Пояснительная записка
1. Теоретическое обоснование
Одной из наиболее острых проблем современном школы является рост количества учащиеся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Основной причиной неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Особенно выражены затруднения в адаптации к школьному обучению у детей, не посещавших детские дошкольные учреждения. Для них характерна несформированность основных школьно-значимых функций и процессов, обеспечивающих обучение: организации деятельности, внимания, памяти, мышления, речи и др. Выравнивание стартовых возможностей неорганизованных детей перед поступлением в школу, а также оптимизация процесса адаптации у детей, посещавших ДОУ, но характеризующихся неблагоприятным адаптационным прогнозом, возможно за счет организации специальных развивающих занятий с психологом в рамках групп предшкольной подготовки на базе начальной школы. Эти занятия позволят обеспечить более постепенное вхождение ребенка в процесс обучения, сформировать положительную мотивацию по отношению к школе, к учителю, учебной деятельности; способствовать развитию познавательных процессов, познавательной активности и любознательности.
Программа развивающих занятий с психологом для будущих первоклассников «Субботний класс» составлена на основе программы курса развивающих занятий с психологом по предшкольной подготовке будущих первоклассников «СУББОТНИЙ КЛАСС» (автор Лобынцева К.Г., Скляренко Н.И.), утверждённой МУ НМИЦ г. Белгорода в 2011 г.
Основная цель данной программы – формирование готовности и содействие успешной адаптации к обучению в школе будущих первоклассников.
В качестве основных задач программы можно выделить следующие:
· способствовать развитию речи, коммуникативной компетентности, культуры общения будущих первоклассников, умения работать в группе, парах;
· сформировать положительную учебную мотивацию;
· способствовать развитию психических процессов, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);
· обеспечить развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации;
· способствовать развитию произвольности поведения и высших психических функций.
3. Структура программы
В структуре программы представлены несколько блоков работы с дошкольниками:
1. Вводный блок включает в себя
ü Знакомство детей друг с другом и с психологом;
ü Определение правил, по которым будут проходить занятия;
2. Развивающе-формирующий блок включает практические занятия с использованием игровых упражнений направленных на:
ü расширение представлений об окружающем мире,
ü формирование учебной мотивации, расширение представлений о школе и обучении;
ü развитие навыков общения, умения работать в парах, группе;
ü расширение представлений о себе,
ü развитие познавательных процессов, креативности;
ü развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики руки.
3. Завершающий блок включает в себя:
ü закрепление учебной мотивации посредством специально акцентированного мотивирующего занятия;
ü подведение итогов курса занятий, обзор полученных знаний, умений и навыков.
4. Содержание занятий
Данная программа рассчитана на 20 часов. Занятия проводятся в течение июня, 1 занятие в день, продолжительность каждого занятия 30 минут. Занятия проводятся в группе. С целью поддержания эффективности занятий количественный состав группы не должен превышать 15 человек. Каждое из занятий имеет трёхкомпонентную структуру:
1. Разминочная часть (упражнения-релаксации, мимические этюды; пальчиковые игры, игры с мячом).
2. Основная часть.
3. Заключительная.
Каждое занятие обязательно включает в себя физкультминутку, оформленную в виде рифмовки или подвижной игры.
Учебно-тематическое планирование программы развивающих занятий курса предшкольной подготовки «Субботний класс»
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
1. |
Занятие-знакомство «Меня зовут…» |
1 |
2. |
Занятие 1. «Человек» |
1 |
3. |
Занятие 2. «Настроение и эмоции» |
1 |
4. |
Занятие 3. «Птицы» |
1 |
5. |
Занятие 4. «Прогулка в лес» |
1 |
6. |
Занятие 5. «Времена года» |
1 |
7. |
Занятие 7. «Геометрические фигуры» |
1 |
8. |
Занятие 8. «Морское путешествие» |
1 |
9. |
Занятие 9. «Сказочные герои» |
1 |
10. |
Занятие 10. «Овощи» |
1 |
11. |
Занятие 11. «Транспорт» |
1 |
12. |
Занятие 12. «Изобретатели» |
1 |
13. |
Занятие 13. «Посуда» |
1 |
14. |
Занятие 14. «Берёзовая роща» |
1 |
15. |
Занятие 15. «Магазин игрушек» |
1 |
16. |
Занятие 16. «Одежда и обувь» |
1 |
17. |
Занятие 17. «Насекомые» |
1 |
18. |
Занятие 18. «Профессии» |
1 |
19. |
Занятие 19. «Мой город» |
1 |
20. |
Занятие 20. «Школа» |
1 |
Итого: |
20 ч. |
5. Материалы и инструменты
На занятиях используются: индивидуальные тетради в крупную клетку (12-18 листов), бланки заданий, плакаты с наглядностью, простые и цветные карандаши, мяч.
6. Формы и методы
Ведущими методами на занятиях являются:
v Игра
v Арт-терапия
v Диагностика
На занятиях используются различные формы и методики работы с дошкольниками: игровые задания и упражнения, творческие задания, рисуночные методики, обсуждение с детьми выполненных заданий, обобщение результатов некоторых заданий в виде выставок, упражнения на развитие познавательных процессов, диагностические методики.
