Екибастуз, 2014 г.
Развитие современных ИКТ диктует темп и вектор развития образования: методики должны быть вариабельны, задания приближены к производственной практике, а преподаватели обязаны быть не только высокопрофессиональными, но и непрерывно повышать свою квалификацию как методическую, так и производственную. В противном случае влияние ИКТ на формирование человеческого капитала будет отрицательным.
Будущее образование – это смешанное образование, то есть симбиоз очных и сетевых форм обучения с разной степенью включенности в образовательный процесс. В настоящее время в мире практикуется смешанное обучение (традиционное и электронное обучение). Согласно международным исследованиям (Watson, John, 2008) в будущем смешанная форма обучения станет доминирующей в среднем образовании.
Учет всех новых тенденций развития ИКТ в сфере образования и применение их в образовательном процессе, поможет вывести образование страны на новый уровень.
Государственная программа «Информационный Казахстан – 2020»
Содержание
Введение. 4
1. Единое информационное пространство колледжа. 4
Программа информатизации колледжа на 2014 – 2017 годы.. 9
1. Цели программы.. 9
2. Задачи программы.. 9
3. Направления деятельности в области использования
информационных и коммуникационных технологий. 10
4. Ожидаемые результаты.. 11
5. Перспективный план реализации программы информатизации. 11
Современные информационные и коммуникационные технологии ведут к подлинной революции в образовании. Первая ступень этой революции - насыщение образовательных учреждений персональными компьютерами и другой сопутствующей техникой, которая объединена в локальную сеть и на которой смогут работать преподаватели и студенты. Компьютеризация является лишь материальной основой процесса информатизации и процесса создания информационной среды учебного заведения. Для перехода от первого этапа (компьютеризации) ко второму (информатизации) необходимо выполнение большого количества различных условий. Среди них выделяются такие, как возможность свободного доступа к компьютеру всех участников образовательного процесса, поддержание всей техники в исправном состоянии, достаточное количество расходных материалов, установка необходимого для работы программного обеспечения, наличие в учебном заведении методических материалов по использованию сложной техники в учебном процессе. Кроме того, педагогический коллектив должен быть готов психологически и интеллектуально к работе со сложной компьютерной, офисной, мультимедийной техникой, должен понимать неизбежность этого процесса и идти ему навстречу, выдвигая соответствующие приоритеты, повышая свой пользовательский и педагогический потенциал на различных курсах и путем самообразования.
Когда приведенный выше механизм начнет работать как единое целое, только тогда можно будет говорить о начале процесса информатизации в образовательном учреждении.
Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) являются одним из факторов, определяющих вектор развития мирового сообщества XXI века. Цивилизация неуклонно движется к построению информационного общества, где решающую роль играют не природные ресурсы и энергия, а информация и научные знания – факторы, определяющие как общий стратегический потенциал общества, так и перспективы его дальнейшего развития. В этой связи особую актуальность приобретают следующие задачи, направленные на подготовку студентов к жизни в условиях информационного общества:
Одним из наиболее перспективных вариантов решения очерченного класса задач на уровне среднего профессионального образования является организация единого информационного пространства колледжа:
Не допустимо рассматривать единое информационное пространство как информационно-управленческую систему образовательного учреждения. В центре единого информационного пространства находится студент, и только он. Единое информационное пространство создается ради того, чтобы студент за годы обучения в колледже мог получить самые передовые знания, умел активно их применять, научиться диалектически мыслить, раньше социализировался, легче адаптировался к быстро меняющемуся миру и при этом успевал посещать секции, читать книги и так далее.
Главная цель создания единого информационного пространства колледжа – повышение эффективности собственно образовательного процесса, включая и процесс управления образовательным учреждением.
Анализ работ отечественных специалистов в области информатизации образования и педагогов-практиков позволяет выделить следующие составляющие единого информационного пространства колледжа: физическую, информационную, психологическую и интеллектуальную.
1. Физическая, или «неэлектронная», составляющая – это кабинеты информатики, предметные и специальные кабинеты. К специальным относятся кабинеты администрации, а также кабинет психолога и другие кабинеты, откуда происходит поступление информации. Кроме того, к «неэлектронной» составляющей колледжа относится медиатека, создающаяся на базе библиотеки или методическойслужбы.
