Программа элективного курса «Волшебная нить» для специальной (коррекционной) школы для детей с лёгкой умственной отсталостью .
Оценка 4.7

Программа элективного курса «Волшебная нить» для специальной (коррекционной) школы для детей с лёгкой умственной отсталостью .

Оценка 4.7
Особые потребности
docx
27.11.2020
Программа элективного курса «Волшебная нить» для специальной (коррекционной) школы для детей с лёгкой умственной отсталостью .
программа элективного курса - ВОЛШЕБНАЯ НИТЬ.docx

Управление образования ВКО

КГУ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНАЯ

ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ВОЛШЕБНАЯ НИТЬ»

 

СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ

для учащихся с лёгкой умственной отсталостью

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Курочкина О.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Семей

 

 

Составитель:

Курочкина О.Ю. – учитель трудового обучения высшей категории.

 

 

 

 

Программа специальной (коррекционной) школы для детей с лёгкой умственной отсталостью – элективный курс «Волшебная нить».

 

 

 

 

Данная программа рассчитана на два года обучения. Данный курс знакомит с такими видами декоративно-прикладного творчества как: изонить (нитяная графика) – первый год обучения и вышивка – второй год обучения.

Программа курса ориентирована на попытку воспитания у подростков стремления к творческому восприятию своего труда и развития чувства красоты, гармонии; познакомить учащихся с профессией вышивальщицы определить их возможности в углубленном изучении разделов “Технологии” и допрофессиональной подготовки школьников в рамках часовой вариативной части учебного плана.

Данная программа призвана помочь учащимся, имеющим склонности к занятиям ДПИ, реализовать свои природные задатки. Что должно способствовать осознанному выбору профессии.

Программа элективного курса «Волшебная нить» предлагается как одна из составляющих подготовки выпускников школы - интерната к самостоятельной  жизни, имеет культурно – досуговую направленность.

Элективный курс «Волшебная нить» в полной мере решает такие задачи трудового обучения, как: формирование у учащихся положительного отношения к труду; развитие познавательного интереса, стремление применять знания на практике, развитие творческого потенциала, формирование вкуса, воспитание трудолюбия, усидчивости, ответственности; воспитание экономической культуры школьников.

 

 

 

 

Одобрено на заседании Методического объединения учителей социально-трудовой реабилитации  и Педагогическом совете школы.

 

 


Пояснительная записка

 

Элективные курсы, являются неотъемлемой частью системы специального образования специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интернат.

Наше общество заботится о своем подрастающем поколении, о его развитии и образовании, стремиться улучшить подготовку молодого поколения для включения его в общественно – производственную деятельность и социальную жизнь. Задача школы-интерната состоит в том, чтобы воспитать всесторонне развитого человека, готового к жизни, к труду в самых разных сферах производства, материальных и духовных ценностей. На решение этой задачи направлен весь учебно-воспитательный процесс, особая роль принадлежит урокам трудового обучения. Именно учитель трудового обучения готовит школьников к жизни, к творческой трудовой деятельности, формирует у них трудовые умения и навыки, осуществляет нравственное, эстетическое воспитание, ведет профориентационную подготовку.

Элективный курс «Волшебная нить» в полной мере решает такие задачи трудового обучения, как: формирование у учащихся положительного отношения к труду; развитие познавательного интереса, стремление применять знания на практике, развитие творческого потенциала, формирование вкуса, воспитание трудолюбия, усидчивости, ответственности; воспитание экономической культуры школьников.

Декоративно-прикладное творчество является неотъемлемой частью культуры, уходящей, с одной стороны, корнями в народное творчество, с другой - непрерывно развевающейся и совершенствующейся в соответствии с запросами современного общества. Целью занятий с детьми декоративно - прикладным творчеством и, в частности, рукоделием является выработка целого ряда жизненно важных качеств: трудолюбия, аккуратности, целеустремленности, патриотизма. Занятия в творческих группах позволяют построить работу так, чтобы выявить детские интересы, развить их по принципу от поверхностного к более глубокому, от интересного к нужному, вызвать стремление у детей овладеть знаниями программы.

Организации и проведение учебно-творческого и воспитательного процессов строятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка. Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения.

Данная программа рассчитана на два года обучения (9-10 классы). Данный курс знакомит с такими видами декоративно-прикладного творчества как: изонить (нитяная графика) – первый год обучения и вышивка – второй год обучения.

Программа курса ориентирована на попытку воспитания у подростков стремления к творческому восприятию своего труда и развития чувства красоты, гармонии; познакомить учащихся с профессией вышивальщицы определить их возможности в углубленном изучении разделов “Технологии” и допрофессиональной подготовки школьников в рамках часовой вариативной части учебного плана.

Данная программа призвана помочь учащимся, имеющим склонности к занятиям ДПИ, реализовать свои природные задатки. Что должно способствовать осознанному выбору профессии.

Программа элективного курса «Волшебная нить» предлагается как одна из составляющих подготовки выпускников школы - интерната к самостоятельной  жизни, имеет культурно – досуговую направленность.

 

1.     Нитяная графика (изонить, ниточный дизайн) дает дополнительные возможности для коррекции психофизического развития ребенка. Занятия нитяной графикой направлены на развитие мотивации личности ребенка, его интересов, удовлетворение его творческих потребностей.

Изонить доступный для детей вид искусства. Графическое произведение выглядит очень эффектно, но даже самую причудливую композицию можно сделать за один вечер.

Картины, выполненные в технике ниточного дизайна, часто называют живыми. Их отличительная особенность в том, что они не написаны кистью художника, а сделаны из переплетённых ярких, цветных ниток.

Занятия изонитью позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

 

2.     Вышивка – один из самых древних и распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Вышивка тесно связана с бытом, трудом, природой, и таким образом всегда отражала художественные вкусы и представления, выявляла национальные своеобразия и мастерство каждого народа.
Занятия ручной или машинной вышивкой открывают детям возможность для самовыражения, пробуждают фантазию, воспитывают художественный вкус, духовно обогащают, а также формируют настойчивость, терпение, аккуратность в работе. Владение ручной вышивкой может в последствии пригодиться и в индивидуальной трудовой деятельности.

 

Актуальность данной программы заключается в том, что занятия по программе элективного курса «Волшебная нить» помогают личности открыть в себе творческие способности, почувствовать постоянное желание заниматься рукоделием, развить технологическую, коммуникативную, социальную компетенции; освоить формирование самостоятельных навыков и методов исследовательской работы; способствует развитию самопознания, пониманию индивидуальных особенностей других людей.

 

Дидактически принципы программы: доступность, достоверность, повторяемость и практичность.

Цель программы элективного курса «Волшебная нить»– занятия направлены на развитие творческих, интеллектуальных и эстетических способностей учащихся; создание условий для самореализации ученика в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности; познакомить с профессиями вышивальщицы, художника-дизайнера, оформителя.

 

Задачи программы:

Обучающие:

-         ознакомить учащихся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;

-         формировать умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объёмных или плоскостных форм;

-         формировать первоначальные умения учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

-         развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение;

-         развивать мелкую моторику рук и глазомер;

-         пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;

-         развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству вышивальщицы, художника-оформителя, дизайнера;

Воспитательные:

-         развивать коммуникативные способности детей;

-         воспитывать интерес к материалу;

-         формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

-         воспитывать в детях любовь к родной стране, её природе и людям.

 

Отличительные особенности программы курса: программа обучения построена таким образом, что с первых же занятий дети видят конкретные результаты своего труда.

 

Формы и режим работы: учебное занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определённых навыков, самостоятельное изготовление определённого изделия. Большая часть времени отводится на практические работы, познавательный материал даётся через наглядное, практическое обучение, в доступной и интересной для учащихся форме. Содержание теоретических сведений согласовывается с характером практических работ по каждой теме. Теория преподносится в форме беседы, сопровождающейся показом приемов работы и ответами на вопросы учащихся.

 

Сроки реализации: программа рассчитана на 2 года.