7. Принципы работы в группе
1. Методологический принцип работы в группе развития – развитие отдельных психических процессов через перестройку и развитие аффективно-потребностной сферы ребенка;
2. Субъектное отношение к ребенку;
3. Индивидуальный подход, учитывающий «зону ближайшего развития» ребенка;
4. Игровая форма занятий, вызывающая у участников группы живой интерес;
5. Доброжелательные и дружелюбные отношения с детьми, недопустимость менторской позиции и порицания за неуспех;
6. Положительная эмоциональная оценка любого достижения учащегося со стороны психолога, чтобы успех ребят переживался ими как радость.
1. Сформированность учебно-познавательной мотивации, позитивное отношение к школе, будущим одноклассникам.
2. Повышение коммуникативной компетенции детей;
3. Рост уровня развития познавательных процессов, креативности учащихся группы;
4. Наличие у детей группы развитой мелкой моторики пальцев руки и сенсомоторной координации.
5. Повышение уровня произвольности поведения и высших психических функций.
Календарно-тематическое планирование
развивающих занятий курса предшкольной подготовки «Субботний класс»
№ |
Тема занятия |
Цели и задачи занятия |
Форма проведения занятия |
Содержание занятия |
Кол-во часов |
Календарные сроки |
1 |
Занятие-знакомство «Меня зовут…» |
Знакомство с детьми. Определение правил, по которым будут проходить занятия, развитие навыков общения |
Практическое занятие с использованием игровых упражнений |
Упражнения: «Меня зовут…», «Кто во что одет», «Какие мы», физкультминутка, «Буквы вокруг», «Рисунок в подарок» |
1 |
01.06.2012 |
2 |
Занятие 1. «Человек» |
Развитие навыков общения, развитие познавательных процессов, расширение представлений об окружающем мире, развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики руки |
Практическое занятие с использованием игровых упражнений |
Упражнения: «Бывает или нет», «Найди различия», «Нарисуй человека», «Квадрат маршрутов», физкультминутка, «Чего не хватает», «Загадки о человеке» |
1 |
04.06.2012 |
3 |
Занятие 2. «Настроение и эмоции» |
Развитие навыков общения, умения работать в парах представлений о себе, развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики руки |
Практическое занятие с использованием игровых упражнений |
Упражнения: «Ласковое имя», «Угадай эмоцию», «Зеркало», физкультминутка, «Нарисуй настроение» |
1 |
05.06.2012 |
4 |
Занятие 3. «Птицы» |
Расширение представлений об окружающем мире, развитие познавательных процессов, развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики руки |
Практическое занятие с использованием игровых упражнений |
Упражнения: релаксация «Птички на ветке», «Каких птиц ты знаешь», «Загадки», «Нарисуй следы», «Кто летает, как кричит», физкультминутка «Пух и перья», «Непохожая птица» |
1 |
06.06.2012 |
5 |
Занятие 4. «Прогулка в лес» |
Расширение представлений об окружающем мире, развитие познавательных процессов, развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики руки |
Практическое занятие с использованием игровых упражнений |
Упражнения: релаксация «Мы в лесу», «Лесные жители», «Дорисуй девятое», физкультминутка, «Четвёртый лишний», «Подбери животным дом» |
1 |
07.06.2012 |
6 |
Занятие 5. «Времена года» |
Расширение представлений об окружающем мире, развитие познавательных процессов, развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики руки |
Практическое занятие с использованием игровых упражнений |
Упражнения: «Отгадай загадку», «Противоположности», «Запомни и нарисуй», физкультминутка «Четыре стихии», «Несуразности», «Муха в спячке» |
1 |
08.06.2012 |
7 |
Занятие 7. «Геометрические фигуры» |
Расширение представлений об окружающем мире, развитие познавательных процессов, развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики руки |
Практическое занятие с использованием игровых упражнений |
Упражнения: пальчиковая гимнастика «Фигурки», «Найди такую же форму», «Забавные фигуры», «Шифровка», физкультминутка, «Перепутанные фигуры», «Чего не хватает» |
1 |
09.06.2012 |
8 |
Занятие 8. «Морское путешествие» |
Расширение представлений об окружающем мире, развитие познавательных процессов, креативности, мелкой моторики руки |
Практическое занятие с использованием игровых упражнений |
Упражнения: релаксация «Капитан корабля», «Обобщения», «Запомни и нарисуй», физкультминутка, «Найди свой домик», «Сочинение стихотворения» |
1 |
13.06.2012 |
9 |
Занятие 9. «Сказочные герои» |
Расширение представлений об окружающем мире, развитие познавательных процессов, мелкой моторики руки |
Практическое занятие с использованием игровых упражнений |
Упражнения: мимическая гимнастика «Слушаем сказку», «Вспомни сказочных героев», «Злой или добрый», «Кто лишний», физкультминутка, «Нарисуй персонаж», «Загадки» |
1 |
14.06.2012 |
10 |
Занятие 10. «Овощи» |
Расширение представлений об окружающем мире, развитие познавательных процессов, развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики руки |
Практическое занятие с использованием игровых упражнений |
