Программа кружка по декоративной росписи
«Русская матрешка»
Ведет: воспитатель Вашикеева Елена Александровна
Пояснительная записка
Мир народного искусства - уникальное явление духовной жизни народа. Красота всегда раскрывала удивительную гармонию Человека с миром природы, который мы в значительной мере разрушили; об этом людям необходимо позаботиться в первую очередь, чтобы сохранить себя и мир в целом. Вне красоты не существовали: добро, печаль, радость, труд, человеческие взаимоотношения.
Поэтому, большое значение играет приобщение детей с дошкольного возраста к народному декоративно - прикладному искусству. В этом возрасте ребенку ближе всего игра и игрушки. Поэтому знакомство с народным искусством целесообразнее начинать со знакомства с «Матрешкой». Сегодня всем известна эта народная игрушка-сувенир с чудесным сюрпризом. Теплота дерева, яркость росписи и доброта образа матрешки привлекают зрителя, а естественная простота исполнения позволяет даже маленькому художнику из детского сада попытаться нарисовать свою собственную матрешку, интересную и отличительную от других. Известный искусствовед, специалист по истории игрушки Галина Львовна Дайн отзывается о матрешке так: «…Расставлять ее, собирать и разбирать – не только увлекательная игра, но и обучение. Малышу матрешка помогает освоить важные признаки предмета: форму, цвет, часть и целое, величину, количество. И это серьезное занятие проходит в интересной игре, потому что дидактика матрешки на редкость удачно «очеловечена». «Матрешка-кукла так выразительна и совершенна, что живет скорее не как игрушка, а как произведение народного творчества, как памятный подарок, национальный сувенир»
Кружок «Русская матрешки» имеет целью не только узнать что-то из истории матрешки, познакомиться с образцами центров изготовления матрешки (Сергеева Посада Московской области, г. Семенова, с Полхов-Майдан Нижегородской области и др.), но и попытаться выполнить свои образцы.
Программа кружка «Русская матрешка» рассчитана на 48 занятий, которые проводятся один раз в неделю, во второй половине дня и адресована детям старшего дошкольного возраста. Занятия ребят в кружке подарят им радость творчества, познакомят с основными законами композиции и цвета. Изобретение же новых бумажных конструкций развивает в детях не только художественный вкус, интерес к рисованию, но и дает импульс к развитию технического творчества.
Большая часть времени (примерно 80%) отводится рисованию матрешек на бумаге гуашевыми и акварельными красками, затем росписи вырезанных несложных бумажных конструкций, напоминающих матрешку, которые вкладываются одна в другую. После приобретения некоторых навыков росписи по бумаги можно доверять роспись по деревянной болванке
Основными учебно-воспитательными задачами этого курса являются:
1. Воспитание у школьников любви и интереса к народному дикоративно-прекладному искусству, бережного отношения к традициям своего народа.
2. Познакомить с историей развития матрешечного дела
3. Познакомить с основными законами композиции и цвета.
Максимально проявить свою активность и изобретательность, творческий потенциал помогают такие формы работы как творческие и персональные выставки работ, мероприятия, посвященные народному искусству с приглашением родителей.
По окончанию курса учащиеся должны знать и уметь:
Знать:
1.Основные центры изготовления матрешки.
2.Основные исторические сведения о происхождении матрешки
3.Основные художественные элементы росписи матрешки.
4.Выразительные возможности художественного материала.
5.Особенности образного языка народного искусства
6. Основные законы цветоведения.
Уметь:
1.Организовать рабочее место для занятий творчеством.
2.Смешивать цвета.
3.Выполнять главные элементы росписи матрешки.
4.Составлять различные виды орнаментов.
5.Выполнять эскизы росписи матрешки
6.Подбирать краски для росписи.
7.Выполнять несложные объемные бумажные композиции напоминающие матрешку
8.Заниматься самостоятельной творческой деятельностью и взаимодействовать с товарищами в процессе художественной совместной деятельности.
9Выражать свое отношение при восприятии произведений народного искусства и творчества своих товарищей.
В результате занятий народным творчеством у детей развиваются такие качества как наблюдательность, эмоциональная отзывчивость, самостоятельность, ответственность. В ходе выполнения коллективных работ, которые способствуют развитию навыков совместной деятельности, формируются межличностные отношения.
Художественные средства, необходимые для реализации кружка «Русская матрешка»
1.матрешки, изготовленные в различных художественных центрах (Сергеев Посад Московской области, г. Семенов, с Полхов-Майдан Нижегородской области и др.),
2.Таблицы с элементами различных росписей матрешки
3.Альбомы с изображением росписей.
4.Видео материалы о народных промыслах по росписи матрешки
5.Выставка творческих работ
Для работы необходимо иметь:
1.Кисти беличьи или колонковые № 1-6, 10-12, 20.
