Программа кружка "Русская Матрешка"

  • Образовательные программы
  • doc
  • 14.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа кружка «Русская матрешка» рассчитана на 48 занятий, которые проводятся один раз в неделю, во второй половине дня и адресована детям старшего дошкольного возраста. Занятия ребят в кружке подарят им радость творчества, познакомят с основными законами композиции и цвета. Изобретение же новых бумажных конструкций развивает в детях не только художественный вкус, интерес к рисованию, но и дает импульс к развитию технического творчества.
Иконка файла материала программа кружка русская матрешка.doc

Программа кружка по декоративной росписи

«Русская матрешка»

 


Ведет: воспитатель Вашикеева Елена Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

    Мир народного искусства - уникальное явление духовной жизни народа. Красота всегда раскрывала удивительную гармонию Чело­века с миром природы, который мы в значительной мере разрушили; об этом людям необходимо позаботиться в первую очередь, чтобы сохранить себя и мир в целом. Вне красоты не существовали: добро, печаль, радость, труд, человеческие взаимоотношения.

           Поэтому, большое значение играет приобщение детей с дошкольного возраста   к на­родному декоративно - прикладному искусству. В этом возрасте ребенку ближе всего игра и игрушки. Поэтому знакомство с народным искусством целесообразнее начинать со знакомства с  «Матрешкой». Сегодня всем известна эта народная игрушка-сувенир с чудесным сюрпризом. Теплота дерева, яркость росписи и доброта образа матрешки привлекают зрителя, а естественная простота исполнения позволяет даже маленькому художнику из детского сада попытаться нарисовать свою собственную матрешку, интересную и отличительную от других.                            Известный искусствовед, специалист по истории игрушки Галина Львовна Дайн отзывается о матрешке так: «…Расставлять ее, собирать и разбирать – не только увлекательная игра, но и обучение. Малышу матрешка помогает освоить важные признаки предмета: форму, цвет, часть и  целое, величину, количество. И это серьезное занятие проходит в интересной игре, потому что дидактика матрешки на редкость удачно «очеловечена». «Матрешка-кукла так выразительна и совершенна, что живет скорее не как игрушка, а как произведение народного творчества, как памятный подарок, национальный сувенир»

         Кружок «Русская  матрешки» имеет целью не только узнать что-то из истории матрешки, познакомиться с образцами центров изготовления матрешки (Сергеева Посада Московской области, г. Семенова,  с Полхов-Майдан Нижегородской области и др.), но и попытаться выполнить свои образцы.

            Программа  кружка  «Русская матрешка» рассчитана на 48 занятий, которые проводятся один раз в неделю, во второй половине дня и  адресована детям старшего дошкольного возраста. Занятия ребят в кружке подарят им радость творчества, познакомят с основными законами композиции и цвета. Изобретение же новых бумажных конструкций развивает в детях не только художественный вкус, интерес к рисованию, но и дает импульс к развитию технического творчества.

            Большая часть времени (примерно 80%) отводится рисованию матрешек на бумаге гуашевыми и акварельными красками, затем росписи вырезанных несложных бумажных конструкций, напоминающих матрешку, которые вкладываются одна в другую. После приобретения некоторых навыков росписи по бумаги можно доверять роспись по деревянной болванке

 Основными учебно-воспитательными задачами этого курса яв­ляются:

    

 1.  Воспитание у школьников любви и интереса к народному дикора­тивно-прекладному      искусству, бережного отношения к традициям своего народа.

      2.   Познакомить с историей развития матрешечного дела

      3.   Познакомить с основными законами композиции и цвета.

  1. Научить преодолевать трудности
  2. Помочь  детям раскрыть способности к художественному творчеству
  3. Помочь пережить чувства успеха и удовлетворённости от результатов своего труда

      Максимально проявить свою активность и изобретательность, творческий потенциал помогают такие формы работы как творческие и персональные выставки работ, мероприятия, посвященные народ­ному искусству с приглашением родителей.

      

 

 По окончанию курса учащиеся должны знать и уметь:

 

Знать:

1.Основные центры изготовления матрешки.

2.Основные исторические сведения о происхождении матрешки

3.Основные художественные  элементы    росписи  матрешки.

4.Выразительные возможности художественного мате­риала.

5.Особенности образного языка народного искусства

6. Основные законы цветоведения.

 

   Уметь:

1.Организовать рабочее место  для занятий творчест­вом.

2.Смешивать цвета.

3.Выполнять главные элементы росписи матрешки.

4.Составлять различные виды орнаментов.

5.Выполнять эскизы росписи матрешки

6.Подбирать краски для росписи.

7.Выполнять несложные объемные бумажные композиции напоминающие матрешку

8.Заниматься самостоятельной творческой деятельно­стью и взаимодействовать  с товарищами в процессе художественной совместной деятельности.

9Выражать свое отношение при восприятии произведе­ний народного искусства и творчества своих товари­щей.

   

 В результате занятий народным творчеством у детей развиваются такие качества как наблюдательность, эмоциональная отзывчивость, самостоятельность, ответственность. В ходе выполнения коллектив­ных работ, которые способствуют развитию навыков совместной дея­тельности, формируются межличностные отношения.

