Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение
"Центр поддержки семьи и помощи детям "Аистенок"
|
|
УТВЕРЖДЕНО: Директор ТОГБУ "Центр поддержки семьи и помощи детям «Аистёнок» ___________Т.А. Зацепина « »______________2023 г.
|
Программа
индивидуальной коррекционно-развивающей работы
для детей с ОВЗ/детей-инвалидов с задержкой психического развития
Срок реализации программы – учебный год
Разработала
учитель-дефектолог:
Е.В. Коновалова
Мичуринск 2023 г.
|
Содержание
|
|
|
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
|
|
1. |
Пояснительная записка |
3 |
2. |
Нормативно-правовая база |
3 |
3. |
Основная база программы |
3 |
4. |
Теоретическая и методологическая основа программы |
4 |
5. |
Направленность программы |
4 |
6. |
Актуальность |
4 |
7. |
Специальные условия обучения и воспитания детей с ОВЗ |
4 |
8. |
Цель и задачи программы |
5 |
9. |
Принципы и подходы к формированию рабочей программы |
5 |
10. |
Направления работы учителя-дефектолога |
6 |
11. |
Характеристика особенностей развития детей с ЗПР |
7 |
12. |
Целевые ориентиры (планируемые результаты) усвоения программы
|
10 |
|
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
|
|
13. |
Организация коррекционно-развивающей работы |
11 |
14. |
Направления коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ/детьми-инвалидами (задержка психического развития) |
11 |
15. |
Формы и методы дефектологической работы |
11 |
16. |
Методическое обеспечение программы |
12 |
17. |
Основное содержание коррекционно- развивающей программы |
13 |
18. |
Взаимодействие учителя-дефектолога с педагогами, специалистами |
17 |
19. |
Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями |
18 |
20. |
Диагностическая работа
|
18 |
|
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
|
|
21. |
Материально-техническое обеспечение программы |
19 |
22. |
Литература |
20 |
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана для организации дефектологической коррекционно-развивающей помощи дошкольникам 3-7 лет с ОВЗ/детям-инвалидам, имеющим задержку психического развития (в соответствии с заключением ЦПМПК). Программа содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности, составленный с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его образовательных достижений.
Программа разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования. В программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями воспитанников с задержкой психического развития.
Реализуемая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПРОГРАММЫ
Настоящая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Конституция РФ, ст. 43, 72;
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.);
- Концепция дошкольного воспитания (1989);
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012);
- СанПиН 2.4.1.3049-13;
- ФГОС ДО (приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013г.);
- Устав ДУ.
ОСНОВНАЯ БАЗА ПРОГРАММЫ
Перечень программ и технологий
1. Борякова Н.Ю. «Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: учебно-методическое пособие». М.: Гном-Пресс, 2000.
2. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
3. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»/Под общей ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2005.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОГРАММЫ
Положение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка: об общности основных закономерностей психического развития нормального и аномального ребенка, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития; исследования закономерностей развития детей раннего и дошкольного возраста, разработанные отечественными учеными С.Д. Забрамной, Л. А. Венгером, Е.А. Стребелевой, Г.А. Урунтаевой, и др.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ
Содержание дефектологической коррекционно-развивающей деятельности ориентировано на:
- создание специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей дошкольного возраста с ОВЗ/детей-инвалидов с задержкой психического развития;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ЗПР с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ЦПМПК).
- создание развивающей коррекционной образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
АКТУАЛЬНОСТЬ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
На сегодняшний день актуальна необходимость оказания адекватной и эффективной коррекционной помощи каждому ребёнку с особыми образовательными потребностями для получения им дошкольного образования, сопоставимого по конечным достижениям (на момент окончания дошкольного образования) с образованием сверстников, не имеющих нарушений развития.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ/ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
- введение системы комплексного и разностороннего обследования детей с целью создания условий для выявления потенциальных возможностей и стимулирования личностного роста детей с ОВЗ/детей-инвалидов, коррекции и развития (самореализации, самовыражения, повышения адаптационных способностей личности, изменения стереотипов ее поведения, проявления социальной и творческой активности);
- реализация коррекционно-развивающих мероприятий в соответствии с индивидуальным планом развития ребенка с ОВЗ, имеющего задержку психического развития;
- необходимость индивидуального и дифференцированного подхода;
- обеспечение структурной простоты содержания знаний и умений, наглядности, возврата к изученному материалу, развитию самостоятельности и активности детей;
- формирование мотивационной готовности к обучению;
- развитие и совершенствование психических функций (восприятие, внимание, память, мышление);
- создание у ребенка чувства защищенности и эмоционального комфорта;
- создание условий по охране и укреплению здоровья детей с ОВЗ/детей-инвалидов.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, развитие интеллектуальных и личностных качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья.
