Программа экологического образования "Мы-маленькие волшебники".
Оценка 4.9

Программа экологического образования "Мы-маленькие волшебники".

Оценка 4.9
doc
02.03.2023
Программа экологического образования "Мы-маленькие волшебники".
Программа экологического образования Мы- маленькие волшебники.doc

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Средняя образовательная школа №23» Калининского района  г. Новосибирска Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества «Содружество»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МЫ - МАЛЕНЬКИЕ ВОЛШЕБНИКИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Гуляшова Светлана Владимировна

                                                                                            учитель начальных классов

                                                                          МБОУ СОШ №23

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Программа ориентирована на работу с детьми младшего школьного возраста в системе дополнительного школьного образования в области экологического воспитания. Основная концептуальная идея программы – формирование у ребенка представлений о себе, как о неотъемлемой части природы на основе развития эмоционально-чувственного отношения к ней.

Особенностью настоящей программы является то, что она позволяет сформировать у ребенка представления о себе, как неотъемлемой части природы, раскрыть при этом его потенциальные творческие способности. Открывая для себя мир природы каждый ребенок учится передавать свои впечатления и представления, отражая их в играх, сказках, рисунках, учебно-исследовательских работах. Основная задача программы – выявить потенциальные способности детей и создать условия для их развития.

Для достижения поставленной цели в работе педагога важна опора на имеющееся в задатках у каждого ребенка «эмоциональное неравнодушие» к природе. Этому способствует использование а процессе обучения различных средств активизации познавательное деятельности: прослушивание музыки, погружение в звуки природы, творческая деятельность детей (рисование, сочинение сказок, разгадывание загадок), непосредственное общение с природой.

Работа с детьми по данной программе, учитывая возрастные особенности развития личности ребенка, позволяет последовательно подойти к реализации поставленной цели:

Сформировать представление о себе как о неотъемлемой части природы на основе развития эмоционально-чувственного отношения к ней, посредством организации различной экологической творческой деятельности.

Задачи:

Развивающие

  • развивать творческий потенциал детей;
  • развивать воображение, внимание, память;
  • развивать у обучающихся эмоционально-чувственную атмосферу личности как основу формирования экологической культуры;
  • развивать коммуникативные навыки и умения.

Воспитательные

  • воспитывать ответственное и заботливое отношение к природе;
  • воспитывать доброе отношение друг к другу;
  • сформировать у детей потребность и личный положительный опыт взаимодействия с окружающей средой;
  • привлечь детей к решению нравственных качеств личности: ответственности. Толерантности, взаимовыручки, аккуратности.

Образовательные

  • формировать у детей начальное представление о взаимосвязях в природе;
  • расширять кругозор детей по отдельным отраслям экологической науки;
  • знакомить детей с растениями и животными леса, луга и водоёма;
  • знакомить детей с многообразием звуков красок и запахов, их ролью в природе;
  • познакомить учащихся с особенностями взаимодействия человека и природы.
  • Обучить детей практическим навыкам и способам экологически грамотной организации жизнедеятельности;
  • Формировать умение объяснить наблюдаемые факты и явления природы, природные взаимосвязи.

 

Планируемый результат

 

            Предполагается, что полноценная реализация программы позволит развить интерес ребенка к познанию природы, сформировать потребность общения с неё, кроме того, ребенок будет иметь потребность в выражении себя в какой-либо творческой деятельности.

 

Личностные

  •  осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
  •  способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
  • установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

 

Метапредметные

  • способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

 

Предметные

  • умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
  • овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

 

Содержание программы направлено, в первую очередь, на формирование эмоционально – чувственной сферы ребенка для последующего получения им систематизированных знаний, умений и навыков в области экологии.

Для более полного представление о процессах, происходящих в природе, и для формирования у ребенка осознанной позиции»Я – исследователь» в программу включены элементы поисковой деятельности, учебно-исследовательской деятельности.

Знания биологии и экологии, полученные в процессе обучения, и сформировавшаяся позиция «Я – исследователь» необходимы для дальнейшего поиска путей взаимодействия с природой без нарушения её законов, что поможет решить внутреннее противоречие между природно-биологической сущностью человека и его технократизированым сознанием.

Программой предусмотрено три занятия в неделю продолжительностью 1 час, 108 часов в год. Программа рассчитана на 4 года обучения.

Отбор содержания и видов деятельности опирается на дидактические принципы, определяющие содержательную и процессуальную стороны программы.

Наиболее важные из них:

  • Принцип природосообразности (предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей обучающегося при включении их в различные виды деятельности);
  • Принцип культуросообразности (предполагает ориентацию на потребности общества и личности обучающегося, единство человека и социума, адаптацию детей к современным условиям жизни общества);
  • Принцип гуманизации (предполагает утверждение непреходящих общечеловеческих ценностей, внимание  к историческим ценностям, их вкладу в развитие искусства науки, культуры);
  • Принцип междисциплинарности (предполагает всесторонний, комплексный подход к развитию личности, что позволит повысить уровень экологической культуры детей и подростков);
  • Принцип интеграции (предполагает взаимосвязь различных образовательных областей в системе экологического образования);
  • Принцип единства интеллектуального и эмоционального восприятия окружающей среды (предполагает формирование целостного восприятия природы, осознание её гармонии, единства человека и природы).

Деятельность в рамках программы тесно связана с психологическим развитием всех сфер личности ребёнка и направлена на развитие врожденного, генетически заложенного чувства единства с природой, а также развитие познавательного интереса к изучению природы и человека, как её части.

Так С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин отмечают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте отношение к природе, в первую очередь, проявляются в познавательной сфере. Так все большее значение начинает приобретать практический компонент. Растет и значение поступочного компонента. Причисление природных объектов в результате субъектификации к сфере равного в своей самоценности приводит к тому, что природоохранная деятельность, к которой начинают проявлять внимание младший школьник, становится действительно продиктованной его отношением к природе. Данное положение находит свое отражение в содержании и выборе деятельности в рамках программы.

