Ковалева Марина Ивановна
Рабочая программа факультатива «Русский язык»
для учащихся 3 класса
Образовательная область: «филология»
Пояснительная записка
Рабочая программа по факультативному курсу «Русский язык» для 3 класса общеобразовательной школы разработана на основе:
· Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273.
· Федеральными государственными образовательными стандартами и основной образовательной программой начального общего образования на 2016-2020 учебные годы ОУ.
· Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016-2020 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253.
· Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089.
· Приказ Министерства образования и науки РФ о введении ФГОС начального общего образования № 373 от 06.10.2009.
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом от 6 октября 2009 г. № 373» № 1241 от 26 ноября 2010 г.
· Основная образовательная программа МКОУ «Кобляковская СОШ»
· Конвенция ООН о правах ребенка.
Развитие речи – это один из сложнейших разделов программы начальных классов.
Программа по русскому языку имеет твёрдый курс на развитие речи учащихся, на повышение их речевой культуры. Вот почему осознанные знания о предложении и его составных частях, словах, словосочетаниях, помогают детям в правильном образовании предложений, в грамматически точном их использовании.
Современные дети приходят в школу с довольно развитой устной речью, но речью преимущественно диалогической. Диалог, представляющий общение двух или нескольких лиц, всегда определяется ситуацией, в ней важную роль
играют выразительные средства, такие как, интонация, жесты, мимика, вот почему при диалоге возможны неполные высказывания, сокращения. В школе ребёнок начинает обучаться языку в несколько других условиях, в связи с учебной деятельностью, при которой важное значение приобретает изучение грамматики.
Кроме того, обучение в школе приучает детей отделять правильное от неправильного, нормативное от ненормативного, формирует умения целесообразно использовать языковые средства в конкретных условиях общения.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Целью факультативного курса «Русский язык»- создание условий для формирования и развития у учащихся умений и навыков связного изложения своих и чужих мыслей в устной и письменной форме.
Курс направлен на актуализацию, дальнейшее развитие и совершенствование уже полученных знаний, умений и навыков учащихся на уроках «Русского языка», активизацию их мыслительной деятельности.
Задачи факультативных занятий:
1. Развитие интереса к изучению русского языка как части национальной культуры и как явления культуры.
2. Развитие мышления и речи.
3. Развитие и совершенствование языковых (произносительных, акцентологических, лексических, орфографических, грамматических) умений и навыков учащихся.
4. Обогащение речи учащихся лексическими средствами языка, разнообразными по экспрессивным, смысловым, выразительным, стилистическим возможностям.
5. Развитие и совершенствование коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся;
6. Воспитание социально ориентированной личности, ответственной за собственную речевую культуру и речевое поведение.
Общая характеристика учебного предмета
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Русский язык» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях «Русский язык» следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс «Русский язык» позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения «Русский язык» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
• Выразительное чтение учащимися любимого
поэтического текста с развернутым комментарием, включающим мотивировку выбора
данного текста, собственное понимание его идейного содержания.
• Составление текстов одинакового содержания в
разных стилях: разговорном, официально-деловом, художественном.
• Описание картины любимого художника с
использованием синонимов, антонимов, средств речевой изобразительности.
• Краткий пересказ содержания понравившейся
книги.
• Написание сочинений на различные темы .
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
• Работа с готовым текстом: выделение опорных
слов, составление цепочек связей.
• Конструктивные текстовые упражнения:
деформированный текст, редактирование текста.
• Изложение по вопросам, по плану.
• Сочинение по сюжету картины, по личным впечатлениям,
сочинение – описание.
• Диалоги по различным темам.
• Составление и запись рассказа или сказки на
тему, заданную учителем или выбранную учеником: по серии картинок, по
наблюдениям, впечатлениям, по опорным словам, с продолжением, описание предметов.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
- мини-сочинения;
- выступления детей;
- заполнения и ведение творческих тетрадей;
- конкурсы стихов, сочинений;
- участие в литературных конкурсах различного уровня.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
– повышение интереса к изучению русского языка;
–повышение качества произносительных, акцентологических, орфографических умений и навыков;
– расширение собственного словарного запаса учащихся;
– закрепление умения учиться — добывать необходимую информацию, пользуясь различными словарями;
– повышение культуры речевого общения .
МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 1 год. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 3-х классов. Разработана в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения, реализующего программу начального общего образования на 2017-2018 год. 3 класс - 1 часа в неделю, всего 34 часа (34 учебных недель).
