Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия «Училище (техникум) олимпийского резерва».
Разработчик: Хрунова О.М. – преподаватель основ безопасности жизнедеятельности.
ОДОБРЕНО на заседании МО председатель ___________О.Н. Элтеко (подпись) от "___" _________ 20__ г. протокол № ____
|
|
СОГЛАСОВАНО Методист ______________Т.С. Воронкова (подпись) «____»_________20___г.
|
|
стр. |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ дополнительного образования |
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание программы
|
6 |
|
|
|
|
1.
ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Область применения программы.
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Участились случаи и в нашем учебном заведении с участием студентов в ДТП, и даже со смертельным исходом.
Это происходит потому, что обучающиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений.
Актуальность данной программы состоит в том, что в процессе её реализации решаются теоретические и практические вопросы профилактики ДДТТ, обучающиеся получают знания и отрабатывают умения, позволяющие им чувствовать себя уверенно на улицах города, а также у них развивается познавательный интерес в области истории дорогостроения, автомобиля и Правил дорожного движения.
Донести эти знания до студентов, выработать в них потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения - в этом и состоит задача кружка БДД и его руководителя.
Общение с сотрудниками ГИБДД, беседы, сюжетно-ролевые и деловые игры на тему безопасности дорожного движения в непринужденной обстановке, театральная студия в рамках кружка БДД производит на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок. В атмосфере общего творчества все усваивается намного легче, поэтому полезно устраивать конкурсы рисунков и плакатов, сочинений и макетов, проблемные ситуации и совместные обсуждения для их разрешения.
Конкурсы, беседы, классные часы дают возможность обучающимся проявить свои творческие способности. Умение донести до других информацию, которую ты знаешь, в творческой форме - не такое уж легкое дело, а главное - интересное.
Программой предусмотрено знакомство с историей ГИБДД в России. Программа направлена на формирование у слушателей сознательного ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.
Программа предусматривает занятия по каждой теме в форме игр, викторин, тестов, контрольных срезов.
1.2. Место дополнительного образования в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Программа кружка БДД имеет социально-педагогическую направленность: она создаёт условия для социальной практики обучающегося в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Главные принципы:
1. Добровольность участия в данном виде деятельности.
2. Деятельность кружка не должна нарушать учебного процесса техникума.
3. Использование наглядных пособий, ИКТ и всех средств наглядности.
4. Предполагается постепенное усложнение материала.
5. Активность и творческий подход к проведению мероприятий.
6. Доброжелательная и непринужденная обстановка работы кружка.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в результате прохождения данного курса обучающиеся овладевают знаниями и навыками правильного поведения в конкретной дорожной ситуации, приобретают такие качества в вопросах безопасности на дорогах, как самодисциплина и самоконтроль, которые в дальнейшем помогут им сохранить своё здоровье на улицах города. Программа ориентирована на здоровьесберегающие ценности, на партнёрское отношение детей и взрослых, на создание условий для развития социально-адаптированной личности в вопросах безопасности дорожного движения.
Обучение детей действиям в ситуации на дорогах – сложный и многоплановый процесс, который не должен ограничиваться рамками учебника ОБЖ и сводиться лишь к подаче общеизвестных правил. Обучающиеся на занятиях должны быть не пассивными слушателями, а активными участниками учебного процесса. Занятия только тогда дадут положительные результаты и оставят след в сознании ребёнка, когда они будут интересными, творческими и эмоционально окрашенными.
В работе кружка участвуют обучающиеся 1-2 курсов, т.е. подростки 15-18 лет. Работая в коллективе студентов, руководитель кружка строит воспитательную работу с учетом возрастных особенностей подростков. Создается актив студентов для оказания помощи изучения ПДД во всех группах 1 курса через пропаганду, агитацию, конкурсы, игры, соревнования и т.д.
1.3.Цель и задачи программы – требования к результатам освоения дисциплины:
Основная цель программы – создание условий для развития личности обучающихся, способных ориентироваться и действовать в динамично-изменяющейся дорожно-транспортной среде, привитие навыков правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, воспитание социальной ответственности, уверенности и активной жизненной позиции в деле пропаганды и агитации в профилактике ДДТТ.