Задачи программы:
· выявлять особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
· формировать у детей с ОВЗ/детей-инвалидов, имеющих задержку психического развития систему знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, все виды детской деятельности, характерные для каждого возрастного периода, познавательную активность;
· развивать компенсаторные механизмы развития ребенка с задержкой психического развития посредством разработки индивидуального образовательного плана с учетом его особенностей, индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ЦПМПК);
· оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей ОВЗ/детей-инвалидов, имеющих задержку психического развития.
Задачи коррекционной работы позволяют обеспечить разностороннее развитие детей, коррекцию недостатков в развитии, профилактику вторичных нарушений; достичь основных целей дошкольного образования, сформулированных в ФГОС ДО; сформировать у дошкольников с задержкой психического развития психологическую готовность к обучению в школе.
ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Данная программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
1. Соблюдение интересов ребенка.
Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной для него пользой и в его интересах.
2. Системность.
Принцип опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурные компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного нормативному, помня об уникальности, неповторимости и своеобразии каждой личности.
4.
Активное привлечение ближайшего социального окружения к
работе с ребенком.
Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров (родителей/законных представителей) ребенка принять и реализовать новые способы взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.
6. Принцип развития.
Предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
7. Последовательность и концентричность усвоения знаний.
Предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение содержания занятий позволяет обеспечить высокое качество обучения.
8. Использование игровой деятельности.
Поскольку игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, необходимо строить коррекционную работу в игровой форме. В игре гораздо активнее включаются в коррекционный, обучающий и творческий процесс физические, умственные и эмоциональные качества ребенка, актуализируются социальные взаимодействия, легче усваиваются и закрепляются новые знания, формируются различные навыки.
13. Принцип постепенного повышения требований.
Предполагает постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков.
14. Принцип сотрудничества с семьей.
Основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития и успешность его интеграции в общество.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
Достижение поставленной цели и решение задач обеспечивается реализацией разработанной системы дефектологической работы, направленной на максимальную коррекцию недостатков в развитии детей с ОВЗ/детей-инвалидов, имеющих задержку психического развития, включающей в себя следующие направления:
· диагностическое: выявление уровня актуального развития и зоны ближайшего развития ребенка с ОВЗ/детей-инвалидов с целью определения перспектив развития, динамическое наблюдение за развитием ребенка, определение оптимальных условий индивидуального развития;
· коррекционно-развивающее: выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ/детей-инвалидов, имеющих задержку психического развития, коррекционных программ/методик, методов и приемов обучения, с целью успешного преодоления и компенсации отклонений в развитии;
· консультативно-просветительское и профилактическое: оказание помощи педагогам-специалистам и родителям в вопросах развития ребёнка; разработка рекомендаций родителям и специалистам в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями ребенка ОВЗ/детей-инвалидов, состоянием их соматического и психического здоровья;
· методическое: включает в себя информационную поддержку педагогов-специалистов и родителей по вопросам, связанным с особенностями организации развивающей среды и сопровождения детей с ОВЗ/детей-инвалидов, имеющих задержку психического развития, изучение и обобщение передового опыта, обмен опытом, поиск оптимальных средств коррекции детей, оформление документации, участие в мероприятиях учреждения.
Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая работа направлена на:
- преодоление нарушений развития детей с ОВЗ/детей-инвалидов, имеющих задержку психического развития, оказание им квалифицированной помощи;
- разностороннее развитие детей с ОВЗ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей, навыков социальной адаптации.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ/ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, ИМЕЮЩИХ ЗАДЕРЖКУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В зависимости от происхождения (церебрального, конституционального, соматогенного, психогенного), времени воздействия на организм ребенка вредоносных факторов задержка психического развития дает разные варианты отклонений в развитии познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы.
