Программа "Формирование грамматического строя речи" (1-ый дополнительный класс)

  • docx
  • 25.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа ФГСР 1 дополн класс.docx

Пояснительная записка

Предмет «Формирование грамматического строя речи» является составной частью предметной области «Филология (Язык и литература)»

Роль и место данной дисциплины в образовательном процессе  начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции млад­ших школьников с особенностями в развитии. При этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом опреде­ляют качество подготовки ребёнка по другим школьным предметам.

В Российской Федерации как многонациональном государстве русский язык является языком межнационального общения, языком культуры, образования и науки. Владение русским языком, в том числе языковыми средствами, обеспечивающими коммуникацию в образовательной  деятельности. Играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и зарубежной культуре, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.

Кому адресована программа. Программа адресована обучающимся 2 класса школы-интерната с нарушениями слуха.

Соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту.Составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (слабослышащих и позднооглохших) (вариант 2.2, II отделение); 

Концепции преподавания русского языка и литературы Российской Федерации, утверждкееой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р.

Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших детей (вариант 2.2, II отделение); 

Актуальность  обусловлена прежде всего:

Во-первых – социальной значимостью развития языковой личности.

Во-вторых –  необходимостью повышения уровня общей речевой культуры обучающихся.

В-третьих –   воспитанием у обучающихся творческого отношения к языку.

В-четвёртых – важностью формирования лексико-грамматического строя речи младших школьников с нарушениями слуха.

Цель рабочей учебной программы «ФГСР» –  систематизация (обобщение) основных грамматических закономерностей языка с включением в связную речь слов с различными словообразовательными показателями. Практическое овладение словообразовательными моделями не только способствует расширению словарного запаса учащихся, но и даёт возможность лучше и полнее осмыслить значение слов, их связь между собой, способствует выработке правильного словоупотребления, как в устной, так и письменной форме.

Цель: в системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели.

Познавательная: предполагает ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического мышления и воображения учащихся.

Социокультурная: формирование коммуникативных компетенций учащихся как показания общей культуре человека, развитие устной и письменной речи.

Задачи:

1.Развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения.

2.Освоения первоначальных знаний о лексике, фонетике и грамматике русского языка.

3.Овладения умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания  и тексты и тексты-повествования небольшого объёма.

4.Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса языку, стремления совершенствовать свою речь.

Задачами  рабочей учебной программы являются:

       создать условия для преодоления речевого недоразвития;

       развивать слуховое восприятие детей путём опознания, различения на слух слов, фраз, текстов изучаемых художественных произведений;

       развивать познавательную деятельность школьников, совершенствовать мыслительные операции, формировать интеллектуальные, организационные и учебные умения;

       способствовать практическому овладению речевыми навыками (понимание значений слов и их употребление, обогащение словарного запаса, практическое овладение  грамматическими закономерностями языка, развитие навыков связной речи);

       активизировать к ознакомлению с многозначными и обобщающими словами, словами близкими и противоположными по значению (синонимами и антонимами), словами с переносным значением и эмоционально-экспрессивной окраской (термины учащимся не сообщаются);

       систематизировать представления детей о смысловых оттенках морфем (приставки, корня, суффикса);

       учить практически определять морфемный состав не только новых слов, сообщаемых на уроке, но и приобретённых самостоятельно;

       воспитывать потребность самостоятельно  пользоваться средствами языка.

 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Отношение к себе:

·                     чувство гордости за свои достижения и огорчение от неудач;

·                     способность к оценке собственных изменений на основе чувства долга, совести.

Отношение к другим:

·                     интерес к познанию других людей, стремление учитывать их особенности при совместной деятельности;

·                     умение оценить свое положение в системе социальных отношений «взрослый – сверстник – я».

Отношение к учебной деятельности:

·                     радость освоения новых способов деятельности; удовольствие от учебы; чувство ответственности за результаты учебной деятельности;

·                     оценка результативности развития учебных навыков в соответствии с поставленной целью.

Отношение к миру:

·                     уверенность в познаваемости мира;

·                     оценка отношений двух реальностей: предметного мира и языка, отражающего этот мир во всем многообразии.

