РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
(наименование учебного предмета/курса)
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(уровень, ступень образования)
ОДИН ГОД
(срок реализации программы)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Основной целью преподавания изобразительного искусства является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями
Эта цель обуславливает следующие задачи:
· совершенствовать эмоционально-образное восприятие произведений искусства и окружающего мира;
· развивать способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни;
· формировать навыки работы с различными художественными материалами;
· воспитание гражданственности и патриотизма.
Указанные цели и задачи отвечают требованию стандарта: «Курс изобразительное искусство для начальной школы направлен на цельность и последовательность развития, сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов»
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Данная программа адресована учащимся 2 класса МБОУ СОШ №5. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по изобразительному искусству Б.М.Неменского с учетом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Выбор авторской программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что данная программа создана в соответствии с «Обязательным минимумом содержания основного общего образования по изобразительному искусству». В ней представлено развёрнутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Срок реализации программы: один год.
Изменений, внесённых в авторскую программу Б.М. Неменского нет.
ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Формы организации образовательного процесса:
Индивидуально-обособленная
Коллективная
Групповая
Методы:
Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)
Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством).
Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).
Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).
Технологии обучения:
Личностно ориентированного образования
Игровые
Информационные
Деятельностного метода
Развитие общеучебных умений
ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И
ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:
- рисунки, выполненные учащимися на уроке
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
|
1 |
Как и чем работает художник. |
8 |
|
2 |
Реальность и фантазия. |
7 |
|
3 |
О чём говорит искусство. |
11 |
|
4 |
Как говорит искусство |
8 |
|
|
Итого |
34 ч. |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ТЫ И ИСКУССТВО
Тема «Ты и искусство» — важнейшая для данной концепции. Она содержит основополагающие подтемы, необходимые для первичного «приращения» к искусству как культуре. Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств, здесь и основы понимания их связей с окружающей жизнью ребенка. Понимание языка и связей с жизнью выстроено в особой последовательности.
Задача всех этих тем — введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.
1. КАК И ЧЕМ РАБОТАЕТ ХУДОЖНИК.
1.1 – 1.8
Основная задача — знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие своеобразия, красоты и характера материала.
Три основных цвета – жёлтый, красный, синий. Белая и чёрная краски. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Работа по воображению. Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
2. РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ
2.1 – 2.7
Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки вместе создают праздник (обобщение темы). Взаимодействие трех видов художественной деятельности. Конструирование (моделирование) и украшение.
3. О ЧЁМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО
3.1 – 3.11
Это центральная и важнейшая тема года. Основной задачей является освоение того, что искусство выражает человеческие чувства и мысли. Это должно перейти на уровень осознания и стать важнейшим открытием для детей.
Изображение природы в различных состояниях. Изображение характера животных. Изображение характера человека: женский образ. Изображение характера человека: мужской образ. Образ человека в скульптуре. Человек и его украшения. Образ здания.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру (обобщение темы).
4. КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО
4.1 – 4. 8
Начиная с этой темы на выразительность средств нужно обращать особое внимание постоянно. Важнейшими являются вопросы: «Ты хочешь это выразить? А как? Чем?»
Цвет как средство выражения.
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Тихие и звонкие цвета. Что такое ритм линий? Характер линий. Ритм пятен. Пропорции выражают характер. Конструирование или лепка птиц с разным характером пропорций: большой хвост, маленькая головка, большой клюв и т. д.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности (обобщение темы)
Обобщающий урок года. Создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
§ чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
§ уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
§ понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
§ сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
§ сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
§ овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
§ умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
§ умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
§
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
§ овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
§ овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
§ использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
§ умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
§ умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
§ осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
§ знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
§ знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
§ понимание образной природы искусства;
§ эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
§ применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
§ способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
§ умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
§ усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
§ умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
§ способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
§ способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
§ умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
§ освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
§ овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
§ умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
§ умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
§ изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
§ умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
§ способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
§ умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
§ выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
§ умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Планируемые результаты.
В результате изучения искусства у обучающихся:
ü будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
ü начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
ü сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
ü появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
ü установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, разовьется понятие культуры и духовных традиций многонационального народа РФ, зародится социально ориентированный взгляд на мир;
ü будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
· овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
· получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
· будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Этапы оценивания детского рисунка:
ü как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
ü характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
ü качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
ü владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
ü общее впечатление от работы: возможности ученика, его успех, его вкус.
«5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна, интересна
«4» - поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок
«3» - поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки
«2» - поставленные задачи не выполнены.
УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для учащихся:
1. Учебники «Изобразительное искусство» 2 класс под редакцией Б.М. Неменского. Изд. М. «Просвещение»
2. Рабочие тетради для 2 класса под редакцией Б.М. Неменского. Изд. М. «Просвещение»
Для учителя:
3. Рабочие программы «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского 1 – 4 классы. Изд. Москва «Просвещение», 2012 г.
4. Методическое пособие «Изобразительное искусство», 1 – 4 классы, автор Б.М. Неменский. Изд. Москва «Просвещение», 2013 г.
5. Рабочие тетради по основам народного искусства, 1 – 4 классы, автор Ю.Г. Дрожин. Изд. Москва «Мозаика – Синтез».
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Условные обозначения: МП –мультимедийная презентация
ЭОР-электронные образовательные ресурсы
ФХ-фонохрестоматия
ИД-интерактивная доска
№ п/п |
Содержание (раздел, тема урока) |
Кол-во часов |
Сроки проведения |
Наглядно-техническое оснащение урока |
Примечание |
|
план |
факт |
|||||
Как и чем работает художник (8 часов) |
||||||
1 |
Три основных цвета – жёлтый, красный, синий. Цветочная поляна |
1 |
06.09 |
|
|
|
2 |
Белая и чёрная краски. Изображение природных стихий |
1 |
13.09 |
|
|
|
3 |
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Изображение осеннего леса по памяти и впечатлению |
1 |
20.09 |
|
|
|
4 |
Выразительные возможности аппликации. Коврик «Осенние листья» |
1 |
27.09 |
|
|
|
5 |
Выразительные возможности графических материалов. Изображение зимнего леса по впечатлению и памяти |
1 |
04.10 |
|
|
|
6 |
Выразительность материалов для работы в объеме. Объемное изображение животных по памяти и впечатлению |
1 |
11.10 |
|
|
|
7 |
Выразительные возможности бумаги. Игровая площадка для зверей. |
1 |
18.10 |
|
|
|
8 |
Неожиданные материалы (обобщение темы). Ночной праздничный город. |
1 |
25.10 |
|
|
Каникулы 01.11 по 07.11 |
Реальность и фантазия (7 часов) |
||||||
9 |
Изображение и реальность. Изображение домашних животных |
1 |
08.11 |
|
|
|
10 |
Изображение и фантазия. Изображение фантастического животного. |
1 |
15.11 |
|
|
|
11 |
Украшение и реальность. Изображение паутинки с росой. |
1 |
22.11 |
|
|
|
12 |
Украшение и фантазия. Кружева. Украшение узором воротничка. |
1 |
29.11 |
|
|
|
13 |
Постройка и реальность. Конструирование из бумаги подводного мира. |
1 |
06.12 |
|
|
|
14 |
Постройка и фантазия. Макеты фантастических зданий. |
1 |
13.12 |
|
|
|
15 |
Братья – Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). Ёлочные игрушки. |
1 |
20.12 |
|
|
|
О чём говорит искусство (11 часов) |
||||||
16 |
Изображение природы в различных состояниях. Контрастное состояние природы. |
1 |
27.12 |
|
|
Каникулы с 29.12 по 12.01 |
17 18 |
Изображение характера животных. Изображение животных. |
2 |
17.01 24.01 |
|
|
|
19 20 |
Изображение характера человека: женский образ. Сказочный женский образ. |
2 |
31.01 07.02 14.02 |
|
|
|
21 |
Изображение характера человека: мужской образ. Герои знакомых сказок. |
1 |
21.02 |
|
|
|
22 |
Образ человека в скульптуре. Создание в объеме контрастных сказочных персонажей. |
1 |
28.02 |
|
|
|
23 |
Человек и его украшения. Украшение кокошников и оружия |
1 |
07.03 |
|
|
|
24 |
О чём говорят украшения. Коллективная аппликация сказочных флотов. |
1 |
14.03 |
|
|
|
25 26 |
Обобщение темы. Творческие работы. |
2 |
21.03 04.04 |
|
|
Каникулы с 23.03 по 30.03 |
Как говорит искусство (8 часов) |
||||||
27 |
Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. Изображение пера жар-птицы. |
1 |
11.04 |
|
|
|
28 |
Тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли. |
1 |
18.04 |
|
|
|
29 |
Что такое ритм линий? Изображение весенних ручьёв. |
1 |
25.04 |
|
|
|
30 |
Характер линий. Изображение веток. |
1 |
16.05 |
|
|
09.05 праздничный день |
31 |
Ритм пятен. Изображение летящих птиц. |
1 |
23.05 |
|
|
|
32 |
Пропорции выражают характер. Конструирование людей и птиц с разными пропорциями. |
1 |
30.05 |
|
|
|
33 |
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. Панно «Весна. Шум птиц». |
1 |
|
|
|
|
34 |
Обобщающий урок года. Репродукции художников. Игра. |
1 |
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.