Программа кружка
нравственно-эстетической направленности
«В стране чудесных сказок»
для детей с ОВЗ
8-13 лет
Воспитатель
ГБОУ СО «Школа-интернат АОП г. Маркса»
Бударина Н.Г.
«Слушаю сказки - и вознаграждаю тем
недостатки своего воспитания.
Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма!
А.С.Пушкин.
Пояснительная записка
Программа «В стране чудесных сказок» относится к общеразвивающим программам нравственно-эстетической направленности.
Нельзя быть равнодушным к истокам- национальной культуре, особенно русской культуре, пребывающей в некоторой степени кризисе. Где как не в сказке мы знакомимся с жизнью и традициями русского народа.
Актуальность образовательной программы опирается на необходимость воспитывать ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки.
Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В. А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители — И. А. Ильин и Е. Н. Трубецкой — видели в сказке отражение души русского народа.
Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Бабушки-сказительницы незаменимы в детстве, они являются соединяющим звеном поколений и традиций. Именно они, столкнувшись в жизни со многими трудностями и испытаниями, глубже понимают смысл сказок и, рассказывая их внукам, передают им и свою частицу жизненного опыта. Через сказку старшее поколение учит детство строить жизнь по законам добра и красоты Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима.
Новизна программы состоит в том, что осознать духовный мир русских народных и авторских сказок детям помогает использование на занятиях таких современных форм и методов:
что способствует формированию у детей способности интерпретировать сказку, извлекая из нее нравственный смысл и накапливая собственный духовный опыт. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность, на самостоятельный творческий поиск детей в различных формах:
Педагогическая целесообразность сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вневременное: ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит — сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути.
Цель программы:
Задачи:
Образовательная:
Воспитательная:
Развивающая:
потребность радовать близких результатами своего труда,
Коррекционная
Основные принципы программы
принцип формирования духовной культуры и эстетическое развитие личности ребенка (создаются условия для принятия учащимися общечеловеческих ценностей, применение полученных знаний в различных конкурсах различного уровня)
Срок реализации программы: 1год
В реализации программы «В стране чудесных сказок» принимают участие воспитанники 8-13 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Общеразвивающая программа «В стране чудесных сказок» реализуется в течение всего календарного года, включая каникулярное время (общее количество часов – 35 часа)
Формы занятий
Эффективность обучения и воспитания достигается с использованием в программе различных форм проведения занятий, включающих:
ü беседы;
ü презентации;
ü экскурсии;
ü викторины;
ü практические работы;
ü конкурсы;
ü игры- драматизации;
ü часы творчества и фантазии
Методическое обеспечение: книги, иллюстрации, плакаты, мультимедийная установка, дидактические карточки
Учебный план объединения дополнительного образования
Направленность |
Название объединения |
Количество часов в неделю |
Количество групп |
Всего часов по программе в год |
нравственно-эстетической направленности.
|
«В стране чудесных сказок» |
1 |
1 |
35 |
Ожидаемые результаты
В ходе занятий школьники не только овладеют необходимыми теоретическими и практическими знаниями по содержанию программы, но и смогут проявить себя в духовно привлекательных, личностно значимых для них формах творческой деятельности.
Требования к уровню знаний, умений и навыков обучающихся
Обучающиеся к концу года должны:
Формы подведения итогов реализации данной программы
Подведение итогов аттестации выполнения программы является:
1. Организация и проведение общешкольного праздника: «Путешествие в сказку».
2. Участие в конкурсах художественно-эстетической направленности разных уровней.
Учебно-тематический план
№ |
Наименование разделов
|
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1 |
Вводное занятие (2 ч.) |
2 |
1 |
1 |
2 |
Путешествие в сказку (2 ч.) |
2 |
1 |
1 |
3 |
«Сказка - ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок» (4 ч.) |
4 |
3 |
1 |
4 |
«Чему учит нас народная сказка?» |
3 |
2 |
1 |
5 |
«Сказки о животных» |
7 |
5 |
2 |
6 |
Волшебные сказки» |
7 |
5 |
2 |
7 |
«Социально-бытовые сказки» |
7 |
4 |
3 |
8 |
Практическая работа по сказкам |
3 |
- |
2 |
9 |
Итого |
35 |
21 |
14 |
Содержание разделов учебно-тематического плана
Вводное занятие (2 ч.)
Занятие 1. «Сказка – долго сказывается».
Занятие 2. «Мои любимые сказки». Конкурсная программа
2-ой раздел. Путешествие в сказку (2 ч.)
Занятие 1. Сказочное путешествие. Знакомство с выставкой народных сказок и иллюстраций к ним. Дидактическая игра «Отгадай сказку по иллюстрации»
Занятие 2. Конкурс рисунков «Любимый сказочный герой»
3-ий раздел. «Сказка - ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок» (4 ч.)
Занятие 1. Мораль сказок. Борьба добра и зла. Доброе дело – доброе дерево – добрый плод»
Занятие 2. «Мое представление о дружбе. Дружба в сказках»
Занятие 3. Пословицы, поговорки о взаимовыручке, добром сердце, сострадании.
