Рабочая программа
факультативного курса «За страницами учебника математики»
для 6 класса
Учитель математики
МБОУ «Средняя Школа №2»
г.Десногорска
Кочубей Лидия Владимировна
2020год
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса по математике «За страницами учебника математики» для 6 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Факультативные занятия имеют большое значение для развития личности, здесь в полной мере можно осуществить индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся. Сюда приходят не за отметкой, а за радостью познания, своего собственного открытия. Развитие умения учиться – как первого шага к самообразованию: формирование самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, адекватно оценивать свои поступки. Формирование психологических условий развития общения на основе: доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; признавать право каждого на собственное мнение.
Общая характеристика факультативного курса
Факультатив позволяет планомерно вести внеурочную деятельность по предмету; позволяет расширить и углубить знания по математике, различные формы проведения занятий, способствуют повышению интереса к предмету, рассмотрение более сложных заданий олимпиадного характера, способствует развитию логического мышления учащихся; работа в разновозрастной группе способствует обмену опытом и социализации учащихся.
Основная цель программы: создание условия для побуждения и развития устойчивого интереса учащихся к математике и её приложениям, развитие творческого и логического мышления, подготовке к олимпиадам и конкурсам различного уровня.
Задачи:
1) учитывая интересы и склонности учащихся, расширить и углубить знания программного материала, ознакомить учащихся с некоторыми общими идеями современной математики, раскрыть приложения математики в практике.
2) овладение комплексом математических знаний, умений и навыков необходимых:
а) для повседневной жизни и профессиональной деятельности, не связанной с математикой;
б) для изучения на современном уровне школьных предметов естественно-научного и гуманитарного циклов;
в) для изучения математики в любой из форм непрерывного образования;
3) формирование умения ставить перед собой цель, достигать её, не ущемляя прав окружающих людей;
4) развитие внимания, памяти;
5) формирование навыков поиска информации, работы с учебной и научно-популярной литературой, каталогами, компьютерными источниками информации;
6) повышение уровня владения учащимися родным языком с точки зрения правильности и точности выражения мыслей в активной и пассивной речи;
7) формирование навыком научно-исследовательской работы.
Место факультативного курса в учебном плане
Программа факультатива по математике рассчитана на 17 часов в год при 0, 5 часа в неделю.
Результаты освоения факультативного курса.
Личностные, метапредметные и предметные:
Изучение математики на факультативе в 6 классе направлено на достижение целей в направлении личностного развития:
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие логического и критического мышления; культуры речи, способности к умственному эксперименту; воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения; формирование качеств мышления; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
в метапредметном направлении развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности; формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики;
в предметном направлении овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин.
Планируемые результаты:
учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, находить рациональные, оригинальные способы решения, делать выводы;
решать задачи на смекалку, на сообразительность;
решать олимпиадные задачи;
работать в коллективе и самостоятельно;
расширить свой математический кругозор;
пополнить свои математические знания;
научиться работать с дополнительной литературой;
уметь проводить математическое исследования;
уметь использовать математические модели для решения задач из различных областей знаний. Результатом деятельности учащихся на факультативных занятиях является проведение математических и межпредметных исследований, участие в школьных олимпиадах, всероссийских конкурсах, интернет-олимпиадах, научно-практических конференциях по математике.
Содержание изучаемого курса
Элементы истории математики |
Старинные задачи. |
Совершенные числа . Числа близнецы. Топологические головоломки. |
Магические квадраты [(2х2) (3х3)]. Составление квадратов. |
Числовые великаны. Числовые лилипуты. Задачи повышенной сложности. |
Фокусы без обмана. |
Задачи на разрезание и складывание фигур, приближенное вычисление их площадей. Танграм. |
Вычисление площади фигур сложной конфигурации |
Олимпиадные задачи. |
Форма контроля знаний:
На факультативных занятиях применяется безоценочный способ контроля знаний. Обучение осуществляется не ради отметки, у учеников высокая учебно-познавательная мотивация, обусловленная личным выбором, индивидуальной потребностью, интересом к творчеству и познанию.
Отметка отсутствует, но содержательная оценка работы каждого ученика обязательно озвучивается в конце каждого урока и строится на анализе мысленной и письменной деятельности, последовательности и эффективности выполненных действий.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п
|
Тема
|
Количество часов |
|
1 |
Элементы истории математики |
1 |
|
2 |
Старинные задачи. |
2 |
|
3 |
Совершенные числа. Числа близнецы. Топологические головоломки. |
2 |
|
4 |
Магические квадраты [(2х2) (3х3)]. Составление квадратов. |
2 |
|
5 |
Числовые великаны. Числовые лилипуты. Задачи повышенной сложности. |
2 |
|
6 |
Фокусы без обмана. |
2 |
|
7 |
Задачи на разрезание и складывание фигур, приближенное вычисление их площадей. Танграм. |
2 |
|
8 |
Вычисление площади фигур сложной конфигурации |
2 |
|
9 |
Олимпиадные задачи. |
2 |
|
|
Итого: |
17 |
|
Используемые источники:
Я.И.Перельман «Занимательные задачи и опыты» Л.Ф. Пичурин «За страницами учебника математики» Д.В.Клименченко «Задачи по математике для любознательных» Всем кто учится. http://www.alleng.ru Математическое образование. Прошлое и настоящее. http://www.mathedu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru Математические этюды. http://www.etudes.ru/ru/ «Кенгуру — 2011». Задачи, решения, итоги. СПб, 2011 Стандарт по математике. 500 геометрических задач. И. Ф. Шарыгин, М., Просвещение, 2017г. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.