Программа курса «Развитие познавательных способностей»
1 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основной целью курса развития и успешного обучения является:
- совершенствование предметных умений и навыков;
- повышение учебной мотивации одаренных детей;
- развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;
- развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности;
- овладение навыками самоконтроля, самооценки.
Решению обозначенной цели способствуют следующие задачи во внеклассной деятельности:
Задачи:
- на этапе поступления в школу выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика;
- разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;
- определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;
- организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей;
- проводить уроки творчества для одаренных детей (мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, дни творчества и науки, конкурсы знатоков, предметные КВН);
-совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье (тематические родительские собрания, круглые столы с участием детей, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники, посещение кружков и секций по способностям);
-традиционно проводить в конце учебного года слет «Юные таланты».
Основные направления реализации курса:
- создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми (внедрение передовых образовательных технологий, нормативно-правовое обеспечение деятельности, формирование банка данных по проблеме одаренности, укрепление материально-технической базы);
- методическое обеспечение работы с одаренными детьми (повышение уровня профессионального мастерства педагогов, организация обмена опытом учителей, работающих с одаренными детьми, научно-методическое и информационное обеспечение проекта);
-мероприятия по работе с одаренными детьми (участие способных и одаренных детей в школьных и районных мероприятиях).
Методы:
-частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач);
- исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);
- проблемный;
- проективный.
Формы работы с учащимися:
- индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
- дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
- участие в школьных и районных олимпиадах по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру;
- психологические консультации, тренинги, тестирование;
- конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования
- посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
- проектная деятельность учащихся;
- использование современных средств информации (Интернет, медиатека компьютерные игры по курсу «Окружающий мир», электронная энциклопедия);
- создание детских портфолио.
- нетрадиционные уроки (урок-КВН, урок-сказка, урок-путешествие, урок-игра; урок-творческая мастерская).
- работа в парах, в малых группах, разноуровневые и творческие задания,
- ролевые игры;
-консультации.
Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательны творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации: медиатеку, Интернет, компьютерные игры, электронные энциклопедии, применять современные технологии: игровые, учебно-исследовательские, коммуникативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие.
Образовательные компетенции, формируемые в процессе обучения:
· Ценностно-смысловые:
ü Способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем;
ü Умение выбирать смысловые установки для своих действий и поступков;
· Общекультурные:
ü Расширение кругозора
ü Повышения уровня осведомленности в бытовой и культурно-досуговой сферах;
· Учебно-познавательные
ü Умение организации учебно-познавательной деятельности;
ü Овладение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;
· Информационные:
ü Умение получать, анализировать и отбирать необходимую информацию из различных источников;
· Коммуникативные:
ü Овладение навыками работы в группе;
ü Владения различными социальными ролями в коллективе;
ü Развитие навыков задать вопрос, вести дискуссию и др.;
· Социально-трудовые
ü Поддержка и стимулирование социальной активности;
· Личностные:
ü Освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития;
ü Формирование культуры мышления и поведения.
Предполагаемый результат:
Такая система внеурочной деятельности поможет сформировать у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Познавательный аспект
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).
Развивающий аспект
Развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением.
Развитие мышления ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук).
Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
В результате учащиеся должны:
уметь анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать;
развивать внимание, глазомер, зрительную память, аккуратность, фантазию; развивать внутреннюю и внешнюю речь, логическое мышление;
активизировать творческие способности.
Материал каждого занятия рассчитан на 35-45 минут. Рекомендуемая модель занятия.
«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования учёных убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
РАЗМИНКА (3-5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, включение в работу. Поэтому вопросы разминки достаточно лёгкие, способные вызвать интерес и рассчитаные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребёнка к активной учебно-познавательной деятельности.
ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ: ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ (10-15 минут). Задания, используемые на этом этапе занятия не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут). Динамическая пауза, проводимая на занятиях, не только развивает двигательную сферу ребёнка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ (10-12 минут). На данном этапе предлагаются задания, обучающие детей: наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию, решать кроссворды, пользоваться выразительными средствами русского языка. На первых порах работы с такими заданиями можно допускать и угадывание ответа, решения, но тут же взрослый должен постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенного задания.
КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2минуты).
Чем больше и чаще ребёнок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит хорошее зрение. Те же дети, чье зрение нуждается в коррекции, путем регулярных тренировок смогут значительно улучшить его. Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.
ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ, ШТРИХОВКА (10 минут). В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей - на кончиках пальцев». От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче проявляется творческая стихия детского ума. Поэтому очень важно «поставить руку».
Графические диктанты - отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво, аккуратно писать и логически мыслить.
На данном этапе занятия ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку взрослого, а затем заштриховывают его косыми линиями, прямыми линиями, «вышивают» фигурку крестиком или просто закрашивают. Штриховка не только подводит детей к по-| ниманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но развивает мелкие мышцы пальцев и кисти руки ребёнка.
При регулярном выполнении таких упражнений ребёнок начинает хорошо владеть ручкой и карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.
Графические диктанты - это и способ развития речи, так как попутно ребята отгадывают загадки, читают и заучивают стихи, песенки, потешки, т. е. овладевают выразительными свойствами языка.
Поэтому в процессе работы с графическими диктантами формируются внимание, глазомер, зрительная память ребенка, аккуратность, фантазия; развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, активизируются творческие способности.
