ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
«СЕМЬЯ И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
10 КЛАСС
Изучение литературы, предусмотренное ФГОС, направлено на воспитание духовно развитой личности, любви и уважения к литературе и в целом к ценностям отечественной культуры, формирование гуманистического мировоззрения. Литература способствует эмоциональному восприятию художественного текста, развивает образное, аналитическое и творческое мышление. Уроки литературы всегда оказывают воспитательное действие. Современные школьники меньше читают, или вообще не проявляют интереса к чтению, литература становится оторванной от интересов учащихся. Старшеклассники могут оценивать себя и других, способны анализировать свои действия и поступки. Именно в этот период важно заложить систему ценностей и понятий, которые помогут ему реализовать себя в полной мере во взрослой жизни. Семья является основой для формирования личности, именно в семье закладываются основные нравственные понятия. Программа дает возможность посмотреть на произведения русской литературы именно с позиции роли семьи в формировании жизненных ценностей. Знания, полученные в ходе изучения курса, будут способствовать мотивации к изучению литературы, помогут при подготовке к написанию итогового сочинение и сочинения ЕГЭ.
В программе использованы произведения, изучаемые в 10 классе, для анализа взяты семьи героев произведений литературы XIX века.
Цель курса: рассмотреть особенности семейных отношений и их влияние на формирование семейных ценностей в произведениях русских писателей XIX века; формирование мотивации к изучению художественной литературы.
Задачи:
· Рассмотреть особенности семей, изображенных в литературе;
· Формировать навыки установления причинно-следственных связей;
· Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
· Отработать навыки аргументированного высказывания в устной и письменной форме.
Программа рассчитана на 17 часов, продолжительность занятий 40 минут.
Форма организации занятий:
традиционный урок, лекция, беседа, дискуссия, деловая игра, мозговой штурм.
Применение технологий:
· Технология критического мышления
· Кейс-технология
· Метод развивающего диалога
· Технология шестиугольного обучения
· ИКТ.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные
§ Усвоение традиционных ценностей общества;
§ Формирование ответственного отношения к учению, способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению;
§ Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовности и способности вести диалог с другими людьми; освоение социальных норм, правил;
§ Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
§ Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты
· Умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
· Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с ситуацией;
· Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
· Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
· Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
· Умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные результаты
· Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире.
· Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни на примере произведений литературы;
· Осознание возможностей русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
· Развитие умения аргументировать свое мнение и оформлять его в устных и письменных высказываниях, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера;
· Развитие способности понимать особенности поступков и действий героев произведений;
· Овладение приемами анализа текста, формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать образы героев произведения.
Содержание программы
И.А.Гончаров «Обломов»
Семья в жизни человека. Сон Обломова и его роль в понимании образа героя. Обломов и Штольц.
А.Н.Островский «Гроза»
Типы воспитания в драме. Традиции в семье. Изображение родственных связей.
И.С.Тургенев «Отцы и дети»
Сопоставление семей Базаровых, Кирсановых. Конфликт поколений «отцы» и «дети». Отношение к родителям. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
Семья Родиона Раскольникова. Семья Мармеладовых. Потребности, мотивы и их место в формировании личности. Влияние сверх идей на личность человека. Л.Н.Толстой «Война и мир»
Семья Болконских и семья Ростовых. Отношения родителей и детей в двух семьях. Влияние семейных ценностей на жизненные взгляды героев. Пьер и Элен Безуховы.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Раздел |
Тема занятия |
Кол-во час |
Дата |
1 |
И.А.Гончаров «Обломов» |
Роль семьи в жизни человека. |
|
|
2 |
И.А.Гончаров «Обломов» |
Анализ эпизода Сон Обломова, его роль в романе |
1 |
|
3 |
|
Обломов и Штольц |
1 |
|
4 |
|
Практическая работа |
1 |
|
5 |
А.Н.Островский «Гроза» |
Типы семейного воспитания. «Домостроевские» традиции в драме. |
1 |
|
6 |
|
Изображение родственных связей. |
1 |
|
7 |
И.С.Тургенев «Отцы и дети» |
Сопоставление семей Базаровых, Кирсановых |
1 |
|
8 |
|
Отношение к родителям |
1 |
|
9 |
|
Конфликт поколений в романе, взгляды и ценности |
|
|
10 |
|
Диспут «Отцы дети». Проблема поколений |
1 |
|
11 |
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» |
Семья Родиона Раскольникова |
1 |
|
12 |
|
Семья Мармеладовых |
1 |
|
13 |
|
Потребности, мотивы человека. Влияние сверхидей на личность. |
1 |
|
14 |
Л.Н.Толстой «Война и мир» |
Семья Болконских и семья Ростовых |
1 |
|
15 |
|
Отношения родителей и детей в двух семьях |
1 |
|
16 |
|
Влияние семейных ценностей на жизненные взгляды героев. Пьер и Элен. Безуховы |
1 |
|
17 |
|
Защита проекта |
1 |
|
Литература
1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Министерство образования и науки Р.Ф.- М.: Просвещение 2010. 2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 1999. 3. Золотарёва И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 1-ое полугодие. – М.: Вако 4. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях. – М.: Просвещение 5. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях. – М.: Просвещение. 6. Программы общеобразовательных учреждений: Литература 10-11 классы (базовый уровень) под редакцией Коровина. 7. Произведения, предусмотренные данным курсом: И.А.Гончаров «Обломов», А.Н.Островский «Гроза», И.С.Тургенев «Отцы и дети», Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», Л.Н.Толстой «Война и мир» 8. Ресурсы интернета
Компьютер
Мультимедийный проектор
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.