2. Информационная, или «электронная», составляющая включает аппаратное обеспечение, программное обеспечение, содержательное наполнение (в том числе сетевое), методическую поддержку. Особо в данной составляющей единого информационного пространства выделяется Интранет, функционирующий на базе сервера локальной сети, объединяющей все перечисленные выше кабинеты и помещения. Интранет помогает решать следующие задачи: доведение до всех структурных подразделений актуальной информации; организацию обратной связи с учебными кабинетами, библиотекой колледжа. Не менее важным является наличие Интернета, хотя он и является внешним элементом по отношению ко всем участникам образовательного процесса.
3. Психологическая составляющая учитывает:
· тип, специфику и интенсивность взаимоотношений между преподавателями и обучащюимися, а также студентов между собой в условиях образовательной среды колледжа, родителей и преподавателей;
· психологическую готовность к изменению парадигмы образования, методических подходов и педагогических постулатов, переходу от философии «давать знания» к философии «учить добывать знания».
4. Интеллектуальная составляющая учитывает:
· общий профессиональный уровень педагогического коллектива;
· выдвигаемые приоритеты образовательного процесса колледжа;
· желание совершенствоваться в повышении своего педагогического потенциала и развитии информационного образовательного пространства учебного заведения.
Единое информационное пространство колледжа выполняет информационную, образовательную и коммуникативную функцию за счет:
Основой единого информационного пространства колледжа должны стать кабинеты информатики и компьютеризированные кабинеты, рабочие места администрации и преподавателей, объединенные в единую сеть на основе серверов.
Список кабинетов и структурных подразделений колледжа, которые входят или будут входить в состав единого информационного пространства:
1.1. Создание единой образовательной информационной среды колледжа
1.2. Обеспечение модернизации образовательного процесса
1.3. Обеспечение оперативного управления образовательным учреждением
1.4. Создание условий для самореализации обучающихся
1.5. Оптимизация контактов между администрацией колледжа, преподавателями, студентами и родителями обучающихся
2.1. повышение качества образования
2.2. создание условий для совершенствования и реализации возможностей педагогического коллектива и обучающихся в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)
2.3. Максимальное использование преимуществ ИКТ для повышения качества образования, сохранения здоровья обучающихся, интенсивности образовательных технологий
2.4. Достижение уровня профессиональной квалификации работников ОУ, позволяющей реализовывать современные модели учебного процесса с использованием ИКТ
2.5. Создание системы методической поддержки образовательного процесса, систематизированного обмена опытом между преподавателями
2.6. Создание системы повышения квалификации и переподготовки педагогических, административных и инженерно-технических кадров ОУ, способных эффективно использовать в образовательном процессе современные ИКТ
2.7. Участие в создании и развитии информационного пространства города, области и страны в целом, реализация связей и взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса
2.8. Информатизация процесса управления ОУ
2.9. Создание условий для повышения качества образования за счет эффективного использования современных информационных технологий
2.10. Формирование системы методической поддержки преподавателей в области новых информационных технологий.
3.1. Создание медиатеки методической поддержки учебного процесса.
3.2. Создание электронного каталога наиболее популярных порталов и сайтов
3.3. Проведение лекций, презентаций по использованию ИКТ в учебном процессе
3.4. Включение в образовательный процесс новых методик: проектная деятельность, работа в группах, разноуровневое и модульное обучение) с использования ИКТ, в том числе и Интернет
3.5. Создание условий для самостоятельной работы преподавателей и обучающихся со средствами ИКТ, организация доступ в Интернет-пространство.