 

Материально-техническое обеспечение

Для реализации дополнительно образовательной программы имеются кабинеты блока «начальная школа» МБОУ СОШ №23 с необходимым оборудованием.

Для полноценной реализации программы необходимо наличие компьютера, аудио – видео магнитофона, телевизора.

Организационные условия, необходимые для реализации программы:

  • Оптимальное общее количество детей на занятии 14-16 человек, так как каждый ребенок должен иметь возможность высказаться;
  • Место проведения занятий должно быть оформлено соответственно тематике и вызвать у детей чувство комфорта и спокойствия;
  • Общение во время занятий должно идти с каждым ребенком напрямую

Обоснованность выбора форм и методов обучения.

1.      Организационные формы, игры на взаимодействие.

Создавая новый детский коллектив, необходимо определить правила и нормы поведения в нем. Выработанные самими детьми под руководством педагога эти нормы и правила становятся и нормами жизни, если они отслеживаются, подчеркиваются в течение всего периода обучения. Педагог является образцом этих правил. Выработанные и закрепленные в детском коллективе нормы ответственности и взаимоуважения становятся нормой поведения по отношению к природе.

2.      Формы приобретения позитивного эмоционального опыта восприятия жизни природы.

На каждом занятии теоретический материал служит базой для развития позитивного эмоционального опыта восприятия природы. Это  происходит через вовлечение детей в игру, где они становятся участниками действия; через импровизированные постановки; просмотр видеофрагментов, погружение в звуки природы, прослушивание музыкальных произведений, а так же сказок, легенд, стихов. Развивая воображение, дети приобщаются к миру природы, находят способы для творческого самовыражения.

3.Формы изучения теоретического материала.

     На этом этапе дается определенный объем экологических знаний, которые необходимы для представления места человека в природе и единства всего живого. Результатом этого этапа является получение ребенком теоретических знаний в области экологии.

4.            Практическая деятельность

Любая теория непроверенная и неподтвержденная на практике, в конце концов, забывается. Поэтому так необходим детям практический курс. Практика подразумевает под собой и чисто практический уход за растениями, и наблюдения на природе, а так же участие в научно-практических семинарах и конференциях. Кроме этого необходимо привлекать детей к провидимым экологическим акциям. Это может быть посадка клумбы на территории школы и первомайский субботник, или высадка леса со школами города и области.

5.      Формой обучения направленные на развитие способности анализировать события и делать выводы, опираясь на знание экологического закона всеобщей связи. Развитие способности высказывать свое мнение и отстаивать свое суждение.

Эти блоки идут неразрывно друг с другом, формируются в течение всего процесса обучения. Результат достигается через объединение в сознании ребенка пониманием законов природы и внутреннего стремления к гармонии с ней. Этому способствует: проведение полугодовых и годовых итоговых мероприятий, участие в экологических играх, где каждый ребенок показывает, как он освоил материал. Так же это могут быть сочиненные детьми сказки или стихи, придуманные ими рисунки. Каждая детская итоговая работа является самобытной и неповторимой, так как строится на творческом восприятии ребенка. Детская поисковая работа включает в себя обязательные момент, где необходимо, проанализировать найденный материал, сравнить полученные данные и сделать выводы. Особенность итоговых мероприятий состоит в том, что они проходят в виде презентаций с обязательным выступлением каждого ребенка. Ребенок учится высказывать и защищать свои мысли, а педагог подчеркивает уважительное отношение к каждому ребенку. В результате дети обучаются, открыто высказывать свои суждения, учатся слушать других и вникать в суть обсуждаемой проблемы.

 

                         Тематическое планирование курса.

                                               Первый год обучения.

 

№п/п

              тема

Кол-во часов

содержание

1

Что такое экология?

2 ч

Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология.Экология- наука ,изучающая собственный дом человека,дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома- планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связей между неживой и живой природой; связи внутри живой природы. Разъяснение значений экологии на основе анализа примеров.

2.

Мой дом.

2 ч

Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность .Дома в деревне и в городе.

3.

Дом, где мы живём.

2 ч

Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своём доме.

4.

.Практическое занятие «Уборка школьного двора»

1 ч

Техника безопасности, распределение обязанностей, отчет о выполнении задания. Наблюдение.

5.

Откуда берётся и куда девается мусор?

2 ч

Выясняем, откуда берётся мусор.

6.

Деревья твоего двора

2 ч

Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Беседа, загадки, Игра «Узнай листок».

7.

.Экскурсия по территории школы.

2 ч

Наблюдение за деревьями. Чем отличаются?

8.

.Экскурсия в парк « По лесным дорожкам».

2 ч

Наблюдения за обитателями парка, Изменение в жизни растений и животных с приходом осени.

9..

.Птицы нашего двора

2 ч

Знакомство детей с многообразием птиц, выделение их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц.Перелётные птицы. Зимующие птицы.Значение птиц в жизни человека.

10.

Замечательные птицы.

2 ч

Самые маленькие(колибри), самые крупные (страус, пингвин, индюк), самые быстрые…и.т.д

11

Практическое занятие « Изготовление кормушек для птиц».

2 ч

Помощь птицам в трудные времена .Какие кормушки можно соорудить для подкормки птиц зимой.

12..

Дорога из дома в школу

3 ч

Что вокруг нас может быть опасным? Сигналы светофора. Как обходить троллейбус, автобус, трамвай. Дорожные знаки. Правила поведения на дороге, в транспорте. Маршрутные листы.

13.

Я и моё окружение. Моя квартира.

2 ч

Светлая(солнечная, затемнённая, тёплая, холодная) квартира, цвет обоев, жилая площадь, температура воздуха, покрытия полов, природные материалы в квартире, внутреннее убранство, его назначение.

14.

Моя семья

2 ч

Происхождение слова « семья» ( от слова «семя»).Маленькое семя, с любовью посаженное в землю даёт росток. Со временем на нём появляются нежные цветы и добрые плоды.Занятия членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека.

15.