Занятие 4. Технология изготовления масок-шапочек для игр- драматизаций
4-ый раздел. «Чему учит нас народная сказка?» (3 часа)
Занятие 1. «Сила вежливости, доброты и трудолюбия в сказках» Дидактическая игра «Вежливые слова».
Занятие 2. «Любим сказки о труде. Записать название сказок о ценности труда и его значении для героев.
Занятие 3. Внимательный читатель. Конкурсная программа.
5-ый раздел. «Сказки о животных» (7 часов)
Занятие 1. «Живая душа народа в сказках о животных»
Занятие 2. Выразительное чтение сказки «Зимовье зверей» с практическим заданием
Занятие 3. Выразительное чтение сказки «Вершки и корешки» с практическими заданиями
Занятие 4. Выразительное чтение сказки «Сивка-Бурка» с практическими заданиями
Занятие 5. «Права сказочных героев. Умение решать сложные жизненные вопросы».
Занятие 6. Выставка рисунков по прочитанным сказкам.
Занятие 7. «Придумаем сказку с вежливыми словами и добрыми делами.Мы авторы.»
6-ой раздел. «Волшебные сказки» (7 часов)
Занятие 1. Чудеса в сказках – где правда, а где вымысел.
Занятие 2. Выразительное чтение сказки «Морозко»
Занятие 3. Выразительное чтение сказок «Айога» и «Кукушка» - нанайская и ненецкие сказки, с последующим обсуждением
Занятие 4. Выразительное чтение сказки «Два Мороза»
Обсуждение сказки.
Занятие 5. Выразительное чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Занятие 6. «Режиссура сказки,придумай концовку сказки»
Занятие 7. Сказочное тестирование
7-ой раздел «Социально-бытовые сказки» (7 часов)
Занятие 1. Что значит социально-бытовые сказки. Чтение сказки «Кто не работает, тот не ест» сербская сказка.
Занятие 2. Выразительное чтение сказки «Жихарка»
Занятие 3. «Права сказочных героев. Умение решать сложные жизненные вопросы»
Занятие 4. «Чему учит нас народная сказка.» (любовь, добро, взаимовыручка)
Занятие 5. «Чему учит нас народная сказка (простодушие, самопожертвование, вера в друзей)
Занятие 6. Выставка рисунков по прочитанным сказкам.
Занятие 7. Литературный аукцион «Кто больше назовет положительных героев русских сказок?»
8-ой раздел Практическая работа по сказкам (3 часа)
Занятие 1. Коррекционное занятие «Путешествие в сказку»
Занятие 2. Подвижные сказочные игры
Занятие 3.Поход в лес. «По сказочным тропинкам
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Раздел и темы программы |
Формы занятий |
Приёмы, методы организации учебно-воспитательного процесса |
Форма подведение итогов |
1-ый раздел. Вводное занятие (2 ч.)
|
||||
05.09. |
«Сказка – долго сказывается». |
Вводная беседа |
Словесный |
Вопросно-ответная беседа |
12.09. |
Мои любимые сказки». Конкурсная программа |
Конкурсы |
Практическая работа словесный наглядный |
Практическая работа, участие в конкурсах |
2-ой раздел. Путешествие в сказку (2 ч.)
|
||||
19.09.
|
Сказочное путешествие. Знакомство с выставкой народных сказок и иллюстраций с ними Дидактическая игра «Отгадай сказку по иллюстрации» |
Беседа с показом иллюстраций к сказкам |
Словесный наглядный |
Обсуждение, вопросно-ответный опрос |
26.09. |
Конкурс рисунков «Любимый сказочный герой» |
Час творчества и фантазии |
Практическая работа |
Выставка работ, участие в конкурсе |
3-ий раздел. «Сказка - ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок» (4 ч.)
|
||||
03.10. |
Мораль сказок. Борьба добра и зла. Доброе дело – доброе дерево – добрый плод» |
Беседа комбинированное занятие с практической работой |
Словесный практический |
Практическая работа, взаимоконтроль |
10.10. |
«Мое представление о дружбе. Дружба в сказках» |
Беседа с элементами обсуждения |
Словесный |
Вопросно-ответная беседа |
17.10. |
Пословицы, поговорки о взаимовыручке, добром сердце, сострадании. |
комбинированное занятие с практической работой |
Наглядный практическая работа |
Самостоятельная работа, взаимоконтроль |
24.10. |
Технология изготовления масок-шапочек для игр- драматизаций |
Час творчества и фантазии |
Практическая работа |
Выставка работ |
4-ый раздел. «Чему учит нас народная сказка?» (3 часа)
|
||||
07.10. |
«Сила вежливости, доброты и трудолюбия в сказках» Дидактическая игра «Вежливые слова». |
Беседа с элементами обсуждения. Дидактическая игра. |
Словесный, наглядный, игровой |
Вопросно-ответная беседа |
14.11. |
«Любим сказки о труде. Записать название сказок о ценности труда и его значении для героев. |
комбинированное занятие с практической работой |
Словесный, практический |
Творческая работа |
21.11. |
Внимательный читатель. Конкурсная программа.