  

   Художественные средства, необходимые для реализации кружка «Русская  матрешка»

 

1.матрешки, изготовленные в различных художественных центрах (Сергеев Посад  Московской области, г. Семенов,  с Полхов-Майдан Нижегородской области и др.),

2.Таблицы с элементами различных росписей матрешки

3.Альбомы с изображением росписей.

4.Видео материалы о народных промыслах по росписи матрешки

5.Выставка творческих работ

 

Для работы необходимо иметь:

 

1.Кисти беличьи или колонковые № 1-6, 10-12, 20.

2.Гуашь.

3.Салфетки из ткани для снятия лишней краски с кисти.

4.Баночки под воду.

5.Палитру.

6.Белая бумага.

7.Ножницы, клей

 

 

 

 

 

 

Тематический план кружка «Русская матрешка»

Разделы и темы

Всего часов

 

 

всего

теоре­тиче­ские

практи­ческие

1

Введение.

1.1.Основные исторические сведения о происхождении и истории матрешки

1

1

 

2

Подготовка к работе.

2.1. Рабочее место.

2.2. Инструменты и материалы.

2

 

0, 5

0,.5

 

0, 5

0, 5

3

Медицинские рекомендации

3.1. Упражнения для глаз.

3.2. Упражнения для рук.

1

 

0, 2

0, 2

 

0, 3

0, 3

4

Простые узоры и орнаменты.

4.1. Различие орнаментов  по характеру их элементов.

4.2. Растительный орнамент

4.3. Животный орнамент

4.4. Геометрический орнамент

4

 

0, 5

 

0, 2

0, 2

0, 2

 

0, 5

 

0, 8

0, 8

0, 8

5

Копирование матрешки

5.1. Копирование Матрешки Сергиева Посада

5.2. Копирование Матрешки г. Семенова

5.3.  Копирование Матрешки с. Полхов-Майдан

6

 

0, 5

0, 5

0, 5

 

1, 5

1, 5

1, 5

6

.Знакомство с основными законами композиции и усвоение графических элементов орнамента, вводимых в костюм расписываемой матрешки

6.1Упражнения на выполнение кистью «от руки и на глаз» точек, линий (прямых, волнистых, тонких, толстых, капелек, мазков)

6.2.Копирование несложных узоров тканей

2

 

 

 

0, 2

 

 

0, 2

 

 

 

0, 8

 

 

0, 8

7

Основы цветоведения.

7.1 Основные законы цветоведения.

7.2 Разработка росписи матрешки в монокомпозиции

7.3. Разработка росписи матрешки в родственной цветовой гамме

7.4 Разработка росписи матрешки в родственно-контрастной цветовой гамме

7.5 Разработка росписи матрешки в контрастной цветовой гамме

11

 

0, 5

0, 5

0, 5

 

0, 5

 

0, 5

 

0, 5

2

2

 

2

 

2

8

Разработка несложных объемных бумажных фигур, напоминающих матрешку

13

 

1

 

12

 

9

Праздник «В гостях у русской матрешки»

9.1.Организация выставки выполненных изделий

9.2. изготовление костюмов

9.3. проведение праздника

4

 

 

 

1

1, 5

1, 5

 

Итого:

48

8, 4

39, 6

 

 

 

Содержание программы.

1  Тема:  Введение.  (1ч.)

1 .1.Основные исторические сведения о происхождении и истории матрешки. Познакомить с историей происхождения матрешки и об основных этапах матрешечного дела в различных регионах страны, вызвать интерес к занятиям показать красоту народного творчества, чтобы это стало для них маленьким открытием

2 Тема. Подготовка к работе.  (2. ч.)

2.1. Рабочее место.

Ознакомление с правилами внутреннего распорядка и организация рабочего места.

Практическая работа:

Рациональное расположение инструментов и материалов на рабочем месте. Освещение. 

 2.2 .Инструменты и материалы.

Основные сведения о материале для росписи матрешки: бумага, кисти, краски. Подготовка бумажных конструкций, напоминающих матрешку.

3 Тема. Медицинские рекомендации.(1 ч.)

 

3.1 Упражнения для глаз

Ознакомлениедетей с системой упражнений, «гимнастика для глаз».

Практическая работа:

 Изучение и  выполнение упражнений для глаз. Санитарно-гигиениче­ские правила.

3.2. Упражнение для рук.

Ознакомление учащихся с системой упражнений,  «гимнастика для рук».

Практическая работа:

 Изучение и  выполнение упражнений для рук. Санитарно-гигиениче­ские правила.

 

4 Тема.  Простые узоры и орнаменты. ( 4 ч.)

4.1. Различие орнаментов  по характеру их элементов.

Пояснить детям. что такое «узор» и «орнамент» Научить различать группы орнаментов по характеру составляющих элементов

Практическая работа:

Изображение узора или орнамента

4.2. Растительный  орнамент

Познакомить с основными элементами растительного орнамента ( листья, цветы, ягоды и т. д. )

Практическая работа:

Составление растительного орнамента.

