Программа курса внеурочной деятельности "Человек и природа"

  • docx
  • 02.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 16 Человек и природа.docx

Приложение 16

УТВЕРЖДЕНО

приказом по основной деятельности

№ 154 от 30. 08. 2018

 

 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Человек и природа»

 

Программа курса внеурочной деятельности  разработана на основе: Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.7); Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения

 

Пояснительная записка

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является «человеческий фактор». Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежение к соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в  повседневной   жизни (безопасность на  дорогах,  пожарная  безопасность, безопасность в быту и др.).

По мнению специалистов МЧС России, «человеческий фактор» в настоящее время является, если не главным, то определяющим в деле обеспечения личной безопасности каждого человека и национальной безопасности России. При этом роль человека в обеспечении личной безопасности и национальной безопасности России постоянно возрастает.

Актуальность рабочей программы по ОБЖ заключается в том, что обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от всех видов угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркотизмом и т.п.

Настоящая рабочая программа направлена на формирование и повышение современного уровня культуры безопасности учащихся 5 – 9  классов. Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.

Цели изучения основ безопасности жизнедеятельности

         Овладение знаниями о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций, влияние их последствий на безопасность личности, общества и государства;

         Формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, здорового образа жизни, индивидуальной системы защищенности жизненно важных интересов от внутренних угроз и умения оказать первую помощь при неотложных состояниях;

         Формирование умения предвидеть возникновении опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников, в том числе и Интернета;

         Освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, формирование умей принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

         Формирование антиэкстремистского и антитеррористического поведения.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Рабочая программа рассчитана на 17 учебных часа (0,5 часа в неделю)
Курс «Человек и природа» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

При разработке программы были учтены требования, отраженные в Концепции государственных стандартов общего образования второго поколения и с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности.

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения культуры безопасности жизнедеятельности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

Структура курса «Человек и природа» при модульном построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных модуля:

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

- освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;

- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные результаты:

- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;

- знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

- умение оказать первую помощь пострадавшим;

- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Планируемые результаты:

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)

- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа

- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.

- воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью, как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства

- овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и своих возможностей.

Содержание курса внеурочной деятельности

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел 1. Основы комплексной безопасности
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел 3.  Основы здорового образа жизни
Раздел 4.  Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

 

 

 

 

Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся

 

№ п.п.

Дата

Тема

Виды внеурочной деятельности

Часы

1.       

 

Общая характеристика природных явлений. Природа и человек.

Объясняют необходимость соблюдения правил безопасности

Различают природные явления, которые оказывают влияние на безопасность жизнедеятельности человека

1

2.       

 

Опасные и ЧС природного характера.

Характеризуют и анализируют основные природные явления. Объясняют понятия опасной и чрезвычайной ситуаций.  Находят различие. Выполняют тестирование.

1

3.       

 

Землетрясение. Причины возникновения. Правила безопасного поведения населения при землетрясении.

Характеризуют чрезвычайные ситуации геологического происхождения. Объясняют причины возникновения. 

1

4.       

 

Вулканы, извержения вулканов, расположение вулканов на земле.

Объясняют причины возникновения. 

1

5.       

 

Обвалы, оползни и снежные лавины. Ураганы, бури. Смерчи

Характеризуют чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения. Объясняют причины возникновения чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения.

1

6.       

 

Наводнения. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.

Объясняют и характеризуют чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения. Моделируют в паре  выполнение правил безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях гидрологического происхождения

1

7.       

 

Цунами и их характеристика. Сели и их характеристика.

Анализируют причины возникновения  цунами

1

8.       

 

Лесные и торфяные пожары. Их характеристика.

Моделируют в паре  на местности выполнение правил безопасного поведения при природных пожарах. Анализируют причины возникновения природных пожаров

1

9.       

 

Эпидемии. Эпизоотии и эпифитотии.

Анализируют причины возникновения  чрезвычайных ситуациях биолого-социального  происхождения. Анализируют причины возникновения эпизоотий, эпифитотий.

1

10.   

 

Психологическая уравновешенность.

Характеризуют общее понятие о психологической уравновешенности в системе здоровья.

Выполняют психологический тест.

1

11.   

 

Стресс и его влияние на человека.

Характеризуют общее понятие о психологической уравновешенности в системе здоровья. Характеризуют общее 1понятие о стрессе.

1

12.   

 

Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте.

Анализируют состояние своего здоровья. Описывают особенности физического, психического и социального развития человека. Вырабатывают индивидуальную систему здорового образа жизни. Выполняют тестирование

1

13.   

 

Терроризм и факторы риска  вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность.

Вырабатывают отрицательное отношение к любым видам террористической деятельности. Вырабатывают привычки, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность

1

14.   

 

Подросток и общество, ответственность несовершеннолетних.

 Характеризуют предназначение и общие правила оказания первой медицинской помощи.

1

15.   

 

Общие правила оказания первой медицинской помощи. Общие правила транспортировки пострадавшего.

 Характеризуют предназначение и общие правила оказания первой медицинской помощи.

1

16.   

 

Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении.

Вырабатывают практические навыки по оказанию ПМП при ушибах и ссадинах.

1

17.   

 

Оказание первой медицинской помощи  при ушибах и переломах.

Вырабатывают практические навыки по оказанию ПМП при ушибах и ссадинах.

1

ИТОГО:

17 ЧАСОВ

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности

1.      Основы безопасности жизнедеятельности

http://0bj.ru/

2.      Первая медицинская помощь

http://www.meduhod.ru

3.      Портал детской безопасности

http://www.spas-extreme.ru

4.      Россия без наркотиков

http://www.rwd.ru

5.      Лига здоровья нации

http://www.ligazn.ru

6.      Всероссийский форум «Здоровье нации – основа процветания России»

http://www.znopr.ru

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение, 2011

8. Примерные программы по учебным предметам. ОБЖ 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011

 9. ОБЖ.  5  класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под  ред. А.Т. Смирнова.; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение»-М.: Просвещение, 2012

10. Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки.5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под. Ред. А.Т. Смирнова; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».- М.: Просвещение, 2012.

11. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение».-М.: Просвещение,2012

12. Основы безопасности жизнедеятельности. Тестовый контроль. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов; под.ред. А.Т. Смирнова; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение».- М.:  Просвещение, 2013.

13. Электронное приложение к учебнику А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова


 

Скачано с www.znanio.ru