Программа элективного курса по литературе 10 класс
Оценка 4.6

Программа элективного курса по литературе 10 класс

Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
русская литература
06.05.2021
Программа элективного курса по литературе 10 класс
Программа элективного курса по литературе 10 класс.docx

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

«СЕМЬЯ И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

10 КЛАСС

Изучение литературы, предусмотренное ФГОС, направлено на воспитание духовно развитой личности, любви и уважения к литературе и в целом к ценностям отечественной культуры, формирование гуманистического мировоззрения. Литература способствует эмоциональному восприятию художественного текста, развивает образное, аналитическое и творческое мышление. Уроки литературы всегда оказывают воспитательное действие. Современные школьники меньше читают, или вообще не проявляют интереса к чтению, литература становится оторванной от интересов учащихся. Старшеклассники могут оценивать себя и других, способны анализировать свои действия и поступки. Именно в этот период важно заложить систему ценностей и понятий, которые помогут ему реализовать себя в полной мере во взрослой жизни. Семья является основой для формирования личности, именно в семье закладываются основные нравственные понятия. Программа дает возможность посмотреть на произведения русской литературы именно с позиции роли семьи в формировании жизненных ценностей. Знания, полученные в ходе изучения курса, будут способствовать мотивации к изучению литературы, помогут при подготовке к написанию итогового сочинение и сочинения ЕГЭ.

В программе использованы произведения, изучаемые в 10 классе, для анализа взяты семьи героев произведений литературы XIX века.

Цель курса: рассмотреть особенности семейных отношений и их влияние на формирование семейных ценностей в произведениях русских писателей XIX века; формирование мотивации к изучению художественной литературы.

Задачи:

·        Рассмотреть особенности семей, изображенных в литературе;

·        Формировать навыки установления причинно-следственных связей;

·        Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;

·        Отработать навыки  аргументированного высказывания в устной и письменной форме.

Программа рассчитана на 17 часов, продолжительность занятий 40 минут.

Форма организации занятий:

традиционный урок, лекция, беседа, дискуссия, деловая игра, мозговой штурм.

Применение технологий:

·        Технология критического мышления

·        Кейс-технология

·        Метод развивающего диалога

·        Технология шестиугольного обучения

·        ИКТ.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные

§  Усвоение традиционных ценностей общества;

§  Формирование ответственного отношения к учению, способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению;

§  Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовности и способности вести диалог с другими людьми; освоение социальных норм, правил;

§  Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.   

§  Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результаты                                                                                                                             

·        Умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

·        Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;                                                                                                                                                       

·        Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с ситуацией;                                                                                                                          

·        Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;                                                                                                              

·        Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;                                                                                                                         

·        Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение  и делать выводы;

·        Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:

·        Умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметные результаты

·        Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире.                              

·        Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни на примере произведений литературы;

·        Осознание возможностей русского языка на основе изучения  произведений русской литературы;

·        Развитие умения аргументировать свое мнение и оформлять его в устных и письменных высказываниях, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера;

·        Развитие способности понимать особенности поступков и действий героев произведений;

·        Овладение приемами анализа текста, формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать образы героев произведения.

Содержание программы

И.А.Гончаров «Обломов»

Семья в жизни человека. Сон Обломова и его роль  в понимании образа героя. Обломов и  Штольц.

А.Н.Островский «Гроза»

Типы воспитания в драме.  Традиции в семье. Изображение родственных связей.

 И.С.Тургенев «Отцы и дети»

Сопоставление семей Базаровых, Кирсановых. Конфликт поколений «отцы» и «дети». Отношение к родителям.                                                                                                  Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Семья Родиона Раскольникова.  Семья Мармеладовых. Потребности, мотивы и их место в формировании личности.  Влияние сверх идей на личность человека.                                                                                                                                         Л.Н.Толстой «Война и мир»

 Семья Болконских и семья Ростовых. Отношения родителей и детей в двух семьях. Влияние  семейных ценностей на жизненные взгляды героев.  Пьер и Элен  Безуховы.  

    Календарно-тематическое планирование

Раздел

Тема занятия

Кол-во час

Дата

1

И.А.Гончаров «Обломов»

Роль семьи в жизни человека.

 

 

2

И.А.Гончаров «Обломов»

Анализ эпизода Сон Обломова, его роль в романе

1

 

3

 

Обломов и Штольц

1

 

4

 

Практическая работа

1

 

5

А.Н.Островский «Гроза»

Типы семейного воспитания. «Домостроевские» традиции в драме.

1

 

6

 

Изображение родственных связей.

1

 

7

И.С.Тургенев «Отцы и дети»

Сопоставление семей Базаровых, Кирсановых

1

 

8

 

Отношение к родителям

1

 

9

 

Конфликт поколений в романе, взгляды и ценности

 

 

10

 

Диспут «Отцы дети». Проблема поколений

1

 

11

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Семья Родиона Раскольникова

1

 

12

 

Семья Мармеладовых

1

 

13

 

Потребности, мотивы человека.  Влияние сверхидей на личность.

1

 

14

Л.Н.Толстой «Война и мир»

Семья Болконских и семья Ростовых

1

 

15

 

Отношения родителей и детей в двух семьях

1

 

16

 

Влияние  семейных ценностей на жизненные взгляды героев.  Пьер и Элен. Безуховы

1

 

17

 

Защита проекта

1

 

 

Литература

1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Министерство образования и науки Р.Ф.- М.: Просвещение  2010.          2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 1999.                                                                                                                                              3. Золотарёва И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 1-ое полугодие. – М.: Вако                                4. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях. – М.: Просвещение                              5. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях. – М.: Просвещение.              6. Программы общеобразовательных учреждений: Литература 10-11 классы (базовый уровень) под редакцией Коровина.                                                       7. Произведения, предусмотренные данным курсом:  И.А.Гончаров «Обломов», А.Н.Островский «Гроза», И.С.Тургенев «Отцы и дети», Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», Л.Н.Толстой «Война и мир»                                                                                                                                      8. Ресурсы интернета

Компьютер

Мультимедийный проектор


 

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО

Формировать навыки установления причинно-следственных связей; ·

Формировать навыки установления причинно-следственных связей; ·

Умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; ·

Умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; ·

Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни на примере произведений литературы; ·

Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни на примере произведений литературы; ·

Семья Болконских и семья Ростовых

Семья Болконских и семья Ростовых

Потребности, мотивы человека.

Потребности, мотивы человека.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2021