Программа курса развивающих занятий с психологом по предшкольной подготовке будущих первоклассников «СУББОТНИЙ КЛАСС»
Оценка 4.8

Программа курса развивающих занятий с психологом по предшкольной подготовке будущих первоклассников «СУББОТНИЙ КЛАСС»

Оценка 4.8
Занимательные материалы +3
doc
психологическая работа
Детсад
08.12.2023
Программа курса развивающих занятий с психологом по предшкольной подготовке будущих первоклассников «СУББОТНИЙ КЛАСС»
Одной из наиболее острых проблем современном школы является рост количества учащиеся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Основной причиной неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Особенно выражены затруднения в адаптации к школьному обучению у детей, не посещавших детские дошкольные учреждения. Для них характерна несформированность основных школьно-значимых функций и процессов, обеспечивающих обучение: организации деятельности, внимания, памяти, мышления, речи и др. Выравнивание стартовых возможностей неорганизованных детей перед поступлением в школу, а также оптимизация процесса адаптации у детей, посещавших ДОУ, но характеризующихся неблагоприятным адаптационным прогнозом, возможно за счет организации специальных развивающих занятий с психологом в рамках групп предшкольной подготовки на базе начальной школы. Эти занятия позволят обеспечить более постепенное вхождение ребенка в процесс обучения, сформировать положительную мотивацию по отношению к школе, к учителю, учебной деятельности; способствовать развитию познавательных процессов, познавательной активности и любознательности.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.doc

Пояснительная записка

1. Теоретическое обоснование

Одной из наиболее острых проблем современном школы является рост количества учащиеся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Основной причиной неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной  тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Особенно выражены затруднения в адаптации к школьному обучению у детей, не посещавших детские дошкольные учреждения. Для них характерна несформированность основных школьно-значимых функций и процессов, обеспечивающих обучение: организации деятельности, внимания, памяти, мышления, речи и др. Выравнивание стартовых  возможностей  неорганизованных детей перед поступлением  в школу, а также оптимизация процесса адаптации у детей, посещавших ДОУ, но характеризующихся неблагоприятным адаптационным прогнозом, возможно за счет организации специальных развивающих занятий с психологом в рамках групп предшкольной подготовки на базе начальной школы. Эти занятия позволят обеспечить более постепенное вхождение ребенка в процесс обучения, сформировать положительную мотивацию по отношению к школе, к учителю, учебной деятельности; способствовать развитию познавательных процессов, познавательной активности и любознательности.

Программа развивающих занятий с психологом для будущих первоклассников «Субботний класс» составлена на основе программы курса развивающих занятий с психологом по предшкольной подготовке будущих первоклассников «СУББОТНИЙ КЛАСС» (автор Лобынцева К.Г., Скляренко Н.И.), утверждённой МУ НМИЦ г. Белгорода в 2011 г.

2. Цели и задачи программы

Основная цель данной программы – формирование готовности и содействие успешной адаптации к обучению в школе будущих первоклассников.

В качестве основных задач программы можно выделить следующие:

·        способствовать развитию речи, коммуникативной компетентности, культуры общения будущих первоклассников, умения работать в группе, парах;

·        сформировать положительную учебную мотивацию;

·        способствовать развитию психических процессов, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);

·        обеспечить развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации;

·        способствовать развитию произвольности поведения и высших психических функций.

 

3. Структура программы

В структуре программы представлены несколько блоков работы с дошкольниками:

1. Вводный блок включает в себя

ü Знакомство детей друг с другом и с психологом;

ü Определение  правил, по которым будут проходить занятия;

2. Развивающе-формирующий блок включает практические занятия с использованием игровых упражнений направленных на:

ü расширение представлений об окружающем мире,

ü формирование учебной мотивации, расширение представлений о школе и обучении;

ü развитие навыков общения, умения работать в парах, группе;

ü расширение представлений о себе,

ü развитие познавательных процессов, креативности;

ü развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики руки.

3. Завершающий блок включает в себя:

ü закрепление учебной мотивации посредством специально акцентированного мотивирующего занятия;

ü подведение итогов курса занятий, обзор полученных знаний, умений и навыков.

4. Содержание занятий

Данная программа рассчитана на 20 часов. Занятия проводятся в течение июня, 1 занятие в день, продолжительность каждого занятия 30 минут. Занятия проводятся в группе. С целью поддержания эффективности занятий количественный состав группы не должен превышать 15 человек. Каждое из занятий имеет трёхкомпонентную структуру:

1.     Разминочная часть (упражнения-релаксации, мимические этюды; пальчиковые игры, игры с мячом).

