Программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант2) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на реализацию системы дефектологической помощи детям с нарушениями в развитии в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в развитии обучающихся, их дальнейшую социальную адаптацию.
Рабочая программа учителя-дефектолога является обязательным документом, обеспечивающим реализацию коррекционно-развивающей деятельности в рамках освоения адаптированной основной общеобразовательной программы, составленной для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2, СИПР)
· диагностический блок (мониторинговые исследования);
· программа коррекционной работы;
· профилактическая работа;
Данная программа выступает инструментом при планировании коррекционно-развивающей компетентностной деятельности учителя-дефектолога.
Дети с интеллектуальной недостаточностью лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Поэтому слабо подготовленные к обучению учащиеся нуждаются в коррекционном сопровождении образовательного процесса.
Цель программы: диагностика, развитие и коррекция высших психических функций учащихся с ограниченными возможностями здоровья, как основы для формирования учебных навыков. Создание условий для преодоления трудностей обучения школьников с ОВЗ, исходя из структуры их нарушений, познавательных потребностей и возможностей.
Задачи:
1. Выявление особых образовательных потребностей обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2, СИПР), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии.
2. Осуществление комплексной диагностики и определение путей коррекции, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы.
3. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы в соответствии с программным содержанием.
4. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи обучающемуся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1, 2, СИПР) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
5. Реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1, 2, СИПР).
6. Оказание родителям (законным представителям) обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1, 2, СИПР) консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, социальным и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.
· Развитие сенсорной сферы.
· Развитие предметно-практических действий.
· Двигательное развитие.
· Освоение доступных средств невербальной коммуникации: взгляда, мимики, жеста, предмета, графического изображения, знаковой системы.
· Обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.
· Развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия.
· Развитие предметно-практической и познавательной деятельности.
· Освоение простых действий с предметами и материалами.
· Развитие функции руки, в том числе мелкой моторики.
· Формирование ориентировки в пространстве.
· Обогащение сенсомоторного опыта.
· Коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы.
· Формирование в доступной форме базовых учебных действий.
Программа построена на следующих принципах коррекционно-развивающей работы:
· принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих общих и специфических задач;
· принцип единства диагностики и коррекции;
· приоритетности коррекции причинного типа;
· принцип учёта соотношения первичных и вторичных нарушений;
· деятельностный принцип коррекции;
· принцип учёта неравномерности детского развития;
· принцип комплексности методов коррекционного воздействия;
· принцип опоры на разные уровни организации психических процессов;
· принцип программированного обучения;
· принцип возрастания сложности;
· принцип учета объема и степени разнообразия материала;
· принцип развивающего характера обучения, основывающегося на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании «зоны ближайшего развития»;
· принцип уровневой дифференциации задач, содержания и результатов образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
· принцип системного компенсаторно-развивающего воздействия на развитие ребенка с обеспечением преодоления им трудностей развития, обусловленных негативным влиянием нарушенного анализатора, формированием компенсаторно–адаптивных механизмов, повышающих возрастные возможности социально-коммуникативного, познавательного, речевого, физического развития;
· принцип стимулирования эмоционального реагирования, эмпатии и использования их для развития практической деятельности детей, общения и воспитания адекватного поведения.
Пути реализации программы:
1. Изучение уровня развития высших психических функций учащихся.
2. Подбор необходимого диагностического инструментария.
3. Планирование, организация работы.
4. Мониторинг результатов работы.
5. Регуляция и корректировка работы.
Условия реализации программы
Подгрупповые занятия рассчитаны на 30 минут. (Учащиеся 5-7 классов- 2 вариант, СИПР)
Освоение обучающимися коррекционно-развивающей дефектологической программы, которая создана на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных компетенций (в первую очередь овладение коммуникативной компетенцией), необходимой для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в социальную среду.
Данная программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Минимальный уровень:
· формулировка своих просьб и желаний;
· владение навыками альтернативной коммуникации;
· участие в ролевых играх в соответствии с возможностями;
· восприятие на слух текстов;
· ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
· выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец;
· решение простых примеров;
· осознание своего личного опыта;
· ответы на вопросы учителя-дефектолога по содержанию прослушанных материалов;
· понимание содержания небольших по объему тестов;
· понимание содержания сказанного;
· умение отвечать на вопросы;
· выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя-дефектолога;
· активное участие в тематических диалогах;
· решение примеров, простых задач;
· высказывание своих просьб и желаний;
· составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
При организации дефектологических занятий необходимо исходить из возможностей обучающегося с ОВЗ — занятие должно быть умеренной трудности, доступным для ученика, так как на первых этапах коррекционной работы ему необходимо обеспечить субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Цель и результаты не должны быть слишком отдалены во времени от начала выполнения задания. Они должны быть значимы для учащегося, поэтому при организации коррекционного воздействия необходима дополнительная стимуляция. С этой целью можно использовать систему условной качественно-количественной оценки достижений ребенка. При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо также помнить об особенностях восприятия учащимися учебного материала и специфике мотивации их деятельности. В этой связи эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка.