Ожидаемый результат:

 

Учащиеся должны знать:

- правила поведения, правила техники безопасности;

- инструменты и материалы;

- условные обозначения;

- основные элементы в технике изонить;

- классификацию вышивок, выполнять основные виды швов;
- о работе художников по вышивке и вышивальщице;
- об уходе за вышитыми изделиями.
- технику вышивания основных элементов;

- основы цветоведения;

- последовательность изготовления изделий;

- самостоятельно составлять композиции;

- технологию выполнения изделия, его эстетическое оформление.

 

Учащиеся должны уметь:

-соблюдать правила поведения на занятиях, правила ТБ при работе с иглой,  ножницами, циркулем,

- правильно читать условные обозначения;

- подбирать материалы для вышивания;

- выполнять основные элементы и узоры;

- правильно соединять элементы между собой, наращивать нити;

- гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;

- вышивать различные элементы и изделия;

- выполнять  заключительную отделку готовых изделий.

 

Предполагается, что полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут применять в повседневной жизни.

 

Формы подведения итогов: По окончанию курса учащиеся проектируют и выполняют зачётную работу. Текущие работы и зачётная работа представляются на выставках. Это воспитывает у учащихся ответственность за качество своей работы. Также учащиеся могут принимать участие в различных конкурсах.

 

Принципы реализации программы

Принципы демократизации - создание предпосылок для развития активности и инициативы детей и взрослых, участие детей в решении всех вопросов жизнедеятельности объединения, развитие самодеятельности и самоуправления, открытость и гласность деятельности по программе на всех уровнях.

Принцип прогностичности — работа на перспективу, обеспечение эффективного обучения учащихся и организации и подготовки инструкторов прикладного творчества, организация воспитательной системы, предвидение перспективных тенденций социального заказа государства и общества.

Принцип дифференциации и индивидуализации - обеспечение развития каждого ребенка в детском объединении в соответствии с его интересами и склонностями, выбор форм и методов работы.

Принцип развития - каждый этап работы по программе должен иметь конкретное логическое завершение и последовательно переходить в следующий.

Принцип гуманизациипризнание личности ребенка, как самоценности.

Принцип сотрудничества - взаимодействие детей и взрослых на основе партнерских взаимоотношений.

Принцип интеграции — объединение и использование творческих потенциалов всех членов объединения.

 

Основные принципы работы с детьми.

1 Принцип безусловного принятия ребёнка таким, каков он есть, со всеми его плюсами и минусами.

2.       Принцип содействия росту и развитию личности ребенка.

3.       Принцип активности и самостоятельности ребенка.

4.       Принцип учета интересов и потребностей детей. В основе любой деятельности по программе должен лежать интересы самого ребенка.

5.   Принцип сотрудничества детей и взрослых, взаимный обмен деятельностью.

6. Принцип обеспечения успеха каждому ребенку. Личность растет от успеха к успеху, важно создать такие условия, чтобы они были адекватны развитию ребенка и его опыту, в этом случае результат его деятельности будет успешен.

7. Принцип ответственности каждого участника программы за свое поведение.

8. Принцип сотворчества и сотрудничества всех участников программы.

 

Основные формы работы в объединении.

Ведущие формы работы:

-   Коллективные творческие дела.

-   Индивидуальные занятия.

-   Исследовательская и поисковая работа.

-   Групповые занятия.

Сопутствующие формы работы:

-   Праздники.

-   Выставки.

-   Показательные занятия.

Вспомогательные формы работы:

-   Экскурсии.

-   Конкурсы, соревнования.

 

Методы обучения

В работе используются: метод единства восприятия и созидания, метод соревнования, метод логичности, контроля и коррекции. Методы мотивации и стимулирования формируют интерес к знаниям, ответственность. Использование методов направлено на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и возможностей посредством познавательных игр, творческих заданий, рассуждений, поощрений, взаимопроверок, смотра знаний, практических заданий, занятий-соревнований, уроков-сказок, выпускного ринга (отчет выпускников коллектива).

Передача учебного материала осуществляется следующими методами: объяснение, инструктаж, рассказ, демонстрация, упражнение, самостоятельное наблюдение.

Организация жизни и деятельности детского коллектива осуществляется через коллективные игры, коллективные единые требования, коллективное самообслуживание, коллективные соревнования.

Повседневное систематическое общение и совместная работа с детским коллективом строится на взаимном уважении, доверии, понимании. На втором году обучения на первый план: выступают такие методы, как: самообразование, самосовершенствование, самодисциплина. Занятия - начальный этап многолетней подготовки - создание прочного фундамента для всестороннего развития человека.

 

Работа в группах направлена на формирование навыков, умений пользования инструментами, оборудованием при работе, на знакомство с Правилами элективного курса, на развитие умения удивляться многообразию видимого мира, на активизацию наблюдательности и фантазии, на формирование навыков метафорического мышления. Темы занятий подобраны так, чтобы дети, осваивая нетрадиционные техники, развивали и закрепляли умения и навыки.

Идя от простого к сложному, работа руководителя курса направлена на развитие технологической и творческой активности учащихся, на умение анализировать, делать эскизы, чертежи, рисунки будущих работ. Поддерживается стремление к участию в конкурсах, выставках. внеклассных мероприятиях. Важным моментом является развитие эмоциональной сферы ребят средствами искусства при использовании интеграции разных видов искусства: художественного слова, музыки, произведений искусства; расширение ассоциативных возможностей мышления. На первый план ставится закрепление старых и освоение новых способов и приёмов обработки материалов.

Следующим направлением обучения является совершенствование знаний, навыков, умение воспроизвести и реализовать придуманный образ в том или ином материале. Этот этап отличается усложнением аналитической работы учащихся, повышением уровня трудности выполнения заданий (замысел, техника), уровня самостоятельности. Закрепляются умения выражать своё отношение к природе, к человеку; сознательно использовать средства разных видов искусства для выражения собственного отношения к окружающей действительности, создавать творческие работы на основе предлагаемых схем и использования специальной литературы.

 

Основные педагогические технологии, используемые в работе: В центре внимания личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания - личность ребёнка, который должен реализовать свои возможности путём осуществления индивидуализации обучения и дифференцированного подхода. Применение индивидуальных технологий обеспечивает воспитанникам возможность развиваться согласно своей индивидуальности.

Широко используются в обучении групповые технологии (общения, взаимопомощь, групповой опрос, учебная встреча, нетрадиционные занятия, изготовление групповой работы, выставки), работа в парах, звеньями (изготовление сувениров, подарков).

Цель технологии творческой деятельности: развить творчество детей на конкретное изделие через игру, соревнование, конкурс. Игровые технологии активизируют и интенсифицируют деятельность учащихся.

Технологии модульного и блочного обучения осуществляются на основе гибкой программы объединения, обеспечивающей учащихся возможность выполнять разнообразные операции по блокам.

 

Элементы педагогических технологий, применяемых для работы с детьми:

·       деятельностный подход (между обучением и развитием стоит деятельность);

·       опора на зону ближайшего развития;

·        формирование внутренней мотивации;

·       представление "веера выбора", что создает, возможности каждому учащемуся для развития интеллектуальных способностей, начальной исследовательской деятельности, освоения более сложного содержания, чем предполагает образовательный процесс;

·        соблюдение принципов - "право на ошибку", "ситуация успеха", создающих благоприятный морально-психологический климат;

·       возможность индивидуализации темпов прохождения программы;

·       рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы:

1-ый год обучения (изонить).

 

Тема 1. Вводное занятие (4 ч.).    

Теоретические сведения. Изонить – знакомство с историей возникновения. Виды данной техники. Инструменты и материалы, основные элементы. ТБ при работе с инструментами и приспособлениями. Гигиенические требования. Организация рабочего места. Знакомство с планом на четверть.

 

Тема 2. Чтение схем, способы расчерчивания фигур (2 ч.).

Теоретические сведения.Ознакомить учащихся с видами схем, применяемых при работе в данной технике – чтение схем. Научить создавать схемы самостоятельно и выполнять разметку.

 

Тема 3. Заполнение угла (1 ч.).

Теоретические сведения. Ознакомить учащихся со способом расчерчивания фигуры «Угол» и её разметки, способом прошивания данной фигуры (вид с лицевой и изнаночной сторон).

