Программа факультативного курса «Святые покровители русского православного воинства» (для кадетско-казачьих классов)

  • Образовательные программы
  • docx
  • 26.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа факультативного курса «Святые покровители русского православного воинства» (для кадетско-казачьих классов)
Иконка файла материала Программа факультативного курса Святые покровители православного воинства Руси.docx

Программа факультативного  курса

«Святые покровители  русского православного воинства»

(для кадетско-казачьих классов)

                                        Пояснительная записка

Общая характеристика  курса внеурочной деятельности.

          Программа курса внеурочной деятельности «Святые покровители православного воинства Руси» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО) и направлена на обеспечение достижения планируемых результатов.

Нормативно-правовой и документальной основой примерной программы внеурочной деятельности духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «Святые покровители православного воинства Руси » являются:

                   1. Закон Российской Федерации «Об образовании»,

                   2. ФГОС второго поколения,

                   3.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания      

                        личности гражданина России.

Актуальность программы

С 2010 года  в МБОУ СОШ № 9им. П.А Столыпина г. Балашова  в рамках регионального проекта «Лазоревый цвет», в целях духовно – нравственного развития учащихся в духе национальных традиций реализуется программа развития кадетского движения. В школе открыты кадетские казачьи классы, обучение и воспитание в которых строится на принципах сохранения и пропаганды исторического и культурного наследия русского народа, воспитания мужественности, патриотизма, гражданственности.

         Учебная программа в кадетских классах помимо общеобразовательных предметов предусматривает особое построение воспитательной работы. Ведущими направлениями воспитательной работы в кадетских классах являются:

§  информационное направление предусматривает формирование положительного образа патриота, защитника Родины на примерах выдающихся произведений искусства, судеб знаменитых людей;

§  военно – патриотическое воспитание: строевая подготовка, уроки мужества, Дни воинской славы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных войн;  

§  оборонно – массовое и спортивное направление: возрождение русских национальных игр (городки, лапта); участие в военно – спортивной игре «Зарница», «А, ну – ка парни!», спортивные соревнования «Сильный, смелый, ловкий», дни здоровья, школьные олимпиады по ОБЖ и физической культуре, занятия в секциях бокса, самбо и рукопашного боя; туризм, спортивное ориентирование, конно-спортивная подготовка; стрелковая подготовка;

§  духовно- нравственное направление: классные часы, викторины, беседы «Дни воинской славы» и изучение основ православной культуры; национальных культур народов России;

§  художественно – эстетическое направление: уроки хореографии, музыки, живописи, этикета, занятия народными промыслами, приобщение к мировому искусству.

         Планируемый результат инновационной деятельности - формирование всесторонне развитой личности, для которой приоритетными ценностям будут являться патриотизм, национальная гордость и готовность честно служить Отечеству на гражданском и военном поприще.

Факультативный курс  «Святые покровители православного воинства Руси» является  одной из составляющих частей  учебной программы в кадетских казачьих классах, включающих внеурочную деятельность. Данный курс дополняет и углубляет предмет ОДНКНР  (модуль ОПК) и предназначен для учащихся 5 классов ( 11– 12 лет).

 На изучение материала отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю.

Цель курса: способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых представлений учащихся кадетско-казачьих классов об историческом и духовном наследии нашего Отечества.

Цель отражает требования российского законодательства к содержанию образования и ориентирована на решение  следующих задач:

- духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России, понимание значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности и общества;

- формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор;

- приобретение культурологических знаний, необходимых для  разностороннего развития обучающихся;

- создание условий творческого поиска и личного осмысления исторического и культурного наследия России ;

- воспитание любви к Родине.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности:

Личностные:

формирование активной жизненной позиции, социальной ответственности учащихся, бережного отношения к историко-культурному наследию своего Отечества;

- развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, осознание ответственности за сохранение культурно - исторического наследия России;

- знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России;

- осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как любовь к своей Отчизне, благодарность, дружба, ответственность, честность, мужество, жертвенность, милосердие и сострадание.

Метапредметные:

- развитие познавательной деятельности обучающихся в гуманитарной сфере;

- любовь к родной истории, литературе и культуре;

- знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев, воинов  и святых людей России;

- умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории;

- приобщение к духовно - нравственным ценностям своего народа;

- усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;

- приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро  и  зло, правда  и  ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;

- формирование потребности в нравственном совершенствовании.

В завершении  изучения данного материала представленных тем

обучающий научится:

объяснять основные понятия: духовный подвиг, воины Христовы, Отечество земное, Отечество небесное, ратный подвиг, подвиг веры;

называть имена воинов, защитников Отечества;

иметь представление о христианских ценностях: милосердии, сострадании, доблести, самопожертвовании;

 искать и выделять необходимую информацию, проявлять активность в решении познавательных задач;

формулировать собственное мнение и позицию по обсуждаемому вопросу.

Обучающийся получит возможность научиться:

анализировать литературные источники для приобретения первоначальных знаний по православной культуре;

исследовать жития святых православных воинов и покровителей святого воинства Руси;

уважительно  относиться  к своему народу, историческому прошлому России, ратному подвигу святых воинов

описывать впечатления, возникающие от созерцания икон и растолковывать их символичные значения;

учитывать разные мнения и обосновывать свою точку зрения;

проявлять познавательную инициативу.

Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся: исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др.

Формы занятий данного курса: лекция-презентация, практические занятия,просмотр кинофрагментов, эвристические беседы, исследовательская творческая работа в группах, устный журнал,  защита проектов, экскурсии, встречи и беседы со священнослужителями

Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование курса «Святые покровители 

русского православного воинства»

Темы

Ключевые понятия  (для словарика ) тезаурус

Электронные ресурсы

(видео ссылки для демонстрации учащимся)

Электронные ресурсы (для подготовки учителя)

 

Количество  часов

 часов

1

Православие – духовная основа воинской культуры России

Отчизна, самопожертвование, милосердие, христианский подвиг , патриотизм

https://www.youtube.com/watch?v=XAqZdLTRkWQ (Русское Православное воинство) – 4 мин.

http://kapellan.ru/pravoslavie-duxovnaya-osnova-voinskoj-kultury-rossii.html;

https://pravoslavie.ru/88968.html

1

2

Образы Богородицы, покровительствующие православному воинству

Образ,  икона, Богородица, образы Казанской, Владимирской,

Смоленской,

Иверской Божией Матери

https://www.youtube.com/watch?v=wbZl4m6ZfUo

(Гимн  Богородице.  Исполнитель  - Валерий Малышев) – 8 мин.

https://www.youtube.com/watch?v=Px8Fm86hKac

(Образ Донской Божьей Матери)- 2 мин.

https://www.youtube.com/watch?v=D6eXHv2r0j8

(Казанская икона Божией Матери. История обретения чудотворного образа) -8 мин.

https://www.youtube.com/watch?v=7KOVQ_UGlEg (Владимирская икона Божией Матери. История обретения чудотворного образа) -8 мин.

https://www.youtube.com/watch?v=r88e3P0hjBs

(Смоленская икона Божией Матери. История обретения чудотворного образа) -4 мин.