Программа курса рассчитана на 33 часа из расчета 1 час в неделю
Литература:
Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)/Методическое пособие 1 класс.- М.: Росткнига, 2014г.
Юным умникам и умницам: Рабочая тетрадь по развитию познавательных способностей (6-7 лет): Информатика. Логика. Математика/- М.: Росткнига, 2014г.
Учебно-тематический план
|
Дата |
Тема занятий |
Тип занятия |
Формы деятельности |
Формы контроля |
|
сентябрь |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант. (Вводный урок) |
Изучение нового материала |
Беседа, игра, фантазирование |
Отзыв |
|
сентябрь |
Развитие концентрации внимания Графический диктант |
Формирование новых умений |
Практическая работа, создание творческих продуктов |
Загадка |
|
сентябрь |
Тренировка внимания Развитие мышления Графический диктант |
Изучение нового материала |
Игра, проблемный диалог |
Обсуждение |
|
сентябрь |
Тренировка зрительной памяти Развитие мышления Графический диктант |
Обобщение и систематизация |
Фантазирование, беседа, практическая работа |
Рисунок |
|
октябрь |
Развитие аналитических способностей Мыслительные операции Графический диктант |
Изучение нового материала |
Беседа, сравнение |
Игра |
|
октябрь |
Развитие аналитических способностей Мыслительные операции Графический диктант |
Комбинированное |
Проблемный диалог |
Поделка |
|
октябрь |
Совершенствование воображения Задания по конструированию Графический диктант |
Формирование новых умений |
Создание творческих продуктов |
Загадка |
|
октябрь |
Развитие логического мышления Мыслительные операции Графический диктант |
Практическое применение знаний |
Практическая работа, фантазирование |
Рисунок |
|
ноябрь |
Концентрация внимания Развитие мышления Графический диктант |
Обобщение и систематизация |
Беседа, проблемный диалог |
Обсуждение |
|
ноябрь |
Тренировка внимания Развитие мышления Графический диктант |
Закрепление знаний и умений |
Проблемный диалог |
Рисунок |
|
ноябрь |
Развитие слуховой памяти Развитие мышления Графический диктант |
Комбинированное |
Проблемный диалог, фантазирование |
Сказка |
|
декабрь |
Тренировка зрительной памяти Развитие мышления Графический диктант |
Практическое применение знаний |
Практическая работа |
Обсуждение |
|
декабрь |
Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных операций Графический диктант |
Изучение нового материала |
Игра, беседа, инсценировка |
Загадка |
|
декабрь |
Совершенствование воображения Задания по конструированию Графический диктант |
Формирование новых умений |
Решение изобретательских ситуаций, фантазирование |
Загадка |
|
декабрь |
Развитие логического мышления Совершенствование мыслительных операций Графический диктант |
Формирование новых умений |
Создание творческих продуктов |
Рисунок |
|
январь |
Развитие концентрации внимания Развитие мышления Графический диктант |
Обобщение и систематизация |
Игра, беседа, решение изобретательских ситуаций |
Обсуждение |
|
январь |
Тренировка внимания Развитие мышления Графический диктант |
Комбинированное |
Беседа, игра, практическая работа |
Описание |
|
январь |
Тренировка слуховой памяти Развитие мышления Графический диктант |
Комбинированное |
Игра, практическая работа, создание творческих продуктов |
Рассказ |
|
февраль |
Тренировка зрительной памяти Развитие мышления Графический диктант |
Комбинированное |
Проблемный диалог, фантазирование |
Сказка |
|
февраль |
Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных операций Графический диктант |
Практическое применение знаний |
Игра, анализ, решение изобретательских задач |
Обсуждение |
|
февраль |
Совершенствование воображения Задания по конструированию Графический диктант |
Изучение нового материала |
Игра, обсуждение |
Рисунки |
|
март |
Развитие логического мышления Совершенствование мыслительных операций Графический диктант |
Формирование новых умений |
Создание творческих продуктов |
Рисунок |
|
март |
Развитие концентрации внимания Развитие мышления Графический диктант |
Практическое применение знаний |
Игра, проблемный диалог, фантазирование |
Рассказ |
|
март |
Тренировка внимания Развитие мышления Графический диктант |
Формирование новых умений |
Игра, практическая работа |
Рисунок |
|
март |
Тренировка слуховой памяти Развитие мышления Графический диктант |
Изучение нового материала |
Игра, проблемный диалог, фантазирование |
Обсуждение |
|
апрель |
Тренировка зрительной памяти Развитие мышления Графический диктант |
Формирование новых умений |
Проблемный диалог, фантазирование |
Буклет |
|
апрель |
Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных операций Графический диктант |
Обобщение и систематизация |
Игра, беседа |
Обсуждение |
|
апрель |
Совершенствование воображения Задания по конструированию Графический диктант |
Обобщение и систематизация |
Игра, фантазирование |
Рассказ |
|
апрель |
Развитие логического мышления Совершенствование мыслительных операций Графический диктант |
Комбинированное |
Игра, беседа |
Описание |
|
май |
Развитие концентрации внимания Развитие мышления Графический диктант |
Практическое применение знаний |
Практическая работа |
Рисунок |
|
май |
Тренировка внимания Развитие мышления Графический диктант |
Контроль |
Презентация |
Защита проекта |
|
май |
Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных операций Графический диктант |
Обобщение и систематизация |
Практическая работа |
Отзыв |
|
май |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года Обобщающий урок |
Обобщение и систематизация |
Праздник |
Отзыв |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.