Приложение 8
УТВЕРЖДЕНО
приказом по основной деятельности
№ 91 о/д от 31. 08. 2020
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Экологический калейдоскоп»
Программа курса внеурочной деятельности «Экологический калейдоскоп» разработана на основе: Закона Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.7); Федерального государственного образовательного стандарта
Пояснительная записка
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу большой экологической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, защиты и возобновления природных богатств. Животные – часть природы. Изучение животного мира и рассмотрения вопросов не только его многообразия и уникальности, но и беззащитности перед деятельностью человека и необходимостью охраны, будет способствовать развитию экологической культуры школьника.
При отборе материала для данной программы не ставилась задача полного и глубокого рассмотрения затронутых вопросов. Отличительной чертой данного курса является то, что назначение излагаемой на каждом занятии информации состоит в том, чтобы вызвать интерес обучающихся, заставить их задуматься об уникальном мире животных, побудить активно защищать окружающую среду. Наряду с теоретическими знаниями школьники получают практические умения и навыки, а приобретаться они будут в процессе учебной деятельности ребят.
Цель: создать условия для формирования поисково-исследовательских и коммуникативных умений учащихся при изучении экологии животных.
Задачи:
· способствовать популяризации у учащихся биологических знаний;
· развивать навыки наблюдения за биологическими объектами;
· формировать умения и навыки организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов; - воспитывать бережное отношение к природе и животному миру;
· познакомить с биологическими специальностями.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю) для обучающихся 7-8 классов. Направлена на развитие познавательной деятельности обучающихся, учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
умение работать с разными источниками информации;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию
Содержание курса внеурочной деятельности
Тема № 1 Экология животных: раздел науки и учебный предмет.(1ч.)
Экология животных. Многообразие животных. Особенности взаимодействия животных и среды обитания.
Тема № 2 Условия существования животных (5ч.)
Условия существования. Многообразие условий обитания. Среды жизни. Взаимосвязи организма и среды обитания.
Роль и место животных в природе, автотрофы, гетеротрофы, пассивное питание, активное питание. Предельные условия существования животных, происхождение животных Экскурсия №1 «Условия обитания животных»
Тема № 3 Среды жизни (5ч)
1 Среда обитания: водная характеристика. водоемы как жилище, бентос, планктон. Жи-вотный мир морей и рек. Животный мир почвы Среда обитания: почвенная характеристи-ка. Почва, плотность почвы, кислородный режим, температура почвы, плодородие почвы. Животные – землерои. Живой организм как среда обитания животных. Среда обитания: организменная характеристика. Животные – паразиты.
Тема № 4 Жилища в жизни животных (1ч)
Жилище как среда обитания и одно из условий существования. Общая характеристика жилища – как среды обитания.
Тема № 5 Биотические экологические факторы в жизни животных (3ч) Взаимоотношения между животными одного вида, межвидовые взаимоотношения, пищевые связи, хищники и жертвы, паразитизм, нахлебничество, квартиранство, конкуренция, симбиоз. Микроорганизмы, грибковые и бактериальные заболевания.
Тема № 6 Свет в жизни животных (1ч)
Общая характеристика отношения животных к свету. Свет как экологический фактор. Органы зрения и органы свечения. Световой режим.
Тема № 7 Вода в жизни животных (2ч)
Значение воды в жизни животных содержание воды, поступление воды в организм, ее выделение. Экологические группы животных по отношению к воде. Бентос, планктон, нектон, литораль.
Пр/р №1 «Реакция дождевых червей на различную влажность почвы»»
Тема № 8 Температура в жизни животных (2ч) Экологические группы животных по отношению к теплу. Пр/р № 2 «Движение амебы при разных температурах».
Тема № 9 Воздух в жизни животных. (1ч)
Значение воздуха в жизни животных, окисление, газовый состав атмосферы, содержание кислорода в воде, дыхание животных.
Приспособления млекопитающих к воздушной и наземной среде
Тема № 10 Сезонные изменения в жизни животных. (4ч)
Сезонные изменения в жизни животных, как приспособление к условиям существования, оцепенение, спячка. Морфологические, физиологические и поведенческие приспособления. Миграции.
