I. Планируемые личностные и метапредметные
результаты освоения курса внеурочной деятельности «ЭВРИКА»
Личностные результаты: готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции владение основами умения учиться, способность к организации собственной деятельности; готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение, формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Метапредметные результаты (регулятивные, познавательные, коммуникативные): владение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; ФГОС начального общего образования) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
II. Содержание курса «ЭВРИКА»
1 класс ( 33 ч.)
Раздел 1. Целеполагание.(11ч.)
Зачем люди ведут исследования. Известные исследователи в разных областях наук. Что такое исследовательская работа. Чем отличается научное исследование от наблюдения и констатации фактов. Актуальность.
Как работу назовёте… Что такое тема. Какие бывают темы. Тема широкая и узкая. Правила формулирования темы.
Выбираю направление и тему исследования. Что такое направление исследования. Формулировка темы.
Зачем человек ставит цель? Цель. Виды целей. Цель и задачи.
Всякая ли задача служит исследованию? Какие бывают задачи. Как формулировать задачи исследования? Логически-поисковые и творческие задания.
Гипотеза и предположение. Понятие гипотезы.
Учимся формулировать гипотезу. Сколько бывает гипотез в исследовательской работе. Формулирование гипотезы.
Предмет и объект исследования. Понятие предмета и объекта исследования. Анализ детских проектов.
Ищем предмет исследования. Задания по заданному алгоритму.
Ищем объект исследования. Логически-поисковые и творческие задания.
Ставим проблему. Проблема. Пути решения проблем.
Раздел 2. Проект и исследовательская работа (22 часа)
Методы исследования. Метод. Виды методов.
Методы исследования. Понятие метода. Наблюдение, эксперимент, сравнение, моделирование, статистическая обработка, анкетирование, интервьюирование.
Наблюдаем вместе. Как организовать наблюдение. Результаты наблюдения.
Организую наблюдение самостоятельно. Составление плана работы. Фиксирование результатов. Таблицы.
«Эврика!». Выводы на основе результатов наблюдений. Презентация мини- проектов.
Проверяю гипотезу. Способы проверки гипотезы.
Что такое эксперимент. Понятие эксперимента. Опыт и эксперимент.
Учусь ставить эксперимент. Планирование эксперимента. Задания по заданному алгоритму.
Все познается в сравнении. Сравнение. Как сравнивать. Алгоритм сравнивания.
Учусь сравнивать. Упражнения на сравнение по алгоритму.
Круги Эйлера как метод сравнения.
Учимся моделировать. Модель. Метод моделирования.
Виды моделирования.
Анкетирование- метод социологического опроса. Что такое социология?
Учимся анкетированию. Методы социологического опроса. Анкета. Виды анкет.
Учимся обрабатывать данные анкеты. Сбор информации.
Интервьюирование .Интервью.
Учимся брать интервью. Требования к интервью. Сбор и обработка информации.
Берем интервью у одноклассников.
Что такое статистика и чем она занимается. Как работать со статистикой?
Учимся работать со статистикой .Обработка статистических данных.
Чему мы научились? Итоговое занятие.
2 класс ( 35 ч.)
Раздел 1. Целеполагание. (9 ч. )
Вспоминаем изученное о НИР.
Тема исследования. Учусь определять тему НИР.
Узкая или широкая тема? Выбираю тему исследования.
Учусь определять актуальность НИР. Чтотакое актуальность? Какие темы являются актуальными.
Ищу предмет и объект исследования. Что исследуем? Предмет и объект.
Определяю гипотезу .Как грамотно сформулировать гипотезу.
Определяем цели и задачи работы. Правила формулирования цели и задач.
Как грамотно сформулировать цель и задачи?
Ищем методы исследования.
Раздел 2. Работа с источниками информации. (16 ч.)
Учимся работать с информацией. Откуда берут информацию?
Что такое информация? Виды информации.
Как надо читать источник информации? Поиск источников и литературы.
Ищу источники информации и литературу.
Как надо читать источник информации.
Учусь оформлять выписки и сноски. Выписки. Правила оформления выписок и сносок.
Библиография. Понятие библиографии.
Где и как хранить информацию? Хранение информации. Формы хранения информации.
Кому нужны сноски? Что такое сноски
Учусь составлять список литературы.
Авторы. Алфавитный указатель. Издание.
Интернет-источники. Интернет как источник информации. Виды источников информации.
Ищем информацию с помощью ПК. Каким информации источникам надо верить?
Как помогают в исследовании Интернет- ресурс? Моя работа или чужая?
Где прячется поисковая строка? Поисковая строка.
Нужные и вредные сайты для поиска информации. Почему в Китае запрещена Википедия?
Раздел.3. Проект. ( 10 ч.)
Учимся самостоятельно создавать проект.
Что такое проект? Термин «проект».
Основные отличительные признаки проектной деятельности.
Проект в истории человечества. Когда возникли проекты. Развитие проекта.
Величайшие проекты прошлого и настоящего.
Проект и проектная задача. Понятие. Отличия.
Структура проекта. Требования к структуре проекта.
Разрабатываем проект.