У детей данной категории основные психические новообразования возраста формируются с запозданием и имеют качественное своеобразие. Для них характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, ярко выраженная неравномерность их формирования. Такие дети не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности, в основе ЗПР – органическое недоразвитие ЦНС.
Возрастные психологические особенности дошкольников 3-4 лет с задержкой психического развития
ü как правило, это соматически ослабленные малыши, отстающие не только в психическом, но и в физическом развитии;
ü задержка в формировании статических и локомоторных функций, при обследовании выявляется несформированность всех компонентов двигательного статуса (физического развития, техники движений, двигательных качеств) по отношению к возрастным возможностям;
ü снижена ориентировочно-познавательная деятельность, внимание ребенка трудно привлечь и удержать;
ü затруднена сенсорно-перцептивная деятельность, дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в определении их свойств, однако, в отличие от умственно отсталых дошкольников, они вступают в деловое сотрудничество с взрослым и с его помощью справляются с решением наглядно-практических задач;
ü почти не владеют речью – пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукокомплексами, у некоторых может быть сформирована простая фраза, но способность ребенка активно использовать фразовую речь значительно снижена;
ü манипулятивные действия с предметами сочетаются с предметными действиями, при помощи взрослого дети активно осваивают дидактические игрушки, однако способы выполнения соотносящих действий несовершенны, требуется гораздо большее количество проб и примериваний для решения наглядной задачи;
ü отмечается несформированностъ навыков самообслуживания – многие затрудняются в использовании ложки в процессе еды, испытывают большие трудности при раздевании и одевании.
Возрастные психологические особенности дошкольников 4-5 лет с задержкой психического развития
ü отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики (страдает техника движений и двигательные качества: быстрота, ловкость, сила, точность, координация);
ü рассеянность внимания (дети не способны удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности);
ü процесс восприятия несколько затруднен - снижен его темп, объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного);
ü затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на обследование свойств и качеств предметов (ребенок затрудняется в выделении основных составных частей предмета, определении их пространственного взаимного расположения, восприятии целостного образа предмета);
ü снижен объем памяти и прочность запоминания (в наибольшей степени страдает вербальная память);
ü отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений;
ü нарушения речи носят системный характер (на уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций, словарный запас ограничен);
ü снижен интерес к игровой деятельности и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику; не сформирована игра и как совместная деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты.
Возрастные психологические особенности дошкольников 5-6 лет с задержкой психического развития
ü низкий уровень развития восприятия (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками);
ü отклонения в развитии внимания: неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения;
ü неравномерная работоспособность;
ü отклонения в развитии памяти: заметное преобладание наглядной памяти над словесной, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, недостаточный объём и точность запоминания;
ü выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности: дети не владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах, времени и пространстве.
ü нарушен поэтапный контроль над выполняемой деятельностью: они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу.
ü снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
ü нарушения речи: дети часто используют довербальные средства общения, другие пользуются простой фразой, аграмматичной, структурно нарушенной.
Возрастные психологические особенности дошкольников 6-7 лет с задержкой психического развития
ü ослаблено здоровье, отмечается сниженный уровень физического и психофизического развития;
ü не сформирована мотивационная готовность к обучению в школе. Даже если ребенок хочет идти в школу, в большей степени его привлекает учебная атрибутика, а не учеба;
ü отмечается низкий уровень эмоционально-волевой готовности. Ребенок не может подчиниться правилам дисциплины, неспособен к длительным интеллектуальным усилиям;
ü не сформированы все структурные компоненты учебной деятельности;
ü дети испытывают трудности при выполнении заданий, основанных на развитии мелкой моторики;
ü непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное;
ü несоответствие между уровнем наглядно действенных операций и словесно-логического мышления;
ü дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.
Эффективность ранней коррекционной работы подтверждает, что дети способны к успешному усвоению предметных программ в начальной школе.