Задачи:
Обучающие:
1.Ознакомить обучающихся с основными правилами безопасного поведения на дороге;
2. Изучить специальную дорожную терминологию;
3. Систематизировать знания по Правилам дорожного движения;
4. Создать условия для практического применения ПДД;
5. Расширять сотрудничество с работниками ГИБДД в практической деятельности
6. Обучить обучающихся правилам оказания первой помощи при ДТП;
7. Освоить новые активные формы агитации и пропаганды ПДД.
Развивающие:
1. Формировать и развивать навыки безопасного поведения на дороге;
2. Формировать умения предвидеть сложные ситуации – «Ловушки» на проезжей части, избегать их, а при необходимости – быстро принимать решения и действовать в соответствии с дорожной обстановкой;
3. Развивать общую культуру личности обучающихся, расширять их общий кругозор;
4. Сформировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте;
5.Формировать умения выстраивать отношения с различными участниками дорожного движения;
6. Изучить влияние результативности агитационно-пропагандистской работы, проводимой в образовательном учреждении.
7. Развивать шефскую работу в техникуме и вне его стен.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважительные, дружелюбные отношения между обучающимися разного возраста в процессе овладения знаниями и навыками безопасного поведения на дороге;
2. Сплотить коллективы ОУ города через совместные творческие дела;
3. Воспитывать убежденных и ответственных участников дорожного движения при освоении навыков безопасного поведения на улице и дороге;
4. Воспитывать бережное, ответственное отношение ксвоим безопасности и здоровью;
5. Воспитывать командный спортивный интерес;
6. Воспитывать активную гражданскую позицию, чувство ответственности перед коллективом за порученное дело;
7. Воспитывать чувство сострадания и милосердия к пострадавшим в ДТП.
Отличительная особенность данной дополнительной образовательной программы в том, что она насыщена игровыми моментами, способствует развитию творчества, самостоятельности, помогает подготовиться к действиям в сложных дорожных ситуациях и знакомит с правилами собственной безопасности и правилами оказания первой помощи.
Основные формы работы:
Групповая, индивидуальная, рейд, викторина, экскурсия, конкурс, беседа, выступление, обучение младших старшими, встречи с работниками ГИБДД, экскурсии на улицу или перекрёсток, выполнение рисунков, атрибутов к сюжетно-ролевым и деловым играм, практическая работа по проведению пропаганды безопасности дорожного движения через некоторые, выше перечисленные формы.
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
- Самостоятельности в принятии правильного решения;
- Убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
- Внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения;
- Здорового образа жизни и навыка самостоятельного физического совершенствования.
Направления деятельности кружка БДД:
I. Информационная:
1. Подбор материала для меняющихся стендов по профилактике ДДТТ.
2. Организация конкурсов фото, плакатов «Мы за безопасность на дорогах!».
3. Изучение газет по БДД «Добрая дорога детства».
4. Обновление информационного материала по ПДД на дополнительных стендах по безопасности дорожного движения.
II. Пропагандистская:
1. Организация самостоятельной разъяснительной работы по БДД или вместе с сотрудниками ГИБДД.
2. Участие в создании и использовании наглядной агитации и методической базы для изучения ПДД.
3. Участие в совместных с ГИБДД г. Абакана рейдовых мероприятиях.
4. Организация и проведение конкурсов, викторин, бесед и разнообразных игр по БДД.
III. Шефская:
1. Проведение занятий по ПДД с обучающимися 1курсов.
IV. Патрульная:
1.Рейды по улицам с целью предупреждения и выявления нарушений ПДД со стороны подростков.
2.Дежурство на оживлённых перекрёстках и пешеходных переходах около техникума вместе с инспекторами ГИБДД нашего района.
Требования к уровню подготовки обучающихся кружка БДД
Обучащиеся должны:
Знать/понимать:
- правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
- серии дорожных знаков и их группы, сигналы светофора и регулирования;
- способы оказания первой помощи;
уметь:
- работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
- работать по билетам ПДД;
- читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
- оказывать первую помощь пострадавшему, пользоваться индивидуальной медицинской аптечкой;
- решать дорожные задачи;
иметь навыки:
- дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, водителя; - взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
- участия в конкурсах, соревнованиях;
- анализа опасных дорожных ситуаций, связанных с угрозой жизни и здоровья;
- обращения, в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи;
- активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
Нормативно – правовое обеспечение программы:
1. Конституция РФ.
2. Конвенция «О правах ребенка».
3. Правила дорожного движения.
4. Устав образовательного учреждения.
5. План воспитательной работы ОУ.