 

https://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/serdets-nashih-uteshenie-320-chudotvornyh-ikon-presvjatoj-bogoroditsy/6?=образы+Богородицы+Казанская%2CСмоленская%2C+Владимирская

2

3

Архангел Михаил - небесный воевода.

Архангел, архистратиг

https://www.youtube.com/watch?v=ktIlwLLNC8g

( из серии «Мульткалендарь» 21 ноября)

https://www.youtube.com/watch?v=r2qBjxcNNxQ

(детская молитва к Архангелу Михаилу)

https://pravoslavie.ru/28362.html;

https://azbyka.ru/days/sv-mihail-arhangel

1

4

Экскурсия в собор Архистратига Михаила города Балашова

Собор, иконостас, алтарь, солея, амвон, клир, притвор

 

https://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_собор_Архангела_Михаила_%28Балашов%29

2

5

Андрей Первозванный – «русский» апостол, покровитель военно-морского флота России.

Апостол, житие, Андреевский крест, Андреевский орден , военно-морской  флот

https://www.youtube.com/watch?v=hsYEyEhUUeY

(анимационный фильм о житии  Андрея Первозванного)- 8 мин.

https://www.youtube.com/watch?v=dhYTvzCsYE0

( из серии «Мульткалендарь» 13 декабря)

 

https://pravoslavie.ru/88591.html;

https://azbyka.ru/days/sv-andrej-pervozvannyj

2

6

Древние святые  воеводы, великомученики  (Феодор Стратилат, Андрей Стратилат)

Чины святых,  великомученик ,

стратилат

https://www.youtube.com/watch?v=dCCFgcWNIoUэ

( из серии «Мульткалендарь» 21 февраля)  -2,5 мин.

https://www.youtube.com/watch?v=NL1lGZvZoIw

( из серии «Мульткалендарь» 21 февраля) 3 мин. мин.

 

https://azbyka.ru/days/sv-andrej-stratilat;

 

https://pravoslavie.ru/51717.html

2

7

Святой  воин великомученик Димитрий Солунский

Димитриевская родительская суббота

https://www.youtube.com/watch?v=sYf1c_GzGB4

( краткое житие Димитрия Солуского)

– 5 мин.

https://azbyka.ru/days/sv-dimitrij-solunskij-fessalonikijskij

1

8

Святой мученик Иоанн воин

Гонение, милосердие

https://www.youtube.com/watch?v=y0QFpVYHzKA

( из серии «Мульткалендарь»  12 августа)  -2 мин.

 

https://azbyka.ru/days/sv-ioann-voin

1

9

Великомученик Георгий Победоносец 

«Юрьев день»

https://www.youtube.com/watch?v=LkOKFC_KvgI

( краткое житие великомученика Георгия)- 6 мин.

 

https://www.youtube.com/watch?v=lVgbKz5OF38

( из серии «Мульткалендарь» 6 мая) 3 мин.

 

https://azbyka.ru/days/sv-georgij-pobedonosec;

 

 

https://pravoslavie.ru/33086.html

2

10

Равноапостольный князь Владимир  - креститель Руси, воин, стратег, политик.

Чин «равноапостольный»

https://www.youtube.com/watch?v=f5qnbBcIwuo

( из серии «Мульткалендарь» 28 июля) 5 мин.

 

https://www.youtube.com/watch?v=Ks55q7uF_T0

( из серии «Закон Божий» . Выбор веры Великим князем Владимиром и Крещение Руси. Православный фильм) – 9 мин.

https://azbyka.ru/days/sv-vel-kn-vladimir-v-kreshchenii-vasilij;

 

https://pravoslavie.ru/80933.html

2

11

Святые страстотерпцы Борис  Глеб – воины Христовы, совершившие подвиг  братской любви

Чин «страстотерпцы»

https://www.youtube.com/watch?v=zxawKapWyv4

(краткое житие святых братьев Бориса и Глеба) – 2 мин.

https://www.youtube.com/watch?v=5MVcBVMW_Ok

( из серии «Мульткалендарь» 6 августа) 3 мин.

 

https://pravoslavie.ru/63277.html

1

12

Илия Муромский - былинный богатырь и воин-монах

Чин «преподобный»

https://www.youtube.com/watch?v=BmSjXCPMmFU

(День былинного богатыря) – 2,5 мин.

 

https://www.youtube.com/watch?v=UmVZ5-FZKHQ

( из серии «Мульткалендарь»  1 января)  -2,5 мин.

 

https://www.youtube.com/watch?v=kH6qA6O_TJ0

(1 января - день памяти прп. Илии Муромца. Православный авторский канал Татианы Лазаренко) – 5 мин.

 

https://pravoslavie.ru/put/070101142808.htm;

 

https://azbyka.ru/ilya-muromec

2

13

Благоверный великий князь Александр Невский

Чин «благоверный»

https://www.youtube.com/watch?v=2xIQUJiq6Eo

( из серии «Закон Божий». Житие благоверного князя Александра Невского) – 9 мин.

 

https://www.youtube.com/watch?v=Rjxc3HAxQVk

( из серии «Мульткалендарь»  12 сентября)  -3 мин.

 

https://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-v-shime-aleksij-nevskij;

 

https://pravoslavie.ru/39090.html

2

14

Благоверный великий князь Димитрий Донской

Чин «благоверный»

https://www.youtube.com/watch?v=tJ-1qn9mzXY

(Простые истории. Благоверный великий князь Димитрий Донской. Сайт телеканала «Союз») – 2 мин.

