Программа ИЗО (1-ый дополнительный класс)

  • docx
  • 25.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа ИЗО 1 доп класс.docx

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная образовательная программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство.

Через образное отражение предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство помогают с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, развивать свои художественные способности.

Кому адресована программа. Программа адресована обучающимся с нарушениями слуховой функции 1 дополнительного класса, имеющим задержку психического развития.

Соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту. Составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2, II отделение); 

Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования ФГОС ОВЗ (вариант 2.2, II отделение) «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха». 

Целью программы является развитие художественных способностей школьников, их воображения, пространственных представлений, творческой активности;

Задачи программы:

1.Образовательные.

Формировать навыки владения в практической деятельности элементами художественно-изобразительной грамоты и средствами выразительности в области рисунка, живописи, малой скульптуры, в декоративно-прикладном искусстве

Ознакомить обучающихся с выдающимися произведениями изобрази­тельного искусства и архитектуры разных эпох и народов, с произведениями декоративно-прикладного искусства и дизайна.

2.Развивающие.

Развитие эстетических чувств и понимания прекрасного.

Развитие изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения.

3.Воспитывающие.

Воспитание интереса и любви к искусству.

4.Коррекционные.

Содействовать компенсации недостатков психического развития слабослышащих детей.

Актуальность программы заключается в направленности содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к окружающей действительности.

Новизной данной программы является система межпредметных связей, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью

Основными направлениями в художественной деятельности являются:

·        Изобразительная деятельность

·        Декоративно-прикладная деятельность 

·        Ознакомительная деятельность

В процессе уроков изобразительного искусства на базовом уровне развиваются общеучебные умения:

1.             Коммуникативные(базовые умения использования языка в процессе изобразительной, декоративно-прикладной, художественно-конструктивной деятельности);

2.             Интеллектуальные (анализ собственных работ, оценка творческих работ, сравнение и сопоставление);

3.             Информационные (извлечение информации из необходимых источников);

4.             Организационные (осуществление самоконтроля в любых видах деятельности).

Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство помогают с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, развивать свои художественные способности. В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» в 1дополнительном классе отводится 1 час в неделю (32 часа в год).

Программа предполагает цело­стный интегрированный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графику, скульптуру, народное и декоративно-прикладное искусство, - и строится на основе отечественных традиций гу­манной педагогики.

Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художествен­ного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобрази­тельном искусстве как целостном явлении. Темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это даёт воз­можность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узкотехнологической стороне.

Рабочая учебная программа опирается на приори­теты современного школьного образования.

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную гра­мотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценно­стных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на фор­мирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информа­ционном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реа­лизации выбранного жизненного пути.

Главной целью школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельно­сти. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной сум­мой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетен­циями: коммуникативной (К), личностного саморазвития (ЛС), ценностно-ориентационной (ЦО), смыслопоисковой (СП), рефлексивной (Р).

Это определило цели обучения изобразительному искусству на ступени начального общего об­разования:

  развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразитель­ного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

  овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

  воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессио­нального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, много­национальной культуре. Исходя из выбранных целей, были определены задачи:

Развивать мелкую моторику у детей, координацию движения рук и глаз;

Стимулировать интерес к процессу рисования;

Развивать творческое воображение;

Развивать мыслительные процессы и речевую деятельность;

Развивать умение работать по алгоритму;

Развивать способность к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции);

Воспитывать у детей личностную позицию в процессе изобразительного творчества;

Поощрять стремление к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники выполнения работ.

Программа уроков предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Предложенные в данном тематическом планировании педагогические технологии призва­ны обеспечить выполнение каждой из поставленных задач и способствуют успешному её решению..

Индивидуальные особенности обучающихся  1 дополнительного класса – все дети имеют задержку психического развития, исходя из этого программа основывается на индивидуальном, дифференцированном подходе к каждому обучающемуся.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенно­стями развития учащихся.

Для формирования представлений о пространственной композиции предусматривается органи­зация разных форм деятельности учащихся: моделирование и конструирование (из бумаги, ткани, пластика и т. д.), лепка, графика и др.

В тематическом плане определены виды и приёмы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

-    изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

-    декоративная и конструктивная работа;

-    обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оцени­вать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;

-    подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

-    прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, со­временных).

Предусматривается освоение трех способов художественного выражения действительно­сти: изобразительного, декоративного и конструктивного, которые в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятель­ности. Поэтому система уроков опирается на знакомство учащихся начальной школы с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства.

Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций. От урока к уроку происходит по­стоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

Планирование уроков предполагает выполнение следующих этапов познания: восприятие учебного материала - осмысление - усвоение - применение усвоенного в практической деятельности.

Планируется подача материала тематическими блоками, что усиливает его усвоение, поскольку информация, упражнения, закрепление знаний, умений и навыков проходят в единстве и взаимосвязи в короткий период времени.