Научно – методическое обеспечение:
1. Государственный образовательный стандарт.
2. Учебный план и учебные программы.
3. Методические рекомендации по курсу ОБЖ для занятий по ПДД.
4. Учебники по ОБЖ, ПДД.
5. Методические разработки для родителей, обучающихся и педагогов.
6. Газета «Добрая Дорога Детства».
7. Интернетресурсы сайтов ГИБДД РФ и РХ.
Информационное обеспечение:
1. Обзор аналитической информации;
2. Оформление информационных стендов;
3. Банк данных (разработки уроков, беседы для обуч-ся, лекции и беседы для родителей, разработки внеклассных мероприятий);
4. Контрольные срезы, тесты.
Материально-техническое обеспечение:
Мультимедийный кабинет ОБЖ (комбинированный) и его оснащение:
- компьютер с экраном и проектором;
- видеотека на тему БДД;
- слайдовые презентации.
Место проведения работы:
Занятия кружка проводятся в кабинете, на улице, на пешеходных переходах и перекрёстках вместе с инспекторами ГИБДД, на выездах по месту экскурсии.
Методическая библиотека – «копилка»:
- билеты по ПДД, страхованию, медицине;
- разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин;
- методические рекомендации по организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
- методические пособия для изучения ПДД;
- видеоматериалы для проведения пропаганды ДДТТ.
1.4. Количество часов на освоение программы дополнительного образования:
Программа рассчитана на один год обучения на 40 часов, в неделю – 2 часа. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1 Объем дополнительного образования и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная нагрузка (всего) |
40 |
в том числе: |
|
практические занятия |
19 |
Наименование тем |
Содержание учебного материала, практические занятия |
Объем часов |
Уровень освоения |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Раздел 1. Дорожное движение (ДД) и его безопасность. |
24 |
|
|||
Тема 1.1.Дорожное движение в России. |
Содержание учебного материала |
2 |
1,2 |
||
1 |
История появления Правил ДД. |
||||
3 |
Общие положения ДД. |
||||
|
Участники ДД: водители, пешеходы, пассажиры. |
||||
|
Проблемы безопасности движения. |
||||
|
Причины дорожно-транспортных происшествий. |
||||
Тема 1.2. Дороги и их элементы. |
Содержание учебного материала |
2 |
1,2 |
||
1 |
Определение дороги. |
||||
1 |
Проезжая часть. Прилегающие территории. |
||||
3 |
Разделительная полоса. |
||||
4 |
Полоса движения. |
||||
5 |
Проезжая часть. |
||||
|
Тротуар. |
||||
|
Прилегающие территории. |
||||
|
Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная и вертикальная разметки. |
||||
|
Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. |
||||
Тема 1.3.Средства регулирования движения. |
Содержание учебного материала |
3 |
1,2 |
||
|
Дорожные знаки: стационарные и временные. |
||||
|
Предупреждающие знаки. |
||||
|
Знаки приоритета. |
||||
|
Предписывающие знаки. |
||||
|
Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации. |
||||
|
Светофорное регулирование. Распределение приоритета между участниками дорожного движения. |
||||
|
Значение круглых сигналов светофора, выполненных в виде стрелок. |
||||
Практические занятия |
|||||
№2.Решение дорожных задач. |
1 |
2 |
|||
Тема 1.4. Перекрестки.
|
Содержание учебного материала |
2 |
1,2 |
||
1 |
Определение перекрестков. |
||||
2 |
Виды перекрестков. |
||||
3 |
Регулирование перекрестков. |
||||
Практические занятия |
2 |
1,2 |
|||
|
№1. Правила перехода перекрестков. |
||||
Тема 1.5. ПДД для пешеходов. |
|
Обязанности пешеходов. |
2
|
1,2
|
|
|
Правостороннее движение. |
||||
|
Правила перехода дороги. |
||||
|
Места перехода проезжей части дороги. |
||||
|
Обход стоящего транспорта у обочины. |
||||
|
Движение пешихгруппи колонн. |
||||
Тема 1.6. ПДД для пассажиров. |
Содержание учебного материала |
2 |
1,2 |
||
1 |
Виды общественного транспорта. |
||||
2 |
Посадочные площадки и дорожные знаки. |
||||
3 |
Правила поведения в салоне транспорта. |
||||
1 |
Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя. |
||||
2 |
Безопасность в транспорте. |
||||
Тема 1.7. ДД и природные условия. |
Содержание учебного материала |
2 |
1,2 |
||
1 |
Влияние погодных условий на движение транспортных средств. |
||||
2 |
Тормозной и остановочный пути. |
||||
3 |
Дорожные ловушки. |
||||
Практические занятия |
2 |
3 |
|||
|
№3. Составление кейсов по БДД. |
||||
Тема 1.8. Ответственность за нарушение ПДД. |
Содержание учебного материала |
2 |
1,2 |
||
1 |
Дорожно-транспортное происшествие. |
||||
2 |
Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. |
||||
|
Меры ответственности водителей. |
||||
|
Меры ответственности пешеходов. |
||||
Тема 1.9. Безопасность ДД. |
Содержание учебного материала |
2 |
2.3 |
||
Практические занятия |
|||||
|
№4. Составление и решение тестов. |
||||
Раздел 2. Основы оказания первой помощи пострадавшим. |
16 |
|
|||
Тема 2.1. Средства для оказания первой помощи пострадавшим. |
Содержание учебного материала |
2 |
1,2 |
||
1 |
Аптечка автомобиля и ее содержимое.
