Программа курса внеурочной деятельности по истории России с древнейших времён до конца XVI века
Оценка 4.6

Программа курса внеурочной деятельности по истории России с древнейших времён до конца XVI века

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
история
6 кл—7 кл
20.04.2022
Программа курса внеурочной деятельности по истории России с древнейших времён до конца XVI века
Решая проблему создания условий для осуществления индивидуальной образовательной траектории в условиях внеурочной деятельности, для предоставления учащимся возможности выбора уровня и глубины освоения предмета предложен курс для углубленного изучения истории России с древнейших времён до конца XVI века
Программа внеурочной деятельности_Бамбурова Т.А..doc

Программа курса внеурочной деятельности по истории России с древнейших времён до конца XVI века  

Бамбурова Т.А.

учитель истории МБОУ СШ №16 г. Новый Уренгой

 

Пояснительная записка

            Переломная эпоха, в которую вступила Россия в начале XXI века, особенно остро ставит перед нашим обществом проблему воспитания нового человека гражданина и патриота. Гражданственность и патриотизм – это прежде всего чувство причастности к истории своей Родины и ответственности за её судьбу. Для плодотворного участия в различных сферах жизни общества необходим высокий уровень познавательных интересов. Образовательная среда и воспитательная система школы должны быть энергетическим ресурсом и катализатором развития, удовлетворяя заложенной природой «жажду состояться". Именно в условиях внеурочной деятельности максимально возможной становится индивидуализация учебно- воспитательного процесса на основе интеграции основного и дополнительного образования.

            Зачастую интеграция с дополнительным образованием способствует проникновению в учебный процесс неурочных форм проведения занятий. Учитывая особенность северных городов, его полиэтнический состав населения,   полинациональность   и  поликультурность   могут  образовательным средством развития этнотолерантного сознания и опыта толерантного поведения у подрастающего поколения. Особенно остро встаёт этот вопрос в подростковом возрасте, так как именно в этом возрасте формируется самосознание, нравственные убеждения, мировоззрение, интересы. Очень важно создать благоприятную психологическую обстановку для ребёнка, которая поможет преодолевать этнические стереотипы, регулировать эмоциональное состояние в ситуации межэтнической напряжённости, сопереживать и сочувствовать представителю другого этноса. Свободный, творческий характер деятельности, отсутствие обязательного контроля и оценок, неформальное общение, сотрудничество с творческими личностями и сверстниками, дифференциация и индивидуализация образовательного процесса, обращённость к процессам самопознания, самовыражения, самореализации позволяют формированию межэтнической толерантности подростков в условиях дополнительного образования.

             Решая проблему создания условий для осуществления индивидуальной образовательной траектории в условиях внеурочной деятельности, для предоставления учащимся возможности выбора уровня и глубины освоения предмета предложен курс для углубленного изучения истории России с древнейших времён до конца XVI века.                                                                             

            Предлагаемая программа может быть использована для проведения факультативов, организации кружковой работы в 6-ых классах.

             Курс рассчитан на 35 часов (при 1часе в неделю). Предлагается следующее распределение материала: программа составлена из отдельных тем, каждая из которых рассматривает историю России на протяжение данного периода в строгом соответствии хронологической последовательности. Программа построена на основе работы с историческими источниками. Даётся полная характеристика историческим источникам. Каждое событие и политические деятели рассматриваются с разных точек зрения, что даёт возможность учащимся погружаясь в историческое прошлое своей страны, развивать способность к аналитическому мышлению. Обучение на историческом опыте вырабатывает умение находить свою позицию в современном мире. 

  Программа подготовлена с учётом требований государственного стандарта исторического образования, ориентирована на более высокий по сравнению с массовой школой проблемно – теоретический уровень изучения учебного материала и является составной частью учебно –методических комплектов по отечественной истории для учащихся 6 –ых классов. Учитывая, что единицей исторических процессов является человек, поэтому объяснение исторических событий и структур – социальных, экономических, политических, и духовных – ведётся, исходя из взглядов, чувств, устремлений, ценностей людей данного периода. Таким образом, центральное место в программе занимает изучение роли личности, любые события предстают как результат поступков людей той эпохи.  

