Программа индивидуального сопровождения ребенка с нарушением зрения .
Пояснительная записка
Одной из важных современных задач в образовании России, является рост доли детей с комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания. Вместе с тем, наряду с "утяжелением" состава школьников с ОВЗ, обнаруживается и противоположная тенденция. Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ОВЗ достигают близкого к норме уровня психического развития к подростковому возрасту, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным.
Часть наиболее "благополучных" детей с ОВЗ "уходит" из специального образовательного пространства в общеобразовательное.
Из «Словаря русского языка» сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, под психологическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями можно подразумевать движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевременно указывая возможные пути оптимального развития, при необходимости оказывая помощь и поддержку.
Целью психологического сопровождения является:
создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, медицинском учреждении и т.д.).
Психологическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.
Следовательно, учебно-воспитательный процесс становится более ориентированным на личность ученика, его индивидуальные возможности, способности и интересы.
Для эффективного, эксклюзивного обучения, в настоящее время разработан проект ФГОС для детей с ограниченными возможностями.
Специфика разработки специального федерального государственного стандарта образования определена тем, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии своевременно начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.
Данная работа представляет собой программу индивидуального психологического сопровождения ребенка с нарушением зрения. Она является частью адаптированной образовательной программы.
Актуальность данной программы:
-объективным основанием для разработки программы, является наличие в образовательном учреждении детей с ОВЗ с нарушением зрения, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания;
-полная или частичная потеря зрения негативно сказывается на психическом развитии ребенка.
Тифлопсихологами установлено, что уже с первых месяцев своей жизни ребенок со зрительной патологией находится не в адекватных условиях развития с ребенком, имеющим нормальное зрение, так как зрение играет значительную роль в реализации основных познавательных действий и личности ребенка в целом.
Программа психолого-педагогического сопровождения составлена на основании комплекса нормативных документов федерального уровня.
Нормативные правовые акты Российской Федерации
· Конституция Российской Федерации
· Федеральный закон № 124 от 24 июня 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
· Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф;
· Закон Российской Федерации от 12 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»;
· (проект) Закон РФ "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)».
· Концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (утверждена коллегией Министерства образования РФ);
· Содержание:
· Введение.
· Основная часть.
· Глава I Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ.
· 1.1. Психолого-педагогическая характеристика.
· 1.2. Структура коррекционно-развивающего занятия.
· Глава II Программа коррекционной работы.
· Заключение.
· Рекомендации для педагогов по профилактике и преодолению трудностей в обучении ребенка с нарушением зрения.
· Приложение 1 Диагностический инструментарий.
Основная часть
Глава 1. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
Содержание и формы работы детей с ОВЗ направлены на создание системы комплексной помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
В основе этой работы лежит единство четырех функций: диагностика проблем, информация о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы. Основными принципами содержания и форм работы в образовательном учреждении детей с ОВЗ являются: соблюдение интересов ребенка, системность, непрерывность, вариативность и рекомендательный характер.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют: логопед, психолог, классный руководитель, учитель-предметник. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся.
В системе работы применяются следующие формы:
· проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями - тематические беседы, посещение квартир, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК;
· проведение малых педагогических советов, административных советов;
· ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;
· посещение, взаимное посещение уроков, анализ уроков с точки зрения сбережения здоровья;
· разработка методических рекомендаций учителю;
· анкетирование учащихся, диагностика;
· обследование школьников по запросу родителей.
Содержание и формы работы:
· наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);
· составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка;
· составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с психологом и учителями предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы.
Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:
· формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
· обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умения сравнивать, сопоставлять;
· побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;
· установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
· использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
· максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;
· разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
· использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти и восприятия.
Осуществляется организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ.
Поскольку ребенок с нарушением зрения получает недостаточно визуальной информации, ему необходимо овладеть компенсаторными навыками. Предназначение компенсаторных навыков и умений в том, что они «помогают преодолевать недостаток фоновых умений и навыков». Компенсаторные навыки предполагают использование функций разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных. Приобретение и совершенствование компенсаторных навыков у слабовидящих детей позволяет им сознательно жить полноценной жизнью.