Упражнения: релаксация «Семена», «Назови овощ», «Перепутанные грядки», «Запомни и нарисуй», физкультминутка, «Заборчик», «Загадки» |
1 |
15.06.2012 |
11 |
Занятие 11. «Транспорт» |
Расширение представлений об окружающем мире, развитие познавательных процессов, развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики руки |
Практическое занятие с использованием игровых упражнений |
Упражнения: «Светофор», «Узнай по контуру», «Следы машины», физкультминутка, «Кто больше запомнит», «Загадки» |
1 |
18.06.2012 |
12 |
Занятие 12. «Изобретатели» |
Расширение представлений об окружающем мире, развитие познавательных процессов, развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики руки |
Практическое занятие с использованием игровых упражнений |
Упражнения: «На что похоже», «Что напутал Самоделкин?», физкультминутка, «Нарисуй изобретение», «Отгадай предмет» |
1 |
19.06.2012 |
13 |
Занятие 13. «Посуда» |
Расширение представлений об окружающем мире, развитие познавательных процессов, развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики руки |
Практическое занятие с использованием игровых упражнений |
Упражнения: пальчиковая гимнастика «Платформа», «Спрятанные слова», «Дорисуй ряд», физкультминутка, «Запомни и нарисуй», «Чего не хватает» |
1 |
20.06.2012 |
14 |
Занятие 14. «Берёзовая роща» |
Расширение представлений об окружающем мире, развитие познавательных процессов, развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики руки |
Практическое занятие с использованием игровых упражнений |
Упражнения: релаксация «Берёзки», «Повтори за мной», «Роща», «Сочини предложение», физкультминутка «Тропинка, ямка., кочка», «Сходства и различия» |
1 |
21.06.2012 |
15 |
Занятие 15. «Магазин игрушек» |
Расширение представлений об окружающем мире, развитие познавательных процессов, развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики руки |
Практическое занятие с использованием игровых упражнений |
Упражнения: релаксация «Заводные игрушки», «Одинаковый – разный», «Чего не хватает», «Упавшая игрушка» |
1 |
22.06.2012 |
16 |
Занятие 16. «Одежда и обувь» |
Расширение представлений об окружающем мире, развитие познавательных процессов, развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики руки |
Практическое занятие с использованием игровых упражнений |
Упражнения: пальчиковая гимнастика «Колечко», «Название вспоминай – мяч передавай», «Опиши друга», «Нарисуй рубашку», физкультминутка, «Помоги одеться Маше», «Загадки» |
1 |
25.06.2012 |
17 |
Занятие 17. «Насекомые» |
Расширение представлений об окружающем мире, развитие познавательных процессов, развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики руки |
Практическое занятие с использованием игровых упражнений |
Упражнения: командное соревнование «Насекомые, которых я знаю», рисование по образцу «Бабочка», «Четвёртый лишний», физкультминутка, «Муха», «Загадки» |
1 |
26.06.2012 |
18 |
Занятие 18. «Профессии» |
Расширение представлений об окружающем мире, развитие познавательных процессов, развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики руки |
Практическое занятие с использованием игровых упражнений |
Упражнения: командное соревнование «Профессии, которых я знаю», «Чьё это?», «Сложи картинку», физкультминутка, «Как важно быть внимательным», «Загадки о профессиях» |
1 |
27.06.2012 |
19 |
Занятие 19. «Мой город» |
Расширение представлений об окружающем мире, развитие познавательных процессов, креативности, мелкой моторики руки
|
Практическое занятие с использованием игровых упражнений |
Упражнения: «Город или деревня», «Назови улицу», «Прятки», физкультминутка рисунок «Моё любимое место» |
1 |
28.06.2012 |
20 |
Занятие 20. «Школа» |
Расширение представлений об окружающем мире, о школе, развитие познавательных процессов, учебной мотивации |
Практическое занятие с использованием игровых упражнений |
Упражнения: релаксация «Силачи», «Разговор о школе», «Запомни и повтори», физкультминутка, «Противоположности», «Загадки о школе» |
1 |
29.06.2012 |
Количество часов |
20 |
Библиографический список
1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников. – Обнинск. Из-во Принтер, 1993.
2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Изд-во «Ось-89», 2001.
3. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. — М.: Издательский центр «Академия», 1998.
4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.: НПО «Образование», 1996.
5. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. Проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2003.
6. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
7. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., 1991.
8. Коломинский Я.Л, Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.—М.: Просвещение, 1988.
9. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему ученику. М., 1997.
10. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Изд-во ГНОМ и Д», 2000.
11. Семаго М., Семаго Н. Программа психолого-педагогической оценки готовности к началу школьного обучения // Школьный психолог, 2003 - №9.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.