Программа курса «Развитие познавательных способностей» 1 класс
Оценка 4.8

Программа курса «Развитие познавательных способностей» 1 класс

Оценка 4.8
doc
07.08.2024
Программа курса «Развитие познавательных способностей» 1 класс
Программа курса «Развитие познавательных способностей» 1 класс.doc

Программа курса «Развитие познавательных способностей»

1 класс

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

 

Основной целью  курса развития и успешного обучения  является:

-   совершенствование предметных умений и навыков;

-   повышение учебной мотивации одаренных детей;

-   развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;

-   развитие навыков исследовательской   и   самостоятельной познаватель­ной деятельности;

-   овладение навыками самоконтроля, самооценки.

Решению обозначенной цели способствуют следующие задачи во внеклассной деятельности:

Задачи:

- на этапе поступления в школу выявить уровень творческих и индивиду­альных возможностей, личностные качества, а также интересы и способ­ности ученика;

- разработать систему диагностических исследований для определения ин­тересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в на­чальной школе;

- определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыраже­ния одаренных детей;

- организовать мероприятия для повышения социального статуса талант­ливых и способных детей;

- проводить уроки творчества для одаренных детей (мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, дни творче­ства и науки, конкурсы знатоков, предметные КВН);

-совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье (тематические родительские собрания, круглые столы с участием детей, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники, посещение кружков и секций по способностям);

 -традиционно проводить в конце учебного года слет «Юные таланты».

 

Основные направления реализации курса:

- создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми (вне­дрение передовых образовательных технологий, нормативно-правовое обеспечение деятельности, формирование банка данных по проблеме одаренности, укрепление материально-технической базы);

- методическое обеспечение работы с одаренными детьми (повышение уровня профессионального мастерства педагогов, организация обмена опытом учителей, работающих с одаренными детьми, научно-методическое и информационное обеспечение проекта);

-мероприятия по работе с одаренными детьми (участие способных и ода­ренных детей в школьных и районных мероприятиях).

 

Методы:

-частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использова­ние творческих заданий, решение нестандартных задач);

- исследовательский (работа с дополнительными источниками информа­ции);

- проблемный;

- проективный.

 

Формы работы с учащимися:

- индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уро­ков;

-  дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к  олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;

- участие в школьных и районных олимпиадах по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру;                            

-  психологические консультации, тренинги, тестирование;                   

конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования

-   посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;                                                          

проектная деятельность учащихся;                                                         

использование современных средств информации (Интернет, медиатека компьютерные игры по курсу «Окружающий мир», электронная энциклопедия);

создание детских портфолио.

- нетрадиционные уроки (урок-КВН, урок-сказка, урок-путешествие, урок-игра; урок-творческая мастерская).

- работа в парах, в малых группах, разноуровневые и творческие задания,

- ролевые игры;    

-консультации.

 

Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательны творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо  использовать различные современные средства информации:  медиатеку, Интернет, компьютерные игры, электронные энциклопедии, применять современные технологии: игровые, учебно-исследовательские, коммуникативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие.

 

Образовательные компетенции, формируемые в процессе обучения:

·        Ценностно-смысловые:

ü Способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем;

ü Умение выбирать смысловые установки для своих действий и поступков;

·        Общекультурные:

ü Расширение кругозора

ü Повышения уровня осведомленности в бытовой и культурно-досуговой сферах;

·        Учебно-познавательные

ü Умение организации учебно-познавательной деятельности;

ü Овладение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;

·        Информационные:

ü Умение получать, анализировать и отбирать необходимую информацию из различных источников;

·        Коммуникативные:

ü Овладение навыками работы в группе;

ü Владения различными социальными ролями в коллективе;

ü Развитие навыков задать вопрос, вести дискуссию и др.;

·        Социально-трудовые

ü Поддержка и стимулирование социальной активности;

·        Личностные:

ü Освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития;

ü Формирование культуры мышления и поведения.

Предполагаемый результат:

Такая система внеурочной деятельности поможет сформировать у одаренных  детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение  выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Познавательный аспект

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навы­ков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).

Развивающий аспект

Развитие речи при работе над словом, словосочетани­ем, предложением.

Развитие мышления ходе усвоения детьми таких при­ёмов мыслительной деятельности, как умение анализиро­вать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять глав­ное, доказывать и опровергать.

Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук).

Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект

Воспитание системы нравственных межличностных отношений.

В результате учащиеся должны:

уметь анализиро­вать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять глав­ное, доказывать и опровергать;

развивать внимание, глазомер, зрительную память, аккуратность, фантазию; развивать внутреннюю и внешнюю речь, логическое мышление;

активизировать  творческие способности.

 

Материал каждого занятия рассчитан на 35-45 минут. Рекомендуемая модель занятия.