Соседи – жильцы.

2 ч

Доброжелательны отношения с соседями. Все мы – соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба 7ародов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа.

16.

Мой класс.

2 ч

Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной комнате? Дежурство по классу.

17.

Практическое занятие «Создание уюта в классной

 комнате».

1 ч

Распределение обязанностей. Отчёт каждой группы о проделанной работе.

18.

Дом моей мечты.

3 ч

Из чего сделан дом? Что в нём будет? Чего в нём не будет? Рисунки.

19.

Рассказы и стихи о семье.

2 ч

Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде.

20.

Экскурсия -прогулка «Краски и звуки зимы».

2 ч

Наблюдения в природе. Зимние изменения в неживой природе. Из чего состоит снег? Наблюдения за снежинками. Рассказы детей о снежинках. Музыка природы в зимнее время года.

21.

Гигиена моего дома. Уход за квартирой.

2 ч

Влажная уборка ,ремонт, проветривание. Гигиена жилища.

22.

.Гигиена класса.

2 ч

Режим проветривания. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями.

23.

Бытовые приборы в квартире.

2 ч

Знакомство с бытовыми приборами. Влияние на температуру и влажность воздуха в квартире ,на жизнедеятельность человека. Правила обращения с газовой и электрической плитой. Составление списка бытовых приборов в квартире. Кто ими пользуется, правила безопасности при эксплуатации.

24.

Экскурсия в школьную кухню.

1 ч

Знакомство с кухней, бытовыми приборами.

25.

Наша одежда и обувь..

2 ч

Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические и гигиенические требования, условия содержания, уход.

26.

Русская народная одежда.

2 ч

История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой.

27.

Практическое занятие «Русская национальная одежда».

2 ч

Придумывание одежды. Изготовление из природного материала

28.

Моделирование и демонстрация одежды.

3 ч

Придумать одежду самим для учёбы, праздников, прогулок…

29.

Животные в доме.

2 ч

Знакомство с домашними животными. Цель содержания животных. Кошка и собака – друзья человека. Как ухаживать за собакой и кошкой? Соблюдение требований гигиены и правил безопасности при содержании животных. Клопы, тараканы, моль- меры предупреждения их появления.

30.

Забавные истории о домашних животных..

2 ч

Рассказы. Стихи, поговорки, пословицы о домашних животных.

31.

Комнатные растения в квартире, в классе.

2 ч

Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение комнатных растений. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещённость, частота полива. Уход за комнатными растениями.

32.

Природа в квартире и в классе.

2 ч

Наблюдение за развитием ростков, листочков на срезанных веточках. Взаимосвязь неживой и живой природы.

33.

Вода – источник жизни. Вода в моём доме и природе.

2 ч

Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется, куда удаляется? Вода, которую мы пьём. Вода сырая, кипячёная, загрязненная. Сколько стоит вода, почему её надо экономить? Как можно экономить воду?

34.

Стихи, рассказы о воде в природе.

2 ч

Чтение рассказов, стихов о воде.

35.

Вода в жизни растений.

2 ч

Как вода влияет на жизнь растений?

36.

Вода в жизни животного мира.

2 ч

Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте?

37.

Вода и здоровье человека.

2 ч

Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется из организма?

38.

Личная гигиена.

2 ч

Водные процедуры, закаливание водой. Градусник для измерения температуры воды. Почему нужно мыть руки и чистить зубы?

39.

Экскурсия в парк.

2 ч

Наблюдения за изменениями в природе. Признаки весны. Краски и звуки весны.

40.

Весна в нашем городе.

2 ч

Впечатления об экскурсии в парк. Описание весны.

41.

Экскурсия в парк.

2 ч

Наблюдение за почками на деревьях.

42..

Солнце и свет в нашей жизни. Солнце. Луна, звёзды – источники света.

2 ч

Солнце – естественный дневной источник света и тепла. Свет луны и звёзд в ночное время суток.

43.

Отношение к свету и теплу различных растений и животных.

2 ч

Выяснить, как растения и животные относятся к свету и теплу. Роль солнечного и лунного света в жизни животных.

44.

Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря, лампы, свечи».

2 ч

Сравнение света Солнца, Луны, фонаря, лампы, свечи. Роль света в жизни человека.

45.

Электрический свет и тепло в моём доме.

2 ч

Электрические приборы. Правила обращения с электроприборами. Освещённость рабочего места. Глаз – орган зрения. Что мы различаем при помощи зрения? Гигиена зрения. Зарядка для глаз.

46.

Откуда приходит свет и тепло в мой дом.

2 ч

С ТЭЦ, газопроводами, их влияние на экологическое состояние планеты.

47.

Телевизор в моём доме.

2 ч

Телевизор, его влияние на окружающих, режим работы, правила просмотра.

48.

Сколько стоят свет и тепло.

2 ч

Экономия света и тепла в школе и дома.

49.

Экскурсия в музей (заочная).

2 ч

Источник тепла и света в русской избе ( печь, лучина).

50.

Воздух и здоровье человека.

2 ч

Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух, которым мы дышим. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Дыхательная гимнастика.

51.

Практическое занятие «Уборка в классе».

1 ч

Влажная уборка класса. Проветривание.

52.

Мой край. Растительный мир родного края.

2 ч

Многообразие растений в области. Красная книга области.

53.

Животный мир родного края.

2 ч

Многообразие животных области. Особенности жизни .

54.

Экскурсия в музей.

3 ч

Растения и животные области.

 

                        Всего:

108 ч

 

 

                   

Тематическое планирование курса.

Второй год обучения.

Тема

Содержание

1

2ч.

Беседа «Дом, в котором я живу» Интересное слово

 «экология».

Беседа о природе, её роли в жизни человека, отношения к ней детей.

2

3ч.

«На пороге осень…» (Наблюдения в природе.)

Наблюдение за изменениями в неживой и живой природе, уточнение знаний детей об особенностях поведения животных осенью, о труде людей.

 3

3ч.

