Пояснительная записка
Коррекционно-развивающая программа составлена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся по общеобразовательной программе варианту 7.1 в 1 классах.
Тематическое планирования данной коррекционно-развивающей программы учитывает обучающую, образовательную и социальную направленность и предполагает , что коррекционно-развивающие занятия проводятся 2 раза в неделю. Данная программа реализуется в течении 33 учебных недель.
Целью применения данной программы является: ликвидация пробелов знаний (ЛПЗ) учащихся, развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер: памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, которые помогают развивать познавательную деятельность у ребенка.
Календарно-тематическое планирование составлено на основе учебного материала таких предметов , как математика, русский язык, окружающий мир. В соответствии с темой каждого занятия, подбираются такие формы работы, которые помогают сделать обучение разнообразным, а выбор упражнений и игр не только ликвидировали пробелы в знаниях , но и стимулировали бы познавательную деятельность. Изучаемые темы выстроены по концентрическому принципу, постепенно расширяя, углубляя и повторяя изученный материал.
Систематическое применение технологии имитационного моделирования позволяют решать поставленные задачи, так как игровая форма наиболее доступна для детей, она способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода, а также формирует учебную мотивацию через ситуацию успеха в игровой деятельности. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям с ограниченными возможностями в коллективе класса, школы и в социуме.
Использование на занятиях словесных методов (рассказ, объяснение, беседа) помогают в общении с учащимися. У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является образцом для учащихся: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи у учащихся коррекционной школы.
Устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими упражнениями. В качестве практических заданий используются развивающие материалы, посредством взаимодействия с которыми у детей развивается моторика, влияющая на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.
Для более полного усвоения детьми учебного материала, применяются проблемно-поисковые и наглядные методы, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; широко используются ИКТ: компьютер.
Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на чувственное познание детей, на их личный опыт. Предметы, используемые на занятиях, позволяют сблизить теоретические знания и реальную жизнь.
Еще одной важной причиной, побуждающей активнее внедрять специальные развивающие упражнения, является возможность проведения с их помощью эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Это позволяет реализовать на практике заложенный в концепции коррекционно-развивающего обучения принцип единства диагностики и коррекции, и он же является основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы.
Продолжительность коррекционно-развивающих занятий не превышает 40 минут. В начале или в середине каждого занятия в организационный момент или в физкультминутки включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают детям сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку. Это могут быть дыхательные упражнения, «пальчиковые» игры, артикуляционная гимнастика. Перед выполнением каждого задания даётся подробная инструкция (для младших школьников повторяется один или несколько раз), возможен показ действия педагогом. Ученик должен учиться сам оценивать качество выполнения задания и уметь контролировать свои действия. Выбирается оптимальный темп деятельности, установка делается не на скорость, а на качество. Оценивая работу, внимание акцентируется на положительном моменте и не заостряется на неудаче. Ученик должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен.
Цели и задачи программы:
1. Обеспечение оптимальных условий для развития личности ребенка путем создания:
·климата психологического комфорта и эмоционального благополучия;
·развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм деятельности, среди которых ребенок может отыскать наиболее близкие его способностям и возможностям;
·ситуации достижения успеха во внеучебной и учебной деятельности.
2. Субъектно-ориентированная организация совместной деятельности ребенка и взрослого:
·опора на личный опыт ученика;
·обеспечение близкой и понятной цели деятельности;
·индивидуальный подход к ребенку, как на индивидуальных, так и на групповых занятиях;
·использование различных видов помощи (стимулирующей, организующей и обучающей);
·организация взаимодействия со сверстниками.
3. Проведение коррекционно-развивающей работы в рамках ведущей деятельности:
·стимуляция познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации;
·использование игровых приёмов, элементов соревнования, дидактических игр на всех этапах деятельности ребенка.
Программа занятий включает следующие основные направления:
·Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
·Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);
·Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
·Развитие восприятия (пространственного, слухового) и сенсомоторной координации;
·Формирование учебной мотивации;
·Ликвидацию пробелов знаний;
·Развитие личностной сферы, в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости;
·Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей.
Практическое значение: систематизируя и анализируя специфические проявления познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями в здоровье, формулируются психолого-педагогические условия, позволяющие прогнозировать эффективную реализацию потенциальных возможностей у детей.
Содержание учебных тем.