При этом решающую роль играют отношения с окружающим миром. Компенсаторная приспособляемость к окружающему миру имеет двойное значение. С одной стороны, это «приспособляемость человека к структурам окружающего его мира». С другой стороны, это «приспособляемость структур окружающего мира к больному ребенку». Компенсаторные процессы способствуют развитию психических процессов младших школьников, предоставляют ему возможность проявлять адекватную реакцию на жизненные проблемы и ситуации.
Развитие компенсаторных навыков характеризуется формированием прочных связей между нормально действующими анализаторами, приводящим к полисенсорному восприятию.
Таким образом, выработка компенсаторных навыков у слабовидящих детей является важным средством их социальной адаптации. Основным звеном социальной адаптации является развитие коммуникативных навыков.
Недостаток коммуникативных навыков у детей с нарушениями зрения может проявляться в виде отставания или отсутствия разговорной речи, неспособности инициировать или поддержать разговор, стереотипных высказываний и ряда других специфических особенностей.
Для коррекции в данном направлении в программу включены специальные занятия в сенсорной комнате, с целью сенсорного воспитания, как средства социальной адаптации детей с нарушением зрения.
В связи с этим выделяются две основные задачи:
- научить детей пониманию своих визуальных трудностей;
- развивать способности и умения пользоваться остаточным зрением и сохранными анализаторами.
Основное содержание работы:
· проведение на занятиях игр и упражнений на регуляцию психофизиологического состояния, снятие нервно-психического напряжения, обучение дыхательной гимнастике, развитие коммуникативных умений;
· внедрение и использование современных здоровье - сберегающих технологий: метода игрового биоуправления и саморегуляции;
· развитие сохранных анализаторов (слуха, тактильных
ощущений).
Все этапы взаимосвязаны и направлены на реализацию поставленных целей и задач
программы сопровождения.
Принципы построения коррекционно-развивающих занятий:
1. Системность и последовательность.
2. Индивидуально-дифференцированный подход.
3. Максимальное использование игровых методов обучения.
4. Психологическая безопасность.
Формы:
v групповая работа
v тренинг поведения
v личностный тренинг
v дискуссии
v мозговые штурмы
Методы индивидуальной работы с подростком
Беседа
Консультация
Индивидуальное развивающее занятие
Индивидуальное коррекционное занятие
Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.
Структура коррекционно-развивающего занятия: |
||
1. |
Ритуал приветствия. |
Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой. |
2. |
Разминка – воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. (Психогимнастика, музыкотерапия, танцевальная терапия, телесная терапия, пальчиковые игры.) |
Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение; или, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения. |
3. |
Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия. (Игротерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, этюды, групповая дискуссия.) |
Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому (с учетом утомляемости детей). |
4. |
Рефлексия занятия – оценка занятия. Арт-терапия, беседы. |
Две оценки: эмоциональное реагирование (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо, и почему) и осмысление (почему это важно, зачем мы это делали). |
5. |
Ритуал прощания. |
По аналогии с ритуалом приветствия. |
Ожидаемые
результаты:
- снятие эмоциональной напряженности,
- поддержка положительной самооценки,
- создание позитивного настроя,
- усиление конструктивности поведения, способности выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств,
- развитие продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми, в возможности осуществить саморуководство и саморегуляцию, стать целостной личностью: физически и психологически здоровой,
- положительная динамика в развитии учащегося,
- формирование компенсаторных навыков,
- гармоничное развитие учащихся, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов,
- успешная адаптация и социализация,
- создание мониторинга психологического статуса школьников.
Критериями успешности психолого-педагогического сопровождения является:
- успешность деятельности учащегося;
- осуществление деятельности без значимых нарушений физического и психического
здоровья;
- удовлетворенность своей деятельностью, своим положением;
- связывание своих личных планов и интересов с этой деятельностью в
перспективе.