Правила сборки и засушки листьев и плодов, конкурс поделок из природного материала.

Игра «С какого дерева листок», «От какого растения плоды». Сбор природного материала.

4

3ч.

Осенние изменения в жизни листа. Выставка творческих работ «Осенний букет».

Наблюдение за изменениями растений осенью: наблюдение за деревьями и кустарниками, наблюдение за хвойными деревьями, наблюдение за травянистыми растениями.

5

 

3ч.

«Путешествие растений» (Распространение семян.) Выставка творческих работ «Волшебное семечко».

Демонстрация коллекции «Многообразие семян». Рассматривание проросшего семени фасоли. Моделирование условий, необходимых для прорастания семян. Чтение рассказа  Ю.Дмитриевой «Необычные путешественники».

6

3ч.

«Природа нашего края» (Организм и окружающая среда) Экскурсия в краеведческий музей.

Ознакомление детей с представителями флоры и фауны НСО.

7

2ч.

«Тайны соснового бора» (Викторина.)

Закрепление и расширение знаний об обитателях соснового бора. Викторина.

8

 

3ч.

«Как растения дружат с почвой».

Знакомство с почвой как со средой обитания множества  живых существ. Дискуссия «Для чего нужна почва?» «Плодородная почва на Земле».

9

3ч.

«В гости к старику лесовику». (Эколого-природоведческая игра.)

Рассказы детей о роли леса в природе и в жизни человека. Повторение правил поведения в лесу.

10

 

 

3ч.

Лес и его обитатели. Тайны лесных тропинок.

Знакомство с понятием «природное сообщество», особенности живых организмов леса, их связями между собой, их видовым многообразием, составление цепей питания которые сложились в лесу.

11

 

3ч.

«Где у растения дом? Этажи в лесу». (Исследовательская работа.)

Знакомство с ярусами леса, представителями ярусов, их приспособлениями к совместному проживанию в лесу, знакомство с представителями животного мира каждого яруса.

12

3ч.

Конкурс газет «Наш друг лес».

Изготовление газет на тему «Наш друг лес», развитие творческих способностей детей.

13

 

 

3ч.

Прогулка – исследование «Природа жалуется».

Исследование территории, прилегающей к школе, территории ближайшего сквера, территории соснового бора, выявление следов жизнедеятельности человека. Беседа на тему «Природа в опасности», меры по охране природы и роль в этой проблеме детей.

14

 

 

2ч.

«Мои питомцы». (О домашних животных.)

Признаки и отличительные особенности домашних животных, разнообразие пород, роль  кошек и собак в жизни человека, просмотр видеофильмов.

15

3ч.

«Сказочный мир подводного царства в твоём доме». (Экскурсия на выставку аквариумных рыбок.)

Аквариум и его обитатели. Разнообразие и среда обитания.

16

 

3ч.

«Мир моих увлечений». (Об обитателях школьного живого уголка.)

Наблюдение за животными школьного живого уголка (черепахи, попугай, рыбки, улитки). Практическая работа по уходу за животными.

17

2ч.

«Юные исследователи природы». (Викторина.)

Закрепление и расширение знаний детей о природе родного края.

18

 

3ч.

«Ёлочка и её друзья». (Экологическая игра.)

Ель. Внешний вид, продолжительность жизни. Животные, связанные с елью. Игра «В лес за ёлкой»

19

3ч.

«Зимняя красавица из всего что под руку попадается». (Выставка поделок.)

Изготовление поделок на тему «Зелёная ёлочка – живая иголочка»

20

 

 

3ч.

«Путешествие в зимний лес. Деревья зимой». (Экскурсия.)

Изменение живой и неживой природы с приходом зимы. Жизнь растений и диких животных зимой, определение деревьев и кустарников в безлистном состоянии.

21

 

3ч.

«Какой бывает снег? Следы на снегу». (Исследовательская работа.)

Практическая работа по изучению свойств снега и льда. О чём могут рассказать следы на снегу, распознавание следов птиц, зверей и т.д.

22

 

3ч.

«Где обедал воробей?» (Наблюдения, беседа-игра о птицах зимующих вместе с нами.) Выставка рисунков «Птицы – наши друзья».

Рассказ о трудностях, которые переживают птицы зимой, сообщение о птицах живущих рядом с нами, викторина «Знаешь ли ты птиц?»

23

2ч.

Влияние воды и света на рост растений.

 Знакомство с процессом фотосинтеза и его ролью на жизнь растений.

24

3ч.

Размножение растений черенками, посев семян на рассаду. (Практическая работа.)

Черенкование растений, подготовка почвы, посадка,  полив, создание условий для прорастания семян и укоренение черенков.

25

2ч.

«Чудесный мир цветов». (Викторина.)

Расширение знаний детей о многообразии цветов, местах их обитания, легендах о цветах.

26

 

 

3ч.

«Путешествие со знакомыми и незнакомцами». (Экскурсия в школьный цветочный уголок, выпуск занимательной газеты.)

Знакомство с комнатными растениями, расширение знаний о некоторых комнатных растениях, их происхождении, многообразии, условиях, необходимых для роста. Практическая работа по уходу за комнатными растениями.

27

3ч.

 «Цветочные фантазии». (Выставка поделок.)

Изготовление поделок, развитие творческих способностей.

28

3ч.

Тайны птичьего царства.

Расширение знаний о птицах, многообразии, особенностях поведения, местах обитания.

29

2ч.

«Путешествие в Птицеград». (Интеллектуальная игра.)

Закрепление знаний о птицах, многообразии, особенностях поведения, местах обитания.

30

 

3ч.

«Здравствуй, птичья страна!» (Выпуск занимательных газет.)

Изготовление газет о птицах, развитие творческих способностей детей.

31

 

 

 

 

3ч.

«Весна пришла. Ищем весенние приметы». (Экскурсия.)

Составление рассказов о признаках весны в неживой и живой природе. Выявление признаков весеннего пробуждения деревьев и кустарников, рассматривание раннецветущих травянистых растений, упражнение в распозновании первоцветов, весенние изменения в жизни животных.  .