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ (ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ)
УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Главной идеей программы является реализация образовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания психического развития детей с ОВЗ/детей-инвалидов, имеющих задержку психического развития.
Результаты освоения представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной программы. К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:
· Ребенок овладевает способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.
· Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
· Способен учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
· Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
· Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
· Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
· Ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире; обладает элементарными представлениями из области живой природы, математики и т.п.
· У ребенка развита общая и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
· Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое; положительно относится к обучению в школе.
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
В результате реализации коррекционной программы (на этапе завершения дошкольного образования) ребенок должен приобрести следующие знания и умения:
• Уметь создавать однородные группы предметов по одному, двум-трем признакам (цвету, форме, величине) по полной и неполной аналогии;
• Употреблять слова, обозначающие изученные свойства (цвет, форму, величину) и расположение предметов в пространстве, в активной речи;
• Правильно называть времена года, их последовательность; называть отличительные признаки противоположных времен года (осень-весна, зима-лето);
• Называть по четыре-шесть наименований конкретных предметов, относящихся к игрушкам, одежде, обуви, к бытовой технике, мебели, посуде, к пассажирскому транспорту, объектам живой природы;
• Сравнивать предметы по размеру, цвету, форме;
• Уметь считать в пределах 10, отвечать на вопрос: «Сколько?», «Который по счету?»;
• Уметь отсчитывать заданное количество предметов, обозначать его соответствующим числительным;
• Сравнивать две группы предметов, определять, где предметов больше, меньше, одинаково;
• Сравнивать два предмета по величине на основе их приложения или наложения;
• Различать и называть геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал;
• Различать правую и левую руку, правую и левую стороны тела и лица человека;
• Ориентироваться на листе бумаги (различает верх, низ, левую, правую часть, середину и т.п.);
• Понимать смысл слов: между, за, перед, около (рядом), раньше, позже.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
Зачисляются на дефектологические занятия дети с ОВЗ/дети-инвалиды по запросу родителей (законных представителей), имеющих заключение ЦПМПК в течение всего учебного года. Для каждого ребенка по результатам диагностического обследования и на основе программы коррекционно-развивающей работы определяются направления развития, разрабатывается индивидуальный план работы на учебный год, подбираются педагогические технологии, методики и формы деятельности, соответствующие образовательным потребностям данного ребенка.
Учебный год в учреждении с 1 сентября по 31 мая.
Занятия проводятся в индивидуальной форме. Количество и временная протяженность занятий зависит от индивидуальных особенностей, сложности дефекта, способности ребенка к усвоению материала. Длительность индивидуального занятия составляет 30-45 минут.
Направления коррекционно-развивающей работы с детьми
с задержкой психического развития
- Развитие сенсорного восприятия (формирование представлений о форме, цвете, величине; развитие тактильного, слухового восприятия; целостности).
- Умственное развитие (формирование соответствующих возрасту обще интеллектуальных умений, развитие наглядно-действенных, наглядно-образных и словесно-логических форм мышления).
- Формирование элементарных математических представлений (подготовка к формированию понятия «числа»; развитие навыков счета; формирование навыков пространственно-временной ориентировки).
- Развитие моторных функций.
- Нормализация ведущей деятельности возраста (игра).
Формы и методы работы в соответствии
с ФГОС дошкольного образования
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психологическим, возрастным и индивидуальным особенностям. В связи с чем, важное место занимает метод «маленьких шагов» с большой детализацией, развернутостью действий в форме алгоритмов, с активным использованием предметно-практической деятельности.
Дефектологическое воздействие осуществляется также традиционными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.
Широко используются здоровьесберегающие технологии. Чередование статических и динамических упражнений, включение в занятие пальчиковых игр создает необходимую атмосферу, позволяющую снизить напряжение, стимулировать работоспособность ребенка с ОВЗ/детей-инвалидов.
Методы и приемы в работе учителя – дефектолога:
Классификация методов по источнику получения знаний (слово, наглядные средства, практическая деятельность).
Методы объединены в три группы.
1. Наглядные: рассматривание игрушек, предметных и сюжетных картинок, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов и пр.), демонстрация наглядных пособий, позволяют сделать занятие максимально насыщенным зрительными стимулами, облегчающими процесс запоминания и усвоения изучаемого материала.
