Программа элективного курса «Готовимся к ОГЭ» 9 класс
Пояснительная записка
Основной государственный экзамен является формой итоговой аттестации по русскому языку, который содержит требования к результатам освоения образовательной программы по русскому языку. ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и требованиям ФГОС.
Программа элективного курса «Готовимся к ОГЭ» составлена на основе Спецификации и Кодификатора Демо-версии 2021 года и направлена на подготовку учащихся 8-9 классов. Работа с тестовыми заданиями предполагает обобщение и систематизацию знаний по предложенным заданиям, навыки комплексного анализа текста позволят подготовиться к написанию изложения и сочинения-рассуждения. Содержание программы составлено на основе структуры экзаменационной работы.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Курс дает возможность учащимся получить практику, необходимую для успешного усвоения программы и возможности подготовиться к сдаче экзамена.
Цель: создание условий для успешной подготовки к итоговой аттестации.
Задачи:
ü употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения, отбирать речевые средства;
ü грамотно оформлять письменные тексты с учетом правил орфографии, пунктуации;
ü выполнять тестовые задания;
ü овладеть навыками компрессии текста;
ü научиться писать сочинение-рассуждение с учетом предъявляемых требований экзаменационной работы
Требования к уровню подготовки учащихся
Программа направлена на выполнение умений:
Выполнять различные виды анализа;
Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; Определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип текста или его фрагмента;
Адекватно понимать цель, тему (основную и дополнительную), явную и скрытую информацию, устного и письменного сообщения;
Извлекать информацию из различных источников;
Свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
Воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
Свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
Выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности.
Соблюдать основные лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.
Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации.
Осуществлять речевой самоконтроль;
Оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; Совершенствовать и редактировать собственные тексты
Содержание работы
Введение
Структура экзаменационной работы. Критерии оценивания.
Текст как речевое произведение
Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте Стили и функционально-смысловые типы. Анализ текста. Микротема. Приемы сжатия текста. Формирование навыков написания сжатого изложения
Синтаксический анализ
Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетании. Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Полные и неполные предложения.
Пунктуационный анализ.
Знаки препинания между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Знаки препинания при сравнительных оборотах и уточняющих членах предложения. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Знаки препинания при прямой речи, цитировании. Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью.
Орфографический анализ
Правописание корней. Правописание приставок. Употребление Ъ и Ь знаков. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание отрицательных местоимений и наречий. Правописание НЕ и НИ. Правописание служебных слов. Правописание словарных слов. Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи.
Лексический анализ
Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности. Синонимы. Антонимы. Омонимы Лексическое значение слов. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.
Сочинение-рассуждение
Структура сочинения (9.1, 9.2, 9.3). Требования к написанию сочинения. Тезис и аргументация. Критерии оценивания.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Наименование раздела, количество часов |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Кор-ка |
1 |
Введение
|
Структура экзаменационной работы. Критерии оценивания |
1 |
|
|
2 |
Текст как речевое произведение |
Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте Стили и функционально-смысловые типы |
1 |
|
|
3 4 5 |
|
Анализ текста. Микротема. Приемы сжатия текста. Формирование навыков написания сжатого изложения |
3 |
|
|
6 7 8 |
Синтаксический анализ |
Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетании. |
3 |
|
|
9 10 |
Предложение. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения |
1 |
|
||
11 |
|
Второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. |
1 |
|
|
12 |
Пунктуационный анализ |
Знаки препинания между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания при обособленных членах, сравнительных оборотах и уточняющих членах предложения |
2 |
|
|
13 14 15 |
|
Знаки препинания в сложном предложении (ССП, СПП, БСП) |
3 |
|
|
16 17 |
Орфографический анализ |
Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю, букв О /Е (Е) после шипящих и Ц.Употребление Ь и Ъ |
2 |
|
|
18 19 20 |
Правописание корней, приставок, суффиксов различных частей речи (кроме -Н- /-НН-) |
3 |
|
||
21 |
|
Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий |
1 |
|
|
22 23 |
|
Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи |
2 |
|
|
24 25 |
|
Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи |
2 |
|
|
26 |
Правописание отрицательных местоимений и наречий Правописание НЕ и НИ Правописание служебных слов |
1 |
|
||
27 |
|
Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи |
1 |
|
|
28 |
Лексический анализ |
Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности |
1 |
|
|
29 |
Синонимы. Антонимы. Омонимы Лексическое значение слов. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. |
1 |
|
||
30 |
Сочинение-рассуждение
|
Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему (9.1) |
1 |
|
|
31 |
|
Сочинение - рассуждение (9.2) |
1 |
|
|
32 |
|
Сочинение - рассуждение (9.3) |
1 |
|
|
33 34 |
|
Практическая работа по написанию сочинения-рассуждения |
2 |
|
Литература
1. Демо-версия ФИПИ 2021г.
2. Открытый банк заданий ФИПИ
3.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.