32

3ч.

Акция «Чистая полянка».

. Формулировка правил друзей природы. Уборка территории школы, участка соснового бора.

33

4ч.

«Животный мир родного края».

. Посещение зоопарка, наблюдение за животными, выпуск газет, альбомов, книжек-малышек.  

34

2ч.

 

 

 

Итого:108ч.

«Мы – маленькие волшебники». (Экологический турнир.)

Обобщающее занятие. Диагностика знаний, умений, навыков, приобретённых за год.

 

Тематическое планирование курса.

Третий год обучения.

 

Тема

Содержание

1

 

«Что изучает наука Экология?»

Знакомство с проблемой экономического кризиса на Земле

,понятиями «окружающая среда», «экология»

2

 

«Экологические связи в природе»

1.Определение экологических связей между живой и неживой природой , растениями и животными, человеком и природой.

2. Рассказы детей об окружающей среде для зайцев, лисы, человека.

3

 

«Земля – наш космический до»

Формирование представлений о солнце как звезде нашей системы, о его роли для всего живого на Земле; движении планет и других небесных тел вокруг Солнца.

4

 

«Путешествие по глобусу»

  1. Знакомство со вспомогательными линиями, изображенными на  глобусе (параллелями, меридианами, Южным и Северным полюсами).
  2. Определение сторон горизонта на глобусе.

      3.   Нахождение на глобусе географических объектов, обозначенных цветом ( материки, океаны, горы, равнины и др.)

5

 

 

«Карта рассказывает о Земле»

  1. Знакомство с  географической картой как уменьшенным изображением земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

      2.практическая работа по нахождению материков и                 океанов, вспомогательных линий и полушарий.

6

 

«Карта рассказывает о Земле» (продолжение)

  1. знакомство с контурной картой , правилами её оформления.

      2.обозначение на контурной карте материков и   океанов, вспомогательных линий и др.

7

 

Заочное путешествие по карте НСО

 

.Географическое положение области, история города, природа, особенности климата.

8

 

Поход .

      1.Ознакомление с туристическими правилами.

       2.Основные законы леса.

      3. Игра «Краеведческий бумеранг».

9

 

«Тела, вещества и частицы»

  1. Формирование понятий: «тело», «вещество», «частицы».
  2. Знакомство с многообразием тел в живой и неживой природе, созданных руками человека.
  3. Доказательство существования частиц тела с помощью опытов.

10

 

«Температура»

  1. Формирование понятия «температура» (степень нагретости тел и веществ).
  2. Определение значения температуры для всего живого на Земле.

11

 

«Смена дня и ночи. Смена времён года.»

Объяснение причин смены дня и ночи на Земле с помощью иллюстраций, глобуса и настольной лампы.

12

 

 

«Распределение солнечного тепла на Земле»

  1. Знакомство с причинами неодинакового нагрева земной поверхности солнечными лучами.
  2. Определение расположения тепловых поясов Земли а карте полушарий и контурной карте.

13

 

«Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Свойства воздуха»

  1. Знакомство с понятием «атмосфера» - воздушной об4олочкой Земли.
  2. Демонстрация опытов по определению свойства воздуха.

14

 

«Состав воздуха»

  1. Знакомство с составом воздуха: азот, кислород, углекислый газ, основными свойствами этих газов с помощью опытов.
  2. Рисование диаграммы соотношения газов в воздухе.

15

 

«Воздух и жизнь»

  1. Определение роли кислорода для всего живого на Земле и источников поступления его в воздух.
  2. Знакомство с воздухом как средой обитания множества  животных, как помощником распространения семян некоторых растений.

16

 

«Защитим атмосферу»

  1. Определение источников загрязнения воздуха.
  2. Знакомство с мерами охраны воздуха от загрязнения ролью учащихся в решении этой проблемы.

17

 

 

Урок повторения по теме: «Воздух»

Выявление и обобщение знаний детей через:

- программированный опрос

-письменно задание у доски

- устные фронтальные вопросы

18

 

«Вода, свойства воды»

  1. Знакомство с гидросферой как водной оболочкой нашей Земли.
  2. Определение свойств воды с помощью опытов.

19

 

«Превращения воды»

  1. Знакомство с тремя состояниями воды: жидким, твердым, газообразным; расположением частиц в жидкой воде, в водяном паре и льде; условиями перехода воды из одного в другое.
  2. Демонстрация опыта, доказывающего превращение воды в водяной пар, лед.

20

 

«Вода на Земле»

  1. Знакомство с распределением воды на Земле (Мировой океан, воды суши, вода в атмосфере).
  2. Характеристика вод Мирового океана и вод суши.
  3. Нахождение на физической карте полушарий крупных водоемов Земли.

21

 

«Круговорот воды в природе»

  1. Знакомство с круговоротом воды в природе, его значением для жизни на Земле.
  2. Демонстрация опыта, доказывающего круговорот воды в природе.

22

 

«Вода и жизнь»

  1. Знакомство со значением воды для всего живого на Земле.
  2. Приспособления некоторых животных к жизни в водной среде.
  3. Определение неравномерности распределения воды по земной поверхности (самые засушливые и самые влажны места Земли)

23

 

«Защитим гидросферу»

  1. Выявление причин загрязнения водоемов Земли.
  2. Знакомство с мерами охраны вод от загрязнения, ролью учащихся в решении этой проблемы.

24

 

«Почва»

  1. Уточнение представлений о почве как о верхнем плодородном слое Земли.
  2. Демонстрация опытов по определению состава почвы.
  3. Рассматривание типов почв.

25

 

«Живое в почве»

Знакомство с почвой как средой обитания для множества живых организмов, её главным свойством – плодородием, зависимость плодородия от наличия перегноя и минеральных солей.

Рассматривание под лупой останков растений и животных в почве.

