Костомарова И.Н., учитель химии,
Алтайский край, г. Барнаул, МБОУ «Гимназия №123»
Техника химического эксперимента
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для учащихся 8 класса.
Программа рассчитана на 35 часов учебного времени (1 час в неделю в рамках внеурочной занятости в соответствии с требованиями ФГОС). Учебный курс «Техника химического эксперимента» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 8 классов, имеет практическую направленность и знакомит с основами исследовательской деятельности в рамках дисциплины – химия.
Основная цель данного курса – создание ориентационной мотивационной основы для осознанного выбора химико-биологического профиля.
Данный курс позволяет решать задачи:
- развитие познавательных интересов школьника;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей в процессе самостоятельной работы;
- совершенствование ОУУиН, которые обязательно пригодятся в процессе профильного обучения;
- формирование навыков сотрудничества в процессе совместной работы;
- формирование гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности;
- создание условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы
Курс не рассматривает сложные теоретические вопросы, даёт представления о приёмах работы с различными веществами, знакомит с оборудованием химической лаборатории и правилами работы с ним, с техникой безопасности труда в химической лаборатории и приёмами первой медицинской помощи.
Практические работы отобраны таким образом, что не предполагают использования токсичных реагентов и сложного аппаратурного оформления. Они просты в выполнении, дают знания, которые могут быть использованы в быту, что повышает практическую значимость химических знаний.
Виды контроля:
Учебный курс не предполагает оценочной системы, но промежуточный контроль достижений учащихся осуществляется посредством наблюдений за их активностью на занятиях, анализа результатов выполнения практических работ, анализа результатов выполнения диагностических заданий. Итоговый зачёт по всему курсу можно выставить по критериям: личное участие в проведении экспериментов, участие в обсуждении экспериментов, участие в планировании эксперимента и его грамотной подготовке.
Программой предусмотрено 11 практических работ. Отчеты по работам не оцениваются.
Тематическое планирование
№ темы |
Тема |
Число часов |
Число часов практических работ |
1 |
Техника безопасности труда в кабинете химии и правила обращения с веществами. |
4 |
|
2 |
Нагревательные приборы. Нагревание.
|
3 |
|
3 |
Способы очистки веществ.
|
4 |
1 |
4 |
Получение газов. Работа с газообразными веществами. |
5 |
2 |
5 |
Измерительные приборы и работа с ними.
|
5 |
3 |
6 |
Работа с индикаторами.
|
4 |
2 |
7 |
Анализ пищевых продуктов
|
7 |
3 |
|
Подведение итогов. Зачет.
|
3 |
|
Всего
|
|
35 часов |
11 |
Содержание тем учебного предмета, курса
Тема 1. Техника безопасности труда в кабинете химии и правила обращения с веществами. (4 часа)
Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.
Запрещающие, предписывающие, предупреждающие знаки безопасности. Первая помощь при химических поражениях.
Химическая посуда. Классификация. Посуда общего назначения. Посуда специального назначения. Мерная посуда (мензурки, мерные цилиндры, пипетки). Шкала мерной посуды. Мытьё посуды. Правила обращения с твёрдыми веществами. Взятие сыпучего вещества из банки. Измельчение и растирание твёрдого вещества. Обращение с жидкими веществами. Переливание жидкостей. Перемешивание жидкостей. Смывание осадка с химической посуды. Измерение объёма жидкости. Отбор жидкости заданного объёма с помощью мензурки, мерного цилиндра, пипеток.
Тема 2. Нагревательные приборы. Нагревание. (3 часа)
Спиртовка. Устройство. Подготовка к работе. Правила обращения. Электронагреватель. Устройство. Правила работы. Нагревание. Общие правила. Нагревание жидкости в пробирке, в колбе, в пламени спиртовки, на плитке, на водяной бане. Выпаривание жидкости в фарфоровой чашке, фарфоровой лодочке Нагревание твёрдого вещества. Прокаливание.
Тема 3. Способы очистки веществ. (4 часа)
Принципы, на которых основаны способы очистки веществ. Фильтрование, выпаривание, разделение жидкостей с помощью делительной воронки. Перегонка. Установка для перегонки. Сборка, подготовка к работе. Опреснение воды. Очистка воды подручными средствами.
Тема 4. Получение газов. Работа с газообразными веществами. (5 часов)
Получение газа в малом объёме (из жидкости, из твёрдого вещества). Собирание газа вытеснением воздуха, «над водой». Аппарат Кирюшкина. Получение газа большого объёма. Аппарат Киппа. Устройство, подготовка к работе. Хранение газов. Газометр. Очистка, осушение газов.
Тема 5. Измерительные приборы и работа с ними. (5 часов)
Ареометр. Термометр. Шкала приборов. Измерение температуры, плотности жидкости.