   Организация учебно-воспитательного процесса в школе для слабослышащих детей направлена на развитие речевого слуха учащихся, что позволяет максимально активизировать их учебную деятельность, в особенности речевую, регулировать соотношение между фронтальными и самостоятельными видами работы, варьирован, объем и сложность учебных заданий в зависимости от индивидуальных возможностей детей.  Основным способом восприятия учебного материала на уроке является слухо-зрительный, что  обеспечивает в  продвижении обучающихся в общем и речевом развитии, активизирует их речевое общение, способствует закреплению словаря и совершенствованию практических речевых навыков. Особое место в овладении данным курсом отводится  моделированию, работе с предложением, звуковому анализу, развитию речи, чтению, восприятию художественного произведения, читаемого взрослым, графике и письму.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

К формам  организации  учебной деятельности учащихся относятся:  наблюдения, анализ, сравнение, классификация,  упражнения,  индивидуальная, фронтальная, самостоятельная работа, беседы, дидактические игры, дифференцированное обучение, моделирование и работа с моделями, контроль и самоконтроль, самооценка.

Работа по формированию грамматического стоя речи делится на два этапа:

а)   практическое овладение основными грамматических закономерностями
языка (1-3 классы);

б)  практическая систематизация основных грамматических закономерностей
языка (3-5 классы).

Формирование у учащихся навыков активного пользования связной речью строится на основе систематической работы по раскрытию значений грамматических форм слов и грамматических связей, в которых находятся слова между собой. Разнообразная работа со словом, словосочетанием, предложением, связным текстом дает возможность детям уяснить сферу употребления изучаемых грамматических единиц и тем самым повысить уровень их умственного и речевого развития.

В качестве исходной языковой единицы, в работе над которой совмещается работа над лексикой и грамматическим строем речи, взято словосочетание. В программе даны типы и модели словосочетаний, на основе которых структурно оформляется предложение, являющееся основной единицей связного высказывания.

На первом этапе работы по формированию грамматического строя речи формируются навыки построения предложений с одновременным уточнением значений морфологических закономерностей входящих в них слов. В целом это охватывает закономерности, присущие существительным (род, число, падеж), глаголам (время, вид, лицо), местоимениям (род, число, лицо), прилагательным (род, число, падеж).

Речевые умения, приобретенные на уроках формирования грамматического строя речи, должны использоваться в повседневной учебной и внеклассной речевой практике учащихся.

Коррекционная направленность обучения слабослышащих школьников

обеспечивается реализацией следующих условий организации учебного процесса:

       Ориентация педагогического процесса на преобразование всех сторон личности, коррекцию и воссоздание наиболее важных психических функций, их качеств и свойств.

       Преодоление речевого недоразвития посредством специальному обучению языку (накопление словарного запаса, уточнение звукового состава, усвоение грамматической системы языка).

       Максимальное расширение речевой практики, использование языкового материала речи, в разных видах общения.

       Использование и коррекция в учебно-воспитательном процессе самостоятельно приобретённых, обучающимися речевых навыков, дальнейшее их развитие и обогащение.

       Стимулирование различными средствами, методами и формами работы активного поведения обучающихся, их собственной самостоятельной практикой и умственной деятельности.

       Учёт индивидуальных и психофизических особенностей обучающихся задатков и способностей.

Место учебного предмета в учебном плане

Цель учебного предмета

Практическое овладение языковыми закономерностями и их использование в связной речи.

Задачи учебного предмета

1.Учебные: формирование  умений и навыков, необходимых для выражения мыслей и для систематического изучения курса грамматики и правописания в последующих классах.

    -подготовка учащихся к пониманию состава и строя     русской речи;

2.Развивающие:-развивать практические речевые навыки, мыслительные умения: умения анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать языковой материал, находить главное; формировать умения и навыки литературной речи;

-вырабатывать осмысленное отношение к употреблению в речи основных единиц языка - слова, предложения.

3. Воспитательные: - соблюдение учащимися основных гигиенических требований к письму;

-          воспитывать аккуратность, интерес к урокам.