Практическая работа. Выполнение на образце заполнение угла.

 

Тема 4. Соединение углов «Паутина» и «Звезда» (3 ч.). 

Теоретические сведения. Ознакомить учащихся и закрепить на практике правила заполнения смежных углов – на примере создания рисунка «Паутина» и «Звезда».

Практическая работа. Выполнение на образце соединение углов.

 

Тема 5. Заполнение дуги (2 ч.).    

Теоретические сведения. Ознакомить учащихся со способом расчерчивания фигуры «Дуга» и разметки, прошиванием данной фигуры.

Практическая работа. Выполнение на образце заполнение дуги.

 

Тема 6. Заполнение окружности через центр (1 ч.).        

Теоретические сведения. Ознакомить учащихся с правилом заполнения окружности через центр данной окружности: разметка, техника заполнения (вид с лицевой и изнаночной сторон).

Практическая работа. Выполнение на образце заполнение окружности черех центр.

 

Тема 7. Заполнение круга (2 ч.).  

Теоретические сведения. Ознакомить учащихся со способом расчерчивания фигуры «Круг» и разметки, прошиванием данной фигуры (вид с лицевой и изнаночной сторон).

Практическая работа. Выполнение на образце заполнение круга.

 

Тема 8. Заполнение овала (1 ч.).  

Теоретические сведения. Озн1акомить учащихся со способом расчерчивания фигуры «Овал» и разметки, прошиванием данной фигуры (вид с лицевой и изнаночной сторон).

Практическая работа. Выполнение на образце заполнение овала.

 

Тема 9. Заполнение неправильных форм (2 ч.).     

Теоретические сведения. Ознакомить учащихся со способом расчерчивания фигуры «Неправильная фигура» и разметки, прошиванием данной фигуры (вид с лицевой и изнаночной сторон).

Практическая работа. Выполнение на образце заполнение неправильных форм.

 

Тема 10. Отработка основных приёмов: заполнение углов, окружности, дуги, овала, неправильной формы (15 ч.).    

Практическая работаИзготовление тематических панно: «Солнце», «Цветок», «Космос». Тренировочные упражнение для закрепления техники и приёмов заполнения углов, окружности, дуги, овала, неправильной формы.

 

Тема 11. Уход за готовым изделием (1 ч.).

Теоретические сведения. Применение в жизни. Ознакомить учащихся с основными сведениями по уходу за изделием, выполненном в технике Изонить. Использование данных изделий в декоре различных помещений, одежды, изготовлении подарков и открыток, выставочных экспонатов и т.д.

 

Тема 12. Средства выразительности: композиция, ритм, орнамент, раппорт (2 ч.).  

Теоретические сведения. Ознакомить учащихся с такими понятиями, как композиция, ритм, орнамент, раппорт. Дать основные сведения данным средствам выразительности, их взаимосвязи.

 

Тема 13. Природа цвета, основы цветосочетания (1 ч.).

Теоретические сведения. Ознакомить учащихся с цветовым кругом, правилами и закономерностью  цветовых сочетаний. Рассказать о психологическом воздействии цвета на человека.

 

Тема 14. Шов «вперёд иголкой», «за иглой» - основные сведения (2 ч.).  

Теоретические сведения. Ознакомить учащихся с ручными швами «вперёд иголкой» и «за иглой»: назначение, область применение, техника выполнения.

Практическая работа. Выполнение на образце швов «вперёд иголка», «за иголкой».

 

Тема 15. Обводка по контуру «вперёд иголкой», «за иглой» (1 ч.).  

Практическая работа. Закрепить на практике выполнение швов «вперёд иголкой» и «за иглой» в процессе выполнения обводки контура заданного элемента в технике Изонить.

Практическая работа. Выполнение на образце швов «вперёд иголка», «за иголкой».

Тема 16. Тамбурный шов – основные сведения (2 ч.).    

Теоретические сведения. Ознакомить учащихся с ручным швом «тамбурный шов»: назначение, область применение, техника выполнения.

Практическая работа. Выполнение на образце тамбурного шва.

 

Тема 17. Обводка по контуру «тамбурный шов» (1 ч.).  

Практическая работа. Закрепить на практике выполнение «тамбурного шва» в процессе выполнения обводки контура заданного элемента в технике Изонить

 

Тема 18. Отработка основных приёмов с обводкой (2 ч.).       

Практическая работа. Тренировочные упражнения, для закрепления на практике различных видов обводки контура (применение ручных швов).

 

Тема 19. Изготовление сюжетной композиции на зимнюю тематику (9 ч.).

Практическая работа. Выполнение практической работы по созданию сюжетной композиции в технике Изонить – заполнение элементов рисунка по заданной разметке с опорой на рисунок-эскиз. Выполнить окончательную отделку: закрепть нити с изнаночной стороны (при помощи клея ПВА или скотча, закрыть изнаночную сторону).

 

Тема 20. Техника Стринг Арт (String Art - изонить на гвоздях) – основные сведения (3 ч.).  

Теоретические сведения. Ознакомить учащихся с техникой Стринг Арт (String Art - Изонить на гвоздях): история, назначение, область применения, особенности. Инструменты, материалы и приспособления (ТБ при работе с ними). Создание приспособлений: шаблоны для гвоздей, ручка для направления нитки.

 

Тема 21. Способы заполнения рисунка  в технике Стринг Арт (1 ч.).       

Теоретические сведения. Ознакомить учащихся со способами заполнения рисунка: фоновое и контурное, особенностями их выполнения, область применения.

 

Тема 22. Окантовка рисунка (2 ч.).      

Теоретические сведения. Ознакомить учащихся с техникой оплётки гвоздей по контуру рисунка: одинарная «змейка», двойная «восьмёрка».

Практическая работа. Отработать приёмы окантовки рисунка на образце.

 

Тема 23.  Последовательность создания многослойной композиции (1 ч.).

Теоретические сведения. Ознакомить учащихся с этапами работы по созданию изделия декора в технике Стринг Арт (String Art - Изонить на гвоздях).

 

 

 

Тема 24. Дополнительный декор композиции (2 ч.).      

Теоретические сведения. Ознакомить учащихся с видами дополнительной отделки изделия, выполненных в технике Стринг Арт (String Art - Изонить на гвоздях): кожа, бисер, пайетки и т.д.

 

Тема 25. Буквенный дизайн в сочетании со Стринг Арт (1 ч.).        

Теоретические сведения. Ознакомить учащихся с основами Буквенного дизайна: назначение и область применения, создание шаблона, фоновое и контурное заполнение.

 

Тема 26. Изучение и выполнение подготовительного этапа в технике Стринг Арт и правил работы с нитью (3 ч.).

Теоретические сведения. Выбор рисунка (простой рисунок – однодетальный двухконтурный), перенос рисунка на основу, набивание гвоздей, подбор ниток (образец для тренировочных работ). Ознакомить учащихся с техникой фиксирования нити в начале и в конце, при смене цвета.

 

Тема 27. Заполнение фона и контура (3 ч.).

Теоретические сведения. Ознакомить учащихся и закрепить на практике с техникой заполнения фона на тренировочном образце  и  с техникой заполнения контура на тренировочном образце.

Практическая работа. Тренировочные упражнения по заполнению фона и заполнению контура.

 

Тема 28. Создание однослойной композиции без обводки (с обводкой), с декором (без декора) (12 ч.).

 Практическая работа. Выполнение практической работы по созданию сюжетной композиции в технике Стринг Арт :

Выполнение подготовительного этапа: выбор рисунка, перенос на основу, набивание гвоздей, подбор ниток, выбор техники выполнения (фоновая или контурная).

Работа с нитью: выполнение оплётки гвоздей согласно выбранной техники и подбора цветов.

Выполнение обводки контура рисунка: подбор контрастных ниток, выбор обводки «змейка» или «восьмёрка», выполнить обводку .

Отделка композиции дополнительным декором.

 

Тема 29. Изготовление панно в технике «Изонить» (11 ч.).    