.4.3. Животный орнамент

Познакомить с основными элементами животного орнамента (животные, птицы, рыбы и т. д. )

Практическая работа:

Составление растительного орнамента

4.4. Геометрический орнамент

Познакомить с основными элементами геометрического  орнамента (круг, квадрат, треугольник и т. д. )

.

 

 Практическая работа:

Составление геометрического орнамента. 

 

5 Тема. Копирование матрешки (6 ч.)

5.1. Копирование Матрешки Сергиева Посада

Вспомнить вместе с детьми историю возникновения первой матрешки, рассмотреть образцы матрешек , изготовленных в Сергиевом Посаде, рассказать о работе мастеров над росписью матрешки.

Практическая работа:

Работа над копированием Сергиево-Посадской матрешки

5.2. Копирование Матрешки г. Семенова

Рассказать о возникновении промысла по росписи матрешки в г. Семенове. Отметить отличие Семеновской матрешки.

Практическая работа:

Работа над копированием Семеновской матрешки

5.3.  Копирование Матрешки с. Полхов-Майдан

Рассказать о промысле по росписи матрешки в с. Полхов-Майдане. Отметить необычность работы.  Полхов-Майданских мастеров.

 

Практическая работа:

Работа над копированием матрешки по мотивам Полхов-Майданской росписи

 

6 Тема.

Знакомство с основными законами композиции и усвоение графических элементов орнамента, вводимых в костюм расписываемой матрешки

6.1Упражнения на выполнение кистью «от руки и на глаз» точек, линий (прямых, волнистых, тонких, толстых, капелек, мазков)

Учить видеть и предугадывать, как будет смотреться возникший у ребенка образ. Подвести детей к пониманию того, что прежде чем начать рисовать матрешку, надо научиться выполнять более простые элементы. Научить рисовать сеточки, точки, волнистые линии.

Практическая работа:

Создание композиций из простейших элементов

6.2.Копирование несложных узоров тканей

Рассказать в доступной форме о раппорте, о его размерах по высоте и ширине, познакомить с понятием «ритм»

Практическая работа:

Копирование несложных узоров с тканей

 

7 Тема. Основы цветоведения. (11ч.)

7.1 Основные законы цветоведения.

Дать понятие об ахроматических цветах, светлоте, насыщенности. Научить различать «теплые» и «холодные», «легкие» и «тяжелые» цвета.

Практическая работа:

Выполнить упражнение по «растяжке» цвета

7.2 Разработка росписи матрешки в монокомпозиции

Познакомить детей  с однотонными гармоничными сочетаниями Позна­комить с группой земляных цветов. Дать почувствовать возможности и богатство белого и черного цветов.

Практическая работа:

Упражнения на смешивания цветов и получение новых цветовых гамм.  Роспись матрешки в однотонной цветовой гамме.

7.3. Разработка росписи матрешки в родственной цветовой гамме

Познакомить с группой гармонических сочетаний, выделенной из цветового круга.

Практическая работа:

Выполнение упражнений на родственные группы цветов. Роспись матрешки в родственной цветовой гаме.

7.4 Разработка росписи матрешки в родственно-контрастной цветовой гамме

Познакомить с родственно-контрастной группой цветов, которые об­разуются за счет хордового деления цветового круга.

Практическая работа:

Упражнения на составление родственно-контрастных композиций

7.5 Разработка росписи матрешки в контрастной цветовой гамме

Познакомить с самой трудной группой цветов, находящихся диаго­нально друг против друга (контрастные цвета) Познакомить со спо­собами сближения этих цветов.

Практическая работа:

Упражнения на сближение контрастных цветов за счет ахроматиче­ское фона ,т. е. путем введения в композицию третьего ахроматиче­ского цвета.

8 Тема. Разработка несложных объемных бумажных фигур, напоминающих матрешку (13 ч.)

Закрепить в детском сознании  представление о том, чем отличается матрешка от любой другой точеной игрушки. Дети должны уяснить, что все ее фигурки вкладываются одна в другую.

Практическая работа:

Вырезание несложных бумажных конструкций в виде матрешки, которые вкладываются одна в другую, их роспись .

9. Тема. Праздник «В гостях у русской матрешки»

9.1.Организация выставки выполненных изделий

Вызвать у детей творческий подъем, учить детей принимать активное участие в обсуждении творческих работ.

9.2. Изготовление костюмов

Побуждать детей принимать активное участие в подготовке к итоговому празднику посвященному русской матрешке

9.3. Проведение праздника.

Праздник с приглашением родителей, гостей. Выставка творческих работ учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.   И.И. Алексахин Матрёшка: Методика преподавания рос­писи матрёшки. - М.: Народное образование, 1998.

               2.    С.К. Жегалова. Русская народная живопись:. М.: Просвеще­ние 1984.

3.   В.Н. Полунина. Искусство и дети. - М.: Просвещение 1982

4.   А.К. Чкалова Основы декоративно - прикладного искусства. - М.: Академия художеств

5.   Ю.Г. Дорожин Простые узоры и орнаменты. - М.:   Мо­заика-Синтез 2002.

6. Дайн Г. Л. Русская игрушка. Сов. Россия, 1987    

 

 

Посмотрите также