4. Коррекционые: - обобщение, систематизация, закрепление умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте;

 - совершенствование умений правильно ( без    пропусков, перестановок и искажения слогов и букв) списывать небольшие тексты с доски и учебника

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Практическое овладение основными грамматическими закономерностями языка

Составление предложений.

Установление по вопросам связи между словами в предложении.

Практические грамматические обобщения. Выделение в пред­ложении слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что го­ворится. Различение слов, обозначающих предметы и действия, их группировка по вопросам кто? что? что  делает?

Определение рода существительных по окончаниям начальной формы в словосочетаниях с числительными один, одна, одно.

Различение единственного и множественного числа по оконча­ниям в сочетаниях «существительное + глагол».

Первая, вторая четверть

Составление предложений с сочетаниями, обозначающими:

предмет и действие («существительное ед. ч. + глагол наст, вр.»: ученик пишет, самолет летит);

предмет и состояние предмета («существительное ед. ч. + гла­гол наст, вр.»: мальчик сидит, ручка лежит).

Выделение грамматических признаков рода существительных в словосочетаниях «числительное + существительное» (один стол, одна линейка, одно зеркало).

Составление предложений с сочетаниями, обозначающими пред­мет и действие (состояние) («существительное мн. ч. + глагол наст, вр.»: ученики пишут, книги лежат).

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:

переходность действия («глагол наст.вр. + существительное неод.»: читает книгу);

пространственные отношения («глагол наст.вр. + на (в) + су­ществительное»: кладет на (в) стол, лежит на (в) столе);

признаки действия («глагол наст.вр. + наречие»: рисует красиво).

Четвертая четверть

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:

переходность действия («глагол + существительное од.инеод.»: ловит мяч, кормит собаку);

пространственные отношения («глагол + около + существитель­ное»: стоит около окна);

направленность действия («глагол + существительное од.»: по­купает брату);

пространственные отношения («глагол + под + существитель­ное»: ставит под скамейку, стоит под скамейкой);

пространственные отношения («глагол + над + существитель­ное»: летит над рекой).

Сведения по грамматике и правописанию

Навыки правописания. Обобщение, систематизация, закрепле­ние умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамо­те. Деление слов на слоги, перенос слов по слогам. Большая бук­ва в начале предложения. Точка в конце предложения. Большая буква в именах, фамилиях и отчествах людей.

Раздельное написание со словами предлогов в, на, около, под, над.

Чистописание. Совершенствование навыков письма. Соблюде­ние обучающимися основных гигиенических требований к письму. За­крепление графически правильных начертаний букв и способов соединения их в слове. Упражнения в связном, ритмичном написа­нии букв, слогов, слов и небольших предложений.

Совершенствование умений правильно (без пропусков, переста­новок и искажения слогов и букв) списывать небольшие тексты с доски и учебника.

К концу I дополнительного класса обучающиеся  должны знать:

все звуки и буквы русского языка, осознавать их основное от­личие (звуки произносят, буквы пишут).

Обучающиеся  должны уметь:

составлять предложения, соблюдая в речи грамматические за­кономерности, указанные в программе;

устанавливать по вопросам связь между словами в предложении;

выделять по вопросам слова из предложений;

различать слова по вопросам кто? что? что делает?

определять род существительных по окончаниям начальной фор­мы в сочетании с числительными один, одна, одно;

различать единственное и множественное число по окончаниям в сочетаниях «существительное + глагол»;

выделять звуки в словах, определять их последовательность;

четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, со­единения, слова;

правильно списывать слова и предложения с печатного и руко­писного шрифта;

употреблять большую букву в начале предложения, точку в кон­це предложения.

Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы по формированию грамматического строя речи.