1 класс (7.1)
Развитие аналитико-синтетической сферы
Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному с обобщением на наглядном уровне в работе над математическими навыками. Развитие способности анализировать простые закономерности. Умение выделять в явлении природы разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества.
Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы; сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д.; различные виды задач на группировку: “Исключи лишнее”, “Сходство и различие”, “Продолжи закономерность”; аналитические задачи с прямым утверждением.
Развитие внимания
Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания при работе над вычислительными задачами и развитием речи. Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах; “Графический диктант” с выявлением закономерностей (по визуальному образцу); составление простых узоров из карточек по образцу (“Мозаика”); знакомство с игрой “Муха” — 1-й уровень (с указкой у доски); игры: “Внимательный художник”, “Точки”, “И мы...”, “Запутанные дорожки”.
Развитие пространственного восприятия и воображения
Развитие пространственной ориентировки, восприятия глубины и объема, выделение фигуры из фона. Формирование элементов конструктивных навыков и воображения.
Упражнения на развитие пространственной координации (понятия — слева, справа, перед, за и т.п.): “Графический диктант”, наложенные рисунки, составление мозаики из 4 элементов с зарисовыванием в тетрадь, нахождение заданной фигуры из двух или более изображений. Игры на перевоплощение.
Развитие памяти
Развитие объема и устойчивости визуальной памяти в работе над ликвидацией пробелов вычислительных и речевых навыков.
Упражнения на запоминание различных предметов (5-6 предметов без учета месторасположения), игры “Внимательный художник”, “Найди отличия”.
Развитие личностно-мотивационной сферы
Формирование учебной мотивации, снятие тревожности и других невротических комплексов, связанных с периодом адаптации
I четверть
N урока |
Тема занятия |
Содержание работы |
Терминология |
Содержание коррекционно-воспитательного процесса |
1-6 |
Диагностическое обследование -6 часов
|
|||
7 |
Сравнение предметов по величине, длине, ширине. |
Научиться различать предметы и находить одинаковые |
Величина, масса, размер |
Коррекция зрительного восприятия, сенсорное развитие. Коррекция мелкой моторики. |
8 |
Осень.
Трафарет (Обведение листьев по трафарету.) |
Знакомство с характерными признаками, осенними месяцами, погодой данного времени года
Различные формы листьев. Название деревьев. |
Похолодание, листопад, осадки, сентябрь, октябрь, ноябрь. |
Формирование знаний о сезонных явлениях, развитие речи, развитие наглядно-образного мышления
|
9 |
Временные представления. Год. Месяц.
Временные представления. Дни недели. Время суток.
|
Знакомство с частями суток, с их последовательностью. |
День, ночь, вечер, утро; сегодня, вчера, завтра, позавчера, послезавтра. |
Развитие речи, развитие мышления. Развитие временных представлений. |
10 |
Учебный кабинет. Звук. Буква. Слово. |
Знакомство с классом (кабинетом учителя-дефектолога). Развитие навыков каллиграфии.
|
Доска, парта, одноклассник, учитель-дефектолог, учитель, классный руководитель, воспитатель ГПД. |
Развитие навыков пространственной ориентировки. Коррекция мелкой моторики. Развитие речи. |
11 |
Зрительный диктант.
Числовой ряд от 1 до 5. Прямой счёт.
Обратный счёт. |
Определение порядка при счете, количества предметов. |
По порядку |
Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия, формирование элементарных математических представлений.
|
12 |
Предложение.
Схема предложения. |
Знакомство с правилами написания предложения. |
Начало, конец предложения. |
Развитие зрительного восприятия, внимания, формирование знаний правил русского языка. |
13 |
Сложение и вычитание чисел в пределах 5. |
Понятия: сложить, вычесть, плюс, минус. |
Сложить, вычесть, плюс, минус. |
Развитие речи, расширение математических представлений. |
|
Рисование прямых линий. |
Вертикальные и горизонтальные прямые линии |
Прямая линия. |
Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия, формирование элементарных математических представлений. |
14 |
Слова, отвечающие на вопросы кто? и что? |
Формирование навыка тактильно узнавать предметы. |
Много, гладкий, живой и неживой предмет |
Развитие мелкой моторики, развитие тактильного восприятия. Формирование навыков грамотного письма. |
15 |
Геометрические фигуры. |
Знакомство с различиями и сходством геометрических фигур. |
Прямоугольник – прямоугольный, круг-круглый и т. д. |
Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия, формирование элементарных математических представлений. |
16 |
Части и целое Обобщающее занятие. |
Формирование навыка узнавать предмет по части и собирать из частей целый предмет. |
Целый (целое, целая), часть. |
Развитие целостного и дифференцированного восприятия, развитие зрительного внимания, развитие наглядно-образного мышления.
|
II четверть
N урока |
Тема занятия |
Содержание работы |
Терминология |
Содержание коррекционно-воспитательного процесса |
17 |
Числа от 1 до 6. Состав числа. |
Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание. |
Один, первый и т.д. |
Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций. |
18 |
Шнуровка.