2.     Основная часть.

3.     Заключительная.

Каждое занятие обязательно включает в себя физкультминутку, оформленную в виде рифмовки или подвижной игры.

 

Учебно-тематическое планирование программы развивающих занятий курса предшкольной подготовки «Субботний класс»

 

№ п/п

Наименование  разделов и тем

Кол-во часов

1.

Занятие-знакомство «Меня зовут…»

1

2.

Занятие 1. «Человек»

1

3.

Занятие 2. «Настроение и эмоции»

1

4.

Занятие 3. «Птицы»

1

5.

Занятие 4. «Прогулка в лес»

1

6.

Занятие 5. «Времена года»

1

7.

Занятие 7. «Геометрические фигуры»

1

8.

Занятие 8. «Морское путешествие»

1

9.

Занятие 9. «Сказочные герои»

1

10.

Занятие 10. «Овощи»

1

11.

Занятие 11. «Транспорт»

1

12.

Занятие 12. «Изобретатели»

1

13.

Занятие 13. «Посуда»

1

14.

Занятие 14. «Берёзовая роща»

1

15.

Занятие 15. «Магазин игрушек»

1

16.

Занятие 16. «Одежда и обувь»

1

17.

Занятие 17. «Насекомые»

1

18.

Занятие 18. «Профессии»

1

19.

Занятие 19.  «Мой город»

1

20.

Занятие 20.  «Школа»

1

Итого:

20 ч.

 

 

5.     Материалы и инструменты

На занятиях используются: индивидуальные тетради в крупную клетку (12-18 листов), бланки заданий,  плакаты с наглядностью, простые и цветные карандаши, мяч.

 

6.     Формы и методы

Ведущими методами на занятиях являются:

v Игра

v Арт-терапия

v Диагностика

 На занятиях используются различные формы и методики работы с дошкольниками: игровые задания и упражнения, творческие задания, рисуночные методики, обсуждение с детьми выполненных заданий, обобщение результатов некоторых заданий в виде выставок, упражнения на развитие познавательных процессов, диагностические методики.

 

7.     Принципы работы в группе

1.     Методологический принцип работы в группе развития – развитие отдельных психических процессов через перестройку и развитие аффективно-потребностной сферы ребенка;

2.     Субъектное отношение к ребенку;

3.     Индивидуальный подход, учитывающий «зону ближайшего развития» ребенка;

4.     Игровая форма занятий, вызывающая у участников группы живой интерес;

5.     Доброжелательные и дружелюбные отношения с детьми, недопустимость менторской позиции и порицания за неуспех;

6.     Положительная эмоциональная оценка любого достижения учащегося со стороны психолога, чтобы успех ребят переживался ими как радость.

 

8. Прогнозируемые результаты

1.     Сформированность учебно-познавательной мотивации, позитивное отношение к школе, будущим одноклассникам.

2.     Повышение коммуникативной компетенции детей;

3.     Рост уровня развития познавательных процессов, креативности учащихся группы;

4.     Наличие у детей группы развитой мелкой моторики пальцев руки и сенсомоторной координации.

5.     Повышение уровня произвольности поведения и высших психических функций.



Календарно-тематическое планирование

развивающих занятий курса предшкольной подготовки «Субботний класс»

 

Тема занятия

Цели и задачи занятия

Форма проведения занятия

Содержание занятия

Кол-во часов

Календарные сроки

1

Занятие-знакомство «Меня зовут…»

Знакомство с детьми. Определение  правил, по которым будут проходить занятия, развитие навыков общения

Практическое занятие с использованием игровых упражнений

Упражнения: «Меня зовут…», «Кто во что одет», «Какие мы», физкультминутка, «Буквы вокруг», «Рисунок в подарок»

1

01.06.2012

2

Занятие 1. «Человек»

Развитие навыков общения, развитие познавательных процессов, расширение представлений об окружающем мире, развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики руки

Практическое занятие с использованием игровых упражнений

Упражнения: «Бывает или нет», «Найди различия», «Нарисуй человека», «Квадрат маршрутов», физкультминутка,  «Чего не хватает», «Загадки о человеке»

1

04.06.2012

3

Занятие 2. «Настроение и эмоции»

Развитие навыков общения, умения работать в парах представлений о себе, развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики руки

Практическое занятие с использованием игровых упражнений

Упражнения: «Ласковое имя», «Угадай эмоцию», «Зеркало», физкультминутка,  «Нарисуй настроение»