 

https://www.youtube.com/watch?v=0HWb6WlD258

( из  анимационного цикла  «Мульткалендарь»  1 июня)  -3 мин.

 

https://www.youtube.com/watch?v=Og2FvzPT_uc

 ( из серии «Закон Божий». Житие благоверного князя Димитрия Донского) – 9 мин.

 

 

https://azbyka.ru/days/sv-dimitrij-donskoj;

 

https://days.pravoslavie.ru/Life/life6552.htm

2

15

Святые воины-монахи Пересвет и Ослябя

Схимонашество, схимонах

https://www.youtube.com/watch?v=FGK6P-CM67I

(Анимационный фильм «Пересвет и Ослябя», посвящённый героям Куликовской битвы)

https://azbyka.ru/days/saint/4437/1933/group

 

2

16

Святой воин, адмирал Феодор Ушаков.

Адмирал, флотоводец

https://www.youtube.com/watch?v=OqMr2NiokZ8 (  краткое житие Феодора Ушакова)- 10 мин.

https://www.youtube.com/watch?v=jx11TkSmqJA (Телеканал Радость моя, из цикла «Рассказы о святых») – 8 мин.

https://pravoslavie.ru/put/061015142146.htm;

 

https://azbyka.ru/days/sv-feodor-ushakov-voin

2

17

Александр Васильевич Суворов – праведный полководец.

Праведность, благочестие, кодекс воина-христианина

https://www.youtube.com/watch?v=KyIILJ4hwhA(Александр Суворов. Православный сериал фильмов - рассказов о подвижниках Православной Церкви) – 12 мин.

 

https://pravoslavie.ru/38289.html;

 

http://voskres.ru/army/spirit/suvorov.htm

1

18

Святитель Николай  - покровитель моряков

 

Чин «святитель»

https://www.youtube.com/watch?v=1DqT8eZWJdM (из  анимационного цикла  «Мульткалендарь»  19 декабря)  -3 мин.

 

https://www.youtube.com/watch?v=B-m0SzmQ4_M (Телеканал Радость моя, из цикла «Рассказы о святых») – 7 мин.

 

https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-mirlikijskij ;

 

https://foma.ru/imya-nikolaj.html

 

1

19

Устный журнал «Небесные покровители различных родов  российский войск»

Роды российских войск

 

https://monomah.org/archives/4763

1

20

Возрождение православной веры в годы Великой Отечественной войны.

 

https://www.youtube.com/watch?v=WDCiQlkeJis (Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны)- 3 мин.

https://www.youtube.com/watch?v=p1TPYkyqA_A- 9 мин.

https://pravoslavie.ru/99163.html;

https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/russkaja-pravoslavnaja-tserkov-v-period-velikoj-otechestvennoj-vojny/

2

21

Духовный портрет православного воина.

Икона "Собор святых покровителей Российского воинства"

Духовный портрет , подвиг служения Отечеству и Вере Православной

https://www.youtube.com/watch?v=acHC1ltXkbo (В видео с иноком Киприаном  (Бурковым)  рассуждениена тему : "Каким должен быть воин христианин?");

 

 

 

https://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksimov/pravoslavnoe-otnoshenie-k-vojne-i-voinskomu-sluzheniyu/;

 

1

22

Викторина  «Святое воинство Руси»

 

 

 

 

 

1

23

Встреча с  батюшкой (с о. Максимом  (Карповым))

 

 

 

https://pravoslavie.ru/75236.html

2

Всего

34

 

 

 

Курс «Святые покровители православного воинства Руси»

Содержание курса

Введение.

Православие – духовная основа воинской культуры России (1 ч.)

Тему о духовной основе воинской культуры России можно исчерпать одной фразой: «православие – духовная основа всей, в том числе и воинской, культуры России».

Воинская культура России имеет те же самые духовно-нравственные основы, что и вся культура России — это православие, самобытная культура русского народа, а также национально-культурные основы и особенности многих других народов России. При этом необходимо подчеркнуть, что именно православие и Русская Православная Церковь сыграли определяющую роль в становлении, развитии и сохранении российской государственности и военной организации России. За этим утверждением стоит историческая правда, огромный исторический и уникальный опыт, которым обладают немногие народы и страны.

Более чем тысячелетнее благотворное воздействие православия взрастило в нашем народе и его защитниках высокую мораль беззаветного служения и подвижничества во имя Веры и Отечества, не истребленную и поныне идею государственно-патриотического и воинского долга перед Россией.

Форма проведения первого занятия – лекция с элементами эвристической беседы, презентация и видеоматериалы ( см.  видео ссылки разделе «Планирование курса»)

 

Образы Богородицы, покровительствующие православному воинству. (2ч.)

Во все времена, в тяжелейшие моменты для нашей Родины, связанные с вторжением врага,  православные  христиане просили защиты у чудотворных икон. Наиболее почитаемы в России восемь чудотворных икон Божией Матери: Владимирская, Казанская, Тихвинская, Смоленская, Почаевская, Донская, Иверская (Московская) и «Знамение» (Новгородская). Из них три – Владимирская, Тихвинская и Смоленская – одни из древнейших в мире. По преданию, они написаны святым апостолом и евангелистом Лукой.

Эти иконы прославлены самыми разными чудесами и знамениями. Глубокую народную любовь и почитание обрели они во время войн и вражеских нашествий. Эти святые образы Божьей Матери поднимали на крепостные стены во время штурма города неприятелем, с ними шли в бой, защищая не только свою землю, но и Веру. Так было и на Куликовом поле в 1380 году, и под Сталинградом, спустя почти шесть столетий.

До сих пор иконы-защитницы стоят на страже нашей земли.

Тихвинская икона хранит северные пределы, Иверская икона – южные. Почаевская и Смоленская хранят нашу Родину с запада. На востоке ограждает российские земли, Казанская икона Божией Матери. А в центре сияет образ Владимирской Божией Матери.

Форма проведения первого занятия – лекция с элементами эвристической беседы, презентация и видеоматериалы ( см.  видео ссылки разделе «Планирование курса»)

Формы  проведения второго занятия  - представление учащимися творческих, исследовательских групповых мини-проектов.