2. Словесные: объяснение, рассказ, беседа. Способствуют развитию социально-коммуникативных навыков.
3. Практические: дидактические игры и упражнения. Используются при формировании навыков классификации, анализа, синтеза, предпосылок исследовательской деятельности.
Содержание каждого занятия определяет в значительной степени и методы его изучения. При выборе метода учитель-дефектолог руководствуется общей целью воспитания и развития, конкретной дидактической целью данного занятия, учитывает характер материала, возраст, особенности развития и уровень готовности ребенка к изучению материала.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игровая деятельность. Коррекционно-развивающие занятия Программы носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и игровыми упражнениями. Программа предполагает решение коррекционных задач в форме индивидуальных занятий.
Каждое занятие решает, как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ОВЗ/детей-инвалидов, имеющих задержку психического развития.
Индивидуальные занятия направлены на развитие навыков сенсорного восприятия, предметной деятельности, развитие психических функций, пространственно-временных и количественных представлений, навыков понимания речи, формирование предпосылок для развития активной речи (при необходимости), расширение и обогащение словарного запаса, развитие мелкой моторики, графомоторных навыков.
Методическое обеспечение
1. Боровская И.К., Ковалец И.В. «Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития». – М., Владос, 2006.
2. Борякова Н.Ю. «Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития». — М., 2003.
3. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. «Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников». – М., Гном-Пресс, 1999.
4. Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения». – М.:ТЦ Сфера, 2008.
5. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. «Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей». – М. «Гном», 2005.
6. Екжанова Е.А. «Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения» // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2002.
7. Закревская О.В. «Развивайся, малыш!: Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста». — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
8. Иншакова О.Б. «Развитие и коррекция грфомоторных навыков у детей 5-7 лет. 1 и 2 часть». М., Издательство Владос, 2003.
9. Касицина М.А. «Рисующий гномик. Формирование графических навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР». М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.
10. Кислякова Ю.Н. «Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями развития. Путешествие в мир окружающих предметов. Для дошкольного и младшего школьного возраста: пособие для учителя-дефектолога»/Ю.Н. Кислякова. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004.
11. Стребелева Е.А. «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога». — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005.
12. Яцель О.С. «Учимся
правильно употреблять предлоги в речи: конспекты
занятий по обучению детей с ОНР в старшей
и подготовительной
группах». М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2005.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Разделы Программы:
1. Развитие сенсорного восприятия (формирование представлений о форме, цвете, величине; развитие тактильного, слухового восприятия; целостности).
2. Развитие психических процессов (внимание, память, мышление).
3. Развитие пространственно-временных, количественных представлений.
4. Развитие моторных функций.
Развитие сенсорного восприятия
Тактильно-двигательное восприятие
Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. Игры с крупной мозаикой, «Чудесный мешочек».
Конструирование предметов
Конструирование геометрических фигур и предметов из составных частей (2-4 детали).
Развитие зрительного восприятия
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков.
Цвет
- уточнение знаний и представлений о цвете;
- первичное знакомство с цветом. Ознакомление с приемами наложения одного цвета на другой: «Подходит – не подходит»;
- сопоставление изучаемого цвета с другими цветами (подбор предметов, картинок к цветовым моделям);
- словесное определение цвета предметов, выделение цвета по слову.
Форма
- уточнение знаний и представлений о геометрических фигурах, накопление сенсорного опыта обследования фигур с помощью различных анализаторов;
- первичное знакомство с геометрической фигурой (круг, квадрат, треугольник). Ознакомление с приемами наложения одной фигуры на другую – круга на квадрат, квадрат на треугольник, что позволяет четче воспринимать особенности каждой из фигур;
- сопоставление формы предметов с геометрическими образцами;
- словесное определение формы предметов, выделение формы предмета по слову.
Величина
- уточнение знаний и представлений о величине (большой – маленький, длинный – короткий);
- обучение способам сравнения размеров предметов (приложения, наложения);
- введение понятий, выделение понятий по слову: большой, маленький, одинаковые по величине; длинный, короткий, одинаковые по длине.