|
||||
2 |
Табельные средства. |
||||
3 |
Подручные средства. |
||||
Тема 2.2. Особенности травм при ДТП и методика оказания первой помощи. |
Содержание учебного материала |
2 |
1,2 |
||
1 |
Признаки клинической и биологической смерти. |
||||
|
Раны, их виды, оказание первой помощи. |
||||
2 |
Вывихи и оказание первой помощи. |
||||
3 |
Виды кровотечения. Оказание первой помощи. |
||||
|
Переломы, их виды. Оказание первой помощи |
||||
4 |
Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. |
||||
|
Обморожение. Оказание первой помощи. |
||||
|
Обморок. Сердечный приступ. Правила оказания первой помощи. |
||||
|
Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах. |
||||
Практические занятия |
2 |
2,3 |
|||
|
№5. Оказание первой помощи при кровотечениях. Виды повязок и способы их наложения. Методика наложения жгута. |
||||
|
№6. Иммобилизация. |
2 |
2,3 |
||
|
№7.Транспортировка пострадавшего. |
2 |
2,3 |
||
|
№8. Реанимационные мероприятия. |
2 |
2,3 |
||
Тема 2.3. Мероприятия по оказанию первой помощи. |
Содержание учебного материала |
\ 4 |
2,3 |
||
Практические занятия |
|||||
2 |
№9. Ролевые игры по оказанию первой помощи пострадавшим в ДТП. |
||||
|
|
№10. Проведение мастер-классов по ПП для учащихся кадетских классов СОШ г. Абакана. |
|
2,3 |
|
Контроль знаний и умений.
Проверка знаний и умений проводится после изучения каждого раздела в форме тестов, зачетов, соревнований, конкурсов, олимпиад. Оценивание личностных качеств проводится в процессе участия в практических занятиях по пропаганде Правил дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
1. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001 года, № 196-ФЗ.
2. Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003 года №265. Введены в действие с 1.07.2003 года М: Изд. «За рулём», 2003.
3. Комментарий к Правилам дорожного движения РФ.М.: За рулем, 2002.
4. Программа по профилактике ДДТТ «Юные Инспекторы Движения», Екатеринбург, 2003.
5. «Программа» по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного травматизма 1-11 классы. Ставрополь. СКИПКРО. 2002.
6. Методическое пособие «Профилактика ДДТТ».М: «Третий Рим», 2007.
7. Великородная В.А.,. Жиренко О.Е, ,Кумицкая Т.М Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – М: «ВАКО», 2006. 14. Ковалько В.И.«Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу.- М: «ВАКО», 2006.
8. Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
9. Ковалева Н.В. Конкурсы, Викторы, праздники по ПДД для школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
10. Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5-9 кл.– М.: Дрофа, 2004.
11. Рыбин А.Л. Безопасность в дорожно-транспортной ситуации. 10-11 кл., М. Просвещение,2008.
Плакаты
6.Первая помощь при ЧС №5 . комплект из 10 плакатов. М: Биб. «Военные издания», 2006.
Фирмы, предлагающие учебно-методические пособия по ПДД
1.Производственное объединение «Зарница» www.zarnitza.ru(495)995-69-24, 724-82-40, 8-917-283-84-86.
2.Компания «Профтехнология» www.profteh.com (495) 746-38-06, 518-20-46.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.