Учащиеся готовят мини-проекты о каждой из икон Богородицы, поделившись на  условные группы: «историки», «культурологи», «лексикографы». На втором занятии учащиеся представляют презентации о Владимирской, Казанской, Иверской и Смоленской  Образах Богородицы. «Историки»  собирают и представляют исторические сведения, связанные происхождением Образа и заступничестве Божьей Матери в решающих исторических битвах нашего Отечества, «культурологи» описывают и представляют на слайдах презентации иконописное изображение Образа, «лексикографы» объясняют значение новых понятий и слов.

Архангел Михаил - небесный воевода (1ч.)

Архангел Михаил — один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово «ангел» на греческом языке значит «вестник».

Приставка «архи» к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами.

Имя Михаил — на иврите значит «Кто, как Бог». Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них — архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания.

Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование «архистратиг», т. е. старший воин, вождь . Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке, или копьем низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник «Собора» (т. е. совокупности) святых ангелов во главе с архангелом Михаилом 8 ноября (21 ноября по новому стилю)

Архистратиг Михаил – вождь небесного воинства и покровитель всех воинов, защищающих своё Отечество и Веру православную. В честь архистратига построено множество храмов по всему миру и в Росси их несколько десятков.

В нашем городе также есть Собор   Архангела Михаила. Также один  из четырёх  приделов утраченной в годы лихолетий архитектурной жемчужины старого Балашова -  кафедрального  Свято-Троицкого собора - был построен в честь Архангела Михаила.

Экскурсия в собор Архистратига Михаила города Балашова  (2ч.).

Знакомство с устройством храма, правилами поведения в нём, рассказ экскурсовода (диакона, Юдина Александра Юревича)  с историей собора, икон.

В настоящее время храм имеет статус кафедрального собора. Здание храма является объектом историко-культурного наследия.

Андрей Первозванный – «русский» апостол, покровитель военно-морского флота России (2ч.).

Святой апостол Андрей родился в городе Вифсаиде Палестинской в I веке нашей эры, и первым был призван Иисусом Христом к апостольскому служению, став Его первозванным учеником. Для христианской проповеди он был направлен в Вифинию, Фракию, Македонию, Ираклию и Великую Скифию. В низовье Днепра  проповедовал живущим здесь славянам и русам. Указывая на место, где впоследствии будет основан Киев, апостол Андрей, по преданию, сказал: «Видите ли горы сия? На них воссияет благодать Божия и град велик имать бытии, и церкви многи имать Бог воздвигнути.». Ни один из 12 апостолов так ощутимо не присутствует в истории России на всем ее протяжении, как апостол Андрей.

Согласно летописной легенде, апостол поднялся на эти горы, благословил их и водрузил крест. По преданию, в XIII веке на этом месте была сооружена церковь во имя Воздвижения Честного Креста.

Тема апостольской преемственности Русской Церкви звучала актуально на всем протяжении развития Русского государства. При императоре Петре I, считавшем Андрея Первозванного своим покровителем, имя «крестителя земли Русской» получил первый по времени учреждения орден Российской империи, а Андреевский крест стал изображаться на флагах Российского флота. В 1998 году Андреевский орден был восстановлен как высшая награда Российской Федерации.

Во все переломные моменты Русской истории апостол Андрей Первозванный, покровитель Земли Русской, оказывал особое заступничество земле, где было принято его благовестие о Христе Спасителе.

Форма проведения  первого занятия – лекция с элементами эвристической беседы, презентация и видеоматериалы ( см.  видео ссылки разделе «Планирование курса»)

Формы  проведения второго занятия  - представление учащимися творческих, исследовательских групповых мини-проектов.

Учащиеся готовят мини-проекты об Андрее Первозванном, поделившись на  условные группы: «историки», «культурологи», «лексикографы».

«Историки»  собирают и представляют исторические сведения из жития святого, объясняют, почему Андрея Первозванного называют «русским апостолом»,  «культурологи» описывают и представляют на слайдах презентации иконописное изображение святого, «лексикографы» объясняют значение новых понятий и слов(«апостол», «первозванный», «стяг», «благовестие»,  «воздвижение» и новые  слова, понятия, сопровождающие  презентацию)

Древние святые  воеводы, великомученики  (Феодор Стратилат, Андрей Стратилат) -(2ч.).

Родился Святой Великомученик Феодор Стратилат во второй половине III века в ромейском городе Евхаиты (ныне на этом месте находится турецкая деревня Бейозю), куда евангельская весть была принесена еще в апостольские времена.  Феодор, помолившись Господу, вышел на бой со змием, который держал в страхе город , и одолел его, поразив чудовище мечом. Увидев это, граждане Евхаит воскликнули: «Велик Бог Феодоров!» — и многие крестились после того. Будучи храбрым воином и замечательным оратором, Феодор был поставлен императором Лицинием управлять городом Гераклеей Понтийской (ныне турецкий город Эрегли) и обратил в Христову веру многих горожан. «Стратилат» — в переводе с греческого и значит «военачальник».

Святой Андрей жил в начале IV в. Он был военным трибуном в войске императора Максимиана Галерия, выделялся и благочестием, и доблестью.

Форма проведения  первого занятия – лекция с элементами эвристической беседы, презентация и видеоматериалы ( см.  видео ссылки разделе «Планирование курса»)

Формы  проведения второго занятия  - представление учащимися творческих, исследовательских групповых мини-проектов.

Учащиеся готовят мини-проекты о Феодоре  Стратилате, Андрее Стратилате, поделившись на  условные группы: «историки», «культурологи», «лексикографы».

«Историки»  собирают и представляют исторические сведения из жития святых,  «культурологи» описывают и представляют на слайдах презентации иконописное изображение святых, «лексикографы» объясняют значение новых понятий и слов («стратилат» и  другие новые  слова, понятия, сопровождающие  презентацию).

Святой  воин великомученик Димитрий Солунский  (1ч.).

Святой великомученик Димитрий Солунский (Фессалоникийский), почитается в православном мире наравне с св. Георгием Победоносцем, он — один из самых любимых на Руси святых-воинов. Как воин, святой Димитрий Солунский стяжал себе особую славу на Руси.

Установления дня родительской субботы связано с традицией поминовения погибших воинов. Она установилась после Куликовской битвы, день стал называться Димитриевской родительской субботой.