- подбор, группировка предметов по заданному признаку:
а) выбор среди нескольких предметов такого же (по образцу);
б) классификация предметов с учетом одного качественного признака;
- обучение установлению отношений между предметами по размеру выстраивание ряда из двух (3-5) предметов с ориентировкой на образец и самостоятельно.
Развитие психических процессов
Внимание
Развитие концентрации внимания
- «Найди предмет на картинке»
- «Пройди по дорожке» (лабиринт)
- «Что забыл нарисовать художник?»
Развитие объема внимания
- «Найди на картинке всех …» (вариации)
- «Найди и назови» (перечеркнутые изображения)
Развитие произвольного внимания
- «Копирование образца»
- «Расставь значки»
- «Сосчитай по порядку»
Память
Расширение объёма памяти в зрительной, слуховой, осязательной модальностях
- «Запомни и сделай так же» (выкладывание из счетных палочек)
- «Что изменилось?»
- «Запомни фигуры и найди их в таблице»
Развитие приёмов ассоциативного и опосредованного запоминания
- «Пиктограмма» (запоминание слов и фраз),
- «Беседа по вопросам» (по картинке, по тексту)
Мышление
Развитие мыслительных процессов (обобщение, анализ, сравнение, выделение существенных признаков
- «Разрезные картинки»
- «Разложи: что сначала, что потом?»
- «Четвёртый лишний»
- «Сравни картинки»
- «Простые невербальные аналогии»
Развитие пространственно-временных, количественных представлений
До числовые представления
- обучение способам до числового сравнения предметов: много – мало, ни одного, один – много.
Количественные представления
- обучение счету в прямом направлении, пониманию вопроса «Сколько?»;
- обучение навыку счета предметов независимо от перемещения и расположения в пространстве;
- формирование навыков соотнесения количества предметов с цифрой;
- обучение зрительному различению цифр, умению написать их;
- обучение счету в обратном направлении;
- обучение порядковому счету, определению «который по счету?»;
- обучение навыкам сравнения двух групп предметов, определения, где «больше», «меньше», «на сколько больше (меньше)?»;
- обучение счетным операциям на наглядном материале.
Ориентировка в пространстве
- развитие умений ориентироваться в собственном теле (различать части тела и лица);
- определение пространственного расположения предметов относительно себя по образцу: вверху – внизу, впереди – сзади, справа – слева;
- развитие умений определять по слову точное назначение предлогов: «на», «под», «в», «за», «перед», «около», «между», «над»;
- обучение (развитие) навыкам ориентировки на листе бумаги.
Ориентировка во времени
- обучение определению частей суток (на наглядном материале), их последовательности;
- обучение определению времен года (на наглядном материале), их последовательности;
- обучение определению дней недели, их последовательности;
- развитие навыков обозначения в речи временных представлений.
Развитие моторных функций
Развитие мелкой моторики
- выполнение статических и динамических упражнений;
- игры с пуговицами, прищепками, бусинами и др.;
- выкладывание узоров из пуговиц, камешков, счетных палочек;
- упражнение «Застегни, завяжи»
Развитие графомоторных навыков
- развитие представлений о строении и возможностях рук, названии и назначении пальцев на руке;
- развитие (обучение) умения рисовать прямые линии в разных направлениях;
- развитие (обучение) умения рисовать круги, закрашивания круговыми движениями;
- обучение раскрашиванию изображений, ограниченных контуром (трафарет);
- обучение копированию графического образца;
- обучение написанию цифр и букв (печатных).
Развитие зрительно-моторной координации
- упражнение «Пальчиковые шаги»;
- лабиринты;
- упражнение «Дорисуй» и др.
Личностными результатами Программы является формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи):
- проявлять положительное отношение к занятиям;
- в предложенных учителем-дефектологом ситуациях делать выбор как поступить, опираясь на общепринятые нравственные правила;
- выражать свое эмоциональное состояние, настроение.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА С ПЕДАГОГАМИ
Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в Центре, правильным распределением нагрузки в течение дня (при посещении нескольких специалистов), координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда, педагога дополнительного образования.
Функции участников образовательного процесса
Учитель-дефектолог: индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, консультирование родителей, согласование планов работы с другими специалистами.