Определённой новизной предлагаемой программы является то, что образовательная среда учреждений дополнительного образования в условиях полиэтнического социума городов Крайнего Севера является наиболее эффективной для воспитания этнотолерантной личности. В отличие от общеобразовательных учреждений, где педагогический процесс имеет обязательный, академический и во многом унифицированный характер, для учреждений дополнительного образования характерны вариативность содержания, творческий характер деятельности педагогов и детей, возможность неформального общения, что позволяет привлечь подростков к социально значимой деятельности и строить педагогический процесс на основе принципов толерантности.                                                        

            Целью данного курса является развитие познавательного и творческого потенциала учащихся,  формирование умений критического осмысления и анализа событий  и исторических фактов, расширение кругозора, вовлечение школьников в учебно — исследовательскую работу. На основе изучаемого материала следует способствовать выработке мировоззренческих ориентиров, формированию устойчивого познавательного интереса к прошлому, воспитание бережного отношения к культурному наследию своей страны.

   Задачи курса:

  • удовлетворить запросы учащихся, проявляющих повышенный интерес и склонности к изучению истории, научному пониманию её роли и места в системе общественных дисциплин; дать элементарное представление о методах научного исследования; развить стремление к дальнейшему образованию и самообразованию;
  • обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся, полученные по основной программе школы, путём концетрации программного материала вокруг ключевых, принципиально значимых проблем;
  • помочь учащимся понять сложность и многомерность исторического пути, противоречивость, неоднолинейность исторического процесса; приобщиться к социальному опыту, духовным и нравственным ценностям, национальной культуре и традициям разных народов; осознать необходимость патриотического служения Отечеству;
  • развивать способность к аналитическому мышлению, умение устанавливать причинно-следственные связи между различными историческими событиями, личностными характеристиками и результатами деятельности исторических личностей;
  • сформировать навыки работы с историческими источниками, сопоставлять разные версии и оценки исторических событий и личностей;
  • сформировать осознание необходимости документирования исторического процесса;
  • пробудить исследовательские интересы;
  • обучать на историческом опыте умение находить свою позицию в современном мире, быть толерантным и открытым для социальных коммуникаций.

            Программа составлена в соответствии с проблемно – хронологическим подходом к построению содержания.

  Основными критериями отбора материала являются:

Ø  пригодность этого материала для достижения триединой дидактической цели обучения;

Ø  его значимость для раскрытия основных закономерностей исторического развития;

Ø  соответствие познавательным возможностям учащихся;

Ø  способность содействовать формированию ярких образных представлений;

Ø  дискуссионность, проблемный характер материала;

Ø  соответствие рекомендуемой базовой программе.

 Методы и средства обучения

Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся являются важным фактором успешности усвоения знаний, развития познавательных способностей и личностных качеств. Ведущими и основными являются методы творческого характера - эвристические исследования, проектные, проблемные в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работой. Программа предполагает использование разнообразных форм организации учебного процесса при сочетании занятия с изучением исторических источников. Целый ряд тем предполагает сопоставление альтернативных концепций, различных оценок исторических событий.

Предполагаемые результаты

            Предлагаемый курс должен способствовать формированию у учащихся прочной основы исторического образования, элементарных навыков исследовательской работы, углубить их интерес к истории, способность к научному её пониманию, что позволит им продвигаться в обучении по индивидуальной траектории развития, помочь  школьникам, работающим в повышенном и опережающем режиме развития, найти своё место в учебном процессе, стать фактором формирования творческого мышления.

             Усвоенные на основе данного курса знания и умения должны стать основой для участия учащихся в предметных конкурсах и олимпиадах, проектной и исследовательской деятельности.

 

 

 

 

                    Учебно – тематический план

п/п

       Наименование тем курса

Всего

часов

Форма учебного занятия

1

Введение. Предмет исторической науки. Роль человека в историческом процессе

1

Вводная лекция

2

Летописи и жития святых

1

Обзорная лекция с элементами лабораторной работы с документами

3

Источники неславянского происхождения

1

Лабараторно – практическое занятие с элементами групповой работы

4

Возникновение Отечественной истории как науки

1

Обзорная лекция с элементами лабораторной работы с документами

5

Ключи к тайнам истории

1

Обзорная лекция с элементами практической работы

6

Происхождение славян

1

Работа с картой с элементами работы с документами

7

О физическом и нравственном характере славян

1

Обзорная лекция с элементами лабораторной работы с документами

8

Верования восточных славян

1

Лабораторно – практическое занятие

9

Первые славянские государства

1

Работа с картой с элементами работы с документами

10

«Откуда русская земля стала есть…»