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, мате­риалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учеб­ника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

К концу I дополнительного класса обучающиеся  должны знать:

элементарные сведения о труде художника;

приемы рассматривания картины;

названия материалов и инструментов, используемых на уроках изобразительного искусства; их назначение;

порядок расположения одного или нескольких изображений налисте бумаги;

требования к композиции изображения на листе:   

зрительная уравновешенность, отсутствие пустоты, отсутствие лишнего; строение дерева: ствол, ветки, сучья, листья;

строение тела человека и животного;

простейшие приемы народной росписи;

основные цвета    солнечного    спектра    (красный,    оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);

основные краски: красная, желтая, синяя;

элементарные правила работы с красками;

речевой материал, изучаемый на уроках   изобразительного ис­кусства.

Обучающиеся  должны уметь:

правильно сидеть за партой  (столом), правильно держать листбумаги и карандаш;

свободно работать карандашом: без напряжения проводить ли­нии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

подготавливать к работе свое рабочее место и аккуратно уби­рать его после урока;

смешивать краски, добиваясь нужного цвета и консистенции; набирать краску кистью и наносить ее на рисунок без нажима на кисть, работать полным мазком;

передавать в рисунке пространство путем загораживания даль­них предметов ближними и расположения ближних предметов ни­же, а дальних — выше;

выполнять узоры в полосе, квадрате из стилизованных форм животного и растительного мира;

узнавать и называть изображенные на картине или иллюстра­ции предметы, явления (человек, дом, животные, времена года, время дня, погода и т. д.), действия (идут, сидят, бегут, разговари­вают и т. д.).

Количество часов: в год – 33; в неделю – 1;

·         в 1-ой четверти – 8;

·         во 2-ой четверти – 8;

·         в 3-ей четверти – 9,

·          в 4-ой четверти – 8.

 

 

 

 

 

 

 


Тематическое планирование

1 четверть (1 ч в неделю, 8 ч)

Содержание программного материала

 

Кол-во часов

Речевой материал

1.

Работа по трафарету. «Осенние листья»

1

Лист клена, лист березы…

2.

«Моя ладошка», Обвести и пофантазировать

1

Большой палец, указательный, средний, безымянный, мизинец.

3.

«Коврик» (направление линий вверх, вниз, вправо.влево)

1

Направление линий вверх, вниз, вправо.влево

4.

«Осеннее дерево»  Рисунок по представлению.

1

Цвет листьев, толщина ствола,.

Что под деревом?

5.

Игрушки.  «Мяч». Рисунок по памяти.

1

Цвет, размер. Закрашиваем  плотно.

6.

Игрушки. «Пирамидка». Работа с трафаретами.

1

Снизу самая большая деталь. Сверху конус.

7.

«Дары осени». Фрукты.

1

Названия фруктов.

8.

«Дары осени». Овощи.

1

Названия овощей.


 

2 четверть  (1 ч в неделю, 8 ч)

 

Содержание программного материала

 

Кол-во часов

Речевой материал

1.

Работа по трафарету. «Узор из геометрических фигур».

1

Название геометрических фигур.

Последовательность узора.

2.

«Моя варежка»  Узор.

 

1

Обвести ладонь с сомкнутыми пальцами и пофантазировать над узором.

3.

Узор в  круге.  Краски.

1

Направление линий вверх, вниз, вправо, влево, вправо.

4.

Иллюстрация к сказке «Колобок»

1

Цвет листьев, толщина ствола,.

Что под деревом?

5.

«Снежная метель». Творческая работа.

1

Цвет, размер. Фон закрашиваем  плотно.

6.

«Снеговик». Краски.

1

Снизу самая большая деталь. Сверху ведро. Нос  морковка.

7.

Новогодняя елка.

1

На моей елке висят …

8.

Новогодний флажок.

1

Елочные украшения.

 

 

 


3 четверть  (1 ч в неделю, 10 ч)

Содержание программного материала

 

Кол-во часов

Речевой материал

1.

Работа по трафарету. «Узор из кругов разного размера».

1

Название геометрических фигур.

Последовательность узора.

2.

Иллюстрация к русской народной сказке «Репка».

1

Перечислите героев сказки.

3.

«Зима в лесу». Рисунок по представлению.

1

Шапки снега, сугробы, низкое небо, голые ветки.

4.

«Зимняя берёза» (карандаш).

1

Цвет ствола белый, кармашки на стволе черные

5.

«Объёмная звезда». Работа по трафарету.

1

Обводим аккуратно и ровно.

Цвет, размер. Фон закрашиваем  плотно.

6.

«Снеговик». Краски.

1

Снизу самая большая деталь. Сверху ведро. Нос  морковка.

7.

Открытка к празднику мам.

1

На моей  открытке цифра восемь, это дата праздника всех женщин.

8.

 «Ветка вербы». Рисунок с натуры.

