3 ч |
1.Беседа об играх в морской бой и шахматы. 2.Рассматривание градусной сетки глобуса и карты полушарий. 3. Объяснение понятий «широта» и «долгота» - географических координат на глобусе и карте. 4.Задание: по физической карте полушарий определить, о каких океанах идет речь, если известно, что: а) через него проходит 160-й меридиан восточной долготы (Тихий) б) через него проходи 80-я параллель Северной широты (Северный Ледовитый океан) |
II |
«Определение географических координат и нахождение нужной точки на глобусе и карте» (практикум по карте) |
3 ч |
Объяснение принципов определения «адреса» любого географического объекта на глобусе и карте, правил записи географических координат. |
II |
Повторение по теме «Географические координаты» (практикум по карте) |
3 ч |
Закрепить знания детей по определению географических координат и нахождению нужной точки на глобусе и карте с помощью системы координат |
II |
«Первые кругосветные путешествия» (путешествия по карте) |
3 ч |
1.Расскзы членов клуба, подготовленные заранее, о путешествии Ф. Магеллана вокруг Земли. 2.Прослеживанее по глобусу и карте полушарий пути движения эскадры кораблей. 3.Просмотр кадров фильма «Развитие знаний о Земле» |
III |
«Робинзонада» (теоретическое занятие) |
3 ч |
1.Познакомить детей с путешественниками отшельниками – «робинзонами» прошлых и настоящих времен: причинами их уединения, образом жизни и способами выживания в экстремальных условиях. 2.Воспитывать интерес и любовь к путешествиям |
III |
«О чем молчат гиганты острова Рапануи? (местное название о. Пасхи)» (рассказы детей и их родителей по иллюстрациям) |
3 ч
|
1.Нахождение о. Пасхи на физической карте полушарий. 2.Рассказ об открытии этого острова. 3.Расссматривание иллюстраций, открыток «музея» под открытым небом, состоящим из 600 гигантских (высотой 20м) статуй «моаи». 4.Рассказы детей и родителей о гипотезах происхождения каменных идолов |
III |
«Правда или вымысел о «летучих голландцах?» |
3 ч |
1.Расказы детей (подготовленные заранее) о случаях появления кораблей-призраков в хронологической последовательности ( от XVIII в. До настоящего времени), 2.Объяснение этого феномена океана теорией особых ультразвуковых колебаний, возникающих при штормах и сильных ветрах на гребнях волн (явление «голоса моря») |
IV |
«Чудеса природы» (конференция) |
3 ч |
1.Нахождение местоположения «чудес природы» на карте мира. 2.Сообщения детей и их родителей: - о Саргассовом море - о Галапагосских островах (черепашьих) острвах 3.Просмотр видеофильма «Озеро Байкал» |
IV |
«О чем рассказывают географические названия?» (практическая работа с картой) |
3 ч |
1.Познакомить детей с топодинамикой – наукой о названиях географических объектов, объяснениями некоторых «имен» на карте мира и страны. 2.Совершенствовать навыки нахождения объектов на географических картах. |
IV |
Вести из клуба «Юный путешественник» (оформление газеты) |
3 ч |
1.Разделение газеты на рубрики, например: - «Знаете ли вы что…?»; - «Географические загадки-шутки»; - «Географическая викторина» и т.д. 2. Выработка материалов для рубрик из энциклопедий, занимательной географии. 3.Составление вопросов викторины. 4.Оформление газеты вместе с родителями. |
IV |
Географический конкурс |
3 ч |
1.Увлечь детей идее конкурса: выявить победителей – знатоков географии. 2.Поддержать азарт борьбы за победу, интерес к географическим знаниям
|
V |
«В мире удивительных растений и животных» (экскурсия к отдельным деревьям – Памятникам природы нашего города) |
4 ч |
Познакомить детей с удивительными деревьями памятниками природы, которые взяты под охрану государством из-за большого возраста, большого диаметра ствола, гигантской высоты, необычной формы и т.д. (на примере своей области, края) |
V |
Экскурсия в сосновый бор |
4 ч |
1.Представить детям Сосновый бор как памятник природы, взяты под охрану государством как естественный лесной массив нашего города. 2.Выделить главное назначение бора как места отдыха людей |
V |
Игра-путешествие на «Заветную поляну»
Итого: |
4 ч
108 ч. |
1.Чтение письма из леса, где звери приглашают детей в гости (к письму прилагается план местности со схемой пути движения и остановками). 2.На остановках, помеченных на плане, дети встречаются с лесными зверями, который предлагают им разные задания (например Волк проверяет умения детей ориентироваться в лесу; Белка – правильно вести себя с детенышами зверей, птенцами; Филину дети рассказывают о лекарственных растениях леса и т.д.). 3. Игры. Конкурсы, пение песен на «Заветной поляне» |
Формы оценки результативности : тестирование, творческие работы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.