1

Лабораторное занятие на основе групповой работы

11

Киев – столица древнерусского государства

1

Работа с картой с элементами работы с документами

12

Призвание варягов

1

Практическое занятие с элементами дискуссии

13

Олег –первый князь древнерусского государства

1

Обзорная лекция с элементами лабораторной работы с документами

14

Князь Игорь и княгиня Ольга

1

Обзорная лекция с элементами лабораторной работы с документами

15

Святослав Игоревич

1

Обзорная лекция с элементами лабораторной работы с документами

16

Князь Владимир и Крещение Руси

1

Практическое занятие с элементами дискуссии

17

Ярослав Мудрый –великий князь Киевский

1

Обзорная лекция с элементами лабораторной работы с документами

18

Владимир Мономах. Последние годы великой державы

1

Обзорная лекция с элементами лабораторной работы с документами

19

Истоки и особенности развития древнерусской культуры

1

Изучение материала на основе сообщений учащихся

20

Юрий Долгорукий

1

Лабораторная работа  на основе исторических источников

21

Андрей Боголюбский – князь Владимирский

1

Лабораторная работа  на основе исторических источников

22

Всеволод Большое Гнездо – великий князь

1

Лабораторная работа  на основе исторических источников

23

Русские князья и золотая Орда: покорность или борьба

1

Практическое занятие с элементами дискуссии

24

Александр Невский

1

Лабораторная работа  на основе исторических источников

25

Культурное наследие русских земель.

1

Изучение материала на основе сообщений учащихся

26

Иван Данилович Калита – Великий князь московский

1

Лабораторная работа  на основе исторических источников

27

Дмитрий Донской

1

Лабораторная работа  на основе исторических источников

28

Куликовская битва

1

Работа с картой с элементами работы с документами и дискуссии

29

Сергий Радонежский

1

Обзорная лекция с элементами лабораторной работы с документами

30

Иван III – «Государь всея Руси»

1

Лабораторная работа  на основе исторических источников

31

Свержение Ордынского ига

1

Работа с картой с элементами работы с документами

32

Иван  VI Грозный

1

Лабораторная работа  на основе исторических источников

33

Оценка событий современными историками.

1

Практическое занятие с элементами дискуссии

34,35

Урок - зачёт

2

 Ученическая конференция

 

 

 

 

 

Содержание программы

Введение. ( 1ч )

 Предмет исторической науки. Место истории в системе наук. Географический фактор в истории России. Роль человека в историческом процессе.

Тема I.  Прошлое России в источниках и трудах историков ( 4ч )

Летописи и жития святых. Летопись как исторический источник, «Повесть временных лет», Ипатьевская летопись, жития святых как исторический источник.

Источники неславянского происхождения. Византийские источники, скандинавские источники, арабские источники, труды готского историка Иордана.

Возникновение Отечественной истории как науки. В.Н.Татищев –автор «Истории Российской», Н.М.Карамзин и «История государства Российского», С.М.Соловьёв – автор «Истории России с древнейших времён», Н.И Костомаров и «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей», В.О. Ключевский и его исторический труд «Курс русской истории».

Ключи к тайнам истории. Археология Древней Руси. Русская нумизматика. Русские печати. Гербы русских городов. Палеография, хронология, ономастика, метрология и генеология.

 

Тема II. О славянах и других народах, составивших государство Российское. ( 3ч )

 Происхождение славян. Эпоха Великого переселения народов. Венеты, анты и склавины. Славяне на Дунае. Русская летопись о расселение славян. Соседи славян. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков.

О физическом и нравственном характере славян. Их природное сложение и свойства. Поселения и жилища. Хозяйство древних славян. Одежда и украшения. Быт и нравы. Право и суд. Правовые обычаи. Война и военное искусство. Маврикий Стратег и Прокопий Кесарийский о славянах.

Верования восточных славян. Славянское язычество. Боги, идолы и святилища. Славянская мифология. Низшие духи. Представления о мире. Праздники и земледельческий календарь. Жизнь и смерть. Семейные обряды и погребальные обычаи. Жертвоприношения. Византийские историки и русские летописцы о восточных славянах.

 

Тема III. От племени к государству. ( 3ч )

Первые славянские государства.  Великая Моравия. Протоболгары и славяне. На западе Балкан.  Польское Поморье.  Полабские славяне.

«Откуда русская земля стала есть…». Легенда о призвание       варягов и происхождение Руси. Русь и Россия. Греческое имя Руси. Н.М. Карамзин о происхождение Руси. С.Ф. Платонов о              происхождение руси. Б. А. Рыбаков о Руси.                                                  Киев – столица древнерусского государства. Кий – легендарный основатель Киева. «Повесть временных лет» и «История государства Российского» о возникновение Киева. Исследования В.О. Ключевского об основателе Киева и о значении Киева в образование Киевской Руси.

 

Тема IV. Первые Рюриковичи глазами летописцев. ( 8 ч )

Призвание варягов. «Повесть временных лет» о призвание варягов на Русь. Н.М.Карамзин о проблеме призвания варягов. Научные дискуссии о становлении государственности у восточных славян и «призвании варягов».Легендарное и реальное в призвании варягов.