Различные виды весов (рычажные, электронные, технохимические, аналитические). Разновесы, шкала весов, точность взвешивания. Подготовка весов к работе. Взвешивание готовой порции вещества. Взятие определенной навески вещества.
Приготовление раствора с заданной массовой долей растворённого вещества из твёрдого вещества и из более концентрированного раствора.
Тема 6. Работа с индикаторами. (4 часа)
Водородный показатель. Методы измерения рН растворов. Индикаторная бумага. Растворы индикаторов. Капельные реакции с индикаторами. Изготовление индикаторов из растительного сырья. рН-метр. Определение рН растворов, используемых в быту.
Тема 7. Анализ пищевых продуктов. (7 часов)
Аналитическая химия и химический анализ. Количественный анализ. Качественный анализ. Цели и задачи качественного анализа. Обнаружение. Аналитические признаки. Реакции обнаружения.
Обнаружение белков, глюкозы, крахмала в пищевых продуктах. Определение качества пастеризации молока, определение свежести молока. Определение свежести мяса.
Подведение итогов. Зачет. (3 часа)
Значение знаний химии для повседневной жизни человека. Применение химических знаний в быту.
Требования к уровню подготовки обучающихся
На занятиях учебного курса «Техника химического эксперимента» учащиеся должны строго выполнять требования техники безопасности при проведении лабораторных и практических работ, знать правила оказания первой медицинской помощи при ожогах и отравлениях химическими реактивами.
Предметы результаты обучения:
После изучения предлагаемого курса учащиеся научатся:
• проводить наблюдения, эксперимент, измерения, фиксировать и объяснять полученные результаты;
• производить измерения (массы твердого вещества с помощью технохимических весов, объема раствора с помощью мерной посуды, плотности раствора с помощью ареометра);
• готовить растворы с заданной массовой долей растворенного вещества;
• объяснять свойства веществ, используемых в быту, и продуктах питания.
Учащиеся получат возможность научиться:
• планировать, подготавливать и проводить простейшие химические эксперименты, связанные с растворением, фильтрованием, выпариванием веществ, получением газообразных веществ, определением рН растворов различными методами;
• обнаруживать некоторые органические вещества
Метапредметные результаты обучения:
- приобретение навыков работы с простейшим химическим оборудованием, навыков выполнения простейших операций с различными веществами;
- расширение опыта исследовательской деятельности;
Личностные результаты обучения:
- развитие познавательного интереса;
- осознанный выбор профиля дальнейшего обучения;
- осознание степени готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты.
Общая характеристика учебного процесса
При преподавании курса акцент делается на системно-деятельностный подход, используются элементы проблемного обучения.
Применение системно-деятельностного подхода соответствует стратегии современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Основной формой организации образовательного процесса является классно-урочная форма. На уроках организуется индивидуальная, фронтальная, парная и групповая работа. Практические работы проводятся учащимися индивидуально или в группах по 2-4 человека, в ряде работ используются материалы, принесённые ребятами из дома.
При выборе методов и форм обучения учитывается тип урока.
На уроках изучения нового учебного материала используются различные методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся:
· словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа, рассказ, лекция, доклад ученика);
· наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (демонстрация опыта, видеофильм, наблюдение, иллюстрации),
· передачи информации с помощью практической деятельности (анализ таблиц и схем, выполнение химических опытов).
На уроках формирования и совершенствования умений и навыков чаще используется практическая деятельность.
На уроках обобщения и систематизации знаний используются словесные методы (дискуссии, беседы), а также практическая деятельность (практические упражнения, анализ таблиц, схем, лабораторные опыты).
Большая часть уроков – это комбинированные уроки, на которых в зависимости от задач этапа урока и характера учебной ситуации, могут использоваться любые методы из методов, описанных выше.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Основная литература для учителя:
1. Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1977
2. Горбунова Т.С. Химия вокруг нас: учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ. – Омск: Издательство ОмГПУ, 2000.
3. Гусаков А.Х., Лазаренко А.А.. Кружки по химии в школе. – М.: Просвещение, 1978.
4. Назарова Т.С. и др. Химический эксперимент в школе. – М.: Просвещение, 1987.
5. Чертков И.Н., Жуков П.Н.. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
Для обеспечения образовательного процесса используются:
Технические средства обучения:
-компьютер,
-мультимедийный проектор,
-экран проекционный.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
-аппарат для дистилляции воды;
-набор посуды и принадлежностей для демонстрационных опытов по химии;
-столик подъемный;
-доска для сушки посуды;
-набор посуды и принадлежностей для ученического эксперимента;
-спиртовки, электрическая плитка, водяная баня;
-штативы демонстрационные металлические и пластмассовые;
-аппараты Кирюшкина;
-аппарат Киппа;
-установка для перегонки;
-делительная воронка;
-термометр электронный;
-комплект термометров;
-весы рычажные;
-весы электронные.