Личностные  результаты

У обучающегося  будут сформированы:

осознание языка как основного средства человеческого общения;

восприятие русского языка как явления национальной культуры;

понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;

способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

внутренняя позиция школьника:  положительное отношение к школе;

 эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Обучающийся получит возможность для формирования:

выраженной устойчивой учебно – познавательной мотивации учения;

представление об основных моральных нормах и ориентация на их выполнение;

 навыки сотрудничества со взрослыми;

осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Метапредметные  результаты

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

·                     принимать и сохранять учебную задачу;

·                     планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

·                     использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

·                     активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

·                     проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;

·                     самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

·                     анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;

·                     овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи;

·                     активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

·                     строить рассуждения по аналогии;

·                     самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера;

·                     осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

·                     слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

·                     строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

·                     формулировать собственное мнение и позицию;

·                     задавать вопросы по существу;

·                     самостоятельно и совместно с учителем планировать деятельность и сотрудничество.

Количество часов в год - 32

            Количество часов в неделю –2

            Количество часов в III четверти – 17

            Количество часов в IV четверти – 15

 

Календарно-тематическое планирование

3 четверть (2 ч в неделю, 17 ч)

Содержание программного материала

Кол-во часов

Речевой материал

1.

Кто? Что? Что делает?

1

Мальчик катается на лыжах.

2.

Предложение. Словосочетание. Окончание.

1

Дети лепят снежную бабу.

Снежная баба

 

3.

Заглавная буква. Точка.

1

Оля ставит стакан в шкаф.

4.

Один. Одна. Одно.

1

Был звонок. Все дети тут.

5.

Что делают? Что делает?

1

Что делает Коля?

Что делают мальчики?

6.

Составление предложения из слов.

1

Вова моет арбуз.

7.

Составление из слов словосочетаний

1

У Вовы санки. Вова катает Сашу. Миша стоит…

8.

Составление словосочетаний «Что делает?» «Что?», «Кто?»

1

Вешает ставит шарф стакан чашка кофта ведро одеяло

9.

Один и много

1

Одна шапка- шапки

10.

Какой? Какая? Какое? Какие?

1

Какое одеяло по цвету?

11.

Какой? Какая? Какое?

1

Мальчик пишет. Мальчик написал.

12.

Подбор слов к словам  с противоположным лексическим значением

1

Тяжёлый камень, лёгкая …

13.

Перенос слов по слогам с одной строки на другую

1

Со-бака, соба-ка, ли-нейка

14.

Где? Назови, одним словом.

1

Одежда, мебель

15.

Выполнение поручений

1

Поставь чашку на тумбочку

16.

Составление словосочетаний «Что делает?»  «Куда?»

1

Смотрит в окно

17.

Составление и написание словосочетания Что делает? Куда?

1

Кладёт (куда?) в тарелку

Начало формы

Начало формы

Конец формы

Конец формы

Календарно-тематическое планирование

4 четверть (2 ч в неделю, 15 ч)

Содержание программного материала

Кол-во часов

Речевой материал

1.

Дописать предложение и ответить на вопросы.

1

Мама кладёт нож  …(на стол).

Девочка ставит тарелки  …(на стол).

2.

Составление и написание предложений.

1

По картинке.

 

3.

Составление и написание словосочетаний. Что делает? Куда?

1

Оля ставит стакан в шкаф.

Кладёт в ящик.

Ставит на стол.

4.

Дописать предложения. Найти окончание.

1

Мальчик наливает воду в …( бутылку).

5.

Составление словосочетаний. Один -  (Что?, Что делает?, Где?).

1

Стол стоит

На стуле висит

В ящике лежит

6.

Составление словосочетание Что делает? Где?

1

Лежит на холодильнике

Стоит на буфете

7.

Составление словосочетаний по картинке. Что делает? Где? Вопросы.

1

Кошка сидит  …(в кресле).

Мусор лежит …(в ведре).

Где сидит кошка?

Где лежит мусор?

8.

Дописывание предложений

1

Ваза стоит ….

Шарф висит на …

Собака сидит на

9.

Обращение к товарищу. Вопросы

1

Одна шапка- шапки

10.

Дописывание окончаний в словах

1

Какое одеяло по цвету?

11.

Составление предложений по картинкам и вопросам

1

Мама ставит тарелки в тумбочку. Бабушка кладёт тряпку в ведро.

12.

Составление  и написание словосочетаний. Что делает? Куда? Что делает? Где?