26

 

«Защитим почву»

  1. Знакомство с процессом почвообразования, его длительностью, причинами разрушения почвенного слоя и мерами борьбы с этим явлением.
  2. Демонстрация толщины почвенного слоя Земли (на примере яблока)

27

 

«Разнообразие растений»

  1. Знакомство с группами растений  (водоросли, мхи, папоротники, хвойные , цветковые), характерными признаками каждой группы по морфологическим особенностям.
  2. Определение понятия «вид растения».
  3. Выявление отличий растений разных видов.

28

 

«Солнце, растения и мы с вами»

  1. Знакомство с процессом фотосинтеза и его ролью в жизни растений и жизни на Земле.
  2. Выявление признаков растения как живого существа.

29

 

«Защитим растения»

  1. Определение значения растений в жизни  человека, причин сокращения числа видов растений.
  2. Уточнение знаний детей о видах растений, нуждающихся в охране.
  3. Повторение правил друзей природы по охране растительного мира Земли.

30

 

«Разнообразие животных»

  1. Знакомство с делением животных на группы по внешним признакам (пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, птицы, звери, насекомые, пауки, черви, моллюски, ракообразные, иглокожие).
  2. Знакомство с понятием: «вид животных».
  3. Выявление характерных отличий животных разных видов.

31

 

«Кто что ест?»

  1. Деление животных на группы по типу питания: хищники, всеядные, растительноядные.
  2. Составление цепей питания.
  3. Определение приспособления организмов животных к добыванию пищи, защите от врагов.

32

 

«Сеть питания и экологическая пирамида»

  1. Знакомство с понятиями: «сеть питания», «экологическая пирамида» (на примере жизни в дубовом лесу).
  2. Построение схемы сети питания и экологической пирамиды.

33

 

«Защитим животных»

  1. Определение роли животных в природе и жизни человека.
  2. Выделение причин исчезновения и сокращения множества видов животных, мер по их охране.
  3. Рассматривание животных. Исчезнувших с лица Земли или занесенных в Красную книгу.

34

 

Многообразие животных

       Экскурсия в зоопарк. Дневник исследователя.

35

 

Организмы и окружающая среда.

       Знакомство с защитными приспособлениями у       растений и животных, как проявлением тесной связи организмов с окружающей средой.

36

 

 

Итого:108ч.

Экологические катастрофы.

  1. Экологические прогнозы.
  2. Предупреждение отрицательного воздействия  человека на природу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование курса.

Четвертый год обучения.

Месяц

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание

IX

«План местности» (теоретическое занятее)

 

 

3 ч

1.Беседа об отличии плана местности от схемы различных помещений или карты земной поверхности:

- Чем они отличаются от друг друга? (Специальными условными значками.)

2.Значение плана местности для строителей, агрономов, геологов, путешественников и туристов.

3.Рассматривание и зарисовка условных знаков к плану местности

IX

«Чтение плана местности» (практические занятия по топографической карте)

 

 

 

3 ч

1.Дид. игра «Отгадай знак». Один ребенок показывает нарисованные условные знаки к плану местности, а другие – отгадывают, что он обозначает.

2.Задачи на чтение топографического плана по условным знакам. Например:

  - Сколько населенных пунктов указано на плане?

  - Найдите на плане городской поселок. Как он называется?

  - Найдите на плане овраг, холм, обрывистые берега реки.

  - Предположим, вы идете просекой из конца в конец, начиная от реки. Расскажите, как по дороге меняется вид леса и т.д.

3.Топографический диктант. Используя условные знаки к плану местности, зашифровать географические объекты в тексте рассказа.

IX

«Определение направлений и расстояний по плану местности» (практическое занятие по карте)

 

 

 

 

3 ч

1.Обьяснение правил определения расстояний между объектами по плану местности.

2.Выполнение упражнений по определению расстояний по топографической карте (масштаб: в 1см – 100 м)

3.Задания по определению направления относительно сторон горизонта.

IX

«Разведка на местности. Рисование плана местности ближайшего природного окружения» (практикум на местности)

 

 

 

4 ч

1.Дети делятся на две команды. Первая команда получает задание: определить, какие объекты природного окружения они будут зашифровывать условными топографическими значками, вспомнить, как они рисуются. Вторая команда измеряет расстояние между объектами в шагах.

2.Рисование плана местности в масштабе (в 1 см – 10 шагов)

X

Поход в пригородный лес (с родителями)

 

4 ч

Предварительная работа:

1)      беседа о цели похода, правилах для отправляющегося в поход;

2)      правила укладки рюкзака.

В походе:

      1) выбор места, правила разбивки;

      2) показ разных способов розжига костра;

      3) чаепитие у костра

X

«Ориентирование – что это такое?» (теоретическое занятие)

 

 

 

 

3 ч

1.Беседа по вопросам:

   - Что означает слово «ориентироваться»?

   - Относительно чего можно определить свое местоположение?

   - Назовите основные и промежуточные стороны горизонта.

2.Упражнения по определению сторон горизонта в зависимости от времени суток:

    - Как нужно встать к солнцу в 12 часов дня, чтобы определить направление основных сторон горизонта?

    - Как определить стороны горизонта при виде заходящего солнца?

X

«Определение сторон горизонта разными способами: по компасу; по местным природным признакам; по часам; с помощью магнита и иголки» (практикум на местности)

 

 

3 ч

1.Практическая работа по определению направлений сторон горизонта на территории школы с помощью компаса (по карточкам – заданиям).

2. Определение сторон горизонта по часам:

3. Беседа об определении сторон горизонта по местным природным признакам.

 

X

«Ориентирование на местности» (поход в пригородный лес с родителями)

 

 

 

 

4 ч

1.Игра «Определи стороны горизонта». Во время похода дети разделяются на группы. Первой группе дается задание – определить стороны горизонта по деревьям, второй – по часам, третьей – по солнцу. Затем (на новом месте) первая группа определяет стороны горизонта по муравейнику, вторая – по пням, третья – по компасу.