Форма проведения занятия – лекция с элементами эвристической беседы, презентация и видеоматериалы ( см.  видео ссылки разделе «Планирование курса»).

Святой мученик Иоанн воин (1ч.).

Святой мученик Иоанн Воин служил в императорском войске Юлиана Отступника (361–363). Наряду с другими воинами его посылали преследовать и убивать христиан. Оставаясь внешне гонителем, святой Иоанн на деле оказывал гонимым христианам большую помощь: тех, которые были схвачены, освобождал, других предупреждал о грозящей им опасности, содействовал их побегу. Святой Иоанн оказывал милосердие не только христианам, но и всем бедствующим и требующим помощи: посещал больных, утешал скорбящих. Когда Юлиан Отступник узнал о действиях святого, то заключил его в темницу. В 363 году император был убит на войне с персами. Святой Иоанн вышел на свободу и посвятил свою жизнь служению ближним, жил в святости и чистоте. Скончался он в глубокой старости.

Всего в России более 100 храмов во имя святого мученика Иоанна Воина, в обиходе они называются «Иоанновойновские». Зачастую это храмы и часовни на местах воинских захоронений и мемориалов.

Форма проведения занятия – лекция с элементами эвристической беседы, презентация и видеоматериалы ( см.  видео ссылки разделе «Планирование курса»).

Великомученик Георгий Победоносец (2ч.).

Георгий Победоносец — христианский святой, великомученик. Георгий пострадал во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане в 303 году, после восьмидневных тяжких мучений был обезглавлен. Память великомученика Георгия Победоносца совершается несколько раз в год: 6 мая (23 апреля ст. ст.) — гибель святого; 16 ноября (3 ноября ст. ст.) — освящение храма великомученика Георгия в Лиде (IV век); 23 ноября (10 ноября ст. ст.) — страдание (колесование) великомученика Георгия; 9 декабря (26 ноября ст. ст.) — освящение церкви великомученика Георгия в Киеве в 1051 году (празднование Русской Православной Церкви, известное в народе как осенний Юрьев день).

Форма проведения  первого занятия – лекция с элементами эвристической беседы, презентация и видеоматериалы ( см.  видео ссылки разделе «Планирование курса»).

Формы  проведения второго занятия  - представление учащимися творческих, исследовательских групповых мини-проектов.

Учащиеся готовят мини-проекты о великомученике Георгии  Победоносце, поделившись на  условные группы: «историки», «культурологи», «лексикографы».

«Историки»  собирают и представляют исторические сведения из жития святого;  «культурологи» описывают и представляют на слайдах презентации иконописное изображение святого, сделав акцент на гербе Москвы, государственной символике, на которых присутствует изображение Георгия Победоносца; «лексикографы» объясняют значение новых понятий и слов(  «великомученик» и  другие новые  слова, понятия, сопровождающие  презентацию).

Равноапостольный князь Владимир  - креститель Руси, воин, стратег, политик (2ч.).

Именно с великого князя Владимира начались наша вера и наша культура. Принятие Владимиром христианства и распространение православной веры в народе изменили самого князя и во многом определили историческую судьбу России — из племенных союзов родилось единое и сильное государство. Владимир много молился, строил храмы, основывал княжеские училища по всей Руси. А на воинской стезе — значительно расширил границы государства, а также разбил волжских булгар и хазар, докучавших постоянными набегами. За благочестивую жизнь и заботу о безопасности своих подданных был причислен к лику святых.

Форма проведения  первого занятия – лекция с элементами эвристической беседы, презентация и видеоматериалы ( см.  видео ссылки разделе «Планирование курса»)

Формы  проведения второго занятия  - представление учащимися творческих, исследовательских групповых мини-проектов.

Учащиеся готовят мини-проекты о равноапостольном князе Владимире,  поделившись на  условные группы: «историки», «культурологи», «лексикографы».

«Историки»  собирают и представляют исторические сведения из жития святого;  «культурологи» описывают и представляют на слайдах презентации иконописное изображение святого князя Владимира; «лексикографы» объясняют значение новых понятий и слов( «равноапостольный» , «креститель» и  другие новые  слова, понятия, сопровождающие  презентацию)

Святые страстотерпцы Борис  Глеб – воины Христовы, совершившие подвиг  братской любви (1ч.).

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира Киевского. Они родились незадолго до Крещения Русской Земли и были воспитаны в духе христианской веры. Старший из братьев — Борис получил хорошее образование. Глеб разделял стремление своего брата посвятить свою жизнь исключительно служению Богу. Братья отличались милосердием и добротой, подражая примеру своего отца — князя Владимира, который был милосердным и отзывчивым.

Форма проведения  занятия – лекция с элементами эвристической беседы, презентация и видеоматериалы ( см.  видео ссылки разделе «Планирование курса»)

Илия Муромский - былинный богатырь и воин-монах (2ч.).

Илия Муромец долгие годы служил в дружине киевского князя, охраняя границы Руси. Не единожды прославился воинскими подвигами и отличился невиданной силой. Его воинские свершения послужили основной для цикла русских былин. В старости Илия принял постриг в Киево-Печерском монастыре и последние годы провел уже в духовных подвигах. Скончался в 80-х годах XII века, а в 1643 году был официально канонизирован. Является покровителем русского воинства.

Форма проведения  первого занятия – лекция с элементами эвристической беседы, презентация и видеоматериалы ( см.  видео ссылки разделе «Планирование курса»)

Формы  проведения второго занятия  - представление учащимися творческих, исследовательских групповых мини-проектов.

Учащиеся готовят мини-проекты о  святом воине Илии Муромском,  поделившись на  условные группы: «историки», «культурологи», «лексикографы».

«Историки»  собирают и представляют исторические сведения из жития святого, сравнивая их с былинами об Илье Муромце;  «культурологи» описывают и представляют на слайдах презентации иконописное изображение Илии Муромского; «лексикографы» объясняют значение новых понятий и слов( «постриг» и  другие новые  слова, понятия, сопровождающие  презентацию)

Благоверный великий князь Александр Невский (2ч.).