1

05.06.2012

4

Занятие 3. «Птицы»

Расширение представлений об окружающем мире, развитие познавательных процессов, развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики руки

Практическое занятие с использованием игровых упражнений

Упражнения: релаксация «Птички на ветке», «Каких птиц ты знаешь», «Загадки», «Нарисуй следы», «Кто летает, как кричит», физкультминутка «Пух и перья», «Непохожая птица»

1

06.06.2012

5

Занятие 4. «Прогулка в лес»

Расширение представлений об окружающем мире, развитие познавательных процессов, развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики руки

Практическое занятие с использованием игровых упражнений

Упражнения: релаксация «Мы в лесу», «Лесные жители», «Дорисуй девятое», физкультминутка, «Четвёртый лишний», «Подбери животным дом»

1

07.06.2012

6

Занятие 5. «Времена года»

Расширение представлений об окружающем мире, развитие познавательных процессов, развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики руки

Практическое занятие с использованием игровых упражнений

Упражнения: «Отгадай загадку», «Противоположности», «Запомни и нарисуй», физкультминутка «Четыре стихии», «Несуразности», «Муха в спячке»

1

08.06.2012

7

Занятие 7. «Геометрические фигуры»

Расширение представлений об окружающем мире, развитие познавательных процессов, развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики руки

Практическое занятие с использованием игровых упражнений

Упражнения: пальчиковая гимнастика «Фигурки», «Найди такую же форму», «Забавные фигуры», «Шифровка», физкультминутка, «Перепутанные фигуры», «Чего не хватает»

1

09.06.2012

8

Занятие 8. «Морское путешествие»

Расширение представлений об окружающем мире, развитие познавательных процессов, креативности, мелкой моторики руки

Практическое занятие с использованием игровых упражнений

Упражнения: релаксация «Капитан корабля», «Обобщения», «Запомни и нарисуй», физкультминутка,  «Найди свой домик», «Сочинение стихотворения»

1

13.06.2012

9

Занятие 9. «Сказочные герои»

Расширение представлений об окружающем мире, развитие познавательных процессов, мелкой моторики руки

Практическое занятие с использованием игровых упражнений

Упражнения: мимическая гимнастика «Слушаем сказку», «Вспомни сказочных героев», «Злой или добрый», «Кто лишний», физкультминутка, «Нарисуй персонаж», «Загадки»

1

14.06.2012

10

Занятие 10. «Овощи»

Расширение представлений об окружающем мире, развитие познавательных процессов, развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики руки

Практическое занятие с использованием игровых упражнений

Упражнения: релаксация «Семена», «Назови овощ», «Перепутанные грядки», «Запомни и нарисуй», физкультминутка, «Заборчик», «Загадки»

1

15.06.2012

11

Занятие 11. «Транспорт»

Расширение представлений об окружающем мире, развитие познавательных процессов, развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики руки

Практическое занятие с использованием игровых упражнений

Упражнения: «Светофор», «Узнай по контуру», «Следы машины», физкультминутка,  «Кто больше запомнит», «Загадки»

1

18.06.2012

12

Занятие 12. «Изобретатели»

Расширение представлений об окружающем мире, развитие познавательных процессов, развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики руки

Практическое занятие с использованием игровых упражнений

Упражнения: «На что похоже», «Что напутал Самоделкин?»,  физкультминутка, «Нарисуй изобретение», «Отгадай предмет»

1

19.06.2012

13

Занятие 13. «Посуда»

Расширение представлений об окружающем мире, развитие познавательных процессов, развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики руки

Практическое занятие с использованием игровых упражнений

Упражнения: пальчиковая гимнастика «Платформа», «Спрятанные слова», «Дорисуй ряд», физкультминутка,  «Запомни и нарисуй», «Чего не хватает»

1

20.06.2012

14

Занятие 14. «Берёзовая роща»

Расширение представлений об окружающем мире, развитие познавательных процессов, развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики руки

Практическое занятие с использованием игровых упражнений

Упражнения: релаксация «Берёзки», «Повтори за мной», «Роща», «Сочини предложение», физкультминутка «Тропинка, ямка., кочка», «Сходства и различия»

1

21.06.2012

15

Занятие 15. «Магазин игрушек»

Расширение представлений об окружающем мире, развитие познавательных процессов, развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики руки

Практическое занятие с использованием игровых упражнений

Упражнения: релаксация «Заводные игрушки», «Одинаковый – разный», «Чего не хватает», «Упавшая игрушка»