1

Ветка, почки, пуховки.

9.

«Весна  в лесу»  Рисуем по представлению.

1

Тает снег. Проталины. Капель.

 

 

 

 


4 четверть  (1 ч в неделю, 8 ч)

Содержание программного материала

 

Кол-во часов

Речевой материал

1.

Рисунки ко дню космонавтики. (по представлению)

1

Ракета, космос, космонавт

2.

Приход весны. «Встреча птиц». 

1

Грачи, скворцы, гнездо.

3.

Какие бывают скворечники.

(Используем рисунки и макеты)

1

Скворечник, смастерил, построил, помогал, прикрепил

4.

Деревья весной.

(Элементы фантазии)

1

Оживают, распускаются, почки, сережки…

5.

«Весенняя ветка».  (Рисунок с натуры)

1

Почки, листочки, пахучие, клейкие…

6.

Декоративный узор.

1

Узор – повторение элементов.

7.

Свободное творчество.

1

Я буду рисовать…

Я хочу нарисовать…

8.

«Скоро лето».

(Рисунок по представлению)

1

Много солнца, зелени, цветов.

Дети отдыхают и играют на природе.

 

 

Дидактический материал:

Образцы узоров, альбом иллюстраций русских художников, трафареты, образцы рисунков, макеты.

Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы по изобразительному искусству

Оценка предметных результатов.

Оценка результатов предметов творческой деятельности обучающихся носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения в 1 классе. При текущем контроле проверяются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению различных изделий. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии являются основными и базовыми для большинства видов художественно – творческой деятельности. Учитель может дополнительно наблюдать и фиксировать динамику личностных изменений каждого ребёнка.

Критерии оценки качественных результатов выполнений заданий:

  • чёткость, полнота и правильность ответа на вопросы по изделию;
  • соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам;
  • аккуратность выполнения изделия, экономность в использовании средств;
  • целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесение творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно).

В заданиях проектного характера необходимо обращать внимание на умение детей сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и искать, отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих при работе проблем, изготавливать изделие по заданным параметрам и оформлять выступление. Отмечать активность, инициативность, коммуникабельность обучающихся, умение выполнять свою роль в группе, вносить предложение для выполнения практической части задания, защищать проект.

Оценка метапредметных результатов.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается:

  • познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с изобразительным искусством, музыкой, литературой и даже с математикой;
  • с помошью диагностических задач, направленных на оценку сформированности УУД.

Оценка планируемых личностных результатов.

Достижение личностных результатов обеспечивается:

  • при реализации учебных предметов;
  • во внеурочной деятельности;
  • в совместной деятельности семьи и школы.

 Эффективной формой оценивания динамики учебных достижений является портфолио обучающихся, которое пополняется в течение всего обучения.

Обучающийся научится:

-   приемам рассматривания картины;

-порядку расположения одного или нескольких изображений на листе   бумаги;

- правильно сидеть за партой, правильно держать лист бу­маги и карандаш;

- свободно работать карандашом, фломастером: без напряжения прово­дить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги

- подготавливать к работе свое рабочее место и аккуратно убирать его после урока;

- основным цветам солнечного спектра; основным краскам;

- элементарным правилам работы с красками, пластилином, клеем.

Обучающийся  получит возможность научиться:

- набирать краску кистью и наносить ее на рисунок при раскрашива­нии контуров без нажима на кисть, работать полным мазком и кончиком кис­ти;
- смешивать краски (акварель), добиваясь нужного цвета; разводить гу­ашь до нужного цвета;

- передавать в рисунке пространство путём загораживания дальних предметов ближними и расположения ближних предметов ниже, а дальних-выше.

Формы и виды контроля: текущий, тематический, периодический, поурочный, фронтальный, индивидуальный, самостоятельная работа, практическая работа.

 

Тема

Вопросы, выносимые на контроль

1

Композиция

Расположение предметов на листе бумаги

2

Цвет и краски

Приёмы народной росписи

3

Форма, пропорции, конструкция

Изображение различных по форме предметов

4

Пространство

Разноплановое изображение предметов на плоскости

5

Восприятие произведений искусства

Беседа по картине

Методическое обеспечение программы

1.    Изобразительное искусство, 1 класс, Ашикова С.Г., 2012.

2.    Изобразительное искусство, 1 класс, Ашикова С.Г., Рабочая тетрадь. 2012.

3.    Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей рисованию, лепке, аппликации. Кн. для учителя нач. классов. – М.: Просвещение, 2006. – 143 с.

Литература по сурдопсихологии и сурдопедагогике

1.    Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. Пособие для учителя-логопеда /Р.И. Лалаева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 223 с.

2.    Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия У детей с нарушениями слуха: Учеб. Пособие для студ. Пед. Высш. Учеб. Заведений / под ред. В.И. Селивёрстова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 288 С.

3.    Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009 – 224 с.