Александр Невский – русский национальный герой. Этот новгородский князь был разумным политиком, великим воином, стратегом и тактиком, не проигравшим ни единого сражения. Александр Невский признан святым, канонизирован Русской Православной Церковью

В 1240 году князь одержал победу над шведами на Неве, за что и получил своё летописное прозвище, а в 1242 году на льду Чудского озера разбил армию немецких рыцарей. Позже князь Александр перешёл от обороны к наступлению, совершив несколько походов в земли Ордена и Литвы и уничтожив большое количество неприятеля в Торопце, близ Жижицкого озера и под Усвятом так, что тот запросил мира. По выражению летописца, литовцы впали в такой страх, что стали «блюстися имени его». Святому полководцу принадлежат исторические  слова: «Не в силе Бог, а в правде».

Перед каждым сражением князь горячо молился и просил помощи у Бога, а в своей княжеской жизни был рачительным хозяином, дальновидным дипломатом-миротворцем и справедливым судьёй. Перед своей смертью (предположительно, был отравлен в Орде), князь принял монашество с именем Алексей, что значит «защитник людей». Митрополит Кирилл во время кончины благоверного князя  сказал:  «Закатилось солнце Земли Русской!»

Потрудился Александр для Русской земли. Мужественно и победоносно боролся он с западными врагами, расчетливо, умно берег свой народ от хищных татар. Среди трудных княжеских дел не забывал благочестивый князь и христианских обязанностей: много серебра и золота передавал он в Орду, не мало несчастных выкупил из тяжкой неволи татарской. Многие звали его своим «ангелом-хранителем». Русская церковь причислила его к лику святых.

Петр I вскоре после победы в Северной войне повелел перенести мощи Александра Невского в новую столицу в лавру, основанную в 1710 году в память победы князя над шведами. А его женой - Екатериной I,был учрежден орден Александра Невского. Он был упразднен после революции

В годы Великой Отечественной воины в тяжёлые времена русский народ вспомнил Александра Невского - война освободителя, и орден был учрежден вновь. Им награждались генералы и офицеры Советской Армии за личную отвагу, мужество и храбрость, умелое командование.

Русский народ помнил и помнит Александра Невского, его самоотверженную борьбу за родную землю и военное искусство.

Форма проведения  первого занятия – лекция с элементами эвристической беседы, презентация и видеоматериалы ( см.  видео ссылки разделе «Планирование курса»)

Формы  проведения второго занятия  - представление учащимися творческих, исследовательских групповых мини-проектов.

Учащиеся готовят мини-проекты о  святом благоверном князе Александре Невском,  поделившись на  условные группы: «историки», «культурологи», «лексикографы».

«Историки»  собирают и представляют исторические сведения из жития святого ;  «культурологи» описывают и представляют на слайдах презентации иконописное изображение  Александра Невского; «лексикографы» объясняют значение новых понятий и слов( «благоверный» и  другие новые  слова, понятия, сопровождающие  презентацию)

 

 

Благоверный великий князь Димитрий Донской(2ч.).

С именем этого святого связано событие, не менее важное для истории России, чем крещение нашей страны — освобождение от почти 250-летнего Татаро-Монгольского ига. Великий князь Московский перешёл от междоусобной брани с другими русскими князьями к заботам об интересах всего Отечества, явился достойным потомком духовного наследия и ратных подвигов своего святого прадеда, Александра Невского.

 Занятый собиранием русских земель, великий князь Димитрий сумел собрать коалицию русских княжеств против татарского войска Мамая, угрожавшего очередным разорением Руси. Это было тяжёлое решение, ведь крупных побед над татарами до Куликова поля русская армия не знала. Князь Димитрий даже ездил за советом и благословением к святому преподобному Сергию Радонежскому, который заверил его в своей молитвенной поддержке и дал в помощь двух иноков своего монастыря.

 В результате русские армии под руководством князя Димитрия на Куликовом поле разбили орду Мамая и этим положили начало освобождению от татарской угрозы и восстановлению единого национального русского государства. За свою победу князь получил прозвище «Донской».

Форма проведения  первого занятия – лекция с элементами эвристической беседы, презентация и видеоматериалы ( см.  видео ссылки разделе «Планирование курса»)

Формы  проведения второго занятия  - представление учащимися творческих, исследовательских групповых мини-проектов.

Учащиеся готовят мини-проекты о  святом благоверном князе Дмитрии Донском,  поделившись на  условные группы: «историки», «культурологи», «лексикографы».

«Историки»  собирают и представляют исторические сведения из жития святого ;  «культурологи» описывают и представляют на слайдах презентации иконописное изображение  Дмитрия Донского, Сергия Радонежского; «лексикографы» объясняют значение новых понятий и слов( «междоусобицы», «преподобный» и  другие новые  слова, понятия, сопровождающие  презентацию)

 

 

Святые воины-монахи Пересвет и Ослябя (2ч.)

Святые воины - схимонахи Троицкой Лавры Александр Пересвет и Андрей Ослябя.

Преподобный Александр Пересвет был одним из двух иноков, которые по благословению своего игумена преподобного Сергия Радонежского в виде исключения (церковные правила запрещают воевать лицам духовного звания) приняли участие в Куликовской битве. Оба схимника до принятия монашества были воинами и служили в княжеских дружинах, а их присутствие на поле боя по мысли преподобного Сергия должно было воодушевить русскую рать. Перед началом сражения он вступил в единоборство с татарским поединщиком Челубееем, который по преданию владел оккультными магическими практиками и мог вселить страх в любого противника. Но в схватке с православным монахом, который даже не надел доспехов, оставаясь в схиме, ему это не помогло. После сшибки оба поединщика пали мёртвыми, но Челубей был выбит из седла в сторону противника, что считалось несомненной победой Пересвета.

         Второй схимонах из Троице-Сергиевой лавры, бившийся на Куликовом поле. Как и Александр Пересвет, Андрей Ослябя бился без доспехов в своих монашеских одеждах. Ему, по жребию брошенному между двумя иноками, выпало находиться в бою возле князя Дмитрия Донского и оберегать его от татарских сабель. Свою задачу преподобный Андрей выполнил до конца и пал бою, однако князю Димитрию благодаря его помощи удалось уцелеть.

         Оба святых монаха исполнили завет Христа: «Нет большей любви, чем отдать жизнь за други своя!»