Глава 2. Программа коррекционной работы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа включает в себя несколько видов деятельности:
- профилактическая и развивающая работа,
- индивидуальные и групповые занятия,
- просветительская работа с педагогическим коллективом, родителями.
Виды и формы работы в сенсорной комнате
Наименование оборудования |
Назначение |
Виды и формы работы |
Мягкое напольное и настенное покрытие |
Релаксация. Снятие негативных эмоций и состояний. Развитие воображения. Развитие: образа тела; · общей моторики; · пространственных представлений. Саморегуляция психического состояния. |
Упражнения на релаксацию. Упражнения на воображение. Игры на снятие агрессивности. |
Сухой бассейн |
Снижение уровня психоэмоционального напряжения. Снижение двигательного тонуса. Регуляция мышечного напряжения. Развитие: · кинестетической и тактильной чувствительности; · образа тела; · пространственных восприятий и представлений; · проприоцептивной чувствительности. Коррекция уровня тревожности и агрессивности. |
Игра «Море шариков». Имитация плавания. Игра на снятие агрессивности. Игровые упражнения по коррекции уровня тревожности. Упражнения на релаксацию. Сеансы психофизической разгрузки. Игры на воображение. Игра «Дыши и думай». |
Мягкий остров |
Реабилитация нервно-психического состояния. Релаксация. Снятие негативных эмоций и состояний. Саморегуляция психического состояния |
Упражнение «Улыбка». Комплекс упражнений на релаксацию. Комплекс упражнений на воображение |
Проектор направленного света |
Обогащение восприимчивости и воображения. |
Музыкотерапия. Светотерапия. |
Зеркальный шар (проецирование специальных светоэффектов) |
Развитие: · зрительного восприятия; · ориентировки в пространстве. · Создание психологического комфорта. Снижение уровня тревожности. Коррекция страхов. Релаксация: воздействие зрительных образов. |
Сказкотерапия. Комплекс упражнений по релаксации. Упражнение «Солнечные зайчики». Игра «Путешествие к звезде». Упражнение «Дискотека». |
Музыкальный центр и набор аудиокассет или СД дисков |
Обогащение восприятия и воображения. Создание психологического комфорта. Релаксация: воздействие слуховых образов. Снижение нервно-психического и эмоционального напряжения. Активизация двигательной активности. Формирование навыков саморегуляции. |
Музыкальное фоновое сопровождение игр, упражнений, заданий и релаксации. |
Ароманабор |
Развитие обоняния. Формирование умения дифференцировать запахи. Стабилизация психического состояния. Релаксация. |
Упражнение «Узнай запах» |
Пуфик-кресло с гранулами (Сплодж) |
Тактильная стимуляция соприкасающихся с ним частей тела. Релаксация. |
Релаксационные упражнения. |
Проектор Светоэффектов «Солар» с ротатором колес |
Привлекает внимание. Завораживает. Релаксационное воздействие. Развитие фантазии и воображения. |
Упражнения на воображение. |
Панно «Звездное небо» |
Привлекает внимание. Завораживает. Релаксационное воздействие. Развитие фантазии и воображения. |
Упражнения на воображение. |
Оптиковолоконный пучок «Водопад света» с гребнем |
Можно держать в руках, перебирать, обматывать вокруг тела, лежать на волокнах. Изменяющиеся цвета привлекают внимание, успокаивают. |
Упражнения для развития мелкой моторики. Релаксация. |
Пузырьковые колонны |
Развитие зрительного восприятия. Создание психологического комфорта. Снижение уровня тревожности. Коррекция страхов. |
Сказкотерапия. Релаксация. |
· Структура занятия
Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.
Структура занятий гибкая, разработанная с учетом возрастных особенностей детей, она включает в себя познавательный материал и элементы психотерапии.
Выбор тематики занятий определяется характером нарушения развития и подбором наиболее адекватной тактики коррекционно-развивающей работы.
Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных (рисуночные тесты, рисование под музыку и др.).
Психологическое воздействие конструируется путем создания дозированных по содержанию, объему, сложности, физическим, эмоциональным и психическим нагрузкам заданий и образовательных ситуаций.
Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.