2.Гуашь.
3.Салфетки из ткани для снятия лишней краски с кисти.
4.Баночки под воду.
5.Палитру.
6.Белая бумага.
7.Ножницы, клей
Тематический план кружка «Русская матрешка»
№ |
Разделы и темы |
Всего часов |
||
|
|
всего |
теоретические |
практические |
1 |
Введение. 1.1.Основные исторические сведения о происхождении и истории матрешки |
1 |
1 |
|
2 |
Подготовка к работе. 2.1. Рабочее место. 2.2. Инструменты и материалы. |
2 |
0, 5 0,.5 |
0, 5 0, 5 |
3 |
Медицинские рекомендации 3.1. Упражнения для глаз. 3.2. Упражнения для рук. |
1 |
0, 2 0, 2 |
0, 3 0, 3 |
4 |
Простые узоры и орнаменты. 4.1. Различие орнаментов по характеру их элементов. 4.2. Растительный орнамент 4.3. Животный орнамент 4.4. Геометрический орнамент |
4 |
0, 5
0, 2 0, 2 0, 2 |
0, 5
0, 8 0, 8 0, 8 |
5 |
Копирование матрешки 5.1. Копирование Матрешки Сергиева Посада 5.2. Копирование Матрешки г. Семенова 5.3. Копирование Матрешки с. Полхов-Майдан |
6 |
0, 5 0, 5 0, 5 |
1, 5 1, 5 1, 5 |
6 |
.Знакомство с основными законами композиции и усвоение графических элементов орнамента, вводимых в костюм расписываемой матрешки 6.1Упражнения на выполнение кистью «от руки и на глаз» точек, линий (прямых, волнистых, тонких, толстых, капелек, мазков) 6.2.Копирование несложных узоров тканей |
2 |
0, 2
0, 2 |
0, 8
0, 8 |
7 |
Основы цветоведения. 7.1 Основные законы цветоведения. 7.2 Разработка росписи матрешки в монокомпозиции 7.3. Разработка росписи матрешки в родственной цветовой гамме 7.4 Разработка росписи матрешки в родственно-контрастной цветовой гамме 7.5 Разработка росписи матрешки в контрастной цветовой гамме |
11 |
0, 5 0, 5 0, 5
0, 5
0, 5 |
0, 5 2 2
2
2 |
8 |
Разработка несложных объемных бумажных фигур, напоминающих матрешку |
13 |
1 |
12
|
9 |
Праздник «В гостях у русской матрешки» 9.1.Организация выставки выполненных изделий 9.2. изготовление костюмов 9.3. проведение праздника |
4 |
|
1 1, 5 1, 5 |
|
Итого: |
48 |
8, 4 |
39, 6 |
Содержание программы.
1 Тема: Введение. (1ч.)
1 .1.Основные исторические сведения о происхождении и истории матрешки. Познакомить с историей происхождения матрешки и об основных этапах матрешечного дела в различных регионах страны, вызвать интерес к занятиям показать красоту народного творчества, чтобы это стало для них маленьким открытием
2 Тема. Подготовка к работе. (2. ч.)
2.1. Рабочее место.
Ознакомление с правилами внутреннего распорядка и организация рабочего места.
Практическая работа:
Рациональное расположение инструментов и материалов на рабочем месте. Освещение.
2.2 .Инструменты и материалы.
Основные сведения о материале для росписи матрешки: бумага, кисти, краски. Подготовка бумажных конструкций, напоминающих матрешку.
3 Тема. Медицинские рекомендации.(1 ч.)
3.1 Упражнения для глаз
Ознакомлениедетей с системой упражнений, «гимнастика для глаз».
Практическая работа:
Изучение и выполнение упражнений для глаз. Санитарно-гигиенические правила.
3.2. Упражнение для рук.
Ознакомление учащихся с системой упражнений, «гимнастика для рук».
Практическая работа:
Изучение и выполнение упражнений для рук. Санитарно-гигиенические правила.
4 Тема. Простые узоры и орнаменты. ( 4 ч.)
4.1. Различие орнаментов по характеру их элементов.
Пояснить детям. что такое «узор» и «орнамент» Научить различать группы орнаментов по характеру составляющих элементов
Практическая работа:
Изображение узора или орнамента
4.2. Растительный орнамент
Познакомить с основными элементами растительного орнамента ( листья, цветы, ягоды и т. д. )
Практическая работа:
Составление растительного орнамента.
.4.3. Животный орнамент
Познакомить с основными элементами животного орнамента (животные, птицы, рыбы и т. д. )
Практическая работа:
Составление растительного орнамента
4.4. Геометрический орнамент
Познакомить с основными элементами геометрического орнамента (круг, квадрат, треугольник и т. д. )
.