Форма проведения  первого занятия – лекция с элементами эвристической беседы, презентация и видеоматериалы ( см.  видео ссылки разделе «Планирование курса»)

Формы  проведения второго занятия  - представление учащимися творческих, исследовательских групповых мини-проектов.

Учащиеся готовят мини-проекты о  схимонахах Троицкой Лавры Александре Пересвете и Андрее Ослябе,  поделившись на  условные группы: «историки», «культурологи», «лексикографы».

«Историки»  собирают и представляют исторические сведения из жития святых воинов ;  «культурологи» описывают и представляют на слайдах презентации иконописное изображение ; «лексикографы» объясняют значение новых понятий и слов ( «схимонах», «преподобный» и  другие новые  слова, понятия, сопровождающие  презентацию)

Святой воин адмирал Феодор Ушаков (2ч.).

Адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков участвовал в войнах России с Османской империей при Екатерине II Великой. Возглавляя Черноморский флот России, адмирал Ушаков несколько раз разгромил в сражениях флот турок и, наконец, полностью уничтожил его при Калиакрии. Позже он участвовал в освобождении греков Ионических островов от французской оккупации, где стал автором Конституции и заложил основы народного правления. Как флотоводец, Фёдор Ушаков стал основоположником новой тактики морских сражений и автором беспрецедентной операции по овладению морской крепостью Корфу с помощью корабельного десанта. Родной дядя адмирала, также Фёдор Ушаков, стал монахом Санаксарского монастыря в Мордовии. Его влияние и воспитание родителей послужили основанием к глубокой вере, и личному благочестию адмирала: он регулярно посещал службы, был весьма скромен в быту, а свои деньги неоднократно жертвовал на обустройство быта нижних чинов и семьям погибших матросов. Уже в отставке, в период Отечественной войны 1812 года Фёдор Фёдорович пожертвовал всё своё состояние на госпиталь для раненых русских солдат и формирование Тамбовского пехотного полка.

Форма проведения  первого занятия – лекция с элементами эвристической беседы, презентация и видеоматериалы ( см.  видео ссылки разделе «Планирование курса»)

Формы  проведения второго занятия  - представление учащимися творческих, исследовательских групповых мини-проектов.

Учащиеся готовят мини-проекты о  святом адмирале Феодоре Ушакове,  поделившись на  условные группы: «историки», «культурологи», «лексикографы».

«Историки»  собирают и представляют исторические сведения из жития святого ;  «культурологи» описывают и представляют на слайдах презентации иконописное изображение  Феодора Ушакова; «лексикографы» объясняют значение новых понятий и слов( «адмирал», «флотоводец» и  другие новые  слова, понятия, сопровождающие  презентацию)

Александр Васильевич Суворов – праведный полководец (1ч.).

Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов, в своем завете российскому воинству, указывал: «Молитесь Богу, от Него победа. Без молитвы оружья не обнажать, ружья не заряжать, ничего не начинать. Всякое дело начинать с благословения Божия. До издыхания быть верным Государю и Отечеству. Дух укреплять в вере отеческой, православной. Безверное войско учить - что перегорелое железо точить...».

Суворов вошел в историю, как один из величайших русских и мировых военачальников. Российская Империя благодаря его таланту оставалась непобедимой державой на протяжении многих лет, смогла увеличить свои территории и разгромить всех захватчиков, и выиграть несколько войн.

За свою жизнь он завоевал не только звание непобедимого полководца, который не проиграл ни одной битвы и достиг невиданных высот в военном деле, но также славу прекрасного военного теоретика, создавшего свою собственную военную систему и внесшего огромный вклад в искусство войны.

Форма проведения  занятия – лекция с элементами эвристической беседы, презентация и видеоматериалы ( см.  видео ссылки разделе «Планирование курса»)

Святитель Николай  - покровитель моряков  (1ч.).

Великий служитель и угодник Господа, Николай Чудотворец, известен многими чудесами своими и милосердием к людям. Он исцелял больных, спасал людей от бед и неоправданных обвинений. Подавал милостыню нищим. Оберегал молитвами своими мореплавателей.

Святитель Николай, живший в 3-4 веках, прославился как великий угодник Божий, поэтому в народе его обычно называют Николаем Угодником.

Святитель Николай считался «всех предстателем и заступником, всех скорбных утешителем, всех сущих в бедах прибежищем, благочестия столпом, верных поборником». Христиане верят, что и сегодня он совершает множество чудес в помощь молящимся ему людям.

Святитель Николай скончался в середине 4 века в глубокой старости. По церковному преданию, мощи святого сохранились нетленными и источали чудесное миро, от которого исцелилось множество людей. В 1087 году мощи Николая Угодника были перенесены в итальянский город Бар (Бари), где находятся и поныне. Русская Православная Церковь чествует память святителя Николая 19 декабря и 22 мая (по новому стилю), а также и еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями. В России существует большое количество храмов и церквей, посвященных святому.

Форма проведения  занятия – лекция с элементами эвристической беседы, презентация и видеоматериалы ( см.  видео ссылки разделе «Планирование курса»)

Устный журнал «Небесные покровители различных родов  российский войск» (1ч.).

1 страница «Главный покровитель Вооруженных сил Российской Федерации и Сухопутных войск — святой великомученик Георгий Победоносец»

2 страница «Покровитель Воздушно-десантных войск — пророк Илия»

3 страница «Святитель Николай Чудотворец — покровитель Военно-морского флота»

4 страница «Покровительница Ракетных войск стратегического назначения — святая великомученица Варвара»

5 страница «Покровитель внутренних войск МВД России — равноапостольный князь Владимир»

6 страница «Покровитель пограничной службы ФСБ России — преподобный Илия Муромец»

Форма проведения  занятия. Учащиеся по 2-3 человека представляют каждую страницу устного журнала по презентации.

 

 

 

Возрождение православной веры в годы Великой Отечественной войны (2ч.).

Перед войной Русская Православная Церковь переживала тяжелые времена. Церковь подвергалась жестоким преследованиям

Видения старцу Валаамского монастыря.

Обращение  Патриарха Антиохийский Александра III с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи Земле Русской.

Видение митрополиту Илии во время усердной молитвы о России.