Практическая работа. Выполнение практической работы по созданию сюжетной композиции в технике Изонить – заполнение элементов рисунка по заданной разметке с опорой на рисунок-эскиз. Выполнить окончательную отделку: закрепть нити с изнаночной стороны (при помощи клея ПВА или скотча, закрыть изнаночную сторону).

 

Тема 30. Изготовление панно в технике «Стринг Арт» (9 ч.).

Практическая работа. Создание эскиза будущего панно в технике «Стринг Арт». Выбрать тематику будущей работы. Создание рисунка-эскиза по заданной теме. Разбивка эскиза на сектора, выделение композиционного центра. Перенос рисунка на основу, набивание гвоздей с использованием шаблона, подбор ниток, приёмов выполнения, оформления. Выполнение оплётки гвоздей согласно выбранной техники и подбора цветов. Отделка композиции дополнительным декором: подбор отделочного материала и крепление его на панно.

 

 

Тематический план

1-ый год (изонить)

 

Недельная нагрузка – 3  часа

Годовая нагрузка – 102  часа

 

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Содержание урока

I четверть

1

Вводное занятие.

1

Изонить – знакомство с историей возникновения. Виды данной техники. Инструменты и материалы, основные элементы. ТБ при работе с инструментами и приспособлениями. Гигиенические требования. Организация рабочего места. Знакомство с планом на I четверть.

2-3

Чтение схем, способы расчерчивания фигур.

2

Ознакомить учащихся с видами схем, применяемых при работе в данной технике – чтение схем. Научить создавать схемы самостоятельно и выполнять разметку.

4

Заполнение угла.

1

Ознакомить учащихся со способом расчерчивания фигуры «Угол» и её разметки, способом прошивания данной фигуры (вид с лицевой и изнаночной сторон).

5-6

Соединение углов «Паутина».

2

Ознакомить учащихся и закрепить на практике правила заполнения смежных углов (вершина к вершине) – на примере создания рисунка «Паутина».

7

Соединение углов «Звезда».

1

Ознакомить учащихся и закрепить на практике правила заполнения смежных углов – на примере создания рисунка «Звезда».

8-9

Заполнение дуги.

2

Ознакомить учащихся со способом расчерчивания фигуры «Дуга» и разметки, прошиванием данной фигуры.

10

Заполнение окружности через центр.

1

Ознакомить учащихся с правилом заполнения окружности через центр данной окружности: разметка, техника заполнения (вид с лицевой и изнаночной сторон).

11-12

Заполнение круга.

2

Ознакомить учащихся со способом расчерчивания фигуры «Круг» и разметки, прошиванием данной фигуры (вид с лицевой и изнаночной сторон).

13

Заполнение овала.

1

Ознакомить учащихся со способом расчерчивания фигуры «Овал» и разметки, прошиванием данной фигуры (вид с лицевой и изнаночной сторон).

14-15

Заполнение неправильных форм.

2

Ознакомить учащихся со способом расчерчивания фигуры «Неправильная фигура» и разметки, прошиванием данной фигуры (вид с лицевой и изнаночной сторон).

 

16

Отработка основных приёмов: угол, круг.

1

Тренировочные упражнение для закрепления техники и приёмов заполнения угла и круга.

 

17-18

Соединение элементов «Солнце».

2

Создание рисунка путём соединения элементов: угол и круг в процессе создания композиции «Солнце».

 

19

Отработка основных приёмов: дуга, овал.

1

Тренировочные упражнение для закрепления техники и приёмов заполнения дуги и овала.

 

20-21

Соединение элементов «Цветок».

2

Создание рисунка путём соединения элементов: дуга и овал в процессе создания композиции «Цветок».

22

Отработка заполнения неправильных форм.

1

Тренировочные упражнение для закрепления техники и приёмов заполнения различных неправильных форм.

 

23-24

Соединение элементов «Космос».

2

Создание рисунка путём соединения элементов различных неправильных форм в процессе создания композиции «Космос».

 

II четверть

25

Вводное занятие.

1

Инструменты и материалы, основные элементы. ТБ при работе с инструментами и приспособлениями. Гигиенические требования. Организация рабочего места. Повторение ранее пройденного материала. Знакомство с планом на II четверть.

26-27

Отработка основных приёмов: заполнение углов, окружности, дуги, овала, неправильной формы.

2

Тренировочные упражнение для закрепления техники и приёмов заполнения углов, окружности, дуги, овала, неправильной формы.

28

Уход за готовым изделием. Применение в жизни.

1

Ознакомить учащихся с основными сведениями по уходу за изделием, выполненном в технике Изонить. Использование данных изделий в декоре различных помещений, одежды, изготовлении подарков и открыток, выставочных экспонатов и т.д.

29-30

Средства выразительности: композиция, ритм, орнамент, раппорт.

2

Ознакомить учащихся с такими понятиями, как композиция, ритм, орнамент, раппорт. Дать основные сведения данным средствам выразительности, их взаимосвязи.

 

31

Природа цвета, основы цветосочетания.

1

Ознакомить учащихся с цветовым кругом, правилами и закономерностью  цветовых сочетаний. Рассказать о психологическом воздействии цвета на человека.

32-33

Шов «вперёд иголкой», «за иглой» - основные сведения.

2

Ознакомить учащихся с ручными швами «вперёд иголкой» и «за иглой»: назначение, область применение, техника выполнения.

34

Обводка по контуру «вперёд иголкой», «за иглой».

1

Закрепить на практике выполнение швов «вперёд иголкой» и «за иглой» в процессе выполнения обводки контура заданного элемента в технике Изонить

35-36

Тамбурный шов – основные сведения.

2

Ознакомить учащихся с ручным швом «тамбурный шов»: назначение, область применение, техника выполнения.

 

37

Обводка по контуру «тамбурный шов».

1

Закрепить на практике выполнение «тамбурного шва» в процессе выполнения обводки контура заданного элемента в технике Изонить

38-39

Отработка основных приёмов с обводкой.

2

Тренировочные упражнения, для закрепления на практике различных видов обводки контура (применение ручных швов).

40

Создание эскиза на зимнюю тематику

1

Провести беседу на тему «Правила выбора рисунка-эскиза». Предложить детям создать собственный рисунок-эскиз на зимнюю тематику, используя элементы: угол, дуга, окружность и др.

41-42

Нанесение рисунка на основу, выполнение разметки.

2

Выполнение подготовительного этапа: заготовка основы (наклеивание аракала на картон); перевод рисунка на изнаночную сторону основы (с учётом лицевой стороны); выполнение разметки и проколов по разметке; подбор ниток.

43

Изготовление сюжетной композиции на зимнюю тематику.

1

Выполнение практической работы по созданию сюжетной композиции в технике Изонить – заполнение элементов рисунка по заданной разметке с опорой на рисунок-эскиз.

 

44-45

Изготовление сюжетной композиции на зимнюю тематику.

2

Выполнение практической работы по созданию сюжетной композиции в технике Изонить – заполнение элементов рисунка по заданной разметке с опорой на рисунок-эскиз.

 

46

Изготовление сюжетной композиции на зимнюю тематику.

1

Выполнение практической работы по созданию сюжетной композиции в технике Изонить – заполнение элементов рисунка по заданной разметке с опорой на рисунок-эскиз.

47-48

Изготовление сюжетной композиции на зимнюю тематику.

2

Выполнение практической работы по созданию сюжетной композиции в технике Изонить – заполнение элементов рисунка по заданной разметке с опорой на рисунок-эскиз.

Выполнить окончательную отделку: закрепть нити с изнаночной стороны (при помощи клея ПВА или скотча, закрыть изнаночную сторону).

III четверть

49

Вводное занятие.

1

Инструменты и материалы, основные элементы. ТБ при работе с инструментами и приспособлениями. Гигиенические требования. Организация рабочего места. Повторение ранее пройденного материала. Знакомство с планом на III четверть.

50-51

Отработка основных приёмов: заполнение углов, окружности, дуги, овала, неправильной формы.

2

Тренировочные упражнение для закрепления техники и приёмов заполнения углов, окружности, дуги, овала, неправильной формы.