«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты). Выполне­ние упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования учёных убедительно доказывают, что под влиянием фи­зических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементар­ных интеллектуальных задач, убыстряются психомотор­ные процессы.

РАЗМИНКА (3-5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положи­тельного эмоционального фона, включение в работу. По­этому вопросы разминки достаточно лёгкие, способные вызвать интерес и рассчитаные на сообразительность, бы­строту реакции, окрашенные немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребёнка к активной учебно-по­знавательной деятельности.

ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕ­ЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНО­СТЕЙ: ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШ­ЛЕНИЯ (10-15 минут). Задания, используемые на этом этапе занятия не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответству­ющую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятель­ности, выполнять творческие упражнения. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут). Динамическая пауза, проводимая на занятиях, не только развивает дви­гательную сферу ребёнка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одно­временно.

ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ (10-12 минут). На данном этапе предлагаются задания, обучающие детей: наблюдать, сравнивать, обобщать, находить зако­номерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию, решать кроссворды, пользоваться выразительными сред­ствами русского языка. На первых порах работы с таки­ми заданиями можно допускать и угадывание ответа, решения, но тут же взрослый должен постараться подве­сти учащихся к обоснованию ответа. При работе над та­кими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рас­суждении, обоснование выбранного решения. Как прави­ло, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия детей в по­иске решения предложенного задания.

КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2минуты).

Чем больше и чаще ребёнок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит хорошее зрение. Те же дети, чье зрение нуждается в коррекции, путем ре­гулярных тренировок смогут значительно улучшить его. Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз помо­жет как повышению остроты зрения, так и снятию зри­тельного утомления и достижению состояния зрительно­го комфорта.

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ, ШТРИХОВКА (10 минут). В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей - на кончиках пальцев». От них, образ­но говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают ис­точник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче проявляется творческая стихия детского ума. Поэтому очень важно «поставить руку».

Графические диктанты - отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении краси­во, аккуратно писать и логически мыслить.

  На данном этапе занятия ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку взрослого, а затем заштриховывают его косыми линиями, прямыми лини­ями, «вышивают» фигурку крестиком или просто зак­рашивают. Штриховка не только подводит детей к по-| ниманию симметрии, композиции в декоративном рисо­вании, но развивает мелкие мышцы пальцев и кисти руки ребёнка.

При регулярном выполнении таких упражнений ребё­нок начинает хорошо владеть ручкой и карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.

Графические диктанты - это и способ развития речи, так как попутно ребята отгадывают загадки, читают и заучивают стихи, песенки, потешки, т. е. овладевают выразительными свойствами языка.

Поэтому в процессе работы с графическими диктанта­ми формируются внимание, глазомер, зрительная память ребенка, аккуратность, фантазия; развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, активизируются творческие способности.

 

Программа курса рассчитана на 33 часа из расчета 1 час в неделю

 

Литература:

Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)/Методическое пособие 1 класс.- М.: Росткнига, 2014г.

Юным умникам и умницам: Рабочая тетрадь по развитию познавательных способностей (6-7 лет): Информатика. Логика. Математика/- М.: Росткнига, 2014г.

 

Учебно-тематический план

 

 

Дата

Тема занятий

Тип занятия

Формы деятельности

Формы контроля

  1.  

сентябрь

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

Графический диктант. (Вводный урок)

Изучение нового материала

Беседа, игра, фантазирование

Отзыв

  1.  

сентябрь

Развитие концентрации внимания

Графический диктант

Формирование новых умений

Практическая работа, создание творческих продуктов

Загадка

  1.  

сентябрь

Тренировка внимания

Развитие мышления

Графический диктант

Изучение нового материала

Игра, проблемный диалог

Обсуждение

  1.  

сентябрь

Тренировка зрительной памяти

Развитие мышления

Графический диктант

Обобщение и систематизация

Фантазирование, беседа, практическая работа

Рисунок

  1.  

октябрь

Развитие аналитических способностей

Мыслительные операции

Графический диктант

Изучение нового материала

Беседа, сравнение

Игра

  1.  

октябрь

Развитие аналитических способностей

Мыслительные операции

Графический диктант

Комбинированное

Проблемный диалог

Поделка

  1.  

октябрь

Совершенствование воображения

Задания по конструированию

Графический диктант

Формирование новых умений

Создание творческих продуктов

Загадка

  1.  

октябрь

Развитие логического мышления

Мыслительные операции

Графический диктант

Практическое применение знаний

Практическая работа, фантазирование

Рисунок

  1.  

ноябрь

Концентрация внимания

Развитие мышления

Графический диктант

Обобщение и систематизация

Беседа, проблемный диалог

Обсуждение

  1.  

ноябрь

Тренировка внимания

Развитие мышления

Графический диктант

Закрепление знаний и умений

Проблемный диалог

Рисунок

  1.  