 

Ставит на …(стол)

Вешает в  …(шкаф)

13.

Ответы на вопрос:  Где?

1

Где продают молоко, хлеб, колбасу? В магазине.

14.

 Составление предложений по картинкам Ответы на вопрос:  Куда?

1

Куда идёт мальчик с мячом? Мальчик идет на футбольное поле.

15.

Составление и написание предложений Где лежит, стоит? Куда кладёт, ставит?

1

Куда кладёт? На стол, на окно, в коробку.

Начало формы

Начало формы

Конец формы

Конец формы

 


Контроль уровня достижения планируемых результатов

(измерители уровня подготовленности обучающихся)

Формы и виды контроля

Текущий, тематический, периодический, поурочный, фронтальный, индивидуальный, самостоятельная работа, практическая работа и т.д.

Тема

Вопросы, выносимые на контроль

Вид измерения

1.

Словосочетания, обозначающие предмет и действие

предмет и действие (сущ. ед. ч. + гл. наст. вр. : ученик пишет, самолет летит)                                                             

предмет и состояние предмета (сущ. ед. ч. + гл. наст, вр.:мальчик сидит, ручка лежит)

Составление

словосочетаний

 

2.

Грамматические признаки рода сущесвительных

Признаки рода существительных в
словосочетаниях «числительное + сущ.»: один стол, одна линейка,

одно зеркало).

Распределение слов по группам

3.

Словосочетания, обозначающие предмет и действие во мн.ч

предмет и действие (состояние) («сущ. мн. ч. + гл. наст, вр.»»):

ученики пишут, книги лежат).

 

Определение числа: один -много

4.

Словосочетания, обозначающие переходность действия

переходность действий (глаг.наст.вр.+сущ.неодуш)

читает книгу

пространственные отношения(глаг.наст.вр.+на(в)+сущ) кладёт на стол

признаки действия(глаг.наст.вр.+наречие) рисует красиво

Составление вопросов

 

Употребление предлогов

 

Списывание текста

5.

Словосочетания, обозначающие пространственные отношения

переходность действия (гл. + сущ. од. и неодуш.:ловит мяч);

пространственные отношения

(гл. + около + сущ: стоит около окна);      
направленность действия (гл. + сущ. од. :покупает брату);                                                            

пространственные отношения ( гл. + под+ сущ.: ставит под скамейку);   
пространственные отношения (гл. + над+ сущ.: летит над рекой).

Ответы на вопросы

 

Составление предложений

 

Составление словосочетаний

Измерители уровня подготовленности обучающихся

 

Учебная литература для детей

  1. Зикеев А.Г.,Коровин К.Г. Русский язык. Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида, в 3-х частях (2-е отделение) – М.: Просвещение, 2012.

 

 

Литература по сурдопсихологии и сурдопедагогике

1.      Головчиц, Л.А. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с недостатками слуха, имеющих комплексные нарушения развития /Л.А.Головчиц // Дефектология. - 2008, №1.- С.48-52.

2.      Боскис, Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха / Р.М. Боскис. - М.: Просвещение, 2006.

3.      Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. Методическое пособие. Общие рекомендации. – М.: Дрофа, 2011.

4.      Зикеев, А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся (IVI классы 2-го отделения) / А.Г. Зикеев.  М.: Педагогика, 2003.

5.      Красильникова О.А. Обучение чтению школьников с нарушениями слуха. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

6.      Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. Пособие для учителя-логопеда /Р.И. Лалаева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.

7.      Основы специального обучения слабослышащих детей. / Под ред. Р.М.Боскис.  М.: Просвещение, 2000.

8.      Особенности усвоения учебного материала слабослышащими учащимися. / Под ред. Р. М. Боскис, К. Г. Коровина. – М.: Педагогика, 2008.

9.      Речицкая, Е.Г. Сурдопедагогика: Учебник / Е.Г,Речицкая. -  М.: Просвещение, 2004

10.  Речицкая, Е.Г.  Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Г. Речицкая, Е.В. Пархалина.- М.: ВЛАДОС, 2013.

11.  «Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей». Москва. Просвещение. 1912 г. К.В.Комаров