2. Игра «Кто быстрее?». Каждой группе детей дается карточка с заданием (например, по компасу пройти последовательно: 20 шагов на север, 10 шагов на запад, 40 шагов на юг)

XI

«Наши путешествия» (рассказы –путешествия по карте и фотографиям)

 

 

 

3 ч

1.Рассказы детей о летних поездках.

2.Нахождение на картах мест, где дети были летом.

3.Составление по картам маршрутов путешествий.

4.Оформление стенда «Наши путешествия» (по фотографиям)

XI

«Путешествие по области» (рассказы воспоминания по карте)

 

 

3 ч

1.Расскзы детей, побывавших в живописных местах своего края.

2.Дополнителтные сообщения учителя об этих объектах.

3.Нахождениие этих объектов на карте области

XI

«Наш город и его достопримечательности» (экскурсия)

 

 

4 ч

1.Обзорная экскурсия по городу с посещением его достопримечательностей: памятников, зданий и т.п.

2.Рассматривание плана схемы города.

3.Обозначение маршрута путешествия на плане-схеме

XII

«Широка моя страна родная…» (игра в форме капитал-шоу «Поле чудес»)

 

3 ч

Продолжать знакомить детей с названиями географических объектов и их местонахождением на карте России

XII

Заочное путешествие по городу Санкт-Петербургу и его окрестностям (занятие с родителями)

 

 

 

3 ч

1.Нахождение г. Санкт-Петербурга на карте России.

2. Рассказ детей и родителей, побывавших в Санкт-Петербурге, о  достопримечательностях этого города (Эрмитаж, Казанский собор, Исаакиевский собор, Невский проспект и т.д.).

3.Рассматривание плана-схемы Санкт-Петербурга и его окрестностей.

4.Просмотр видеофильма «Петергоф», фотографий, открыток, буклетов г.Пушкина и Павловска

XII

«Путешествие по великой русской реке Оби»

 

3 ч

Расширить знания детей о великой русской реке Оби, одной из самых главных водных транспортных артерий нашей страны

I

«Зарубежные путешествия – это так здорово!» (семейные отчеты о путешествиях)

 

 

 

 

4 ч

1.Подготовленые сообщения детей и родителей о зарубежной поездке по плану:

а) географическое расположение объекта на карте мира;

б) климатические условия;

в) достопримечательности;

г) люди и их обычаи;

д) запомнившиеся случаи в путешествии.

2.Рассматривание фотографий, буклетов, наборов открыток с видами зарубежья

I

«Ночное небо» (теоретическое занятие)

 

 

 

 

 

 

 

3 ч

1.Беседа о ночном небе. Вопросы:

 - Что можно увидеть на небе ночью? (Звезды, планеты, спутники.)

 - Что такое Луна? (Спутник Земли)

 - Что обозначают слова новолуние, полнолуние? (Фазы Луны.)

2.Рассматривание схемы «Движение Луны. Фазы Луны»

3.Рассказ учителя о зодиакальном круге.

4.Рассматривание карты «Звездное небо» (Северного и Южного полушарий)

5.Определение сторон горизонта по звездному небу. (В северном полушарии Полярная звезда, находящаяся в созвездии Малой медведицы, является Северным полюсом мира, а в Южном, в созвездии Октан, - Южный полюс мира)

I

«Затмения» (теоретическое занятие)

 

 

3 ч

1.Рассказ учителя о суеверных предрассудках прошлого в связи с солнечными и лунными затмениями.

2.Обьяснение причин этих явлений.

3.Рассматривание схем солнечного и лунного затмений (положение Земли, Луны и Солнца в это время).

4.Просмотр диафильма «Солнечные и лунные затмения»

I

Экскурсия в «планетарий»

 

4 ч

1.Знакомство с прибором планетарием.

2.Рассказ о мифах звездного неба.

3.Рассматривание созвездий Северного полушария.

II

«Система координат» (беседа практикум)

 

 

 

 

3 ч

1.Беседа об играх в морской бой и шахматы.

2.Рассматривание градусной сетки глобуса и карты полушарий.

3. Объяснение понятий «широта» и «долгота» - географических координат на глобусе и карте.

4.Задание: по физической карте полушарий определить, о каких океанах идет речь, если известно, что:

а) через него проходит 160-й меридиан восточной долготы (Тихий)

б) через него проходи 80-я параллель Северной широты (Северный Ледовитый океан)

II

«Определение географических координат и нахождение нужной точки на глобусе и карте» (практикум по карте)

 

3 ч

 Объяснение принципов определения «адреса» любого географического объекта на глобусе и карте, правил записи географических координат.

II

Повторение по теме «Географические координаты» (практикум по карте)

 

3 ч

Закрепить знания детей по определению географических координат и нахождению нужной точки на глобусе и карте с помощью системы координат

II

«Первые кругосветные путешествия» (путешествия по карте)

 

 

3 ч

1.Расскзы членов клуба, подготовленные заранее, о путешествии Ф. Магеллана вокруг Земли.

2.Прослеживанее по глобусу и карте полушарий пути движения эскадры кораблей.

3.Просмотр кадров фильма «Развитие знаний о Земле»

III

«Робинзонада» (теоретическое занятие)

 

 

 

3 ч

1.Познакомить детей с путешественниками отшельниками – «робинзонами» прошлых и настоящих времен: причинами их уединения, образом жизни и способами выживания в экстремальных условиях.

2.Воспитывать интерес и любовь к путешествиям

III

«О чем молчат гиганты острова Рапануи? (местное название о. Пасхи)» (рассказы детей и их родителей по иллюстрациям)

 

 

 

 

3 ч

 

1.Нахождение о. Пасхи на физической карте полушарий.

2.Рассказ об открытии этого острова.

3.Расссматривание иллюстраций, открыток «музея» под открытым небом, состоящим из 600 гигантских (высотой 20м) статуй «моаи».

4.Рассказы детей и родителей о гипотезах происхождения каменных идолов

III

«Правда или вымысел о «летучих голландцах?»