Большая буква в именах и фамилиях людей. Большая буква в кличках животных. |
Формирование умения шнуровать, завязывать, заплетать.
Формирование навыков грамотного письма. |
Бант, шнурок, узел.
Имена людей, клички животных. |
Развитие мелкой моторики рук, развитие координации движений. Заучивание правил правописания. |
19 |
Числовой ряд. Нуль. |
Состав числа, порядок числа,, соотнесение с предметами, написание. |
Присчитывание, отсчитывание. |
Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций. |
20 |
Чистописание. |
Элементы строчных, заглавных букв: крючки, петли |
Звонкие и глухие согласные. |
Развитие зрительного внимания и зрительного восприятия, развитие зрительно-моторной координации, формирование пространственной ориентировки на листе бумаги при написании в тетради. |
21 |
Числовой ряд от 6 до 9. |
Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание. |
Числовой ряд. |
Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций. |
22 |
Лица людей. Эмоции. Настроение. Чистописание. |
Прилагательные. Описание. Формирование навыка правильного держания карандаша и ручки. |
Настроение. Эмоция.
|
Эмоциональное воспитание. |
23 |
Число 10 Форма предметов окружающего пространства. |
Узнавание. Написание. Узнавание. Рисование. |
Единицы, десяток. |
Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций. |
24 |
Последовательность. (Сказка «Колобок» или «Репка»).
|
Уметь составлять и излагать последовательность в пересказе сказки. |
Очерёдность, Последовательность. |
Развитие речи, развитие воображения, развитие мелкой моторики рук, развитие координации движения. Закрепление правил.
|
25 |
Составление математических выражений «больше на», «меньше на». |
Составные части задачи. |
Условие, вопрос, решение. |
Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций. |
26 |
Различение цветов.
Зима. Отличительные признаки. |
Различать и выделять необходимый цвет. |
Снегопад, гололёд, снежный покров, декабрь, январь, февраль. |
Формирование звукопроизношения, развитие речи, развитие наглядно-образного мышления. |
27 |
Что больше. Что меньше. Сравнение. Нахождение суммы и остатка. |
Состав числа, порядок числа,, соотнесение с предметами, написание. |
Плюс, минус |
Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций. |
28 |
Составление рассказа «Зимние забавы». |
Формирование знаний о зимних видах спорта, о детских играх зимой |
Снеговик, санки, лыжи, коньки |
Развитие воображения, развитие речи, расширение и уточнение словарного запаса |
29 |
Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. |
Состав числа, порядок числа, решение примеров. |
Увеличить, уменьшить. |
Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций |
30 |
Чтение слогов, слов. Написание слогов, слов. Одежда. |
Формировать умение складывать звуки в слоги, в слова. Знакомство с видами одежды, уход |
Женская, мужская, детская, домашняя, выходная. |
Сенсорное развитие, развитие кругозора, развитие словаря, развитие наглядно-образного мышления Развитие речи, расширение словаря, социально-бытовая ориентировка. |
27 |
Определение расположения предмета.
|
Анализ написания букв. Дифференциация свистящих и шипящих согласных. |
Коза, коса, кожа, кошка. |
Развитие пространственной ориентировки, развитие глазомера. Формирование правильного звукопроизношения, написания букв. |
28 |
Составление математических выражений «больше на», «меньше на». |
Составные части задачи. |
Условие, вопрос, решение. |
Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций. |
29 |
Последовательность. (Сказка «Колобок» или «Репка»).
|
Уметь составлять и излагать последовательность в пересказе сказки. |
Очерёдность, Последовательность. |
Развитие речи, развитие воображения, развитие мелкой моторики рук, развитие координации движения. Закрепление правил.