ноябрь

Развитие слуховой памяти

Развитие мышления

Графический диктант

Комбинированное

Проблемный диалог, фантазирование

Сказка

  1.  

декабрь

Тренировка зрительной памяти

Развитие мышления

Графический диктант

Практическое применение знаний

Практическая работа

Обсуждение

  1.  

декабрь

Развитие аналитических способностей

Совершенствование мыслительных операций

Графический диктант

Изучение нового материала

Игра, беседа, инсценировка

Загадка

  1.  

декабрь

Совершенствование воображения

Задания по конструированию

Графический диктант

Формирование новых умений

Решение изобретательских ситуаций, фантазирование

Загадка

  1.  

декабрь

Развитие логического мышления

Совершенствование мыслительных операций

Графический диктант

Формирование новых умений

Создание творческих продуктов

Рисунок

  1.  

январь

Развитие концентрации внимания

Развитие мышления

Графический диктант

Обобщение и систематизация

Игра, беседа, решение изобретательских ситуаций

Обсуждение

  1.  

январь

Тренировка внимания

Развитие мышления

Графический диктант

Комбинированное

Беседа, игра, практическая работа

Описание

  1.  

январь

Тренировка слуховой памяти

Развитие мышления

Графический диктант

Комбинированное

Игра, практическая работа, создание творческих продуктов

Рассказ

  1.  

февраль

Тренировка зрительной памяти

Развитие мышления

Графический диктант

Комбинированное

Проблемный диалог, фантазирование

Сказка

  1.  

февраль

Развитие аналитических способностей

Совершенствование мыслительных операций

Графический диктант

Практическое применение знаний

Игра, анализ, решение изобретательских задач

Обсуждение

  1.  

февраль

Совершенствование воображения

Задания по конструированию

Графический диктант

Изучение нового материала

Игра, обсуждение

Рисунки

  1.  

март

Развитие логического мышления

Совершенствование мыслительных операций

Графический диктант

Формирование новых умений

Создание творческих продуктов

Рисунок

  1.  

март

Развитие концентрации внимания

Развитие мышления

Графический диктант

Практическое применение знаний

Игра, проблемный диалог, фантазирование

Рассказ

  1.  

март

Тренировка внимания

Развитие мышления

Графический диктант

Формирование новых умений

Игра, практическая работа

Рисунок

  1.  

март

Тренировка слуховой памяти

Развитие мышления

Графический диктант

Изучение нового материала

Игра, проблемный диалог, фантазирование

Обсуждение

  1.  

апрель

Тренировка зрительной памяти

Развитие мышления

Графический диктант

Формирование новых умений

Проблемный диалог, фантазирование

Буклет

  1.  

апрель

Развитие аналитических способностей

Совершенствование мыслительных операций

Графический диктант

Обобщение и систематизация

Игра, беседа

Обсуждение

  1.  

апрель

Совершенствование воображения

Задания по конструированию

Графический диктант

Обобщение и систематизация

Игра, фантазирование

Рассказ

  1.  

апрель

Развитие логического мышления

Совершенствование мыслительных операций

Графический диктант

Комбинированное

Игра, беседа

Описание

  1.  

май

Развитие концентрации внимания

Развитие мышления

Графический диктант

Практическое применение знаний

Практическая работа

Рисунок

  1.  

май

Тренировка внимания

Развитие мышления

Графический диктант

Контроль

Презентация

Защита проекта

  1.  

май

Развитие аналитических способностей

Совершенствование мыслительных операций

Графический диктант

Обобщение и систематизация

Практическая работа

Отзыв

  1.  

май

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

Обобщающий урок

Обобщение и систематизация

Праздник

Отзыв

 


Программа курса «Развитие познавательных способностей» 1 класс

Программа курса «Развитие познавательных способностей» 1 класс

Формы работы с учащимися: - индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уро­ков; - дополнительные занятия с одаренными учащимися,…

Формы работы с учащимися: - индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уро­ков; - дополнительные занятия с одаренными учащимися,…

Умение организации учебно-познавательной деятельности; ü

Умение организации учебно-познавательной деятельности; ü

Материал каждого занятия рассчитан на 35-45 минут

Материал каждого занятия рассчитан на 35-45 минут

На данном этапе занятия ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку взрослого, а затем заштриховывают его косыми линиями, прямыми лини­ями, «вышивают» фигурку крестиком или просто…

На данном этапе занятия ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку взрослого, а затем заштриховывают его косыми линиями, прямыми лини­ями, «вышивают» фигурку крестиком или просто…

Развитие аналитических способностей

Развитие аналитических способностей

Совершенствование мыслительных операций

Совершенствование мыслительных операций

Тренировка зрительной памяти

Тренировка зрительной памяти
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.08.2024