52

Техника Стринг Арт (String Art - изонить на гвоздях) – основные сведения.

 

1

Ознакомить учащихся с техникой Стринг Арт (String Art - Изонить на гвоздях): история, назначение, область применения, особенности.

53-54

Матеиралы, инструменты и приспособления, ТБ при работе с ними.

 

2

Инструменты, материалы и приспособления (ТБ при работе с ними). Создание приспособлений: шаблоны для гвоздей, ручка для направления нитки.

55

Способы заполнения рисунка  в технике Стринг Арт.

1

Ознакомить учащихся со способами заполнения рисунка: фоновое и контурное, особенностями их выполнения, область применения.

56-57

Окантовка рисунка.

2

Ознакомить учащихся с техникой оплётки гвоздей по контуру рисунка: одинарная «змейка», двойная «восьмёрка».

58

Последовательность создания многослойной композиции.

 

1

Ознакомить учащихся с этапами работы по созданию изделия декора в технике Стринг Арт (String Art - Изонить на гвоздях).

59-60

Дополнительный декор композиции.

2

Ознакомить учащихся с видами дополнительной отделки изделия, выполненных в технике Стринг Арт (String Art - Изонить на гвоздях): кожа, бисер, пайетки и т.д.

61

Буквенный дизайн в сочетании со Стринг Арт.

1

Ознакомить учащихся с основами Буквенного дизайна: назначение и область применения, создание шаблона, фоновое и контурное заполнение.

62-63

Изучение и выполнение подготовительного этапа в технике Стринг Арт.

 

2

Выбор рисунка (простой рисунок – однодетальный двухконтурный), перенос рисунка на основу, набивание гвоздей, подбор ниток (образец для тренировочных работ).

64

Работа с нитью в технике Стринг Арт.

1

Ознакомить учащихся с техникой фиксирования нити в начале и в конце, при смене цвета.

 

65-66

Заполнение фона.

2

Ознакомить учащихся и закрепить на практике с техникой заполнения фона на тренировочном образце.

 

67

Заполнение контура.

1

Ознакомить учащихся и закрепить на практике с техникой заполнения контура на тренировочном образце.

 

68-69

Создание однослойной композиции без обводки.

2

Выполнение подготовительного этапа: выбор рисунка, еернос на основу, набивание гвоздей, подбор ниток, выбор техники выполнения (фоновая или контурная).

 

70

Создание однослойной композиции без обводки.

1

Работа с нитью: выполнение оплётки гвоздей согласно выбранной техники и подбора цветов.

71-72

Создание однослойной композиции без обводки.

 

2

Продолжить  выполнение оплётки гвоздей согласно выбранной техники и подбора цветов.

73

Создание однослойной композиции с обводкой и дополнительным декором.

1

Выполнение подготовительного этапа: выбор рисунка, перенос на основу, набивание гвоздей, подбор ниток, выбор техники выполнения (фоновая или контурная).

74-75

Создание однослойной композиции с обводкой и дополнительным декором.

2

Работа с нитью: выполнение оплётки гвоздей согласно выбранной техники и подбора цветов.

76

Создание однослойной композиции с обводкой и дополнительным декором.

1

Продолжить  выполнение оплётки гвоздей согласно выбранной техники и подбора цветов.

77-78

Создание однослойной композиции с обводкой и дополнительным декором.

2

Выполнение обводки контура рисунка: подбор контрастных ниток, выбор обводки «змейка» или «восьмёрка», выполнить обводку .

79

Создание однослойной композиции с обводкой и дополнительным декором.

 

1

Отделка композиции дополнительным декором.

IV четверть

80

Вводное занятие.

1

Инструменты и материалы, основные элементы. ТБ при работе с инструментами и приспособлениями. Гигиенические требования. Организация рабочего места. Повторение ранее пройденного материала. Знакомство с планом на IV четверть.

 

81-82

Отработка основных приёмов: заполнение углов, окружности, дуги, овала, неправильной формы.

2

Тренировочные упражнение для закрепления техники и приёмов заполнения углов, окружности, дуги, овала, неправильной формы.

83

Создание эскиза будущего панно в технике «Изонить».

1

Выбрать тематику будущей работы. Создание рисунка-эскиза по заданной теме. Разбивка эскиза на сектора.

84-85

Выполнение подготовительного этапа.

2

Подготовка основы: наклеить аракал на картон; перенос рисунка на основу, разметка и выполнение проколов по рисунку; подбор ниток.

86

Изготовление панно в технике «Изонить».

1

Выполнение практической работы по созданию сюжетной композиции в технике Изонить – заполнение элементов рисунка по заданной разметке с опорой на рисунок-эскиз.

87-88

Изготовление панно в технике «Изонить».

2

Выполнение практической работы по созданию сюжетной композиции в технике Изонить – заполнение элементов рисунка по заданной разметке с опорой на рисунок-эскиз.

89

Изготовление панно в технике «Изонить».

1

Выполнение практической работы по созданию сюжетной композиции в технике Изонить – заполнение элементов рисунка по заданной разметке с опорой на рисунок-эскиз.

90-93

Изготовление панно в технике «Изонить».

4

Выполнение практической работы по созданию сюжетной композиции в технике Изонить – заполнение элементов рисунка по заданной разметке с опорой на рисунок-эскиз.

Выполнить окончательную отделку: закрепть нити с изнаночной стороны (при помощи клея ПВА или скотча, закрыть изнаночную сторону).

94

Создание эскиза будущего панно в технике «Стринг Арт».

1

Выбрать тематику будущей работы. Создание рисунка-эскиза по заданной теме. Разбивка эскиза на сектора, выделение композиционного центра.

 

95

Выполнение подготовительного этапа.

1

Перенос рисунка на основу, набивание гвоздей с использованием шаблона, подбор ниток, приёмов выполнения, оформления.

 

96

Изготовление панно в технике «Стринг Арт».

 

1

Работа с нитью: выполнение оплётки гвоздей согласно выбранной техники и подбора цветов.

97-98

Изготовление панно в технике «Стринг Арт».

 

2

Работа с нитью: выполнение оплётки гвоздей согласно выбранной техники и подбора цветов.

99

Изготовление панно в технике «Стринг Арт».

1

Работа с нитью: выполнение оплётки гвоздей согласно выбранной техники и подбора цветов.

100-101

Изготовление панно в технике «Стринг Арт».

 

2

Работа с нитью: выполнение оплётки гвоздей согласно выбранной техники и подбора цветов.

102

Отделка панно дополнительным декором.

 

1

Отделка композиции дополнительным декором: подбор отделочного материала и крепление его на панно.

 

 

 

Содержание программы:

2-ой год обучения (вышивка).

 

Тема 1. Вводное занятие (4 ч.).

Теоретические сведения. История  возникновения и развития  ручной художественной вышивки. Связь времён в народном искусстве.

Практическая работа. Увеличение рисунка с помощью растровой сет­ки.

 

Тема 2. Подготовка к вышивке (3 ч.).

Теоретические сведения. Виды вышивки. Инстру­менты, ткань, нитки. Подготовка к вы­шивке. Подбор цвета основы и ниток. Способы закрепления рабочей нити. Обработка вышитых изделий. Способы закрепления рабочей нити. Правила безопасного труда при вышивке.

Практическая работа. Подготовка ткани к  работе (перенесение рисунка на ткань).

 

Тема 3. Классификация стежков и  швов на их основе. Технологические особенности выполнения (12 ч.).

Теоретические сведения.

Швы на основе прямого стежка: вперед иглу, вперед иглу в два приема, декоративные швы, прокладывание настила.

Швы на основе петлеобразного стежка: назад иглу, строчка, под мех, стебельчатый.

Швы на основе крестообразного стежка: козлик, бар­хатный, восьмерка (теневая гладь).

Швы на основе косого стежка: зигзаг, макраме и накладной.

Швы на основе петельного стежка: петельный, там­бурный (цепочка), петля вприкреп.

Практическая работа. Выполнение образцов швов. Вышивание по ри­сунку.

 

Тема 4.  Окончательная отделка и уход за вышитыми изделиями (2 ч.). 