|
30 |
Чтение слогов, слов. Написание слогов, слов. Одежда. |
Формировать умение складывать звуки в слоги, в слова. Знакомство с видами одежды, уход |
Женская, мужская, детская, домашняя, выходная. |
Сенсорное развитие, развитие кругозора, развитие словаря, развитие наглядно-образного мышления Развитие речи, расширение словаря, социально-бытовая ориентировка. |
III четверть
N урок |
Тема занятия |
Содержание работы |
Терминология |
Содержание коррекционно-воспитательного процесса |
31 |
Продолжи числовой ряд. Переместительное свойство сложения |
Сложение удобным способом.
|
Слагаемые, сумма. |
Формирование математических представлений, развитие мыслительных процессов, развитие памяти. |
32 |
Графический диктант. Чистописание. Мягкий знак. |
Развитие мелкой моторики.
Знать , что- ь обозначать мягкость согласного звука на письме. |
Осень, конь. |
Формирование навыков грамотного письма. Коррекция мыслительных процессов. |
33 |
Сходство и различие. Нахождение разности. |
Уменьшение числа на несколько единиц. |
Уменьшаемое, вычитаемое, разность. |
Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций. |
34 |
Исключение лишнего.
Названия предметов, отвечающих на вопрос что?
|
Правильная постановка вопроса Что?
|
Неживые предметы. |
Расширение и уточнение словарного запаса, развитие речи, развитие мышления. |
35 |
Приемы сложения и вычитания. Математический диктант. |
Овладение приемами сложения и вычитания. Овладение приёмами работы при выполнении математических диктантов |
Приемы. |
Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций. |
36 |
Употребление слов, обозначающих названия предметов.
|
Анализ написания слов. Слова, обозначающие название предмета |
Уха, ухо, муха. |
Расширение и уточнение словарного запаса, развитие речи, развитие мышления. |
37 |
Увеличение и уменьшение чисел.
|
Приемы увеличения и уменьшения чисел на несколько единиц.
|
Увеличить на… Уменьшить на… |
Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций.
|
38 |
Названия предметов, отвечающие на вопрос кто? |
Анализ написания слов. Слова, обозначающие название предмета. |
Шишка, шапка, Саша, Маша, Женя, жук. |
Коррекция фонетико – фонематического слуха и восприятия. Уметь правильно ставить вопрос. |
39 |
Решение примеров на сложение и вычитание. |
Состав числа, порядок числа, сложение и вычитание. |
Действия сложение и вычитание. |
Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций. |
40 |
Дифференциация слов, отвечающих на вопросы что? и кто? |
Анализ написания слов. Слова, обозначающие название предмета. |
Луша, Алла, лампа, лодка. |
Дифференциация одушевленных и неодушевленных предметов. Умение анализировать. |
41 |
Действия с числами в пределах 20. |
Состав числа, порядок числа, действия с числами. |
Знаки плюс и минус. |
Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций. |
42 |
Слова, обозначающие один или несколько одинаковых предметов.
|
Употребление слов, обозначающих один или несколько одинаковых предметов. |
Один, много. |
Формирование понятий один предмет, много предметов. Дифференциация понятий.
|
43 |
Точка. Отрезок. |
Анализ понятий длинный-короткий, больше-меньше, длиннее-короче |
Больше или меньше «на». |
Социально-бытовая ориентировка, развитие мыслительных процессов. |
44 |
Большая буква в именах и фамилиях, отчествах людей. Большая буква в кличках животных.
|
Подбор и написание ФИО людей. Подбор имён и кличек животных. Использование правил правописания. |
Фамилия, имя, отчество, кличка. |
Развитие речи, развитие воображения, развитие мелкой моторики рук, развитие координации движений |
45 |
Решение задач в одно действие.
|
Выделение главной мысли в задаче. Определение вопроса. |
Условие, вопрос, решение, ответ. |
Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций. |
46 |
Большая буква в именах и фамилиях, отчествах людей. Большая буква в кличках животных.
|
Подбор и написание ФИО людей. Подбор имён и кличек животных. Использование правил правописания. |
Фамилия, имя, отчество, кличка. |
Развитие речи, развитие воображения, развитие мелкой моторики рук, развитие координации движений |
47 |
Состав двузначного числа. Решение примеров. |
Состав числа, порядок числа,, соотнесение с предметами, написание. |
Шестнадцать, шестнадцатый. |
Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций. |
48 |
Весна. Повторение пройденного. |
Повторение понравившихся игр. |
|
Коррекция мыслительной деятельности, познавательных процессов. |
49 |
Геометрические фигуры. |
Закрепление знаний о геометрических фигурах. Построение. |
Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. |
Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия, формирование элементарных математических представлений |
50 |
Употребление слов, обозначающих названия предметов.