Часть 1. |
Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы – приветствия, игры с именами Разминка в кругу: психологический настрой на занятие, приветствие (продолжительность 3 минуты). |
Часть 2. |
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия: этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. |
Часть 3. |
Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, релаксации. |
Каждое занятие включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции:
Упражнения на мышечную релаксацию |
снижают уровень возбуждения, снимают напряжение. |
Дыхательная гимнастика |
действует успокаивающе на нервную систему. |
Мимическая гимнастика |
направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей. |
Двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку |
способствует межполушарному взаимодействию. |
Чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи. |
способствует развитию произвольности. |
Формы работы с родителями
- Совместное посещение занятий в сенсорной комнате.
- Индивидуальное и групповое консультирование.
- Стендовые консультации.
- Анкетирование.
- Занятия для родителей в сенсорной комнате.
Основные темы занятий.
Темы занятий |
Количество часов |
||
теория |
практика |
||
Какой Я – Какой Ты? |
|||
Вкусы и увлечения. Положительный образ Я. |
1 |
1 |
|
Модальности восприятия. |
1 |
1 |
|
Увидим мир с закрытыми глазами. |
1 |
1 |
|
Учусь находить новых друзей и интересные занятия. Положительный образ Я. |
1 |
1 |
|
О чем говорят выразительные движения.Что можно увидеть руками? |
1 |
1 |
|
Учусь понимать людей. Общение. |
1 |
||
Школьные трудности. |
1 |
1 |
|
Домашние трудности. |
1 |
1 |
|
Берегу свое здоровье. |
|||
Основные и безопасные ситуации. Принятие решений. |
1 |
||
Учусь принимать решения в опасных ситуациях. |
1 |
Программа рассчитана на год обучения:
Важно объединить содержание занятий по программе с повседневным опытом детей и знакомыми им ситуациями, искать новые формы для закрепления пройденного материала. Придумывать сюрпризы, включать в занятия небольшие паузы для разрядки, песенки, шутки, загадки.
Условия школьного учреждения должны способствовать развитию в детях уверенности в себе, формировать высокую самооценку, поддерживать стремление к успеху в разных видах деятельности.
Воспитательные усилия педагогов и родителей должны быть согласованными, т.к. специфичность программы предполагает тесное сотрудничество педагогов и родителей в достижении целей и задач данной программы.
Заключение
Школьники с частичной или полной потерей зрения испытывают много трудностей, одна из сложнейших – трудности в общении с окружающими, неумение выражать свои чувства, поддерживать и развивать контакт. Недостаток зрительного восприятия и связанные с этим психологические трудности и приводят негативным последствиям в общении с окружающими. Формирование коммуникативных навыков – важнейшая задача в работе со слабовидящими детьми, так как это - основное условие их адекватного психологического развития и необходимая составляющая самореализации ребенка, его современной и будущей успешности.
Большая роль в работе по развитию коммуникативных навыков у слабовидящих детей принадлежит взрослым: родителям, воспитателям, всем окружающим. Формируя на специальных занятиях, в повседневном бытовом общении коммуникативные навыки детей, они тем самым готовят их к социальной адаптации. С помощью упражнений, игр и игровых ситуаций можно сформировать основные навыки коммуникативной деятельности, научиться пользоваться ими, воспринимать и передавать эмоции и, прежде всего, усвоить новые образцы творческого поведения в социуме. В работе со школьниками с нарушением зрения особое внимание уделяется обучению, тем общепринятым нормам поведения и культуры общения, которые позволяют приобрести умения и навыки, способствующие благоприятной социализации. Взрослые должны активно способствовать развитию у слабовидящих детей высших психических функций, эмоционально - волевой сферы, а также потребности в общении.
При целенаправленной и систематической работе процесс развития коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения будет эффективным и поможет детям стать равноправными участниками социума.
Рекомендации для педагогов по профилактике и преодолению трудностей в обучении ребенка с нарушением зрения
1. Ознакомиться с заключением врача-офтальмолога о состоянии зрения школьника, испытывающего трудности в обучении. Далеко не всем детям рекомендуются очки для постоянного ношения, а некоторые дети, испытывая чувство стеснения, не надевают их в окружении сверстников.