1

22.06.2012

16

Занятие 16. «Одежда и обувь»

Расширение представлений об окружающем мире, развитие познавательных процессов, развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики руки

Практическое занятие с использованием игровых упражнений

Упражнения: пальчиковая гимнастика «Колечко», «Название вспоминай – мяч передавай», «Опиши друга», «Нарисуй рубашку», физкультминутка,  «Помоги одеться Маше», «Загадки»

1

25.06.2012

17

Занятие 17. «Насекомые»

Расширение представлений об окружающем мире, развитие познавательных процессов, развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики руки

Практическое занятие с использованием игровых упражнений

Упражнения: командное соревнование «Насекомые, которых я знаю», рисование по образцу «Бабочка», «Четвёртый лишний», физкультминутка,  «Муха», «Загадки»

1

26.06.2012

18

Занятие 18. «Профессии»

Расширение представлений об окружающем мире, развитие познавательных процессов, развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики руки

Практическое занятие с использованием игровых упражнений

Упражнения: командное соревнование «Профессии, которых я знаю», «Чьё это?», «Сложи картинку», физкультминутка,  «Как важно быть внимательным», «Загадки о профессиях»

1

27.06.2012

19

Занятие 19.  «Мой город»

Расширение представлений об окружающем мире, развитие познавательных процессов, креативности, мелкой моторики руки

 

Практическое занятие с использованием игровых упражнений

Упражнения: «Город или деревня», «Назови улицу», «Прятки», физкультминутка рисунок «Моё любимое место»

1

28.06.2012

20

Занятие 20.  «Школа»

Расширение представлений об окружающем мире, о школе, развитие познавательных процессов, учебной мотивации

Практическое занятие с использованием игровых упражнений

Упражнения: релаксация «Силачи», «Разговор о школе», «Запомни и повтори», физкультминутка, «Противоположности», «Загадки о школе»

1

29.06.2012

Количество часов

20

 


Библиографический список

 

1.     Акимова М.К., Козлова В.Т. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников. – Обнинск. Из-во Принтер, 1993.

2.     Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Изд-во «Ось-89», 2001.

3.     Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. — М.: Издательский центр «Академия», 1998.

4.     Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.: НПО «Образование», 1996.

5.     Детская практическая психология: Учебник / Под ред. Проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2003.

6.     Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.

7.     Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., 1991.

8.     Коломинский Я.Л, Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.—М.: Просвещение, 1988.

9.     Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему ученику. М., 1997.

10. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Изд-во ГНОМ и Д», 2000.

11. Семаго М., Семаго Н. Программа психолого-педагогической оценки готовности к началу школьного обучения // Школьный психолог, 2003 - №9.


Пояснительная записка 1. Теоретическое обоснование

Пояснительная записка 1. Теоретическое обоснование

Завершающий блок включает в себя: ü закрепление учебной мотивации посредством специально акцентированного мотивирующего занятия; ü подведение итогов курса занятий, обзор полученных знаний, умений и навыков

Завершающий блок включает в себя: ü закрепление учебной мотивации посредством специально акцентированного мотивирующего занятия; ü подведение итогов курса занятий, обзор полученных знаний, умений и навыков

Занятие 19. «Мой город» 1 20

Занятие 19. «Мой город» 1 20

Программа курса развивающих занятий с психологом по предшкольной подготовке будущих первоклассников «СУББОТНИЙ КЛАСС»

Программа курса развивающих занятий с психологом по предшкольной подготовке будущих первоклассников «СУББОТНИЙ КЛАСС»

Календарно-тематическое планирование развивающих занятий курса предшкольной подготовки «Субботний класс» №

Календарно-тематическое планирование развивающих занятий курса предшкольной подготовки «Субботний класс» №

Занятие 4. «Прогулка в лес» Расширение представлений об окружающем мире, развитие познавательных процессов, развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики руки

Занятие 4. «Прогулка в лес» Расширение представлений об окружающем мире, развитие познавательных процессов, развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики руки

Загадки» 1 14.06.2012 10

Загадки» 1 14.06.2012 10

Занятие 15. «Магазин игрушек»

Занятие 15. «Магазин игрушек»

Занятие 20. «Школа» Расширение представлений об окружающем мире, о школе, развитие познавательных процессов, учебной мотивации

Занятие 20. «Школа» Расширение представлений об окружающем мире, о школе, развитие познавательных процессов, учебной мотивации

Библиографический список 1

Библиографический список 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2023