|
Анализ написания слов. Слова, обозначающие название предмета |
Лес,поляна,звери. |
Расширение и уточнение словарного запаса, развитие речи, развитие мышления. |
IV четверть
Дата |
Тема занятия |
Содержание работы |
Терминология |
Содержание коррекционно-воспитательного процесса |
51 |
Сравнение чисел в пределах 20. |
Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание. |
Число, цифра. |
Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций |
52 |
Действие и его название. |
Правильная постановка вопроса что делает? |
Действие предмета. |
Развитие пространственной ориентировки, развитие зрительно-моторной координации, развитие мелкой моторики, развитие наглядно-образного мышления |
53 |
Прямой счёт в пределах 20. Обратный счет в пределах 20. |
Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание |
Прямой, обратный счет. |
Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций. |
54 |
Предлог как отдельное слово. |
Предлоги – в, на ,в, с, из, у. |
Предлоги. |
Развитие мелкой моторики рук, развитие координации движений. Формирование навыков грамотного письма. |
55 |
Разложение двузначного числа на десятки и единицы. |
Состав числа, порядок числа,, операции с числами. |
Знаки действия. |
Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций. |
56 |
Слова с непроверяемыми гласными. |
Правописание словарных слов. |
Словарь. |
Социально-бытовая ориентировка, расширение знаний об окружающем мире, расширение словарного запаса, развитие памяти, развитие речи. |
57 |
Решение задач. Играем и решаем. |
Решение задач. |
Ответ задачи. |
Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций. |
58 |
Написание гласных в словах-родственниках.
|
Формирование навыков звукоподражания. Умение подбирать родственные слова. |
Словарь, родственные слова. |
Развитие слухового внимания, развитие слухового восприятия. |
59 |
Качественные признаки предметов. Вычитание и сложение чисел в пределах 20. |
Закрепление навыков выполнения действия вычитания. |
Сложение, вычитание. |
Коррекция зрительного восприятия, сенсорное развитие. Коррекция мыслительной деятельности.
|
60 |
Правила записи предложения.
Простое предложение. Схема предложения. |
Дифференциация предложений, их начало и конец. Навык построения схемы предложения. |
Знаки препинания. Схема. |
Расширение знаний, развитие словаря, развитие мыслительных процессов, развитие памяти, развитие речи. |
61 |
Точки. Линия. Отрезок. Геометрические фигуры. |
Закрепление знаний о понятии «точка», о геометрических фигурах. |
Точка, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и т.д. |
Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия, формирование элементарных математических представлений. |
62 |
Списывание печатного текста. Диктовка слов. Диктовка предложений. Повторение пройденного. |
Формирование умения составлять рассказ по опорным словам, по сюжетным картинкам, исходя из собственного опыта
|
Самостоятельно, подсказка. |
Развитие монологической речи, развитие мыслительных операций, развитие воображения, развитие зрительного внимания и восприятия. |
63 |
Решение задач. Играем и решаем. |
Решение задач. |
Ответ задачи. |
Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций. |
64 |
Диктовка слов. Диктовка предложений. Повторение пройденного. |
Формирование умения составлять рассказ по опорным словам, по сюжетным картинкам, исходя из собственного опыта
|
Самостоятельно, подсказка. |
Развитие монологической речи, развитие мыслительных операций, развитие воображения, развитие зрительного внимания и восприятия. |
65-66 |
Диагностическое обследование - 2 часа
|
1 класс (7.1)
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
- анализировать простые закономерности;
- выделять в явлении разные особенности;
- вычленять в предмете разные качества;
- сравнивать предметы с указанием их сходства и различия по заданным признакам
Литература
1. В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина “Основы олигофренопедагогики”: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр Академия”, 2006 г.
2. Е.Худенко, Е.Останина 1-2 часть “Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии”. Издательство “Школа”. 1992 г.
3. И.А.Морозова, М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Москва. 2006 г.
4. Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва. 1988 г.
5. Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева “Настольная книга педагога – дефектолога” Москва 2005 г.
6. Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”.
7. Бабкина Н.В. “Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития”. – Москва. 2006
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.