Олег-первый князь древнерусского государства. Завоевания Олеговы. Объединение Новгорода и Киева. Поход Олега на Царьград. Договор русских с греками. Гибель князя Олега. Б. А. Рыбаков о правлении Олега.

Князь Игорь и княгиня Ольга. Игорь – сын Рюрика. Явление печенегов. Походы Игоря в Византию. Бунт древлян. Гибель князя и месть Ольги. Первые реформы и крещение Ольги. С.М. Соловьёв о княгине Ольге.

Святослав Игоревич. Малолетний воин. Дружина Святослава. Походы Святослава. «Ты, князь, чужой земли ищешь!..». «Не посрамим земли русской!». Бой у Днепровских порогов. Из воспоминаний византийского историка X века Льва Диакона о Святославе. Мнения историков о Святославе.

Князь Владимир и крещение Руси. Родители Владимира. Владимир – язычник. О выборе веры. Русь принимает христианство. Политика Владимира. Кончина Владимира. С.М. Соловьёв о личности Владимира. Н.И.Костомаров о князе Владимире Святом.

Ярослав Мудрый – великий князь Киевский. Языческое детство Ярослава. Почему Ярослава назвали Мудрым. «Русская Правда». Сыновья и внуки Ярослава. Завещание Ярослава детям. М.Н. Карамзин о Ярославе Мудром. В.О.Ключевский о  разделе земли Ярославом Мудрым. С.М.Соловьёв о Ярославе Мудром. 

Владимир Мономах. Последние годы великой державы. Мономах – великий князь Киевский. Шапка Мономаха. Из «Поучения» князя Владимира Мономаха своим детям. «Каждый держит отчину свою». Н.И. Костомаров и Б.А.Рыбаков о Владимире Мономахе.

Истоки и особенности развития древнерусской культуры.

Изучение археологами истории Киевской Руси. О роли веча в истории Древней Руси. Развитие предпринимательства на Руси. Меры длины и веса в Киевской Руси. Первые славянские деятели христианской церкви: Климент Охридский. Войтех. Митрополит Иларион и Феодосий Печерский.  Святые Древней Руси. «Из всех земель все мастера».

 

Тема V. Личности и деяния князей Руси Удельной.( 6ч )

Юрий Долгорукий. Юрий - князь Ростово – Суздальский. Первое известие о Москве. Юрий Долгорукий – великий князь Киевский. Из «Ипатьевской летописи» о Юрии Долгоруком. М.Н.Карамзин «Великий князь Георгий, или Юрий Владимирович, прозванием Долгорукий».

Андрей Боголюбский – князь Владимирский. Военные походы Боголюбского. Заговор. Дробление на уделы. Н.М.Карамзин и В.О.Ключевский об Андрее Боголюбском. Н.И.Костомаров «Русская история». Повесть об убиении Андрея Боголюбского.

Всеволод Большое Гнездо – великий князь. Борьба с боярами. Н.М. Карамзин о князе Всеволоде. В.О.Ключевский «Всеволод Большое Гнездо»

Русские князья и Золотая Орда: покорность или борьба. И.Б.Греков, Ф.Ф. Шахмагонов о битве на р.Калке. Из «Никоновской и Ипатьевской» летописи о нашествии татар. Повесть Слово о погибели Русской земли. О Евпатие Коловрате. Летописное свидетельство о взятии Киева. Дискуссия об ордынском иге в российской историографии. С.Ф.Платонов о князьях северо – восточной Руси в XIIIXIV вв. и влияние татар на политическое состояние Руси.   

Александр Невский. Повесть о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра. Из «Симеоновской летописи» о событиях Невской битвы и битвы на Чудском озере. Н.И.Костомаров «Князь Александр Ярославич Невский».Церковная политика Александра. Н.М. Карамзин о деятельности Александра Невского. А.С.Орлов о приезде Александра в Орду.

Культурное наследие русских земель. Оценки событий современными историками. «Москва! Как много в этом звуке…». Гипотезы о происхождении названия Москва. Из истории Московских словечек. Жанры древнерусской литературы. Монахи Киево – Печерского монастыря (Нестор, Антоний, Феодосий). Святыни Отечества. Из истории подделок.

 

Тема VI. От Руси – к России, от Господина к государю. ( 8ч )

Иван Данилович Калита - Великий князь московский. Н.И.Костомаров «Московские князья братья Даниловичи». «Собирание русских земель» из Тверской летописи, из Новгородской первой летописи, из Никоновсой летописи, из Псковской второй летописи. Н.М.Карамзин о правлении Ивана Калиты.