Учитель-логопед: индивидуальные коррекционные занятия по коррекции нарушений устной речи детей, формированию правильного произношения, усвоению лексических и грамматических средств языка, развитию навыков связной речи.
Педагог – психолог: индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия с применением игр и упражнений на развитие психологической сферы детей, коррекцию отклоняющегося поведения.
Педагог дополнительного образования: – подгрупповые, индивидуальные занятия по формированию у детей с ОВЗ/детей-инвалидов навыков работы с изобразительными материалами, организации игровой деятельности, развитие творческой активности.
Задачами комплексного подхода в работе являются:
- обеспечение всестороннего развития детей с ОВЗ/детей-инвалидов;
- сохранение и поддержание психического здоровья каждого ребенка;
- преодоление вторичных нарушений, обусловленных проблемами в развитии;
- коррекционно-педагогическая помощь в интеграции детей с особыми образовательными потребностями в единое образовательное пространство.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ
Работа с родителями (лицами их заменяющими), включающая в себя:
индивидуальные формы работы
информационно-аналитические (осуществление сбора, обработки и использования данных о семье каждого ребёнка. Сюда относятся: опрос, тесты, анкетирование);
информационно-просветительские (сообщение данных о специфических нарушениях развития ребенка с ОВЗ/детей-инвалидов, трудностях и сильных сторонах развития; информирование родителей о динамике развития ребенка в процессе коррекционно-развивающей работы);
обучающее просвещение;
наглядно-информационные формы работы (оформление памяток, буклетов, методических рекомендаций для родителей);
досуговые формы работы (участие в совместных мероприятиях).
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогом и родителями доверительных отношений, осознание родителями «роли семьи» в обучении и воспитании ребенка.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Работа учителя-дефектолога строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его образовательных достижений. То есть коррекционно-педагогический процесс организуется на диагностической основе. На основе анализа результатов обследования осуществляется планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ/детьми-инвалидами.
Организация и содержание диагностической работы
Диагностическое обследование детей с ОВЗ/детей-инвалидов проводится при первом посещении ребенком Центра. Задачами экспресс-диагностики являются выявление особенностей развития ребенка: сенсорного восприятия, развития психических процессов, речи, уровня знаний и представлений об окружающем, пространственных и временных представлений. Обследование позволяет определить зону ближайшего развития ребенка, его компенсаторные возможности.
В Программе предложена система психолого-педагогической диагностики индивидуального развития детей, которая составлена на основе диагностической методики Забрамной С.Д. «От диагностики к развитию. Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ». М., Новая школа, 1998.
Данная система включает в себя: диагностический инструментарий, карты развития с протоколами обследования, структурированные по возрастным периодам развития, дефектологическое заключение. Данное обследование позволяет сформировать сводную таблицу результатов развития ребенка, определить степень нарушения, а также, отслеживать эффективность коррекционного воздействия.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Материально-техническая база кабинета учителя-дефектолога полностью оснащена современными средствами и оборудованием. В наличии имеются: мебель, необходимое оборудование для коррекционно-развивающего обучения, ноутбук, мультимедийные презентации, методическая литература, программно-методические пособия, папки с подбором развивающих игр и упражнений по лексическим темам, развивающие и дидактические игры, игрушки. Таким образом, созданы условия для реализации образовательных задач.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борякова Н.Ю. «Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: учебно-методическое пособие». М.: Гном-Пресс, 2000.
2. Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития. — М., 2003.
3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.:ТЦ Сфера, 2008.
4. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе – М, 1994.
5. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. – М. «Гном», 2005.
6. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. — М., 2001.
7. Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2002, № 1.
8. Засыпкина А.Н., Овсиенко В.Ф. «Парциальная образовательная программа для работы с детьми с ЗПР». Волгоград: Учитель, 2014. – 66 с.
9. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М., 2014.
10. Психолого-медико-педагогическое обследование ребѐнка / Под ред. М.М. Семаго. – М.: АРКТИ, 1999. – 136 с.
11. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Бук-Мастер, 1998. – 225 с.
12. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2004.
13. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2005.
14. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1/Под общей ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2005.
15.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.