5 класс
|
№ |
Тема |
Кол-во занятий |
Дата |
|
1 |
Входная диагностика. |
1 |
|
|
2 |
Имя, фамилия, домашний адрес. |
1 |
|
|
3 |
Дата рождения, возраст. |
1 |
|
|
4 |
Рисуночный тест «Дом, дерево, человек». |
1 |
|
|
5 |
Времена года, месяцы. |
1 |
|
|
6 |
Зрительный диктант. |
1 |
|
|
7 |
Чтение слогов, слов. |
1 |
|
|
8 |
Обводка, штриховка, письмо. |
1 |
|
|
9 |
Упражнения на развитие внимания. |
1 |
|
|
10 |
Упражнения на развитие памяти. |
1 |
|
|
11 |
Упражнения на развитие мышления. |
1 |
|
|
12 |
Упражнения на развитие воображения. |
1 |
|
|
13-15 |
Тренировочные упражнения по запросу учителя. |
3 |
|
|
16 |
Графический диктант. |
1 |
|
|
17 |
Счет, арифметические действия. |
1 |
|
|
18 |
Рисунок. Развитие мелкой моторики. |
1 |
|
|
19 |
Составление предложений по картинкам. |
1 |
|
20 |
Составление коротких рассказов по картинкам. |
1 |
|
|
21 |
Пересказ прочитанного учителем текста. |
1 |
|
|
22-24 |
Решение примеров. |
3 |
|
|
25-27 |
Решение простых задач. |
3 |
|
|
28 |
Ориентировка в пространстве. |
1 |
|
|
29 |
Математические раскраски. |
1 |
|
|
30 |
Геометрические фигуры. |
1 |
|
|
31-33 |
Коррекционные игры. |
3 |
|
|
34 |
Итоговая диагностика |
1 |
5-6 класс
|
№ |
Тема |
Кол-во занятий |
Дата |
|
1 |
Входная диагностика. |
1 |
|
|
2 |
ФИО, дата рождения. |
1 |
|
|
3-4 |
Звуки и буквы. |
2 |
|
|
5-6 |
Предложение. Составление предложений. |
2 |
|
|
7-9 |
Чтение, пересказ. |
3 |
|
|
10-13 |
Развитие мелкой моторики (обводка, штриховка). Письмо. |
4 |
|
|
14-19 |
Упражнения на развитие ВПФ. |
6 |
|
|
20-23 |
Тренировочные упражнения по запросу учителя. |
4 |
|
|
24-27 |
Счет, решение примеров, задач. |
4 |
|
|
28-29 |
Математические раскраски. |
2 |
|
|
30-31 |
Геометрические фигуры. |
2 |
|
|
32-33 |
Коррекционные игры. |
2 |
|
|
34 |
Итоговая диагностика. |
1 |
7 класс
|
№ |
Тема |
Кол-во занятий |
Дата |
|
1 |
Входная диагностика. |
1 |
|
2-7 |
Упражнения на развитие ВПФ. |
6 |
|
|
8 |
Звуки и буквы. |
1 |
|
|
9-11 |
Чтение, пересказ. |
3 |
|
|
12-15 |
Составление рассказов и предложений. |
4 |
|
|
16-18 |
Списывание, письмо под диктовку. |
3 |
|
|
19-21 |
Решение примеров и задач. |
3 |
|
|
22-26 |
Тренировочные упражнения по запросу учителя. |
5 |
|
|
27-29 |
Обозначение времени, ориентировка в пространстве. |
3 |
|
|
30-31 |
Математические раскраски. |
2 |
|
|
32-33 |
Коррекционные игры. |
2 |
|
|
34 |
Итоговая диагностика. |
1 |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Учебные пособия: печатные пособия (учебники; кассы букв и слогов; разрезные азбуки; альбом с предметными и сюжетными картинками; картинные лото), сортеры, магнитная доска, таблица сложения и вычитания, ноутбук.
Список литературы:
1. Горскин Б.Б., Коняева Н.П., Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика: Учебное пособие для вузов (под ред. Пузанова Б.П.) М: «Академия», 2008
2. Стребелева Е. А., Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал): пособие для педагога - дефектолога: материал для индивидуальной работы с детьми М: «Владос», 2007
3. Стребелева Е. А., Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Книга для педагога-дефектолога М: «Владос», 2004
4. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство для специалистов и родителей С-Пб: Речь 2007
5. Воронкова, В.В. Олигофренопедагогика. Пособие для ВУЗов / В.В. Воронкова. - М.: Дрофа, 2009.
6. Замский, Х. С. История олигофренопедагогики / Х.С. Замский. - М.: Просвещение, 1980
7. Олигофренопедагогика. - М.: Академия, 2011. - 336 c.
8. Олигофренопедагогика. - М.: Дрофа, 2009. - 400 c.
9. Пузанов, Б. П. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Олигофренопедагогика» / Б.П. Пузанов. - М.: Прометей, 2011.
10. Яковлева Е.Л. Развитие внимания и памяти у школьников.– М.: Межд. пед. академ, 1995
11. Тигранова Л.И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха.– М., 1991
12. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. – М., 2006
13.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.