Натуральные объекты и коллекции:
-растворы кислот (неорганических и органических), солей, щелочей, индикаторов, аммиака, пероксида водорода;
-крахмал, глюкоза;
-индикаторная бумага;
-образцы продуктов питания, растительное сырье.
Поурочное планирование
№ урока п\п |
Тема урока |
Формы контроля |
Примечание |
1/1 |
Тема 1 Техника безопасности труда в кабинете химии и правила обращения с веществами (4 ч) Техника безопасности. Первая помощь |
беседа |
Средства оказания первой помощи |
2/2 |
Химическая посуда |
|
Демонстрация, лабораторный эксперимент |
3/3 |
Обращение с твердыми веществами |
|
Демонстрац. таблицы, лабораторный эксперимент |
4/4 |
Обращение с жидкими веществами |
|
лабораторный эксперимент |
5/1 |
Тема 2 Нагревательные приборы. Нагревание (3 ч)
Нагревательные приборы |
|
Демонстрация |
6/2 |
Нагревание. Выпаривание. |
|
Лабораторный эксперимент |
7/3 |
Прокаливание веществ. |
|
Лабораторный эксперимент |
8/1 |
Тема 3 Способы очистки веществ (4 ч)
Принципы и способы очистки веществ |
|
Презентация |
9/2 |
Перегонка |
|
Демонстрация |
10/3 |
Очистка воды подручными средствами (планирование, изготовление фильтров) |
|
|
11/4 |
Практическая работа № 1 «Очистка воды подручными средствами» |
Обсуждение результатов |
Работа в парах |
12/1 |
Тема 4 Получение газов. Работа с газообразными веществами (5 ч)
Аппарат Кирюшкина. Практическая работа № 2 «Получение газа в малом объеме» |
Обсуждение результатов |
|
13/2 |
Практическая работа № 3 «Получение углекислого газа» |
Обсуждение результатов |
Индивидуальная работа |
14/3 |
Аппарат Киппа. Устройство, принципы работы. |
|
Демонстрационные таблицы, аппарат Киппа |
15/4 |
Получение газа в аппарате Киппа. |
|
демонстрация |
16/5 |
Сбор газа, очистка, хранение. |
|
Газометр, склянки Вульфа, Дрекселя |
17/1 |
Тема 5 Измерительные приборы и работа с ними (5 ч)
Термометр. Ареометр. |
|
|
18/2 |
Весы, виды весов. Точность взвешивания. |
|
Весы рычажные, электронные |
19/3 |
Подготовка весов к работе. Практическая работа № 4 «Взвешивание» |
Обсуждение результатов |
Работа в парах Весы рычажные |
20/4 |
Практическая работа № 5 «Приготовление раствора заданной концентрации из твердого вещества» |
Проверка плотности приготовленного раствора ареометром |
Работа в парах |
21/5 |
Практическая работа № 6 «Приготовление раствора заданной концентрации из более концентрированного раствора» |
Проверка плотности приготовленного раствора ареометром |
Работа в парах |
22/1 |
Тема 6 Работа с индикаторами (4 ч)
Индикаторы. Водородный показатель растворов. |
|
Лабораторные опыты |
23/2 |
Методы измерения водородного показателя, рН-метр |
|
Демонстрации |
24/3 |
Практическая работа № 7 «Изготовление индикаторов из сока растений» |
Обсуждение результатов |
Работа в парах |
25/4 |
Практическая работа № 8 «Определение рН растворов, используемых в быту» |
Обсуждение результатов |
Индивидуальная работа с образцами, принесенными из дома. |
26/1 |
Тема 7.Анализ пищевых продуктов (7 ч)
Химический анализ. |
|
Презентация |
27/2 |
Количественный анализ. |
|
|
28/3 |
Качественный анализ. Аналитические признаки. Реакции обнаружения. |
|
Лабораторные опыты |
29/4 |
Методики качественного анализа: определение свежести и качества молока, определение свежести мяса. |
|
Обсуждение возможности выполнения работы дома |
30/5 |
Практическая работа № 9 «Обнаружение белка в пищевых продуктах» |
Отчет по работе |
Работа в парах Исследование образцов, принесенных из дома |
31/6 |
Практическая работа № 10 «Обнаружение глюкозы в пищевых продуктах» |
Отчет по работе |
Работа в парах Исследование образцов, принесенных из дома |
32/7 |
Практическая работа № 11 «Обнаружение крахмала в пищевых продуктах» |
Отчет по работе |
Работа в парах Исследование образцов, принесенных из дома |
33/1 |
Подведение итогов. Зачет. (3 ч)
Значение знаний химии для повседневной жизни человека. |
Сообщения учащихся |
|
34/2 |
Применение химических знаний в быту. |
Сообщения учащихся |
|
35/3 |
Применение химических знаний в быту. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.