Программа коррекционно-развивающей работы

  • docx
  • 28.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 5-7 кл программа коррекционно- развивающей работы.docx

 

Пояснительная записка

 

Программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант2) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на реализацию системы дефектологической помощи детям с нарушениями в развитии в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в развитии обучающихся, их дальнейшую социальную адаптацию.

Рабочая программа учителя-дефектолога является обязательным документом, обеспечивающим реализацию коррекционно-развивающей деятельности в рамках освоения адаптированной основной общеобразовательной программы, составленной для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2, СИПР)

В реализуемый комплекс программ коррекционной работы входят следующие блоки:

·         диагностический блок (мониторинговые исследования);

·         программа коррекционной работы;

·         профилактическая работа;

Данная программа выступает инструментом при планировании коррекционно-развивающей компетентностной деятельности учителя-дефектолога.

           Дети с интеллектуальной недостаточностью лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Поэтому слабо подготовленные к обучению учащиеся нуждаются в коррекционном сопровождении образовательного процесса.

Цель программы: диагностика, развитие и коррекция высших психических функций учащихся с ограниченными возможностями здоровья, как основы для формирования учебных навыков. Создание условий для преодоления трудностей обучения школьников с ОВЗ, исходя из структуры их нарушений, познавательных потребностей и возможностей.

   Задачи:

1.     Выявление особых образовательных потребностей обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2, СИПР), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии.

2.     Осуществление комплексной диагностики и определение путей коррекции, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы.

3.     Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы в соответствии с программным содержанием.

4.     Осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи обучающемуся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1, 2, СИПР) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

5.     Реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1, 2, СИПР).

6.     Оказание родителям (законным представителям) обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1, 2, СИПР) консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, социальным и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.

Специфические задачи коррекционно-развивающего дефектологического сопровождения данной нозологической группы, осваивающей АООП образования для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2, СИПР) и адаптации

·         Развитие сенсорной сферы.

·         Развитие предметно-практических действий.

·         Двигательное развитие.

·         Освоение доступных средств невербальной коммуникации: взгляда, мимики, жеста, предмета, графического изображения, знаковой системы.

·         Обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.

·         Развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия.

·         Развитие предметно-практической и познавательной деятельности.

·         Освоение простых действий с предметами и материалами.

·         Развитие функции руки, в том числе мелкой моторики.

·         Формирование ориентировки в пространстве.

·         Обогащение сенсомоторного опыта.

·         Коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы.

·         Формирование в доступной форме базовых учебных действий.

 

Программа построена на следующих принципах коррекционно-развивающей работы:

·         принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих общих и специфических задач;

·         принцип единства диагностики и коррекции;

·         приоритетности коррекции причинного типа;

·         принцип учёта соотношения первичных и вторичных нарушений;

·         деятельностный принцип коррекции;

·         принцип учёта неравномерности детского развития;

·         принцип комплексности методов  коррекционного воздействия;

·         принцип опоры на разные уровни организации психических процессов;

·         принцип программированного обучения;

·         принцип возрастания сложности;

·         принцип учета объема и степени разнообразия материала;

·         принцип развивающего характера обучения, основывающегося на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании «зоны ближайшего развития»;

·         принцип уровневой дифференциации задач, содержания и результатов образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

·         принцип системного компенсаторно-развивающего воздействия на развитие ребенка с обеспечением преодоления им трудностей развития, обусловленных негативным влиянием нарушенного анализатора, формированием компенсаторно–адаптивных механизмов, повышающих возрастные возможности социально-коммуникативного, познавательного, речевого, физического развития;

·         принцип стимулирования эмоционального реагирования, эмпатии и использования их для развития практической деятельности детей, общения и воспитания адекватного поведения.

 

Пути реализации программы:

 

1.     Изучение уровня развития высших психических функций учащихся.

2.     Подбор необходимого диагностического инструментария.

3.     Планирование, организация  работы.

4.     Мониторинг результатов работы.

5.     Регуляция и корректировка работы.

 

Условия реализации программы

 

Подгрупповые занятия рассчитаны на 30 минут. (Учащиеся 5-7 классов- 2 вариант, СИПР)

 

 

Планируемые результаты освоения адаптированной коррекционной дефектологической программы

 

Освоение обучающимися коррекционно-развивающей дефектологической программы, которая создана на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных компетенций (в первую очередь овладение коммуникативной компетенцией), необходимой для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в социальную среду.

Данная программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Минимальный уровень:

·         формулировка своих просьб и желаний;

·         владение навыками альтернативной коммуникации;

·         участие в ролевых играх в соответствии с возможностями;

·         восприятие на слух текстов;

·         ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

·         выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец;

·         решение простых примеров;

·         осознание своего личного опыта;

·         ответы на вопросы учителя-дефектолога по содержанию прослушанных материалов;

Достаточный уровень:

·         понимание содержания небольших по объему тестов;

·         понимание содержания сказанного;

·         умение отвечать на вопросы;

·         выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя-дефектолога;

·         активное участие в тематических диалогах;

·         решение примеров, простых задач;

·         высказывание своих просьб и желаний;

·         составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

 

 

Система оценки достижения обучающимися с интеллектуальными нарушениями планируемых результатов освоения коррекционно-развивающей дефектологической программы.