 

 

3 ч

1.Расказы детей (подготовленные заранее) о случаях появления кораблей-призраков в хронологической последовательности ( от XVIII в. До настоящего времени),

2.Объяснение этого феномена океана теорией особых ультразвуковых колебаний, возникающих при штормах и сильных ветрах на гребнях волн (явление «голоса моря»)

IV

«Чудеса природы» (конференция)

 

 

3 ч

1.Нахождение местоположения «чудес природы» на карте мира.

2.Сообщения детей и их родителей:

 - о Саргассовом море

 - о Галапагосских островах (черепашьих) острвах

3.Просмотр видеофильма «Озеро Байкал»

IV

«О чем рассказывают географические названия?» (практическая работа с картой)

 

 

3 ч

1.Познакомить детей с топодинамикой – наукой о названиях географических объектов, объяснениями некоторых «имен» на карте мира и страны.

2.Совершенствовать навыки нахождения объектов на географических картах.

IV

Вести из клуба «Юный путешественник» (оформление газеты)

 

 

3 ч

1.Разделение газеты на рубрики, например:

 - «Знаете ли вы что…?»;

 - «Географические загадки-шутки»;

 - «Географическая викторина» и т.д.

2. Выработка материалов для рубрик из энциклопедий, занимательной географии.

3.Составление вопросов викторины.

4.Оформление газеты вместе с родителями.

IV

Географический конкурс

 

 

 

 

3 ч

1.Увлечь детей идее конкурса: выявить победителей – знатоков географии.

2.Поддержать азарт борьбы за победу, интерес к географическим знаниям

 

  1. конкурсные вопросы
  2. Географические шарады
  3. Зада-шутки
  4. Задания на тему «Географические координаты»
  5. Задание повышенной сложности.

V

«В мире удивительных растений и животных» (экскурсия к отдельным деревьям – Памятникам природы нашего города)

 

 

 

4 ч

Познакомить детей с удивительными деревьями  памятниками природы, которые взяты под охрану государством из-за большого возраста, большого диаметра ствола, гигантской высоты, необычной формы и т.д. (на примере своей области, края)

V

Экскурсия в сосновый бор

 

 

4 ч

1.Представить детям Сосновый бор как памятник природы, взяты под охрану государством как естественный лесной массив нашего города.

2.Выделить главное назначение бора как места отдыха людей

V

Игра-путешествие на «Заветную поляну»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            

                               Итого:

 

 

 

 

 

 

 

4 ч

 

 

 

 

 

 

108 ч.

1.Чтение письма из леса, где звери приглашают детей в гости (к письму прилагается план местности со схемой пути движения и остановками).

2.На остановках, помеченных на плане, дети встречаются с лесными зверями, который предлагают им разные задания (например Волк проверяет умения детей ориентироваться в лесу; Белка – правильно вести себя с детенышами зверей, птенцами; Филину дети рассказывают о лекарственных растениях леса и т.д.).

3. Игры. Конкурсы, пение песен на «Заветной поляне»

 

 

 

Формы оценки результативности :  тестирование, творческие работы.     


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа №23»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа №23»

Пояснительная записка Программа ориентирована на работу с детьми младшего школьного возраста в системе дополнительного школьного образования в области экологического воспитания

Пояснительная записка Программа ориентирована на работу с детьми младшего школьного возраста в системе дополнительного школьного образования в области экологического воспитания

Земля, чувство ответственности за сохранение её природы; способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств,…

Земля, чувство ответственности за сохранение её природы; способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств,…

Принцип междисциплинарности (предполагает всесторонний, комплексный подход к развитию личности, что позволит повысить уровень экологической культуры детей и подростков);

Принцип междисциплинарности (предполагает всесторонний, комплексный подход к развитию личности, что позволит повысить уровень экологической культуры детей и подростков);

Кроме этого необходимо привлекать детей к провидимым экологическим акциям

Кроме этого необходимо привлекать детей к провидимым экологическим акциям

Наблюдения за обитателями парка,

Наблюдения за обитателями парка,

Экскурсия в школьную кухню.1 чЗнакомство с кухней, бытовыми приборами

Экскурсия в школьную кухню.1 чЗнакомство с кухней, бытовыми приборами

Выяснить, как растения и животные относятся к свету и теплу

Выяснить, как растения и животные относятся к свету и теплу

Путешествие растений» (Распространение семян

Путешествие растений» (Распространение семян

Экологическая игра.)Ель. Внешний вид, продолжительность жизни

Экологическая игра.)Ель. Внешний вид, продолжительность жизни

Животный мир родного края». . Посещение зоопарка, наблюдение за животными, выпуск газет, альбомов, книжек-малышек

Животный мир родного края». . Посещение зоопарка, наблюдение за животными, выпуск газет, альбомов, книжек-малышек

Температура»Формирование понятия «температура» (степень нагретости тел и веществ)

Температура»Формирование понятия «температура» (степень нагретости тел и веществ)

Вода и жизнь»Знакомство со значением воды для всего живого на

Вода и жизнь»Знакомство со значением воды для всего живого на

Сеть питания и экологическая пирамида»

Сеть питания и экологическая пирамида»

Тематическое планирование курса

Тематическое планирование курса

В походе: 1) выбор места, правила разбивки; 2) показ разных способов розжига костра; 3) чаепитие у костра

В походе: 1) выбор места, правила разбивки; 2) показ разных способов розжига костра; 3) чаепитие у костра

Обозначение маршрута путешествия на плане-схеме

Обозначение маршрута путешествия на плане-схеме

Просмотр диафильма «Солнечные и лунные затмения»

Просмотр диафильма «Солнечные и лунные затмения»

Объяснение этого феномена океана теорией особых ультразвуковых колебаний, возникающих при штормах и сильных ветрах на гребнях волн (явление «голоса моря»)

Объяснение этого феномена океана теорией особых ультразвуковых колебаний, возникающих при штормах и сильных ветрах на гребнях волн (явление «голоса моря»)

V Игра-путешествие на «Заветную поляну»

V Игра-путешествие на «Заветную поляну»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2023