Оформляем проект. Требования к оформлению проекта
Презентация проекта. Устная и электронная презентация.
3 класс ( 35 ч.)
Раздел 1. Целеполагание. (4 ч. )
Повторяем «Что мы знаем о проектах?». Понятие «проект». Виды проектов.
Социальные проекты как вид проектов.
Социально - моделирующая игра. Создание коллективного мини- проекта.
Мини- проект. Социальный мини- проект «Ильинка- мой район».
Оформляем проект: тема, актуальность, цель, задачи, гипотеза.
Раздел 2. Работа с источниками информации. (11 ч.)
Учимся искать источники информации.
Поиск источников по каталогу. Экскурсия в школьную библиотеку.
Ищем информацию в районной библиотеке. Каталоги. Электронные источники информации. Полезные сайты. Правила пользования электронными источниками информации.
Способы обработки информации.
Повторяем методы исследования. Методы исследования. Классификация методов. Анализ и синтез как основные методы исследования.
Как писать исследовательскую работу? Вступление. Основная часть. Заключение. Литература.
Структура работы. Что такое пункт? И почему он похож на задачу исследования?
Учимся формулировать выводы по пунктам. Что такое выводы. Речевые клише для формулирования выводов.
Учимся проводить опыты. «Опыт- сын ошибок…» Значение опытов в исследовании.
Опыт и эксперимент. Понятие эксперимента. Отличия.
Учимся оформлять результаты наблюдений, экспериментов.
Раздел 3.Оформление НИР. (15 ч.)
Создаю индивидуальный проект.Выбираю проблему, тему, проверяю актуальность.
Умею ставить цель и задачи. Цель. Задачи.
Ставлю гипотезу исследования. Гипотеза.
Составляю план исследования. План. Простой и сложный план.
Самостоятельно нахожу информацию. Поиск информации.
Цитирование. Ссылки на источники информации.
Работаю по плану. Систематизация и расположение материала по плану.
Выполняю описание наблюдений и экспериментов. Описание опытов, наблюдений и экспериментов. Формулирование выводов по пунктам плана.
Проверяю гипотезу. Проверка гипотезы. Оформление результатов опытов, наблюдений, экспериментов.
Что такое библиография.
Составляю список литературы. Список литературы.
Что такое приложение. Понятие приложения. Как оформить приложение к НИР. Оформление приложения к НИР. Виды приложений: фотодокументы, рисунки, анкеты.
Раздел 4. Презентация устная и электронная. (5 ч.)
НИР и доклад: в чем разница? Презентация НИР. Требования к презентации
Учусь составлять доклад. Понятие.
Учусь составлять презентацию. Образцы и ошибки в составлении презентаций. Электронная презентация
Требования к устному выступлению. Грамотность речи. Логика. Эмоциональность.
Самостоятельно создаю презентацию. Как правильно делать презентацию. Знакомство с MicrosoftPowerPoint. Создание электронной презентации.
Репетиция выступления перед незнакомой аудиторией.
Самоанализ выступления.
III. Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ урока |
Количество часов, отводимое на изучение темы |
Дата проведения |
Тема урока |
Примечание |
1 |
1 |
|
Зачем люди ведут исследования? |
|
2 |
1 |
|
Как работу назовете… |
|
3 |
1 |
|
Выбираю направление и тему исследования |
|
4 |
1 |
|
Зачем человек ставит цель? |
|
5 |
1 |
|
Всякая ли задача служит исследованию? |
|
6 |
1 |
|
Гипотеза и предположение. |
|
7 |
1 |
|
Учимся формулировать гипотезу. |
|
8 |
1 |
|
Предмет и объект исследования. |
|
9 |
1 |
|
Ищем объект исследования. |
|
10 |
1 |
|
Ищем предмет исследования |
|
11 |
1 |
|
Ставим проблему |
|
12 |
1 |
|
Методы исследования |
|
13 |
1 |
|
Учимся вести наблюдения |
|
14 |
1 |
|
Наблюдаем вместе. |
|
15 |
1 |
|
Организую наблюдение самостоятельно. |
|
16 |
1 |
|
«Эврика!» |
|
17 |
1 |
|
Проверяю гипотезы |
|
18 |
1 |
|
Что такое эксперимент? |
|
19 |
1 |
|
Учусь ставить эксперимент |
|
20 |
1 |
|
Все познается в сравнении |
|
21 |
1 |
|
Учусь сравнивать. |
|
22 |
1 |
|
Круги Эйлера как метод сравнения |
|
23 |
1 |
|
Учимся моделировать |
|
24 |
1 |
|
Виды моделирования |
|
25 |
1 |
|
Анкетирование- форма социологического опроса. |
|
26 |
1 |
|
Учимся анкетированию |
|
27 |
1 |