Теоретические сведения. Дать понятия о том, что входит в окончательную отделку вышивки или вышитого изделия.

Ознакомить с основными сведениями по уходу за вышитым изделием: ВТО, чистка.

 

Тема 5.  Изготовление выставочного экспоната или вышивка изделия

(5 ч.).                        

Практическая работа. Закрепить на практике – в процессе отделки заданного изделия или изготовления панно –ранее изученных видов ручных стежков и швов, с соблюдением всех этапов работы: подготовительный этап, основной этап.

Окончательная отделка вышитого изделия или панно. Выполнить заключительный этап – окончательная отделка изделия с вышивкой или вышитого панно.

 

Тема 6. Счётные швы (11 ч.).

Теоретические сведения. История вышивания счетными швами. Швы: крест,  двойной крест, гобеленовые швы

Практические работы. Выполнение образцов швов. Вышивание по схеме.

 

Тема 7.  Изготовление выставочного экспоната гобеленовым стежком

(5 ч.).                        

Практическая работа. Закрепить на практике – в процессе отделки заданного изделия или изготовления панно – технику выполнения гобеленового стежка, с соблюдением всех этапов работы: подготовительный этап, основной этап. Выполнить заключительный этап – окончательная отделка вышитого панно.

 

Тема 8.  Изготовление выставочного экспоната простым или двойным крестом (5 ч.).                            

Практическая работа. Закрепить на практике – в процессе отделки заданного изделия или изготовления панно – технику выполнения вышивки крестом, с соблюдением всех этапов работы: подготовительный этап, основной этап. Выполнить заключительный этап – окончательная отделка вышитого панно.

 

Тема 9. Виды глади. Технологические особенности выполнения (20 ч.).

Цветная гладь

Теоретические сведения. Атласная и двусторонняя гладь, штриховая гладь, узелки, рококо, художественная гладь.

Практические работы. Выполнение образцов глади. Вышивание по ри­сунку.

Белая гладь:

Теоретические сведения. Двусторонняя гладь с настилом, фестоны. Обработка угла изделия фестонами. Ришелье.

Практические работы. Выполнение образцов глади. Вышивание по ри­сунку.

 

Тема 10.  Изготовление выставочного экспоната или вышивка изделия гладьевыми стежками  (9 ч.).   

Практическая работа. Закрепить на практике – в процессе отделки заданного изделия или изготовления панно – ранее изученных видов вышивки гладью, с соблюдением всех этапов работы: подготовительный этап, основной этап. Выполнить заключительный этап – окончательная отделка вышитого панно или изделия.

 

Тема 11. Инструменты, материалы и приспособления для машинной вышивки. Рабочее место вышивальщицы (1 ч).

Теоретические сведения. Общие сведения об инструментах, материалах и приспособлениях для машинной вышивки: набор машинных игл, нитки (хлопчатобумажные, шелковые, мулине в 1 нитку), ткани (льняные, хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные), пяльцы, калька, ножницы маникюрные с острыми загнутыми и прямыми концами, пендель, фломастеры, карандаши, линейка, машинное масло, отвертки, копировальная цветная бумага. Назначение инструментов и приспособлений, правила пользования и хранения. Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с ними. Рабочее место вышивальщицы.

Практические работы. Организация рабочего места вышивальщицы – рациональное расположение инструментов, материалов и приспособлений на рабочем месте. Правильное расположение швейной машины и положение вышивальщицы во время работы. Подбор инструментов, материалов и приспособлений для вышивания на швейной машине.

 

Тема 12. Подготовка швейной машины к вышивке (1 ч.).

Теоретические сведения. Общие требования при подготовке швейной машины к вышивке. Уход за машиной Регулировка натяжения верхней и нижней ниток. Неисправности в работе швейной машины и способы их устранения. Правила безопасности труда при работе на швейной машине.

Практические работы. Чистка и смазка всех частей швейной машины. Настройка швейной машины на вышивку. Регулировка натяжения нити в зависимости от вида вышивки, свойства ткани, толщины ниток.

 

Тема 13. Приемы работы и тренировочные упражнения на швейной машине (2 ч.).

Теоретические сведения. Различные виды пялец. Способы запяливания разных видов тканей в круглые пяльцы. Предварительные упражнения без заправки ниток. Работа на машине с заправленными нитками. Освоение движения пялец руками.

Практические работы. Вращение швейной машине с ножным приводом ногами, остановка и возобновление вращения в нужный момент. Отработка движения пялец двумя руками на швейной машине с ножным приводом и одной рукой на швейной машине с ручным приводом. Заправка верхней и нижней ниток, регулировка их натяжения. Тренировочные упражнения без ниток на запяленном кусочке полотна с нанесенным простейшим рисунком (прямая линия, круг, спираль, овал и т. п.). Выработка навыков правильного положения рук. Упражнения на швейной машине с заправленной ниткой. Выработка навыка работы без обратного хода машины.

 

Тема 14. Основные швы и способы их выполнения (2 ч.).

Теоретические сведения. Технология выполнения строчек: простая строчка, “зигзаг”, “вилюшка”, “восьмерка”, “спираль”, “чешуйки”, “насыпь”. Применение данных строчек в отделке швейных изделий. Ткани и нитки, применяемые для данных швов. Качество выполнения швов, причины возникновения дефектов и способы их устранения.

Практические работы. Выполнение технического рисунка простых швов в рабочей тетради. Освоение рабочих приемов выполнения строчек на швейной машине.

 

Тема 15. Гладьевой валик “кордоне” и технология его выполнения (3 ч.).

Теоретические сведения. Технология выполнения основного шва в машинной вышивке – гладьевого валика “кордоне”. Движение пялец во время выполнения гладьевого валика, наклон и ширина стежка. Качество выполнения шва, предупреждение возникновения дефектов. Применение гладьевого валика “кордоне” в отделке швейных изделий.

Практические работы. Регулировка натяжения верхней и нижней ниток. Подбор прокладочной нити. Тренировочные упражнения в выполнении гладьевого валика “кордоне”.

 

Тема 16. Фестоны и технология их выполнения (3ч.).

Теоретические сведения. Одинарные фестоны. Двойные фестоны. Двойные фестоны с “насыпью”. Широкие фестоны. Технология выполнения фестонов. Применение фестонов при отделке швейных изделий : носовых платков, салфеток, дорожек, воротников, блузок, юбок, штор, занавесок, постельного белья и др..

Практические работы. Составление рисунка фестонов, используя монеты или трафарет. Перевод рисунка фестонов на ткань, запяливание ткани. Обстрачивание контура фестонов и выполнение фестонов с прокладочной нитью.

 

Тема 17. Работа по выдергу – технология строчевой вышивки (3ч).

Теоретические сведения. Льняные и хлопчатобумажные ткани. Полотняное переплетение основы и утка. Использование тканей с полотняным переплетением для строчевой вышивки. Классификация тканей по числу сложений, окраске, тонине.

Виды мережек, их применение в оформлении современных изделий.

Виды простых и сложных мережек. Виды узорных мережек. Декоративные качества мережек. Роль мережек в оформлении изделий различного назначения. Мережки в сочетании с другой вышивкой. Технология выполнения простых мережек: кисточка, столбик, раскол. Технология выполнения широких мережек: снопик, козлик, жучок. Технология выполнения мережек с настилом: столбик, ступенька, ромбик, треугольник, листик. Мережка “панка” и ее виды.

Ткани и нитки, применяемые для мережек. Технический расчет рисунка и его назначение. Требования, предъявляемые к выполнению мережек. Причины неаккуратного выполнения вышивки мережек (демонстрация чертежей швов) и способы их предупреждения.

Практические работы. Технический рисунок мережек в тетради. Зарисовка мережек карандашом с точным расчетом ниток и указанием хода рабочей нитки.

Освоение рабочих приемов выполнения выше указанных мережек на швейной машине. Последовательность выполнения мережек. Совершенствование навыков по выполнению мережек. Изготовление изделия, оформленного мережками: полотенце и салфетка из льняного полотна.

 

Тема 18. Обработка края вышитого изделия. Окончательная обработка изделия (2ч.).