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЧЕТВЕРТЯМ
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
За год |
9ч. |
7ч. |
10ч. |
8ч. |
34ч. |
Межпредметные связи: литературное чтение
Использованная литература:
1. Афонина Г. Уроки развития речи: Пособие для учителей.1-4 классы.- М.:Рольф,2001.
2.Прищепова И.В. «Речевое развитие младших школьников» КАРО; Санкт-Петербург. 2005г.
3. Воробьёва В.И. Сочинения по картинам в начальных классах.-Тула.ООО «Издательство «Родничок»;М.:,2003.
4. Политова Н.И, Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособие для учителя.-М.:Просвещение,1984.
5.Мали Д. Уроки развития речи во втором классе: Поурочное планирование и дидактические материалы.- Тула: Родничок; М.: Астрель: АСТ, 2006.- 190с.
6. Продубнова О.В Программа элективного
курса «Развитие речи» 3 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ФАКУЛЬТАТИВА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 КЛАСС
№ |
Тема занятия |
Задачи |
Часы |
Дата проведения (плановая) |
Дата проведения (фактическая) |
Какую речь приятно слушать? |
Раскрыть перед детьми основные функции речи. |
1 |
01.09 |
|
|
Техника речи: дыхание и голос. |
Работа над интонацией и правильностью произношения. |
1 |
08.09 |
|
|
Скороговорки |
Работа над произношением. |
1 |
15.09 |
|
|
Значение слова. |
Воспитание внимательного отношения к употреблению слов. |
1 |
22.09 |
|
|
Многозначные слова. |
Развитие речи |
1 |
29.09 |
|
|
6 |
Синонимы. |
Развитие речи. |
1 |
06.10 |
|
7 |
Синонимы. |
Развитие речи. |
1 |
13.10 |
|
8 |
Антонимы. |
Развитие речи. |
1 |
20.10 |
|
9 |
Волшебные слова: слова приветствия и прощания |
Воспитание культуры поведения. |
1 |
27.10 |
|
10 |
Слова выражения извинения благодарности |
Воспитание культуры поведения. |
1 |
10.11 |
|
11 |
Текст. |
Познакомить с основными признаками текста. |
1 |
17.11 |
|
12 |
Тема текста. |
Дать понятие о том, что тема – это общий смысл, который объединяет предложения в текст. |
1 |
24.11 |
|
13 |
Опорные слова . |
Опорные слова передают самое главное в тексте. |
1 |
01.12 |
|
14 |
Заголовок. |
Учить озаглавливать текст. |
1 |
08.12 |
|
15 |
Основная мысль текста |
Учить детей выделять основную мысль в тексте. |
1 |
15.12 |
|
16 |
План текста. |
Дать понятие о том, что план отражает содержание текста. |
1 |
22.12 |
|
17 |
Типы текста. |
Дать понятие о трех типах текста. |
1 |
29.12 |
|
18 |
Повторение |
Повторить понятия «тема текста», «основная мысль», «опорные слова». |
1 |
19.01 |
|
19 |
Повторы в тексте и пути их устранения. |
Учить редактировать текст. |
1 |
26.01 |
|
20 |
Выразительное чтение. Интонация. |
Учить выразительному чтению. |
1 |
02.02 |
|
21 |
Путешествие в город Слов. |
Учить редактировать тексты. |
1 |
09.02 |
|
22 |
Прямое и переносное значение слова. |
Развитие речи. |
1 |
16.02 |
|
23 |
Изобразительные средства языка. |
Познакомить с понятиями «сравнение», «метафора». |
1 |
23.02 |
|
24 |
Загадки. |
Познакомить с «устройством» загадки. |
1 |
02.03 |
|
25 |
Изобразительные средства языка. |
Познакомить детей с олицетворением. |
1 |
09.03 |
|
26 |
Изложение с языковым разбором текста. |
Учить писать изложение. |
1 |
16.03 |
|
27 |
Изложение с языковым разбором текста. |
Учить писать изложение. |
1 |
06.04 |
|
28 |
Сочинение сказки. |
Познакомить с законами сочинения. |
1 |
13.04 |
|
29 |
Стихотворная речь. |
Учить выразительному чтению. |
1 |
20.04 |
|
30 |
Считалки. |
Учить сочинять считалки. |
1 |
27.04 |
|
31 |
Сочинение-описание |
Учить составлять описание зимнего наряда деревьев. |
1 |
04.05 |
|
32 |
Сочинение-описание |
Учить составлять описание зимнего наряда деревьев. |
1 |
11.05 |
|
33 |
Сочинение-рассуждение. Редактирование сочинения. |
Учить писать сочинение. |
1 |
18.05 |
|
34 |
Повторение. |
Повторить основные понятия.. |
1 |
25.05 |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.