Пр/р №3 «Влияние сезонных изменений на развитие насекомых» Тема № 11 Численность животных. (3ч) Популяции животных. Характеристика популяций. Плотность популяции. Неоднородность среды.
Многообразие видов животных. Естественные и искусственные условия обитания. Охрана, редкие и исчезающие животные. Красная Книга.
Пр/р № 4 « Динамика численности насекомых»
Тема № 12 Изменения в животном мире Земли. (6ч)
Естественные и искусственные условия обитания. Деятельность человека, загрязнения. Охрана, редкие и исчезающие животные. Красная Книга. Охраняемые виды животных нашего края.
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
№ |
Тема |
Виды деятельности |
Дата |
1. |
Экология животных: раздел науки и учебный предмет |
Работают со справочной литературой, просматривают журналы, видеофрагменты, составляют опорные схемы, определяют виды растений с помощью определителя. |
|
2. |
Условия существования животных |
Работают с дополнительной литературой, составляют опорные схемы «Экологические факторы», работают с атласом, зоогеографическими картами, работают в группе, работают с различными источниками информации, просматривают и обсуждают презентации. |
|
3. |
Условия существования животных |
|
|
4. |
Условия существования животных |
|
|
5. |
Условия существования животных |
|
|
6. |
Условия существования животных |
|
|
7. |
Среды жизни |
Работают с дополнительной литературой, просматривают презентации, видеофрагменты, обсуждают после просмотра, пишут эссе. |
|
8. |
Среды жизни |
|
|
9. |
Среды жизни |
|
|
10. |
Среды жизни |
|
|
11. |
Среды жизни |
|
|
12. |
Жилища в жизни животных |
Работают со справочной литературой, просматривают журналы, видеофрагменты. Работают с зоогеографической картой. |
|
13. |
Биотические экологические факторы в жизни животных |
Работают с дополнительной литературой, просматривают презентации, видеофрагменты, обсуждают после просмотра, пишут эссе. КТД, работа в группах, творческий отчет. |
|
14. |
Биотические экологические факторы в жизни животных |
|
|
15. |
Биотические экологические факторы в жизни животных |
|
|
16. |
Свет в жизни животных |
Работают со справочной литературой, просматривают журналы, видеофрагменты. |
|
17. |
Вода в жизни животных |
Работают со справочной литературой, с материалом презентации. Работают в группах по сбору информации. Изложение собранной информации. |
|
18. |
Вода в жизни животных |
|
|
19. |
Температура в жизни животных |
Работают со справочной литературой, с материалом презентации. Работают в группах по сбору информации. Строят опорные схемы. Оформляют реферат. |
|
20. |
Температура в жизни животных |
|
|
21. |
Воздух в жизни животных. |
Работают с различными источниками информации. Работают в группах по сбору информации. Озвучивают собранную информацию |
|
22. |
Сезонные изменения в жизни животных |
Работают со справочной литературой, с материалом презентации «Сезонные изменения в жизни животных». Работают в группах по сбору информации. Построение опорных схем. Изложение собранной информации. |
|
23. |
Сезонные изменения в жизни животных |
|
|
24. |
Сезонные изменения в жизни животных |
|
|
25. |
Сезонные изменения в жизни животных |
|
|
26. |
Численность животных. |
Работают со справочной литературой, видеофрагментами, обсуждают, составляют опорные схемы. Составляют творческий отчет. |
|
27. |
Численность животных. |
|
|
28. |
Численность животных. |
|
|
29. |
Изменения в животном мире Земли. |
Работают со справочной литературой, просматривают видеофрагменты, обсуждают, составляют опорные схемы. Составляют творческий отчет. |
|
30. |
Изменения в животном мире Земли. |
|
|
31. |
Изменения в животном мире Земли. |
|
|
32. |
Изменения в животном мире Земли. |
|
|
33. |
Изменения в животном мире Земли. |
|
|
34. |
Изменения в животном мире Земли. |
|
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности
1. Классная аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок
2. Магнитно-маркерная доска
3. Компьютер
4. Мультимедийный проектор
5. МФУ
6. Оборудование Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.