Программа элективного курса по литературе 9 класс

  • Разработки курсов
  • docx
  • 06.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа элективного курса по литературе 9 класс.docx

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ПОРТРЕТ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ

9 КЛАСС

Изучение литературы, предусмотренное ФГОС, направлено на воспитание духовно развитой личности, любви и уважения к литературе и в целом к ценностям отечественной культуры, формирование гуманистического мировоззрения. Литература должна развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образное, аналитическое и творческое мышление. Уроки литературы решают и воспитательные задачи. Все чаще можно услышать от учеников, что произведения не интересные, интерес к чтению заметно упал. Литература становится оторванной от интересов учащихся. Думаю, данный курс позволит по-другому посмотреть на героев произведений. Ученики старшей школы находятся на этапе личностного самоопределения, формулирования своих жизненный целей, поэтому данный курс актуален, так как ученики смогут соотнести свои личностные особенности с личностными особенностями героев. Именно в этот период важно заложить систему ценностей и понятий, которые помогут ему реализовать себя в полной мере во взрослой жизни. Знания, полученные в ходе изучения курса, будут способствовать мотивации к изучению литературы, помогут при подготовке к итоговой аттестации.

В программе использованы произведения, изучаемые в 9 классе, для анализа взяты образы главных героев

Цель курса: анализ литературных героев, выявление их индивидуальных особенностей; формирование мотивации к изучению художественной литературы.

Задачи:

Ø Рассмотреть психологические особенности литературных героев;

Ø Формировать навыки установления причинно-следственных связей;

Ø Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;

Ø Отработать навыки  аргументированного высказывания в устной и письменной речи.

Программа рассчитана на 17 часов, продолжительность занятий 40 минут.

Форма организации занятий:

традиционный урок, лекция, беседа, дискуссия, деловая игра, мозговой штурм.

Применение технологий:

Ø Технология критического мышления

Ø Кейс-технология

Ø Метод развивающего диалога

Ø Технология шестиугольного обучения

Ø ИКТ.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные

Ø Усвоение традиционных ценностей общества;

Ø Формирование ответственного отношения к учению, способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению;

Ø Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовности и способности вести диалог с другими людьми; освоение социальных норм, правил;

Ø Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.   

Ø Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результаты

Ø Умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Ø Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;                                                                                                                                                   

Ø Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с ситуацией;                                                                                                                                 

Ø Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;                                                                                                                        

Ø Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;                                                                                                                            

Ø Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,  умозаключение  и делать выводы;         

Ø Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

Ø Работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

Ø Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

Ø Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

Ø Планирование и регуляция  своей деятельности, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметные результаты

Ø Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире.                              

Ø Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни на примере литературных героев;

Ø Осознание возможностей русского языка на основе изучения  произведений русской литературы;

Ø Развитие умения аргументировать свое мнение и оформлять его в устных и письменных высказываниях, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера;

Ø Развитие способности понимать особенности героев произведения;

Ø Овладение приемами анализа текста, формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать образы героев произведения.

Содержание учебного курса.                                                                                                            

А.С.Грибоедов «Горе от ума»

Фамусов и общество.  Образ Чацкого.  Молчалин, Софья, Лиза.

А.С.Пушкин  «Евгений Онегин»

Онегин и Ленский. Татьяна и Ольга. Поместное и московское дворянство на страницах романа.

 М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Печорин – главный герой романа. Печорин и Максим Максимыч. Печорин и Грушницкий. Отношения с женщинами на страницах романа.

Н.В.Гоголь «Мертвые Души»

П.И.Чичиков герой или антигерой? Галерея помещиков в поэме.

Календарно-тематическое планирование

Раздел

Тема

Кол-во

час

Дата

1

А.С.Грибоедов «Горе от ума»

Фамусов и общество (анализ монолога Фамусова). Жизненные ценности.

1

 

2

 

Чацкий.  Горе уму или горе от ума? (роль монологов в понимании героя)

1

 

3

 

«Молчалины блаженствуют на свете». Характеристика Молчалина (роль семьи в воспитании)

1

 

4

 

Лиза и Софья в комедии

1

 

5

 

Практическая работа

1

 

6

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Онегин, внутренний мир героя (роль письма Татьяне в раскрытии образа)

1

 

7

 

Онегин и Ленский («от делать нечего друзья»), понятие дружбы

1

 

8

 

Татьяна и Ольга. Поместное дворянство на страницах романа. Ценности семьи.

1

 

9

 

Практическая работа

1

 

10

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

Психологический портрет Печорина (роль исповеди в понимании образа главного героя)

1

 

11

 

Тема дружбы на страницах романа (проблема взаимоотношений в раскрытии характера главного героя)

1

 

12

 

Взаимоотношения Печорина  с женщинами

1

 

13

Н.В.Гоголь «Мертвые души»

Чичиков – герой или антигерой? (роль семьи в становлении человека)

1

 

14

 

Разнообразие характеров в поэме (понятие темперамента и характера)

1

 

15

 

Образы  помещиков в поэме «Мертвые души)

1

 

16

 

Подготовка проекта «Психологический портрет»

1

 

17

 

Защита проекта

1

 

 

Обеспечение программы

1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Министерство образования и науки Р.Ф.- М.: Просвещение  2010.          2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 1999.                                                                                                                                              3. Произведения, предусмотренные данным курсом: А.С.Грибоедов «Горе от ума», А.С. Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», Н.В.Гоголь,  «Мертвые души»,

4. Ресурсы Интернета

Компьютер

Мультимедийный проектор