ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ПОРТРЕТ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ
9 КЛАСС
Изучение литературы, предусмотренное ФГОС, направлено на воспитание духовно развитой личности, любви и уважения к литературе и в целом к ценностям отечественной культуры, формирование гуманистического мировоззрения. Литература должна развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образное, аналитическое и творческое мышление. Уроки литературы решают и воспитательные задачи. Все чаще можно услышать от учеников, что произведения не интересные, интерес к чтению заметно упал. Литература становится оторванной от интересов учащихся. Думаю, данный курс позволит по-другому посмотреть на героев произведений. Ученики старшей школы находятся на этапе личностного самоопределения, формулирования своих жизненный целей, поэтому данный курс актуален, так как ученики смогут соотнести свои личностные особенности с личностными особенностями героев. Именно в этот период важно заложить систему ценностей и понятий, которые помогут ему реализовать себя в полной мере во взрослой жизни. Знания, полученные в ходе изучения курса, будут способствовать мотивации к изучению литературы, помогут при подготовке к итоговой аттестации.
В программе использованы произведения, изучаемые в 9 классе, для анализа взяты образы главных героев
Цель курса: анализ литературных героев, выявление их индивидуальных особенностей; формирование мотивации к изучению художественной литературы.
Задачи:
Ø Рассмотреть психологические особенности литературных героев;
Ø Формировать навыки установления причинно-следственных связей;
Ø Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
Ø Отработать навыки аргументированного высказывания в устной и письменной речи.
Программа рассчитана на 17 часов, продолжительность занятий 40 минут.
Форма организации занятий:
традиционный урок, лекция, беседа, дискуссия, деловая игра, мозговой штурм.
Применение технологий:
Ø Технология критического мышления
Ø Кейс-технология
Ø Метод развивающего диалога
Ø Технология шестиугольного обучения
Ø ИКТ.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные
Ø Усвоение традиционных ценностей общества;
Ø Формирование ответственного отношения к учению, способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению;
Ø Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовности и способности вести диалог с другими людьми; освоение социальных норм, правил;
Ø Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Ø Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты
Ø Умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Ø Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Ø Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с ситуацией;
Ø Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
Ø Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Ø Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
Ø Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
Ø Работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
Ø Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Ø Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
Ø Планирование и регуляция своей деятельности, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные результаты
Ø Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире.
Ø Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни на примере литературных героев;
Ø Осознание возможностей русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
Ø Развитие умения аргументировать свое мнение и оформлять его в устных и письменных высказываниях, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера;
Ø Развитие способности понимать особенности героев произведения;
Ø Овладение приемами анализа текста, формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать образы героев произведения.
Содержание учебного курса.
А.С.Грибоедов «Горе от ума»
Фамусов и общество. Образ Чацкого. Молчалин, Софья, Лиза.
А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
Онегин и Ленский. Татьяна и Ольга. Поместное и московское дворянство на страницах романа.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Печорин – главный герой романа. Печорин и Максим Максимыч. Печорин и Грушницкий. Отношения с женщинами на страницах романа.
Н.В.Гоголь «Мертвые Души»
П.И.Чичиков герой или антигерой? Галерея помещиков в поэме.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Раздел |
Тема |
Кол-во час |
Дата |
1 |
А.С.Грибоедов «Горе от ума» |
Фамусов и общество (анализ монолога Фамусова). Жизненные ценности. |
1 |
|
2 |
|
Чацкий. Горе уму или горе от ума? (роль монологов в понимании героя) |
1 |
|
3 |
|
«Молчалины блаженствуют на свете». Характеристика Молчалина (роль семьи в воспитании) |
1 |
|
4 |
|
Лиза и Софья в комедии |
1 |
|
5 |
|
Практическая работа |
1 |
|
6 |
А.С. Пушкин «Евгений Онегин» |
Онегин, внутренний мир героя (роль письма Татьяне в раскрытии образа) |
1 |
|
7 |
|
Онегин и Ленский («от делать нечего друзья»), понятие дружбы |
1 |
|
8 |
|
Татьяна и Ольга. Поместное дворянство на страницах романа. Ценности семьи. |
1 |
|
9 |
|
Практическая работа |
1 |
|
10 |
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» |
Психологический портрет Печорина (роль исповеди в понимании образа главного героя) |
1 |
|
11 |
|
Тема дружбы на страницах романа (проблема взаимоотношений в раскрытии характера главного героя) |
1 |
|
12 |
|
Взаимоотношения Печорина с женщинами |
1 |
|
13 |
Н.В.Гоголь «Мертвые души» |
Чичиков – герой или антигерой? (роль семьи в становлении человека) |
1 |
|
14 |
|
Разнообразие характеров в поэме (понятие темперамента и характера) |
1 |
|
15 |
|
Образы помещиков в поэме «Мертвые души) |
1 |
|
16 |
|
Подготовка проекта «Психологический портрет» |
1 |
|
17 |
|
Защита проекта |
1 |
|
Обеспечение программы
1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Министерство образования и науки Р.Ф.- М.: Просвещение 2010. 2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 1999. 3. Произведения, предусмотренные данным курсом: А.С.Грибоедов «Горе от ума», А.С. Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», Н.В.Гоголь, «Мертвые души»,
4. Ресурсы Интернета
Компьютер
Мультимедийный проектор
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.