Теоретические сведения. Способы отделки края вышитого изделия. Обработка края изделия бахромой на основе мережек “кисточка”, “козлик” или “решетка”. Технология обработки края изделия бахромой.

Обработка подогнутого края изделия мережками “кисточка”. “столбик” или “раскол”. Технология обработки подогнутого края изделия.

Влажно-тепловая обработка вышитого изделия.

Практические работы. Освоение рабочих приемов обработки края изделия. Завершение работы выбранного изделия (салфетка, полотенце). Влажно-тепловая обработка изделия (стирка, подкрахмаливание, утюжка).

 

Тема 19.  Вышивка изделия  (6 ч.).       

Практическая работа. Закрепить на практике – в процессе отделки заданного изделия – ранее изученных видов машинной вышивки, с соблюдением всех этапов работы: подготовительный этап, основной этап.

Выполнить заключительный этап – окончательная отделка вышитого изделия.

 

 

 

Тематический план

2-ой год (вышивка).

 

Недельная нагрузка – 3  часа

Годовая нагрузка – 102  часа

 

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Содержание урока

I четверть

1

Вводное занятие.

1

История возникновения и развития ручной художественной вышивки. Связь времен в народном искусстве.

Гигиенические требования. Организация рабочего места. Знакомство с планом на I четверть.

Просмотр видеоматериала по истории вышивки, выбор рисунка для

вышивки, увеличение уменьшения рис.

2-3

Подготовка к вышивке

 

2

Виды вышивки. Инстру­менты, ткань, нитки. Подготовка к вы­шивке. Подбор цвета основы и ниток. Способы закрепления рабочей нити. Обработка вышитых изделий. Способы закрепления рабочей нити. Правила безопасного труда при вышивке.

Подготовка ткани к  работе (перенесение рисунка на ткань)

4

Рисунок, перенос рисунка на ткань.

1

Ознакомить с основами композиции рисунка, способами переноса рисунка на ткань.

 

5-7

Классификация стежков и  швов на их основе.  Технологические особенности выполнения

 

3

Классификация стежков и  швов на их основе. Швы на основе прямого стежка: вперед иглу, вперед иглу в два приема, декоративные швы, прокладывание настила. Технология выполнения швов на основе петлеобразного стежка: назад иглу, строчка, под мех, стебельчатый.

Выполнение образцов швов. Вышивка по ри­сунку.

8-10

3

Технология выполнения швов на основе крестообразного стежка: козлик, бар­хатный, восьмерка (теневая гладь).

Выполнение образцов швов. Вышивка по ри­сунку.

11-13

3

Технология выполнения швов на основе косого стежка: зигзаг, макраме и накладной.

Выполнение образцов швов. Вышивка по ри­сунку.

14-16

3

Технология выполнения швов  на основе петельного стежка: петельный, там­бурный (цепочка), петля вприкреп.

Выполнение образцов швов. Вышивка по ри­сунку.

17-18

Окончательная отделка и уход за вышитыми изделиями.

2

Дать понятия о том, что входит в окончательную отделку вышивки или вышитого изделия.

Ознакомить с основными сведениями по уходу за вышитым изделием: ВТО, чистка.

19-23

Практическая работа (изготовление выставочного экспоната или вышивка изделия).

5

Закрепить на практике – в процессе отделки заданного изделия или изготовления панно –ранее изученных видов ручных стежков и швов, с соблюдением всех этапов работы: подготовительный этап, основной этап.

24

Окончательная отделка вышитого изделия или панно.

1

Выполнить заключительный этап – окончательная отделка изделия с вышивкой или вышитого панно.

II четверть

25

Вводное занятие.

1

Инструменты и материалы, основные элементы. ТБ при работе с инструментами и приспособлениями. Гигиенические требования. Организация рабочего места. Повторение ранее пройденного материала. Знакомство с планом на II четверть.

26-27

Основные сведения о счётных швах.

2

Дать понятие и основные сведения о счётных швах: история, назначение и область применения, материалы, инструменты и приспособления.

28-30

Гобеленовый стежок.

 

 

3

История вышивания счетными швами.  Гобелен.

Выполнение образца гобеленового шва. Вышивание по  схеме  мини-гобелена.

 

31-35

Практическая работа (изготовление выставочного экспоната гобеленовым стежком).

5

Закрепить на практике – в процессе отделки заданного изделия или изготовления панно –технику выполнения гобеленового стежка, с соблюдением всех этапов работы: подготовительный этап, основной этап.

36

Окончательная отделка вышитого изделия или панно.

1

Выполнить заключительный этап – окончательная отделка вышитого панно.

37-39

Простой крест.

 

3

Простой крест. Способы выполнения

Выполнение образца. Вышивание по схеме простым крестом.

 

40-42

Двойной (болгарский) крест).

 

3

Двойной крест. Последовательность выполнения.

Выполнение образца вышивки  по схеме.

43-47

Практическая работа (изготовление выставочного экспоната простым или двойным крестом).

5

Закрепить на практике – в процессе отделки заданного изделия или изготовления панно –технику выполнения вышивки крестом, с соблюдением всех этапов работы: подготовительный этап, основной этап.

48

Окончательная отделка вышитого изделия или панно.

1

Выполнить заключительный этап – окончательная отделка вышитого панно.

III четверть

49

Вводное занятие.

1

Инструменты и материалы, основные элементы. ТБ при работе с инструментами и приспособлениями. Гигиенические требования. Организация рабочего места. Повторение ранее пройденного материала. Знакомство с планом на III четверть.

50-51

Основные сведения о вышивке гладью.

2

Дать понятие и основные сведения о вышивке гладью: история, назначение и область применения, материалы, инструменты и приспособления.

 

52-54

Виды глади. Технологические особенности выполнения - цветная гладь.

 

3

 Штриховая гладь, узелки, рококо

Выполнение образцов глади. Вышивка  по ри­сунку.

 

55-57

3

Атласная и двусторонняя гладь.

Выполнение образцов глади. Вышивка  по ри­сунку

 

58-60

3

Художественная гладь.

Выполнение образцов глади. Вышивка  по ри­сунку.

61-63

Виды глади. Технологические особенности выполнения - белая гладь.

3

Двусторонняя гладь с настилом

Выполнение образцов глади. Вышивка по ри­сунку.

 

64-66

3

Обработка угла изделия фестонами.

Выполнение образцов глади. Вышивка по ри­сунку.

 

67-69

3

Ришелье.

Выполнение образцов глади. Вышивка по ри­сунку.

 

70-77

Практическая работа (изготовление выставочного экспоната или вышивка изделия).

8

Закрепить на практике – в процессе отделки заданного изделия или изготовления панно –ранее изученных видов вышивки гладью, с соблюдением всех этапов работы: подготовительный этап, основной этап.

78

Окончательная отделка вышитого изделия или панно.

1

Выполнить заключительный этап – окончательная отделка изделия с вышивкой или вышитого панно.

 

IV четверть

79

Вводное занятие.

1

Инструменты и материалы, основные элементы. ТБ при работе с инструментами и приспособлениями. Гигиенические требования. Организация рабочего места. Повторение ранее пройденного материала. Знакомство с планом на IV четверть.

 

80

Инструменты, материалы и приспособления для машинной вышивки. Рабочее место вышивальщицы.

1

Ознакомить с основными сведениями о машинной вышивке: назначение и область применения, материалы, инструменты и приспособления. Т.Б. при работе с инструментами. Особенности данного вида вышивки: виды и их особенности.

 

81

Подготовка швейной машины к вышивке.

1

Дать основные сведения о подготовке шв. машины к работе, заправке, регулировки нитей, уход и ТБ.

 

82-83

Приемы работы и тренировочные упражнения на швейной машине.

2

Тренировочные упражнения на швейной машине: выполнение машинных строчек различной конфигурации, выполненные закрепки, наматывание нитки на шпульку и т.п.

 

84-85

Основные швы и способы их выполнения.

2

Классификация машинных швов, технические условия на их выполнение, область применения.

 

 

86-88

Гладьевой валик «кордоне» и техника его выполнения.