 

При организации дефектологических занятий необходимо исходить из возможностей обучающегося с ОВЗ — занятие должно быть умеренной трудности, доступным для ученика, так как на первых этапах коррекционной работы ему необходимо обеспечить субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

Цель и результаты не должны быть слишком отдалены во времени от начала выполнения задания. Они должны быть значимы для учащегося, поэтому при организации коррекционного воздействия необходима дополнительная стимуляция. С этой целью можно использовать систему условной качественно-количественной оценки достижений ребенка. При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо также помнить об особенностях восприятия учащимися учебного материала и специфике мотивации их деятельности. В этой связи эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка.

 

         Календарно-тематическое планирование

5 класс

Тема

Кол-во занятий

Дата

1

Входная диагностика.

1

2

Имя, фамилия, домашний адрес.

1

3

Дата рождения, возраст.

1

4

Рисуночный тест «Дом, дерево,

человек».

1

5

Времена года, месяцы.

1

6

Зрительный диктант.

1

7

Чтение слогов, слов.

1

8

Обводка, штриховка, письмо.

1

9

Упражнения на развитие внимания.

1

10

Упражнения на развитие памяти.

1

11

Упражнения на развитие мышления.

1

12

Упражнения на развитие воображения.

1

13-15

Тренировочные упражнения по

запросу учителя.

3

16

Графический диктант.

1

17

Счет, арифметические действия.

1

18

Рисунок. Развитие мелкой моторики.

1

19

Составление предложений по картинкам.

1

 

20

Составление коротких рассказов по картинкам.

1

21

Пересказ прочитанного учителем

текста.

1

22-24

Решение примеров.

3

25-27

Решение простых задач.

3

28

Ориентировка в пространстве.

1

29

Математические раскраски.

1

30

Геометрические фигуры.

1

31-33

Коррекционные игры.

3

34

Итоговая диагностика

1

5-6 класс

Тема

Кол-во занятий

Дата

1

Входная диагностика.

1

2

 ФИО, дата рождения.

1

3-4

Звуки и буквы.

2

5-6

Предложение. Составление предложений.

2

7-9

Чтение, пересказ.

3

10-13

Развитие мелкой моторики (обводка, штриховка). Письмо.

4

14-19

Упражнения на развитие ВПФ.

6

20-23

Тренировочные упражнения по

запросу учителя.

4

24-27

Счет, решение примеров, задач.

4

28-29

Математические раскраски.

2

30-31

Геометрические фигуры.

2

32-33

Коррекционные игры.

2

34

Итоговая диагностика.

1

7        класс

Тема

Кол-во занятий

Дата

1

Входная диагностика.

1

 

2-7

Упражнения на развитие ВПФ.

6

8

Звуки и буквы.

1

9-11

Чтение, пересказ.

3

12-15

Составление рассказов и предложений.

4

 

16-18

Списывание, письмо под диктовку.

3

19-21

Решение примеров и задач.

3

22-26

Тренировочные упражнения по

запросу учителя.

5

27-29

Обозначение времени, ориентировка в пространстве.

3

30-31

Математические раскраски.

2

32-33

Коррекционные игры.

2

34

Итоговая диагностика.

1

 

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Учебные пособия: печатные пособия (учебники; кассы букв и слогов; разрезные азбуки; альбом с предметными и сюжетными картинками; картинные лото), сортеры, магнитная доска, таблица сложения и вычитания, ноутбук.

Список литературы:

1.     Горскин Б.Б., Коняева Н.П., Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика: Учебное пособие для вузов (под ред. Пузанова Б.П.) М: «Академия», 2008

2.     Стребелева Е. А., Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал): пособие для педагога - дефектолога: материал для индивидуальной работы с детьми М: «Владос», 2007

3.     Стребелева Е. А., Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Книга для педагога-дефектолога М: «Владос», 2004

4.     Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство для специалистов и родителей С-Пб: Речь 2007

5.     Воронкова, В.В. Олигофренопедагогика. Пособие для ВУЗов / В.В. Воронкова. - М.: Дрофа, 2009.

6.     Замский, Х. С. История олигофренопедагогики / Х.С. Замский. - М.: Просвещение, 1980

7.     Олигофренопедагогика. - М.: Академия, 2011. - 336 c.

8.     Олигофренопедагогика. - М.: Дрофа, 2009. - 400 c.

9.     Пузанов, Б. П. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Олигофренопедагогика» / Б.П. Пузанов. - М.: Прометей, 2011.

10. Яковлева Е.Л. Развитие внимания и памяти у школьников.– М.: Межд. пед. академ, 1995

11. Тигранова Л.И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха.– М., 1991

12. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. – М., 2006


 

13.