|
Конкурсная программа |
Практическая работа словесный наглядный |
Соревнование, взаимоконтроль, участие в конкурсах |
5-ый раздел. «Сказки о животных» (7 часов)
|
||||
28.11. |
«Живая душа народа в сказках о животных» |
Беседа-диалог |
Словесный |
Обсуждение опрос |
05.12. |
Выразительное чтение сказки «Зимовье зверей» с практическим заданием |
Художественно речевая деятельность |
Словесный, практический |
Обсуждение опрос Вопросно-ответная беседа |
12.12. |
Выразительное чтение сказки «Вершки и корешки» с практическими заданиями |
Художественно речевая деятельность |
Словесный наглядный, практический |
Собеседование, опрос |
19.12. |
Выразительное чтение сказки «Сивка-Бурка» с практическими заданиями |
Художественно речевая деятельность |
Словесный наглядный практический |
Вопросно-ответная беседа |
26.12. |
«Права сказочных героев. Умение решать сложные жизненные вопросы». |
Показ презентации, моделирование ситуаций
|
Словесный наглядный практическая работа |
Обсуждение, опрос, собеседование, взаимоконтроль |
16.01. |
Выставка рисунков по прочитанным сказкам. |
Час творчества и фантазии |
Практическая работа |
Творческая работа |
23.01. |
«Мы авторы. Придумаем сказку с вежливыми словами и добрыми делами» |
Час творчества и фантазии |
Словесный практическая работа |
Творческая работа |
6-ой раздел.«Волшебные сказки» (7 часов)
|
||||
30.01 |
Чудеса в сказках – где правда, а где вымысел. |
Беседа |
Словесный наглядный |
Обсуждение, опрос, |
06.02. |
Выразительное чтение сказки «Морозко» |
Художественно речевая деятельность |
Словесный наглядный |
Обсуждение, опрос |
13.02. |
Выразительное чтение сказок «Айога» и «Кукушка» - нанайская и ненецкие сказки, с последующим обсуждением |
Художественно речевая деятельность. Сравнительный анализ |
Словесный наглядный практический |
Вопросно-ответная беседа |
20.02. |
Выразительное чтение сказки «Два Мороза» Обсуждение сказки. |
Художественно речевая деятельность |
Словесный наглядный |
Обсуждение вопросно-ответная беседа |
27.02. |
Выразительное чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» |
Просмотр и обсуждение |
Словесный практический |
Практическая работа, обсуждение |
05.03. |
«Режиссура сказки, придумай концовку сказки» |
Сочинительство, практическая работа |
Словесный практический |
Творческая работа |
12.03. |
Сказочное тестирование |
Конкурсная программа |
Словесный, наглядный, практический |
Тестирование, участие в конкурсах |
7-ой раздел «Социально-бытовые сказки» (7 часов)
|
||||
19.03. |
Что значит социально-бытовые сказки. Чтение сказки «Кто не работает, тот не ест» сербская сказка. |
Беседа, художественно речевая деятельность |
Словесный |
Обсуждение, вопросно-ответная беседа |
02.04. |
Выразительное чтение сказки «Жихарка» |
Беседа |
Словесный наглядный |
Обсуждение, опрос |
09.04. |
«Права сказочных героев. Умение решать сложные жизненные вопросы» |
|
Словесный наглядный практический |
Опрос, собеседование, взаимоконтроль |
16.04. |
«Чему учит нас народная сказка.» (любовь, добро, взаимовыручка) |
Дискуссия |
Словесный |
Вопросно-ответная беседа, опрос |
23.04. |
«Чему учит нас народная сказка. (простодушие, самопожертвование, вера в друзей) |
Дискуссия |
Словесный |
Опрос, вопросно-ответная беседа |
30.04. |
Выставка рисунков по прочитанным сказкам. |
Час творчества и фантазии |
Практическая работа |
Выставка работ |
07.05. |
Литературный аукцион «Кто больше назовет положительных героев русских сказок?»
|
Конкурсная программа |
Словесный практическая работа наглядный |
Соревнование, участие в конкурсах |
8-ой раздел Практическая работа по сказкам (3 часа)
|
||||
14.05. |
Коррекционное занятие«Путешествие в сказку» |
комбинированное занятие с практической работой |
Словесный, наглядный, практический |
Обсуждение, опрос, собеседование, взаимоконтроль |
21.05. |
Подвижные сказочные игры
|
игры, соревнования |
игровой практический |
Соревнование |
28.05 |
Поход в лес. «По сказочным тропинкам» |
игры, соревнования |
игровой практический |
Соревнование, участие в конкурсах |
Материалы, используемые в работе:
1. Тексты сказок для детей с иллюстрациями.
2. Сборник русских народных сказок.
3. Сборник сказок русских писателей.
4. Сборники сказок народов мира.
5. Методическое пособие по ознакомлению с творчеством русских художников.
6. Изодеятельность и детская литература «Мир сказки»
Иллюстрированный материал:
1. Иллюстрации к сказкам.
2. Репродукции картин художников.
3. Иллюстрированный материал для занятий
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.