Перелом в войне наступил именно тогда, когда были открыты 22 тысячи храмов, духовные семинарии, академии, Троицко-Сергиево, Киево-Печорская Лавры, некоторые монастыри. Было разрешено перенести мощи святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, в Московский Богоявленский Собор, где всю войну стояла чудотворная икона Казанской Божией Матери.

Окончание войны пришлось на Пасху — Светлое  Воскресение Христово и празднование святого великомученика Георгия Победоносца — покровителя Руси и ангела-хранителя нашего победоносного маршала, Георгия Константиновича Жукова.

Форма проведения  первого занятия – лекция с элементами эвристической беседы, презентация и видеоматериалы ( см.  видео ссылки разделе «Планирование курса»)

Формы  проведения второго занятия  - представление учащимися творческих, исследовательских групповых мини-проектов.

Учащиеся готовят мини-проекты о  решающих битвах в ВОв, которые совпали с православными праздниками,  поделившись на  условные группы: «историки», «культурологи», «лексикографы».

«Историки»  собирают и представляют исторические сведения о  решающих битвах в ВОв;  «культурологи» описывают и представляют на слайдах краткие сведения о православных праздниках, которые по Божьему Промыслу совпали с решающими битвами и событиями в ВОв; «лексикографы» объясняют значение новых понятий и слов, сопровождающие  презентацию.

 

 

Духовный портрет православного воина, защитника Отечества и Веры Православной Икона "Собор святых покровителей Российского воинства" (1ч.).

Российское воинство на протяжении всей своей истории было сильно одухотворенностью, моральной стойкостью, любовью к Отечеству, верностью воинскому долгу, доблестью, честью и мужеством, но не все понимают, что истоки этих прекрасных и высоких морально-боевых качеств воинов России восходят к православию. Как замечательно сформулировал Иван Александрович Ильин: «…Православное учение о бессмертии личной души, о повиновении высшим властям за совесть, о христианском терпении и об отдаче жизни «за други своя» – дало русской армии все источники ее рыцарственного, лично-бесстрашного, беззаветно послушного и все преодолевающего духа, развернутого в ее исторических войнах…».

На иконе  Собор Святых Покровителей Российского Воинства  представлено 42 лика святых, почитаемых покровителями благочестивого православного воинства и ратного служения в нашем Отечестве. Икона создавалась по благословению митрополита Ювеналия.

Викторина  «Святое воинство Руси»(1ч.).

Форма проведения  занятия – игровая. Учащиеся делятся на  3 дружины: дружину Илии Муромского, дружину  Александра Невского и дружину и Димитрия Донского. За каждый правильный ответ дружина зарабатывает карточку в виде щита. Та дружина, которая заработает больше остальных «щитов», та и является победителем викторины. Все участники викторины получают памятные призы : иконы святых воинов и книги о святых православных воинах.

Встреча с  батюшкой (с о. Максимом  (Карповым), настоятелем храма Преображения Господня.) (2ч.).

Форма проведения  занятия – диалог, беседа со священнослужителем по  заранее подготовленным вопросам.

(-Как мы должны бороться с неправдой, которая касается нас лично?

- Как должны отвечать на торжество несправедливости в обществе?

-Любая ли война является злом?

- Участие в освободительной войне является подвигом?

- Что такое духовный подвиг на войне?

И другие, волнующие учащихся вопросы, которые они  должны  заранее подготовить  к беседе с батюшкой).

Литература.

Для учащихся (при подготовке к проектам).

1.     Война народная. Великая Отечественная война 1941-1945.- Издательство: Белый город.- 2015 г. - 45 стр.

2.     Дважды прославленный. Святой праведный воин Федор Непобедимый (1745-1817). Изд-во: Духовное преображение.-2019 г.-32 стр.

3.     Житие великомученика Димитрия Солунского в пересказе для детей.- Издательство: Никея.- 2017 г. - 40 стр.

4.     Жития святых для детей.- Издательство: Николин день.- 2019 г. - 384 стр.

5.     Морозова Л. Е.  Первые русские правители. Серия: "История в лицах для детей" Изд-во: Русское слово.- 2012 г. - 120 стр.

6.     Петрова Н. Г. Защитники земли Русской. Исторические рассказы. Изд-во: Русское слово. -2012г. -160 стр.

7.     Пименова Елена.  "Тебе помогал Архангел Михаил!" Рассказы для детей об Архистратиге сил Небесных. Изд-во: Духовное преображение.-2019 г. - 16 стр.

8.     Пименова Елена. Александр Суворов. Молись Богу - от Него победа. Изд-во: Духовное преображение.-2019 г. - 80 стр.

9.     Святые воины. Дмитрий Донской.- Издательство: Дмитрия Харченко, Минск.- 2018 г. - 12 стр.

10. Святые воины. Георгий Победоносец.- Издательство: Дмитрия Харченко, Минск.- 2018 г. - 12 стр.

11. Скоробогатько Н.В. Избранный воевода Земли Российской. Житейское повествование о святом благоверном князе Александре Невском. Изд-во: Духовное преображение.-2019 г. - 48 стр.

12. Как пророк Илия чудеса творил. Рассказы о пророке для детей в изложении Елены Пименовой.- Изд-во: Духовное преображение.-2019 г. - 16 стр.

13. Фонов Сергей. Святой адмирал. Серия «Наши небесные друзья». Москва. – Изд-во: Сестричество во имя Игнатия Ставропольского.-2011 г. -30с.

14. Чудеса преподобного Сергия Радонежского. Рассказы о святом в изложении для детей Елены Пименовой. Изд-во: Духовное преображение.-2019 г. - 16 стр.

 

Для учителя.

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.- Изд-во : Просвещение.- 2009 г.

2.Избранные жития святых. Составитель архиепископ Пермский и Соликамский Афанасий. Изд-во Сатис.  С-Пб.-2000г. – 476 стр.

3. Преображенский. А. А.   Веков связующая нить… Преемственность военно-патриотических традиций русского народа (XIII — начало XIX в.). Изд-во: Русское слово.- 2019 г.- 174 с.

4.Творения иже во святых отца нашего Св. Дмитрия Ростовского. - М.: Издательство П. П. Сойкина, 1986. - 760 c.

5.Карпов А. Ю. Великий князь Александр Невский. М., 2010.

6. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990г.

7. УМК Шевченко Л.Л. Православная культура  5 год обучения. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.В 2-ух частях.


 

Посмотрите также