3.6. Практическое и активное использование WEB-сайта образовательного учреждения
3.7. Участие в выставках, конкурсах работ, олимпиадах
3.8. Использование Интернет-систем тестирования (локальных, сетевых) по различным предметам
3.9. Участие в мероприятиях по обмену опытом с учебными заведениями, в том числе международных
4.1. Улучшение качества образования
4.2. Инновационность деятельности колледжа
4.3. Конкурентоспособность образовательных услуг колледжа и его кадров
4.4. Возможность социального партнерства в т.ч. и с партнерами ближнего и дальнего зарубежья
4.5. Востребованность выпускников колледжа на рынке образовательных услуг и труда
4.6. Оптимизация системы управления колледжа
Из Комплексной программы перспективного развития негосударственного учреждения образования «Экибастузский колледж инженерно – технического института имени академика Сатпаева» на 2011 – 2016 год
Задача 2. Создать программу информатизации и компьютеризации НУО «ЕКИТИ»
Исполнительские действия
1. Создание рабочих групп по подготовки проекта программы.
2. Подготовка проектов программы по основным направлениям
3. Утверждение программы на заседании методсовета.
4. В программу должны войти следующие мероприятия: Организация работы групп преподавателей по обучению работы на компьютере и работе на интерактивной доске.
5. Организация и проведение интегрированных уроков на интерактивной доске.
6. Приобретение электронных учебников, обучающих программ
7. Организация службы внешней и внутренней информации «сайт»
8. Разработка педагогических программных средств, (презентаций, электронных курсов, флеш карт)
9. Переработка сквозной программы подготовки выпускников к использованию информационных технологий в своей профессиональной деятельности.
Контрольные действия
1. Подбор исполнителей
2. Определение сроков исполнения
3. Посещение уроков
Коррекционные действия
1. Анкетирование и анализ результатов
2. Рассмотрение и обсуждение результатов проекта программы на совещании директора, выработка рекомендаций
3. Координация всех мероприятий по срокам, исполнителям
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Выход |
|||
Создание программы по информатизации колледжа |
|||||||
1 |
Организация рабочей группы для создания программы по информатизации |
сентябрь 2014 |
Зам. НМР |
Программа на 2011 -2016 гг |
|||
2. |
Составление плана работы рабочей группы |
Сентябрь |
Зам. НМР |
План работы |
|||
3 |
Подготовка и утверждение программы по информатизации |
По плану |
Зам. НМР |
Презентация программы по информатизации |
|||
Внедрение новых информационных технологий в процессе обучения в колледже |
|||||||
4 |
Использование электронных мультимедийных обучающих программ, электронных дидактических пособий на занятиях |
2013-2017 гг |
Зам. НМР |
Справка |
|||
5 |
Использование на уроках электронных интерактивных досок |
2013-2017 гг |
Зам. НМР |
Справка |
|||
6 |
Внедрение технологии дистанционного обучения. |
2013-2017 гг |
Зам. НМР |
Справка |
|||
7 |
Дальнейшее развитие сайта колледжа |
2013-2017 гг |
Зам. НМР |
Информация |
|||
8 |
Организация системы баз данных колледжа |
2013-2017 гг |
Зам. НМР |
Информация |
|||
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Выход |
|||
9 |
Создание и заполнение внутрисетевых и Интернет ресурсов методическими и образовательными материалами |
2013-2017 гг |
Зам. НМР |
Информация |
|||
Систематическое повышение квалификаций преподавателей в области новых информационных технологий |
|||||||
10 |
Проведение семинаров по обучению преподавателей новым информационным технологий |
2013-2017 гг |
Зам. НМР, творческая группа |
Материалы семинаров |
|||
11 |
Прохождение курсов повышения квалификации преподавателями колледжа по внедрению информационных технологий в процесс обучения |
2013-2017 гг |
Зам. НМР |
Информация |
|||
12 |
Презентации преподавателями наработок в области информационных технологий |
2013-2017 гг |
Зам. НМР |
Отчет |
|||
Систематическая организация мероприятий в области МТБ по информатизации |
|||||||
13 |
Дальнейшее развитие материально-технической базы
|
2013-2017 гг |
Зам. НМР |
Информация |
|||
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Выход |
|||
14 |
Дальнейшее развитие компьютерной сети колледжа |
2013-2017 гг |
Зам. НМР |
Информация |
|||
Рассмотрено и утверждено на заседании МС
«____» ___________ 20____ год
ЗДНМР _______________ Т.И. Иконникова
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.