|
Учимся обрабатывать данные анкеты. |
|
28 |
1 |
|
Интервьюирование. |
|
29 |
1 |
|
Учимся брать интервью |
|
30 |
1 |
|
Берем интервью у одноклассников. |
|
31 |
1 |
|
Что такое статистика? |
|
32 |
1 |
|
Учимся работать со статистикой. |
|
33 |
1 |
|
Чему мы научились? Итоговое занятие. |
|
2 класс
№ урока |
Количество часов, отводимое на изучение темы |
Дата проведения |
Тема урока |
Примечание |
1 |
1 |
|
Вспомним изученное о НИР |
|
2 |
1 |
|
Тема исследования. Учусь определять тему НИР |
|
3 |
1 |
|
Узкая или широкая тема? Выбираю тему исследования. |
|
4 |
1 |
|
Учусь определять актуальность НИР. Что такое актуальность? |
|
5 |
1 |
|
Что такое актуальность? Какие темы являются актуальными |
|
6 |
1 |
|
Ищу предмет и объект исследования |
|
7 |
1 |
|
Определяем цели и задачи работы. |
|
8 |
1 |
|
Как грамотно сформулировать цель и задачи? |
|
9 |
1 |
|
Ищем методы исследования. |
|
10 |
1 |
|
Учимся искать информацию. Откуда берут информацию? |
|
11 |
1 |
|
Что такое информация? Виды информации. |
|
12 |
1 |
|
Как надо читать источник информации? |
|
13 |
1 |
|
Ищу источники и литературу |
|
14 |
1 |
|
Учусь оформлять выписки и сноски. |
|
15 |
1 |
|
Библиография |
|
16 |
1 |
|
Где и как хранить информацию? |
|
17 |
1 |
|
Кому нужны сноски? |
|
18 |
1 |
|
Учусь составлять список литературы. |
|
19 |
1 |
|
Учусь составлять список литературы. |
|
20 |
1 |
|
Авторы. Алфавитный указатель. Издание. |
|
21 |
1 |
|
Интернет- источники. |
|
22 |
1 |
|
Ищем информацию с помощью ПК. |
|
23 |
1 |
|
Как помогают в исследовании интернет- ресурсы. |
|
24 |
1 |
|
Где прячется поисковая строка? |
|
25 |
1 |
|
Нужные и вредные сайты |
|
26 |
1 |
|
Учимся составлять проекты |
|
27 |
1 |
|
Что такое проект? |
|
28 |
1 |
|
Основные отличительные признаки проектной деятельности. |
|
29 |
1 |
|
Проект в истории человечества |
|
30 |
1 |
|
Величайшие проекты прошлого и настоящего |
|
31 |
1 |
|
Проект и проектная задача |
|
32 |
1 |
|
Структура проекта |
|
33 |
1 |
|
Разрабатываем проект |
|
34 |
1 |
|
Оформляем проект |
|
35 |
1 |
|
Презентация проекта |
|
3 класс
№ урока |
Количество часов, отводимое на изучение темы |
Дата проведения |
Тема урока |
Примечание |
1 |
1 |
|
Повторяем «Что мы знаем о проектах.» |
|
2 |
1 |
|
Социальные проекты как вид проектов. |
|
3 |
1 |
|
Социально- моделирующая игра. |
|
4 |
1 |
|
Мини- проект «Ильинка- мой район» |
|
5 |
1 |
|
Оформляем проект: тема, актуальность, цель, задачи, гипотеза. |
|
6 |
1 |
|
Учимся искать источники информации. |
|
7 |
1 |
|
Поиск источников по каталогу. Экскурсия в школьную библиотеку. |
|
8 |
1 |
|
За информацией для НИР в библиотеку. |
|
9 |
1 |
|
Способы обработки информации |
|
10 |
1 |
|
Повторяем методы исследования. |
|
11 |
1 |
|
Как писать исследование. |
|
12 |
1 |
|
Структура работы. Что такое пункт? И почему он похож на задачу исследования? |
|
13 |
1 |
|
Учимся формулировать выводы по пунктам. |
|
14 |
1 |
|
Учимся проводить опыты. |
|
15 |
1 |
|
Опыт и эксперимент. |
|
16 |
1 |
|
Учимся оформлять результаты наблюдений, экспериментов. |
|
17 |
1 |
|
Создаю индивидуальный проект. Выбираю проблему, тему, проверяю актуальность. |
|
18 |
1 |
|
Умею ставить цель и задачи. |
|
19 |
1 |
|
Ставлю гипотезу. |
|
20 |
1 |
|
Составляю план исследования. |
|
21 |
1 |
|
Самостоятельно нахожу информацию |
|
22 |
1 |
|
Цитирование. Ссылки на источники информации. |
|
23 |
1 |
|
Работаю по плану. |
|
24 |
1 |
|
Выполняю описание наблюдений и экспериментов |
|
25 |
1 |
|
Располагаю информацию по плану |
|
26 |
1 |
|
Проверяю гипотезу |
|
27 |
1 |
|
Что такое библиография? |
|
28 |
1 |
|
Составляю список литературы |
|
29 |
1 |
|
Что такое приложение. Как оформить приложение НИР? |
|
30 |
1 |
|
НИР и доклад: в чем разница? |
|
31 |
1 |
|
Учусь составлять доклад. |
|
32 |
1 |
|
Учусь составлять презентацию |
|
33 |
1 |
|
Требования к устному выступлению |
|
34 |
1 |
|
Защита ученических НИР |
|
35 |
1 |
|
Итоговое занятие. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.