Дмитрий Донской. Юность князя. С.М. Соловьёв и Н.И.Костомаров о личности князя. Н.М.Карамзин о Дмитрии Донском.                    Куликовская битва. А.Л.Никитин «Одиссея А.Пересвета».Из «Сказания о мамаевом побоище». Н.С.Борисов о Куликовской битве. В.О. Ключевский и С.М.Соловьёв о значение сражения на Куликовом поле. Дискуссия современных историков о Куликовской битве. «Задонщина» о Куликовской битве.

Сергий Радонежский. Житие Сергия Радонежского. В.О.Ключевский о трёх святых на Руси (митрополите Алексии, Сергии Радонежском, и Стефане Пермском) С.М.Соловьёв и Н.И Костомаров о Сергии Радонежском.

Иван III – «Государь всея Руси». Женитьба Ивана и новые порядки в Кремле. Державные деяния Ивана III. И.Д. Иловайский о               походе Ивана III на Новгород.  В.О. Ключевский о собирании русских земель Иваном III и Василием II.  А.Е Пресняков об Иване III.             Н.М. Карамзин и Н.И Костомаров о деятельности Ивана III.                                       Свержение ордынского ига. Из письма ростовского архиепископа Вассиана Ивану III. Повесть о стоянии на Угре. Из «Послания на Угру Вассиана Рыло». «Софийская вторая летопись» о конце татарского ига.

Иван IV Грозный. Родители Ивана Грозного. Трудное детство. Михалон Литвин об управлении Ивана Грозного. М.Н. Карамзин и Н.И Костомаров об Иване VI. Виппер об историческом образе Ивана Грозного. «Никоновская летопись» о деятельности Ивана Васильевича. А.А.Зимин, А.Л. Хорошкевич «Россия времени Ивана Грозного».

Оценка событий современными историками. Из истории русского предпринимательства. Система мер и весов, деньги в XVXVI вв. Геральдика и палеография в XVXVI вв. С.Ф. Платонов о концепции «Москва – третий Рим». Формирование национального самосознания русского народа.

  Урок – зачёт (2ч )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Борзова Л.П. Игры на уроке истории.Москва.: «Владос» 2019.

2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. Москва.: «Владос» 2001.

3.Карамзин Н.М. Предания веков Москва .: «Правда»  1989.

4.Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России VIIIXVвв. Москва 1997

5.Ключевский В.О. Сочинения. Курс русской истории. Москва. 1995.

6.Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей.  Москва 1998.                                                                                                                                                 7. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. Москва.: «Владос» 2019.

8. Лукьянова М.И.,Разина Н.А. Личностно ориентированный урок: конструирование и диагностика. Москва.: «Педагогический поиск» 2016.

9. Полнер Е.Д. Книга для чтения по истории. Дидактический материал к урокам истории. Санкт-Петербург.: 1997.

10. Полнер Е.Д. История России с древнейших времён до XIX века. Санкт-Петербург.: 1996.

11.Преображенский А.А.  История раскрывает тайны. Москва. 2010.

Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. Москва. 1988.                                      12. Смирнов С.Г. Задачник по истории России. Москва.: «Международные отношения» 2005.

13. Федорчук И.А. История. Интеллектуальные игры для школьников. Ярославль «Академия развития» 2018.

14. Шевченко Н.И. Преподавание истории в 6 классе. Сценарии тематических уроков. Москва.: «Аркти» 2017.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Программа курса внеурочной деятельности по истории

Программа курса внеурочной деятельности по истории

России с древнейших времён до конца

России с древнейших времён до конца

Целью данного курса является развитие познавательного и творческого потенциала учащихся, формирование умений критического осмысления и анализа событий и исторических фактов, расширение кругозора, вовлечение школьников в…

Целью данного курса является развитие познавательного и творческого потенциала учащихся, формирование умений критического осмысления и анализа событий и исторических фактов, расширение кругозора, вовлечение школьников в…

Программа составлена в соответствии с проблемно – хронологическим подходом к построению содержания

Программа составлена в соответствии с проблемно – хронологическим подходом к построению содержания

Учебно – тематический план № п/п

Учебно – тематический план № п/п

Владимир Мономах. Последние годы великой державы 1

Владимир Мономах. Последние годы великой державы 1

Содержание программы Введение

Содержание программы Введение

Князь Игорь и княгиня Ольга.

Князь Игорь и княгиня Ольга.

Тема VI . От Руси – к России, от

Тема VI . От Руси – к России, от

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1

Программа курса внеурочной деятельности по истории России с древнейших времён до конца XVI века

Программа курса внеурочной деятельности по истории России с древнейших времён до конца XVI века
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2022