3

Ознакомить с видом машинной вышивки -  Гладьевой валик «кордоне» и техника его выполнения.

Выполнять вышивку на образце.

 

89-91

Фестоны и технология их выполнения.

3

Ознакомить с видом машинной вышивки -  Фестоны и технология их выполнения.

Выполнять вышивку на образце.

 

 

92-94

Работа по выдергу – технология строчевой вышивки.

3

Ознакомить с видом машинной вышивки -  Работа по выдергу – технология строчевой вышивки.

Выполнять вышивку на образце.

 

95-96

Обработка края вышитого изделия. Окончательная обработка изделия.

2

Ознакомить учащихся с методами обработки края вышитого изделия: краевые машинные швы и способы прикрепления края ручным способом (используя обычные и отделочные ручные стежки).

 

97-101

Практическая работа (вышивка изделия).

5

Закрепить на практике – в процессе отделки заданного изделия–ранее изученных видов машинной вышивки, с соблюдением всех этапов работы: подготовительный этап, основной этап.

 

102

Окончательная отделка вышитого изделия.

 

1

Выполнить заключительный этап – окончательная отделка изделия с вышивкой.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список рекомендуемой литературы:

 

1.     Антуганова Н.П. Необыкновенные композиции //Школа и производство 1998 № 4 с. 62.

2.     Архангельская М. Вышивка по картону //Школа и производство 1996 № 3 с. 58.

3.     Симакова Е.В. Уварова О.В. Изонить //Школа и производство 1995 № 6 с. 58.

4.     Орешкова О.А. Творческие задания по изонити //Народное творчество 1998 № 5 с. 77.

5.     Леонова О. В. Рисуем нитью, М. 2004.

6.     Горяева Н.А.., Методическое пособие к учебнику «Декотативно-прикладное искусство в жизни человека». М.: Просвещение, 2003.

7.     Синица Н. В. «Школьный практикум», Брянск –2000.

8.     Хворостухина С.А. «Золотая книга рукоделия»,М.: Изд. «Вече», 2002.

9.     Гусарова Н.Н. Техника изонити для школьников. - С.-П.: Детство-Пресс, 2007.

10. Браницкий  Г.А. Картины из ниток. – ООО «Издательство АСТ№ Минск. 2005г.- 40с.

11. Гильман Р,А. Иголка и нитка в умелых руках. – М.: Ленгпромбытиздат, 1993. – 192 с.

12. Кочанова Н.П. Фантазия в ваших руках. -  Петрозаводск «Карелия» 1997 г.- 190с.

13. Калич М. Рукоделие для детей.- Минск «Полымя», 1997.- 201с.

14. Максимова М.В. Кузьмина М.А. Вышивка. Первые шаги. - ЗАО издательство «ЭКСМО», 1997г.- 96с.

15. Мотивы для объемной вышивки /пер. с англ.- М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2006.- 128с.

16. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками.- Ярославль «Академия развития», 1997.-

17. Тукало Т. Оригинальные картины.- ЗАО «Издательская группа «Контэнт» М.2008г.

18. Колесникова Э.Г.Вышивка. – 2 – е издание. – М.: Полыме, 1985 – 144 с.

19. Корешкова З.Г. Вышивание. Пособие. – М.: ОАО Издательство «Радуга» 2002 г – 96 с.

20. Крицкая Т. В. Золотая коллекция вышивки. Серия «О’кей». Ростов н / Д: «Феникс», 2004 – 224 с.

21. Литвенец Э.Н. Учитесь вышивать. Учебное пособие – М.: ОАО Издательство «Радуга» 2001 г – 106 с.

22. Молотобарова О.С. Учите детей вышивать: Учеб.пособие для учителей и учащихся общеоб. школ. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003-192 с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Управление образования ВКО КГУ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Управление образования ВКО КГУ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Составитель: Курочкина О.Ю

Составитель: Курочкина О.Ю

Пояснительная записка Элективные курсы, являются неотъемлемой частью системы специального образования специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интернат

Пояснительная записка Элективные курсы, являются неотъемлемой частью системы специального образования специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интернат

Данная программа призвана помочь учащимся, имеющим склонности к занятиям

Данная программа призвана помочь учащимся, имеющим склонности к занятиям

Цель программы элективного курса «Волшебная нить» – занятия направлены на развитие творческих, интеллектуальных и эстетических способностей учащихся; создание условий для самореализации ученика в творчестве, воплощения…

Цель программы элективного курса «Волшебная нить» – занятия направлены на развитие творческих, интеллектуальных и эстетических способностей учащихся; создание условий для самореализации ученика в творчестве, воплощения…

Ожидаемый результат: Учащиеся должны знать: - правила поведения, правила техники безопасности; - инструменты и материалы; - условные обозначения; - основные элементы в технике изонить; -…

Ожидаемый результат: Учащиеся должны знать: - правила поведения, правила техники безопасности; - инструменты и материалы; - условные обозначения; - основные элементы в технике изонить; -…

Принцип дифференциации и индивидуализации - обеспечение развития каждого ребенка в детском объединении в соответствии с его интересами и склонностями, выбор форм и методов работы

Принцип дифференциации и индивидуализации - обеспечение развития каждого ребенка в детском объединении в соответствии с его интересами и склонностями, выбор форм и методов работы

Методы обучения В работе используются: метод единства восприятия и созидания, метод соревнования, метод логичности, контроля и коррекции

Методы обучения В работе используются: метод единства восприятия и созидания, метод соревнования, метод логичности, контроля и коррекции

Закрепляются умения выражать своё отношение к природе, к человеку; сознательно использовать средства разных видов искусства для выражения собственного отношения к окружающей действительности, создавать творческие работы…

Закрепляются умения выражать своё отношение к природе, к человеку; сознательно использовать средства разных видов искусства для выражения собственного отношения к окружающей действительности, создавать творческие работы…

Содержание программы: 1-ый год обучения (изонить)

Содержание программы: 1-ый год обучения (изонить)

Тема 8. Заполнение овала (1 ч.)

Тема 8. Заполнение овала (1 ч.)

Тема 16. Тамбурный шов – основные сведения (2 ч

Тема 16. Тамбурный шов – основные сведения (2 ч

Тема 24. Дополнительный декор композиции (2 ч

Тема 24. Дополнительный декор композиции (2 ч

Тема 30. Изготовление панно в технике «Стринг

Тема 30. Изготовление панно в технике «Стринг

Заполнение дуги. 2

Заполнение дуги. 2

II четверть 25

II четверть 25

Отработка основных приёмов с обводкой

Отработка основных приёмов с обводкой

Отработка основных приёмов: заполнение углов, окружности, дуги, овала, неправильной формы

Отработка основных приёмов: заполнение углов, окружности, дуги, овала, неправильной формы

Работа с нитью в технике Стринг

Работа с нитью в технике Стринг

Создание однослойной композиции с обводкой и дополнительным декором

Создание однослойной композиции с обводкой и дополнительным декором

Изготовление панно в технике «Изонить»

Изготовление панно в технике «Изонить»

Содержание программы: 2-ой год обучения (вышивка)

Содержание программы: 2-ой год обучения (вышивка)

Окончательная отделка вышитого изделия или панно

Окончательная отделка вышитого изделия или панно

Назначение инструментов и приспособлений, правила пользования и хранения

Назначение инструментов и приспособлений, правила пользования и хранения

Практические работы . Выполнение технического рисунка простых швов в рабочей тетради

Практические работы . Выполнение технического рисунка простых швов в рабочей тетради

Освоение рабочих приемов выполнения выше указанных мережек на швейной машине

Освоение рабочих приемов выполнения выше указанных мережек на швейной машине

Подготовка к вышивке 2

Подготовка к вышивке 2

Окончательная отделка вышитого изделия или панно

Окончательная отделка вышитого изделия или панно

III четверть 49

III четверть 49

IV четверть 79

IV четверть 79

Обработка края вышитого изделия

Обработка края вышитого изделия

Список рекомендуемой литературы : 1

Список рекомендуемой литературы : 1

Тукало Т. Оригинальные картины

Тукало Т. Оригинальные картины
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2020