2. Рабочее место ребенка с нарушением зрения располагается в центре класса, на первой-второй парте. Лучше, если оно будет оснащено дополнительным освещением.
3. Педагогу, работающему с таким ребенком, рекомендуется не стоять в помещении против света, на фоне окна.
3. В одежде педагогу рекомендуется использовать яркие цвета, которые лучше воспринимаются ребенком, имеющим зрительные нарушения.
3. В связи с тем, что темп работы детей со зрительными нарушениями замедлен, следует давать больше времени для выполнения заданий (особенно письменных). Некоторые нарушения зрения осложняют выработку навыка красивого письма, поэтому следует снизить требования к почерку ребенка. Школьному педагогу-психологу рекомендуются занятия с таким ребенком, направленные на развитие навыков письма и черчения по трафарету, навыков штриховки, ориентировки в микро пространстве (на листе бумаги), развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.
3. Рекомендуется смена видов деятельности с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика), включение в учебно-воспитательный процесс динамических пауз, которые являются своеобразным отдыхом для глаз.
3. Педагог должен говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить их с ответом, дать 1-2 мин на обдумывание.
3. При проведении занятий с детьми, имеющими нарушение зрения, создаются условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его цвета, формы, размещения на фоне других объектов, удаленности.
3. Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать естественным размерам, т.е. машина должна быть меньше дома, помидор - меньше кочана капусты и т. п.
3. Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.
3. При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания.
3. Следует чаше использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме (обводят его контур, часть), использовать дополнительный материал: контур, силуэт, рисунок, мелкие картинки, игрушки, индивидуальные картинки для детей с низкой остротой зрения.
3. Поскольку у детей с нарушением зрения преобладает последовательный способ зрительного восприятия, то время на экспозицию предлагаемого материала увеличивается минимум в два раза (по сравнению с нормой).
3. При предъявлении материала, связанного с его осязательным обследованием, время также увеличивается в 2-3 раза по сравнению с выполнением задания на основе зрения.
3. Трудности координации движения, несогласованность движений руки и глаза при нарушениях зрения замедляют темп выполнения заданий, связанных с предметно-практической деятельностью, поэтому при выполнении графических заданий должна оцениваться не точность, а правильность выполнения задания.
3. Нужно давать ребенку, имеющему зрительные нарушения, возможность подходить к классной доске и рассматривать представленный на ней материал.
Приложение 1
Диагностические процедуры в программе.
№ |
Диагностический инструментарий |
Цель |
1. |
Методика (сокращенный вариант, первая серия) “Определение уровня умственного развития младших школьников”. Методика “Таблицы Шульте”. Методики “Узнавание фигур”, “Заучивание десяти слов” А.Р.Лурии; |
Изучение уровня умственного развития учащихся и определение их актуального состояния. Оценка параметров внимания и работоспособности учащихся: распределения, объема, врабатываемости, устойчивости и истощаемости. Изучение особенностей памяти (непосредственного запоминания), утомляемости, активного внимания; определение ведущего типа запоминания. |
2. |
Методика “Цветовой тест М.Люшера”. |
Оценка психо-эмоционального состояния
учащихся. |
3. |
“Диагностика структуры интеллекта”. Тест
Д.Векслера; Методика «Изучение коммуникативных умений». Методики «Общение со сверстниками». |
Определение уровня интеллектуального развития школьников. Изучение личностных особенностей младших школьников. Изучение эмоционально-психологического климата классного коллектива. Изучение сформированности коммуникативных УУД. |
Литература:
1. Методическое пособие под редакцией Н.В. Калининой, Л.И. Наумовой. - Ульяновск: 2008 г. «Культурологическое образование: формирование культуры общения и культуры читателя у младших школьников»
2. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2002. – 192с.
3. Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Книголюб, 2004. – 64с. (Развивающие сказки для детей.)
4. Этикет. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999. – (Энциклопедии).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.