Практическая работа:
Составление геометрического орнамента.
5 Тема. Копирование матрешки (6 ч.)
5.1. Копирование Матрешки Сергиева Посада
Вспомнить вместе с детьми историю возникновения первой матрешки, рассмотреть образцы матрешек , изготовленных в Сергиевом Посаде, рассказать о работе мастеров над росписью матрешки.
. Практическая работа:
Работа над копированием Сергиево-Посадской матрешки
5.2. Копирование Матрешки г. Семенова
Рассказать о возникновении промысла по росписи матрешки в г. Семенове. Отметить отличие Семеновской матрешки.
Практическая работа:
Работа над копированием Семеновской матрешки
5.3. Копирование Матрешки с. Полхов-Майдан
Рассказать о промысле по росписи матрешки в с. Полхов-Майдане. Отметить необычность работы. Полхов-Майданских мастеров.
Практическая работа:
Работа над копированием матрешки по мотивам Полхов-Майданской росписи
6 Тема.
Знакомство с основными законами композиции и усвоение графических элементов орнамента, вводимых в костюм расписываемой матрешки
6.1Упражнения на выполнение кистью «от руки и на глаз» точек, линий (прямых, волнистых, тонких, толстых, капелек, мазков)
Учить видеть и предугадывать, как будет смотреться возникший у ребенка образ. Подвести детей к пониманию того, что прежде чем начать рисовать матрешку, надо научиться выполнять более простые элементы. Научить рисовать сеточки, точки, волнистые линии.
Практическая работа:
Создание композиций из простейших элементов
6.2.Копирование несложных узоров тканей
Рассказать в доступной форме о раппорте, о его размерах по высоте и ширине, познакомить с понятием «ритм»
Практическая работа:
Копирование несложных узоров с тканей
7 Тема. Основы цветоведения. (11ч.)
7.1 Основные законы цветоведения.
Дать понятие об ахроматических цветах, светлоте, насыщенности. Научить различать «теплые» и «холодные», «легкие» и «тяжелые» цвета.
Практическая работа:
Выполнить упражнение по «растяжке» цвета
7.2 Разработка росписи матрешки в монокомпозиции
Познакомить детей с однотонными гармоничными сочетаниями Познакомить с группой земляных цветов. Дать почувствовать возможности и богатство белого и черного цветов.
. Практическая работа:
Упражнения на смешивания цветов и получение новых цветовых гамм. Роспись матрешки в однотонной цветовой гамме.
7.3. Разработка росписи матрешки в родственной цветовой гамме
Познакомить с группой гармонических сочетаний, выделенной из цветового круга.
. Практическая работа:
Выполнение упражнений на родственные группы цветов. Роспись матрешки в родственной цветовой гаме.
7.4 Разработка росписи матрешки в родственно-контрастной цветовой гамме
Познакомить с родственно-контрастной группой цветов, которые образуются за счет хордового деления цветового круга.
. Практическая работа:
Упражнения на составление родственно-контрастных композиций
7.5 Разработка росписи матрешки в контрастной цветовой гамме
Познакомить с самой трудной группой цветов, находящихся диагонально друг против друга (контрастные цвета) Познакомить со способами сближения этих цветов.
. Практическая работа:
Упражнения на сближение контрастных цветов за счет ахроматическое фона ,т. е. путем введения в композицию третьего ахроматического цвета.
8 Тема. Разработка несложных объемных бумажных фигур, напоминающих матрешку (13 ч.)
Закрепить в детском сознании представление о том, чем отличается матрешка от любой другой точеной игрушки. Дети должны уяснить, что все ее фигурки вкладываются одна в другую.
. Практическая работа:
Вырезание несложных бумажных конструкций в виде матрешки, которые вкладываются одна в другую, их роспись .
9. Тема. Праздник «В гостях у русской матрешки»
9.1.Организация выставки выполненных изделий
Вызвать у детей творческий подъем, учить детей принимать активное участие в обсуждении творческих работ.
9.2. Изготовление костюмов
Побуждать детей принимать активное участие в подготовке к итоговому празднику посвященному русской матрешке
9.3. Проведение праздника.
Праздник с приглашением родителей, гостей. Выставка творческих работ учащихся.
Литература
1. И.И. Алексахин Матрёшка: Методика преподавания росписи матрёшки. - М.: Народное образование, 1998.
2. С.К. Жегалова. Русская народная живопись:. М.: Просвещение 1984.
3. В.Н. Полунина. Искусство и дети. - М.: Просвещение 1982
4. А.К. Чкалова Основы декоративно - прикладного искусства. - М.: Академия художеств
5. Ю.Г. Дорожин Простые узоры и орнаменты. - М.: Мозаика-Синтез 2002.
6. Дайн Г. Л. Русская игрушка. Сов. Россия, 1987
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.